Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/edu_edu/high_education/dd023430




Военное высшее образование

29.08.2002 [отчет] [ Опрос населения ]






1.Военное образование: престиж - это не только деньги
2.Графики и открытые вопросы
3.Опрос экспертов
4.Приложение.Таблицы

 
1.Военное образование: престиж - это не только деньги
Несмотря на разговоры о падении в обществе уважения к офицерам и армии, военное образование по-прежнему воспринимается как достаточно престижное. Более половины участников опроса (54%) считают, что образование, которое дают военные вузы, на сегодняшний день является престижным. Противоположной точки зрения придерживаются 31% опрошенных.
  • 'В плане престижности: поступить в некоторые военные училища сложнее, нежели в гражданские. Даже просто для парня, который хочет одновременно и в армию пройти, и образование получить, – он двух зайцев убивает. Исамо образование, которое там дают, на высоком уровне достаточно' (ДФГ, Москва).
Надо отметить, что далеко не все респонденты имеют представление о том, что офицерское звание предполагает наличие высшего образования. Знают об это 50% участников опроса, не знают – 36%. Причем люди с высшим образованием оказались здесь неболее осведомлены, чем другие наши сограждане. Возможно, само слово 'училище' рождает ассоциацию с техникумом или ПТУ, а отнюдь нес институтом. А возможно, типичный офицер просто не наделен в массовом сознании качествами человека с высшим образованием.

Тем не менее, о достоинствах военного образования респонденты говорят существенно чаще, чем о его недостатках. По мнению 47% опрошенных, у военного высшего образования по сравнению с гражданским больше достоинств. Отом, что у военного образования больше недостатков, заявили 20% участников опроса.
  • 'Сейчас отличное образование, я думаю, дают. Нисколько не хуже, чем, допустим, в Воронежском университете <...>. Там тоже сейчас очень хорошие ребята выходят по образованию. Я думаю, что не хуже' (ДФГ, Воронеж).


  • 'Я думаю, что военное образование даже в Москве на порядок выше гражданского' (ДФГ, Москва).
Надо отметить, что наиболее скептически оценивают качество военного образования высокообразованные респонденты и люди в возрасте от 18 до 35 лет. Большим уважением военное образование пользуется у сельских жителей, считающих его хорошей 'путевкой в жизнь'. Таким образом, о достоинствах и престижности военного образования чаще говорят представители наименее адаптированных слоев населения, для которых оно предоставляет больше возможностей изменить жизнь клучшему, чем для более благополучных людей.

Вопрос: 'По Вашему мнению, у военного высшего образования по сравнению сгражданским больше достоинств или недостатков?'

 

Все

Образование Тип места жительства
ниже среднего среднее среднее спец. высшее мегаполисы большие города малые города села

Больше достоинств

47

48

50

46

40

40

47

45

56

Больше недостатков

20

13

19

23

27

22

24

20

16

Затрудняюсь ответить

33

40

30

31

33

38

29

35

28



Участников опроса попросили рассказать, в чем они видят достоинства и недостатки военного высшего образования по сравнению с гражданским высшим образованием.

Главное преимущество военных вузов перед гражданскими, с точки зрения россиян, состоит в том, что они помимо набора необходимых знаний дают молодым людям воспитание, вырабатывают у будущих офицеров определенные черты характера (25%). О степени важности воспитательной функции военного образования можно судить по ответу на вопрос: 'Одни считают, что военное образование формирует у человека определенные черты и качества. Другие полагают, что особых черт и качеств военное образование не формирует. С каким мнением – с первым или вторым – Вы согласны?'. Как выяснилось, три четверти опрошенных (74%) разделяют первую точку зрения.

На первое место среди качеств, которые культивируются в военных училищах, вышла 'жесткая дисциплина' (15%). Выпускники таких вузов – люди, приученные к порядку. Так как порядок и дисциплина – понятия, востребованные в российском обществе больше, чем свобода самовыражения и личная независимость, то учебные заведения, где дисциплине придается большое значение, не могут непользоваться уважением населения.
  • 'Больше дисциплины, чем в гражданских вузах'; 'дисциплинирует молодых людей'; 'более дисциплинированы, не так распущены'; 'человек приучен кпорядку' (открытый вопрос).


  • 'В военной сфере ребята живут в казармах, и они больше на виду, и они занимаются, и спрашивают с них строже' (ДФГ, Санкт-Петербург).


  • 'Он организован, у него навык, организованность, а это очень важно' (ДФГ, Москва).


  • 'Дисциплина там пожестче, люди более серьезные там учатся' (ДФГ, Санкт-Петербург).
Однако не все респонденты считают жесткую дисциплину преимуществом военного образования. Некоторые участники опроса относят необходимость 'беспрекословного подчинения' (3%) и ограничение личной свободы (2%) к числу его недостатков.
  • 'Выпускают из училищ людей-машин, которые не могут самостоятельно мыслить'; 'привыкают действовать только по приказу, не проявляют инициативу'; 'надо выполнять приказ, какой бы он ни был' (открытый вопрос).


  • 'Пять лет казарма, нет свободного времени пять лет, да и после'; 'редко их гулять пускают' (открытый вопрос).


  • 'Студенческие годы загублены – не погуляешь' (ДФГ, Москва).
Участники ДФГ говорят о том, что военное образование и последующая служба подходят только для людей с определенным складом характера, объясняя это, прежде всего, необходимостью постоянно подчиняться чужим приказам. Впрочем, у участников дискуссии нет согласия относительно того, можно или нельзя считать дисциплину преимуществом. Одно и то же качество одни интерпретируют как четкость и организованность, другие – как отказ от самостоятельности.
  • '1-й участник: Повернулся налево, повернулся направо, есть, вперед. Не надо много думать.
2-й участник: Это дисциплина. Это вырабатывает у человека четкость.

3-й участник: Поэтому им сложнее, чем гражданским.

