www.fom.ru · поиск · · расширенный поиск ·      








08.08.2002, Опрос населения

Министерство образования и образ педагога



1.'Принцы' и 'нищие' российского образования
2.Графики и открытые вопросы
3.Опрос экспертов
4.Приложение.Таблицы

1.'Принцы' и 'нищие' российского образования


Как показывают опросы ФОМа, представления россиян о министерствах и ведомствах, их функциях и сфере деятельности нередко оказываются весьма и весьма расплывчатыми (См., например, Преснякова Л. Рядовые и маршалы российского здравоохранения // Доминанты. Поле мнений. 2002. № 29 (ttp://www.fom.ru/survey/dominant/455/1116/3711.html).). Министерство образования – не исключение: большей части респондентов ничего не известно о деятельности этой структуры, неясны ее функции:
  • 'Модератор: Что вы знаете о Министерстве образования нашем?
Участник 1: Что оно существует.

Модератор: Какие функции у Министерства образования?

Участник 2: Образование, образовывает' (ДФГ, Москва).

'
Участник 1: Это самое закрытое, по-моему, министерство, о котором не знаем ничего.

Участница 2: Нет информации нигде.

Участник 3: Мы больше знаем о ФСБ, о МВД, а это – такое закрытое, коробочка какая-то, называется – Министерство образования, а что оно делает, не знаем' (ДФГ, Самара).

Неудивительно, что половина россиян (51%) затруднились дать оценку деятельности вышеназванного министерства.

Многим участникам ДФГ также неизвестно, каковы функции этого ведомства, но все же они дают оценки его работе, причем чаще – негативные. Эти респонденты руководствуются предположением, что если в стране кризис, то дела скорее всего обстоят плохо во всех сферах, а значит, плохо работают и все министерства, включая то, о котором их спрашивают:
  • 'Точно так же, как и в любой другой отрасли народного хозяйства, – бардак, порядка нет ...' (ДФГ, Самара).


  • 'Модератор: А чем занимается Министерство образования?
Участник: Бюрократией, как всегда, как все министерства. Ничем не отличается от других' (ДФГ, Новосибирск).

В целом же по России в адрес этого ведомства прозвучало вдвое больше негативных (33%), нежели позитивных (16%) оценок. Неудовлетворенными работой Министерства образования чаще оказывались респонденты со средним специальным (39%) и высшим образованием (49%), а также лица среднего возраста (40%). О хорошей работе этой структуры чаще говорили молодежь от 18 до 35 лет (21%) и оптимисты (26%).

Что служит критерием оценки работы Министерства образования? Судя по ответам респондентов на открытые вопросы о том, почему они дали позитивную или негативную оценку этому ведомству, основным мерилом становится отношение респондентов к сложившейся ныне ситуациив системе образования. Так, большая часть претензий к деятельности министерства, ответственного за эту сферу, были связаны именно с проблемами в области образования (70% от ответивших, или 21% по выборке в целом):
  • плохое материальное положение педагогов – 'обижают учителей, мизерные зарплаты'; 'жизнь преподавателей трудная, низко оплачиваемая'; 'учителя брошены на произвол'; 'нет заботы об учителях' (27% от ответивших);


  • недостаточное финансирование школ и вузов – 'плохое обеспечение учебных заведений'; 'недостаточное финансирование школ и вузов'; 'не хватает материальной базы' (13%);


  • нехватка учебников, оборудования – 'учебников не хватает'; 'нет инвентаря'; 'плохо снабжают учебные заведения учебными материалами'; 'в классах нет должного оборудования' (10%);


  • введение системы платного обучения – 'переход от государственного образования к коммерческому'; 'нет возможности получить бесплатное образование'; 'все платно, даже ремонты, книги, знания' (20%);


  • падение уровня образования'уровень знаний детей стал очень низкий'; 'у выпускников уровень стал хуже, чем раньше'; 'знаний у детей нет' (7%);


  • претензии к существующей программе обучения – 'запутались в программах обучения'; 'нет единой программы обучения в школе, обучение идет по разным учебникам'; 'стали преподавать сомнительные вещи детям'; 'грузят неизвестно чем детей'; 'сложная программа' (3%).
Часть претензий респондентов к Министерству образования связана собственно с деятельностью (или ее отсутствием) этого ведомства (17% от ответивших, или 5% по выборке в целом). Так, негативную оценку получают реформаторские усилия министерства: 'Одни шараханья, занимаются реорганизациями'; 'бесконечные реорганизации и реформы, которые только ухудшают систему образования'; 'слишком много экспериментов, поисков новых форм, очень много от этого мороки, а толку мало'; 'все время что-то меняют, бросаются из одной крайности в другую' (7%).

Раздаются и обвинения в консерватизме, инертности – но, отметим, значительно реже'нужно менять программу образования – плохая сегодняшняя'; 'не идут навстречу реформаторам'; 'новые методики не внедряются'; 'инертность мышления чиновников от образования'; 'чересчур консервативны' (менее 1%).

В вину этому ведомству также вменяется отсутствие контроля ('мало проверяют школы, куда уходит финансирование'; 'необходим контроль за вузами'; 'плохой контроль'; 'плохо контролируют работу школ')7%, бездеятельность и неэффективность ('не работает вообще'; 'результат нулевой'; 'нет исполнения функциональных обязанностей'; 'их работы не видно')3%.

Кстати, на ДФГ высказывалась еще одна претензия к работе этого ведомства, а именно – 'оторванность' министерства от ситуации на местах, незнание конкретных проблем учителей, родителей, школьников:
  • 'Вот я думаю, ничем оно не занимается, оно занимается самим собой, школа занимается сама по себе' (ДФГ, Самара).


  • 'Это происходит оттого, что оно оторвано от народа: и от учителей, и от детей. Там работают люди, которые по 100 лет не были в школе, все теоретики страшные... и на практике оторваны от жизни' (ДФГ, Самара).


