Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/cult/edu_edu/secondary_education/d081322




Воспитательная работа в школе

03.04.2008 [отчет] [ Опрос населения ]




Опрос населения в 100 населенных пунктах 46 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 29-30 марта 2008 г.. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

Школа, как известно, не только учит детей, но и воспитывает их – по крайней мере, именно так обстояло дело в насыщенные идеологией «доперестроечные времена». Впрочем, и сегодня подавляющее большинство респондентов (83%) убеждены в том, что школа «должна и учить, и воспитывать», и лишь 12% полагают, что дело школы – только обучение, но не воспитание. Еще более единодушно в воспитательную миссию школы верят те респонденты, у которых в числе родных и близких есть дети-школьники (таковых в нашей выборке оказалось 42%), – 89% среди них предписывают школе «и учить, и воспитывать».

Отвечая на открытый вопрос: «В чем, на Ваш взгляд, должна состоять воспитательная работа в школе, в каких формах она должна проводиться?», респонденты высказывали свои мнения как о приемлемых формах, так и о содержании воспитательного процесса.

Что касается форм воспитательной работы, то здесь обычно упоминались разнообразные мероприятия, апробированные в практике отечественной педагогики, – начиная от «кружков по интересам», спортивных секций и т. п. (14%) и заканчивая созданием «организаций типа пионерской» (2%), проведением классных часов (2%), «встреч с ветеранами» и «интересными людьми» (1%). Заметим, что при этом довольно часто смысл школьной воспитательной работы видится респондентам не в формировании, культивировании тех или иных качеств личности ребенка, а в самом факте организованной занятости детей: «в кружках разных, чтобы дети не шатались по улице»; «больше занятости детей»; «дети больше времени находятся в школе».

Участники опроса, говорившие о содержательной стороне воспитательной работы, о тех качествах, которые школа должна прививать детям, обращали внимание как на духовно-нравственные ценности («порядочность»; «учить моральным нормам»; «больше говорить о духовности, о нравственности»; «учить дружбе, любви, всему доброму»; «чтобы хорошо относились к людям» и т. п. – 10%), так и на «этикетные нормы» общения, правила поведения в обществе («азы приличия»; «внушать, чтоб вели себя достойным образом»; «воспитывать, чтоб вели себя в быту хорошо»; «беседы проводить по поведению в обществе, по внешнему виду, по отношению к девушкам и женщинам» – 7%). Довольно часто люди говорили о том, что в той или иной форме (беседа, объяснения, личный пример) детей необходимо «обучать жизни», «учить детей жизни, выживать в обществе».

Реже респонденты вспоминали о приоритетах прежней системы воспитания – таких, как патриотизм (5%) и «любовь к труду» (4%). Впрочем, еще реже они говорили о том, что воспитание в школе должно противодействовать влечению детей и подростков к алкоголю и наркотикам («больше рассказывать ребятам о вреде наркотиков»; «объяснять молодежи, чтобы не пили, не курили, не наркоманили»; «учить детей не пить, и не курить» – 2%).

Некоторые респонденты делились своими представлениями о наилучших методах педагогического воздействия. Одни при этом придерживались либерально-гуманистического подхода к воспитанию, подчеркивая необходимость бережного и уважительного обращения с детьми («к детям относиться лучше»; «дать почувствовать детям самостоятельность, относиться как ко взрослым, не оскорблять, не унижать»; «справедливость, ласка должна быть»; «не наказывать силой, объяснять» – 4%), пользу личного примера («учитель должен общаться с детьми, воспитывать личным примером» – 2%), эффективность игровых методов воздействия, стимулирующих интерес детей («в игровой форме, неназойливо» – 3%), важность индивидуального подхода к ребенку (1%).

Другие, напротив, высказывались за усиление авторитарного начала в педагогике: они призывали ужесточить дисциплинарный контроль за поведением школьников («контроль полный за поведением детей»; «чтобы была дисциплина»; «дисциплина в первую очередь»; «чтобы строго было, не хулиганили» – 2%) и «дать больше власти учителям», вплоть до права телесного наказания («поднять авторитет учителей, дать им больше полномочий»; «как раньше – учителей боялись, уважали»; «физическая расправа – указкой по рукам»; «телесно наказывать за проступки» – 1%).