4-й участник: Люди с психологическим типом определенным не могут пойти в армию' (ДФГ, Москва).
  • 'Если он в военные идет, он знает, что будет подчиняться кому-то. Не каждый может подчиняться, правильно?' (ДФГ, Воронеж).
Некоторые респонденты считают, что военное образование воспитывает такие положительные качества, как 'ответственность за порученное дело' (4%), культуру и воспитанность (3%), 'любовь к Родине' (2%), 'силу воли' (2%), а также 'понятие о чести' (1%). Вместе с тем, в военных вузах 'большое внимание уделяется физической подготовке человека' (4%). Таким образом, складывается представление о том, что из будущих офицеров 'воспитывают настоящих мужчин', 'закаляют их характер'.

В то же время не все участники опроса разделяют такое представление о военном образовании. Эти респонденты говорят о том, что 'не хватает культуры увоенных', в военных училищах 'их не учат человечности, честности и порядочности' (2%), их 'отучают мыслить, думать', 'формируют стереотипное мышление' и 'консервативность' (1%), развивают 'ожесточенность и грубость' (1%).

Качество обучения в военных вузах оценивается по-разному. Называя преимущества военного образования, респонденты часто говорят о его высоком качестве (8%).
  • 'Выше уровень преподавания'; 'большая грамотность, более твердые знания' (открытый вопрос).


  • 'Военные училища остались на уровне. Образование по сравнению с гражданским лучше. Там преподавательский состав сильнее. Не все там покупается. На гражданке дипломы покупаются чуть не на сто процентов' (ДФГ, Санкт-Петербург).


  • 'Я думаю, что оно качественное, потому что если они могут справиться стем оборудованием, которое у них в армии есть – это все-таки первоклассное оборудование, современное, – значит, это уже говорит о том, что образование нормальное' (ДФГ, Воронеж).
Говоря о качестве обучения, респонденты и участники ДФГ также обращали внимание на дисциплину – на этот раз в ходе учебного процесса.
  • 'Качество образования выше, потому что больше дисциплины' (открытый вопрос).


  • 'Направленность на обучение, у них все время направлено на это. За них распорядок думает. Вот вам время, учитесь' (ДФГ, Москва).
В то же время наиболее распространенные претензии к военному образованию также связаны с его качеством, прежде всего с узкой специализацией и специфической военной направленностью (5%). Образование в военных училищах посравнению с гражданским высшим образованием многим представляется невполне полноценным: оно дает слишком мало общих знаний, особенно по гуманитарным дисциплинам, не делает людей по-настоящему культурными.
  • 'Все образование основывается на военном искусстве, нет общих моментов'; 'мало общественно-интеллектуальных знаний'; 'мало внимания на общее развитие человека'; 'узкопрофильное образование' (открытый вопрос).
В следующей группе ответов также прослеживается мысль о том, что военное образование не отвечает запросам человека за пределами армии. Военные вузы дают своим слушателям знания и прививают черты характера, которые в гражданской жизни востребованы существенно меньше, чем на воинской службе. Отом, что 'военную специальность нельзя применить на гражданке', говорится в 5% ответов. С одной стороны, будущие офицеры не имеют должных знаний инавыков, с другой – они хуже ориентируются в гражданской жизни, межличностных отношениях, принятых в обычных трудовых коллективах, где нет жесткой субординации и четких приказов. Отказываясь от военной карьеры, выпускники военных училищ нуждаются в адаптации.
  • 'Кроме как воевать – ничего не умеют'; 'меньше связи с гражданской жизнью, плохо в ней ориентируются'; 'не всегда можно получить работу на гражданке' (открытый вопрос).


  • 'Вот эта черта – он не может адаптироваться, отойти, он вояка везде. Вот он уже на гражданской службе, а он все равно продолжает командовать' (ДФГ, Москва).


  • 'Заканчивая военное училище, человек уже ориентирован на военную службу. Ему уже сложнее пойти работать, например, куда-то по гражданской специальности' (ДФГ, Воронеж).
У этой точки зрения немало оппонентов. По мнению некоторых респондентов, военное образование одновременно обеспечивает и военную, и гражданскую подготовку (3%), дает 'больше навыков помимо общего образования' (2%). Люди, окончившие военное училище, хорошо приспособлены к жизни за пределами армии.
  • 'Получают еще и гражданскую специальность'; 'дают знания как офицеру, так и для работы на гражданке'; 'не получится в армии – можно себя на гражданке проявить'; 'военные всесторонне развиты'; 'для мальчика оно более разнообразнее, шире, расширенная тематика предметов' (открытый вопрос).
В целом респонденты оценивают возможность для военных реализовать себя вгражданской жизни не слишком оптимистично. На вопрос о том, трудно или легко человеку с военным образованием найти работу 'на гражданке', 50% опрошенных ответили, что трудно. Однако это может объясняться не только особенностями военного образования, но и распространенным преставлением о том, что сейчас трудно найти работу любому человеку – независимо от профессиональной подготовки. Считают, что выпускникам военных вузов получить работу 'на гражданке' достаточно легко, 35% участников опроса.

Представление о сложной жизни военных за пределами армии во многом влияет на оценку военного образования. Так, респонденты, считающие, что военные плохо приспособлены к условиям 'гражданки' существенно чаще говорят о недостатках военного образования.

Одним из важных преимуществ военного образования респонденты считают гарантированную занятость, отсутствие проблемы трудоустройства у выпускников военных училищ (4%). Эти участники опроса считают профессию военного перспективной, дающей возможность карьерного роста.
  • 'Чин, работу можно найти'; 'гарантия рабочего места'; 'есть перспектива заниматься любимым делом'; 'есть уверенность в завтрашнем дне' (открытый вопрос).


  • 'Ребята идут в армию из-за того, что будет хоть какая-то стабильная заработная плата. Хоть что-то есть определенное' (ДФГ, Санкт-Петербург).


