Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/cult/rel_rel/d072222




Возобновление канонического общения между РПЦ и РПЦЗ

31.05.2007 [отчет] [ Опрос населения ]




Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 26-27 мая 2007 г. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

Заметным событием в жизни православного мира стало недавнее подписание Акта о возобновлении канонического общения между Русской православной церковью (РПЦ) и Русской православной церковью за рубежом (РПЦЗ). Об этом событии 'знают', по их словам, 35% опрошенных, 'что-то' слышали – 13%, а 5% впервые услышали о нем в ходе опроса.

Возможно, многих людей именно подписание данного документа побудило задуматься о том, что Русская православная церковь и само православие существуют не только в нашей стране. Каждый второй участник опроса (52%) полагает, что православие является основной или одной из основных религий не только в России, но и в ряде других стран, но 18% уверены, что только у нас православие – основная религия (30% затруднились ответить на вопрос).

Характерно, что среди стран, в которых, по мнению людей, православие широко распространено, каждый десятый респондент назвал Америку (как известно, Акт о каноническом общении подписали Алексий II – Патриарх Московский и всея Руси и Лавр – митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский). Несколько чаще упоминалась Украина (12%), несколько реже – Белоруссия (9%), Грузия и Армения (8% и 7% соответственно). О Греции как стране, принадлежащей православному миру, вспомнили 6%, о Болгарии – 4%. Столько же (4%) отнесли к православным странам Германию.

О существовании двух русских православных церквей, одна из которых базируется в России, а другая – за рубежом, известно, по их словам, 54% респондентов; треть (34%) об этом не знают, 12% ушли от определенного ответа1. Информированным респондентам был задан открытый вопрос 'Что именно Вам известно о Русской православной церкви за рубежом?' Среди наиболее распространенных ответов на этот вопрос встречалось указание на недавно состоявшееся духовное воссоединение с РПЦ: 'недавно был подписан документ об объединении церквей'; 'возобновление канонического общения церкви из-за рубежа' (7%). Некоторым респондентам просто известно, 'что за рубежом есть православные храмы'; 'это то же самое, что и у нас, русские в основном приходят там в церковь' (7%). Примерно столь же часто респонденты говорили, что знают о самом факте существования РПЦЗ, ссылаясь при этом на сведения, недавно полученные ими из средств массовой информации: 'никаких подробностей, только те, что такая церковь есть'; 'об этом сейчас постоянно говорят по телевизору' (6%). Упоминался факт визита Лавра в Москву, его встреча с Алексием II, совместное богослужение (1%).

Другие демонстрируют более или менее отчетливые представления об истории возникновения РПЦЗ: 'раскол был – вот и образовалась РПЦЗ'; 'во время гражданской войны произошел раскол'; 'эта церковь образовалась в результате Октябрьской революции русскими эмигрантами за границей' (6%).

Возобновление канонического общения церквей респонденты склонны считать важным событием для нашей страны. Так оценили его 37% опрошенных, или 69% из числа тех, кто сказал, что знает о существовании РПЦЗ и кому был задан соответствующий вопрос. Отвечая на открытый вопрос, почему они так думают, респонденты чаще всего говорили о благотворности объединения как такового, о том, что 'единение всегда прекрасно': 'любое объединение приносит одну пользу'; 'когда люди объединяются, они лучше относятся друг к другу'; 'люди одной веры должны быть вместе' (14%). 'Было раздорье, а теперь будет мир', – с удовлетворением отмечали 3% респондентов. Фактически, как подчеркивали 2% респондентов, речь идет о восстановлении того, что когда-то было насильственно разрушено: 'время разделило – а теперь снова вместе'; 'все возвращается'; 'конец расколу'; 'раньше, до 1917 года, так и было: церковь была единой'.

В представлении некоторых респондентов, речь идет не столько о религиозном, сколько о национальном объединении, результатом которого будет 'консолидация с зарубежными соотечественниками': 'все русские должны быть вместе'; 'много русских за рубежом живет – у них будет связь с Россией'; 'мы – россияне, и должна быть одна вера' (4%).

По мнению 2% респондентов, возобновление канонического общения 'поднимет авторитет России', столько же полагают, что оно поспособствует стабилизации международной политической обстановки ('ближе будут страны'; 'войны не будет'; 'не будет ссор между странами'; 'это дружба, чтобы войны не было').

Некоторые надеются, что в мире 'будет больше понятия и добра', человечности, духовности, 'веры человека' (1%), другие просто не сомневаются в том, что 'это правильно' и 'хорошо для наших народов' (1%).

