Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/business/ec_bus/small_business/pa0006




Предпринимательство

23.03.2001 [отчет] [ Черняков А.А. ]




Задачей исследования было проведение свободных интервью с участниками панели, в ходе которых тестировались понятия "предпринимательство", "предприниматель".

Характеристика исследования

Целью проекта является изучение дискурса рядовых россиян – языка, который используют респонденты, обсуждая и анализируя реформы и все, что с ними связано.

С этой целью проводится цикл панельных опросов.

Число участников каждого опроса – 810 респондентов.

Опросы проводятся в 27 городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Архангельске, Владивостоке, Владимире, Волгограде, Воронеже, Екатеринбурге, Казани, Калининграде, Кемерово, Краснодаре, Красноярске, Курске, Мурманске, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Омске, Перми, Ростове-на-Дону, Самаре, Ставрополе, Твери, Ульяновске, Хабаровске, Челябинске, Ярославле.

К исследованию привлечены 24 региональных партнера Фонда "Общественное мнение".

Сроки проведения опроса – с 3 по 12 октября 2000 года.

Предпринимательство: общие представления

Предпринимательство – одна из неотъемлемых составляющих социально-экономической практики современной России. С ним так или иначе, прямо или косвенно сталкивается сегодня едва ли не каждый россиянин. В то же время массовые представления о предпринимательской деятельности, как показал проведенный опрос, сочетают трезвые суждения с далекими от реальности стереотипами. Эту двойственность мы и попытаемся проследить.

Начнем с характеристики самого понятия "предпринимательство", вырисовывающейся из полученных ответов.

"Скажите, пожалуйста, что такое предпринимательство, в чем оно состоит? Существовало ли, на Ваш взгляд, предпринимательство при советской власти, и если да, то чем оно сегодня отличается от прежнего?"

Заметим прежде всего, что ответы на этот вопрос в большинстве случаев лишены оценочной окраски: преобладают более или менее удачные определения, а не оценки.

В самом общем виде предпринимательство – это, по мнению респондентов, "бизнес, способ зарабатывания денег", "один из способов добывания средств к существованию". Основные его особенности заключаются, во-первых, в проявлении личной инициативы, во-вторых, в экономической самостоятельности по отношению к государству.

Предпринимательство – это свое дело, которое открывает человек. Оно состоит в том, чтобы предоставлять населению какие-нибудь услуги или обеспечивать товарами и продуктами...
Предпринимательство – вид деятельности, направленный на получение прибыли путем предоставления услуг или выполнения определенного вида работ...
Предпринимательство – это когда человек работает сам на себя: сам себе хозяин, работник, бухгалтер и т.д. Крупный предприниматель имеет наемных работников...
...Предпринимательство – это что-то частное, рынок.
Предпринимательство – это когда люди занимаются своим делом независимо от государства, вкладывают свои деньги. Прибыль тоже остается у них, и за это они платят государству налоги...
Предпринимательство представляет собой инициативную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли...

Подчеркнем: говоря о предпринимательстве, респонденты, как правило, имеют в виду средний или – чаще – мелкий бизнес.

Для многих участников опроса предпринимательство ассоциируется прежде всего с торгово-посреднической деятельностью (а также со сферой услуг). О сфере производства речь идет существенно реже. Видимо, причина в том, что на бытовом уровне рядовой россиянин чаще всего сталкивается с предпринимательством именно в системе отношений "продавец – покупатель". Отсюда и распространенное представление о том, что предпринимательская деятельность – это "сплошь торговля". А в ряде ответов российское предпринимательство – по крайней мере нынешнее– даже впрямую противопоставляется производству. Причем в этом случае нейтрально-описательные характеристики нередко сменяются оценочно-негативными, где ключевое слово – "спекуляция".

Предпринимательство – это частный бизнес. Оно состоит в купле-продаже. Есть и такие, которые создают что-то, но это крайне редко...
Предпринимательство – это свое дело, частное предприятие, которое занимается либо торговлей, либо какими-нибудь услугами. Платят налоги...
Здесь купил, там продал, при этом не производя ничего...
Предпринимательство – это теперешний бизнес, когда почти все перепродают товар, спекулируют и крупно "навариваются"...
Где-то, наверное, взял, а здесь продал. Раньше это спекуляцией называлось, а теперь – предпринимательство...

Дополнительный материал для характеристики массовых представлений о сегодняшнем предпринимательстве дают ответы на вторую часть вопроса – о том, существовало ли оно при советской власти, и если да, то чем отличалось от нынешнего.

Наиболее часто высказывается мнение, что предпринимательская деятельность существовала и в советское время, но нелегально, а если и легально, то в гораздо меньших масштабах. Предпринимательскую практику советских времен многие участники опроса склонны сводить либо к разрешенному кустарно-ремесленному труду (мелкий ремонт и т.п.), либо к запрещенной перепродаже дефицитных товаров (в основном та же "спекуляция", о которой чаще всего говорится просто как о факте, без осуждения). Упоминания о теневой экономике советских времен весьма редки.

...При советской власти оно существовало, но в меньшей мере и нелегально.
Сегодняшнее предпринимательство законное, а раньше было подпольное, наказуемое.
...При советской власти было, но считалось все незаконным. Мало было мастеровых сапожников, ключников. Много они ничего не делали, копейки делали. Сейчас все открыто, свободно – торгуй, спекулируй...
...При советской власти такие люди считались спекулянтами, они не поощрялись и их не показывали.
При советской власти была теневая экономика, но это все скрывалось. А сейчас это легально...

Некоторые респонденты с явным удовлетворением отмечают, что при советской власти "спекуляция" преследовалась, и возмущаются, что теперь она разрешена в широких масштабах. В таких высказываниях отчетливо ощутимы настроения радикально-коммунистического толка.

При советской власти спекуляция была, и за это наказывали. Ничем не отличается. Только раньше наказывали, а сейчас способствуют спекуляции.
...Были они и при советской власти, их садили и правильно делали. Их легально разрешили в настоящее время, безнаказанно занимаются спекуляцией.
В советскую жизнь таких спекулянтов сажали и правильно делали. А сейчас власть – это те же воры, предприниматели...
...При советской власти оно существовало, государством не поощрялось, спекулянты были презираемы, изгонялись со своих торговых мест. Сейчас страна – большой базар.