  • 'Преимущество военного вуза в том, что ты после его окончания однозначно попадешь на работу. А после гражданского вуза тебе дадут диплом, и как хочешь' (ДФГ, Воронеж).
У гарантированного трудоустройства и стабильной работы военных есть и обратная сторона – низкая заработная плата (4%), особенно у офицеров, которые только что закончили училище. Таким образом, за стабильность приходится платить достаточно высокую цену. Выпускники военных вузов вынуждены выбирать между гарантированным трудоустройством и материальным благополучием.
  • 'Мало шансов на обеспеченную жизнь'; 'нищета после окончания военного института'; 'необеспеченность в будущем' (открытый вопрос).
Среди преимуществ военного образования респонденты нередко называют социальное обеспечение военных, предоставляемые им льготы (4%). Небольшая зарплата военнослужащих отчасти компенсируется тем, что многое они получают бесплатно.
  • 'После обучения льготы; бесплатная дорога на всю семью'; 'в любом случае им квартиру дадут'; 'после получения военного образования выпускникам предоставляются льготы' (открытый вопрос).


  • 'Униформа, полное обеспечение, перспективы какие-то' (ДФГ, Москва).
Отрицательной стороной такой жизни за счет государственного обеспечения помимо низкой заработной платы является и бытовая неустроенность выпускников военных училищ, связанная с необходимостью часто переезжать с места на место (3%).
  • 'Недостаток в том, что приходится служить там, где надо, а не где хочется: трудно семьям военных, много переезжают'; 'как цыгане, ездят по стране' (открытый вопрос).


  • 'Попробуйте гражданского сегодня послать на восток, завтра на запад. Влюбое время вытряхнули из квартиры. Что такое один раз переехать? Это два раза сгореть. Вот Вы и сравнивайте... Так что нет преимуществ уофицера' (ДФГ, Москва).


  • 'Конечно, если, заканчивая гражданский вуз, он идет, куда ему хочется, то здесь – куда пошлют. Соответственно, это быт, это все его минусы. Этим, конечно, плохо' (ДФГ, Воронеж).
Респондентам был задан открытый вопрос о том, почему, на их взгляд, молодые люди выбирают военное образование. Надо отметить, что на первое место вышли достаточно благородные мотивы. По мнению 14% опрошенных, выбор военное профессии – это призвание.
  • 'Их призвание с самого рождения'; 'нравится им, зов сердца'; 'считают, что это их жизненная стезя'; 'видят в этом смысл жизни своей' (открытый вопрос).


  • 'Вот само слово 'военный' – ему нравится быть защитником Родины, ответственность нести за всех. Это что-то внутри человека. Это объяснить сложно. Человеку нравится быть военным – вот как какой-то женщине нравится стоять у плиты' (ДФГ, Воронеж).
Другая распространенная точка зрения состоит в том, что на выбор в пользу военного вуза влияет престижность военной профессии и уважение, которым военнослужащие пользуются в обществе (10%). Интересно, что некоторые респонденты говорят даже о моде на профессию офицера. Надо отметить, что, говоря опрестижности военного образования и моде на него, одни респонденты подчеркивают, что так было и раньше, в то время как другие говорят об этом как именно отенденции последнего времени.
  • 'Военный всегда был и в моде, и в почете'; 'военные – престижная специальность, раньше их уважали'; 'военных всегда в России уважали' (открытый вопрос).


  • 'Началась мода на военные специальности'; 'престижная профессия офицера' (открытый вопрос).
Среди мотивов выбора военной специальности респонденты нередко называют патриотические чувства (9%). При этом в некоторых ответах подчеркивается, что такой выбор не может быть продиктован корыстью.
  • 'Патриотические чувства – какая там корысть?'; 'они душой хотят сохранить, спасти Отечество'; 'желание защитить Родину' (открытый вопрос).
Важную роль в выборе военного образования, по мнению многих респондентов, играет семейная традиция (9%).
  • 'Династии: идут по стопам отцов'; 'наследственное, если родители были военными'; 'преемственность в семьях военных – отец и дед были военными' (открытый вопрос).


  • 'Сейчас, наверное, большинство в училищах династийные' (ДФГ, Москва).
О том, что в военные вузы молодых людей привлекает романтика военной профессии, говорят 2% опрошенных. Речь идет как о внешней стороне дела (военной форме, выправке), так и о возможности стать героем, жажде приключений.
  • 'От наивности, от романтизма'; 'это ведь красиво: форма, выправка'; 'искра приключений'; 'форма и фильмы привлекают'; 'хотят романтики' (открытый вопрос).
Считают, что главной причиной выбора военного образования является 'возможность проверить себя, состояться как личность', 2% респондентов.
  • 'Чтобы возмужать, стать самостоятельным'; 'получить образование настоящего мужчины' (открытый вопрос).
Остальные респонденты видят в выборе высшего военного образования более прагматичные мотивы. Так, 9% опрошенных считают основной целью поступления в военные училища возможность избежать срочной службы.
  • 'Хотят защитить себя от армии'; 'увиливают от армии'; 'в армию не заберут' (открытый вопрос).


  • 'Рядовыми в армии не служить' (ДФГ, Москва).
Участники ДФГ мотивируют это тем, что после военного училища сейчас необязательно становиться военнослужащим: это делает военное образование привлекательным даже для тех, кто не собирается связывать с армией свою дальнейшую судьбу.
  • 'Я думаю, что если бы было обязательно отслужить какое-то положенное время после окончания училища, сейчас бы почти никто не пошел бы' (ДФГ, Москва).


  • 'После четвертого курса перевелся, отучился, и ты гражданский человек. Аесли это уберут, то очень это все снизится' (ДФГ, Санкт-Петербург).
Другой причиной поступления в военный вуз респонденты называют желание получить бесплатное образование и жить на полном государственном обеспечении (8%). В военном образовании часто видят хорошую возможность пробиться в жизни для толковых молодых людей из бедных семей или из детских домов. Таким образом, можно говорить об особой ценности военного образования для малообеспеченных слоев населения. Не случайно, как уже отмечалось, одостоинствах военных вузов и престижности такого образования чаще других говорят сельские жители, для которых оно открывает возможность уйти от нищеты – получить бесплатное обмундирование и не думать о куске хлеба.
  • 'Бесплатно будут кормить и обучать там'; 'оттого что нет денег учиться в гражданском вузе' (открытый вопрос).