  • '<Нужно> опрос провести, наверное, населения – что беспокоит родителей, учителей, преподавательский состав, что их не устраивает, что плохо, что хорошо. Иначе – никак не узнают' (ДФГ, Москва).
Наконец, неудовлетворенность части респондентов работой Министерства образования обусловлена негативной оценкой работы учителей и преподавателей вузов – как представителей системы образования (20% от ответивших, или 6% по выборке в целом):
  • 'Преподаватели мало знают'; 'низкий уровень преподавания'; 'в институтах берут взятки' (открытый вопрос).
Позитивные моменты в работе Министерства образования упомянули в своих ответах на открытый вопрос 11% опрошенных. Среди заслуг этого ведомства респонденты называли реформаторские устремления ('видно, что реформирует, что работает'; 'все налаживается, проводят реформы'), внимание к проблемам школы ('все-таки школам уделяют внимание какое-то'; 'есть положительные подвижки в школе'; 'в снабжении школьников учебниками'), заботу о педагогах и выплату зарплаты в срок ('стали выплачивать деньги, забастовки прекратились'; 'вроде борются за хорошее – чтоб учителя работали нормально, чтоб зарплата была хорошей'; 'немного заботятся об учителях'), открытие новых учебных заведений ('школы строятся новые – это здорово'; 'открывается много вузов'). Любопытно, и возможность бесплатного обучения – вещь, ранее воспринимавшаяся как нечто само собой разумеющееся, – теперь причисляется к достижениям Министерства образования ('есть возможность получить бесплатное образование'). Кроме того, часть опрошенных, считающих российское образование лучшим в мире, ставят это в заслугу министерства ('российское образование продолжает оставаться одним из лучших в мире').

Как уже было сказано, многим респондентам неизвестно, чем занимается Министерство образования, что входит в его функции, поэтому около половины россиян затруднились оценить его работу. Человек, возглавляющий это ведомство, министр образования (В. Филлипов) известен совсем небольшой доле опрошенных – знают его только 8% респондентов. Неудивительно поэтому, что более половины россиян (56%) затруднились дать оценку работе этого министра.

Однако 44% опрошенных все-таки взялись вынести суждение о деятельности В. Филиппова. При этом, как и в случае с министерством, в адрес его главы прозвучало больше негативных (25%), нежели позитивных (19%) оценок.

Судя по всему, респонденты оценивают работу министра образования, исходя из своего отношения к деятельности возглавляемого им министерства, – отношения, которое, в свою очередь, определяется их представлениями о состоянии российской системы образования. Так, те, кто позитивно отзывается о работе министерства, чаще говорят, что нынешний министр образования справляется со своими обязанностями; те же, кто дает этому ведомству отрицательные характеристики, чаще говорят, что его глава со своими обязанностями не справляется:

Вопрос: 'Как Вы полагаете, нынешний министр, возглавляющий Министерство образования, справляется или не справляется со своей работой?'



Все опрошенные

Министерство образования работает

хорошо

плохо

Справляется

19

54

8

Не справляется

25

9

54



Какие требования предъявляются к министру образования?

Во-первых, это универсальные требования, которые респонденты предъявляют, судя по всему, к любому современному российскому министру. Прежде всего –хорошие организаторские способности:

  • 'Наверное, нужны хорошие организаторские способности, именно задатки руководителя, чтобы организовать такую большую армию работников Министерства образования именно на нужный лад' (ДФГ, Москва).


  • 'Но при этом он должен быть еще хорошим администратором, раз он министр' (ДФГ, Самара).
Причем одним из проявлений этих административных способностей, по мнению респондентов, является умение лично контролировать ситуацию на местах:
  • 'Чаще на местах бывать, а не кабинетным министром, в другие города ездить, а не только в Москве сидеть' (ДФГ, Самара).
Кроме того, министр должен быть профессионалом в избранной сфере деятельности, в данном случае – в сфере образования, и желательно – иметь солидный опыт работы в этой структуре:
  • 'Есть какие-то заслуженные учителя, там, выбирают... Из такого бы получился министр образования, который знает, за что ему дали, что он заслуженный учитель, то есть, ...может быть, более интересный подход у него к детям. Может быть, он и министром был бы хорошим' (ДФГ, Москва).


  • 'Во-первых, он работать всегда должен в системе образования, как минимум, лет 15 – 20' (ДФГ, Самара).
  • 'Изначально школу знать' (ДФГ, Самара).
Наконец, еще одно универсальное требование, предъявляемое к людям, занимающим подобные посты, – это высокие моральные качества:
  • 'Он должен быть интеллигентным человеком нашей старой закалки – типа Сахарова или Светлова... Из культурной аристократии' (ДФГ, Новосибирск).


  • 'Потом, сами по себе качества, порядочность <чтобы> была' (ДФГ, Самара).
Впрочем, для некоторых респондентов прагматичность оказывается более важным качеством, нежели незапятнанный моральный облик:
  • 'Участник 1: В наше время он должен хоть какой-то вес иметь в своей среде. Иначе его затопчут свои же, заклюют. Он должен быть вхож везде, и не голодранец.
Участник 2: И связи какие-то чтобы были.

Участник 3: Чтобы кому-то мог дать и сам брал – у нас такая страна' (ДФГ, Новосибирск).

Во-вторых, к министру образования предъявляются и особые требования, обусловленные спецификой той сферы, в которой он работает. Главные из этих требований – гибкость и 'продвинутость': именно такие качества, по мнению респондентов, необходимы главе ведомства, отвечающего за эффективное функционирование системы образования:
  • 'Либерал – чтоб другие точки зрения учитывал' (ДФГ, Самара).


  • 'Более продвинутый, чтоб все схватывал на лету и соответственно новое... всё, что новое, хорошее, нужное, – это всё внедрял' (ДФГ, Самара).
Стоит отметить, что высказанные требования к министру отнюдь не означают, что респонденты отказывают нынешнему главе министерства в этих качествах. Как уже было сказано, большинство опрошенных просто не знают В. Филиппова, и соответственно не могут сказать, обладает ли этот человек качествами, необходимыми для работы на данном посту:
  • 'Модератор: Человек на своем месте?
Участник 1: Трудно сказать.

Участник 2: Мы же с ним незнакомы' (ДФГ, Москва).
  • 'Модератор: Что вы думаете о министре образования, какое у вас впечатление от него, от его работы? Его личные качества, его профессиональные качества – по всем вопросам?
Участница 1: Я не знаю вообще, поэтому сказать нечего.

Участница 2: Я даже не видел.

Участница 3: Не представляю, не знаю' (ДФГ, Самара).

Кстати, некоторые участники ДФГ подобную 'неизвестность' министра считают его недостатком:
  • 'Если его никто не знает, значит, человек не может... проявить себя' (ДФГ, Самара).
Если министерство образования и его глава получают от респондентов гораздо больше отрицательных, нежели положительных оценок, то к рядовым педагогам – школьным учителям и преподавателям вузов – отношение у россиян совершенно иное, и, что важно отметить, гораздо более позитивное.

