Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/business/ec_fin/otdn0701




Финансовое поведение в Интернете: практики, проблемы, ожидания

16.10.2007 [отчет] [ Отчёт ]




1. Источник данных
2. Покупки в Интернете (по данным массового опроса)
3. Обсуждаем Интернет-деньги и покупки в сети (по результатам онлайн-дискуссии)
4. Яндекс.Деньги – восприятие услуги. Фокусированный тематический анализ




1. Источник данных

Общероссийские опросы населения в 200 населенных пунктах 63 областей, краев и республик РФ.
Сроки проведения опросов: 26–27 мая и 2– 3 июня 2007 года.
Выборка: 6000 респондентов.
Метод опроса: интервью по месту жительства.
Статистическая погрешность не превышает 2,2%.
Доля активных интернет-пользователей: 1174 человек.
Онлайн-дискуссия – фокус-группа в блоге Живого Журнала: http://moderator-fom.livejournal.com/.
Сроки проведения онлайн-дискуссии: 27–30 августа 2007 года.
В дискуссии участвовали 12 человек – мужчины и женщины в возрасте от 19 до 29 лет с разным уровнем образования.
Тематический анализ блогосферы – выборочное описание и анализ высказываний пользователей блогосферы об Интернет-деньгах и покупках в сети.





2. Покупки в Интернете (по данным массового опроса)

За последние полгода 56% пользователей Интернета приходилось искать в сети информацию о необходимых товарах и услугах1; не делали этого 43% представителей данноц группы. В целом по выборке соответствующие показатели составляют 13% и 12%.

При этом доверие системе оплаты через Интернет пока невелико: 28% пользователей считают ее надежной и безопасной, в то время как 45% придерживаются противоположной позиции. Еще 27% затрудняются оценить степень безопасности on-line платежей.

Доля пользователей, покупавших какие-либо товары или услуги при помощи Интернета, невелика и составляет 15%; среди членов суточной сетевой аудитории2 доля таких людей выше на 6 п.п. Для того чтобы выяснить, какие виды on-line платежей являются наиболее распространенными, тем, кому приходилось делать покупки и совершать иные платежи в режиме on-line, был задан соответствующий вопрос. Как оказалось, примерно треть из них платили за пользование мобильным телефоном (32%) и Интернетом (29%), за товары и за скачивание музыки, видео, книг (по 30%). Пятая часть оплачивали различные интернет-услуги (21%), и еще 18% – программное обеспечение и компьютерные игры. От 12 до 15% оплачивали получение книг, информации и участие в интернет-играх, по 10% покупали билеты на поезд или самолет, в театр или на концерты. Другие виды on-line платежей осуществляли менее 10% респондентов, совершающих покупки в Интернете.

При оплате товаров, услуг и иных платежах большая часть респондентов использовали банковские карты (25%) и Яндекс.Деньги (22%). 16% плативших через Интернет использовали систему WebMoney, по 8% – Деньги@Mail.ru и "Мобильный кошелек". Другие способы on-line оплаты использовались существенно реже. Отметим, что 17% не пользовались никакими из предложенных в вопросе вариантов оплаты через Интернет, еще 12% затруднились ответить на этот вопрос.

В. Полякова



Скажите, пожалуйста, за последние полгода Вам приходилось или не приходилось с помощью Интернета искать информацию о товарах или услугах, которые Вы хотели бы приобрести?

месячная интернет-аудитория

За последние полгода Вам приходилось или не приходилось оплачивать товары или услуги или совершать иные платежи через Интернет?

месячная интернет-аудитория

Одни считают, что сегодня оплата через Интернет - надежный и безопасный способ оплаты за товары и услуги. Другие считают, что платить через Интернет - ненадежно и опасно. С каким мнением - с первым или со вторым - Вы согласны?

месячная интернет-аудитория

Скажите, пожалуйста, а что именно Вы оплачивали с помощью Интернета? (Карточка. Любое число ответов.)

месячная интернет-аудитория

Скажите, пожалуйста, какими из перечисленных систем оплаты через Интернет Вы пользовались за последние полгода? (Карточка. Любое число ответов.)

месячная интернет-аудитория

Когда Вы лично в последний раз пользовались Интернетом?


