fom.ru · Поиск ·      








07.08.2008, Опрос населения

Покупка акций: распространенность практики

Опрос проводился 2-3 августа 2008 г.



В этой теме:
1. Рынок акций: включенность в тему
2. Интерес к покупке акций
3. Приложение. Таблицы

Финансовое поведение россиян, установки и практики граждан в сфере инвестирования традиционно находятся в фокусе интереса исследований ФОМа. Мы стараемся не реже чем раз в полгода изучать предпочтения респондентов в отношении различных финансовых инструментов, а также их отношение к вложениям в акции.

По данным нынешнего исследования, наиболее популярной – подчеркнем, гипотетической – стратегией распоряжения свободными средствами среди россиян остается вложение в недвижимость: именно такой вариант выбрал бы каждый третий участник опроса (32%), отвечая на вопрос о том, как он распорядился бы деньгами, если бы у него были «свободные» 80 тысяч рублей (или соответствующая сумма в валюте). Отметим, что популярность этого «инвестиционного» инструмента за последние полтора года менялась – так, в конце января 2007 года его, так же, как и сейчас, выбирали почти треть респондентов, а осенью того же года – лишь 23%. Однако за все время измерений именно недвижимость всегда оставалась лидером гипотетических предпочтений россиян.

На втором месте – как и прежде – вклады в Сбербанк: 22% положили бы деньги на вклад до востребования, 17% – на срочный депозит. Количество респондентов, выбирающих эти варианты, выросло по сравнению с результатами замеров зимы прошлого года и почти не изменилось по сравнению с осенью прошлого года. Отметим, что коммерческие банки сильно уступают по популярности Сбербанку – вклады до востребования и срочные депозиты в них выбрали бы по 3% (полтора и год назад цифры были схожие, и все вариации по ним находятся в пределах статистической погрешности).

Третье место среди гипотетических инвестиционных предпочтений сограждан делят между собой вложения в собственный бизнес (его выбрали бы 14%) и совсем неинституциональный и даже не инвестиционный, а, скорее, просто сберегательный способ распоряжения свободными деньгами – хранение их «в чулке»: дома, в рублях или в валюте (12%). Доля сторонников этих двух вариантов также мало менялась за прошедшие полтора года.

8% россиян вложили бы гипотетические «свободные» деньги в золото (год назад таковых было 4%), 6% – в акции каких-либо компаний (полтора года назад таковых было 5–6%, года назад – 4%), по 2% – в ПИФы и облигации.

Если в предыдущем вопросе мы предлагали россиянам выбрать из «набора» различных вариантов, то в следующем мы напрямую поинтересовались: если бы у них были финансовые возможности, стали бы они покупать акции каких-либо российских компаний или нет. Треть россиян (33%) в такой гипотетической ситуации акции купили бы, а 60% этого делать не стали бы даже при наличии материальных возможностей. Наибольший интерес к вложению в акции проявляет молодежь (44% из этой группы), высокообразованные респонденты (45%) и относительно обеспеченные россияне (42%), а также жители мегаполисов, кроме Москвы (40%). Любопытно, что среди москвичей доля людей, в принципе желающих купить акции, ощутимо меньше, чем по выборке в среднем (27%), тогда как процент тех, кто не стал бы их покупать даже при наличии финансовых возможностей, наоборот, высок – 70%.

Что любопытно: доля людей, в принципе интересующихся вложениями в акции, за последние полгода возросла на 5 п. п. – при том, что примерно с осени прошлого года вплоть до настоящего момента наблюдался определенный спад интереса сограждан к этому инвестиционному инструменту по сравнению с 2006 – первой половиной 2007 года.

Отметим, что несколько возрос в общественном мнении и престиж акций как инвестиционного инструмента. Так, в 2006 году соотношения между теми, кто был убежден, что вложения в российские акции могут принести их владельцам прибыль, убытки и не принести ни того, ни другого, были примерно равными (21%, 18% и 22% соответственно). А сегодня «оптимисты» (убежденные, что акции принесут их владельцам прибыль) ощутимо преобладают – 29%, причем их количество выросло, а доля «скептиков» (тех, кто уверен, что акции могут принести владельцам убытки) заметно сократилась – до 13%.

Приведенные данные о некотором росте декларируемого интереса граждан к акциям выглядят довольно любопытно на фоне негативных событий на российском фондовом рынке, снижения биржевых индексов и т. п. Возможно, рост интереса к акциям обусловлен ростом инфляции, которая побуждает людей искать эффективные инструменты сбережения средств, и акции в их представлении выглядят именно таковыми, особенно по сравнению с банковскими депозитами (за которыми уже закрепилась репутация надежных, но не слишком прибыльных вложений) или недвижимостью, которая большинству просто недоступна (хотя, возможно, и представляется наиболее выгодным объектом инвестиций).