Вспоминая годы своего школьного детства, респонденты, как правило, говорили, что в их время учителя уделяли воспитанию детей достаточно внимания, – «столько, сколько нужно» (60%). Пятой части опрошенных (18%) воспитательные усилия их педагогов казались чрезмерными, а 13%, напротив, недостаточными (показательно, что последний ответ чаще других давали молодые респонденты – те, кому сегодня от 18 до 35 лет, – 21%). Немногие (4%) утверждали, что их педагоги вообще не занимались воспитанием детей.

Значительная часть респондентов (45%) полагают, что сегодня учителя уделяют меньше внимания воспитанию детей, нежели это было в их школьные годы. Такое мнение особенно распространено среди респондентов среднего возраста – от 36 до 54 лет (56%), а также среди жителей Москвы и больших городов (56% и 54% соответственно). Среди родственников школьников его разделяют 53%.

Считающие, что учителя стали уделять меньше внимания воспитательной стороне педагогического процесса, практически единодушно воспринимают эту тенденцию негативно (43% отрицательных оценок и 1% затруднившихся ответить). Среди родственников школьников также безусловно доминирует ее осуждение (51% отрицательных оценок и 2% затруднившихся ответить).

Пятая часть опрошенных высказали предположение, что «объем» внимания, которое учителя уделяют воспитанию детей, остался прежним – таким же, каким он был в годы их ученичества (особенно часто это мнение высказывали молодые респонденты), а 9%, напротив, считают, что в сегодняшней школе воспитательная функция «усилилась». Четвертая часть респондентов воздержались от определенного суждения на этот счет.

Примерно половина респондентов, чьи дети, внуки или иные близкие родственники учатся в школе (или 20% от всей выборочной совокупности), утверждали, что в этой школе проводится воспитательная работа во внеучебное время, причем, по почти единодушному мнению взрослых, их детям эти внеклассные мероприятия нравятся (17%; 2% сказали «не нравятся», 1% затруднились ответить). Отвечая на открытый вопрос: «Какие именно мероприятия проводятся в школе во внеучебное время в рамках воспитательной работы?», респонденты называли кружки и секции (7%), разнообразные экскурсии (3%) и коллективные выходы в театр, цирк, кино (2%), спортивные соревнования, турпоходы, праздники, конкурсы и т. п. (порядка 1–2% упоминаний в каждом случае). Отдельные респонденты говорили о мерах целенаправленного воспитательного воздействия: «классный час», «разговоры о поведении учеников»; «воспитательные лекции»; «учат детей жизни»; «каждую неделю выделяется время, когда им объясняют, как жить, популярно объясняют».

По словам каждого четвертого респондента, имеющего среди родственников детей-школьников (11% от выборочной совокупности), в их школе воспитательная работа не ведется (этот ответ довольно часто звучал в Москве – 18%); столько же (10%) не смогли сказать на этот счет ничего определенного.

Ирина Шмерлина



Скажите, пожалуйста, есть ли у Вас дети, внуки или близкие родственники, которые учатся в школе?

Скажите, пожалуйста, когда Вы учились в школе, учителя уделяли или не уделяли внимание воспитанию детей? И если уделяли, то слишком много внимания, слишком мало или столько, сколько нужно?

население в целом

возраст

 

18 - 35 лет

36 - 54 лет

55 лет и старше

Как Вам кажется, а сегодня учителя уделяют больше внимания воспитанию детей по сравнению с тем временем, когда Вы сами учились в школе, меньше или столько же?

население в целом

возраст

 

18 - 35 лет

36 - 54 лет

55 лет и старше

Как Вам кажется, это хорошо или плохо, что учителя сегодня уделяют больше внимания воспитанию детей по сравнению с тем временем, когда Вы сами учились в школе? (Ответы заявивших, что сегодня учителя уделяют больше внимания воспитанию детей, - 9% от всех опрошенных.)