  • 'Я знаю, что меня вовремя положат спать, вовремя поднимут, накормят: завтрак, обед, ужин' (ДФГ, Москва).
Среди мотивов поступления в военные учебные заведения упоминается также гарантированное трудоустройство (6%). Военное образование выступает здесь как защита против безработицы и неясного будущего.
  • 'Сейчас безработица, а в армии надежнее быть'; 'нет работы, а так хоть распределяют их'; 'после военного вуза они точно будут обеспечены работой' (открытый вопрос).
По мнению 4% опрошенных, выпускники военного вуза имеют возможность жить вполне обеспеченно и получать хорошую зарплату.
  • 'У военных больше зарплата'; 'меркантильные соображения'; 'иметь выгоды, лучшее материальное положение' (открытый вопрос).
Респонденты считают, что помимо зарплат будущих офицеров привлекают многочисленные льготы, возможность получить жилье и хорошую пенсию (3%).
  • 'Много льгот теперь военным после службы, большие пенсии'; 'квартиру дают'; 'может быть, потому что у военных есть какие-то привилегии' (открытый вопрос).
Такое число респондентов (4%) полагает, что выбор военной специальности бывает продиктован высоким качеством военного образования, желанием получить знания, которые потом не обязательно будут применяться на воинской службе.
  • 'Знания лучше, чем в гражданском вузе'; 'там дают хорошие знания – не во всех вузах такие знания дают' (открытый вопрос).


  • 'Идут просто люди за образованием, как в любой институт. Сейчас нет такого, как раньше было: после окончания института или училища надо было отрабатывать. То есть после военного училища надо обязательно отслужить. Да, сейчас этого нет, я так думаю. Поэтому люди просто идут за образованием' (ДФГ, Москва).
Считают, что поступить в военное училище проще, чем в гражданский вуз, 3% опрошенных.
  • 'Туда меньше конкурс'; 'легче всего поступить в военный вуз' (открытый вопрос).
Таким образом, можно говорить о существовании двойственного отношения квоенному образованию. С одной стороны, военное образование имеет целый ряд преимуществ: жесткая дисциплина, гарантированное трудоустройство и стабильное будущее. С другой стороны, эти же особенности могут быть проинтерпретированы как недостатки: ограничение личных свобод, низкая зарплата, сложности адаптации в гражданской жизни. Хотя обычно представление о престижности образования напрямую связано с возможностью заработка, которую оно дает, в отношении военного образования явно действуют другие причины. Во-первых, выпускник военного вуза, офицер является 'государственным человеком'. Во-вторых, в глазах населения он – носитель настоящего 'мужского характера'. Оба эти фактора влияют на престижность военного образования.


 
2.Графики и открытые вопросы

КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, СЕГОДНЯ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ПРЕДЛАГАЕМОЕ ВОЕННЫМИ ВУЗАМИ, ЯВЛЯЕТСЯ ПРЕСТИЖНЫМ ИЛИ НЕ ПРЕСТИЖНЫМ?

ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, У ВОЕННОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СРАВНЕНИЮ С ГРАЖДАНСКИМ ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ БОЛЬШЕ ДОСТОИНСТВ ИЛИ БОЛЬШЕ НЕДОСТАТКОВ?

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ЧЕЛОВЕКУ С ВОЕННЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ ТРУДНО ИЛИ ЛЕГКО НАЙТИ РАБОТУ В ГРАЖДАНСКОЙ ЖИЗНИ?

ОДНИ ПОЛАГАЮТ, ЧТО ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ФОРМИРУЕТ У ЧЕЛОВЕКА ОСОБЫЕ ЧЕРТЫ И КАЧЕСТВА. ДРУГИЕ ПОЛАГАЮТ, ЧТО ОСОБЫХ ЧЕРТ И КАЧЕСТВ ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЧЕЛОВЕКЕ НЕ ФОРМИРУЕТ. С КАКИМ МНЕНИЕМ - С ПЕРВЫМ ИЛИ СО ВТОРЫМ - ВЫ СОГЛАСНЫ?

КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, ЕСЛИ ВОЕННЫЙ ИМЕЕТ ОФИЦЕРСКОЕ ЗВАНИЕ, ЭТО ОЗНАЧАЕТ ИЛИ НЕ ОЗНАЧАЕТ, ЧТО У НЕГО ЕСТЬ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ?

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: НЕКОТОРЫЕ МОЛОДЫЕ ЛЮДИ СТРЕМЯТСЯ ПОСТУПИТЬ В ВОЕННЫЙ ВУЗ ИТАМ ПОЛУЧИТЬ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ. КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, ПОЧЕМУ ОНИ ВЫБИРАЮТ ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ?



Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Призвание

14

  • 'Им это подходит, их это интересует'; 'если кто выбирает, то это по призванию'; 'желает быть военным'; 'они выбирают, потому что чувствуют призвание'; 'желание с детства, призвание'; 'любовь к профессии'; 'видят в этом смысл жизни своей'; 'считают, что это их жизненная стезя'; 'нравится им, зов сердца'; 'душа просит у них'.

Престижная профессия

10

  • 'Военные всегда были в моде и в почете'; 'ради престижа профессии'; 'престиж армии, человека в форме уважают'; 'военных всегда в России уважали'; 'военная специальность престижна'; 'оно более престижно'; 'началась мода на военные специальности'; 'может быть, престижно быть военным'; 'военные – престижная специальность, раньше они были уважаемыми'.

Семейная традиция

9

  • 'По наследству'; 'наследственное, если родители были военными'; 'многие идут ввоенные училища, продолжая семейные традиции'; 'династии военных семей'; 'династии: идут по стопам отцов'; 'наверное, потомственные военные'; 'преемственность в семьях военных – отец и дед были военными'; 'у некоторых по родословной все военные'; 'внуки, дети военных'.