Население в целомВ.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта месячная аудитория интернет-пользователей*
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2500 руб. и менее 2501 - 4500 руб. более 4500 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 66 23 8 47 53 38 36 26 15 35 34 17 22 29 23 8 12 17 38 25 22
никогда не пользовался(-ась) 72 73 70 69 67 76 48 79 96 94 77 72 42 88 82 57 41 61 67 73 88 0
в последние сутки 10 9 11 14 12 8 18 8 1 1 7 9 26 2 5 18 38 16 11 7 2 45
в последнюю неделю 7 7 8 6 9 6 13 6 1 1 6 7 16 3 5 11 10 11 10 7 3 33
в последний месяц 5 5 5 5 6 4 9 4 0 1 4 6 7 2 3 7 5 6 5 6 3 22
в последние три месяца 2 2 2 1 2 1 3 1 0 0 2 2 2 1 1 3 1 2 1 2 1 0
в последние полгода 1 1 1 1 1 1 3 1 0 0 1 2 2 1 1 2 2 1 1 1 1 0
в последний год 1 1 2 2 1 2 3 1 0 1 1 2 2 1 1 2 2 1 2 1 1 0
в последние один-два года 1 1 0 0 0 1 1 0 0 0 0 1 1 0 1 1 1 0 1 0 0 0
в последние два-три года 0 0 1 0 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 1 0 0 0
более трех лет назад 0 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0
затрудняюсь ответить 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

Скажите, пожалуйста, за последние полгода Вам приходилось или не приходилось с помощью Интернета искать информацию о товарах или услугах, которые Вы хотели бы приобрести? (Ответы интернет-пользователей.)


Население в целомВ.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта месячная аудитория интернет-пользователей*
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2500 руб. и менее 2501 - 4500 руб. более 4500 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 66 23 8 47 53 38 36 26 15 35 34 17 22 29 23 8 12 17 38 25 22
приходилось 13 12 15 18 17 10 25 10 1 2 9 13 32 3 6 24 43 18 15 11 3 56
не приходилось 12 12 12 10 13 10 21 9 2 2 11 12 21 5 9 16 11 19 13 13 6 43
затрудняюсь ответить 0 0 0 1 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 2 0 0 0 0 1

За последние полгода Вам приходилось или не приходилось оплачивать товары или услуги или совершать иные платежи через Интернет? (Ответы интернет-пользователей.)


Население в целомВ.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта месячная аудитория интернет-пользователей*
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2500 руб. и менее 2501 - 4500 руб. более 4500 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 66 23 8 47 53 38 36 26 15 35 34 17 22 29 23 8 12 17 38 25 22
приходилось 3 4 3 4 4 3 7 2 0 0 2 3 10 1 2 6 15 3 3 3 1 15
не приходилось 21 21 24 24 25 18 39 17 2 3 18 22 44 7 13 34 39 33 25 21 8 84
затрудняюсь ответить 0 0 1 0 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 2 0 0 0 0 1

Одни считают, что сегодня оплата через Интернет - надежный и безопасный способ оплаты за товары и услуги. Другие считают, что платить через Интернет - ненадежно и опасно. С каким мнением - с первым или со вторым - Вы согласны? (Ответы интернет-пользователей.)


Население в целомВ.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта месячная аудитория интернет-пользователей*
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2500 руб. и менее 2501 - 4500 руб. более 4500 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 66 23 8 47 53 38 36 26 15 35 34 17 22 29 23 8 12 17 38 25 22
с первым 7 7 7 5 8 6 14 4 0 1 6 7 15 3 3 12 18 9 8 6 3 28
со вторым 11 10 13 14 14 8 21 8 1 2 9 11 22 3 6 17 26 18 12 10 4 45
затрудняюсь ответить 7 7 8 8 8 6 11 7 1 1 5 7 16 2 5 11 10 9 8 8 3 27

Скажите, пожалуйста, а что именно Вы оплачивали с помощью Интернета? (Карточка. Любое число ответов.)


месячная аудитория интернет-пользователей* В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2500 руб. и менее 2501 - 4500 руб. более 4500 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
пользование мобильным телефоном 32 31 41 20 29 38 34 26 49 0 39 33 30 62 39 33 28 31 16 46 39
товары (цифровая и бытовая техника, одежда) 30 31 21 38 25 38 30 32 38 25 22 23 39 0 18 35 48 25 22 24 0
скачивание музыки, MP3, видео, книг 30 30 34 12 33 26 30 30 30 25 32 31 29 23 35 31 34 26 33 29 16
пользование Интернетом 29 27 35 29 38 15 31 18 43 45 25 30 29 24 37 26 31 19 24 36 10
интернет-услуги (хостинг, регистрация доменов, размеще-ние рекламы и т.д.) 21 21 18 37 25 16 22 20 11 45 18 16 25 9 18 23 24 17 31 15 14
программное обеспечение, компьютерные игры 18 18 19 6 23 10 21 11 0 25 17 19 18 5 15 20 24 27 18 12 0
книги 15 11 19 26 17 12 13 21 0 25 6 18 16 5 9 23 19 14 21 10 0
информация, отчеты, подписка на данные и т.п. 12 10 14 12 13 11 10 20 0 0 11 13 14 10 16 15 13 11 16 13 0
участие в интернет-играх 12 13 15 6 14 8 13 11 0 25 19 14 7 5 6 13 13 10 16 10 6
авиа-, железнодорож-ные билеты 10 10 7 17 10 11 10 13 13 0 6 4 17 8 11 12 20 15 4 2 10
билеты в театр, на концерты 10 9 9 8 12 8 10 9 13 0 5 6 15 0 0 17 19 23 0 3 0
подарки, цветы 9 9 5 20 9 8 7 15 0 25 7 6 11 0 0 10 18 11 3 2 0
услуги интернет-телефонии 8 8 5 14 10 6 9 6 0 20 10 8 7 0 4 9 13 13 9 2 0
коммунальные платежи (включая плату за стационарный телефон) 7 9 0 6 6 8 8 6 0 0 4 12 6 0 10 7 5 14 0 7 24
спутниковое / кабельное ТВ 6 5 11 6 8 4 4 14 0 25 6 6 5 8 3 6 11 6 3 2 9
заказ, бронирование гостиниц 6 5 5 8 5 7 7 2 13 0 2 2 10 0 0 10 9 22 0 1 0
погашение кредита 3 5 0 0 3 4 3 7 0 0 0 4 5 8 2 4 2 3 2 3 15
продукты 3 3 0 6 6 0 4 2 0 0 0 6 4 0 0 8 6 10 0 0 0
медикаменты 3 1 2 14 2 4 2 6 0 0 0 2 5 0 4 4 8 0 0 0 0
другое 2 2 3 0 1 4 1 5 13 0 0 3 3 4 3 0 4 0 0 2 5
затрудняюсь ответить 2 3 4 0 3 1 3 0 0 36 0 4 1 0 2 5 2 0 4 3 0