В глазах 5% респондентов (9% знающих о существовании РПЦЗ) возобновление канонического общения не является важным, значимым для России событием. Кто-то не придает ему значения в силу безразличия к православной вере, кто-то думает, что у России и ее граждан есть более насущные заботы, а некоторые напоминали о том, что в нашей стране церковь отделена от государства.

12% респондентов (или 22% от тех, кому был задан открытый вопрос) затруднились дать определенный ответ на вопрос о значении возобновления канонического общения между РПЦ и РПЦЗ.

Существенным фактором, повлиявшим на ответы респондентов на все обсуждавшиеся вопросы, оказалось личное отношение к религии. Россияне, считающие себя православными (таковых в нашей выборке 62%), продемонстрировали более высокий уровень информированности о конфессиональных проблемах и более эмоциональное отношение к ним, нежели люди неверующие (25% выборки) или исповедующие другую веру (8%). Так, о существовании православия за пределами России знают 59% православных (порядка 40% в каждой из других названных выше групп), столько же осведомлены об РПЦЗ (46–48% в других группах). Подписание Акта о возобновлении канонического общения не прошло мимо внимания 53% православных, 44% представителей других конфессий и религий и 40% неверующих. Большинство православных, знающих о существовании РПЦЗ (74%, или 44% от всех опрошенных православного вероисповедания), считают возобновление канонического общения важным, значимым событием (среди представителей других религиозных направлений этой точки зрения придерживаются 34% опрошенных, среди неверующих – 25%).

Освещением в средствах массовой информации темы возобновления канонического общения большинство из тех, кому был задан соответствующий вопрос (59%), или треть (32%) от выборки в целом, остались удовлетворены: по их мнению, газеты, радио, телевидение уделяли этой теме столько внимания, сколько следовало. Крайние точки зрения статистически почти равноценны: 9% (5% от выборки) считают, что теме уделялось слишком много внимания, по мнению 12% (7% от выборки) – слишком мало. Каждый двадцатый из отвечавших на данный вопрос (10% от выборки) затруднился высказать свою точку зрения на этот счет.

Ирина Шмерлина

Считаете ли Вы себя верующим человеком? Если да, то к какой религии Вы себя относите?

Одни люди думают, что православие является основной религией только в России. Другие думают, что православие является основной или одной из основных религий не только в России, но и в ряде других стран. А как думаете Вы?

население в целом

считающие себя православными

не считающие себя верующими

Скажите, пожалуйста, в каких еще странах, кроме России, православие является основной или одной из основных религий? Назовите несколько таких стран. (Открытый вопрос. Задавался заявившим, что православие является основной или одной из основных религий не только в России, но и в ряде других стран, - 52% от всех опрошенных.)

Скажите, пожалуйста, Вам известно или неизвестно о том, что наряду с Русской православной церковью (РПЦ) существует другая религиозная организация - Русская православная церковь за рубежом (РПЦЗ)?

население в целом

считающие себя православными

не считающие себя верующими

Скажите, пожалуйста, что именно Вам известно о Русской православной церкви за рубежом? (Открытый вопрос. Задавался заявившим, что им известно о существовании Русской православной церкви за рубежом, – 54% от всех опрошенных.)