Отсрочка от армии

9

  • 'Большинство – из-за отсрочки от армии'; 'избегают службы в армии'; 'увиливают от армии'; 'в армию не заберут'; 'хотят защитить себя от армии'; 'избавляются от армии'; 'от армии отлынить'; 'в армию не хотят идти'; 'откосить от армии, от срочной службы'.

Патриотизм

9

  • 'Защита Родины, из патриотических чувств'; 'потому что они преданы своей Родине'; 'еще есть патриотизм'; 'патриоты своей Родины'; 'патриотические чувства, какая там корысть?'; 'они душой хотят сохранить, спасти Отечество'; 'желание защитить Родину'.

Бесплатное обучение и полное государственное обеспечение

8

  • 'Бесплатно будут кормить и обучать там'; 'бесплатное образование, на полном государственном довольствии'; 'в институт платить много, а военные не платят'; 'хотят получить государственное бесплатное обучение'; 'т.к. там можно бесплатно получить высшее образование'; 'туда берут бесплатно'; 'оттого что нет денег учиться в гражданском вузе'.

Гарантия трудоустройства и стабильной работы

6

  • 'Сейчас безработица, а в армии надежнее быть'; 'есть гарантия получения рабочего места'; 'кто заинтересован в обеспечении работой'; 'нет работы, а так хоть распределяют их'; 'военным дают работу, зарплату'; 'гарантия трудоустройства'; 'гарантия службы по выбору специальности'; 'после военного вуза они точно будут обеспечены работой'; 'обеспечение работой'.

Получение качественного образования

4

  • 'Военное образование – самое лучшее, всестороннее'; 'знания лучше, чем в гражданском вузе'; 'лучше учат, больше знаний дают'; 'достойное образование'; 'там дают расширенное образование'; 'хороший уровень предлагаемого образования'; 'там серьезное высшее образование'; 'оно лучше'; 'там дают хорошие знания, не во всех вузах такие знания дают'; 'знают, что получают знания хорошие'.

Материальная заинтересованность

4

  • 'Чтобы быть материально обеспеченным'; 'чтобы лучше жить'; 'у военных больше зарплата'; 'более обеспечены в будущем'; 'обеспеченная жизнь'; 'меркантильные соображения'; 'деньги заработать'; 'скорее всего, из-за зарплат'; 'больше платят в армии'.

Легкость поступления и учебы

3

  • 'Так как военное высшее образование легче всего получить'; 'легче всего поступить в военный вуз'; 'потому что в другие места трудно поступать'; 'в обычные вузы сложнее поступить'; 'там легче учиться'; 'в военный вуз легче пройти'; 'туда меньше конкурс'; 'легче получить высшее образование'.

Получение льгот, привилегий

3

  • 'Много льгот теперь военным после службы, большие пенсии'; 'пенсию рано там платят, с 45 лет'; 'из-за льгот'; 'квартиру дают'; 'военное образование включает определенные льготы'; 'в 45 лет идут на пенсию, много льгот'; 'может быть, потому, что у военных есть какие-то привилегии'; 'из-за льгот, а может, пенсия раньше'; 'чтобы иметь льготы'.

Романтика

2

  • 'Это ведь красиво: форма, выправка'; 'привлекает форма, романтика'; 'какая-то романтика, прежде всего'; 'романтика боевых действий'; 'форма и фильмы привлекают'; 'хотят так, романтики'; 'искра приключений'; 'от наивности, от романтизма'.

Стремление воспитать в себе мужество

2

  • 'Чтобы возмужать, быть самостоятельным'; 'получить образование настоящего мужчины'; 'дают мужское качество'; 'в военные идут настоящие, сильные духом мужчины'; 'проверить себя, состояться как личность'.

Желание изменить ситуацию в армии, стране

1

  • 'Чтобы улучшить армию'; 'чтобы навести порядок в стране'; 'изменить положение в армии'; 'ждут перемен'; 'надеются страну сделать лучше'.

Стремление приучиться к дисциплине

1

  • 'Из-за хорошей дисциплины'; 'приучает к дисциплине'; 'привлекает дисциплина'; 'там какой-то порядок, чего не хватает нашей молодежи, и дисциплина строгая'.

Другое

1

  • 'Для разнообразия'; 'кто-то должен учить солдат'; 'цель – остаться в Москве'; 'чтоб уехать за границу'; 'от излишнего нацизма и агрессивности'.

Нет ответа, ответ не на тему

23

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: КАКИЕ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ДОСТОИНСТВА ЕСТЬ УВОЕННОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СРАВНЕНИЮ С ГРАЖДАНСКИМ ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ?

Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Воспитание положительных качеств личности

23

Дисциплинированность

15

  • 'Армия приучает к дисциплине'; 'больше дисциплины, чем в гражданских вузах'; 'жесткая дисциплина'; 'больше порядка, дисциплины'; 'дисциплинирует молодых людей'; 'дисциплинированность, строгость, нельзя пропускать занятия'; 'дисциплина в учебе и жизни'; 'в основе этого образования лежит дисциплина'; 'человек приучен к порядку'.

Ответственность

4

  • 'Ответственность за порученное дело'; 'человек становится более ответственным'; 'ответственности больше, не только за себя, но и за людей'; 'это образование обязывает быть ответственным'.

Хорошее воспитание в целом

3

  • 'Культура'; 'воспитанность'; 'духовное воспитание'; 'лучшее воспитание'; 'дополнительно воспитывают'; 'культура, этика'; 'более воспитанные, умеют себя держать'; 'больше воспитаны'.

Патриотизм

2

  • 'Людей в военном училище обучают любви к Родине'; 'воспитание патриотизма'; 'преданы своей стране'; 'патриотические чувства'.

Мужество, воля

2

  • 'Характер у человека формируется волевой'; 'есть возможность закалить характер'; 'воспитывают настоящих мужчин'; 'воспитание воли, духа'; 'формирует настоящего мужчину'; 'воспитывает характер'; 'делает из ребят мужчин'; 'сила воли, характер развивается'; 'мужские качества'.