Скажите, пожалуйста, какими из перечисленных систем оплаты через Интернет Вы пользовались за последние полгода? (Карточка. Любое число ответов.)


месячная аудитория интернет-пользователей* В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2500 руб. и менее 2501 - 4500 руб. более 4500 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
банковская карта (кредитная / дебетовая) 25 24 32 29 25 25 25 28 13 25 16 23 31 8 30 28 26 27 19 25 19
Яндекс.Деньги 22 23 14 26 20 23 21 23 13 0 12 20 28 4 6 32 34 38 13 9 9
WebMoney 16 15 13 23 21 7 21 2 0 0 11 19 17 5 14 19 25 14 11 12 0
Деньги@Mail.ru 8 9 3 0 8 8 9 6 0 0 5 14 7 4 9 13 6 16 7 8 10
"Мобильный кошелек" 8 6 17 0 12 1 9 4 0 0 14 7 5 5 6 10 6 6 5 12 6
E-gold 4 6 0 0 4 3 5 2 0 0 3 4 4 0 0 5 4 13 4 1 0
CyberPlat 3 4 2 0 4 2 4 0 0 0 4 2 3 0 0 4 1 11 2 1 11
Paypal 3 2 0 0 4 2 3 3 0 0 2 0 5 0 0 6 9 0 0 0 0
E-port 2 3 2 0 2 3 3 0 0 20 2 3 2 0 0 0 2 0 2 3 5
Рапида 2 1 6 0 3 0 1 3 0 0 2 0 2 8 0 0 3 0 0 0 9
RUPay 1 2 0 0 2 0 2 0 0 0 2 0 1 0 0 3 3 0 0 0 0
ASSIST 1 1 0 0 1 1 1 0 0 0 4 0 0 0 0 0 0 0 0 2 6
Moneybookers 1 0 4 0 1 0 1 0 0 0 0 3 0 0 0 2 0 7 0 0 0
MoneyMail 0 0 3 0 0 1 1 0 0 0 2 0 0 0 0 1 0 4 0 0 0
Easypay 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
PayCash 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
StormPay 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
другое 6 5 5 20 7 5 5 11 13 0 2 1 12 5 3 6 5 4 11 7 5
никакими из перечисленных 17 19 9 22 13 23 14 24 49 36 26 19 12 56 12 12 11 13 22 20 29
затрудняюсь ответить 12 12 17 0 11 15 15 5 11 20 16 15 9 4 31 12 8 13 13 19 6




3. Обсуждаем интернет-деньги и покупки в сети (по результатам онлайн-дискуссии)



Задачи исследования:

  • Выяснить, что думают участники проекта об интернет-деньгах и покупках в сети.
  • Представить тематически структурированные размышления и аргументы участников проекта.

Онлайн-дискуссия проводилась с 27 по 30 августа 2007 года в блоге Живого Журнала: http://moderator-fom.livejournal.com//

В онлайн-дискуссии участвовали 12 человек – мужчины и женщины в возрасте от 19 до 29 лет с разным уровнем образования. Отбор респондентов проводился из базы Живого Журнала (ЖЖ) по следующим критериям:

  • место проживания (Россия),
  • интересы (Интернет, общение, покупки),
  • дата последнего "поста" в ЖЖ (не позднее дня отбора).


