|
И. Климов
Лето – период, когда, естественно, возрастает употребление свежих фруктов и овощей. Кроме того, именно на лето приходится время традиционных заготовок на зиму. Судя по данным опроса, проведенного ФОМ 28-29 августа, значительное число россиян – даже тех, кто выращивает фрукты и овощи на приусадебных участках и собирает дикорастущие ягоды, – тратит определенную долю семейного бюджета на приобретение фруктов и овощей. Примерно пятая часть опрошенных (21%) этим летом покупали фрукты и ягоды (Вопрос о закупке овощей не задавался) либо каждый день, либо не реже трех-четырех раз в неделю, 26% – раз в неделю, 28% – еще реже; не покупали фрукты и ягоды 17% респондентов. Чаще всего люди тратили деньги на такие продукты, которые на большей части российской территории невозможно вырастить самостоятельно: арбузы (52%), бананы (52%), лимоны (35%), апельсины (34%), дыни (29%), виноград (26%) и т.д. Вместе с тем, довольно часто закупались и 'обыкновенные' фрукты и ягоды (большую часть которых можно вырастить на даче или приусадебном участке) – яблоки (50%), груши (26%), абрикосы (26%), сливы (20%), клубника (18%), малина (12%).
Вполне закономерна связь между уровнем доходов в семье и частотой покупки фруктов и ягод: более адаптированные россияне, с доходами не менее 2000 рублей на человека, делали покупки заметно чаще и в заметно больших объемах (некоторые виды фруктов упоминались этими респондентами в полтора-два раза чаще).
Вопрос: 'Вы, Ваша семья покупали или не покупали фрукты и ягоды этим летом, и если покупали, то как часто?'
|
Все |
Доход на члена семьи |
до 1000 руб. |
1001 – 2000 руб. |
более 2000 руб. |
Доли групп (%) |
100 |
20 |
32 |
32 |
Каждый день |
5 |
2 |
3 |
8 |
3-4 раза в неделю |
16 |
6 |
13 |
24 |
Раз в неделю |
26 |
21 |
19 |
33 |
Реже, чем раз в неделю |
28 |
30 |
34 |
23 |
Не покупали |
17 |
30 |
23 |
9 |
Затр. ответить |
7 |
12 |
8 |
4 |
|
Примерно треть опрошенных ответили, что они в принципе не ограничивают себя в тратах при покупке фруктов и ягод (29%); с другой стороны, две трети респондентов (63%) признали, что им приходится экономить на таких покупках – покупать либо меньше, либо не так часто, как хотелось бы. Естественно, тех, кто ответил подобным образом, существенно больше среди неадаптированных к сегодняшней жизни людей (78%), среди респондентов старше 55 лет (75%), с образованием ниже среднего (71%) и с доходами до 1000 рублей (70%) и от 1000 до 2000 рублей (69%) на человека. Кроме того, заметны гендерные различия: женщины чаще говорили о необходимости экономить, чем мужчины.
Вопрос: 'Вам приходится или не приходится экономить на покупке фруктов и ягод?'
|
Все |
Мужчины |
Женщины |
Доли групп(%) |
100 |
48 |
52 |
Приходится |
63 |
55 |
70 |
Не приходится |
29 |
33 |
25 |
Затр. ответить |
8 |
12 |
5 |
|
Как один из способов сэкономить может рассматриваться выращивание фруктов и овощей на собственных приусадебных участках. Любопытно, что среди наиболее обеспеченных россиян примерно треть не имеет земельных наделов (29%), тогда как среди тех, чьи доходы на семью составляют до 1000 рублей, 'безземельных' только 12% (в целом по выборке не имеют дачи или участка земли пятая часть опрошенных – 22%). Таким образом, для людей с небольшими доходами собственный участок является определенной поддержкой семейного бюджета. Неудивительно, что если у человека в распоряжении есть дачный или приусадебный участок, то какие-то посадки на нем, как правило, производятся: две трети россиян, владеющих какой-либо землей, занимаются выращиванием тех или иных фруктов (62%) и овощей (64%). Обладает такой возможностью, но не реализует ее очень малая часть участников опроса – 13% респондентов-землевладельцев не выращивает овощи, 15% – фрукты. Примечательно, что среди респондентов с доходами до 1000 рублей на человека три четверти занимаются выращиванием фруктов и ягод (73%) и овощей (79%).