При этом можно с большой долей уверенности предположить, что о существующих проблемах на рынке респонденты просто не осведомлены. Так, следят за положением дел на российском рынке акций, по их признанию, всего 8% опрошенных, тогда как 90% заявили, что не проявляют к такой информации никакого интереса.

Сограждане по-прежнему слабо осведомлены о том, где сегодня обычный человек может купить акции: отвечая на соответствующий вопрос, респонденты чаще всего дают неправильные ответы. Так, каждый четвертый уверен, что за акциями надо идти в Сбербанк (24%) или непосредственно на предприятие-эмитент (23%), еще 17% назвали фондовую биржу. И хотя Сбербанк и биржу респонденты стали упоминать чуть реже, чем примерно год назад, правильные ответы чаще звучать не стали (зато увеличилась доля затрудняющихся ответить на этот вопрос): брокерскую компанию называют 9%, инвестиционную – 7%, управляющую – 6%.

Большинство потенциальных покупателей акций (30% по выборке в целом) ориентируются на извлечение доходов из дивидендов, и лишь небольшая доля (6% по выборке в целом) – на доход от перепродажи акций (среди людей в возрасте до 35 лет – 12%); соотношение предпочтений респондентов по сравнению с замером двухлетней давности не изменилось. При этом большинство участников опроса (70%) убеждены, что без специальных знаний удачно, прибыльно вкладывать деньги в акции невозможно, и всего лишь 16% имеют противоположное мнение (по сравнению с прошлым опросом распределение мнений ощутимо не изменилось).

При этом планы купить акции в ближайший год озвучили всего 2% россиян, большинство же из тех, кто в принципе проявил интерес к этому финансовому инструменту, покупать их пока не собираются.

Мы поинтересовались у респондентов – у всех, а не только у тех, кто проявил интерес к акциям, – акции каких российских компаний они купили бы в первую очередь, если бы все-таки решили вложить в них деньги. Этот вопрос мы задавали не впервые, и, как и прежде (в январе и декабре 2007 года), лидером предпочтений россиян оказалась компания «Газпром» – ее акции выбрали бы 27% опрошенных (относительно предыдущих замеров принципиальных изменений нет). Остальные компании упоминались намного реже. Так, по 7% назвали Сбербанк и «Роснефть» (отметим, что такие ответы стали звучать чуть чаще, – раньше эти компании упоминали по 3–4% опрошенных). Еще 6% выбрали бы акции «Лукойла», по 3% – «Норильского никеля» и ВТБ, 2% – «Сургутнефтегаза»; другие варианты набрали по 1% и менее.

Наконец, мы поинтересовались у респондентов, есть ли у них знакомые, покупающие или продающие акции. В окружении большинства россиян (72%) таких людей нет, однако в круге общения каждого пятого участника опроса инвесторы встречаются: у 2% таких знакомых много, а у 17% – есть, хотя и мало. Отметим, что за последние два года доля россиян, у которых есть знакомые акционеры, выросла всего на 3 п. п.

Людмила Преснякова




1. Рынок акций: включенность в тему

Вы лично следите или не следите за ситуацией на российском рынке акций и ценных бумаг?

Как Вы думаете, куда нужно обращаться обычным людям, которые хотят купить акции российских компаний? (Карточка, любое число ответов.)

Если бы Вы решили купить акции, то акции какой крупной российской компании Вы купили бы в первую очередь? (Карточка, один ответ.)

Одни считают, что удачно, прибыльно вкладывать деньги в акции без специальных знаний невозможно. Другие считают, что и без специальных знаний можно удачно, прибыльно вкладывать деньги в акции. Какая точка зрения - первая или вторая - Вам ближе?

Как Вы считаете, если сегодня рядовые граждане, такие люди, как Вы, купят акции крупных российских компаний, то через год-два они получат прибыль, понесут убытки или они не получат прибыли, но и убытков не понесут?

Скажите, пожалуйста, среди Ваших родственников, друзей, знакомых есть люди, которые покупают или продают акции, или таких людей нет? И если есть, то их много или мало?




2. Интерес к покупке акций

Представьте, что у Вас есть 80 тысяч рублей (или такая же сумма в валюте), которые Вы можете не тратить на повседневные нужды в течение нескольких лет. Какой или какие из перечисленных вариантов Вы бы предпочли? (Карточка, не более трех ответов.)

* В опросе 13-14 января 2007 г. была указана сумма 60 тысяч рублей.