Участники дискуссии



Основные выводы

  • По итогам онлайн-дискуссии можно выделить несколько основных достоинств и недостатков такой системы оплаты покупок, как интернет-деньги. К достоинствам респонденты отнесли: анонимность платежа, оперативность, возможность быстрого расчета с клиентом или работником "без учета географического расположения".
  • Среди основных недостатков были названы: высокая комиссия, юридическая незащищенность, ограниченный перечень товаров и услуг, доступных за интернет-деньги, невозможность использовать интернет-деньги при совершении покупок в реале.
  • По мнению участников дискуссии, электронные деньги воспринимаются иначе, чем реальные купюры: "Как только деньги перетекают из кармана в электронный кошелек, они перестают быть деньгами".
  • Такое восприятие, как считают респонденты, порождает как минимум два следствия. Во-первых, "виртуальными" деньгами предпочитают расплачиваться за услуги (оплата Интернета и мобильной связи), а не за реальные товары. И во-вторых, виртуальные деньги легче тратить.
  • В ходе дискуссии было выдвинуто несколько предложений, которые, по мнению участников, могут способствовать развитию системы интернет-платежей, а именно: сделать возможным использование интернет-денег в реальных магазинах; усилить защиту электронных кошельков; снизить комиссию за ввод и вывод денег, а также упростить саму процедуру.
  • Участниками дискуссии также были сформулированы основные достоинства и недостатки интернет-покупок. К достоинствам респонденты отнесли: экономию времени; возможность сравнить товары и прочитать отзывы о них; защита от "хамства продавцов"; для регионов – возможность купить то, что не продается в обычных магазинах; более "вкусные" по отношению к реалу цены на товары.
  • Среди основных минусов были названы: высокая стоимость доставки, риск "остаться и без денег, и без покупки", длительность ожидания купленной вещи.
  • Некоторые респонденты отмечали тот факт, что хотя электронные деньги и проще тратить, но размер допустимой траты в сети сильно ниже, чем в реале – "дорогую вещь предварительно хочется потрогать, пощупать, посмотреть, убедиться".
  • По результатам онлайн-дискуссии было выдвинуто несколько предложений, которые, по мнению участников, могут способствовать развитию популярности интернет-магазинов: увеличение пиара, рекламы тех или иных интернет-магазинов (пользоваться интернет-магазинами должно стать естественным занятием); расширение ассортимента товаров (причем разных ценовых категорий); упрощение процедуры доставки и возврата товара, а также развитие региональной сети интернет-магазинов.


Интернет-деньги: достоинства

Анонимность платежа

  • Дима: Достоинство одно – анонимность.
  • Катя: Из очевидных удобств – анонимность.

Оперативность

  • Костя: Для меня – просто спасение: мгновенные переводы, мобильность и возможность оплатить работу в считанные минуты, не ждать стандартных трех дней на банковский перевод.
  • Ира: Смысл – удобство, моментальность перевода, нет необходимости заполнять какие-то бумажки и ходить в какие-нибудь учреждения.
  • Сергей: Удобство – совершение моментальной оплаты различного перечня услуг.

Отсутствие географического фактора

  • Даша: Большой плюс – оплата работы, намного удобнее общаться через электронные кошельки с работодателем, который находится за несколько тысяч километров, чем получать от него денежные переводы на почте. Это большой плюс )).
  • Костя: Мне в принципе по роду занятий без электронных денег – никуда. Заказчики и исполнители разбросаны практически по всей России, от Москвы до Хабаровска.
  • Настя: Достоинства – опять же быстрый расчет, доступность без учета географического расположения…


Интернет-деньги: недостатки

Высокая комиссия

  • Костя: И большие комиссии при выводе наличкой.
  • Даша: Комиссия огромная. Вроде кажется, что дешевле покупаешь, а посчитаешь с учетом комиссии – и получается иногда больше, чем в реале.

Юридическая незащищенность

  • Настя: Н-да… Среди существенных недостатков все-таки – незащищенность, как юридическая (как уже говорили), так и незастрахованность от различных сбоев и взломов.
  • Саша: Недостатки… отсутствие законодательной базы, относительная уязвимость перед мошенниками.

Ограниченный ассортимент товаров и услуг

  • Сергей: Самый главный недостаток – "электронка" все-таки не привычная "бумажка", поэтому порой то, что ты желаешь приобрести, не всегда возможно. То же самое относится и к совершению некоторых видов платежей.
  • Настя: К тому же не за все радости жизни можно заплатить e-деньгами.

Невозможность использовать в реале

  • Костя: Плохо то, что их потратить можно только в сети.
  • Саша. Ну, расплатился с тобой заказчик, это не совсем деньги. Ты не можешь пойти в обычный магазин и купить то, что тебе хочется.


Деньги в сети и в реале: разница ощущений

Электронные деньги – не деньги

  • Костя: Хм-м, на самом деле очень точно замечено. Когда я перевожу деньги в электронный кошелек, для меня они в каком-то смысле перестают быть деньгами.
  • Настя: Ощущения несколько другие, но есть общее свойство: и те, и другие быстро заканчиваются :))).