Так, всего только 10% респондентов считают, что нынешние учителя работают плохо или очень плохо, в то время как положительную оценку их работе дают втрое больше опрошенных – 34%. Еще треть (32%) считают работу учителей удовлетворительной, 24% опрошенных затруднились ответить на этот вопрос. Примерно такое же соотношение позитивных и негативных оценок наблюдается и в отношении деятельности преподавателей вузов: только 7% респондентов говорят об их плохой работе, тогда как о хорошей или отличной – 20%. Еще 23% дают удовлетворительную оценку работе вузовских преподавателей, и 49% наших сограждан затруднились ответить на этот вопрос. Отметим, что преподавателям вузов содержательные оценки (позитивные и негативные) даются реже, чем школьным учителям. Вероятно, это обусловлено тем, что с первыми респонденты сталкиваются существенно реже, чем со вторыми: если в школе учились практически все опрошенные, то высшее образование есть только у 12% респондентов, принявших участие в нынешнем опросе; если в течение последнего полугода с учителями приходилось общаться 42% опрошенных, то с преподавателями вузов – только 21% респондентов.

Вообще, личный опыт респондентов оказывает влияние на оценку деятельности работников сферы образования. Те респонденты, у кого осталось позитивное впечатление от общения с учителями, гораздо чаще дают позитивную оценку их работе; те же, кто остался недоволен своим опытом, практически не дают позитивных оценок работе учителей, зато намного чаще говорят о том, что учителя работают плохо и очень плохо, или удовлетворительно.

Вопрос: 'Как, по Вашему мнению, работают сегодня учителя, как они справляются со своими обязанностями – отлично, хорошо, удовлетворительно, плохо или очень плохо?'


Все опрошенные

Впечатление от общения с учителями

положительное

отрицательное

Доли групп 100 31 8

Отлично и хорошо

34

56

8

Удовлетворительно

32

35

41

Плохо и очень плохо

10

3

45



Точно так же чаще дают позитивную оценку работе преподавателей вузов те респонденты, у кого осталось хорошее впечатление от общения с ними, причем таких респондентов втрое больше (12%), чем тех, кто остался недоволен подобным общением (4%). Последние же, наоборот, чаще дают негативную или удовлетворительную оценку работе вузовских преподавателей.

Вопрос: 'Как, по Вашему мнению, работают сегодня преподаватели вузов, как они справляются со своими обязанностями – отлично, хорошо, удовлетворительно, плохо или очень плохо?'


Все опрошенные

Впечатление от общения с преподавателями

положительное

отрицательное

Доли групп 100 12 4

Отлично и хорошо

20

62

6

Удовлетворительно

23

30

45

Плохо и очень плохо

7

2

45



Кстати, следует отметить, что, судя по всему, оценка работы учителей и преподавателей вузов далеко не всегда становится для респондентов решающим критерием для оценки работы всей системы образования, и ведомства, отвечающего за эту систему. Так, многие из тех, кто считает хорошей или удовлетворительной работу учителей и преподавателей, склонны полагать, что педагоги хорошо справляются со своей работой отнюдь не благодаря работе министерства, а скорее вопреки ей. Представители этих групп дают последнему ничуть не меньше отрицательных оценок, чем в среднем по выборке. В то же время те, кто неудовлетворен работой школьных и вузовских педагогов, автоматически переносят свои негативные оценки и на работу министерства.

Вопрос: 'Работой учителей и преподавателей вузов руководит министерство образования. Как, по Вашей оценке, сегодня работает это министерство – хорошо или плохо?'



Все

Оценка работы учителей

Оценка работы преподавателей

отлично и хорошо удовлетворительно плохо и очень плохо отлично и хорошо удовлетворительно плохо и очень плохо

Хорошо

16

23

17

8

38

17

4

Плохо

33

29

43

58

29

46

71



Любопытно отметить, что хотя, как уже говорилось, позитивное отношение и к школьным учителям, и к преподавателям вузов преобладает, образы работников среднего и высшего образования весьма различаются, что довольно четко прослеживается в ответах респондентов на открытые вопросы, а также в их репликах на групповых дискуссиях.

Отвечая на открытый вопрос о том, какой образ учителя у них сложился, респонденты назвали вдвое больше позитивных (55% от всех ответивших, или 36% по выборке в целом), чем негативных качеств (24% от ответивших, или 16% по выборке).

Россияне видят типичного современного учителя умным, образованным человеком, профессионалом своего дела, тружеником (38% от ответивших), добрым, внимательным, порядочным, воспитанным и общительным (24%):

  • 'Эрудированный, образованный', 'профессионал своего дела'; 'любит свою профессию'; 'очень умный'; 'строгий, требовательный друг'; 'серьезные, добросовестные'; ' ответственные'; 'труженик' (открытый вопрос).


  • 'Добрый, отзывчивый'; 'порядочный'; 'вежливый'; 'положительно воспитан'; 'терпеливый'; 'общительный' (открытый вопрос).
Вдвое реже респонденты приписывают современным учителям такие характеристики, как меркантильность, взяточничество, равнодушие, грубость (14% от ответивших), недобросовестность, некомпетентность (8%):
  • 'Ждут подачек'; 'вымогатели у родителей и учеников'; 'меркантильность'; 'равнодушный к работе'; 'безразличие к детям'; 'грубость в отношении к детям' (открытый вопрос).


  • 'Учат кое-как'; 'халатное отношение к обязанностям'; 'неграмотные, неинтеллектуальные, косноязычные'; 'мало образованы учителя' (открытый вопрос).
Перевес положительных характеристик современного преподавателя вуза (54% от ответивших, или 20% по выборке в целом) над отрицательными (41%, или 15% по выборке) – гораздо скромнее, чем в случае со школьным учителем.

Преподаватель так же, как и учитель, представляется респондентам умным, высокопрофессиональным, образованным, компетентным и ответственным (43% от ответивших), честным, добрым, сдержанным (16%). Кроме того, у преподавателя появляется такое качество, как 'интеллигентность' (тогда как у учителя была 'воспитанность').

Однако, судя по репликам на фокус-группах, профессиональный и интеллектуальный уровень преподавателя вуза представляется респондентам значительно более высоким, нежели у школьного учителя. Преподаватели не просто хорошо образованы, они обязательно имеют научную степень, научные достижения:
  • 'Люди, как правило, большие специалисты в своем деле, имеют богатый научный опыт, массу публикаций, ученую степень' (ДФГ, Новосибирск).


  • 'Образование высшее, конечно, может быть – даже кандидат наук' (ДФГ, Москва).


  • 'Высшее, обязательно степень должна быть' (ДФГ, Самара).
А вот школьные учителя в представлении участников ДФГ выглядят более ограниченными, менее интересными личностями, 'серыми мышками':
  • 'Мне кажется, те, кому пойти некуда, идут в учителя' (ДФГ, Новосибирск).