Реже встречается мнение, что предпринимательства при советской власти вообще не было. Одни объясняют это тем, что прежний социально-экономический уклад его в принципе не допускал, карая за попытки предпринимательства. Интереснее другой довод (правда, нечасто встречающийся): настоящий бизнес основан на "легитимных" отношениях с государством, поэтому неузаконенную, подпольную экономическую деятельность, существовавшую при советской власти, считать предпринимательством нельзя. Обратимся к цитатам.

При советской власти предпринимательства не было и "частная лавочка" каралась законом...
При советской власти не было предпринимательства. Все было общее.
...При советской власти их не было – все было государственное.
Предпринимательства при советской власти не было. Предприниматель – он имеет свидетельство, какую-то бумагу на право купли-продажи.
...На мой взгляд, при советской власти не было – были, но оно не было легализировано. Теперешние отличаются тем, что сейчас созданы законы, и то, что раньше называлось спекуляцией, сейчас бизнес.

Некоторые респонденты, говоря о предпринимательстве при советской власти, ссылаются на период НЭПа – и, по всей видимости, не только потому, что тогда оно было "легитимизировано" больше, чем в какие-либо иные годы советской истории. Другая причина, подчеркиваемая в ряде ответов, состоит в том, что предприниматели 20-х годов по сравнению с нынешними гораздо больше занимались производственной деятельностью.

Во время НЭПа было, производители были, а не просто перекупщики – купи-продай. Сейчас предпринимательство – это торговля, мало производится.
...В советское время было, во времена НЭПа. От нынешнего отличалось тем, что тогда производили, а сейчас покупают и продают.
...Тот же НЭП, при котором сами производили, а сейчас только перепродают заграничное.

Отвечая на рассматриваемый вопрос, респонденты, как мы видели, иногда спонтанно привносили в свои суждения оценочные элементы. Но специальному выявлению оценок ими предпринимательства были посвящены другие вопросы анкеты. К рассмотрению ответов на них мы и переходим.

За и против

Как известно, история новейшего российского предпринимательства пока непродолжительна. Само его становление явилось вначале симптомом, а затем следствием распада советской социально-политической системы со всеми присущими ей идеологическими стереотипами, среди которых негативный стереотип "частного предпринимательства" занимал далеко не последнее место. В силу этого отношение к постсоветскому предпринимательству еще сохраняет сегодня на уровне массового сознания определенный "потенциал проблемности", что и подтвердили результаты опроса.

"Нужно ли, на Ваш взгляд, развивать предпринимательство в России, и если да, то зачем? Насколько это важно для экономики и жизни страны?"

Большинство респондентов убеждено, что развивать в России предпринимательство нужно. В обоснование этого мнения приводятся достаточно разнообразные аргументы, которые мы разделим с известной долей условности на две основные группы: неспецифические и специфические. Первая группа доводов справедлива не только для предпринимательской деятельности, тогда как вторая характеризует достоинства именно предпринимательства.

К неспецифическим можно отнести следующие аргументы. Благодаря предпринимательству: 1) создаются новые рабочие места, уменьшается безработица; 2) увеличивается объем налоговых поступлений в бюджет страны; 3) появляется больше товаров и услуг; 4) соответственно снижаются цены на них; 5) уменьшается потребность в импортной продукции. Приведем в качестве иллюстраций к перечисленному некоторые высказывания респондентов.

...Это очень важно, так как поступают налоги в казну. Опять же занятость рабочих мест.
Нужно, потому что будет больше товаров и услуг, а значит, будет больше налогов, которые будут в казне...
Соответственно, чем больше предпринимателей, тем больше они будут платить налогов...
Конечно, нужно. Увеличится ассортимент – и будут снижаться цены. Рынок будет насыщаться российскими товарами.
Нужно развивать предпринимательство в России, так как меньше будет ввоза товара.

Что касается специфических аргументов, то наиболее общий из них заключается в том, что предпринимательство сегодня частично берет на себя функции госсектора экономики, который по-прежнему находится в состоянии упадка. Кстати сказать, в силу этого и приведенные выше неспецифические доводы ситуативно оказываются доводами в поддержку именно предпринимательской деятельности.

Другие аргументы в пользу предпринимательства, отнесенные нами ко второй группе, сводятся в основном к следующему: 1) преодолевается монополизм в экономике, формируется конкурентная среда, стимулируется развитие рыночных отношений; 2) развиваются (главным образом благодаря "малому бизнесу") те сферы рынка товаров и услуг, где государственная экономика недостаточно мобильна и эффективна; 3) из-за меньших по сравнению с госсектором накладных расходов предпринимательство ведет к снижению себестоимости продукции; 4) труд на себя более эффективен и открывает перед предпринимателями простор для самореализации, проявления творческой энергии и инициативы. Вновь обратимся к цитатам:

...Если государство чего-то не может, то пусть хоть предприниматели делают.
Предпринимательство – это развитие рынка, меньше монополистов, гибче цены...
Нужно развивать предпринимательство, чтобы не было государственной монополии и на услуги, и на разные товары...
Нужно: чтобы лучше жить, нужна конкуренция. Чем больше производят, тем меньше цена...
Есть много мелких дел – государство не занимается, а мелкий предприниматель стал бы.
...Предприниматель всегда будет продавать по более низкой цене, чем государство.
...Люди на себя работают лучше, чем на дядю.
Однозначно – да. Частные хозяйства всегда эффективнее, чем государственные. Пример – дачные участки, на которых урожай выше, чем в колхозах...
Рачительный хозяин – предприниматель, фермер. Надо поощрять рачительных хозяев.
...Среди предпринимателей много умных и талантливых людей, которые сейчас получили возможность реализовать свой потенциал.

Те, кто полагает, что развивать предпринимательство не нужно, составляют среди опрошенных явное меньшинство. Их позиция сводится по существу к ностальгии по советским временам, с характерным для них тотальным огосударствлением экономики.

Это не та страна, в которой должно быть предпринимательство. Здесь все должно быть централизованно и принадлежать государству...
Не нужно. Нужно поднимать заводы и фабрики – тогда и предпринимательство не нужно.
Не нужно развивать. Надо уничтожить предпринимательство, а сделать колхоз и совхоз.
Я против этого. Надо развивать государственную торговлю, а не частную...
Я считаю, раньше было все государственное, никакого предпринимательства, и лучше жили мы, все было, цены были одинаковые.