Электронными деньгами предпочитают расплачиваться за услуги

  • Ира: Да как-то так получается, что интернет-деньгами оплачиваются именно интернет-услуги: мобильный, плата за трафик, даже коммунальные платежи. Как-то не получается покупать за них товары – для это существует банковская карточка.
  • Дима: Логика в том, что для товара нужна доставка. Услугу, для которой доставка не нужна, оплатить через нет легче.
  • Сергей: Я подписываюсь почти под всеми комментами в этом посте. Интернет-деньги – это как мобильное средство предоставления небольшого блага. Больше половины пользователей электронных платежных систем используют их именно с целью получения услуг, за которые они привыкли платить моментально.

Электронные деньги легче тратить

  • Костя: Не знаю, как объяснить, но трачу их он-лайн намного быстрее, нежели чем в реале в магазине, например. Мне проще пополнить свой баланс при помощи электронного платежа, нежели чем совать в терминал кровно вырванные из лап заказчика-скряги 500 рублей :).
  • Саша: Еще один недостаток скрыт в нашей психологии: виртуальные деньги легче тратить :).

Размер допустимой траты на одну вещь – в сети гораздо ниже

  • Костя: Без вопросов в реале потратить крупную сумму более вероятно! Пройдясь по магазинам, безусловно я могу потратить больше. Ну или туже машину с квартирой я вряд ли буду приобретать в Интернете ). Хм-м… сам себе противоречу. Вроде деньги тратятся проще в Интернете, а вот большую сумму их потратить сложновато. Вероятнее всего причина в том, что для меня как пользователя процесс передачи денег не так прозрачен, как, например, отдавать наличку в руки продавцу. И на какие-то небольшие суммы еще хватает, а вот когда понимаешь, что перед тобой 30 000 рублей, как-то сложновато нажать одну кнопку и получить товар… только дней через пять…
  • Антон: А вот вещь за 10–20 тысяч предпочту в реале – хочется прежде чем отдашь деньги, ее потрогать…


Пожелания по развитию Интернет-денег

Распространить использование интернет-денег на реальные магазины

  • Костя: Было бы просто супер, если бы такими электронными деньгами можно было расплачиваться в обычном супермаркете! Зайти по дороге домой и купить на честно заработанные WMZ буханку хлеба и пакет молока… вот тогда бы я действительно ощущал, что эти деньги живые!

Усилить защиту электронных кошельков

  • Ира: Необходима серьезная защита платежных систем от проникновения снаружи. Нужно чтобы было ощущение банковского платежа: с кодом, паролем, чем угодно, хоть цифровой подписью, чтобы нельзя было потерять деньги из-за происков хитрых хакеров.
  • Сергей: Нужна законодательная база.
  • Дима: Законодательной базы нет – вот и все.

Снизить комиссию за ввод и вывод денег

  • Сергей: Меньшие комиссионные сборы за совершенные операции оплаты и конвертирования электронных валют.
  • Саша: Да надо снижать сумму сбора!

Упростить саму процедуру

  • Саша: Расширять и упрощать процедуру ввода и вывода денег. В Вебмани это вообще похоже на какую-то пирамиду.
  • Сергей: Удобство пополнения и снятия средств с электронных кошельков.


Интернет-магазины: достоинства

Экономия времени

  • Саша. Я ненавижу ходить по магазинам – это пустая трата времени. Предпочел бы все вообще покупать, сидя за монитором :). Когда же наш сервис до этого дорастет.
  • Ира: Интернет-покупки удобнее офлайновых. Не нужно бегать, не нужно стоять в очередях и волноваться из-за отсутствия товара.
  • Костя: Да, конечно, куда без этого. Недавно купил себе через инет-магаз мобильник. Очень удобно, особенно если весь день работаешь и пошляться по магазинам нет времени.

Возможность сравнить товары и прочитать отзывы

  • Саша: Можно изучить положительные и отрицательные отзывы о товаре, о магазине (поиском пользоваться умею :).
  • Настя: Всегда можно найти и почитать впечатления тех, кто купил эту вещь до тебя. Уже знаешь, на что обратить внимание.
  • Дима: Можно сравнить товары.

Защита от "хамства продавцов"

  • Дима: Нет возможности нарваться на некомпетентность или даже хамство продавцов.

Возможность купить то, чего нет в реале

  • Катя: Еще вспомнила: покупали с мужем через Интернет книгу – руководство по автомобилю Toyota Corolla. Хорошая вещь, у нас в магазинах такой нет.
  • Костя: Почему через интернет-магазин? Потому что быстро, удобно, и в МСК ехать за прогой не надо. Ну и, конечно, книги и фильмы, которые в городе просто не найти.
  • Катя: В магазинах провинциального города зачастую не купишь качественные товары, которые без проблем можно купить в сети.
  • Антон: В инет-магазинах много фильмов/книг/музыки, которых в обычном магазине не купишь. В нашем провинциальном городе во всяком случае…

Более "вкусные" цены

  • Катя: Мы, например, купили недорого, даже с учетом доставки, и отличный ортопедический матрац. А еще через Интернет уже второй раз покупаем путевки на отдых – в наших турфирмах получается дороже процентов на 12–15. Брат мой покупал через интернет-магазин путевку в круиз, свадебное путешествие. И он, и его жена очень довольны, теперь ежегодно получают большой и красочный каталог по почте.