  • 'Такая немножко сероватая личность, ничего особенного, только вот зацикленная на своем предмете и все' (ДФГ, Москва).
Преподаватели, по мнению участников ДФГ, несколько более дистанцированы от бытовых проблем:
  • 'А он – это человек, который всю жизнь посвятил этой науке. И счастлив, пока свою степень заработал, пока там стаж...' (ДФГ, Самара).
Учителя же, в отличие от преподавателей, наоборот, 'забиты бытом':
  • 'Учителя были такие уставшие, замызганные какие-то все ... Я никак не могу её представить, что это учитель' (ДФГ, Самара).


  • 'Думают не об уроке, а одежду купить, как принести, чем накормить, во что одеть детей своих' (ДФГ, Самара).


  • 'Забитые бытовушкой' (ДФГ, Самара).
Вместе с тем, в морально-этическом измерении преподаватели отличаются от учителей, по мнению респондентов, далеко не в лучшую сторону. По сравнению со школьным учителем, преподаватель гораздо чаще выглядит непорядочным и нечестным человеком. Так, если о меркантильности учителей говорили 6% ответивших на открытый вопрос (или 4% по выборке в целом), при этом честными их называли 9% (или 6% по выборке), то преподавателей считают взяточниками треть ответивших на открытый вопрос (или 12% по выборке в целом), в то время как об их честности говорят всего 5% (или 2% по выборке в целом):
  • 'Сплошь крохоборы, взяточники, знания студентов или абитуриентов не интересуют их'; 'корыстный – взятки и поборы'; 'за сдачу экзаменов берут деньги'; 'за деньги – зачеты'; 'нечистый на руку, взяточник'; 'вымогатели'; 'взяточники, жадные до денег' (открытый вопрос).
Кроме того, если учитель нередко видится как 'трудоголик', 'трудяга', то в описании преподавателей вузов подобные характеристики вообще отсутствуют. В то же время, присутствует такая характеристика, как высокомерие:
  • 'Высокое самомнение'; 'высокомерный' (открытый вопрос).
Помимо профессиональных и личностных характеристик, в описаниях респондентов представлено и социальное измерение. По этой шкале преподаватель выглядит более успешным. Так, в ответах на открытый вопрос о неблагополучном материальном положении учителей говорили 20% ответивших (или 13% по выборке в целом):
  • 'Бедный, голодает'; 'бедный, нищий'; 'голодный, денег нет, зарплату не платят'; 'бедные они, делают свое дело за гроши'; 'живут в нищенстве, зарплаты низкие' (открытый вопрос).
Об этом же много говорили и участники фокус-групп:
  • 'Жалкий вид, когда детей привозят на джипах, а учительница идёт с авоськой, голодная, не выспавшаяся, уставшая, без копейки в кармане' (ДФГ, Самара).
В то же время о материальном неблагополучии преподавателей говорили всего 5% респондентов (или 2% по выборке в целом):
  • 'Низкооплачиваемая работа'; 'нуждающийся в деньгах'; 'ему тоже мало платят' (открытый вопрос).
При этом еще 3% (или 1% по выборке), наоборот, говорили о материальном благополучии преподавателей:
  • 'Обеспеченный'; 'с неплохим достатком'; 'богатые люди'; 'с хорошей зарплатой'; 'денежный' (открытый вопрос).
Профессия учителя – явно непрестижная, социальный статус у учителей весьма низок:
  • 'Модератор: Престижная сейчас эта профессия?
Участница 1: Нет.

Участник 2: Нет' (ДФГ, Москва).
  • '...Профессию учителя опустили совершенно... У меня мама учительница...Сейчас такое впечатление, как будто это приговор суда' (ДФГ, Москва).
'низкое социальное положение'; 'к нему относятся без уважения, стоит на последней ступени'; 'бесправный'; 'с ними никто не считается'; 'рабы, униженная категория работников'; 'человек, не уважаемый государством' (открытый вопрос, 6% от ответивших, или 4% по выборке в целом).

Причем непрестижность этой профессии, по мнению участников групповых дискуссий, обусловлена именно бедственным положением учителей:
  • 'Непрестижно, потому что не денежно, потому что, как правило, у учителя нет машины, нет квартиры' (ДФГ, Самара).


  • 'Сейчас всё зависит от получения денег' (ДФГ, Самара).
А вот профессия преподавателя вуза, наоборот, единодушно признается всеми респондентами престижной, статусной. Их материальное положение, как уже отмечалось, кажется респондентам несколько более благополучным, чем материальное положение учителей (в том числе и за счет моральной нечистоплотности преподавателей), и это также становится критерием престижности профессии:
  • 'Модератор: Скажите, на сегодняшний день престижна ли профессия преподавателя вуза и почему?
Участник 1: Да тоже непрестижна, если не будешь взятки брать. И не просуществуешь.

Участница 2: Если преподаватели престижных вузов, то это престижно. Это денежно и надежно. Хотя не знаю, как дальше будет' (ДФГ, Самара).

Однако важно отметить, что материальное благополучие становится не единственным и далеко не главным критерием престижности профессии преподавателя. Престижной эту профессию делает своего рода 'эксклюзивность', некоторая элитарность высшего образования, которое представляется респондентам весьма ценным социальным ресурсом:
  • 'Модератор: Престижна ли эта профессия – быть преподавателем вуза?
Участница 1: Престижно, конечно.

Участник 2: Высшее образование – это путевка в жизнь. Поэтому это престижная очень профессия, я считаю' (ДФГ, Москва).

Также важно отметить, что более престижной профессию преподавателя в глазах участников фокус-групп делает и представление о вузовских педагогах как о более компетентных, нежели учителя, специалистах:
  • 'Модератор: И эта профессия престижна, Вы считаете?
Участник 1: Эта профессия престижна, в отличие от учителя школьного.

Участник 2: Потому что туда попадают уже ребята более серьезные' (ДФГ, Новосибирск).
  • 'Это уважаемые люди. Умные очень' (ДФГ, Новосибирск).
Преподаватели вообще видятся респондентам представителями некоей замкнутой касты, принадлежащей к интеллектуальной элите:
  • 'Модератор: Скажите, пожалуйста, кто и как попадает в эту профессию?
Участник 1: Папа и мама помогают. Папа завкафедрой – и сыночка пристроят в этот же институт.

Участник 2: Это в институтах всегда так и было – целые династии. Приветствовали это всегда. Так и было.

Участник 3: Тот, кто там учился. Случайный человек в вузе – это редкость. Он не пойдет' (ДФГ, Самара).

Причем преподаватели – это преимущественно мужчины:
  • 'Мужчина от 40 до 60' (ДФГ, Москва).


  • 'Да, тут уже скорее мужчина' (ДФГ, Самара).
В то время как учителя – это в основном женщины:
  • 'В основном женщины' (ДФГ, Москва).