Благородство, честь, долг

1

  • 'Честь, доблесть'; 'там воспитывают людей, понимающих свой долг'; 'благородство'; 'понятие о чести'.

Высокий уровень образования

8

  • 'Высокий уровень знаний'; 'знания лучше'; 'дает более глубокие знания'; 'выше уровень преподавания'; 'больше дается знаний, качество учебы'; 'более высокое качество образования'; 'качество образования выше, потому что больше дисциплины'; 'образование более глубокое'.

Социальное обеспечение выпускников

4

  • 'Льгот побольше'; 'после получения военного образования выпускникам предоставляются льготы'; 'в любом случае, им квартиру дадут'; 'дают квартиры, вышел указ'; 'у военных больше льгот'; 'после обучения – льготы; бесплатная дорога на всю семью'; 'получают большие деньги'; 'зарплата больше'.

Профессиональная востребованность

4

  • 'Чин, работу можно найти'; 'перспектива на будущее'; 'всегда востребованы'; 'перспектива в области карьеры'; 'есть уверенность в завтрашнем дне'; 'гарантия рабочего места'; 'будут обеспечены работой'; 'есть перспектива заниматься любимым делом'; 'впоследствии получат высокие чины'; 'больше перспектив'.

Хорошая физическая подготовка

3

  • 'Лучшая спортивная подготовка'; 'физически закаливает человека'; 'большое внимание уделяется физической закалке человека'; 'физическая готовность больше'; 'их развивают физически'; 'пять лет физическая подготовка, физическая привлекательность'.

Возможность работы по гражданской специальности

3

  • 'Не получится в армии – можно себя на гражданке проявить'; 'военная игражданская подготовка'; 'образование военное и гражданское'; 'получают еще и гражданскую специальность'; 'дают знания как офицеру, так и для работы на гражданке'; 'могут быть востребованы и на гражданском деле'.

Бесплатное образование

2

  • 'Туда принимают бесплатно'; 'бесплатно дают это образование'; 'образование бесплатное'; 'гражданское образование большей частью платное'; 'бесплатное обучение, многому учат'; 'они учатся на народные деньги'.

Широкий спектр знаний

2

  • 'Многопрофильная подготовка'; 'больше навыков, помимо общего образования'; 'все должны знать'; 'больше изучают дисциплин'; 'военные всесторонне развиты'; 'для мальчика оно более разнообразнее, шире, расширенная тематика предметов'.

Получение специальных навыков и знаний

1

  • 'Знание военного дела'; 'своя специализация'; 'знания о военной технике'; 'получает военные навыки'; 'специальная подготовка хорошая'; 'военная специфика'; 'научиться подчинять, командовать людьми'.

Престиж военных профессий

1

  • 'Престижно быть офицером'; 'люди в форме имеют свой вес'; 'престижность'; 'выше статус'; 'должен получиться уважаемый человек'; 'со временем у военных более престижная работа'; 'больше почета'; 'уважение'.

Возможность избежать срочной службы

1

  • 'В армии солдатом служить не надо'; 'не надо служить в армии'; 'не служат в армии рядовыми'; 'не нужно рядовым служить'; 'нет срочной службы'.

Нет таких

2

  • 'Нет'; 'нет достоинств'; 'нет таких'.

Нет ответа, ответ не на тему

53

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: КАКИЕ НЕДОСТАТКИ ЕСТЬ У ВОЕННОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОСРАВНЕНИЮ С ГРАЖДАНСКИМ ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ?



Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Слишком узкая специализация

5

  • 'Специфика знаний'; 'военная направленность'; 'узкопрофильное образование'; 'мало внимания на общее развитие человека'; 'небольшой выбор предметов'; 'может быть, какая-то односторонность у них'; 'все образование основывается на военном искусстве, нет общих моментов'; 'мало общественно-интеллектуальных знаний'.

Сложность адаптации к работе в невоенной сфере

5

  • 'Кроме как воевать ничего не умеют'; 'невозможность применить эти знания на гражданке'; 'на гражданке трудно'; 'в гражданской жизни они менее адаптированы'; 'не приспособлены к гражданской жизни'; 'кроме военного дела применить его еще куда-то сложно'; 'меньше связи с гражданской жизнью, плохо в ней ориентируются'.

Низкая заработная плата

3

  • 'Не обеспечены'; 'низкий прожиточный уровень'; 'мало шансов на обеспеченную жизнь'; 'необеспеченность в будущем'; 'все в нищете живут'; 'низкая оплата труда'; 'невысокие стипендии и субсидии'; 'армия нищая'; 'в армии мало платят'; 'нищета после окончания военного института'.

Необходимость беспрекословно подчиняться приказам

3

  • 'Подчинение беспрекословное'; 'люди подневольные, приказ есть приказ'; 'надо выполнять приказ, какой бы он ни был'; 'привыкают подчиняться'; 'армейский строй'; 'военный – человек приказа'; 'привыкают действовать только по приказу, не проявляют инициативу'.

Плохие условия жизни

3

  • 'Недостаток в том, что приходится служить там, где надо, а не где хочется: трудно семьям военных, много переезжают'; 'как цыгане, ездят по стране'; 'мотаются потом по белу свету'; 'бытовая неустроенность'; 'обязан отслужить там, куда пошлют'; 'впоследствии нет жилья'; 'жизнь в казарме'; 'во время учебы жить приходится в казарме'.

Низкий уровень культуры, воспитания

2

  • 'Выхолащивание из мозгов общечеловеческих ценностей'; 'бескультурье офицеров'; 'низкий культурный уровень, неэтичность воспитывается'; 'не хватает культуры у военных'; 'низкая культура, грубость'; 'с культурой у наших офицеров не все в порядке'; 'воспитание плохое'; 'распущенность'; 'их не учат человечности, честности порядочности'; 'бездуховность'.

Мало возможностей распоряжаться своим временем

2

  • 'Пять лет – казарма, нет свободного времени пять лет, да и после'; 'меньше свободы'; 'меньше свободного времени'; 'большая нагрузка, маленькие каникулы, редко бывают дома'; 'больше времени занято с утра до ночи'; 'редко их гулять пускают'.