Интернет-магазины: недостатки

Высокая стоимость доставки

  • Даша: Несколько раз честно пыталась заказать себе книжку в инете, пару лет назад, но так и не вышло, потому что была очень дорогая доставка из Москвы – почти в два раза дороже, чем сама книжка.
  • Костя: Так цена, конечно, не очень большая, но при доставке по России… дорога все-таки…

Риск остаться и без денег, и без покупки

  • Ира: А так – постоянная проблема с тем, что, получив деньги, продавец ничего тебе не вышлет – а потом будешь ты вечность доказывать. Но это определенный риск, на который мы вынуждены идти. Когда момент передачи денег отделен от получения покупки – всегда страшно.
  • Катя: Ну, всегда остается риск, что интернет-магазин ненадежен.

Длительность ожидания купленной вещи

  • Саша: Я редко покупаю в сети, потому что мне товар придется ждать неделю минимум, и то это в том случае, если магазин созиволит принимать оплату чем-то, кроме кредитки.
  • Дима: Долго заказы выполняют, сами отменяют их, по телефону до них порой бывает не дозвониться и на е-mail'ы не отвечают.


Пожелания по развитию интернет-магазинов

Увеличить количество рекламы, пиара интернет-магазинов

  • Антон: Больше пиара. Сделать естественным в сознании человека сам факт пользования такой услугой, как интернет-магазин. Говорить об этом, поднимать тему постоянно. Как с контрацепцией. В начале 90-х начали со всех сторон кричать: предохраняйтесь, предохраняйтесь. Результат налицо – презерватив в женской сумочке теперь естественная вещь, так же как расческа или губная помада.

Расширить перечень товаров

  • Сергей: А еще неплохо было бы расширить перечень товаров, которые можно приобрести через интернет-магазины, например, качественных интернет-гастрономов. Да, признаюсь, существуют уже такие интернет-магазины, но особым разнообразием не блещут. Выбор ограничен. Ограничены и ценовые рамки товаров.
  • Антон: …Доведя его до того же хлеба. Было бы удобно, скажем, в провинции заказать чего-нить поесть через Интернет. Или даже вместо традиционного похода за покупками в супермаркет все купить в сети.
  • Сергей: Вот, кстати, про супермаркет очень верно подмечено :). Я бы и сам не отказался от этого :). Сидишь себе за компьютером, заказываешь и ждешь доставку :).
  • Саша: Надо ассортимент расширить.

Упростить процедуру доставки и возврата товаров

  • Саша: Решить вопрос с доставкой и возвратом товара :). В Москве-то есть курьеры. А почта работает плохо.

Развить и расширить региональную сеть Интернет-магазинов

  • Антон: О! Необходима региональная сеть!!! Да!!!
  • Саша: Необходима кому? Людям, да. Те же книжки! У нас все еще самая читающая страна. Интернет сейчас есть в каждом почтовом отделении, в каждой школе. Конечно, люди хотят заказывать товары. Но на практике даже в подмосковье не каждый магазин доставит заказ.





4. Яндекс.Деньги – восприятие услуги. Фокусированный тематический анализ

Первый блок вопросов к интернет-сообществу, размещенный в еженедельной анкете ФОМа, был посвящен такой услуге, как электронные деньги.

Перепробовав разные варианты запросов, я остановился на словоформе "Яндекс деньги", поскольку она довольно точно соотносится с темой исходных вопросов и дает меньше "шума" в результатах поиска, нежели такие словосочетания, как "интернет деньги", "электронные деньги", "платежные системы в Интернете", "как заплатить через Интернет".



"Дай рубль", или Обыденные истории поЖЖертвований

За первую половину этого года по запросу в Яндексе, в одном из наиболее распространенных российских блогосервисов – "Живом Журнале" на Яндекс.Деньги выпадает 1947 записей в блогах (на 3.07.2007). Любопытно, что большинство сообщений – это не обсуждение сервиса или особенностей оплаты услуг и товаров, а просьбы перечислить какое-то количество денег на нужды пользователя или его общественную работу. Другими словами, электронный кошелек воспринимается большинством интернет-пользователей как инструмент для получения доходов, а не средство оптимизации собственных платежей. Блогеры с большим энтузиазмом восприняли новый сервис именно как простой способ пополнения собственного бюджета за счет людей, разделяющих их интересы. Кроме такого явного достоинства, как легкость и быстрота оплаты, Яндекс.Деньги они отмечают и возможность фокусного, целенаправленного расходования средств. Это особенно актуально для любого вида благотворительности.