  • 'В моем представлении это женщина 45 – 50 лет. Закончила институт, педагогическое образование. Семейная жизнь не очень хорошая' (ДФГ, Москва).


  • 'Женщина, лет 45, полненькая такая' (ДФГ, Самара).
Причем у учителей, в отличие от преподавателей, – крайне низкие адаптационные возможности:
  • 'Очень многие боятся покинуть школу, они не готовы. ...Непрестижно. Они больше ничего не умеют, поэтому боятся уйти из школы. У меня таких учителей знакомых очень много' (ДФГ, Самара).
Любопытно, что в плане возраста образы учителя и преподавателя схожи – это люди старшего возраста, 'от сорока и выше':
  • 'Модератор: А возраст у них какой?
Участник: 40 – 50 лет' (ДФГ, Новосибирск).
  • 'Даже постарше, мне кажется. Где-то 50 – 55' (ДФГ, Самара).
А вот молодежи и среди учителей, и среди преподавателей мало:
  • 'Ну, я учителей вижу – усталые они. Молодежь туда не рвется' (ДФГ, Новосибирск).


  • 'Мне кажется, молодых сейчас там мало, наверное, в институте. В основном это старые кадры' (ДФГ, Москва).
Причем в случае с учителями отсутствие молодежи в этой профессии интерпретируется как еще один показатель ее непрестижности, о чем явственно свидетельствует следующая реплика респондента в ответ на вопрос о том, как он представляет себе типичного учителя:
  • 'Молодых очень трудно сейчас <найти>. Если была бы у них зарплата нормальная, я думаю, были бы и молодые' (ДФГ, Москва).
Зато в случае с преподавателями возраст, наоборот, может трактоваться в позитивном ключе, как своего рода показатель солидности, мудрости, опыта, компетентности, о чем говорят нижеследующие рассуждения участников фокус-группы о возрасте типичного преподавателя:
  • 'Мне представляется в возрасте, солидный мужчина' (ДФГ, Новосибирск).


  • 'Человек в возрасте, у него уже опыт преподавания, у него чуткость, понятие человека, студента' (ДФГ, Новосибирск).
В целом же, среди респондентов преобладает позитивное отношение и к школьным учителям, и к преподавателям вузов, хотя преподавателям намного чаще, чем учителям, предъявляются претензии в непорядочности и нечестности. Тем не менее, и те, и другие видятся респондентам как профессионалы, хорошо, или, по крайней мере, удовлетворительно справляющиеся со своими обязанностями. В то же время учителя в представлении респондентов – низкостатусные, социально и материально незащищенные люди, плохо адаптированные к нынешним социальным условиям. Преподаватели вузов, наоборот, обладают, в глазах респондентов, большими социальными ресурсами и представляются россиянам вполне приспособившимися к современной жизни.

Если учителя и преподаватели воспринимаются россиянами в целом благоприятно, то имидж министерства образования и его главы оставляет желать лучшего. Респонденты предъявляют в отношении этого ведомства довольно много претензий, касающихся как состояния нынешней системы образования, так и эффективности работы самого министерства. При этом россиянам далеко не всегда понятно, в чем, собственно, заключаются основные функции этого ведомства, им явно не хватает информации о работе Министерства образования. В. Филиппов, возглавляющий эту структуру, неизвестен подавляющему большинству опрошенных, причем эта неизвестность явно работает против него, поскольку трактуется респондентами как отсутствие результатов работы и достижений. Основным критерием оценки деятельности министра становится оценка работы всего министерства, которая, как уже было сказано выше, весьма далека от благоприятной.


2.Графики и открытые вопросы

ЗА ПОСЛЕДНИЕ ПОЛГОДА ВАМ ПРИХОДИЛОСЬ ИЛИ НЕ ПРИХОДИЛОСЬ ИМЕТЬ ДЕЛО, ОБЩАТЬСЯ С УЧИТЕЛЯМИ? ЕСЛИ ПРИХОДИЛОСЬ, ТО КАКОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ У ВАС ОСТАЛОСЬ - ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ИЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ?

КАК, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, РАБОТАЮТ СЕГОДНЯ УЧИТЕЛЯ, КАК ОНИ СПРАВЛЯЮТСЯ СО СВОИМИ ОБЯЗАННОСТЯМИ - ОТЛИЧНО, ХОРОШО, УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО, ПЛОХО ИЛИ ОЧЕНЬ ПЛОХО?

ЗА ПОСЛЕДНИЕ ПОЛГОДА ВАМ ПРИХОДИЛОСЬ ИЛИ НЕ ПРИХОДИЛОСЬ ИМЕТЬ ДЕЛО, ОБЩАТЬСЯ С ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ ВУЗОВ? ЕСЛИ ПРИХОДИЛОСЬ, ТО КАКОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ У ВАС ОСТАЛОСЬ - ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ИЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ?

КАК, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, РАБОТАЮТ СЕГОДНЯ ПРЕПОДАВАТЕЛИ ВУЗОВ, КАК ОНИ СПРАВЛЯЮТСЯ СО СВОИМИ ОБЯЗАННОСТЯМИ - ОТЛИЧНО, ХОРОШО, УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО, ПЛОХО ИЛИ ОЧЕНЬ ПЛОХО?

РАБОТОЙ УЧИТЕЛЕЙ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ РУКОВОДИТ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ. КАК, ПО ВАШЕЙ ОЦЕНКЕ, СЕГОДНЯ РАБОТАЕТ ЭТО МИНИСТЕРСТВО - ХОРОШО ИЛИ ПЛОХО?

ПРИПОМНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, КТО СЕГОДНЯ ВОЗГЛАВЛЯЕТ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ?

КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, НЫНЕШНИЙ МИНИСТР, ВОЗГЛАВЛЯЮЩИЙ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, СПРАВЛЯЕТСЯ ИЛИ НЕ СПРАВЛЯЕТСЯ СО СВОЕЙ РАБОТОЙ?

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ОПИШИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ШКОЛЬНОГО УЧИТЕЛЯ. КАКОЙ ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ СЛОЖИЛСЯ В ВАШЕМ ПРЕДСТАВЛЕНИИ?



Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Положительные личностные и профессиональные характеристики

36

Положительные деловые качества

25

Образованный

10

'Эрудированный, образованный'; 'высокообразованный'; 'должен все знать обо всем'; 'грамотность, образованность'; 'развитый, ведет политику в школе, широкий кругозор'; 'осведомленные'; 'высшее педагогическое образование'.

Профессионал, преданный своему делу

7

'Профессиональный человек'; 'профессионал своего дела'; 'любит свою профессию'; 'знающий и любящий свое дело'; 'целиком отдает себя делу'; 'работа по призванию'; 'люди, преданные своему делу'; 'болеющие о своем деле'; 'умеют подходить к ученикам'.