Как Вам кажется, это хорошо или плохо, что учителя сегодня уделяют меньше внимания воспитанию детей по сравнению с тем временем, когда Вы сами учились в школе? (Ответы заявивших, что сегодня учителя уделяют больше внимания воспитанию детей, - 45% от всех опрошенных.)

Одни люди считают, что школа должна только учить, но не должна воспитывать детей. Другие считают, что школа должна и учить, и воспитывать. А Вы лично как считаете: школа должна только учить или школа должна и учить, и воспитывать?

население в целом

возраст

 

18 - 35 лет

36 - 54 лет

55 лет и старше

В чем, на Ваш взгляд, должна состоять воспитательная работа в школе, в каких формах она должна проводиться? (Открытый вопрос. Задавался заявившим, что школа должна и учить, и воспитывать, - 83% от всех опрошенных.)

(в % от числа опрошенных)
Организация кружков, спортивных секций, внеклассных занятий по интересам14
«Больше школьных кружков и секций спортивных»; «в кружках разных, чтобы дети не шатались по улице»; «больше уделять внимания спорту»; «всякие кружки…»; «всякие дела по общим интересам»; «вводить кружки по интересам, спортивные секции»; «бесплатные кружки и спортсекции при школе».
Морально-нравственное воспитание; воспитание доброты, порядочности, уважения к старшим10
«Порядочность»; «в воспитании в отношении друг друга»; «чтобы хорошо относились к людям»; «больше говорить о духовности, о нравственности»; «учить дружбе, любви, всему доброму»; «вежливое отношение друг с другом, с людьми»; «вежливость, доброта, не проходить мимо, когда кому-то плохо»; «учить моральным нормам».
Беседы, разговоры с детьми9
«Учить детей жизни, выживать в обществе»; «беседа, убеждение»; «обучать жизни»; «личные беседы, объяснения»; «на занятиях нужно вести беседу о жизни»; «в форме диалога, беседы»; «на примерах, беседовать больше».
Воспитание культуры поведения7
«Выработаны строгие правила поведения»; «азы приличия»; «всему хорошему учить в школе, поведению»; «говорить и убеждать, что правильно, а что нет»; «внушать, чтобы вели себя достойным образом»; «воспитывать, чтобы вели себя в быту хорошо»; «беседы проводить по поведению в обществе, по внешнему виду, по отношению к девушкам и женщинам».
Организация внеклассной работы, досуга школьников в целом7
«Должна больше проводиться внеклассная работа»; «досуг, мероприятия»; «больше занятости детей»; «групповые коллективные мероприятия»; «заниматься во внеурочное время»; «дети больше времени находятся в школе»; «внеклассные мероприятия, чтобы дети больше общались вне учебы»; «внеклассной работе больше уделять времени».
Проведение экскурсий, посещение театров, культурное развитие в целом5
«В театр ходить, в музеи»; «экскурсии…»; «должны проводиться культурные мероприятия – музеи и театры»; «приучать к культуре, часто вывозить в театры…»; «ходить с детьми в театр».
Воспитание патриотизма5
«Патриотизм воспитывать»; «в духе патриотизма»; «больше любви к Родине воспитывать»; «любовь к Родине, стране, республике».
Организация трудового воспитания, субботники4
«Трудовое воспитание»; «…субботники»; «учить труду»; «прививать любовь к труду»; «…трудовые десанты»; «в труде».
Постоянное общение с детьми, уважение, чуткое отношение к ним4
«Внимательно относились к детям, не орали на детей, а нормально объясняли»; «общение с детьми должно быть больше»; «к детям относиться лучше»; «учителя должны иметь подход к детям»; «дать почувствовать детям самостоятельность, относиться как к взрослым, не оскорблять, не унижать»; «воспитывать доверие учеников к своим учителям»; «справедливость, ласка должна быть»; «не нужно смотреть на богатство родителей»; «не наказывать силой, объяснять».
Проведение факультативов, дополнительных занятий3
«В виде дополнительных и не только занятий о полезных делах и поступках»; «больше внеурочных занятий»; «дополнительные занятия»; «факультативы»; «дополнительные занятия нужны»; «больше уделять внимания внеклассным занятиям»; «лекции на разные темы»; «разные развивающие факультативы».
Школьников нужно уметь заинтересовать, воспитание должно происходить в форме игры3
«В форме игры в начальных классах»; «интерес развивать у школьников»; «познавательные игры»; «увлекать, чтобы было удобно и хотелось учиться, ходить в школу»; «чтобы ученикам было интересно и полезно»; «в формах, которые интересны каждому школьнику, подбирать по характеру, интересам, желанию ученика…»; «в игровой форме, неназойливо».