Побродив наугад по найденным в результате поиска ссылкам, я обнаружил некоторую закономерность предлагаемых в блогах поЖЖертвований. Все предложения можно разместить в пространстве двух признаков: частное обращение vs коллективный проект; благотворительность vs злотворительнсоть, или мошенничество (рис. 1).

Рис. 1. Типологизация денежных запросов

Благотворительность. Столь высокая популярность привлечения денежных средств с помощью электронных денег подтолкнула Яндекс создать специальные баннеры "Дай рубль", "Дай три", "Дай пять", по которым любой заглянувший на блог пользователь может заплатить небольшую сумму <http://money.yandex.ru/choose-banner.xml>. Однако, откликаясь на адресные просьбы с включением видео- и фотоматериалов, пользователи перечисляют сумму, на порядки превосходящие те, что указаны на баннерах, – они, как правило, намного превышают 100 рублей. Более того, пользователь, совершивший такой платеж, обычно извиняется, что не перечислил б?льшую сумму.

В основном блогеры просят деньги на лечение родных, знакомых или домашних животных. Такие сообщения составлены в эмоциональной и откровенной манере, как если бы к вам обращался близкий человек, полностью доверяющий вам и на вас рассчитывающий.

"Один важный для меня человек, просил это перепостить! Так что всем читать! :) Ребята! Срочно нужна помощь! Причем материальная! Ситуация такая: <...>. Будем безумно благодарны всем за помощь! Или зачем я это тут выкладываю: человечек – мой бывший муж. Несмотря на то, что мы с ним уже года четыре как разошлись, он сыграл немаловажную роль в моей жизни. Я все еще очень тепло к нему отношусь..." (exi_witch 22 года, 9 друзей на 3.07.2007).

"Случилась беда: 12 мая вместе с семьей попал в ДТП фельдшер реанимационно-хирургической бригады 12 подстанции Санкт-Петербурга. Настоящий профессионал, прекрасный человек, Александр принял основной удар на себя – и с того злополучного дня находится в реанимации Института скорой помощи им. Джанелидзе в тяжелом состоянии с политравмой. <...> В сложившейся ситуации ему нужна наша помощь! Открыт счет на Яндекс.Деньги..." (03spb СПб, хирург, 26 лет, 154 друга на 3.07.2007).

В этот же раздел можно отнести и многочисленные призывы спонсировать животных, кем-то брошенных, а сейчас найденных и помещенных в ветеринарную клинику на лечение. Смущает в этих сообщениях два обстоятельства: во-первых, как правило, средством платежа выбираются электронные деньги; во-вторых, авторы таких сообщений ненавязчиво напоминают, что уход в клинике стоит от 200 до 500 рублей. Но деньги ждут любые. Такая благотворительность может легко обернуться обыденной аферой, рассчитанной на растроганных просмотром предоставляемых материалов людей. Однако будем классифицировать данные сообщения как правдивые, пока нет доказательств обратного.

Встречаются примеры и более организованного, если хотите, профессионального подхода к благотворительной деятельности. Так, блогер sertoun (москвичка, 32 года, 649 друзей на 3.07.2007) создала виртуальный благотворительный Фонд Алисы – для помощи кошкам. Поступления приходят от ЖЖ-друзей, расходы так же распределяются между нуждающимися ЖЖ-блогерами. Вся финансовая информация регулярно публикуется на блоге.

"Фонд Алисы, отчетное на 2 июня, 12-07.

Более подробная информация лежит в журнале alisa_fond, а сюда кладу общую сводку.


Вебмани: добавлено 300 рублей от кого-то хорошего, но анонимного. Аноним, ау!!! Спасибо!
Яндекс-деньги: 485 яндекс-рублей от gala_joy.
995 яндекс-рублей от lenchikptenchik.
500 яндекс-рублей от miph.
1067 яндекс-рублей, от blashka.
200 яндекс-рублей, от red_rat_catcher.
500 яндекс-рублей, от lora_flame.
190 яндекс-рублей, от kudesniza.
1000 яндекс-рублей, nadine_bnd.
600 яндекс-рублей от luethyi.
1000 яндекс-рублей от nebo_odno.
_vesta_ 1000 рублей наличными, лежат в Питере у klopp.
Спасибо, хорошие люди :).
Потрачено:1000 яндекс-рублей на просьбу dix_is.
1000 яндекс-рублей на проблемы Мурчика и еще 6 кошек, получатель ljok.
995 (1000 без процента за перевод) яндекс-рублей по пожеланию переславшей lenchikptenchik на помощь dix_is.
Баланс:
2500 наличными.
7667 яндекс-денег.
2925 вебмани.
Total – 13092.
Спасибо всем, кто не проходит мимо :)".

Оборот Фонда хотя и не большой, но вполне приличный для частной адресной благотворительности: за май в Фонд Алисы поступило 13,274 рублей, потрачено 14,520 рублей. Принятие решения о предоставлении денег происходит удивительно легко. Достаточно оставить обоснованную заявку в указанном выше стиле и владелица Фонда тут же принимает решение о передаче денег. Автор идеи Фонда и ее коллега из Питера называют себя хранителями денег, однако именно они принимают и решения о расходах.