Умный

5

'Мудрый'; 'очень умный'.

Требовательный, строгий

2

'Строгий, требовательный друг'; 'взгляд строгий, всегда можно определить по взгляду, что это учитель'.

Ответственный, добросовестный

2

'Серьезные, добросовестные'; 'серьезные, ответственные'; 'аккуратный'; 'дисциплинированный'; 'обязательные люди'.

Трудолюбивый, энергичный

2

'Редкий трудяга'; 'труженик'; 'трудолюбивые'; 'образ трудолюбивого человека'; 'деятельный'.

Положительные нравственные качества

16

Добрый, внимательный

7

'Добрая душа'; 'добрый, отзывчивый'; 'человечные'; 'задушевный, добрый'; 'гуманные'; 'добрый к детям';'желает добра ученикам';'внимательные к детям и родителям'; 'заботливая, внимательная'; 'вникает в проблемы детей'; 'чуткий, внимательный'.


Честный

6

'Порядочный'; 'должны быть честными'; 'справедливый'; 'правдивый'.

Воспитанный

3

'Вежливый'; 'положительно воспитан';

Спокойный, сдержанный, терпеливый

1

'Терпеливые'; 'терпимые'; 'строгий'; 'выдержанный'; 'море терпения'; 'очень терпеливые'.

Общительный

1

'Коммуникабелен с детьми'; 'общительный'.

Общая положительная оценка

5

'Положительный образ в целом'; 'хорошие люди'; 'все хорошие'; 'хорошее впечатление'.

Негативные личностные и профессиональные характеристики

16

Отрицательные нравственные качества

9

Меркантильный, взяточник

4

'Ждут подачек'; 'берут деньги'; 'вымогатели у родителей и учеников'; 'продажные – не за знания, а за деньги'; 'больше стараются получить с родителей, чем учить детей'; 'вымогатель денег'; 'меркантильность'; 'жадный взяточник'.

Равнодушный

4

'Несколько равнодушный'; 'равнодушный к работе'; 'невнимательные к ученикам'; 'безразличие к детям'; 'учителям все равно, как учатся дети'; 'перестали интересоваться детьми, работой'; 'не заинтересован в детях'.

Грубый

1

'Хамье'; 'грубость в отношении к детям'.

Отрицательные деловые качества

5

Недобросовестный

3

'Учат кое-как'; 'дает неполный объем знаний'; 'не такие, как раньше, безответственные'; 'дают неполную программу знаний'; 'дают недостаточное образование детям'; 'халатное отношение к обязанностям'.

Малообразованный, некомпетентный

3

'Плохо знают, что преподают'; 'неграмотные, неинтеллектуальные, косноязычные'; 'безграмотные – в школьных объявлениях делают ошибки'; 'мало образованы учителя'; 'низкий уровень знаний'; 'не очень компетентные в своей области'; 'малограмотный, мало подготовленный'.

Общая отрицательная оценка

3

'Плохие педагоги'; 'отрицательные'; 'очень плохой, не люблю'; 'не очень хороший'; 'не очень положительный образ'; 'негативный образ'.

Оценка социального положения

16

Маленькая зарплата, бедность

13

'Бедный, голодает'; 'бедные или несчастные, зарплату не платят'; 'испытывает материальные проблемы'; 'бедные люди'; 'бедный, нищий'; 'голодный, денег нет, зарплату не платят'; 'бедные они, делают свое дело за гроши'; 'живут в нищенстве, зарплаты низкие'; 'нищенское существование у них'.

Социальная незащищенность

4

'Низкое социальное положение'; 'к нему относятся без уважения, стоит на последней ступени'; 'бесправный'; 'с ними никто не считается'; 'рабы, униженная категория работников'; 'никому не нужные труженики'; 'человек, не уважаемый государством'.

Нейтральные характеристики

6

'Красивый'; 'лет 25, солидный человек'; 'элегантный, в галстуке'; 'опрятный, чистый'; 'средних лет, мужчина'; 'обычный человек'; 'за школьной доской, с указкой и мелом'; 'женщина солидного возраста'; 'женщина среднего возраста'; 'женщина в очках'; 'обычные люди, без особых потребностей в жизни, живут как все'.

Нет ответа, ответ не на тему

34

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ОПИШИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА. КАКОЙ ОБРАЗ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА СЛОЖИЛСЯ В ВАШЕМ ПРЕДСТАВЛЕНИИ?

Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Положительные личностные и профессиональные характеристики

20

Положительные деловые качества

16

Образованный, компетентный

9

'Грамотный, образованный'; 'высоко эрудированный'; 'с хорошим образованием'; 'достаточно эрудированный и грамотный'; 'грамотные в своем деле'; 'образованные, компетентные'; 'всесторонне развитый'; 'еще более образованные, чем учителя'; 'с учёной степенью'; 'человек, компетентный во многих вопросах'; 'очень образованный'; 'всесторонне грамотный человек'; 'высокий образ, большая эрудиция'.

Умный

5

'Интеллектуальный, живущий в мире знаний'; 'сильно умный'; 'должно быть, очень умные'.

Профессионал, хороший специалист

4

'Профессионал высокого класса'; 'специалист в своей области'; 'хорошо работает, хороший специалист'; 'хороший специалист, знает свое дело'.

Требовательный, строгий

1

'Более требовательный '; 'строгий'.

Ответственный

1

'Добросовестный'; 'ответственный'; 'старательный'.

Положительные нравственные качества

6

Интеллигентный

3

'Интеллигентные люди'; 'это интеллигенты'; 'интеллигентный человек во всех отношениях'; 'интеллигентный, воспитанный'.

Честный

2

'Честный, порядочный'; 'порядочность, честное отношение к работе'.

Сдержанный

1

'Спокойные'; 'сдержанный'; 'выдержанный'.

Добрый

1

'По-доброму относится к студентам'; 'человечный'; 'доброжелательный'; 'подобрее, чем учителя'.

Общая положительная оценка

1

'Положительный образ'; 'у меня самое лучшее мнение о преподавателях'; 'положительный'.

Негативные личностные и профессиональные характеристики

15

Незаконные действия

12

Меркантильный, взяточник

12

'Сплошь крохоборы, взяточники, знания студентов или абитуриентов не интересуют их'; 'корыстный – взятки и поборы'; 'за сдачу экзаменов берут деньги'; 'за деньги – зачеты'; 'они берут взятки'; 'нечистый на руку, взяточник'; 'вымогатели'; 'взяточники, жадные до денег'; 'его интерес – возле денег'; 'деньги любят чересчур'.

Отрицательные нравственные качества

2

Грубый, наглый

1

'Наглые'; 'грубый'; 'хам'; 'невоспитанные, неэтичные'.

Высокомерный

1

· 'Высокое самомнение'; 'высокомерный'.

Отрицательные деловые качества

1

Недобросовестный

1

'Недобросовестные, плохо преподают, халтурят'; 'халатно относятся к своим обязанностям'; 'работают не с полной отдачей'.

Общая отрицательная оценка

1

'На троечку'; 'отрицательное'; 'раньше были лучше'.

Оценка социального положения

4

Бедные люди

2

'Низкооплачиваемая работа'; 'нуждающийся в деньгах'; 'бедные'; 'нехватка денег'; 'ему тоже мало платят'; 'обиженные низкой зарплатой'.

Богатые люди

1

'Обеспеченный'; 'богатый бизнесмен'; 'с неплохим достатком'; 'богатые люди'; 'с хорошей зарплатой'; 'денежный'.

Нейтральные характеристики

3

'Человек пожилого возраста'; 'мужчина пожилого возраста в деловом костюме с портфелем'; 'лысый'.

Нет ответа, ответ не на тему

63

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РАБОТАЕТ ХОРОШО?



Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Высокий уровень образования

2

'В нашей стране образование – одно из лучших'; 'образование лучше у нас, чем у американцев, в целом'; 'наши специалисты ценятся в мире'; 'образование у нас в стране на высоте, держится на должном уровне'; 'неплохо преподают в школах'; 'российское образование продолжает оставаться одним из лучших в мире'.

Общая положительная оценка деятельности

2

'Стало лучше, чем в предыдущие годы'; 'правнук говорит, что в школе все хорошо'; 'они все делают хорошо, только у них нет средств'; 'отзывы хорошие'; 'нет претензий'.

Реформы в сфере образования

1

'Делают реформу, меняют программу'; 'видно, что реформирует, что работает, а результаты будут видны потом'; 'все налаживается, проводят реформы'.

Внимание к проблемам средней школы

1

'Все-таки школам уделяют внимание какое-то'; 'есть положительные подвижки в школе'; 'проявляют интерес к работе школ'; 'в снабжении школьников учебниками'; 'в школах много нововведений – программы, учебники'; 'школы строятся новые – это здорово'.

Забота о педагогах

1

'Стали выплачивать деньги, забастовки прекратились'; 'зарплату выплачивают'; 'вроде борются за хорошее: чтоб учителя работали нормально, чтоб зарплата была хорошей'; 'немного заботятся об учителях'; 'повышают квалификацию учителей'.

Возможность получения бесплатного образования

1

'Есть бесплатное школьное обучение'; 'есть возможность получить бесплатное образование'; 'возможность получить бесплатное образование в школе'; 'потому что пока есть бесплатное образование'; 'в России бесплатное обязательное образование'.

Большое количество учебных заведений

1

'Большое количество разнообразных учебных заведений'; 'открывается много вузов'; 'много учебных заведений'; 'больше стало учебных заведений'.

Нет ответа, ответ не на тему

91

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РАБОТАЕТ ПЛОХО?

Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Недостаточное внимание системе образования

12

Плохое материальное положение педагогов

8

'Обижают учителей – мизерные зарплаты'; 'жизнь преподавателей трудная, низко оплачиваемая – а отсюда и результат'; 'заработную плату учителям не платят'; 'нет заботы об учителях'; 'благодаря Министерству образования учителя совсем обнищали'; 'бедные преподаватели'; 'учителя брошены на произвол'.

Недостаточное финансирование школ и вузов

4

'Плохое обеспечение учебных заведений'; 'недостаточное финансирование школ и вузов'; 'не финансируют школы'; 'не финансируются институты'; 'нет материального обеспечения'; 'не хватает материальной базы'; 'мало денег на образование'.

Нехватка учебников, оборудования

3

'Учебников не хватает'; 'должны обеспечивать школы кадрами и инвентарем – кадров не хватает, инвентарь разрушенный'; 'мало учебников и другой литературы'; 'не обеспечивает ничем школу, все приходится детям покупать'; 'плохо снабжают учебные заведения учебными материалами'; 'в классах нет должного оборудования'; 'материальная база школ очень плохая'.

Отсутствие контроля со стороны министерства

2

'Дают указания, а указания не выполняются'; 'мало проверяют школы – куда уходит финансирование'; 'необходим контроль за вузами'; 'плохой контроль'; 'много обмана, нет контроля за преподавателями'; 'плохо контролируют работу школ'; 'плохо, потому что нет хорошего контроля за работой учителей и преподавателей'.

Образование стало платным

6

'Все образование стало платным – это плохо'; 'переход от государственного образования к коммерческому'; 'нет возможности получить бесплатное образование'; 'все платно – даже ремонты, книги, знания'; 'то есть все платно – хоть в школе, хоть в вузе'; 'очень отрицательно отношусь к платному образованию'.

Некомпетентные, безнравственные педагоги

6

Коррупция, взяточничество

5

'Вымогатели'; 'в институтах берут взятки'; 'в рядах преподавателей существует коррупция'; 'распространение взяточничества'; 'без денег не поступишь'; 'везде требуют деньги'; 'возросли коррупция и взяточничество в системе образования'.

Непрофессионализм

1

'Не те люди сидят – непрофессионалы '; 'преподаватели мало знают'; 'учителей мало в школе, мало профессионалов'; 'плохо подобраны кадры в вузах'; 'низкий уровень преподавания'; 'некомпетентны'.

Низкий уровень образования

2

'Уровень знаний детей стал очень низкий'; 'молодежь мало образована'; 'у выпускников уровень стал хуже, чем раньше'; 'знаний у детей нет'; 'мало знаний дают сейчас'; 'уровень образования упал'; 'образование в упадке'; 'нет хороших знаний'.

Постоянные реформы, эксперименты

2

'Одни шараханья, занимаются реорганизациями'; 'бесконечные реорганизации и реформы, которые только ухудшают систему образования, понимание предметов'; 'реформы не нравятся'; 'слишком много экспериментов, поисков новых форм, очень много от этого мороки, а толку мало'; 'нет стабильности в обучении'.

Отсутствие единой программы обучения

1

'Нет четкой программы образования'; 'нарушена единая система преподавания'; 'нет единой централизованной программы образования, велика доля влияния западных образовательных программ'; 'запутались в программах обучения'; 'нет единой программы'.

Общая отрицательная оценка

1

'Не работает вообще'; 'результат нулевой'; 'их работы не видно'; 'результатов их работы или нет, или они не отвечают требованиям общества'.