Если бы Вам позволяли финансовые возможности, Вы бы купили (купили бы еще, если у Вас уже есть) или не купили акции какой-либо российской компании?

Одни покупают акции, чтобы получать дивиденды. Другие покупают акции, чтобы продать их при повышении их стоимости. А лично Вы для чего стали бы покупать акции - чтобы получать дивиденды или чтобы продать акции при повышении их стоимости? (Ответы всех респондентов, кроме заявивших, что они не купили бы акции российской компании, - 40% от всех опрошенных.)

Скажите, пожалуйста, в ближайший год Вы собираетесь или не собираетесь покупать акции каких-либо российских компаний? (Ответы всех респондентов, кроме заявивших, что они не купили бы акции какой-либо российской компании, - 40% от всех опрошенных.)


3. Приложение. Таблицы

Вы лично следите или не следите за ситуацией на российском рынке акций и ценных бумаг?


Население в целом Пол Возраст Образование Доход Тип населен. Пункта месячная аудитория интернет-пользователей*
мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 3000 руб. и менее 3001 - 6000 руб. более 6000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 46 54 37 36 28 12 35 34 19 17 38 27 8 12 17 37 25 26
слежу 8 11 6 11 8 5 6 6 8 15 3 6 15 17 9 7 8 6 17
не слежу 90 87 92 88 91 92 90 92 91 84 96 91 84 82 90 90 90 92 82
затрудняюсь ответить 2 2 2 2 1 3 3 3 1 1 1 3 1 1 0 2 2 2 1

* Здесь и далее - доля респондентов, которые при ответе на вопрос "Когда Вы в последний раз пользовались Интернетом?" выбрали позиции "В последние сутки", "В последнюю неделю", "В последний месяц".


Как Вы думаете, куда нужно обращаться обычным людям, которые хотят купить акции российских компаний? (Карточка, любое число ответов.)


Население в целом Пол Возраст Образование Доход Тип населен. Пункта месячная аудитория интернет-пользователей*
мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 3000 руб. и менее 3001 - 6000 руб. более 6000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 46 54 37 36 28 12 35 34 19 17 38 27 8 12 17 37 25 26
в Сбербанк 24 23 24 23 25 22 15 21 28 27 23 26 24 20 29 23 24 23 24
непосредственно на то предприятие, которое выпускает свои акции 23 24 22 28 25 15 12 23 25 27 19 20 29 20 27 19 27 18 29
на фондовую биржу 17 20 16 24 19 7 11 16 18 23 15 15 21 21 22 20 16 15 30
в брокерскую компанию 9 12 7 13 9 4 5 7 9 17 5 8 11 15 12 6 9 8 18
в инвестиционную компанию 7 7 7 8 7 4 2 7 5 13 5 6 10 13 9 8 5 6 10
в управляющую компанию 6 6 6 8 6 3 2 6 6 9 3 5 9 8 7 6 6 4 9
в страховую компанию 5 5 5 7 5 4 7 5 6 4 7 5 5 9 6 2 6 5 5
в коммерческий банк 5 5 5 7 6 2 3 6 6 4 3 5 5 4 10 5 5 4 7
в паевой инвестиционный фонд (ПИФ) 5 5 5 6 6 3 3 4 5 9 3 4 10 7 5 12 3 3 10
другое 0 0 0 0 0 1 1 0 0 1 0 0 1 1 1 1 0 0 0
затрудняюсь ответить 39 35 42 29 35 58 66 42 35 22 50 43 25 29 29 37 39 48 20

Если бы Вы решили купить акции, то акции какой крупной российской компании Вы купили бы в первую очередь? (Карточка, один ответ.)


Население в целом Пол Возраст Образование Доход Тип населен. Пункта месячная аудитория интернет-пользователей*
мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 3000 руб. и менее 3001 - 6000 руб. более 6000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 46 54 37 36 28 12 35 34 19 17 38 27 8 12 17 37 25 26
"Газпром" 27 31 24 30 31 18 16 26 30 32 26 26 30 27 22 28 27 29 36
Сбербанк 7 5 9 8 8 6 3 7 8 10 5 8 10 11 12 12 7 2 8
"Роснефть" 7 8 6 8 7 5 3 7 8 8 7 8 6 6 5 7 7 7 8
ЛУКОЙЛ 6 5 6 7 5 4 2 6 7 5 5 5 7 7 9 4 6 4 6
"Норильский никель" 3 4 2 4 3 1 0 2 3 6 2 2 4 4 4 1 3 2 5
ВТБ 3 3 2 4 3 1 0 3 2 5 2 1 5 4 4 5 2 1 5
"Сургутнефтегаз" 2 2 2 2 3 2 3 2 2 2 2 2 3 0 2 2 3 3 2
"Ростелеком" 1 2 1 3 1 0 0 2 0 3 1 1 2 1 2 2 2 0 4
"Татнефть" 1 1 1 2 1 1 1 2 1 1 1 2 1 1 1 1 1 2 1
"Полюс Золото" 1 1 1 2 1 1 1 1 1 0 3 1 1 0 1 1 2 1 1
"Мосэнерго" 1 1 1 0 1 1 0 1 1 2 1 1 2 5 1 2 0 0 0
МТС 1 1 0 2 1 0 0 1 1 1 0 0 1 2 0 1 1 0 2
другая компания 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
не стал(-а) бы покупать акции 29 27 31 21 26 44 51 30 25 20 34 31 22 21 32 26 25 38 16
затрудняюсь ответить 11 7 13 9 9 16 19 11 10 6 12 14 6 12 5 8 13 10 6

