Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/business/eco_cri/st210509




Старшеклассник-2009: портрет на фоне кризиса

21.05.2009 [обзор] [ Опрос населения ]




Фонд Общественное Мнение и калининградский Фонд социальных и маркетинговых исследований в рамках общероссийского молодежного исследования провели опрос школьников 16-17 лет1. Данные опроса показывают, что учащиеся школ нацелены на получение высшего образования, реже других молодежных групп ощущают на себе воздействие кризиса, больше других любят спорт, телеканал СТС и… Родину.



В этой теме:
1. Жизненные цели и установки старших школьников
2. Старшеклассники и кризис
3. Стиль жизни школьников 16–17 лет (блиц-данные)




Говоря о целях в жизни, школьники 16–17 лет закономерно чаще других представителей молодого поколения называют получение образования (59% против 26% в среднем по опросу) и хорошую, высокооплачиваемую, любимую, интересную работу (45% против 35%). Вместе с тем, они реже говорят о карьере и успехе (8% против 25% среди студентов и 16% среди молодежи в целом), о счастье в личной и / или семейной жизни (13% против 24% в среднем по молодежи и 29% среди студентов).

Почти три четверти школьников 16-17 лет намерены получить высшее образование (71%). Примерно каждый шестой старшеклассник хотел бы закончить среднее профессиональное учебное заведение: училище, техникум и т. п. (17%).

Заметим, что почти каждый четвертый старшеклассник говорит о том, что экономический кризис повлиял на его планы продолжить образование (22%), причем чаще других об этом сообщают девушки и жители села. Наиболее распространенная причина корректировки планов – возникшие сложности с оплатой образования.

Представления школьников о «работодателях мечты» мало отличаются от устремлений молодежи 16–26 лет в целом (график 1). Наибольшим уважением пользуются «Газпром» (19%), Администрация президента (16%), Сбербанк (14%), Газпромбанк (10%), «Лукойл» (9%), «Роснефть» (8%), МВД (8%), РЖД (8%), Первый телеканал (8%). Однако в отличие от более старших представителей молодежи 16-17-летние школьники более ориентированы на такие брендовые компании, как «Майкрософт» (11% против 6% по выборке) и «Адидас» (10% против 4%).

График 1. Скажите, пожалуйста, какие компании, фирмы, организации Вы смогли бы назвать «работодателем своей мечты»? Карточка. Не более трех ответов. (данные в % от всех опрошенных)




2. Старшеклассники и кризис

Большинство школьников имеют постоянную финансовую поддержку родителей (89% против 61% среди студентов, 18% среди работающей молодежи – см. график 2).

График 2. Из каких источников Вы получаете личные деньги? (данные в % от групп)

Неудивительно поэтому, что 16–17-летние учащиеся школ меньше ощущают на себе воздействие кризиса (график 3). Более половины респондентов этого возраста утверждают, что кризис никак не сказался на них (60% против 43% среди опрошенной молодежи в целом). Примерно каждый шестой опрошенный школьник вообще затруднился дать ответ на этот вопрос (16%).

График 3. Скажите, пожалуйста, на Вас лично финансовый кризис как-то сказывается или никак не сказывается? (данные в % от групп)

Половина школьников говорят о том, что за последние 2–3 месяца их материальное положение не изменилось (49%). Об улучшении положения сообщают 7%, об ухудшении – 28%. Показательно, что школьники более оптимистично оценивают свое положение. Для сравнения: среди студентов об ухудшении благосостояния заявляют уже 40% респондентов, среди работающей молодежи – 45%, а среди горожан 16–17 лет – 60%2 (график 4).

График 4. Как Вы считаете, Ваше материальное положение за последние 2–3 месяца улучшилось, ухудшилось или практически не изменилось? (данные в % от групп)

О слабой вовлеченности школьников в кризис также говорят следующие данные: почти половина школьников 16–17 лет сообщили, что за последние 3 месяца они не стали чаще задумываться о сокращении расходов, об экономии (49% против 34% среди всей молодежи 16–26 лет). Только 42% начали экономить, что значительно меньше, чем среди студентов и работающей молодежи (66% и 63% соответственно).

Если говорить о стратегиях адаптации к кризису, то по сравнению с другими группами молодежи школьники более пассивны и надеются на помощь извне (график 4). Основная причина таких установок – финансовая несамостоятельность. Для сравнения заметим, что молодые люди 18–24 лет придерживаются наиболее активной стратегии: они готовы поменять работу, искать дополнительный заработок, освоить новую профессию, переехать туда, где будут новые возможности.

Таблица 1. Стратегии адаптации к кризису в разных возрастных группах (по данным Социо-Интернет-Мониторинга, март 2009 г.; объем выборки – 4000 человек) (данные в % от групп по столбцам)

  Возраст
Группы с различными стратегиями адаптации к кризису 12-15 лет 16-17 лет 18 - 24 лет 25 - 34 лет 35 - 54 лет 55 лет и старше
активные 7 28 47 43 37 10
экономящие 9 6 7 9 16 37
активные и экономящие 5 12 17 25 27 9
рассчитывающие на помощь 16 22 13 10 7 15
пассивные 63 32 16 12 13 30



3. Стиль жизни школьников 16–17 лет (блиц-данные)

Школьники 16–17лет чаще молодежи в среднем демонстрируют следующие установки и практики:

Карьера

  • не пытаются найти работу (53% против 31% среди молодежи 16–26 лет в целом)
  • хотят сделать карьеру (77% против 66% среди молодежи в целом)

Ценности

  • в качестве одной из наиболее важных жизненных ценностей называют Родину (15% против 9% среди молодежи в целом)

Социально-психологические качества

  • ощущают себя более комфортно в ситуации жизненных перемен (37% против 26%)
  • любят выделяться из толпы, быть непохожими на других (53% против 41%)

Вовлеченность в субкультуры

  • принимают участие в молодежных организациях сообществах, объединениях молодых людей на основе общих интересов, дел или увлечений (17% против 10%)

Практики

  • увлекаются спортом (53% против 34%), танцами (24% против 17%), компьютерными играми (33% против 25%)
  • покупают одежду брендов «Адидас» (40% против 29%), «Найк» (31% против 21%), «Пума» (24% против 14%)
  • не курят (66% против 49%)
  • смотрят телеканалы СТС (54% против 43%), «Муз-ТВ» (37% против 21%), «Спорт» (21% против 18%), MTV (26% против 16%)
  • слушают Love Radio (18% против 10%), Хит FM (14% против 9%)
  • читают журнал «Йес» (11% против 4%)


За дополнительной информацией обращайтесь к директору проекта «Новое поколение» Ларисе Паутовой.

Тел. +7 (495) 745-87-65, доб.: 2221,

e-mail:pautova@fom.ru

Блог директора проекта «Новое поколение» Ларисы Паутовой: www.fomgeneration.wordpress.com

Проект «Новое поколение» поддержан Фондом подготовки кадрового резерва «Государственный клуб» в соответствии с распоряжением президента РФ № 367–РП от 30 июня 2007 года о государственной поддержке некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии гражданского общества.

_____________________________________________________________________________________

1Опрос молодых людей в возрасте 16–26 лет был проведен в 102 населенных пунктах 47 субъектов Российской Федерации. Общий объем выборки: 1500 человек. Сроки проведения опроса: с 12 февраля по 5 марта 2009 года.

2Данные по горожанам 16–17 лет взяты из Социо-Интернет-Мониторинга. Март, 2009 г. Опрос городского населения от 12 лет. Объем выборки – 4000 человек.