Другое

2

'Упразднить надо – слишком много чиновников'; 'не обеспечивает институты хорошими законами'; 'они трусливы, зависимы'; 'надо школы оставить в селах'; 'руководители не те'.

Нет ответа, ответ не на тему

70

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 3-4 августа 2002 г. 1500 респондентов.


3.Опрос экспертов

ВОПРОС: КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, В ЦЕЛОМ РОССИЙСКОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ СООТВЕТСТВУЕТ МИРОВОМУ УРОВНЮ, ВЫШЕ ИЛИ НИЖЕ ЭТОГО УРОВНЯ?

ВОПРОС: РАБОТОЙ ШКОЛ И ВУЗОВ РУКОВОДИТ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ. КАК, ПО ВАШЕЙ ОЦЕНКЕ, СЕГОДНЯ РАБОТАЕТ ЭТО МИНИСТЕРСТВО – ХОРОШО ИЛИ ПЛОХО?

ВОПРОС: ПРИПОМНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, КТО СЕГОДНЯ ВОЗГЛАВЛЯЕТ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ?

ВОПРОС: КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, ВЛАДИМИР ФИЛИППОВ, ВОЗГЛАВЛЯЮЩИЙ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, СПРАВЛЯЕТСЯ ИЛИ НЕ СПРАВЛЯЕТСЯ СО СВОЕЙ РАБОТОЙ?

ВОПРОС: КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКАЯ ДОЛЯ РОССИЯН ОТВЕТИТ, ЧТО ГЛАВА МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ НЕ СПРАВЛЯЕТСЯ СО СВОЕЙ РАБОТОЙ? ПОПРОБУЙТЕ ОЦЕНИТЬ ЭТУ ДОЛЮ В ПРОЦЕНТАХ.

Телефонные интервью с представителями региональных властных, интеллектуальных и медиаэлит 30 июля - 1 августа 2002 г. 130 экспертов.


4.Приложение.Таблицы

ЗА ПОСЛЕДНИЕ ПОЛГОДА ВАМ ПРИХОДИЛОСЬ ИЛИ НЕ ПРИХОДИЛОСЬ ИМЕТЬ ДЕЛО, ОБЩАТЬСЯ С УЧИТЕЛЯМИ? ЕСЛИ ПРИХОДИЛОСЬ, ТО КАКОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ У ВАС ОСТАЛОСЬ - ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ИЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ?

Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1004711302939465435273819323712263531121739262611132461651004555332641
не приходилось5856655560596354524673796151405459616960545860656256635346636660535973
положительное 3134233331292833354019152937403628282228343228203133253839262526382516
отрицательное 87896969812547914788610879107937697118109
затрудняюсь ответить 32433324423243624322534512919223152


КАК, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, РАБОТАЮТ СЕГОДНЯ УЧИТЕЛЯ, КАК ОНИ СПРАВЛЯЮТСЯ СО СВОИМИ ОБЯЗАННОСТЯМИ - ОТЛИЧНО, ХОРОШО, УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО, ПЛОХО ИЛИ ОЧЕНЬ ПЛОХО?

Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1004711302939465435273819323712263531121739262611132461651004555332641
отлично и хорошо 3439334233303335423030333336363734332936314127284140253937262725372418
удовлетворительно 3232333433313331353229233236363032353631372532314030213238333234334128
плохо и очень плохо10978101210108186610111310101114101081181111988161120161616
затрудняюсь ответить 242127162427242315203438251715232421222323263033719442117252921141937


ЗА ПОСЛЕДНИЕ ПОЛГОДА ВАМ ПРИХОДИЛОСЬ ИЛИ НЕ ПРИХОДИЛОСЬ ИМЕТЬ ДЕЛО, ОБЩАТЬСЯ С ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ ВУЗОВ? ЕСЛИ ПРИХОДИЛОСЬ, ТО КАКОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ У ВАС ОСТАЛОСЬ - ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ИЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ?

Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1004711302939465435273819323712263531121739262611132461651004555332641
не приходилось7978877080868079698089928179578482747880798177768677888376737174568181
положительное 12139181271212201153121130108171112131015148155912192316311214
отрицательное 443643547510458345643545641526471143
затрудняюсь ответить 451643454355355354445446056410222132


КАК, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, РАБОТАЮТ СЕГОДНЯ ПРЕПОДАВАТЕЛИ ВУЗОВ, КАК ОНИ СПРАВЛЯЮТСЯ СО СВОИМИ ОБЯЗАННОСТЯМИ - ОТЛИЧНО, ХОРОШО, УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО, ПЛОХО ИЛИ ОЧЕНЬ ПЛОХО?

Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1004711302939465435273819323712263531121739262611132461651004555332641
отлично и хорошо 2021203018142020271716161720341720232426171816232419172324222122272117
удовлетворительно 2323222726182323272618112329252219303122261622212622132443222817312015
плохо и очень плохо778768868865861178671067571111344778887
затрудняюсь ответить 4948503648604850384960675245285452413742515758493846674929504553345161


РАБОТОЙ УЧИТЕЛЕЙ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ РУКОВОДИТ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ. КАК, ПО ВАШЕЙ ОЦЕНКЕ, СЕГОДНЯ РАБОТАЕТ ЭТО МИНИСТЕРСТВО - ХОРОШО ИЛИ ПЛОХО?

Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1004711302939465435273819323712263531121739262611132461651004555332641
хорошо 161617261310151721161112181518161517141517161117121618222214161221158
плохо 3333263336333433354027173139493034383828382633334032343326454445474244
затрудняюсь ответить 5150574151575151434463705246335552454857455955504852484552414043324348


ПРИПОМНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, КТО СЕГОДНЯ ВОЗГЛАВЛЯЕТ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ?

Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1004711302939465435273819323712263531121739262611132461651004555332641
не знаю 7677697576777776797772878271588176718074748076627980738454716477797364
правильный ответ (В. Филиппов)88169888976122511215101141289910671152291184417
неправильный ответ 11412111122111321110121121112341332
затрудняюсь ответить 1414111514131414131514912181812121716141791426141116921172014142017


КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, НЫНЕШНИЙ МИНИСТР, ВОЗГЛАВЛЯЮЩИЙ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, СПРАВЛЯЕТСЯ ИЛИ НЕ СПРАВЛЯЕТСЯ СО СВОЕЙ РАБОТОЙ?

Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1004711302939465435273819323712263531121739262611132461651004555332641
справляется 1919192818111720231715161621241618231621201714172114222341161616201216
не справляется2525242326262723263021212428262427262816292422314421212120282730312627
затрудняюсь ответить 5656584955625557515364636151506055515563526064533565575639555654486156


Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 3-4 августа 2002. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов.





База данных ФОМ > Культура, религия и наука > Язык > Министерство образования и образ педагога