fom.ru · Поиск ·      








29.03.2007, Опрос населения

Практика частных пожертвований государственным школам

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 24-25 марта 2007 г. 1500 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.



В этой теме:
1. Государственное финансирование школ и частные пожертвования: общие представления
2. Отношение к частной материальной помощи государственным школам
3. Потребность школ в материальной помощи: личные наблюдения
4. Частная помощь школам и официальные структуры

По мнению россиян, государственные школы сегодня нуждаются в дополнительных средствах: 72% опрошенных полагают, что государство выделяет им недостаточно денег. Противоположное мнение – что выделяемых государством средств школам достаточно – разделяет один из десяти респондентов (9%), а каждый пятый (19%) не считает себя компетентным в этом вопросе.

Одним из способов решения материально-бытовых проблем школ является привлечение альтернативных источников финансирования – в частности, материального вспомоществования со стороны крупных компаний, организаций, частных лиц. Большинство наших сограждан (68%) о случаях добровольного спонсирования школ не слышали. Четверть опрошенных (27%) сказали, что им такие случаи известны, из них 14% имели в виду школы своего города или села, 8% – школы других городов (сел) России, 5% – и те, и другие.

Эти данные в целом согласуются с ответами тех респондентов, дети, внуки или другие близкие родственники которых учатся в школе1. Примерно пятая часть родителей школьников (18%) утверждают, что школе, в которой учится их ребенок, оказывается спонсорская помощь со стороны частных лиц или организаций. Об отсутствии подобной помощи сказали 42% респондентов данной группы, затруднились с ответом 38%.

По мнению родителей школьников, деньги школе нужны прежде всего на ремонт (17%), материально-техническое оборудование (12%) и учебно-методическое оснащение (11%). Упоминались также такие статьи расходов, как питание детей, детский досуг и дополнительное образование, решение бытовых проблем и благоустройство школ, их охрана, а также материальное поощрение детей. Некоторые респонденты говорили о необходимости освободить родителей от школьных поборов.

Почему состоятельные люди, компании, организации помогают школе? На этот вопрос, заданный в открытой форме, отвечали треть участников опроса (32%) – тем, кто о случаях подобной помощи не слышал, он не задавался. Одни респонденты полагают, что спонсорами движут высокие чувства – доброта, отзывчивость, забота о школе, о будущем страны (8%). Другие – что они руководствуются скорее прагматичными мотивами: сделать себе имя, рекламу, получить налоговые льготы, уйти от налогов, отмыть деньги (в совокупности 9%). Некоторые респонденты, затруднившись назвать конкретные мотивы, не сомневаются, однако, что по тем или иным причинам спонсорам это выгодно ('есть личные мотивы'; 'им это нужно'; 'из-за каких-то своих интересов'). Кто-то из участников опроса полагает, что, жертвуя на школу, богатые люди 'замаливают грехи', пытаются очистить свою совесть. Есть и те, кто считает, что благотворительная помощь на самом деле оказывается по принуждению, под давлением городских властей. По мнению части респондентов, все дело в том, что в тех школах, которым оказывается такая помощь, учатся дети спонсоров ('о своих детях пекутся'). Было высказано также предположение, что спонсорами движут теплые воспоминания о своем школьном детстве ('может быть, когда-то там учились, ностальгия').

Половина россиян (51%) полагают, что в нашей стране сегодня мало состоятельных людей, компаний, организаций, добровольно оказывающих школе помощь. Противоположной точки зрения – что их много – придерживается каждый десятый респондент. Значительная часть опрошенных затруднились с ответом (39%). Тем, кто считает, что спонсоров мало, был задан открытый вопрос о причинах их немногочисленности. Отвечая на него, респонденты чаще всего обвиняли людей, способных помочь школе, но не делающих этого, в жадности и эгоизме ('все жадные как собаки'), нежелании вкладывать средства во что-либо, кроме своего бизнеса, помогать школам (23% ответов). Некоторые респонденты полагают, что в стране не развита благотворительность, люди не приучены к этому ('меценатство в нашей стране не модно'; 'не воспитаны мы так, чтоб оказывать помощь'; 'не заведено в России заниматься благотворительностью'). Примерно о том же, но в более агрессивной форме говорили те, кто обвинял богатых в бескультурности, бездуховности, несознательности ('нет культуры у нашего бизнеса'; 'совести у них нет'). По мнению части респондентов, школам мало помогают потому, что в России вообще мало богатых людей; кто-то полагает, что 'они все бандиты, ворье', 'не афишируют себя'. Часть респондентов подчеркивали, что в неразвитости благотворительной деятельности в России виновато государство, которое не стимулирует ее ('нет госстимулов такой деятельности'; 'условий нет разработанных для этого').

Один из проверенных и эффективных способов стимулирования частной благотворительности – налоговые льготы. По мнению 56% респондентов, этот инструмент целесообразно использовать в российской практике – государство должно снижать налоги тем, кто оказывает помощь школам. Около четверти россиян (27%) считают, что этого делать не нужно, а 17% затруднились высказать определенное мнение по данному вопросу.

Согласно существующему сегодня порядку, материальная помощь от частных лиц должна оформляться в районных отделах народного образования и только потом поступать в школу. 40% респондентов признали такой порядок правильным, 36% – неправильным, а 24% затруднились с оценкой. Тем не менее, половина россиян (52%) полагают, что будет лучше, если школы станут получать деньги напрямую, минуя промежуточные инстанции. Каждый пятый респондент (22%) возражает против подобного непосредственного вливания средств, каждый четвертый (26%) затруднился с ответом.

В целом подавляющее большинство россиян (81%) видят в благотворительной помощи школам больше хорошего, и лишь 3% – больше плохого.

Ирина Шмерлина



1. Государственное финансирование школ и частные пожертвования: общие представления


Как Вы считаете, сегодня государство выделяет обычным общеобразовательным школам достаточно или недостаточно денег?

Вам приходилось или не приходилось слышать о случаях, когда состоятельные люди, компании, организации добровольно оказывали материальную помощь государственным школам? И если приходилось, то эти случаи были в вашем городе (селе) или в других городах или селах страны?

Как Вы думаете, почему состоятельные люди, компании, организации оказывают материальную помощь государственным школам? (Открытый вопрос. Задавался заявившим, что им приходилось слышать о случаях, когда состоятельные люди, компании, организации добровольно оказывали материальную помощь государственным школам, и затруднившимся с ответом, - 32% от всех опрошенных.)

(в % от числа опрошенных)
Это продиктовано добротой, отзывчивостью, заботой о школе, о будущем страны8
'Из добрых побуждений'; 'из жалости, сострадания'; 'видят, наверное, в каком состоянии находятся школы'; 'есть люди, которых деньги не испортили, они хотят помочь кому-то'; 'ради патриотизма'; 'не изжит дух меценатства'; 'они благотворительностью занимаются'; 'от чистого сердца'; 'наверное, у человека душа такая широкая, добрая, думает о будущем, мыслит масштабно'.
Дети спонсоров учатся в этих школах5
'Вкладывают в зависимости от того, учатся ли их дети в этой школе'; 'если их дети учатся, то это будет личный интерес для собственного ребенка, никаких высших материй'; 'например, моя жена помогает, потому что внук учится'; 'о своих детях пекутся'; 'дети у них учатся в школе, поэтому и оказывают помощь'.
Это способ привлечения к себе внимания, это делается для рекламы4
'Поднять свой рейтинг'; 'для своего пиара'; 'для поднятия авторитета'; 'держат имидж'; 'делают себе рекламу'; 'поднять свою репутацию'; 'престиж свой повышают'; 'показать себя хотят с лучшей стороны'; 'выделиться как-то хотят на общем фоне'.
Это возможность получить налоговые льготы3
'Ради налоговых льгот'; 'освобождение от налогов'; 'списание налогов происходит'; 'подоходный налог снижается'; 'снижают свои налоги'; 'уменьшаются налоги, поэтому они помогают'.
Это способ ухода от налогов, отмывания денег2
'От налогов скрыться хотят'; 'благотворительность – способ ухода от налога'; 'потому что скрывают деньги от налогов'; 'наверное, пытаются как-то отмыть свои деньги'; 'отмывают свои деньги'; 'чтобы не платить налоги'; 'легализуют свои накопления'.
Это выгодно2
'Есть личные мотивы'; 'им это нужно'; 'из-за каких-то своих интересов'; 'из личных соображений'; 'свои цели'; 'считают, что это выгодные вклады'; 'благотворительность выгодна'; '«Газпрому» это выгодно'.
Сами учились в этих школах1
'Если связаны с данной школой воспоминаниями...'; 'может быть, когда-то там учились, ностальгия'; 'любовь к школе, в которой сами учились'; 'если эти богатые люди сами учились в этой школе'; 'кто-то когда-то учился – и по старой памяти'; 'бывшие ученики помогают школам, в которых учились'.
Есть деньги, есть лишние деньги1
'Есть деньги'; 'деньги лишние'; 'у них есть средства'; 'имеют деньги'; 'есть излишки'; 'потому что у них много денег'; 'деньги девать некуда'; 'лишние деньги у людей появляются, вот они и жертвуют школам'.
Совесть мучает, грехи замаливают1
'Совесть иногда беспокоит'; 'боятся Бога, жертвуют'; 'их мучает совесть'; 'грехи замаливают'.
Это делается по принуждению1
'Вынуждены оказывать помощь'; 'из-под палки администрации города'; 'школы требуют от них'; 'заставляют'; 'по принуждению'.
Другое1
'Долг перед своими односельчанами'; 'видимо, есть такая у них потребность'; 'их к этому призывают, чтобы детям помогать'; 'потому что у них просят, вот им и некуда деваться'; 'те, что с жиру не бесятся'; 'боятся за свой капитал. Но помогают мало, кинут, как кусок чужой собаке'.
Затрудняюсь ответить, нет ответа6

Как Вы думаете, в нашей стране состоятельных людей, компаний, организаций, которые добровольно оказывают школам материальную помощь, сегодня много или мало?

Почему, на Ваш взгляд, в нашей стране сегодня мало состоятельных людей, компаний, организаций, которые оказывают школам материальную помощь? (Открытый вопрос. Задавался заявившим, что в нашей стране сегодня мало состоятельных людей, компаний, организаций, которые добровольно оказывают школам материальную помощь, - 52% от всех опрошенных.)

(в % от числа опрошенных)
Это из-за жадности, эгоизма, думают только о себе17
'Богатым жалко денег'; 'думают только о своем благополучии'; 'все жадные как собаки'; 'богатые все эгоисты, все только для себя'; 'гребут в свой карман'; 'для себя только'; 'богатые не хотят помогать бедным'.
Не считают нужным помогать школам4
'Многие к этому не стремятся'; 'их много, но делиться они не хотят'; 'им это не надо'; 'не все хотят помогать'; 'не все считают значимым помогать образованию'; 'не считают нужным оказывать помощь'; 'не заинтересованы кому-то оказывать помощь'; 'интереса нет, мало освещается'; 'людям наплевать на школы'; 'на фиг им это надо'; 'безразличие'; 'состоятельные люди мало думают о школе'.
В России не развита благотворительность, люди не приучены к этому3
'Меценатство в нашей стране не модно'; 'не воспитаны мы так, чтоб оказывать помощь'; 'не привыкли'; 'менталитет такой'; 'не заведено в России заниматься благотворительностью'; 'еще, может быть, не принято'; 'не модно'.
Богатых мало, многие живут бедно3
'Мало в стране таких людей'; 'их мало у нас в городе'; 'живем плохо'; 'не позволяет материальное положение'; 'не все могут, наверное'; 'много людей живут бедно'.
Деньги расходуются на что-то другое, на личные нужды, на развитие бизнеса2
'Пока обеспечивают свое будущее в основном и своих детей'; 'другие проблемы, желания'; 'заняты своим делом'; 'каждый думает о своем бизнесе'; 'они все деньги вкладывают за границу'; 'больше вкладывают деньги в доходные мероприятия'; 'не все способны на такое, многие в недвижимость вкладывают свои капиталы'; 'есть более выгодное вложение денег, чем школа'; 'в своих целях используют свои деньги'.
Это из-за бездуховности, бескультурья2
'Совести у них нет'; 'низкий духовный уровень людей'; 'из-за бездушия'; 'нет культуры у нашего бизнеса'; 'нет сознательности'; 'в связи с низкой духовностью'.
Богатые часто скрывают свои доходы, получают доходы незаконными, нечестными путями. 2
'Не афишируют себя'; 'у нас многие скрывают свои доходы'; 'кто наворовал, тот и богатый'; 'из-за «черной» бухгалтерии'; 'укрываются все, работают нелегально'; 'не хотят, чтобы к ним придирались, у них все в тени'.
Эта деятельность не поощряется, не стимулируется государством2
'Государство не заинтересовано в таких людях'; 'существует недоверие к власти, люди боятся'; 'нет госстимулов такой деятельности'; 'условий нет разработанных для этого'; 'не рекламируется этот поступок, не поощряется'; 'так как нет закона, который защищал бы таких людей'.
Богатым это невыгодно1
'Невыгодно помогать школам'; 'видимо, это невыгодно им'; 'помогать – выгоды нет'; 'это пока не очень выгодно этим людям и организациям'.
Детям богатых это не нужно, они не учатся в обычных школах1
'Их дети учатся за границей'; 'им просто не до школ, своих детей отправляют за границу учиться'; 'их дети учатся в частных школах'; 'их дети в наших школах не учатся'.
Другое1
'Все деньги у богатых'; 'не все будут помогать'; 'не доверяют нашим школам'; 'не хватает организаторских способностей'; 'они не верят, что деньги пойдут по назначению'; 'больше помогать инвалидам'.
Затрудняюсь ответить, нет ответа14


2. Отношение к частной материальной помощи государственным школам


Как Вы считаете, что хорошего в том, что состоятельные люди, компании, организации оказывают материальную помощь государственным школам? (Открытый вопрос.)

(в % от числа опрошенных)
Улучшается обеспеченность школ, лучше становятся условия обучения 28
Школы получают дополнительные средства, они могут потратить их на свои нужды, на доплаты школьным работникам14
'Больше денег будет в школах'; 'будет дополнительная материальная база'; 'закупают то, что необходимо школе'; 'могут приобрести что-то нужное для школы'; 'школа может производить доплаты низкооплачиваемому персоналу'; 'школам материально легче будет, может, что-то купят'; 'школы улучшают свое материальное положение'; 'это поможет повысить зарплату учителям...'; 'это укрепляет базу школ'.
Школы получают компьютеры, оборудование, учебные материалы и пособия10
'Будет лучшим оснащение кабинетов'; 'дает возможность приобрести новое оборудование'; 'дополнительное приобретение каких-нибудь пособий'; 'могут купить учебники'; 'модернизация школьного оборудования'; 'может, компьютер купят'; 'новое оборудование и спортзалы'; 'побольше учебных принадлежностей'; 'поднимают уровень оснащенности школ'; 'покупают наглядные пособия'; 'помогают развитию учебной базы'.
В школах появляется новая мебель, производится ремонт, школы благоустраиваются6
'В школе сделают ремонт'; 'они помогают в ремонте'; 'помещения можно отремонтировать'; 'появляются хорошие столы, стулья, доски'; 'школа становится благоустроенней'.
Улучшаются условия обучения в целом2
'Будут лучшие возможности для детей учиться'; 'будут хорошие условия для учебы'; 'детям в таких школах будет лучше учится'; 'улучшают условия в школе'; 'чтобы школа стала лучше'.
Благотворительность, спонсорство – это хорошо, в этом нет ничего плохого, богатые должны делиться с бедными 14
'Бескорыстно помогают – это отлично'; 'благотворительность проявляется'; 'в целом хорошо, это помощь'; 'все положительное, побольше бы'; 'богатые должны помогать бедным'; 'во всем мире состоятельные люди оказывают помощь'; 'пусть делятся деньгами'; 'любая помощь хороша'; 'меценатство всегда в почете'; 'пусть помогает, если деньги есть'; 'с их стороны это хорошо'.
Школам не хватает государственного финансирования, хорошо, что им помогают спонсоры 10
'Администрация в школах сама не в силе что-то приобрести'; 'без посторонней помощи государственным школам выжить тяжело'; 'больше достигается сразу, чем от государства'; 'бюджетных средств только не хватает';'возмещение средств, которых недостаточно поступает от государства'; 'все-таки какая-то помощь школе'; 'государственного финансирования не хватает'; 'государство не оказывает помощи школам'.
Это идет на пользу детям, это забота о детях, о будущем поколении 5
'В детей надо вкладывать всегда и много'; 'в том, что все это идет на пользу детям'; 'выгодно для детей'; 'дети – наше будущее, помочь надо'; 'дети – наше будущее, и мы должны дать хорошее образование и базу'; 'детишкам помощь хоть какая-то'; 'для детей лучше'.
Уменьшаются поборы с родителей 4
'Будет легче родителям учеников'; 'будут тянуть меньше с родителей'; 'меньше придется платить родителям'; 'меньше родителей будут трясти'; 'меньше с родителей денег будут собирать'; 'может, поборы в школах уменьшатся'.
Это поддержка образования, улучшается его качество 2
'Дети будут лучше учиться'; 'дети могут получать качественное образование'; 'для развития школьного образования это большой плюс'; 'повышается уровень образования'; 'помогают учебно-воспитательному процессу'.
Это хорошо для самих спонсоров 2
Спонсоры улучшают свою репутацию 1
'Вызывают ответную доброту'; 'им на душе хорошо, чистая совесть'; 'они делают это в целях стать известными'; 'относятся люди к этим компаниям лучше'; 'рекламу себе делают'; 'складывается хорошее мнение о компании'.
Спонсорство позволяет получить налоговые льготы1
'Меньше платить налоги'; 'они освобождаются от налогов'.
Улучшается питание в школах 1
'Детей будут кормить лучше'; 'питание улучшается...'; 'хотя бы дети в школе не голодали'.
Дети из малообеспеченных семей могут получить помощь 1
'Будут дополнительные возможности у школы для приобретения учебников для малообеспеченных детей'; 'в том, что в этих школах могут получать образование люди из малообеспеченных семей'; 'помогают бедным, все дети хотят учиться'.
Это проявление гражданственности, ответственности за положение дел в стране 1
'На благо России – помогают по мере сил и денег'; 'не безразличны к проблемам государства'; 'они укрепляют этим государство и его будущее'; 'участие в проблемах страны'; 'это люди, которые думают не только о своем благополучии'.
Двойственные высказывания 1
'Благотворительность – налогов меньше, преследуют корыстные цели. Если дают в виде оборудования – тогда хорошо'; 'если всем школам, то хорошо, если какой-то одной – то плохо, пусть будет фонд помощи школам'; 'помощь должна быть не деньгами, а конкретным делом'; 'хорошо, если не имеют корыстных целей'; 'хорошо, если бы от души'.
Это оказание помощи своим детям, которые учатся в школе <1
'Если у него учатся дети в этой школе'; 'они помогают своим детям'; 'помощь оказывают только родители, дети которых учатся в данной школе'; 'своим детям облегчают жизнь'.
Другое 1
'Более удобно'; 'может возродиться меценатство в России'; 'раз разорили – надо восстанавливать'; 'улучшится отношение учителей к ученикам'; 'хоть внимание обратили на школы'; 'что кто-то вылезет из нищеты'.
В этом нет ничего хорошего, критика помощи школам 1
'Лучше, чтобы государство обеспечивало'; 'наворованные деньги легко отдавать'; 'ничего хорошего'; 'шуба с барского плеча? Хорошо пограбили'.
Я не сталкивался(-ась) с такими случаями, я не верю в спонсорскую помощь <1
'Не видел такого'; 'не видела таких случаев и не слышала о них'; 'не сталкивался с такими случаями'.
Затрудняюсь ответить, нет ответа 36


А что может быть плохого в том, что состоятельные люди, компании, организации оказывают материальную помощь государственным школам? (Открытый вопрос.)

(в % от числа опрошенных)
Это может стать средством давления на учителей и администрацию школ, школа может попасть в зависимость от спонсоров3
'Богачи могут указывать, какие предметы надо вести в школе'; 'влияют на педагогический коллектив'; 'зависимость от того, кто оказывает эту помощь'; 'когда они хотят влиять на школьный процесс в своих интересах'; 'могут диктовать свои правила игры'; 'могут диктовать свои условия в преподавании'; 'могут начать контролировать родителей и детей'; 'школа зависит от них, спонсоров'.
Это может делаться из корыстных побуждений, в целях рекламы3
'Даст грош, только показать себя – что помог, прославиться'; 'для показухи это'; 'если это будут использовать потом в своих интересах'; 'иногда состоятельные люди делают это по моде, чтоб о них говорили перед выборами'; 'могут быть корыстные цели'; 'они хотят прославиться'; 'с выгодой делают для себя'; 'чтоб не было политики, показухи'.
Это снижает ответственность государства за положение дел в школах, за их финансирование2
'Государство в определенной мере снимает с себя материальную ответственность, но это минус государству, а не спонсорам'; 'государство совсем отвыкнет заботиться об обычных школах'; 'пусть государство помогает, лучше будет'; 'пусть не расслабляется государство'; 'это говорит о том, что государство мало заботится о школах, недостаточно их финансирует'; 'это отрицательно сказывается на заботе государства о школе, о детях. Как бы перекладывается ответственность за школу'.
Деньги могут быть потрачены бесконтрольно, не по назначению, могут быть разворованы2
'Бесконтрольная помощь'; 'все присвоят и растащат'; 'может быть, злоупотребления всякие появятся'; 'если деньги пойдут кому-то в карман'; 'если идут не целенаправленно'; 'могут присваивать педагоги'; 'может случиться нецелевое использование'; 'школа не увидит этих денег, все забирает директор'.
Это способ ухода от налогов, отмывание денег2
'Если преследуют цель отмыть деньги, то это плохо'; 'избегают налогов'; 'некоторые пытаются таким образом уйти от налогов'; 'отмывка денег'; 'они ищут выгоду, уходят от налогов'; 'предоставляется возможность для отмывания денег'; 'скрывают доходы'; 'скрываются от налогов деньги'.
Это нерегулярная помощь, она не решает проблем школы1
'Дадут мало, а говорят много'; 'единовременно дадут, и все'; 'не решает проблемы, если частично оказывается помощь'; 'плохо, что эти случаи единичны'; 'чаще единоразовая помощь'.
Школы попадают в неравные условия<1
'Богатых не хватает на все школы'; 'если одной школе, так как возникает зависть, все дети требуют одинаковых условий обучения'; 'нарушение прав человека, потому что не всем школам оказывают помощь, а избранным'; 'школы оказываются в неравных условиях'.
Другое1
'Будут кому-то недоплачивать'; 'если как подачки делаются'; 'жалко, что меценатов часто убивают'; 'их заставляют'; 'нельзя это делать открыто, как при Морозове'; 'показывают свое богатство на уровне детей'.
В этом нет ничего плохого22
'В этом не вижу ничего плохого'; 'нет в этом плохого'; 'не может быть плохого'; 'хорошо, что помогают'.
Затрудняюсь ответить, нет ответа64

А в целом, по Вашему мнению, чего больше - хорошего или плохого - в том, что состоятельные люди, компании, организации оказывают материальную помощь государственным школам?



3. Потребность школ в материальной помощи: личные наблюдения


Есть ли у Вас дети, или внуки, или другие близкие родственники, учащиеся в школе?

Как Вам кажется, на что, помимо зарплаты учителей, необходима материальная помощь в школе, где учится Ваш ребенок (родственник)? (Открытый вопрос. Задавался заявившим, что у них есть дети, внуки или родственники, учащиеся в школе, - 45% от всех опрошенных.)

(в % от числа опрошенных)
Ремонт школьных помещений17
'Заменить линолеум'; '...вечный ремонт, всегда что-то сломано'; 'на ремонт помещения'; 'заново строить школу'; 'на ремонт спортзала'.
Обеспечение школы компьютерами, оборудованием12
'На оснащение школ необходимым оборудованием'; 'на покупку необходимого оборудования...'; 'на современную технику'; 'компьютеры и другое оборудование нужно школам'.
Обеспечение школы учебниками, книгами, наглядными пособиями11
'На наглядные пособия'; 'купить хорошие учебники'; 'на покупку учебников, пособий'; 'для приобретения пособий'; 'современные учебники'; 'библиотека'.
Улучшение питания в школе6
'На школьное питание'; 'улучшить питание'; 'бесплатное питание'; 'питание детей'; 'на питание учащихся'; 'на организацию питания'.
Обеспечение школы мебелью, спортивным инвентарем5
'Приобрести школьную мебель'; 'на оборудование спортзала'; 'новые парты нужны'; 'обновить спортивную базу школы'; 'на обновление школьной мебели'; 'на спортивные снаряды...'.
Кружки, обеспечение досуга школьников4
'На поездки познавательные детям, в музеи, театры'; 'кружки, развитие спорта'; 'дополнительное образование, развлекательные кружки, секции'; 'кружки по интересам и спортивные секции'.
Содержание школы, улучшение ее материальной базы, благоустройство школы в целом4
'Благоустройство школы'; 'на содержание зданий и сооружений'; 'бытовые нужды'; 'на улучшение материально-технической базы'; 'улучшать материальную базу школ'.
Самые разные нужды школы2
'Материальных нужд в школе много'; 'на усмотрение администрации школы'; 'на благоустройство школы'; 'финансовая, материальная поддержка'; 'на все остальные нужды'; 'на многое'; 'лишних денег не бывает'; 'на все нужно'.
Освобождение родителей от школьных поборов1
'Мы и так в школе за всё платим'; 'все делают родители за свой счет'; 'чтобы с родителей не собирали деньги'; 'с родителей на все собирают'.
Охрана школы1
'Оплата охраны'; 'охрана'; 'на охрану детей'.
Поощрение учеников и учителей1
'На материальные поощрения учителей по праздникам'; 'материальная база для поощрения детей'; 'для учеников делать материальные поощрения'; '...пусть сделает какие-нибудь поощрительные призы...'; 'можно поощрять хоть раз в месяц – у детей будет какой-то стимул'; 'призовые, премии'.
Улучшение учебного процесса, улучшение преподавательского состава1
'На организацию учебного процесса'; 'сменить самих педагогов'; 'учителей не хватает, преподавать некому'; 'на воспитание школьников'; 'на обучение детей'; 'на современное обучение'; 'на учебу'; 'дополнительные уроки'.
Оплата труда технического персонала, обеспечение учителей жильем1
'Содержать уборщиц'; 'надо медсестрам в школе зарплату повысить'; 'на зарплату техническому персоналу'; 'еще повысить зарплаты'; 'на жилье молодым специалистам'.
Обеспечение школы автобусами<1
'Нужен автобус, чтобы возить детей из деревни'; 'нужно организовывать автобус, чтобы возить детей'; 'автобус'.
Другое1
'Внучка учится в Москве, там всего хватает'; 'государство должно обеспечивать школы, а не собирать с родителей'; 'государственные школы, и государство не должно перекладывать проблемы, которые само не решает, на спонсоров'; 'на детские праздники много денег нужно'.
Затрудняюсь ответить, нет ответа8

А какие-нибудь состоятельные люди, компании, организации оказывают или не оказывают материальную помощь школе, где учится Ваш ребенок (родственник)? (Ответы заявивших, что у них есть дети, внуки или родственники, учащиеся в школе.)



4. Частная помощь школам и официальные структуры


Как Вы думаете, государство должно или не должно снижать налоги состоятельным людям, компаниям, организациям, которые оказывают материальную помощь школам?

Сейчас школам запрещено получать любую материальную помощь напрямую от частных лиц или организаций: такая помощь должна оформляться в районном отделе народного образования (РОНО) и только потом поступать в школу. Как Вы думаете, это правильный или неправильный порядок?

По Вашему мнению, будет лучше или хуже, если школа на законных основаниях будет получать материальную помощь напрямую, помимо РОНО?

По Вашему мнению, состоятельные люди, компании, организации, которые оказывают школе материальную помощь, должны или не должны иметь возможность влиять на то, как расходуются их средства?

1 Данная категория респондентов составляет 45% от выборочной совокупности, далее мы будем называть их родители школьников.

Приложение. Таблицы.


Как Вы считаете, сегодня государство выделяет обычным общеобразовательным школам достаточно или недостаточно денег?


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2000 руб. и менее 2001 - 4000 руб. более 4000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 59 26 10 46 54 37 36 26 14 33 36 17 20 32 23 8 13 18 36 26
достаточно 9 10 8 5 11 8 11 9 6 8 13 8 7 11 10 7 8 6 10 10 10
недостаточно 72 71 77 77 73 71 76 76 61 50 70 80 79 71 70 79 70 76 74 71 71
затрудняюсь ответить 19 20 14 19 16 21 12 15 33 42 18 13 14 18 21 14 22 18 16 19 19

Вам приходилось или не приходилось слышать о случаях, когда состоятельные люди, компании, организации добровольно оказывали материальную помощь государственным школам? И если приходилось, то эти случаи были в вашем городе (селе) или в других городах или селах страны?


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2000 руб. и менее 2001 - 4000 руб. более 4000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 59 26 10 46 54 37 36 26 14 33 36 17 20 32 23 8 13 18 36 26
не приходилось 68 68 69 69 69 68 61 70 77 81 70 71 49 76 72 62 63 68 63 65 78
в моем городе (селе) 14 15 14 12 14 15 21 14 6 5 13 15 24 10 12 21 21 11 20 16 8
в других городах или селах 8 7 10 12 8 8 9 8 7 7 9 5 14 8 7 8 9 5 5 10 9
и в моем городе (селе), и в других городах или селах 5 5 4 6 4 5 7 4 3 2 4 5 10 3 5 5 4 10 7 4 3
затрудняюсь ответить 4 5 3 2 4 4 3 4 6 5 4 4 3 3 4 4 2 6 4 5 3

Как Вы думаете, в нашей стране состоятельных людей, компаний, организаций, которые добровольно оказывают школам материальную помощь, сегодня много или мало?


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2000 руб. и менее 2001 - 4000 руб. более 4000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 59 26 10 46 54 37 36 26 14 33 36 17 20 32 23 8 13 18 36 26
много 10 10 8 10 9 10 11 9 8 6 8 10 13 9 8 10 10 12 15 8 7
мало 52 52 56 51 53 50 56 53 43 34 48 58 61 39 52 64 54 52 66 53 40
затрудняюсь ответить 39 38 37 39 37 40 32 38 49 60 44 32 25 52 40 26 36 36 20 39 53

А в целом, по Вашему мнению, чего больше - хорошего или плохого - в том, что состоятельные люди, компании, организации оказывают материальную помощь государственным школам?