К этой группе ответов примыкают высказывания тех респондентов, которые занимают в данном вопросе двойственную позицию. Они не против предпринимательства в принципе, но их в той или иной мере не устраивает сегодняшняя предпринимательская практика, и чаще всего – все тот же ее "торговый уклон".

Если это товаропроизводители, то да, они работают на экономику страны, а перекупщики обогащают только себя.
Я считаю, что фермеров нужно поддерживать и развивать, а которые привозят из Турции и Москвы и нам перепродают – их можно поприжать.
Не знаю. Может, и нужно, но не такое, как у нас, а честное.
У нас такая особенная страна, что все это чревато. Вообще-то это дело хорошее, но, мне кажется, не в нашей стране. Не то мы не доразвились до уровня других стран, где с предпринимательством все нормально, не то еще что-то, но у нас как-то все не как у людей. Условий нет, поэтому и пользы реальной особенной нет.

В несколько ином смысловом ракурсе отношение к предпринимательству зондировалось по ответам на следующий вопрос анкеты:

"Как относятся Ваши знакомые, люди вокруг Вас к предпринимательству, предпринимателям? Что говорят по этому поводу"

Отметим прежде всего, что респонденты чаще говорят о положительном отношении окружающих к предпринимательству, чем об отрицательном. Доводы одних и других – в основном те же, что приводились выше. Поэтому не будем их повторять, а ограничимся цитированием характерных суждений.

Мнения тех, кто считает, что люди в основном относятся к предпринимательству положительно:

Положительно относятся, все понимают, что чем больше товаров и услуг, тем лучше. Есть выбор, и цены могут быть разные.
Люди в основном относятся положительно, потому что прекрасно понимают, что за этими людьми будущее, что только они способны восстановить нашу экономику.
Что говорят люди по поводу предпринимательства, не могу сказать, а вот как относятся – больше верят предпринимателю, кто ответственен за свою работу, чем к безответственному государству.
Положительно относятся к предпринимателям, так как они трудятся для себя и своих семей.
Положительно. Они и сами хотели бы заниматься бизнесом, но нет денег на развитие или открытие своего дела.
Нормально, по-разному. Даже моя бабка занялась бы этим. Возможности нет, денег начальных, и не знает, с чего начать.

А вот высказывания тех респондентов, по мнению которых люди относятся к предпринимательству в основном отрицательно:

Людям не нравятся предприниматели, так как они зажиточные, люди завидуют.
Если честно, то в большинстве своем многие – со злой завистью.
Со злостью. Считают, что из-за предпринимателей такие высокие цены, и расходы поэтому не совпадают с доходами.
Ни одного хорошего слова я о них не слышала – говорят, что это все ворье, обманщики и жулики.
Отрицательно. Говорят, что люди хорошо умеют воровать и обманывать народ.

Как видно из приведенных ответов, некоторые говорят, о зависти и злости по отношению к предпринимателям. Понятно, почему об этом говорится в ответах именно на данный вопрос: речь идет о таких чувствах, которые легче приписать другим, чем себе.

Кроме полярных точек зрения – за и против – в полученных ответах достаточно широко представлены мнения тех, кто отмечает дифференцированное отношение людей к предпринимательству. На этой группе ответов имеет смысл остановиться подробнее.

Прежде всего здесь вновь встречается уже знакомый нам мотив: поддержка предпринимательства в принципе, но настороженная или неодобрительная реакция на нынешнюю предпринимательскую практику.

Люди к самому предпринимательству относятся спокойно, не осуждают, а вот к предпринимателям – в зависимости от человека. Ведь есть хозяева, которые не платят зарплату поработавшему на него человеку. Такого, конечно же, очень не любят.
Знакомые относятся положительно к такому явлению, как предпринимательство, но к предпринимателям относятся двояко. Потому что конечная цель деятельности предпринимателя – это получение личной выгоды.

Не исключено, что, противопоставляя предпринимательство и предпринимателей, некоторые респонденты тем самым обнаружили несбалансированность собственной позиции в данном вопросе. Дело в том, что, с одной стороны, предпринимательство сегодня официально санкционировано и одобряемо, с другой – может по тем или иным причинам вызывать неприятие, отторжение на личностном уровне. Возникающую в этом случае ситуацию когнитивного диссонанса один из респондентов сформулировал так:

Положительно – по их словам, отрицательно – в душе.

Судя по полученным ответам, отношение к предпринимателям зависит и от сферы их деятельности: негативно воспринимаются чаще всего те из них, кто сопричастен, во-первых, к торговле (знакомый мотив!), во-вторых – к крупному бизнесу.

Довольны сферой услуг, но недовольны предпринимателями – перекупщиками на рынках.
Относятся спокойно и с определенной симпатией и уважением, но опять же к тем, кто что-то производит, а не перепродает.
В целом нормально. Многие жалеют мелких предпринимателей – их "душат". А бизнесменов все ругают. Нельзя без воровства да за свой счет нажить такие средства.
Я считаю, что положительно относятся к мелкому предпринимательству, а к крупным – большое негативное отношение. Откуда такие средства? Значит, это куплено на ворованные, нечестным путем нажитые деньги.

Иногда респонденты подчеркивают различия в эмоциональном отношении окружающих людей к предпринимательству (причем здесь снова всплывает тема зависти):

Кто как относится. Есть завистливые, что кому-то повезло. А есть равнодушные: молодец человек, добился, чего хотел.
Кто-то предпринимателям завидует. Кто-то жалеет их из-за тяжелой работы.

Но, пожалуй, чаще всего в этой группе ответов упоминается о несходстве отношения к предпринимательству разных слоев населения, и главным образом – возрастных групп:

По-разному, в зависимости от менталитета. Среди пожилых – часто ругают, среди молодых – приветствуют.
Молодые поддерживают, а люди пожилого возраста относятся негативно. Называют ворами и жуликами.
По-разному. Пожилые тяготеют к прошлому. Молодежь поддерживает.
У всех взгляды разные: кто-то хвалит, коммунисты старые ругают.
Интеллигентные люди к предпринимателям относятся положительно, а необразованные – отрицательно, с завистью.

