www.fom.ru · поиск · · расширенный поиск ·      








03.08.2005, Ослон А.

РЕЙТИНГ – ЭТО ОТРАЖЕНИЕ В ЗЕРКАЛЕ. НО ЗЕРКАЛА БЫВАЮТ И КРИВЫЕ.

Интервью в "Литературной газете", № 30 за 2005 г.
На вопросы "ЛГ" отвечает президент фонда "Общественное мнение" Александр ОСЛОН

Политтехнологии – особый механизм общества, создающий политические мифы.

– Александр Анатольевич, что такое рейтинги, какова "кухня" их приготовления? Насколько достоверны полученные данные? Есть такое присловье: "А ты заказал себе высокий рейтинг?" Многие считают, что это способ манипулирования в нужном направлении общественным мнением. И ещё: учитывается ли, что у респондентов может быть при ответах: лукавство, боязнь "плохо ответить", "наплевизм"? Учитывается ли менталитет – склад характера, души нас, русских людей?

– Рейтинг – опрос, выявление общественного мнения. Он основан на науке – математической статистике, а также опирается на психологию, социологию и другие дисциплины.

В чём его суть? В стране 108 миллионов взрослых людей. Чтобы выяснить, за кого они будут голосовать, предпочтения каким партиям отдадут, надо бы опросить каждого. Это нереально. Математическая статистика пришла на помощь и определила: достаточно сделать выборку и опросить 1,5 тысячи или 3 тысячи человек, и по их ответам можно судить о мнениях 108 млн. человек.

Например, мы задали вопросы: кого бы вы выбрали из политиков, если бы выборы состоялись в ближайшее воскресенье? Доверяете ли этому политику? Одобряете ли его действия?

Вот что получилось на сегодняшний день. За Путина проголосовали бы 45%, доверяют ему 30%, одобряют его деятельность 70%.

Рейтинги партий: "Единая Россия" – 22%, КПРФ – 8%, ЛДПР – 5%, "Родина" – 3%, "Яблоко" – 1%, СПС – 1%, против всех – 8%, затруднились с ответом – 20%, не пошли бы на выборы – 22%.

Таким образом, 50%, каждый второй респондент ни одной партии не отдал бы свой голос.

Процесс опросов, изучение суждений людей – это и своеобразная игра. Люди тоже относятся к опросам, как к игре. Потому учитываются: настроение человека, возможность лукавства, неискренность.

Учитываются и особенности русского менталитета. Об этом свидетельствуют даже наши с вами рассуждения. Если бы вы говорили с американцем или были американкой – столько времени по телефону не общались бы. Национальная специфика, российский менталитет учитываются в политологии, социологии. На помощь приходит и знание психологии.

О достоверности. Рейтинги – основная база для прогнозов. Это публичное представление обществу информации. Рейтинги – фундамент прогнозов для выборов. Прогнозы очень точны. Отклонения в 1–2%.

Рейтинги – часть политических технологий, но не главная. Как и выборы, это способ проверить общественное мнение.

Мифов вокруг рейтингов много. Они основаны на том, что существуют разные методы исследований и разные результаты. Как в любой профессии, среди социологов и политологов есть высококлассные, добросовестные профессионалы, а есть непрофессиональные. Отсюда – грязные технологи и нарушение неписаных правил. Писаных правил нет, вместо них должны действовать общественные нормы.

Словом, рейтинг – это отражение в зеркале. Но оно может быть и кривое.

Фальсификация выборов бывает всегда. Бывает больше или меньше. Решающего значения на результаты не оказывает. Конечно, если расхождение голосов претендентов пятьдесят на пятьдесят, то даже 1 – 2% поддельных голосов меняют результат.

Но если соотношение 30:70, то фальсификация не влияет на результат. Слишком большой разрыв.

Фальсификации на думских выборах на представительство таких партий, как КПРФ, "Единой России", ЛДПР, не повлияли. То же самое и на выборах президента.

Миф о влиянии фальсификаций на результаты выборов создают политтехнологи. А политтехнологи, как уже сказал, – это специальность. Они – консультанты политиков. Политтехнология же – особый механизм общества, создающий политические мифы, своеобразный инструментарий в работе политиков.

– Получается, что бороться с властями мы можем... под руководством властей? Недавно в одной из центральных газет Виталий Третьяков (главный редактор журнала "Политический класс") заявил, что нам нужна "реверсивная" (то есть обратная) демократия, так как в первые годы правления Путина политические процессы и гражданские инициативы были свёрнуты. Третьяков назвал 25 действий, которые должны быть совершены для "реверсивной" демократии. Под пунктом 22 значится: "Разработка закона о пределах политтехнологической деятельности в России, включая запрет на действия зарубежных политтехнологических структур". Мне кажется, в этом есть сермяжная правда. Что вы скажете в связи с этим?

– Не согласен. Это мнение публициста, часть работы которого – быть заметным, эпатировать публику. Запреты в такой туманной сфере только вредят.

– Что за организация ваш фонд, на чьи деньги существуете? Общественное мнение – нечто иррациональное, а вы "алгеброй поверяете гармонию"? Какие задачи решаете (свои или заказчика), выдавая продукцию – рейтинги и т.п.?

– Фонд – некоммерческая общероссийская организация. Отделения фонда есть более чем в половине субъектов Федерации. Формально существуем с 1991 г., фактически, в теперешнем виде – с 15 июля 1992 г. Это наш день рождения, мы называем его "днём исхода". Существуем на зарабатываемые деньги. Наша продукция (то есть опросы) востребована. Много лет ею пользуются СМИ, бизнес, службы президента и правительства. Но все они, конечно, учитывают и данные исследований состояния общества из других источников.

– Сферой политики является всё многообразие жизни человека в обществе, которое должно регулироваться государством. Не так давно состоянием умов и чувств человека, его реакциями на политику государства и способами влияния на них занимались отделы агитации и пропаганды правящей партии.

Теперешние политтехнологи, социологические исследования, рейтинги, имиджи, пиар – это их замена? А правящая партия ведь есть и сейчас? Поддаётся ли научным объяснениям и прогнозированию состояние умов и настроений в обществе, или всё-таки это мир иррационального, прогнозирование которого даже труднее сводок погоды? Кстати, в Энциклопедическом словаре (издание 1981 г.) нет слов: "рейтинг", "пиар".

– Политический процесс в силу участия в нём человека сочетает в себе рациональные начала с иррациональными элементами: эмоциями, страстями, иллюзиями, верой. Причём всё это у больших групп. Они бывают полезными, иногда наносят и вред. Но избежать их нельзя.

Социология как наука это учитывает. Она включает знание и таких наук, как психология, юриспруденция, международное право, математическая статистика и т.д. Опросы в России проводятся с 1988 года, а в США – с 1930-х годов.

Политтехнологи, социологи (если серьёзно к этому относиться) – это профессии, специальности, причём разные, хотя и смежные.

В чём-то работа по изучению настроений населения и влияния на него похожа на деятельность отделов идеологических, то есть агитации и пропаганды. Есть элементы сходства с работой в области рекламы. Но вот так прямо сравнивать их и проводить параллели – это поверхностно. Аналогии – вещь опасная.

– Делаются ли замеры таких качеств, как честность, порядочность, доброта, стремление прийти на помощь другому? Сохраняются ли эти качества нашего народа в теперешней политической и социальной среде? Или действует новая идеология: "Бери от жизни всё!" и – "Это ваши проблемы".

– Такие исследования проводятся. Изменения есть. Роль денег в жизни людей, в обществе кардинально изменила социальную среду и базовый культурный контекст. Теперь дух денег оттесняет библейские заповеди на второй план.

– В политическом театре, как и в обычном, свои сценарии, режиссёры, декорации (транспаранты, демонстрации достижений и т.п.) и, конечно, актёры – политики. Последние создают себе имидж, хотя лучше сказать – видимость, образ. Не без помощи политических технологий. Но в обычном театре герой-актёр сначала вошёл в образ, а когда спектакль закончился, из него вышел.

А как в политическом выходят из своего образа? Люди-то судят по делам политика, а не по имиджу, когда он перед камерами гладит по головке ребёнка и произносит звонкие фразы?

– Да, манипуляции в политическом театре, как и в обычном. Зрителя хотят заставить поверить, что Отелло душит Дездемону. Зритель сам должен решать – верить или не верить. Аналогично избиратель должен сам решать – голосовать или не голосовать за политика, обещавшего Дездемону не трогать. Может оказаться, правда, что её после выборов таки придушили. Что ж, дождись следующего спектакля, то бишь выборов, и будь умнее – голосуй за Яго. (Шутка.) Это и есть демократия.

Беседовала Аза ПАВЛОВА




База данных ФОМ > Выборы и референдумы > Отношение к рейтингам > РЕЙТИНГ – ЭТО ОТРАЖЕНИЕ В ЗЕРКАЛЕ. НО ЗЕРКАЛА БЫВАЮТ И КРИВЫЕ.