(в % от числа опрошенных)
Церковь, храмы для православных за рубежом7
'Наши люди, которые отсюда уехали, имеют возможность ходить в храм'; 'православие для эмигрантов'; 'есть храмы и церкви в других странах – США, Израиль, то есть где есть выходцы из России'; 'такие же церкви и такая же служба'; 'то, что за рубежом есть православные храмы'; 'для православных, живущих в других странах'; 'они поддерживают живущих там русских, дают им возможность ходить в православные храмы'; 'у них соблюдаются все праздники, посты, как и в РПЦ'; 'в Сирии есть РПЦ, построенная в 1959 году, в Израиле, в странах СНГ'; 'это то же самое, что и у нас, русские в основном приходят там в церковь'.
Русские православные церкви объединились7
'Что они объединились с нашей церковью'; 'РПЦ и РПЦЗ породнились'; 'воссоединение недавно произошло'; 'она соединилась с РПЦ'; 'произошло воссоединение Русской православной церкви и зарубежной православной церкви'; 'недавно был подписан документ об объединении церквей'; 'возобновление канонического общения церкви из-за рубежа'.
После революции произошло разъединение церквей, РПЦЗ основали русские эмигранты6
'Организована после революции 1917 года'; 'во время Гражданской войны произошел раскол'; 'то, что они разорвали все отношения с церковью нашей'; 'что она есть; как только появились русские эмигранты, так и создались церкви'; 'эта церковь образовалась в результате Октябрьской революции русскими эмигрантами за границей'; 'что ее основали те, кто был изгнан из России после революции'; 'произошел раскол в 1917 году'; 'раскололись после революции 1917 года'.
Знаю, что есть РПЦЗ, знаю о ней из сообщений СМИ6
'Что она функционирует'; 'знаю о ее работе'; 'какую-то работу церковь за рубежом проводит'; 'они работают, процветают, есть прихожане'; 'есть такая организация'; 'никаких подробностей, только то, что такая церковь есть'; 'что за границей есть православная церковь'; 'об этом сейчас постоянно говорят по телевизору'; 'просто слышал по ТВ'.
В Россию приезжал митрополит Лавр, встречался с патриархом Алексием II1
'Их митрополит приехал в Москву'; 'патриархи общались на тему православия недавно'; 'недавно Алексий II встречался с митрополитом Лавром'; 'митрополит Лавр был в России'; 'совместная литургия двух церквей'.
Другое1
'Более процветает, более богатая, чем в России'; 'немного отличается от нашей'; 'в войну поддерживали Россию'; 'что там есть большие проблемы'; 'очень мелкая, узкий круг'; 'они недавно встречались с Путиным'; 'все построено на деньгах, серьезная финансовая организация'; 'РПЦЗ никогда не сотрудничала с органами ГБ'; 'они остались независимыми, обряды отличаются от наших'; 'вера в добро есть у всех людей, церковь этому учит'; 'они народ дружный'.
Затрудняюсь ответить, нет ответа26

Скажите, пожалуйста, Вы знаете, что-то слышали или слышите сейчас впервые о том, что недавно был подписан Акт о возобновлении канонического общения между Русской православной церковью и Русской православной церковью за рубежом? (Ответы заявивших, что им известно о существовании Русской православной церкви за рубежом, - 54% от всех опрошенных.)

население в целом

считающие себя православными

не считающие себя верующими

По Вашему мнению, возобновление канонического общения между Русской православной церковью и Русской православной церковью за рубежом является важным, значимым событием для России или неважным, незначимым? (Ответы заявивших, что им известно о существовании Русской православной церкви за рубежом, - 54% от всех опрошенных.)

население в целом

считающие себя православными

не считающие себя верующими

Почему Вы считаете, что возобновление канонического общения между двумя православными церквями является важным, значимым событием для России? (Открытый вопрос. Задавался заявившим, что возобновление канонического общения между Русской православной церковью и Русской православной церковью за рубежом является важным, значимым событием для России, – 37% от всех опрошенных.)

(в % от числа опрошенных)
Люди одной веры должны быть вместе, должны быть едины, вера объединяет9
'Идет воссоединение всех ветвей православия, и это хорошо'; 'люди одной веры должны быть вместе'; 'люди хотят верить одинаково'; 'одну идею провозглашала – это хорошо'; 'когда верующие объединяются – это хорошо'; 'люди православной веры не должны забывать друг о друге, должны быть связаны между собой'; 'объединение всех православных людей'.
Это важно для единства русских людей в России и за рубежом4
'Все русские должны быть вместе'; 'для тех, кто живет за рубежом'; 'за рубежом живут наши люди'; 'консолидация с зарубежными соотечественниками'; 'кто старое помянет... мы единая нация'; 'много русских за рубежом живет, у них будет связь с Россией'; 'мы россияне, и должна быть одна вера'; 'людей русских много во всех странах, и люди будут между собой общаться'.
Это укрепит православную церковь, в ней не будет разногласий3
'Было раздорье – а теперь будет мир'; 'исчезнет вражда между религиями'; 'меньше противоречий будет'; 'теперь будут к мнению РПЦ прислушиваться и за рубежом тоже'; 'не нужны распри'; 'общая масса, сила'; 'помощь друг другу'; 'церковь должна преодолевать раздоры'; 'чтобы не было передряг'; 'надо укреплять православную церковь в мире'.
Вместе лучше3
'Единение всегда прекрасно'; 'любое объединение приносит одну пользу'; 'в наше время любое объединение, союз просто необходимы'; 'в одиночку тяжело'; 'дружба лучше, чем вражда'; 'мир и согласие – это всегда позитив'; 'надо дружить со всеми'; 'любой мир лучше ссоры'.
Это восстановление церковного единства, того, что раньше было единым2
'Раньше, до 1917 года, так и было: церковь была единой'; 'время разделило – а теперь снова вместе'; 'все возвращается'; 'конец расколу'.
Это поможет объединению людей, улучшению взаимопонимания между ними2
'Единый подход, единые взгляды, меньше противоречий между людьми, лучше взаимопонимание'; 'когда люди объединяются, они лучше относятся друг к другу'; 'люди будут чувствовать себя ближе друг к другу'; 'общение между людьми'; 'объединение людей'; 'согласие между людьми – это главное'; 'это для объединения людей'.
Это важно для укрепления авторитета страны2
'Выходим на мировой уровень'; 'поднимет авторитет России'; 'престиж для России'; 'Россия поднимается, и с ней начинают считаться'.
Это политически правильно, это поможет улучшению отношений между странами, сохранению мира2
'Ближе будут страны'; 'более устойчиво, что не будет войны'; 'дружба народов'; 'не будет ссор между странами'; 'укрепить мир'; 'это дружба, чтобы войны не было'; 'это объединение политиков, многие из них верующие'; 'это политика'.
Это поможет духовному воспитанию, духовному совершенствованию людей1
'Будет больше понятия и добра'; 'воспитывают они народ хорошо'; 'говорить о вере во Всевышнего'; 'заповеди Божьи прививать будут в разных странах'; 'усиление веры человека'; 'это важно для воспитания молодежи'.
Это важно, хорошо, давно пора1
'Так будет лучше'; 'хорошо это'; 'это положительное явление'; 'это правильно'; 'этого давно ждали'; 'давно надо было это сделать'.
Другое1
'Люди знают, что мы тут не злодеи'; 'если церковь считает, что так нужно, то пусть так и будет'; 'РПЦ – она стала главной церковью, и РПЦЗ подчиняется ей'; 'идет реставрация храмов старых, деньги дает западная церковь'; 'мы будем помогать им материально'; 'исполняются библейские пророчества'; 'слишком большую силу берет церковь'.
Затрудняюсь ответить, нет ответа8