Приведенные ответы подтверждают тот факт, что в обществе происходит процесс переоценки отношения к предпринимательству и что пока он далек от завершения. Вместе с тем для определенной части респондентов это отношение уже утратило проблемную остроту – предпринимательство стало восприниматься как одна из естественных сторон экономической жизни. И показательно, что нейтральные ответы на рассматриваемый вопрос встречаются довольно часто. Приведем несколько высказываний такого рода:

Нормально относятся. Кто может заниматься предпринимательством, пусть занимается. Ничего такого особенного не говорят.
Уже нормально.
Чистого предпринимательства у нас нет, в основном – все связанное с реализацией продуктов. Народ относится к этому спокойно. Если есть возможность – пусть зарабатывают, не воруют же...
Люди вокруг меня к предпринимателям относятся спокойно – не осуждают и не завидуют.

Предприниматель: социальный портрет

До сих пор речь шла преимущественно о предпринимательстве как определенном виде экономической деятельности. Теперь несколько сместим акценты и сосредоточимся на отношении участников опроса к самому предпринимателю как определенному социальному типу. И прежде всего посмотрим, является ли предприниматель на уровне массового сознания положительным или отрицательным героем.

"Как, по Вашему мнению, влияют предприниматели на экономику и жизнь страны – положительно или отрицательно? В чем это выражается?"

Аналогичный вопрос был задан респондентам в ходе недавнего общероссийского опроса населения (Здесь и дальше будут приведены данные одного из еженедельных общероссийских опросов населения, проводимых по репрезентативной выборке в 56 населенных пунктах 29 областей, краев и республик всех экономико-географических зон России. Интервью по месту жительства. Размер выборки – 1500 респондентов. Опрос проводился 21 – 22 октября 2000 года.

Полное распределение ответов по всем социально-демографическим, социально-психологическим и электоральным группам см. на стр. 29 – 30.). Судя по полученным ответам, двое из каждых пяти россиян считают, что предприниматели в целом положительно влияют на жизнь страны (41%). Противоположное мнение высказывается чуть реже (37%). При этом довольно многие пока не определили своего отношения к предпринимателям и потому затруднились с ответом (22%). Добавим, что доля положительно оценивающих роль предпринимательства в жизни страны ощутимо увеличивается при переходе от старших к младшим возрастным группам, а также с ростом уровня образования и дохода респондентов; среди горожан она выше, чем среди сельских жителей.

Некоторое доминирование положительных оценок экономической роли предпринимателей над отрицательными наблюдается в панельном опросе. При этом в заслугу предпринимателям ставится, во-первых, то, что они насыщают рынок товарами и услугами, а во-вторых, то, что, платя налоги, тем самым пополняют госбюджет.

Интересно, что многие респонденты приводят либо один, либо другой из двух этих аргументов. Складывается впечатление, что часть опрошенных рассматривает саму предпринимательскую деятельность как нечто внешнее по отношению к экономике, а не как ее часть. Видимо, для таких респондентов экономика – это практически только то, что связано с макромасштабом государства, в частности, с бюджетом. Для других же в деятельности предпринимателей важен прежде всего именно микромасштаб – обеспечение потребителей товарами и услугами. А уплата предпринимателями налогов для таких людей малозначима, поскольку не имеет отношения к потребительской практике. Приведем высказывания тех и других.

Мнения сторонников "государственнического подхода":

Предпринимательство влияет положительно на экономику и жизнь страны. Они отчисляют в бюджет государства деньги.
Если предприниматели платят налоги, значит, положительно влияют, потому что эти деньги идут в казну страны.
На экономику – положительно. Платят налоги – основное.
Вообще, положительно. Чем больше предпринимателей, тем больше налогов в бюджет. Повышается зарплата бюджетникам.
Положительно, так как налоги и отчисления идут в бюджет, от них – пенсии и зарплаты.

Мнения сторонников "приватного подхода":

Положительно, потому что они работают на рынок потребителя.
Они влияют положительно. У них все можно купить.
Естественно, положительно. Выражается в повышении разнообразия сферы услуг.
...Приближение рынка к покупателю.

Разумеется, нередко участники опроса приводили оба указанных аргумента, но нам важно было подчеркнуть наличие в общественном мнении по данному вопросу полярных критериев оценки.

На других аргументах в поддержку предпринимателей (создание новых рабочих мест, формирование конкурентной среды в сфере экономической деятельности и др.) мы останавливаться не будем, поскольку об этом уже говорилось раньше.

Те, кто оценивает роль предпринимателей в жизни страны отрицательно, обычно критикуют их за эгоизм и стяжательство, а также за уклонение от уплаты налогов. Упомянутый выше "приватный подход", учитывающий реальную потребительскую ценность производимых предпринимателем товаров и услуг, для таких респондентов нехарактерен. Вот несколько типичных ответов:

Предприниматели отрицательно влияют на экономику, они для себя все делают, а не для государства.
Сейчас влияют отрицательно (в основном это перекупщики, их большинство), так как пытаются уйти от налогов.
На экономику предприниматели отрицательно влияют. Доходы идут предпринимателю, а не государству.

Встречаются среди полученных ответов и амбивалентные оценки деятельности предпринимателей. Мы не будем останавливаться на тех случаях, когда эта амбивалентность обусловлена сочетанием уже рассмотренных выше противоречивых оценочных позиций. Но в некоторых высказываниях двойственность, противоречивость точки зрения респондента связана с осознанием объективной двойственности, противоречивости того положения, в котором находятся сегодня российские предприниматели. В дальнейшем мы еще вернемся к этой теме, а пока ограничимся немногими цитатами.

Смотря в каких отраслях – в разных по-разному.
Вначале у них подход положительный, а в конце – отрицательный. Как деньги кончаются, всех людей разгоняют. Ненадежная сфера деятельности. В целом пока влияние на экономику положительное. Можно к ним сунуться поработать, но ненадолго – они больше о себе заботятся.
Ответ двоякий. С одной стороны – положительно, а с другой – при наших законах и при нашей власти все идет во вред. Положительность выражается в том, что люди ищут, чтобы что-то сделать и продать свой труд. Отрицательность в том, что они вынуждены давать взятки, нарушать закон, вредить окружающей среде.

Следующий вопрос анкеты был непосредственно направлен на выявление сложившегося в массовом сознании социально-психологического "образа" предпринимателя:

"Как Вы считаете, зачем люди занимаются предпринимательством? Что это за люди – предприниматели, в чем их особенности?"

Некоторые участники опроса полагают, что никаких особенностей у предпринимателей нет. Но в большинстве случаев респонденты дали на вопрос содержательные ответы. Рассматривая эти ответы, выделим основные группы приписываемых предпринимателям качеств и побудительных мотивов их деятельности.

