Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/healthca/inveget/d002436




О льготах

04.10.2000 [отчет] [ Якушева Т.В. ]






К теме льгот и привилегий российское общественное мнение всегда было весьма чувствительно. Достаточно вспомнить дискуссии начала 1990-х годов об отмене льгот. Несправедливость привилегий была центральным вопросом, который позволил Б.Ельцину завоевать доверие россиян. В отличие от западных граждан, для которых важнее размер отдаваемых государству налогов, для российского общества более актуальна проблема справедливого распределения бюджетных средств. За последнее десятилетие система социальных льгот неоднократно менялась. От того, считают ли ее граждане справедливой, во многом зависит и отношение их к власти в целом.

В настоящее время существующую систему распределения льгот считают справедливой 18% опрошенных. Среди них больше, чем в среднем по выборке, людей, не получивших среднего образования, жителей мегаполисов и Южного федерального округа. Недовольны этой системой 68% россиян. Чаще всего это люди с низкими доходами (до 500 рублей на человека) и люди с высшим образованием. Интересно отметить, что о несправедливости распределения социальных льгот чаще других говорят люди вполне трудоспособного возраста – от 36 до 50 лет.

Адресная социальная помощь кажется россиянам более справедливой. Существующая система распределения льгот вызывает немало нареканий, так как наряду с действительно нуждающимися льготы получают и те, кому они не необходимы. В то же время те, кто явно нуждается в поддержке государства, часто немогут ее получить или получают в недостаточном объеме:
  • "Размер льгот надо увеличивать, а состав получающих льготы сократить внесколько раз" (ДФГ, Самара).


  • "Согласна с увеличением льгот и их справедливым распределением" (ДФГ, Самара).


  • "Есть категории, которые действительно остро нуждаются, а есть категория, которая вполне могла бы обеспечивать сама" (ДФГ, Москва).
Значительной критике со стороны рядовых граждан подвергается система выплаты детских пособий. Сумма, которую выделяет государство на каждого ребенка, крайне мала. В то же время она одинакова для всех детей (материальное положение родителей здесь в расчет не берется). Это многим кажется несправедливым:
  • "Вот у меня две внучки, и дочь получает на них пособие по 58 рублей. У дочери есть подруга, у которой муж крутой, который получает деньги в конверте, а на бумаге чуть-чуть, и они значатся бедными, хотя имеют хоромы, крутое авто, и его жена стоит вместе с моей дочерью вместе на получение этих пособий" (ДФГ, Самара).
Материально обеспеченные участники ДФГ говорили о том, что готовы отказаться от выплат, если будут уверены, что эти суммы пойдут на оказание более существенной, чем в настоящее время, помощи нуждающимся детям:
  • "Я готов отказаться, если буду знать, куда они пойдут, например, в детский дом" (ДФГ, Самара).


  • "Мне все равно, есть этот полтинник или нет" (ДФГ, Самара).
По мнению россиян, социальную поддержку следует предоставлять тем, кто не всостоянии самостоятельно обеспечить себя и свою семью:
  • "Кто сам не может заработать, тому и надо платить, а остальным нет" (ДФГ, Самара).
Нуждающихся граждан можно разделить на две категории: к первой относятся те, кто сейчас или в будущем не сможет себя обеспечивать в силу преклонного возраста или инвалидности, ко второй – те, кому помощь государства в данный момент необходима, но кто в дальнейшем, скорее всего, сможет обойтись собственными силами (дети, молодежь, многодетные семьи, матери-одиночки).

В то же время круг людей, получающих помощь от государства, гораздо шире. Среди них есть и те, кому, по мнению россиян, льготы не нужны: сотрудники МВД, военные, чиновники, депутаты.
  • "Льгот полно у того, кому они не нужны" (ДФГ, Новосибирск).
Особенно задевает многих граждан факт, скоторым они постоянно сталкиваются в повседневной жизни, – эти люди (речь идет о милиционерах и военных) пользуются правом бесплатного проезда в общественном транспорте:
  • "Вот почему мы детей возим за деньги? И почему милиционер вот с такой рожей, он едет на рыбалку... Какое удостоверение, если ты на рыбалку едешь? Если он едет в свободное время, почему я не могу с него взять? Потому что у него удостоверение. Ну и что? Почему мне военные не платят? Они получают зарплату плюс паек. А если они паек, не дай Бог, не получили, им выплачивают бытовые... Эти военные меня просто бесят. Вот у них льготы надо забрать, а детям отдать. Детям, инвалидам, старикам" (женщина кондуктор, ДФГ, Новосибирск).
Людям, которые в льготах нуждаются и которым они положены по закону, часто оказывается трудно получить их. Им это оказывается не по силам, так как граждане сталкиваются со сложной и длительной бюрократической процедурой и нередко грубым или равнодушным отношением социальных работников. Таким образом, чтобы получить причитающиеся льготы, надо быть достаточно сильным и здоровым:
  • "Тот, кто остро нуждается, не имеет сил ходить... У меня знакомые в Пенсионном фонде и в соцзащите работают. Они говорят, что обычно к ним приходят склочницы... А другому человеку скажут недоброе слово, и он больше никуда не пойдет. Он будет помирать тихо" (ДФГ, Новосибирск).