Организация концертов, викторин, других развлекательных мероприятий3
«Тематические вечера, общешкольные мероприятия»; «вечера, олимпиады»; «творчество детей развивать, выставки рисунков детей делать, самодеятельность, викторины…»; «конкурсы, концерты проводить чаще».
Организация походов, поездок на природу3
«Совместные выходы учителя и детей на природу…»; «походы…»; «чтоб больше было организовано поездок куда-либо»; «коллективные поездки куда-нибудь».
Больше общаться с родителями, обеспечить хороший контакт между родителями и школой3
«Не одна школа, но и родители должны учить детей»; «в воспитании детей должны принимать участие родители»; «более близкое знакомство с семьями»; «надо сообща с родителями воспитывать детей»; «вместе с семьей, на положительных примерах»; «через семью – больше объяснять, помогать родителям»; «ходить домой, чтоб знать, как ребенок живет»; «школа должна вместе с семьей найти контакты, взаимодействие».
Пропаганда здорового образа жизни, беседы о вреде алкоголя, табака и наркотиков2
«Объяснять молодежи, чтобы не пили, не курили, не наркоманили»; «больше рассказывать ребятам о вреде наркотиков»; «добру, чтоб не курили, не пили»; «учить детей не пить и не курить»; «пропагандировать здоровый образ жизни»; «о вредности курения, наркотиков».
Создание детских объединений по образу пионерской и комсомольской организаций2
«Организация нужна по типу пионерской, только без излишка политики»; «детские организации – как раньше пионеры, комсомол, что-нибудь другое теперь»; «были пионеры, комсомольцы – в таких формах»; «в форме организаций типа пионерской».
Проведение классных часов2
«В виде классных собраний»; «классные часы».
Контроль за дисциплиной школьников2
«Выработаны строгие правила поведения»; «контроль полный за поведением детей»; «чтобы была дисциплина»; «дисциплина в первую очередь»; «чтобы строго было, не хулиганили»; «чтобы шкоду не делали».
Воспитывать детей нужно во время уроков2
«Воспитывать на уроках»; «в виде уроков»; «в форме уроков»; «уроки проводить»; «преподавать воспитание как уроки».
Воспитание на личном примере учителей2
«Воспитывать на личном примере»; «учитель своим примером должен показать основы: что хорошо, что плохо…»; «учитель должен общаться с детьми, воспитывать личным примером»; «на собственных примерах учителей»; «учитель – пример ученикам».
Воспитание необходимо постоянно, оно может происходить в разных формах2
«И по-хорошему и по-плохому»; «в различных формах, но чтобы суть была правильная»; «больше времени уделять воспитанию»; «ежедневное воспитание»; «воспитательные работы должны проводиться в любое время»; «должны проводиться учебно-воспитательные занятия»; «самые разные, какие только можно придумать»; «должны участвовать по-разному…».
Индивидуальный подход к детям1
«Подходить к каждому ученику индивидуально»; «индивидуальный подход»; «в работе надо доходить до каждого ребенка»; «больше работы с детьми, с каждым ребенком в отдельности»; «больше внимания уделять, какой ученик на что способен»; «индивидуальная работа».
Воспитанием должны заниматься профессионалы1
«Отдельные педагоги по воспитательной работе»; «на это ответят методические кабинеты»; «это педагоги должны решать, как и что лучше».
Работа психолога со школьниками1
«Проводить тренинги, чтоб полученные знания применять в реальной жизни»; «помогать детям в самоосознании, оказывать психологическую помощь, учить философии победителя»; «беседы психолога с детьми»; «с детьми должны работать психологи».
Проводить встречи с известными, интересными людьми, с ветеранами1
«Устраивать встречи с интересными людьми»; «больше встреч с ветеранами…»; «проводить встречи с интересными людьми».
Учителя должны иметь больше власти, необходимо ввести строгие наказания1
«Поднять авторитет учителей, дать им больше полномочий»; «физическая расправа – указкой по рукам»; «даже на учебу внимания не обращать, оставлять после уроков»; «дать больше власти учителям»; «как раньше: учителей боялись, уважали»; «в строгой форме»; «телесно наказывать за проступки».
Другое2
«Для расширения кругозора»; «не только в идеологических формах, но и в политических, социально-экономических, гуманитарных, медицинских…»; «внешний вид»; «физическая, военная»; «нужно не так сильно загружать учителей, тогда останется время для воспитания»; «единый образовательный проект»; «оградить детей от стихийных молодежных движений…».
Затрудняюсь ответить, нет ответа17