Вероятность риска для жизни на военной службе

1

  • 'Военных отправляют в огненные точки, страдает семья, близкие'; 'могут забрать на войну'; 'в горячую точку пошлют воевать'; 'можно погибнуть или стать инвалидом'; 'его могут в любое время послать на войну'; 'беспорядки в Чечне, много жертв, там офицеры'; 'рискуют жизнью'.

Косность мышления

1

  • 'Ограниченный кругозор'; 'выпускают из училищ людей-машин, которые не могут самостоятельно мыслить'; 'тупеют'; 'туповатые выходят'; 'ограниченность мышления'; 'формирует стереотипное мышление'; 'низкое интеллектуальное развитие'; 'отучают мыслить, думать'; 'остается одна извилина'; 'нет творческого мышления'; 'консервативность'.

Низкое качество обучения

1

  • 'Много устаревшего в программе'; 'не так глубоко дают знания'; 'меньший объем знаний'; 'ниже уровень знаний'; 'они там получают отсталое от жизни образование'; 'недостаток квалификации педагогического состава'; 'неграмотные выпускаются'.

Частое несоответствие выпускников требованиям профессии

1

  • 'Диплом получает и тот, кто не достоин'; 'звания дают не по заслугам'; 'принимают всякий хлам, надо отбор делать'; 'туда идут дети военных, многие из которых не хотят учиться, но имеют протекцию при поступлении'.

Воспитание жестокости, агрессивности

1

  • 'Развитие склонности к садизму'; 'беспредел по отношению к простым людям'; 'все проходит безнаказанно, издеваются над солдатами'; 'излишняя черствость, жесткость'; 'ожесточенность, грубость'; 'агрессивные люди становятся'.

Нет ответа, ответ не на тему

74

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКИЕ ОСОБЫЕ ЧЕРТЫ ИКАЧЕСТВА ФОРМИРУЕТ УЧЕЛОВЕКА ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ?





Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Положительные черты и качества

64

Положительные деловые качества

50

Дисциплинированность, обязательность

38

  • 'Приучает к порядку, дисциплине'; 'дисциплинирует человека'; 'самодисциплина'; 'обязательность'; 'пунктуальность'; 'делает людей более обязательными'; 'аккуратность, дисциплина, четкость'; 'аккуратность, четкий подход к выполнению любых заданий'; 'больше приучены люди к дисциплине и порядку'; 'собранные, ответственные'.

Патриотизм, чувство долга

9

  • 'Преданность Родине'; 'искренняя любовь к Родине'; 'они думают о России'; 'верность Родине'; 'самоотдача, чувство долга'; 'защита Родины, офицерский долг'; 'ответственность перед солдатами, Родиной'; 'гражданский долг'; 'серьезно относится к своему долгу'; 'высокая ответственность перед страной'.

Собранность, мобильность

5

  • 'Сосредоточенность'; 'быстрота принятия решения'; 'собранность'; 'хваткий'; 'умение не теряться в сложной обстановке'; 'собраннее, мобильнее'.

Умение выполнять приказы

2

  • 'Безусловное подчинение приказам'; 'привычка исполнять приказы вышестоящего начальства без рассуждений'; 'подчинение начальству без всяких оговорок'; 'умение выполнять приказ старшего без обсуждения'; 'командир всегда прав, приказы не обсуждаются'; 'понятие субординации'.

Компетентность, профессионализм

2

  • 'Эрудированность'; 'знания военные'; 'профессионализм'; 'высокая квалификация, выше, чем в обычных вузах'; 'хорошие специалисты'.

Самостоятельность

1

  • 'Человек становится взрослее, самостоятельнее'; 'самостоятельность'.

Командирские качества

1

  • 'Командирские наклонности'; 'умение управлять людьми'; 'эти люди любят руководить'; 'умение командовать людьми'.

Положительные черты характера

19

Воля, твердость характера, выдержка

11

  • 'Силу воли и силу духа'; 'вырабатывается сила воли, характер'; 'твердость характера'; 'характер сильный'; 'закаляет, формирует характер'; 'волевой характер'; 'характер закаляется, сила воли'; 'сдерживает свои эмоции'; 'выдержанность'; 'выдержка в трудной ситуации'; 'уравновешенность'; 'более уравновешен'; 'строгость'; 'характер жестче'; 'твердость духа'.

Мужество

8

  • 'Смелость'; 'храбрость'; 'мужество, бесстрашие'; 'более мужественные'.

Настойчивость, целеустремлённость

3

  • 'Стремление добиваться победы'; 'упорство'; 'умение добиться своего'.

Положительные нравственные качества

10

Честность, порядочность, благородство

6

  • 'Верность слову'; 'понятия рыцарские'; 'нравственные'; 'совесть, честность, порядочность'; 'добропорядочность'; 'правдивость'.

Воспитанность, культурность, уважение к людям

3

  • 'Более культурные'; 'высокая культура'; 'вежливость'; 'интеллигентность'; 'умение себя вести'; 'культура общения'; 'тактичность'; 'может выслушать человека'; 'деликатны с людьми'; 'хорошее отношение к людям'.

Чувство собственного достоинства

2

  • 'Гордость'; 'честь, достоинство офицера'; 'уверен в себе'.

Выносливость, хорошая физическая подготовка

6

  • 'Человек становится физически закаленным, выносливым'; 'спортивная подготовка'; 'энергичный, спортивный'; 'выносливость, готовность ко всему'; 'физически крепкие, развитые'; 'сила, ловкость'.

Военная выправка

3

  • 'Подтянутый, видный'; 'выправка, осанка'; 'здоровые, статные'; 'осанка обязательно'; 'подтянутый, ходит стройно, выправка'; 'стройность, подтянутость'.

Отрицательные черты и качества

3

Косность, ограниченность, примитивность

1

  • 'Ограничены, не способны творчески мыслить'; 'дубовость'; 'зашоренность'; 'зацикленность'; 'узкий кругозор'; 'стереотипность мышления'; 'строем ходят по жизни'.