Мотивы, побуждающие заниматься предпринимательской деятельностью, чаще всего, по мнению респондентов, таковы: 1) стремление к получению высоких доходов, обогащению, наживе; 2) желание добиться независимости, быть самому себе хозяином; 3) потребность в самореализации, в выявлении своих способностей; 4) потеря или неприемлемость условий прежней работы в госсекторе. Как видим, среди перечисленных мотивов есть как позитивные, так и негативные, и нейтральные. Приведем цитаты:

Прежде всего – это способ заработать деньги, а во-вторых – это способ самореализации...
Занимаются предпринимательством, чтобы прокормить себя, заработать деньги и ни от кого не зависеть...
Это люди, работающие сами на себя с желанием как можно больше заработать...
Занимаются для своего обогащения...
Люди занимаются предпринимательством, чтобы самореализоваться...
...Иногда люди вынуждены заниматься частным предпринимательством, потому что потеряли свои рабочие места.

Из личностных особенностей предпринимателей чаще всего упоминаются их волевые и деловые (профессиональные) качества. По мнению респондентов, это люди "энергичные", "целеустремленные", "работоспособные", "деловые", "самостоятельные", "независимые", "контактные", обладающие хорошими "организационными способностями" и т.д. На данной группе качеств акцентируют внимание в основном те, кто относится к предпринимателям с одобрением или во всяком случае толерантно.

О моральных качествах предпринимателей чаще говорят, напротив, те, кто воспринимает их деятельность с неодобрением. Поэтому здесь преобладают такие определения, как "хитрые", "изворотливые", "черствые", "алчные", "бесцеремонные", "бессовестные" и т.п.

Существенно реже упоминаются интеллектуальные качества предпринимателей – но если упоминаются, то в позитивном ключе: "умные", "думающие", "находчивые", "изобретательные" и др.

Нередко высказывается мнение, что занятие предпринимательской деятельностью требует особого призвания.

Кроме личностных качеств, иногда также указывается на необходимость наличия начального капитала.

Приведем несколько цитат, в совокупности своей охватывающих все эти характеристики предпринимателей и пунктирно рисующие их "собирательный образ".

...Отличаются прежде всего решительностью, верой в свои силы и организаторские способности.
Это люди, которые зарабатывают себе на жизнь своим умом, и каждый чувствует себя директором.
...Это умные люди с изюминкой и при деньгах.
У этих людей есть какой-то дар, я думаю, что любой человек этим заниматься не сможет.
Это свойство человека. Одни могут, другие не могут... Это такие же люди, как художники, композиторы...
Конечно, это люди деловые, энергичные, умные и изворотливые.
Для того чтобы открыть свое дело, нужен начальный капитал.
...Меньше комплексов, больше действий.
...У них должна быть хватка: больше урвать.
Это категория людей, которая бесцеремонна, бессовестна, которой все равно, каким образом получать деньги.
...Очень черствые люди, желающие, не вкладывая своего труда, иметь прибыль.

Легко ли быть предпринимателем?

Следующий аспект нашей темы – оценка респондентами условий, в которых сегодня находятся российские предприниматели.

"Как, на Ваш взгляд, относится государство к предпринимательству и предпринимателям – поддерживает или не ПОДДЕРЖИВАЕТ? ОГРАНИЧИВАЕТ или не ограничивает возможности ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВа?"

Здесь мы вновь можем соотнести ответы, полученные в ходе панельного опроса, с результатами опроса общероссийского. Чаще всего россияне придерживаются мнения, что сегодня государство не оказывает поддержки российскому предпринимательству (39%). Несколько реже они заявляют, что предприниматели получают государственную поддержку (33%). И немногим меньше доля тех, кто затруднился ответить на вопрос (28%). Мнение об отсутствии государственной поддержки предпринимательства чаще, чем в среднем, высказывается представителями тех же социально-демографических групп, какие при рассмотрении результатов общероссийского опроса были названы выше. Это молодые, лица с высоким уровнем образования и доходов, городские жители, а кроме того, мужчины (по всей видимости, они в большей степени, чем женщины, ощущают на себе последствия слабой поддержки государством предпринимательства).

Примерно такой же разброс мнений, как в общероссийском опросе, наблюдается и среди участников панельного опроса, но их суждения более дифференцированы. Доля тех, кто говорит о поддержке предпринимателей государством, здесь относительно невелика; значительно чаще высказывается противоположная точка зрения, а очень многие придерживаются промежуточной позиции.

Высказывания респондентов, уверенных в том, что государство оказывает предпринимателям поддержку, обычно лаконичны и редко содержат сколько-нибудь конкретную аргументацию.

Государство поддерживает предпринимателей, не ограничивает их возможностей.
Считаю, что государство предпринимателей поддерживает и ни в чем не ограничивает.
Я думаю, что поддерживает и не ограничивает.
Не ограничивает. Правительство принимает законы, чтобы помочь предпринимателям. Хакамада возглавляет движение предпринимателей. Чтобы запрещали, не слышал.
Государство помогает, дает кредиты, сейчас снизило уровень налогов, но все трудно движется, так как экономика страны лежит на боку.

Те, кто полагает, что государство предпринимателей не поддерживает, в подтверждение своего мнения приводят три основных довода: 1) чрезмерно высокие налоги, побуждающие предпринимателей к сокрытию реальных доходов; 2) отсутствие полноценной и стабильной законодательной базы; 3) чиновничий произвол по отношению к предпринимателям. Вот несколько высказываний на эту тему:

Государство глушит предпринимателей слишком большими налогами, старается выжать из них все, что можно.
Судя по налогам, которыми облагают предпринимателя, его душат. Если их платить все, то раскрутиться невозможно.
Это не поддержка, а издевательство. Предприниматель ограничен несовершенством законодательства.
При Гайдаре поддерживали, сейчас – нет. Вся законодательная и налоговая политика работает на удушение. Все коррумпировано.
Не поддерживает, ограничивает налогами и бюрократической машиной.
...Не поддерживают, забивают, не дают развиваться, особенно фермерам.
Государство не поддерживает особо предпринимателей. Нет законов, поддерживающих предпринимателей. Очень много препон, особенно бюрократических, и очень много у предпринимателей уходит времени и средств на оформление своего дела, на бумажную волокиту.