Одни считают, что удачно, прибыльно вкладывать деньги в акции без специальных знаний невозможно. Другие считают, что и без специальных знаний можно удачно, прибыльно вкладывать деньги в акции. Какая точка зрения - первая или вторая - Вам ближе?


Население в целом Пол Возраст Образование Доход Тип населен. Пункта месячная аудитория интернет-пользователей*
мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 3000 руб. и менее 3001 - 6000 руб. более 6000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 46 54 37 36 28 12 35 34 19 17 38 27 8 12 17 37 25 26
первая 70 70 70 71 73 65 57 68 74 75 74 68 71 72 69 70 71 68 75
вторая 16 18 14 18 16 12 14 17 14 18 10 15 22 16 18 19 16 13 19
затрудняюсь ответить 14 11 17 11 11 23 30 15 11 8 16 17 7 12 12 12 13 19 7

Как Вы считаете, если сегодня рядовые граждане, такие люди, как Вы, купят акции крупных российских компаний, то через год-два они получат прибыль, понесут убытки или они не получат прибыли, но и убытков не понесут?


Население в целом Пол Возраст Образование Доход Тип населен. Пункта месячная аудитория интернет-пользователей*
мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 3000 руб. и менее 3001 - 6000 руб. более 6000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 46 54 37 36 28 12 35 34 19 17 38 27 8 12 17 37 25 26
получат прибыль 29 32 27 40 27 17 12 29 31 36 23 29 35 28 42 38 27 21 43
не получат прибыли, но и убытков не понесут 22 22 21 20 26 18 11 21 24 26 23 19 26 21 18 22 25 19 23
понесут убытки 13 13 14 8 16 17 17 13 13 13 14 16 11 20 15 9 10 18 11
затрудняюсь ответить 36 33 38 32 31 47 60 37 32 24 40 37 29 31 26 31 38 42 22

Скажите, пожалуйста, среди Ваших родственников, друзей, знакомых есть люди, которые покупают или продают акции, или таких людей нет? И если есть, то их много или мало?


Население в целом Пол Возраст Образование Доход Тип населен. Пункта месячная аудитория интернет-пользователей*
мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 3000 руб. и менее 3001 - 6000 руб. более 6000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 46 54 37 36 28 12 35 34 19 17 38 27 8 12 17 37 25 26
таких людей нет 72 72 71 67 72 79 81 74 74 59 79 76 63 71 72 65 73 74 58
много 2 2 3 2 3 2 3 2 3 3 2 2 4 1 4 2 2 3 5
мало 17 17 17 22 17 10 6 14 18 28 8 14 26 20 17 29 15 11 29
затрудняюсь ответить 9 8 9 8 8 9 10 10 5 10 11 8 7 8 7 4 9 12 7

Представьте, что у Вас есть 80 тысяч рублей (или такая же сумма в валюте), которые Вы можете не тратить на повседневные нужды в течение нескольких лет. Какой или какие из перечисленных вариантов Вы бы предпочли? (Карточка, не более трех ответов.)