Категоричность, самомнение

1

  • 'Безоговорочное требование подчинения'; 'считают себя выше других, все дозволено'; 'завышенная самооценка'; 'гонор'.

Грубость, солдафонство

1

  • 'Бескультурье, грубость, хамоватость'; 'грубые, хамские'; 'жестокость'; 'нахальство, наглость'; 'солдафон, сапог'.

Другие отрицательные черты и качества

1

  • 'Карьеризм'; 'нет чувства долга, пьянство'; 'ничего не могут сами создать'; 'хотят получать халяву'.

Другое

1

  • 'Больше знают о жизни и смерти, связаны с ситуациями с риском'; 'знание жизни'; 'образ мышления'.

Нет ответа, ответ не на тему

33

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 24-25 августа 2002 г. 1500 респондентов.


 
3.Опрос экспертов

ВОПРОС: В НАШЕЙ СТРАНЕ СУЩЕСТВУЮТ ВОЕННЫЕ ВУЗЫ, ДАЮЩИЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ. КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, СЕГОДНЯ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ПРЕДЛАГАЕМОЕ ВОЕННЫМИ ВУЗАМИ, ЯВЛЯЕТСЯ ПРЕСТИЖНЫМ ИЛИ НЕ ПРЕСТИЖНЫМ?

ВОПРОС: КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКАЯ ДОЛЯ РОССИЯН ОТВЕТИТ, ЧТО СЕГОДНЯ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ПРЕДЛАГАЕМОЕ ВОЕННЫМИ ВУЗАМИ, ЯВЛЯЕТСЯ ПРЕСТИЖНЫМ? ПОПРОБУЙТЕ ОЦЕНИТЬ ЭТУ ДОЛЮ В ПРОЦЕНТАХ.

ВОПРОС: А КАКАЯ ДОЛЯ РОССИЯН ОТВЕТИТ, ЧТО СЕГОДНЯ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ПРЕДЛАГАЕМОЕ ВОЕННЫМИ ВУЗАМИ, ЯВЛЯЕТСЯ НЕ ПРЕСТИЖНЫМ? ПОПРОБУЙТЕ ОЦЕНИТЬ ЭТУ ДОЛЮ ВПРОЦЕНТАХ.

ВОПРОС: ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, У ВОЕННОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СРАВНЕНИЮ С ГРАЖДАНСКИМ ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ БОЛЬШЕ ДОСТОИНСТВ ИЛИ БОЛЬШЕ НЕДОСТАТКОВ?

ВОПРОС: КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ЧЕЛОВЕКУ С ВОЕННЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ ТРУДНО ИЛИ ЛЕГКО НАЙТИ РАБОТУ В ГРАЖДАНСКОЙ ЖИЗНИ?

Телефонные интервью с представителями региональных властных, интеллектуальных и медиаэлит 20-22августа 2002 г. 130 экспертов.


 
4.Приложение.Таблицы

КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, СЕГОДНЯ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ПРЕДЛАГАЕМОЕ ВОЕННЫМИ ВУЗАМИ, ЯВЛЯЕТСЯ ПРЕСТИЖНЫМ ИЛИ НЕ ПРЕСТИЖНЫМ?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)100511129313846543231372133341226353212173926279152291541004555323038
престижным 5459526154495354584855515756435757524461496353495159614570424241434339
непрестижным 3128293030333330323726213134432827353931332332333629213720423844434438
затрудняюсь ответить15131991618141610151928121014151613178181415181312181810171915141223


ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, У ВОЕННОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СРАВНЕНИЮ С ГРАЖДАНСКИМ ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ БОЛЬШЕ ДОСТОИНСТВ

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)100511129313846543231372133341226353212173926279152291541004555323038
больше достоинств 4748585046474946464748485046404951444047455646534252483570383936343939
больше недостатков 2020122219212219262115131923271617232224201618163218122612252426272523
затрудняюсь ответить3332292835332936283237403031333531333829352836312629403918383738383639


КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ЧЕЛОВЕКУ С ВОЕННЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ ТРУДНО ИЛИ ЛЕГКО НАЙТИ РАБОТУ В ГРАЖДАНСКОЙ ЖИЗНИ?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)100511129313846543231372133341226353212173926279152291541004555323038
трудно 5051524553535051425157504753535053475050534749395658404854484551434952
легко3536344433323734463427304133353431422938324136443330383538363636423233
затрудняюсь ответить141314111516131512151620131312161611211214121417101222178151813141913


ОДНИ ПОЛАГАЮТ, ЧТО ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ФОРМИРУЕТ У ЧЕЛОВЕКА ОСОБЫЕ ЧЕРТЫ И КАЧЕСТВА. ДРУГИЕ ПОЛАГАЮТ, ЧТО ОСОБЫХ ЧЕРТ И КАЧЕСТВ ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЧЕЛОВЕКЕ НЕ ФОРМИРУЕТ. С КАКИМ МНЕНИЕМ - С ПЕРВЫМ ИЛИ СО ВТОРЫМ - ВЫ СОГЛАСНЫ?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)100511129313846543231372133341226353212173926279152291541004555323038
с первым 7475747974727673787571647479817473777875786676837178707060818280907974
со вторым 1211139121312111013121312111212121191691512717713151512111381414
затрудняюсь ответить14141311141411161212172414107141512139141912912151715257873811


КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, ЕСЛИ ВОЕННЫЙ ИМЕЕТ ОФИЦЕРСКОЕ ЗВАНИЕ, ЭТО ОЗНАЧАЕТ ИЛИ НЕ ОЗНАЧАЕТ, ЧТО У НЕГО ЕСТЬ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)100511129313846543231372133341226353212173926279152291541004555323038
означает 5054524853514952504853504852524950525154495147425553544670434937474438
не означает 3634284332354132404129243940373636353440343642433333303528444345454345
затрудняюсь ответить1312171015139171011172413711151511156161211151213161821281681117


Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 24-25 августа 2002. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов.