fom.ru · Поиск ·      








11.01.1998, Петрова А.С.

ДЕНОМИНАЦИЯ: ИТОГИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ПЕРИОДА



Результаты первого общероссийского опроса 1998 года, проведенного 10-11 января, дают возможность подвести некоторые итоги всей многомесячной информационной кампании по подготовке к деноминации и задать начало отсчета реального процесса вхождения деноминированных рублей в повседневную жизнь россиян.

Одобрение решения о проведении деноминации сегодня выражают около половины всех опрошенных – (52%), неодобрение – около одной трети (31%), не имеют четкого мнения об этом немногим менее одной пятой (17%).

Таково общее состояние массового сознания, с которым мы переходим от периода подготовки деноминации к периоду ее реализации, и надо сказать, что это вполне благоприятная стартовая ситуация.

Интересно, что колебания относительно среднего уровня одобрения решения о деноминации российских денег в различных социальных группах не слишком заметны. В этом плане выделяются группы, выражающие позитивное отношение к действующей власти (здесь уровень одобрения выше и составляет немногим более 60%) и негативное отношение (уровень одобрения 46%). Меньше одобрения – у жителей крупнейших городов (42%) и больше – у сельских жителей (60%). Как и в конце прошлого года, несколько меньше одобрения – среди более образованных (47% в группе с высшим образованием) и более обеспеченных россиян (47% в группе с доходом на члена семьи свыше 400 тыс. "старых" рублей).
  • По итогам действий властей по подготовке к деноминации население выставило вполне приличные оценки (с использованием "школьной" шкалы оценок): 32% – "хорошо" и "отлично", 27% – "удовлетворительно". Таким образом, 59% "приняли зачет" по подготовке к деноминации. И только 16% дали этим действиям оценки "плохо" и "очень плохо".

  • Надо учитывать, что эти довольно приятные итоги для проводящих деноминацию субъектов власти подводились на фоне практически снятого беспокойства относительно предстоящей деноминации – 70% респондентов сказали, что не испытывали в начале января опасений. Напомним, что к этому уровню привела следующая динамика: начало осени – около 40% спокойных, начало зимы – около 60%. Это, пожалуй, основной результат подготовительной информационной кампании.

  • Еще один результат информационной кампании – это позиционирование главного "производителя" деноминации – Центрального Банка России – в сознании населения. Именно с ним население чаще всего (33%) связывает проведение деноминации и ответственность за нее, причем в более "продвинутых" социальных группах (молодежь, люди с высшим образованием, высоким доходом, городские жители) эта цифра заметно выше и достигает 45%.

  • Таким образом, ЦБ в ходе деноминации сумел добиться главного результата с точки зрения продвижения своего "брэнда": он приобрел яркий признак своей идентификации, и теперь четко ассоциируется с заметным и, по предварительным итогам, успешным широкомасштабным социальным действием.

  • И, наконец, реальные позитивные и негативные последствия деноминации для населения на сегодняшний день. Их практически нет, так как на момент опроса три четверти опрошенных не сталкивались ни с теми, ни с другими.


Таким образом, деноминация в значительной мере остается психологическим феноменом и весьма медленно переходит в практическую плоскость. Это, пожалуй, самая правильная тактика внедрения инновации, к которой исходно сформирована положительная установка. Интересно, что именно эта предварительная установка сегодня играет определяющую роль при оценке реалий деноминации. Так, при 14% тех, кто якобы уже столкнулся с отрицательными последствиями деноминации, в группе "безусловно одобряющих" решение о деноминации таких оказалось всего 6%, среди "скорее одобряющих" – 10%, среди "скорее не одобряющих" – 16% и среди "безусловно не одобряющих" – 32%. Таким образом, подтверждается старая истина: "что человек ожидает увидеть, то и видит". Именно поэтому при проведении деноминации была выбрана единственно правильная стратегия: не предъявить ее как факт (как это было при проведении предыдущих денежных реформ), а предварительно рассказать людям о том, что им предстоит, и сформировать спокойное или нейтральное отношение.



База данных ФОМ > Экономика и бизнес > Финансы > Деньги > ДЕНОМИНАЦИЯ: ИТОГИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ПЕРИОДА