Скажите, пожалуйста, в школе, в которой учится Ваш ребенок, проводится или не проводится воспитательная работа во внеучебное время? (Ответы заявивших, что у них есть дети, внуки или близкие родственники, которые учатся в школе, - 42% от всех опрошенных.)

Какие именно мероприятия проводятся в школе, где учится Ваш ребенок, во внеучебное время в рамках воспитательной работы? (Открытый вопрос. Задавался заявившим, что в школе, где учатся их дети, внуки или близкие родственники, проводится воспитательная работа во внеучебное время, - 20% от всех опрошенных.)

(в % от числа опрошенных)
Кружки, секции7
«Секции спортивные»; «есть кружки творческие»; «кружки»; «кружки: рисование, труд, ”Умелые ручки”»; «танцевальный кружок есть»; «кружок, спорт».
Экскурсии, походы в музеи, на выставки3
«Экскурсия в Питер»; «экскурсии, но очень редко»; «ездят в музеи»; «ездят в другие города на экскурсию»; «ходят в музеи»; «поездки по музеям».
Спортивные мероприятия, соревнования, эстафеты, веселые старты2
«Спортивные мероприятия»; «эстафеты»; «“Веселые старты”»; «спортивные соревнования»; «соревнования между классами по спорту».
Прогулки на природу, походы2
«Ходят в походы»; «турпоходы»; «на природу».
Праздники2
«Праздничные мероприятия»; «подготовка к праздникам»; «осенние праздники».
Походы в театр, цирк, кино2
«Ходят в театры»; «поход в театр»; «походы в цирк»; «цирк, филармония, кукольный театр, ТЮЗ»; «походы в театр, кино».
Классные часы1
«Классный час»; «проводится классный час с классным руководством»; «классные часы на разные темы».
Конкурсы, олимпиады1
«Конкурсы по предметам»; «подготовка к конкурсам, которые нужны школе»; «викторины»; «игры»; «олимпиады по разным предметам».
Концерты, спектакли, КВН1
«Концерты»; «КВН»; «готовятся к праздникам, выступают, танцуют, поют»; «участие в спектаклях».
Огоньки, чаепития, вечера, утренники1
«Праздничные вечера»; «дискотеки»; «чаепития»; «школьные вечера»; «огоньки»; «утренники».
Воспитательные беседы, лекции1
«Разговоры о поведении учеников»; «о поведении, о учебе»; «каждую неделю выделяется время, когда им объясняют, как жить, популярно объясняют»; «учат детей жизни»; «воспитательные лекции».
Встречи с гостями1
«Беседы с гостями»; «иногда ветеранов приглашают»; «встречи с ветеранами»; «встречи»; «встречаются с артистами, художниками, писателями»; «встречаются с писателями».
Совместные празднования дней рождения1
«Празднуют дни рождения»; «совместное празднование дней рождения»; «дни именинника».
Занятия информатикой1
«Изучение компьютера»; «компьютерные занятия»; «компьютерные курсы»; «информатика».
Занятия с психологом1
«Психологические тренинги»; «работает психолог»; «занимается с детьми психолог».
Другое2
«Родительские собрания»; «трудовые, по предметам»; «военно-патриотическое воспитание, пост №1 у Вечного огня»; «разные»; «день вежливости»; «группа продленного дня»; «радиопередача»; «общешкольные мероприятия».
Затрудняюсь ответить, нет ответа3

Приложение. Таблицы

Скажите, пожалуйста, есть ли у Вас дети, внуки или близкие родственники, которые учатся в школе?


Население в целом Пол Возраст Образование Доход Тип населен. Пункта месячная аудитория интернет-пользователей*
мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 3000 руб. и менее 3001-5000 руб. более 5000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 46 54 36 37 27 13 34 35 18 28 29 30 8 12 16 37 26 25
есть 42 38 45 36 47 42 37 41 44 43 48 44 36 39 36 41 42 46 37
нет 58 62 54 63 52 58 62 59 56 57 52 55 63 61 62 59 58 53 62
затрудняюсь ответить 1 1 0 1 0 0 1 0 1 0 0 1 1 0 2 0 0 1 1

* Здесь и далее - доля респондентов, которые при ответе на вопрос "Когда Вы в последний раз пользовались Интернетом?" выбрали позиции "В последние сутки", "В последнюю неделю", "В последний месяц".


Скажите, пожалуйста, когда Вы учились в школе, учителя уделяли или не уделяли внимание воспитанию детей? И если уделяли, то слишком много внимания, слишком мало или столько, сколько нужно?


Население в целом Пол Возраст Образование Доход Тип населен. Пункта месячная аудитория интернет-пользователей*
мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 3000 руб. и менее 3001-5000 руб. более 5000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 46 54 36 37 27 13 34 35 18 28 29 30 8 12 16 37 26 25
слишком много 18 16 20 10 23 23 19 18 20 15 20 19 14 14 10 22 18 21 14
столько, сколько нужно 60 61 60 59 64 57 54 61 60 65 60 62 62 55 63 65 60 59 60
слишком мало 13 13 13 21 9 8 10 14 12 14 12 12 14 15 16 8 14 12 17
внимания не уделяли 4 5 4 6 2 5 7 4 4 4 3 3 7 9 8 3 4 2 5
затрудняюсь ответить 4 5 3 4 3 7 11 4 4 2 6 4 3 6 3 3 4 7 3

Как Вам кажется, а сегодня учителя уделяют больше внимания воспитанию детей по сравнению с тем временем, когда Вы сами учились в школе, меньше или столько же?


Население в целом Пол Возраст Образование Доход Тип населен. Пункта месячная аудитория интернет-пользователей*
мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 3000 руб. и менее 3001-5000 руб. более 5000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 46 54 36 37 27 13 34 35 18 28 29 30 8 12 16 37 26 25
больше 9 8 10 13 6 8 13 8 8 11 10 9 10 5 10 8 11 8 11
столько же 21 21 22 33 18 11 12 24 22 22 22 21 19 13 20 21 20 27 28
меньше 45 40 49 33 56 46 31 41 50 51 44 43 49 56 44 54 44 38 44
затрудняюсь ответить 25 31 19 21 21 35 43 27 20 16 24 27 21 26 27 17 25 27 17

Как Вам кажется, это хорошо или плохо, что учителя сегодня уделяют больше внимания воспитанию детей по сравнению с тем временем, когда Вы сами учились в школе? (Ответы заявивших, что сегодня учителя уделяют больше внимания воспитанию детей, - 9% от всех опрошенных.)


Население в целом Пол Возраст Образование Доход Тип населен. Пункта месячная аудитория интернет-пользователей*
мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 3000 руб. и менее 3001-5000 руб. более 5000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 46 54 36 37 27 13 34 35 18 28 29 30 8 12 16 37 26 25
хорошо 8 7 9 11 6 8 12 7 7 11 9 8 9 5 10 6 10 7 9
плохо 1 0 1 1 0 0 0 0 1 0 1 0 1 0 0 1 0 1 1
затрудняюсь ответить 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0

Как Вам кажется, это хорошо или плохо, что учителя сегодня уделяют меньше внимания воспитанию детей по сравнению с тем временем, когда Вы сами учились в школе? (Ответы заявивших, что сегодня учителя уделяют больше внимания воспитанию детей, - 45% от всех опрошенных.)


Население в целом Пол Возраст Образование Доход Тип населен. Пункта месячная аудитория интернет-пользователей*
мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 3000 руб. и менее 3001-5000 руб. более 5000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 46 54 36 37 27 13 34 35 18 28 29 30 8 12 16 37 26 25
хорошо 0 0 1 0 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 1 1 0 0 1
плохо 43 39 47 32 53 45 30 40 49 48 43 42 46 51 41 52 43 38 41
затрудняюсь ответить 1 1 1 1 2 1 0 1 1 2 1 1 2 4 2 2 1 0 2

Одни люди считают, что школа должна только учить, но не должна воспитывать детей. Другие считают, что школа должна и учить, и воспитывать. А Вы лично как считаете: школа должна только учить или школа должна и учить, и воспитывать?


Население в целом Пол Возраст Образование Доход Тип населен. Пункта месячная аудитория интернет-пользователей*
мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 3000 руб. и менее 3001-5000 руб. более 5000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 46 54 36 37 27 13 34 35 18 28 29 30 8 12 16 37 26 25
только учить 12 14 11 17 10 9 11 15 11 11 14 10 11 10 8 15 13 13 15
и учить, и воспитывать 83 79 86 77 86 85 80 81 85 84 80 84 86 89 83 84 83 80 79
затрудняюсь ответить 5 7 3 6 4 5 10 5 4 5 6 5 3 1 9 2 5 8 6

Скажите, пожалуйста, в школе, в которой учится Ваш ребенок, проводится или не проводится воспитательная работа во внеучебное время? (Ответы заявивших, что у них есть дети, внуки или близкие родственники, которые учатся в школе, - 42% от всех опрошенных.)


Население в целом Пол Возраст Образование Доход Тип населен. Пункта месячная аудитория интернет-пользователей*
мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 3000 руб. и менее 3001-5000 руб. более 5000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 46 54 36 37 27 13 34 35 18 28 29 30 8 12 16 37 26 25
проводится 20 16 24 19 23 19 16 19 20 27 22 23 16 15 16 21 20 24 22
не проводится 11 9 14 11 14 8 6 9 15 12 12 10 13 18 14 8 11 10 12
затрудняюсь ответить 10 13 8 6 11 15 15 13 9 4 14 10 7 6 6 12 10 12 4

Как Вам кажется, Вашему ребенку чаще нравятся или не нравятся те внеклассные воспитательные мероприятия, которые проводятся в школе? (Ответы заявивших, что в школе, где учатся их дети, внуки или близкие родственники, проводится воспитательная работа во внеучебное время, - 20% от всех опрошенных.)


Население в целом Пол Возраст Образование Доход Тип населен. Пункта месячная аудитория интернет-пользователей*
мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 3000 руб. и менее 3001-5000 руб. более 5000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 46 54 36 37 27 13 34 35 18 28 29 30 8 12 16 37 26 25
нравятся 17 14 20 16 19 16 10 18 16 23 19 21 13 13 12 18 17 20 17
не нравятся 2 2 2 2 2 2 2 1 2 3 2 2 2 1 2 3 2 2 3
затрудняюсь ответить 1 1 1 1 1 2 4 0 1 1 1 1 1 1 2 1 1 2 2