Респонденты, занимающие по данному вопросу двойственную позицию, как правило, обращают внимание на противоречие между декларируемой государством свободой предпринимательства и отсутствием эффективно действующих механизмов, которые реально обеспечивали бы эту свободу или хотя бы устраняли препятствия на пути к ее достижению. В этой связи чаще всего приводятся те же аргументы, какие встречались в предыдущей группе ответов. Единственное дополнительное соображение – то, что государство, не создавая благоприятных условий для деятельности предпринимателей, тем самым фактически лишает их поддержки. Проиллюстрируем сказанное цитатами.

Поддерживает только с трибун, а на местах ставит палки в колеса, душит налогами. Это ограничивает возможности предпринимателя.
На словах поддерживает, практически – мало. До сих пор нет реально работающих законов, которые помогали бы развитию предпринимательства.
Государство поддерживает предпринимательство на словах, а не на деле, по-крупному без взяток не развернешься. Ограничений нет: если есть деньги и свои люди в верхах, то можно развернуться.
Особенно сильно не поддерживает, но и не мешает. Они только благодаря себе выплывают.
Государство относится к предпринимательству безразлично и тем самым ограничивает возможности предпринимательства, которое вынуждено заниматься нелегальным товарооборотом.

Той же теме – положению российских предпринимателей сегодня, но только в более локальном аспекте – был посвящен и следующий вопрос анкеты:

"Как Вы считаете, в каких условиях сегодня приходится работать предпринимателям? Что больше всего им мешает, какие у них трудности?"

Прежде всего выделим не очень большую, но весьма показательную группу ответов, в которых утверждается, что у предпринимателей трудностей нет. Как видно из содержания ответов, такое мнение чаще всего высказывают люди, настроенные по отношению к предпринимательству отчужденно или попросту враждебно.

У них все нормально, им ничего не мешает, у них нет трудностей.
Условия благоприятные, никто и ничто им не мешает. А трудности есть у всех людей. И у них, наверно, есть, но это их проблемы.
...Я не предприниматель, и знакомых у меня таких нет. Но, думаю, трудностей у них не так много, иначе разбежались бы все. А у нас предпринимательство процветает.
Предприниматели всегда найдут выход: могут цену увеличить, чтобы не прогореть, и всегда будет у них выручка.
Ничего им, этим предпринимателям, не мешает воровать и обманывать людей. Если кто и помешает, сунут кому надо взятку – и опять хорошо. Воруют сколько надо. Трудности у них бывают только между собой: кто больше хапнет, кто не поделился, того взяли и пристрелили.

В большинстве же высказываний отмечаются конкретные трудности, с которыми сталкиваются предприниматели сегодня. Речь идет в основном о тех же проблемах, которые упоминались при ответе на предыдущий вопрос, но здесь их круг несколько шире, а характеристики – обстоятельнее. Поэтому, частично повторяя сказанное выше, перечислим негативные факторы, чаще всего упоминаемые респондентами: 1) финансовые проблемы: чрезмерно высокие налоги, слишком большая арендная плата, трудности с получением ссуд, кредитов; 2) юридические проблемы: несовершенство и нестабильность законодательной базы; 3) социальные проблемы: произвол чиновников, коррупция со стороны проверяющих инстанций и правоохранительных органов, рэкет, незащищенность перед давлением криминалитета. Обратимся к цитатам:

Трудней всего у предпринимателей решается вопрос с налогами. Многие не хотят платить такие большие налоги, ведь тогда денег не хватит на развитие дела.
Мешают непосильные налоги. Не очень их поддерживают, им трудно взять ссуды, кредиты. Потому им сложно.
Работается им трудно, так как у нас неустойчивое законодательство, которое не поддерживает их и не способствует развитию.
...Наши дурацкие законы необоснованные. Нет закона, за который можно держаться, нет четких, ясных законов для всех.
Настоящему предпринимателю очень сложно, мешают им адовы круги получения лицензий и других разрешительных документов, немыслимая налоговая система, всякого рода бандиты.
Самая большая трудность – чиновничий аппарат. Очень много проверяющих, главная задача которых – урвать себе...
Сегодня приходится работать предпринимателям в условиях рэкета – государственного и бандитского. Рэкет – государственный и бандитский ("крыши").
...Больше всего им мешают бандиты и милиция.
В тяжелых условиях. Чиновничий беспредел, коррупция, ненависть обывателя к богатым, повседневные мелочи.

Следующий вопрос еще больше конкретизировал тему условий, в которых приходится работать российским предпринимателям:

"Если у Вас есть знакомые предприниматели, то как идут у них дела, что хорошо и что плохо в их работе?"

Как и следовало ожидать, у многих участников опроса знакомых предпринимателей нет. Те, у кого они есть, чаще всего придерживаются мнения, что дела у этих предпринимателей идут в целом если и не успешно, то по крайней мере удовлетворительно; о плохом положении дел говорится заметно реже.

Приведем подборку высказываний, охватывающую весь диапазон представлений о том, насколько успешной считают респонденты предпринимательскую деятельность своих знакомых.

Знакомые у меня такие есть. Дела у них идут нормально, а в тонкости я не вникаю.
Моя знакомая торгует на рынке. Судя по образу ее жизни, живет неплохо, но знаю, что юлить ей приходится много.
Есть знакомые, которые процветают – начинали два года назад заниматься производством, не продажей.
Знакомые предприниматели есть. У кого-то дела идут очень хорошо, но там не все чисто с точки зрения закона, а кто-то по миру с шапкой ходит.
У меня много таких знакомых. Хорошо устроился тот, у кого был начальный капитал, а остальные отбиваются от налогов и никудышных законов.
Есть друг, который занимается предпринимательством – у него дела идут нормально. Которые раньше начали – сейчас развернулись, а новичков задавили налоги...
По-разному. Бывает – все хорошо, много работы, клиенты, а порой и сидят без копейки денег. Так что не угадаешь, как и что.
Были двое знакомых. Один полностью прогорел, другой тоже на пути к разорению. Денег нет, помощи нет, а работники пытаются у него все тащить.
Все мои знакомые предприниматели разорились, обанкротились во время кризиса 1998 года. Еще у некоторых были большие неприятности с налоговой инспекцией.
Да, есть. По их словам – ужасно.

Круг проблем, упоминаемых респондентами при ответах на данный вопрос, все тот же. Правда, здесь гораздо чаще и больше, чем в других случаях, говорится о тяжести труда предпринимателя. А основные достоинство этого вида деятельности участники опроса усматривают в том, что она дает людям материальную обеспеченность и независимость.

...Загружены очень, все время работе отдают, а семье – нет. А хорошо – денег много.
...Положительно то, что есть достаток, он постоянно в работе. Отрицательно, потому что сказывается на здоровье.
...Хорошо, что не зависишь, работаешь на себя.
Мои знакомые предприниматели – это трудяги, которые не знают покоя ни днем, ни ночью. Плюсы их работы – свобода действий, получение реальной прибыли, чувство хозяина судьбы своей и своих близких, тенденция улучшения своего благосостояния. Минусы – постоянная головная боль о своем "детище", налоги, вымогательство и отсутствие трудовой книжки.

Отдельно нужно сказать о наемном труде в сфере предпринимательства. Респонденты нередко отмечают, что работающие у предпринимателей по найму бывают лишены всякой правовой защиты и из-за дефицита рабочих мест или мизерной зарплаты в госсекторе вынуждены соглашаться на навязываемые им кабальные условия труда. Вот характерные высказывания:

Девки знакомые торгуют на рынке. Работают на хозяина. Работают на холоде, без выходных, а откажешься – вообще без работы сидеть будешь.
Одна знакомая предпринимательница, очень скупая в смысле зарплаты своим работникам, сильно обогатилась. Купила машину, а работники часто мечутся из-за малой зарплаты. Также не шел и трудовой стаж. Не давала ни отпусков, ни больничных. Один ответ: "Не нравится – не работай".

В то же время, как уже упоминалось, респонденты подчеркивают, что и интересы самих предпринимателей сегодня не защищены ни в правовом, ни в финансовом отношении, и они подвергаются тяжелому прессингу со стороны разного рода госструктур, не говоря уже о структурах криминальных.

...Плохо в их работе то, что они не имеют никаких социальных гарантий.
...Плохо, что приходится платить милиции и мафии. Лучше делать все централизованно, по закону.
Я сама частный предприниматель. Дела у меня идут хорошо, если не считать ежемесячных сборов служб различных. Городская администрация хочет повысить свой бюджет за счет предпринимателей. Я не против – платить разумные налоги и делать отчисления в Пенсионный фонд. Но все остальные сборы, мне кажется, не нужны. Вроде вот-вот начинаешь подниматься на ноги, как тут же вводят какие-то новые платежи. Неразумно так подходить к предпринимательству.

Информированность населения

"Как, по Вашему мнению, освещается тема предпринимательства в средствах массовой информации? Часто ли Вам встречаются в СМИ материалы на эту тему? Нужны ли они, на Ваш взгляд? Достаточно ли их? Интересны ли они Вам?"

Отвечая на этот блок вопросов, респонденты оценивали, с одной стороны, количество массовой информации на темы предпринимательства, а с другой – степень нужности такой информации.

Некоторые участники опроса вовсе отказались от ответа, откровенно сославшись на то, что эта тема их не интересует и за освещением ее в СМИ они не следят.

Среди остальных респондентов больше всего распространено мнение, что в СМИ сообщений о предпринимательстве мало, а вообще они нужны. При этом одни полагают, что такого рода информация нужна всем, другие – что она должна быть адресной и предназначаться прежде всего самим предпринимателям (реальным или потенциальным), а также молодежи. Нередко, говоря о полезности материалов на темы предпринимательства, участники опроса не относят самих себя к числу тех, кому такие материалы интересны. Иными словами, они не видят в этой информации пользы лично для себя, но признают пользу общественную.

Тема предпринимательства освещена редко, мало. Материалы нужны, они будут для меня интересны.
Нечасто встречаются такие материалы, не очень достаточно таких материалов. Нужно бы больше, чтобы пример был людям. Интересно смотреть передачи на эту тему.
Материалы на эту тему встречаются нечасто, но бывают. Такие материалы нужны, чтобы разбираться в жизни. Мне такие материалы интересны, только я редко смотрю телевизор.
Мне такие материалы попадаются не часто, хотя они нужны, чтобы люди знали и понимали смысл предпринимательства.
Не очень много данной информации. Она необходима молодым людям. Мне данная информация не нужна.
Освещается недостаточно, и материалы встречаются нечасто. Допустим, мне они не очень нужны, но тому, кто собирается заняться этим, возможно, это и важно.

Сравнительно редко высказывается мнение, что материалов о предпринимательстве мало и при этом они не нужны. Чаще те, кому такие материалы не нужны, считают, что их в СМИ много.

Много говорят о предпринимательстве. Такая информация не нужна, мне она неинтересна.
В СМИ часто можно встретить информацию о предпринимателях, мне она неинтересна.
В газетах много пишут про предпринимателей. Почти в каждой газете что-то есть про предпринимателей. Надоело, как реклама.

Впрочем, популярнее точка зрения, что массовой информации о предпринимательстве много и она нужна.

Часто встречаю, это неотъемлемая часть нашего общества. Нужны такие материалы для самообразования, для того чтобы приобрести опыт. Интересны такие материалы.
В СМИ освещается эта тема довольно часто – как с хорошей стороны, так и с плохой стороны. Эти материалы нужны, так как бывают интересны и поучительны.
Тема освещается довольно широко, материалы в СМИ встречаются часто. Они нужны, но так как я не являюсь частным предпринимателем, то они мне неинтересны.

Некоторые респонденты дали оценку журналистским материалам, посвященным предпринимательству, с точки зрения их содержания, причем в адрес СМИ были высказаны серьезные упреки. При освещении этой темы журналисты, по мнению участников опроса, отдают явное предпочтение негативной информации, а особенно – криминальным сюжетам. В то же время они слишком мало внимания уделяют положительному опыту предпринимательской деятельности, конструктивному отображению ее сильных и слабых сторон, хотя именно такого рода информация представляет наибольший общественный интерес. Вкратце сказанное может быть сведено к фразе одного из участников опроса:

...Требуется больше конкретной информации, а не обличительных фраз.