Почему Вы считаете, что возобновление канонического общения между двумя православными церквями является неважным, незначимым событием для России? (Открытый вопрос. Задавался заявившим, что возобновление канонического общения между Русской православной церковью и Русской православной церковью за рубежом является неважным, незначимым событием для России, – 5% от всех опрошенных.)

(в % от числа опрошенных)
Для меня это не имеет никакого значения, это важно только для верующих1
'Для всех – нет, а для верующих – может быть'; 'для меня объединение ничего не значит'; 'как люди общались, так и общаются, только духовенство затронуло'; 'меня это как-то не очень трогает'; 'мне это все равно, они все уехали'; 'неинтересно'; 'сама атеист'; 'так как я мусульманка'; 'это меня не касается'.
Это не повлияет на обстановку в стране, у нас есть более важные проблемы1
'Есть что-то важнее'; 'ничего не изменится'; 'неважным, они от нас далеки, от народа'; 'у нас говорят не о том, что важно сейчас для людей'; 'человек должен думать прежде о живом, о том, что есть, а не о спасении души в будущем'; 'это ни на что не повлияет, на уровень жизни'.
Для России это ничего не меняет, церковь отделена от государства1
'Для церкви это важно, так как русские везде есть, а для России совсем неважно'; 'на жизнь, на политику в мире не влияют'; 'у нас церковь отделена от государства'; 'это к России не относится, это все церкви касается'.
Другое1
'Боюсь влияния США через церковь'; 'мало верующих по-настоящему'; 'они наших батюшек загоняют, у них другой менталитет'; 'потому что зарубежная церковь американская с русской церковью духовной вместе не уживутся'; 'потому что церковь утратила свое главное качество и предназначение'.
Затрудняюсь ответить, нет ответа1

Как Вы считаете, теме возобновления канонического общения между двумя православными церквями газеты, радио, телевидение уделяли слишком много внимания, слишком мало или столько внимания, сколько следовало? (Ответы заявивших, что им известно о существовании Русской православной церкви за рубежом, - 54% от всех опрошенных.)

население в целом

считающие себя православными

не считающие себя верующими

Электронная фокус-группа

Видеоряд, представленный к тестированию на этой неделе, состоял из фрагментов новостных телевизионных программ, посвященных воссоединению Русской православной церкви и Русской православной церкви за рубежом.

№ п/пЭпизодСодержание эпизодаИнтерес, оценкаДоверие, оценкаСогласие, оценкаСредняя оценка
11Патриарх Алексий II об объединении церквей1,791,682,431,97
23В. Путин об объединении церквей1,841,712,261,94
35Отец Серафим об отношении эмигрантов к современной России1,041,872,431,78
47Митрополит Кирилл об объединении церквей1,071,302,171,51
54РТР об истории раскола православной церкви1,030,861,861,25
66В. Путин о причинах раскола православной церкви0,310,672,391,12
72Митрополит Лавр об объединении церквей0,970,351,580,97

1. Эпизод № 1 Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси (Первый канал, 'Время', 17.05.07, 21:00)

Корреспондент: Сегодня в России произошло поистине историческое событие. В храме Христа Спасителя подписан Акт о единстве Русской православной церкви. Впервые за 80 лет ранее разделенные церковные иерархи провели совместную литургию. Во время службы царские врата храма были открыты, чтобы верующие могли видеть, как патриарх Московский и всея Руси Алексий II и митрополит Лавр причащались из единой чаши, символизируя воссоединение.

Алексий II: Свершилось историческое событие, которого ждали долгие-долгие годы. Восстановлено единство церкви русской. Это торжество драгоценно для церкви, собирающей воедино чад своих, драгоценно для всего нашего народа. Преодолеваются церковные разделения, преодолеваются и унаследованные со времен революции и гражданской войны противостояния в обществе, укрепляется церковь, возрождается наше Отечество.

2. Эпизод № 3 В. Путин, президент РФ (Первый канал, 'Время', 17.05.07, 21:00)

Многие участники сегодняшней встречи прошли через противоборство и недоверие между церквами. Прошли они и через запреты и гонение на веру у себя на родине. Но мы хорошо знаем, что все эти долгие десятилетия раскола духовенство обеих разобщенных частей Русской православной церкви глубоко волновала судьба нашего отечества, судьба родины, за которую горячо молились и те, и другие. Восстановление церковной целостности, которое сегодня происходит на наших глазах, имеет не только внутрицерковное значение – оно является важным духовным стимулом консолидации всего православного, всего русского мира. Позвольте поблагодарить всех, кто приближал сегодняшнее событие, и пожелать вам многих лет активного служения людям, церкви, родине и Богу.

3. Эпизод № 5 о. Серафим (Ган), настоятель церкви Серафима Саровского (Россия, 'Вести недели', 20.05.07, 20:00)

Есть и такие, которые не верят тому, что происходит в России, то есть не верят тому, что там действительно происходят какие-то положительные процессы, какое-то отрезвление, скажем так. Не верят этому. Я думаю, что каждый, кто считает себя русским, должен обязательно посетить Россию.

4. Эпизод № 7 Кирилл, митрополит Смоленский и Калининградский (Россия, 'Вести недели', 20.05.07, 20:00)

Сам факт объединения имеет огромное духовное, культурное, я бы сказал, мистическое значение. Мы победили, мы победили разделение ХХ века. Мы не народ, который является неудачником. Мы не разделенный народ. Мы сильны духом. Мы способны побеждать трудности и идти вперед.

5. Эпизод № 4 Е. Рожков, Корреспондент канала Россия (Россия, 'Вести недели', 20.05.07, 20:00)

После 20-го года страну покинули несколько миллионов россиян. Тех, кто не хотел мириться с советской властью. Они называли себя не эмигрантами, а беженцами, потому что рассчитывали вернуться. Но для кого-то разлука затянулась на десятилетия, а для кого-то и на всю жизнь. Уехавшие священники нашли приют на территории бывшей Югославии, учредили русскую церковь за рубежом как временный оплот московской. Там и застал их год 27-й, когда из Москвы пришло известие: митрополит Сергий издал послание пастырям и пастве, где написал: мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской родиной. Зарубежники духовные отношения с Московским патриархатом прекратили. В Уставе записали: 'до упразднения в России безбожной власти' – и разъехались по всему миру: в Южную Америку, Австралию, Канаду, США.

6. Эпизод № 6 В. Путин (Россия, 'Вести', 17.05.07, 20:00)

Церковное разделение возникло в результате глубочайшего политического раскола самого российского общества, вследствие ожесточенного противоборства сторон, прежде всего –в гражданской среде. И сейчас, спустя десятилетия разобщенности, можно утверждать: в этом политическом, церковно-политическом конфликте не было победителей. Зато проиграли все: и церковь, и сами верующие, вынужденные жить в атмосфере отчужденности и взаимного недоверия. Проиграло российское общество в целом.

В современном российском обществе, основанном на демократических принципах открытого и свободного вероисповедания, нет больше почвы для изжившей себя трагедии, для изжившего себя противостояния.

7. Эпизод № 2 Митрополит Лавр, первоиерарх Русской православной церкви за рубежом (Первый канал, 'Время', 17.05.07, 21:00)

В сей благословенный день и час нашего духовного общения хочу пожелать, чтобы узы братства обеих частей Русской православной церкви благотворно влияли на дальнейшее развитие и углубление нашего единства и совместного служения Богу и русскому народу. Аминь.

Комментарий

Результаты ЭФГ свидетельствуют о высоком интересе респондентов к предложенной теме и значительной степени согласия с героями сюжетов. В целом в ходе тестирования кривые реакций респондентов по каждому критерию стабильно удерживались примерно на одном положительном значении на протяжении каждого эпизода – это говорит об устойчивом положительном отношении участников тестирования к происходящему на экране.

В процессе обсуждения респонденты постоянно возвращались к двум темам: возрождение, укрепление России и отношения государства с церковью.

Участники дискуссии признали объединение церквей исключительно значимым и важным событием, в то же время некоторых из них смущали сопровождавшие его 'пафосность', 'помпезность', 'театральность'.

'Слова правильные, но пафосность, с которой произносились, вызывает крайнее недоверие'.

'Очень много театральности во всем этом, но грубо если сказать, показуха все это, говорильня'.

'Духовность и политика не должны вот так контактировать, это неправильно'.

'Осадочек как бы есть... Бог – это не всегда вот то, что там...'

Другие участники дискуссии вполне удовлетворены и фактом воссоединения церквей, и событиями, его сопровождвшими.

'Я не считаю, что это фарс, показуха... я не вижу тут никакой ни лжи, ни пафоса'.

'Духовность побеждает... русский народ как бы восстает из пепла'.

Объединение церквей одни респонденты связывают с укреплением страны.

'Чем больше людей соберется с одинаковым мышлением, тем более оно будет сильней – влияние на общество'.

'Да, потому что наша страна да, все равно движется к назиданию и к восстановлению духовности, уже как бы не знаю, какие первые шаги... вот, но как бы все равно путь идет к поднятию, а не к упадку'.

Другие – с укрепление церкви.

'Возрождение веры все-таки везде... разруха – она везде чувствуется, эта вот нищета вот эта, но все-таки народ как-то тянется к духовности, мне кажется. И потом, все эти церкви – они как-то многие восстанавливаются'.

Об участии главы государства в подписании Акта о возобновлении канонического общения церквей респонденты отзывались негативно.

'Мне кажется, просто Путин набирает очки, и все. Главе государства вообще заниматься этими делами – зачем? Это дело церкви, да, это дело церкви'.

Респонденты склоняются к мнению, что в объединении церквей больше заинтересована Русская православная церковь. Аргументы приводятся различные.

'Дело в том, что мне кажется, больше довольна наша церковь... Потому что зарубежная простила советскую церковь за ее грехи, поэтому они очень довольны, иерархи'.

'Прежде всего объединение нужно было российской церкви, потому что церковь стала слаба, очень много сект, особенно в последнее время – при советах этого не было. И насколько я знаю, там что-то около двух миллионов сектантов вот сейчас'.

'Идет активное, агрессивное наступление на русское православие и как со стороны протестантских церквей различного толка, так со стороны католичества... Поэтому объединение зарубежной и московской патриархии, зарубежной с этой Русской православной церковью очень важно'.

'Русская православная церковь настолько окрепла, что хочет там... потому, что очень хорошая за границей недвижимость и вообще там активы очень хорошие'.

Следует отметить, что респонденты относятся с сочувствием и пониманием как к вынужденно эмигрировавшим священнослужителям РПЦЗ, так и к оставшимся в СССР после церковного раскола.

'Они сохранили настоящие церковные идеалы за границей, не находясь в таких нечеловеческих условиях... – в условиях советской власти, воинствующего атеизма'.

'Я этим людям сочувствую... им было очень сложно, тяжело оставить свою родину и уехать в чужую страну'.

'Легко говорить за границей, что вот в Советском Союзе признали церковь, церковь признала советскую власть, а здесь-то было очень сложно'.

Эпизод № 2

Наименее удачным по итогам тестирования оказалось выступление митрополита Лавра, главы РПЦЗ. Респондентам не понравилось даже не само содержание его речи, не смысл, а то, как он говорил, тембр и интонации голоса. Возникли споры, от старости он так говорит или потому, что давно живет за границей и забыл русский язык. Только после третьего просмотра эпизода до респондентов стал доходить смысл сказанного.

'Его речь что-то какое-то... Какое-то отторжение немножко... Может, поэтому, что очень старенький'.

'Его речь вызывает слезы по той причине, что ясно видишь, насколько утерян... уже даже у такого человека утеряно владение родным языком'.

'Сначала, когда услышал, у меня такое даже немножко, ну, легкое раздражение вот на сам голос. Не к нему как к человеку, а вот к голосу... С другой стороны, действительно какое-то уважение, что ли, к его возрасту, что он до сих пор держится там с молитвами, что-то делает там для церквей там у себя'.

'Не по содержанию, а по тому, как он говорит. Интонация неживая, как марионетка он'.

'Ну, я после нескольких фраз уже привыкла, и мне уже так... уже вслушиваешься не в саму, ну, как бы интонацию и речь, а уже в смысл... Пожилой человек, просто думала: пожилой человек – и от старости, что у него такая речь, и начала уже вникать после нескольких фраз'.

Эпизод № 1

Верхнюю строчку нашего рейтинга занял эпизод с речью Патриарха Алексия II. Однако при высоких оценках по всем критериям, зафиксированным в ходе ЭФГ, некоторые участники дискуссии указывали на излишнюю 'помпезность', 'театральность' церемонии подписания Акта о возобновлении канонического общения церквей, вызывающую недоверие и неприятие.

'Очень пафосно как бы все'.

'Вот именно расцвет вот этой вот пышной церковности – он противоречит настоящей духовности, вот так я считаю'.

'Когда вот это все так помпезно, ну вот вызывает какое-то, ну не то что недоверие...'.

'Но я как бы нацелена на духовность, поэтому вот эти низкие мне как бы...я их не замечаю... Опускаю... Это уже для меня как будто другое что-то... потому что не относится к церкви в моем понимании'.

Эпизод № 3

На втором месте оказался фрагмент речи В. Путина. Респонденты отнеслись к речи президента в целом положительно, но при обсуждении обратили внимание на его заключительную фразу: 'пожелать вам многих лет активного служения людям, церкви, родине и Богу'. Было высказано мнение, что В. Путин должен был поставить на первое место 'служение Богу', что подтвердило бы его искренность. Другие респонденты считали, что 'так как это речь политика, а не церковного деятеля, то все слова выстроены правильно, и к тому же последние слова запоминаются лучше'.

'Все очень так доходчиво, все грамотно, красиво'.

'Мне не понравилось то, что вот акцент он расставил: надо было Бога поставить не на последнее место'.

'...то, что он Бога поставил на последнее место, это, наоборот, как бы подчеркивает... в конце говорятся такие слова, которые должны затронуть действительно'.

'А меня как раз, наоборот, затронуло...что не Бог как бы главный в государстве'.

'На последнее место поставил бы Бога, все правильно Путин сделал... Не Бог объединяется, Бог всегда был у нас общий, объединяется церковь'.

'Но он же все-таки не священник, а он все-таки глава государства, поэтому'.

Эпизод № 5

Также хотелось бы обратить внимание на эпизод со словами о. Серафима (Гана), священника РПЦЗ. По результатам ЭФГ эпизод занял третье место. Как и в эпизоде с митрополитом Лавром, внимание участников привлекли не столько слова о. Серафима, сколько его манера речи и взгляд, выражение глаз. По всей видимости, этим и можно объяснить тот факт, что по критерию доверия эпизод оказался на первом месте.

'Его глаза поставили точку... Чистые глаза'.

'У меня вот тоже вызывают доверие вот эти глаза... Видно, что в нем, в этом человеке есть какая-то духовность, порядочность, не знаю, в какой степени, да, но вот есть'.

'Видно, он говорит от сердца'.

1 В дальнейшем тем, кто не знает о существовании РПЦЗ или уклонились от ответа (всего – 46%), вопросы на тему возобновления канонического общения не задавались.

Приложение. Таблицы.


Считаете ли Вы себя верующим человеком? Если да, то к какой религии Вы себя относите?


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2500 руб. и менее 2501 - 4500 руб. более 4500 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 66 23 8 47 53 38 36 27 14 35 34 17 22 28 23 8 12 17 38 25
верующим человеком себя не считаю 25 22 28 45 34 18 27 25 23 25 28 25 20 17 26 29 20 31 26 26 22
православие 62 66 60 37 53 70 61 60 68 67 59 61 68 67 63 60 66 52 67 63 62
ислам 7 7 6 4 7 6 7 8 5 3 7 8 5 11 3 5 7 8 3 5 10
протестантизм 0 0 0 1 0 0 0 1 0 0 0 0 2 0 1 0 1 0 1 0 0
католицизм 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0 1 0 0 0 1 0 0 0
буддизм 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
иудаизм 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0
другая религия 1 1 1 3 0 2 1 1 1 1 1 0 2 1 1 1 3 2 1 1 1
затрудняюсь ответить 4 4 3 9 5 3 4 5 3 5 4 4 3 4 5 4 3 6 2 4 5

Одни люди думают, что православие является основной религией только в России. Другие думают, что православие является основной или одной из основных религий не только в России, но и в ряде других стран. А как думаете Вы?


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2500 руб. и менее 2501 - 4500 руб. более 4500 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 66 23 8 47 53 38 36 27 14 35 34 17 22 28 23 8 12 17 38 25
только в России 18 18 16 15 17 18 16 21 15 19 18 18 14 17 18 16 15 16 17 18 19
не только в России 52 54 52 56 52 52 55 49 53 39 50 53 69 48 52 60 66 53 63 50 42
затрудняюсь ответить 30 28 32 29 31 30 29 30 32 42 32 29 17 35 30 24 19 31 20 32 38

Скажите, пожалуйста, Вам известно или неизвестно о том, что наряду с Русской православной церковью (РПЦ) существует другая религиозная организация - Русская православная церковь за рубежом (РПЦЗ)?


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2500 руб. и менее 2501 - 4500 руб. более 4500 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 66 23 8 47 53 38 36 27 14 35 34 17 22 28 23 8 12 17 38 25
известно 54 52 58 62 56 52 50 57 56 46 45 57 74 46 56 61 80 60 51 53 46
неизвестно 34 37 28 22 33 35 39 33 28 36 43 31 17 40 31 31 19 29 38 34 39
затрудняюсь ответить 12 11 13 16 11 13 11 10 16 19 11 12 9 14 13 8 1 11 11 13 16

Скажите, пожалуйста, Вы знаете, что-то слышали или слышите сейчас впервые о том, что недавно был подписан Акт о возобновлении канонического общения между Русской православной церковью и Русской православной церковью за рубежом? (Ответы заявивших, что им известно о существовании Русской православной церкви за рубежом, - 54% от всех опрошенных.)


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2500 руб. и менее 2501 - 4500 руб. более 4500 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 66 23 8 47 53 38 36 27 14 35 34 17 22 28 23 8 12 17 38 25
знаю 35 35 35 37 36 34 29 39 38 27 28 37 52 26 36 42 66 41 31 34 26
что-то слышал(-а) 13 12 15 15 14 12 12 12 16 15 11 13 16 15 15 10 6 12 14 13 16
слышу впервые 5 4 7 10 5 6 8 5 2 3 6 6 5 5 4 8 8 7 5 6 3
затрудняюсь ответить 1 1 1 0 1 1 1 0 0 0 0 1 1 0 1 1 0 0 1 1 0

По Вашему мнению, возобновление канонического общения между Русской православной церковью и Русской православной церковью за рубежом является важным, значимым событием для России или неважным, незначимым? (Ответы заявивших, что им известно о существовании Русской православной церкви за рубежом, - 54% от всех опрошенных.)


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2500 руб. и менее 2501 - 4500 руб. более 4500 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 66 23 8 47 53 38 36 27 14 35 34 17 22 28 23 8 12 17 38 25
важным, значимым 37 39 38 34 37 38 31 40 42 28 30 41 53 32 41 38 61 35 36 38 30
неважным, незначимым 5 4 6 10 6 4 6 5 2 2 5 4 9 3 3 7 11 9 4 3 3
затрудняюсь ответить 12 10 14 18 14 11 13 11 12 15 10 13 12 11 12 15 8 16 11 12 12

Как Вы считаете, теме возобновления канонического общения между двумя православными церквями газеты, радио, телевидение уделяли слишком много внимания, слишком мало или столько внимания, сколько следовало? (Ответы заявивших, что им известно о существовании Русской православной церкви за рубежом, - 54% от всех опрошенных.)


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2500 руб. и менее 2501 - 4500 руб. более 4500 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 66 23 8 47 53 38 36 27 14 35 34 17 22 28 23 8 12 17 38 25
слишком много 5 5 5 10 6 4 5 6 4 4 5 6 5 3 5 6 15 9 4 4 2
столько, сколько следовало 32 33 33 24 34 31 27 35 36 26 25 35 47 24 37 36 46 34 32 31 28
слишком мало 7 6 9 10 6 7 7 6 7 5 5 7 11 6 7 9 9 8 7 7 5
затрудняюсь ответить 10 9 10 17 10 10 11 10 9 11 10 9 11 13 7 10 10 10 8 12 10