Данные показывают, что 70% опрошенных этим летом производили домашние заготовки на зиму. При этом не выявлены существенные различия по разным социально-демографическим параметрам, в том числе и зависимость от уровня дохода. Доминирующим фактором здесь оказывается наличие земельного участка: те, у кого его нет, в два раза реже, чем владельцы участков, говорили, что делали этим летом заготовки фруктов и ягод на зиму.
Вопрос: 'Вы, ваша семья делали или не делали домашние заготовки фруктов и ягод?'
|
Все опрошенные |
Нет участка |
Выращивают фрукты |
не выращивают фруктов |
Доли групп (%) |
100 |
22 |
62 |
15 |
Делали |
70 |
42 |
87 |
40 |
Не делали |
29 |
57 |
12 |
58 |
|
Не делала никаких заготовок примерно треть опрошенных – 29% (чаще других отрицательный ответ на этот вопрос давали жители мегаполисов – 38% – и больших городов – 36%, а также люди с высшим – 36% – или неполным средним образованием – 35%). Значительная часть этой группы – 43% – не имеет дачи или садового участка. Данные опроса показывают, что именно респонденты, не делавшие заготовок, чаще других отмечают нехарактерную для летнего времени тенденцию – рост цен на фрукты и овощи. Так, довольно заметное число россиян (по выборке в целом) утверждало, что в августе выросли цены как на фрукты (36%), так и на овощи (27%). А вот среди тех, кто не делал заготовок в этом году, доля заметивших рост цен несколько больше: 42% и 33%. По всей видимости, в эту категорию людей особенно часто входят те городские жители, летний рацион которых, – в отсутствие возможности выращивать что-либо самостоятельно – в значительной мере определяется уровнем доходов и цен: это, с одной стороны, пожилые горожане (На это указывает высокая доля лиц с неполным средним образованием - показатель, тесно связанный с возрастом), с другой, – специалисты с высшим образованием, чей стиль жизни является по преимуществу городским, а уровень доходов требует экономии расходов на продукты питания.
В целом ответы россиян о динамике цен на фрукты и цен на овощи существенно различаются. Отметило снижение цен и рост цен на овощи одинаковое число респондентов – по 27%, при этом число участников опроса, которые отметили снижение цен на фрукты, в два раза меньше, чем число отмечающих рост цен – 17% и 36% соответственно. Остальные утверждали, что цены не изменились (18% – на овощи и 19% – на фрукты), либо затруднялись с ответом. Таким образом, ситуация со свежими овощами в представлении респондентов оказывается более или менее приемлемой, чего не скажешь о ситуации с фруктами. Так, 68% участников опроса сказали, что этим летом они ели примерно столько же свежих овощей, сколько в прошлом году, 10% – что больше, и 17% – что заметно меньше. Применительно к фруктам картина существенно иная: половина россиян (50%) сказала, что этим летом они ели ягод и фруктов примерно столько же, сколько и в прошлом, 14% – что больше и 30% – что меньше. Вполне вероятно, что изменения в летнем рационе питания, о которых говорят участники опроса, вызваны не только недостаточным сезонным снижением цен на овощи и в особенности на фрукты, но также ростом цен на другие продукты питания: почти три четверти опрошенных (70%) сказали, что цены на основные продукты заметно выросли. По-видимому, необходимость экономить заставляет их реже и в меньших объемах покупать продукты 'второго ряда', в частности, – фрукты и овощи. |