fom.ru · Поиск ·      








06.07.2006

Школьное образование

Результаты исследования полностью см.:http://bd.fom.ru/map/projects/dominant/dom0625/domt0625_1

Более половины россиян (55%) считают, что профессия школьного учителя не пользуется сегодня уважением в обществе. Противоположной точки зрения – что профессия учителя уважаема – придерживаются треть респондентов (33%); затруднились с ответом – 12%. На взгляд 43% опрошенных, большинству сегодняшних учителей их профессия нравится. Полагают, что не нравится, – треть участников опроса (33%); четверть затруднились с ответом. По сравнению с предыдущими опросами, когда респондентам были заданы эти вопросы (соответственно май 2004 г. и октябрь 2005 г.), распределение ответов практически не изменилось.

Между тем, по ряду вопросов, связанных с положением учителя и школы в обществе, наблюдается динамика мнений. Так, довольно существенно изменились суждения граждан об отношении государства к школе. В мае 2004 года 83% опрошенных утверждали, что государство уделяет школе недостаточно внимания; сегодня доля таких ответов снизилась до 65%. Противоположной позиции (что государство уделяет школе достаточно внимания) в мае 2004 года придерживались 9%, сегодня – 17%. Значительно выросла (с 8% до 18%) доля тех, кто воздерживается от однозначной оценки государственного участия в делах школьного образования. Также с октября 2005 года несколько выросла – с 7% до 12% – доля респондентов, полагающих, что учителя в целом живут лучше большинства россиян (при этом 28% участников октябрьского опроса и 26% респондентов сейчас сказали, что учителя живут хуже большинства наших сограждан).

Существенным фактором, влияющим на динамику общественного мнения по вопросам школьного образования, является, предположительно, национальный проект "Образование", реализуемый в России с начала 2006 года. Об этом проекте "знают", по их словам, 15% россиян (эта доля остается неизменной на протяжении четырех месяцев, в течение которых Фонд "Общественное мнение" проводит опросы на данную тему). Доля респондентов, которые "что-то слышали" о проекте, составляет 31%; этот показатель в июне вырос на 7% по сравнению с майским опросом и с тех пор не меняется. Половина российских граждан не информированы о том, что в стране реализуется национальный проект "Образование" (в мае – 57%).

Примечательно, что мнения "знающих" о проекте по ряду вопросов отличались от мнений "среднего россиянина". Так, 27% "информированных" граждан полагают, что государство сейчас уделяет школе достаточно внимания (в целом по выборке, напомним, – 17%). В то же время, "знающие" о проекте склонны давать более критические оценки положению дел в российском образовании, нежели остальные респонденты: 42% считают, что дела в этой сфере обстоят "плохо" (в целом по выборке – 34%), по мнению 39%, учителя в целом живут хуже большинства россиян. Отчасти подобные смещения можно объяснить тем, что среди "знающих" о проекте, естественно, сравнительно высока доля школьных учителей (11% – против 3% по выборке).

* * *

По мнению 42% респондентов, средства массовой информации сегодня уделяют проблемам школьного образования недостаточно внимания. Противоположной точки зрения – что СМИ освещают проблемы российской школы в достаточной степени – придерживаются 27%; затруднились с ответом – 32%. Среди проблем, заслуживающих, по мнению респондентов, более детального освещения, чаще других в ответах на соответствующий открытый вопрос назывались следующие: общая атмосфера в школе (плохая дисциплина, курение, наркомания, плохое отношение к учениками и т. д.) – 10%; воспитательная работа в школе (6%); плохое финансирование школ, низкие зарплаты учителей (6%); "школьные поборы" и в целом большие финансовые траты, которые вынуждены нести родители учащихся ("все за счет родителей – это неправильно"; "платные учебники, форма" – 5%); слабое материально-техническое обеспечение школ (нехватка учебников, компьютеров, проблемы с питанием, отсутствие ремонта и др.) – 5%;

* * *

В ходе опроса респондентам было предложено представить себя в роли учителя. На вопрос: "Если бы Вы получили педагогическое образование и работали в школе, то Вы могли бы или не могли бы стать хорошим учителем?", – 29% ответили утвердительно, 35% – отрицательно, треть затруднились с ответом (33%). Для 3% предложенная ситуация оказалась не гипотетической, а реальной – они работают или в прошлом работали учителями; этим респондентам данный вопрос не задавался.

Любопытны доводы, которые приводили в подкрепление своего мнения респонденты, положительно либо отрицательно ответившие на этот вопрос (им были заданы соответствующие открытые вопросы). Главный довод тех, кто полагает, что мог бы стать "хорошим учителем", – это любовь к детям, умение ладить с ними (10%). Некоторые респонденты полагают, что у них есть качества, необходимые учителю, – добросовестность, доброта, терпеливость и др. (6%). Другие упоминали об имеющемся у них опыте педагогической работы – пусть и не в школе – и желании быть учителем (по 4%).

Люди, которые не смогли бы, на их взгляд, быть хорошими учителями, говорили прежде всего об отсутствии у них необходимых способностей, неподходящем характере (15% ответов). Некоторые говорили, что им эта профессия не нравится (6%). 3% опрошенных признавались, что не любят детей, не имеют с ними контакта; еще 3% отмечают, что "дети в наше время очень распущенные стали". О том, что учительский труд – тяжелый и неблагодарный (в том числе – низкооплачиваемый), упоминали 3% респондентов ("там ад кромешный").

Ирина Шмерлина

Фонд "Общественное мнение". Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса - интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 6 июля 2006 года. 1500 респондентов.




База данных ФОМ > Образование > Ситуация в сфере образования > Школьное образование