fom.ru · Поиск ·      








18.07.2002, Электронная фокус-группа

Авиакатастрофа над Боденским озером






Эпизод

Содержание эпизода

Интерес, оценка / сила колебаний

Согласие, оценка / сила колебаний

Доверие, оценка / сила колебаний

Средняя оценка

1095(5)

ТВС о диспетчерской службе 'Скайгайд'

0,33/срд

1,86/срд

2,67/срд

1,62

1094(3)

Т.Анодина о расследовании авиакатастрофы в Германии

0,86/срд

2,08/срд

1,40/слн

1,45

1092(1)

РТР о столкновении ТУ-154 с Боингом в Германии

0,06/срд

1,68/срд

2,27/срд

1,34

1093(2)

К. Наэф о начале расследования авиакатастрофы в Германии

1,00/срд

1,85/срд

0,99/слн

1,28

1096(6)

Ю. Глазов о необходимости создания единого центра управления полетами

-0,12/срд

0,88/срд

1,51/срд

0,76

1095(4)

М. Леонтьев о реакции в Европе на авиакатастрофу

-0,59/срд

1,00/слн

1,64/срд

0,68



Эпизод № 1092
(1-й по порядку демонстрации), РТР, 'Вести недели', 07.07.02, 20:00. С.Зенин (корреспондент): ТУ-154 'Башкирских авиалиний' совершал полет над Европой. Больше половины полета было пройдено, когда, войдя в зону швейцарских радиолокационных систем, он столкнулся на встречнопересекающихся курсах с грузовым Боингом-757. Ситуация в небе развивалась так стремительно, что попытки людей иэлектроники что-либо изменить оказались тщетными. Погиб 71 человек. В Германии, куда упали два самолета, одновременно споисковыми и спасательными работами началось расследование. К нему подключилась специальная комиссия из Москвы. Данные бортовых самописцев, так называемых черных ящиков, свидетельствуют о том, что все бортовые системы на ТУ-154 и на Боинге-757 работали в нормальном режиме. Оставалось последнее – ошибка диспетчера. Да, именно диспетчера, в единственном числе, потому что на тот момент, на момент катастрофы в диспетчерской управления воздушным движением Цюриха находился всего один сотрудник.

Эпизод № 1093
(2-й по порядку демонстрации). ОРТ, 'Время', 05.07.02, 21:00. К. Наэф (прокурор Швейцарии): Да, мы начали уголовное расследование с целью установления точных обстоятельств работы авиадиспетчеров 'Скайгайда' по контролю траектории полета обоих самолетов. Речь идет о выяснении вопроса, были ли со стороны диспетчера совершены ошибки, подпадающие под уголовное расследование. Всем нам известны факты, которые, возможно, дадут основу для обвинительного заключения: это и временное отключение системы автоматической системы оповещения об опасности на радаре в центре управления, и отсутствие напарника у диспетчера, и возможное опоздание с командами сземли. Идлянас все это останется ничего не значащими предположениями, если каждому факту мы не найдем документального подтверждения. Комментарий Участники ЭФГ проявляли безусловную солидарность с теми участниками эпизодов, в выступлениях которых чувствовалась боль и переживание произошедшего. Респонденты выражали доверие словам, подтверждавшим невиновность нашего экипажа в случившейся трагедии.

В ходе дискуссии, последовавшей за электронным тестированием, ее участники говорили о высоком профессионализме российского летного состава и сокрушались по поводу тяжелейших условий, в которых приходится служить, работать и вообще существовать нашим летчикам.
  • 'Да, специалисты, конечно, хорошие, это классные специалисты. Но они же голодные, они уставшие, не отдохнувшие'.


  • 'Отвратительное отношение к летчикам, к оборудованию, к людям. Все это вместе складывается'.


  • 'А меня возмущает, что самолет Ту-154 летает. Самолеты очень плохие, самолеты не ремонтируются, как тракторы, гудят, все там трясется. Т.е. оборудование у нас ужасное, самолеты новые не делают. Летчикам платят мало очень, между прочим. Интервалы отдыха у них очень маленькие. Это все в итоге, все вместе... и стрелочник этот, как сейчас обвиняют, как всегда стрелочник виноват'.
Эпизод № 1094 (3-й по порядку демонстрации). ОРТ, 'Время'

Участники дискуссии полагают, что результаты расследования, начавшегося в связи с трагедией, могут оказаться необъективными. Во-первых, после появившихся вСМИ комментариев швейцарских диспетчеров, обвинявших в случившемся наш экипаж, они не слишком доверяют западным специалистам. Во-вторых, респонденты, по их словам, уже привыкли брать под сомнение результаты любых официальных расследований. Тем не менее, участники дискуссии надеются на справедливое заключение экспертов.
  • 'По-моему, все со мной согласятся, просто это еще с советских времен, наверное, идет, что неполная информация всегда доходила до населения. Сейчас это немного изменилось, но все равно это внутри нас сидит еще – то, что не будет больше высказано. Даже начало этого ролика привычное. ...Будет ли это все высказано, будет ли это все показано... Так что это оттуда исходит, что какое-то недоверие сначала'.