Злотворительность. Там, где есть деньги, не может не возникнуть спекуляций и мошенничества. Так и в отношении Яндекс.Денег находятся десятки, а то и сотни бывалых и только пробующих свои силы жуликов. Любопытна недавняя попытка получения доступа к счетам от самих же их владельцев.

"Тем, кто пользуется Яндекс.Деньгами, посвящается.


Пиплы, варнинг!
Мне пришло нижеследующее письмо, будто бы от Яндекс.Денег, являющееся полной липой в связи с тем, что предлагается перейти на ссылку passport.yanclex.ru вместо passport.yandex.ru. По переходу предлагается ввести общий пароль Яндекса и платежный.
Я, как лох, неправильный домен не заметил, ввел оба своих пароля, почитал, что за пункт 4.6.2.5, ничего не понял, задумался о том, почему письмо от Яндекса попало в папку «Рассылки+Спам» и осознал свою ошибку.
Вот липовое письмо от Яндекс.Денег:
От кого: noreply@yandex.ru
Тема: счет заблокирован
Уважаемый пользователь,
Согласно пункту 4.6.2.5. Соглашения об использовании Системы "Яндекс.Деньги" ,Ваш счет заблокирован.
Необходима реактивация счета в системе. Для реактивации проследуйте по линку:
passport.yanclex.ru/passport/?mode=loginform&msg=money&type=reactivation&sessionid=..............
Либо свяжитесь с одним из наших операторов:
ООО «ПС Яндекс.Деньги».
101000, г. Москва, ул. Вавилова, дом 40
тел.: +7 (495) 739-23-25
ООО «ПС Яндекс.Деньги», Петербургский филиал.
191123, г. Санкт-Петербург, ул. Радищева, д. 39,
тел.: +7 (812) 334-7750.

Меня не насторожило, что я оказался не авторизованным на левом домене, поскольку сам Яндекс тоже периодически спрашивает этот блядский логин и пароль совершенно непонятно по какому поводу.

Неправильную ссылку легко не заметить, будьте внимательны" (filtered 85 друзей на 4.07.2007 <http://filtered.livejournal.com/409991.html>).

В ответ на это сообщение блогер latronis оставляет следующий комментарий.

"latronis 2007-05-16 11:51 am: Привет! сегодня получил такое же письмо. Что-то насторожило – и ничего вводить не стал, янклекс в адресе сразу же заметил.

У меня вопрос: заявку в саппорт по данному инциденту вы писали? Я скинул – ответили, что примут необходимые меры. Но судя по тому, что за два дня принятия мер ничего конкретного сделано не было, куда еще можно обратиться в данном случае?

filtered 2007-05-16 11:56 am: Думаю, что никуда. Доменное имя yanclex.ru принадлежит Viktor P Dergunov, отобрать доменное имя нельзя. Можно наябедничать хостеру, у которого лежит сайт yanclex.ru, но он наверняка зарубежный и плевать на нас хотел. Даже если хостер закроет сайт, владельцы страницы просто перенесут ее на другой хостинг.

То есть можно почитать правила на NIC.ru, может быть, там написано, что доменное имя нельзя использовать в мошеннических целях, но по-моему, вряд ли".

По всей видимости, эта схема мошенничества, отнесенная в интернет-среде к типу фишинговой атаки (от fishing – ловля на живца), была рассчитана на довольно широкую аудиторию. В поиске Яндекса (на 4.07.2007) по ключевому слову "yanclex.ru" по блогам выпадает 39 сообщений о рассылке, в поиске по всему Интернету – 3549 веб-страниц в не менее чем 212 сайтах.

Из курьезных и не претендующих на массовую наживу схем, напоминающих насмешку или приятельское подтрунивание, можно выделить, казалось бы, весьма экстравагантное предложение:

"Возьмите рубль, пожалуйста!

Пользуясь случаем, хочу предложить вам рубль. Мне мелочь, а вам приятно.

Чтобы получить рубль, надо ввести ваш номер на Яндекс.Деньгах. Вы можете получить рубль один раз" (blinkenlight 12 друзей на 4.07.2007] <http://blinkenlight.livejournal.com/152230.html>)

На деле же это всего лишь модернизированная кнопка всем известной опции Яндекса – "Дай рубль". Неискушенный блогер легко попадет в ловушку, главное – чтобы на его счете были хоть какие-нибудь деньги. И тогда шутка действительно удалась.

Д. Рогозин

1 Пользователи Интернета – это люди, которые выходили в Интернет за последний месяц, неделю или сутки. По данным опроса, таковых – 22% от числа всех опрошенных.

2 Суточная аудитория Интернета – это те, кто пользовался Интернетом за последние сутки (10% от всех опрошенных).