  • "У нас абсолютно нет нормальной социальной помощи. Чтобы получить субсидию, надо пройти постоянные унижения" (ДФГ, Самара).
Одной из важных проблем в системе льгот россияне считают сложность определения реального материального положения человека, учета доходов. С одной стороны, у некоторых малообеспеченных людей нет сил оформить документы наполучение льгот, сдругой – во многих организациях люди официально получают зарплату маленькую, а реально значительно больше. Таким образом, принцип социальной справедливости оказывается нарушен, хотя по документам льготы получают только те, кому они полагаются:
  • "А по доходам сейчас нельзя, потому что доходы все скрытые. И официальные доходы банкира равняются доходу уборщицы, работающей в этом банке" (ДФГ, Новосибирск).


  • "Сколько я по справке получаю и сколько зарабатываю в других организациях это же небо и земля" (ДФГ, Новосибирск).


  • "У нас все упирается в финансовую систему: у нас наличные, наличные, наличные" (ДФГ, Самара).
Россияне понимают, что проблемы в распределении льгот зависят не только от организаций, занимающихся социальными вопросами, но и от ситуации вэкономике, финансах и налогообложении в целом. Некоторые участники ДФГ полагают, что решением этой проблемы может стать полный переход на безналичные расчеты, в том числе перечисление заработной платы на карточки или сберегательные книжки. Другие подозревают, что и в этом случае удастся обойти закон:
  • " Если будут кредитные карточки, то никто не будет получать зарплату вконверте.
Все равно, наличные или нет, как они пойдут в конверте или нет. Средний класс и так не очень обманывает, а высший класс всегда найдет путь обмануть. Они сделают себе спецкарточки" (ДФГ, Самара).

Сейчас некоторые группы имеют право на неполную оплату коммунальных услуг, на бесплатный проезд в общественном транспорте и т.д. В связи с этим участникам общероссийского опроса был задан вопрос: "Как Вам кажется, если вместо таких льгот выплачивать денежные суммы на покрытие тех же расходов, это будет правильно или неправильно?". Идею денежной компенсации поддержали 37% респондентов, среди которых велика доля сельских жителей, атакже жителей Северо-Западного и Сибирского федеральных округов. Один из аргументов в пользу этой позиции – появление дополнительных денег "на руках" улюдей.

Однако среди россиян преобладают сторонники традиционного подхода – те, кто считает, что льготы предпочтительнее, чем денежная компенсация (45%). По их мнению, людям легче иметь гарантированные льготы, чем расставаться с живыми деньгами. Участники ДФГ, аргументируя эту точку зрения, говорили, что деньги могут быть израсходованы на другие цели, и их может не хватить на то, на что они были выделены:
  • "Он просто съест эти деньги. Потому что квартплата высокая, и если он покупает четвертушку черного хлеба и пакет молока, то когда ему дадут деньги на проезд, он купит еще булочку и не будет никуда ездить, в лучшем случае". (ДФГ, Москва).
Пенсионеры нередко говорят о том, что они достаточно много проработали за свою жизнь, чтобы получать пенсию, на которую можно нормально жить, и не нуждаться в льготах. Таким образом, льготы воспринимаются как что-то унизительное:
  • "У меня 35 лет стажа, я ветеран труда. И я все себе заработала. Зачем мне эти подачки? Да вы дайте мне пенсию достойную, и я буду себе жить, за все платить – и за автобус, и за троллейбус, и за квартиру. Чтобы мне всего хватало... Входишь, как нищий, сидишь в этом автобусе со своей книжечкой. Ну, зачем нас так позорить!" (ДФГ, Новосибирск).


  • "Социальные льготы – это подачка государства с барского стола тем, кто мог бы жить совершенно по-другому. Они могли бы платить за жилье, есть, но государство ничего не делает, они ничего не получают. Пенсионеры, инвалиды получают с барского стола" (ДФГ, Самара).
Реформирование системы социальных льгот считают приоритетной задачей 38% опрошенных. Чаще всего это жители мегаполисов, где социальная дифференциация особенно сильна, а также жители Северо-Западного федерального округа. Однако, несмотря на то, что тема льгот вызывает у россиян значительный эмоциональный отклик, мнение о том, что есть гораздо более важные задачи, чем реформа существующей системы распределения льгот, преобладает (46%). Эту позицию чаще других разделяют люди среднего возраста (от 36 до 50 лет), те, кто имеет высшие образование, и жители больших городов. С точки зрения этих респондентов, наладить систему распределения социальных льгот можно, только решив более общие политические и экономические проблемы. Участники ДФГ говорили о том, что Россия в настоящее время – "больное государство", и социальная помощь – далеко не единственное, с чем страна не в силах справиться.