  • 'Я думаю, что в любом случае будет противостояние, сохранится втом, что специалисты тех стран будут работать против наших специалистов'.


  • 'Мне запомнилось, что это были лучшие специалисты. Я думаю, что это объективно, независимо будет. Надеюсь'.
Эпизод № 1095 (4-й по порядку демонстрации). ОРТ, 'Другое время'

Этот эпизод вызвал целую гамму эмоций. С одной стороны, участники дискуссии говорили, что наши летчики действительно склонны к чрезмерному употреблению спиртного. С другой стороны, респондентам было обидно, что на фоне разыгравшейся трагедии журналисты чужой страны сочли возможным говорить об этом. Летчики, по мнению респондентов, пьют из-за 'плохой жизни' и для того чтобы 'снять стресс'. А западные журналисты сообщают об этом во всеуслышанье, исключительно чтобы унизить нашу страну.
  • 'Я просто живу в военном городке, и у нас военный аэродром. То, кчему яхотела сказать, – ну действительно, ночь пьют, а потом летят летчики, ну практически все, большая часть'.


  • 'Пьют, еще и не закусывают. Или плохо закусывают'.


  • 'Да, ужасно. Или после полетов все. Понимаете, то ли стресс... Как у меня соседи: он после полетов обязательно напивается. Боятся летать на самолете. А жить надо, а служить надо'.


  • 'Я думаю, что все согласятся, в принципе: есть такое и за границей, и в Европе, что да, русские – это значит водка'.


  • 'Это не значит, что раз человек после рейса выпил, то он, значит, уже списанный человек, абсолютно. Здесь нужно смотреть на профессионализм. А туда действительно посылают, я считаю, что ассов'.


  • 'Леонтьев, конечно, ведущий радикальный. В таких выражениях все высказал... Но доля правды в этом есть, конечно, в смысле предвзятости отношения Запада к России. Я считаю так'.


  • 'Что запомнилось – просто идет унижение России, и все. А насчет пьянки – все-таки вот я работала, у них есть анонимные алкоголики, там высшего класса люди, летчики и все на свете. Просто Россию совсех сторон хотят задушить, потому что все умы здесь. У нас ведь народ очень такой талантливый – поэтому...'
Эпизод № 1096 (5-й по порядку демонстрации). ТВС, 'Итоги'

Этот эпизод дал основание одним участникам дискуссии говорить о том, что 'безалаберность' и 'халатность' не являются исключительно российскими качествами. И это в известном смысле можно считать крушением мифа об отлаженности и безупречности работы западных служб. Другие респонденты убеждены, что причиной трагедии стала 'несообразительность' швейцарского диспетчера, привыкшего во всем полагаться набезотказные приборы. Участники дискуссии почти убеждены, что в аналогичной ситуации русская сметка и сообразительность позволили бы избежать катастрофы.
  • '...я три раза смотрела на экране итолько сейчас обратила внимание на то, что сказали: была отключена эта связь. Все время говорят: унас преступная халатность, у нас безалаберность. Оказывается, иуних такая же безалаберность'.


  • ' Я лишний раз убеждаюсь, что за границей люди – те же летчики, те же наземные службы – они привыкли четко работать по приборам. Вот сам человеческий фактор – у них как-то это не так, как у нас, ...потому что, ну, сейчас может что-то сломаться, но человек должен решать эту проблему, чтобы выйти из положения. А там как-то это все... прибор там отключили, это нормальное явление – он пошел кофе пить или что-то в этом роде, сработает'.


  • 'У нас люди ошибаются из-за усталости, а там ошибаются от того, что... от нечего делать просто'.


  • 'Знаете, как мальчика спрашивают из Европы, иностранца: ты сосчитай, там, 7 на 8 умножь – знаете, я не могу, у меня есть калькулятор. А если не будет калькулятора? Такого не может быть. Т.е. там то же самое – была экстремальная ситуация – человек просто неквалифицированный оказался'.
Эпизод № 1097 (6-й по порядку демонстрации). ТВС, 'Итоги'

Респонденты считают, что произошедшая катастрофа должна заставить и Россию, и западные страны иначе взглянуть на организацию движения ввоздушном пространстве. Участники дискуссии убеждены, что наша страна должна теснее сотрудничать здесь со странами Европы, должна обновить свой авиапарк, оказывать поддержку авиационным конструкторам и предприятиям.
  • 'Знаете, я сейчас подумала, все говорят: глобализация. Мы настолько плотно в Европе живем, мы все соседи, мы должны действительно как-то быть, действительно надо это все продумывать, чтобы такие вещи не повторялись. Насколько человеческая жизнь хрупка... Почему этого не было сделано раньше тогда? Нельзя нам разобщаться, изолироваться, надо, действительно, если мы дальше хотим думать как-то...'


  • 'В этом плане нужно, конечно, навести порядок. В первую очередь, чтобы унас был центр единый, а не было этих всяких локальных – Башкортостан, еще что-то'.
Электронные фокус-группы в Москве. 44 респондента. 11 июля 2002 г.





База данных ФОМ > Происшествия > Катастрофы и чрезвычайные ситуации > Авиакатастрофа над Боденским озером