Население в целом Пол Возраст Образование Доход Тип населен. Пункта месячная аудитория интернет-пользователей*
мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 3000 руб. и менее 3001 - 6000 руб. более 6000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 46 54 37 36 28 12 35 34 19 17 38 27 8 12 17 37 25 26
вложить в недвижимость 32 31 33 38 37 18 17 32 36 36 34 30 35 24 29 33 35 32 40
положить деньги на вклад до востребования в Сбербанк 22 20 23 23 20 24 20 21 24 21 20 22 26 29 29 20 22 18 21
положить деньги на долгосрочный вклад (депозит) в Сбербанк 17 15 19 17 16 17 11 15 18 21 16 16 20 19 16 18 16 16 16
открыть собственный бизнес 14 16 13 23 14 2 8 15 14 17 11 13 16 11 14 12 15 16 22
хранить деньги дома в рублях или в валюте 12 14 11 13 11 13 16 14 11 9 12 13 11 17 11 8 14 12 10
вложить деньги в золотые слитки, золотые монеты 8 8 7 13 6 2 4 7 9 10 7 7 9 5 6 9 8 8 12
купить акции какой-либо российской компании 6 7 5 9 7 2 3 7 5 9 3 5 9 7 10 5 5 5 11
положить деньги на долгосрочный вклад (депозит) в коммерческий банк 3 4 3 5 3 1 1 4 3 5 4 2 5 7 4 3 3 2 5
положить деньги на вклад до востребования в коммерческий банк 3 3 3 5 3 1 0 3 3 5 1 2 5 4 8 2 3 2 6
вложить деньги в негосударственный пенсионный фонд (НПФ) 2 2 3 1 4 2 1 1 3 4 2 3 3 6 1 3 3 1 2
вложить деньги в паевой инвестиционный фонд (ПИФ) 2 1 2 3 2 1 0 1 2 5 0 1 4 5 3 2 2 0 5
купить государственные облигации 2 2 1 2 1 1 0 1 1 4 2 1 2 3 1 2 2 1 3
вложить деньги в объединенные фонды банковского управления (ОФБУ) 1 0 1 1 1 0 0 0 1 2 0 0 2 3 1 1 0 0 2
другое 10 10 10 6 9 16 16 9 9 9 9 11 7 10 6 12 10 9 7
затрудняюсь ответить 9 9 9 4 7 19 23 10 8 3 12 11 5 5 9 10 7 13 4

Если бы Вам позволяли финансовые возможности, Вы бы купили (купили бы еще, если у Вас уже есть) или не купили акции какой-либо российской компании?


Население в целом Пол Возраст Образование Доход Тип населен. Пункта месячная аудитория интернет-пользователей*
мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 3000 руб. и менее 3001 - 6000 руб. более 6000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 46 54 37 36 28 12 35 34 19 17 38 27 8 12 17 37 25 26
купил(-а) бы 33 38 28 44 33 16 14 32 33 45 26 28 42 27 40 36 34 27 48
не купил(-а) бы 60 56 64 48 60 77 79 61 59 48 68 64 52 70 54 56 59 64 44
затрудняюсь ответить 7 6 8 8 6 7 7 7 7 6 6 8 6 3 6 8 7 9 8

Одни покупают акции, чтобы получать дивиденды. Другие покупают акции, чтобы продать их при повышении их стоимости. А лично Вы для чего стали бы покупать акции - чтобы получать дивиденды или чтобы продать акции при повышении их стоимости? (Ответы всех респондентов, кроме заявивших, что они не купили бы акции российской компании, - 40% от всех опрошенных.)


Население в целом Пол Возраст Образование Доход Тип населен. Пункта месячная аудитория интернет-пользователей*
мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 3000 руб. и менее 3001 - 6000 руб. более 6000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 46 54 37 36 28 12 35 34 19 17 38 27 8 12 17 37 25 26
чтобы получать дивиденды 30 33 27 35 33 18 11 28 34 40 24 28 36 23 40 29 31 26 40
чтобы продать акции при повышении их стоимости 6 7 6 12 4 1 3 8 5 8 5 5 9 5 4 11 7 5 11
затрудняюсь ответить 4 4 3 5 2 4 7 4 2 3 2 4 3 2 2 4 3 5 5

Скажите, пожалуйста, в ближайший год Вы собираетесь или не собираетесь покупать акции каких-либо российских компаний? (Ответы всех респондентов, кроме заявивших, что они не купили бы акции какой-либо российской компании, - 40% от всех опрошенных.)


Население в целом Пол Возраст Образование Доход Тип населен. Пункта месячная аудитория интернет-пользователей*
мужской женский 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее 3000 руб. и менее 3001 - 6000 руб. более 6000 руб. Москва мегаполис большой город малый город село
Доли групп 100 46 54 37 36 28 12 35 34 19 17 38 27 8 12 17 37 25 26
собираюсь 2 2 1 3 1 0 0 1 1 4 0 1 3 3 3 2 1 1 5
не собираюсь 34 36 32 44 35 20 17 34 36 41 29 31 41 25 42 36 37 28 45
затрудняюсь ответить 4 6 3 6 3 3 4 4 4 6 3 4 4 1 1 6 3 7 7



База данных ФОМ > Финансы > Банки, биржи и акции > Покупка акций: распространенность практики