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2000 руб. и менее 2001 - 4000 руб. более 4000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 59 26 10 46 54 37 36 26 14 33 36 17 20 32 23 8 13 18 36 26
больше хорошего 81 83 82 75 81 81 82 82 77 77 79 84 80 79 83 81 77 88 87 79 78
больше плохого 3 2 2 6 3 3 3 2 3 1 2 3 6 1 3 3 5 2 4 2 2
затрудняюсь ответить 16 14 16 19 16 17 15 15 20 22 18 13 14 20 13 15 17 10 9 19 20

Есть ли у Вас дети, или внуки, или другие близкие родственники, учащиеся в школе?


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2000 руб. и менее 2001 - 4000 руб. более 4000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 59 26 10 46 54 37 36 26 14 33 36 17 20 32 23 8 13 18 36 26
есть 45 45 46 45 43 47 43 49 42 41 45 44 49 57 45 41 39 35 45 44 53
нет 55 55 54 55 57 53 57 51 58 59 55 56 51 43 55 59 61 65 55 56 47

А какие-нибудь состоятельные люди, компании, организации оказывают или не оказывают материальную помощь школе, где учится Ваш ребенок (родственник)? (Ответы заявивших, что у них есть дети, внуки или родственники, учащиеся в школе.)


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2000 руб. и менее 2001 - 4000 руб. более 4000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 59 26 10 46 54 37 36 26 14 33 36 17 20 32 23 8 13 18 36 26
оказывают 8 8 9 6 6 10 9 9 5 2 7 8 14 8 8 8 7 6 9 9 7
не оказывают 19 20 20 18 20 19 19 24 14 13 22 21 18 30 19 17 7 14 19 19 27
затрудняюсь ответить 17 18 17 21 17 18 15 16 23 25 17 15 16 18 19 16 24 15 17 16 18

Как Вы думаете, государство должно или не должно снижать налоги состоятельным людям, компаниям, организациям, которые оказывают материальную помощь школам?


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2000 руб. и менее 2001 - 4000 руб. более 4000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 59 26 10 46 54 37 36 26 14 33 36 17 20 32 23 8 13 18 36 26
должно 56 58 53 56 56 56 57 61 46 39 55 60 63 45 57 60 57 72 66 52 46
не должно 27 26 29 31 29 26 29 26 25 24 27 27 29 34 24 28 29 14 20 31 32
затрудняюсь ответить 17 17 18 13 16 19 13 13 29 37 19 13 8 21 19 13 14 14 14 18 21

Сейчас школам запрещено получать любую материальную помощь напрямую от частных лиц или организаций: такая помощь должна оформляться в районном отделе народного образования (РОНО) и только потом поступать в школу. Как Вы думаете, это правильный или неправильный порядок?


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2000 руб. и менее 2001 - 4000 руб. более 4000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 59 26 10 46 54 37 36 26 14 33 36 17 20 32 23 8 13 18 36 26
правильный 40 43 34 37 38 42 43 40 35 33 39 41 45 37 42 38 36 45 45 37 40
неправильный 36 34 42 36 39 33 36 41 28 25 37 37 39 34 30 44 41 32 36 37 33
затрудняюсь ответить 24 23 24 28 23 25 21 19 36 42 23 22 16 29 27 19 23 23 19 26 27

По Вашему мнению, будет лучше или хуже, если школа на законных основаниях будет получать материальную помощь напрямую, помимо РОНО?


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2000 руб. и менее 2001 - 4000 руб. более 4000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 59 26 10 46 54 37 36 26 14 33 36 17 20 32 23 8 13 18 36 26
лучше 52 52 55 53 54 50 53 56 45 41 51 56 55 53 52 56 51 40 53 53 56
хуже 22 23 20 18 22 22 25 22 17 15 23 21 28 20 19 26 28 32 25 16 21
затрудняюсь ответить 26 25 25 28 25 28 22 22 39 45 26 24 17 27 28 18 21 28 22 31 24

По Вашему мнению, состоятельные люди, компании, организации, которые оказывают школе материальную помощь, должны или не должны иметь возможность влиять на то, как расходуются их средства?


Население в целом В.Путину Пол Возраст Образование Доход Тип населен. пункта
доверяю отчасти доверяю не доверяю мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 2000 руб. и менее 2001 - 4000 руб. более 4000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 59 26 10 46 54 37 36 26 14 33 36 17 20 32 23 8 13 18 36 26
должны 73 74 73 79 75 72 74 76 68 61 72 79 72 68 76 79 77 71 83 71 71
не должны 14 13 15 14 14 13 17 13 10 11 16 9 22 19 10 12 12 13 11 14 17
затрудняюсь ответить 13 12 12 7 11 15 9 10 22 28 12 11 5 13 14 9 11 17 6 16 12



База данных ФОМ > Частное предпринимательство > Практика частных пожертвований государственным школам