Стоит, однако, привести развернутую подборку цитат, тем более что многие высказывания на эту тему оказались весьма содержательными:

Освещается часто. В криминальных сводках. Показываются только негативные стороны...
О предпринимательстве говорят и пишут нечасто. И то в основном криминальная тема: то убили какого-то предпринимателя, то арестовали...
На тему предпринимательства в СМИ мы только слышим, что отстрелили очередного предпринимателя. А чем он занимался, чем ему можно помочь – ничего не слышим...
Тема предпринимательства если и освещается, то только в форме укора. Статьи, описывающие работу предпринимателей с положительной стороны, встречаются гораздо реже.
Встречаются материалы о том, как, например, фермера подожгли, кого-то убили. Материалы нужны, но не на криминальную тему. Нужно сообщать, какие законы, снижающие налоги, приняты, как получить кредит под более низкие проценты.
По-моему, тема предпринимательства освещена с негативной стороны, а положительных материалов мало. Материалы эти нужны, чтобы перенимать опыт, обрести уверенность, что это возможно. Эти материалы интересны, если они освещены с положительной стороны.
О предпринимателях, которые производят что-либо, в средствах массовой информации говорится мало. А много информации, особенно по местному телевидению, в местной прессе, о посредниках и их услугах, о ценах на товары, об условиях сделок...
...Надо печатать мнение разных слоев населения о работе тех или иных крупных и средних предпринимателей. Анализировать полезность или вред от их деятельности. Писать о нуждах мелких предпринимателей, освещать их работу.

Резюме

1. Как показали результаты опроса, позитивное или толерантное отношение к предпринимательству встречается сегодня в целом чаще, чем негативное.

2. Позитивную роль предпринимательства респонденты усматривают прежде всего в том, что оно способствует насыщению рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, пополнению бюджета за счет налоговых отчислений с доходов предпринимателей. Все это представляется респондентам особенно важным с учетом продолжающейся депрессии государственного сектора экономики, поскольку в этих условиях предпринимательство берет на себя часть тех функций, с которыми госсектор сегодня не справляется.

3. Вместе с тем значительная доля респондентов негативно оценивает нынешнее российское предпринимательство, сводя его полностью или преимущественно к сфере торговли и при этом квалифицируя как нечестное обогащение – "спекуляцию". Такие респонденты ставят в упрек предпринимателям алчность, стремление нажиться за счет других, а также злостное уклонение от уплаты налогов.

4. На отношение к предпринимательству, как отмечают сами респонденты, существенно влияет возрастной фактор: представители старшего поколения неодобрительно относятся к предпринимательской практике значительно чаще, чем молодые. По всей видимости, это во многом объясняется неизжитыми идеологическими стереотипами советской эпохи, с ее резко враждебным отношением к "частному предпринимательству".

5. Для определенной части респондентов характерно одобрительное отношение к предпринимательству вообще и критическое – к сегодняшним российским предпринимателям. Последние, по мнению таких респондентов, – это "торгаши", которые в погоне за прибылью не хотят заниматься производственной деятельностью, а значит далеки от "правильного", "хорошего" предпринимательства. По всей видимости, торгово-посредническая деятельность не воспринимается этими респондентами как социально и экономически полезная часть предпринимательства.

6. Позицию государства по отношению к сегодняшнему предпринимательству в России многие участники опроса считают двойственной: поддержка на словах, и отсутствие всякой поддержки или даже противодействие на практике. По мнению респондентов, больше всего затрудняют развитие предпринимательства, во-первых, чрезмерно высокие налоги, препятствующие нормальному осуществлению предпринимательской деятельности и вынуждающие скрывать реальные доходы, во-вторых, несовершенство законодательной базы, в-третьих, чиновничий произвол, а также незащищенность предпринимателей от давления на них криминальных структур.

7. Как считает значительная часть опрошенных, СМИ освещают сегодня проблемы предпринимательства односторонне и в недостаточном объеме: слишком много внимания уделяется информации негативного характера (особенно – криминальным сюжетам) и слишком мало – позитивному опыту предпринимательской деятельности.

Пояснения к "шапкам" таблиц (базовые группы)

  • Голосовали бы за... – те, кто назвал данного политика, отвечая на вопрос "Представьте себе, что в ближайшее воскресенье состоятся президентские выборы с участием перечисленных политиков. За кого из этих политиков Вы бы проголосовали?"
  • Адаптация – группы, определяемые по ответам на вопросы: "Сможете ли Вы в ближайшие год-два повысить свой жизненный уровень, жить лучше, чем сегодня?" и "Удалось ли Вам найти свое место в сегодняшней жизни?"
  • оптимисты – ответившие "да" на 1-й вопрос
  • адаптированные пессимисты – ответившие "да" только на 2-й вопрос и "нет" или "затрудняюсь ответить" на 1-й вопрос
  • неадаптированные пессимисты – остальные, кроме затруднившихся с ответом на оба вопроса
  • Тип места жительства:
  • мегаполисы – центры субъектов РФ, более 1 млн жителей
  • большие города – центры субъектов РФ, до 1 млн жителей
  • малые города – районные центры, города областного подчинения, поселки городского типа

Объемы базовых групп указаны в "шапках" таблиц (строка "Доли групп (%)").

Жирным шрифтом и курсивом выделены данные по группам опрошенных с отклонениями от данных по России и Москве свыше 5% соответственно в большую или меньшую сторону.

ТАБЛИЦЫ

КАК, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, В ЦЕЛОМ ВЛИЯЮТ РОССИЙСКИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ НА ЖИЗНЬ СТРАНЫ - ПОЛОЖИТЕЛЬНО ИЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНО?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип места жительства Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 500 руб. 501 - 900 руб. более 900 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)100391829274246543330372135321232313012164027259162191551004456293437
положительно 4148176242264340584126204645543535504053403642444839403155404040524527
отрицательно 3730592534493936284143453537314339323426414034353238394539363636313244
затрудняюсь ответить222225132425182514193135191816222718262119242321202322246242424172429


КАК ВАМ КАЖЕТСЯ, ГОСУДАРСТВО СЕГОДНЯ ОКАЗЫВАЕТ ИЛИ НЕ ОКАЗЫВАЕТ ПОДДЕРЖКУ РОССИЙСКОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип места жительства Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 500 руб. 501 - 900 руб. более 900 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)100391829274246543330372135321232313012164027259162191551004456293437
оказывает 3332343734303135323631293535323831313231353434223328364335282729273027
не оказывает 3939335034364534494129234343493732484540423133464540433743475343564841
затрудняюсь ответить2829331432342431192240482322202637212329243533322233222022242128172233