|
Каждый народ имеет свой собственный круг национальных или этнических сообществ, с которыми он постоянно себя соотносит: одни народы при этом воспринимаются как более близкие или даже родственные, другие – как далекие, чужие. Такое сравнение во многом определяет, во-первых, собственную национальную идентичность, а во-вторых, эмоционально-оценочное отношение к народам, которые воспринимаются как более или менее близкие. Так складывается иерархия 'значимых других' национально-этнических групп.
Для того чтобы выяснить, в какой степени актуальна для россиян славянская идентичность и как она связана с отношением к другим славянским народам, Фонд 'Общественное мнение' провел 21-22 июля 2001 г. опрос, темой которого было 'славянское братство'.
Опрос населения показал, что большинство россиян – 68% – считают себя славянами (не считают – 22%). Затруднились с самоопределением 10% респондентов.
Чаще, чем в среднем по опросу, считают себя славянами жители Северо-Западного (86%) и Уральского (74%) федеральных округов, а не считают – жители Приволжского (29%) и Сибирского (34%) федеральных округов. Региональные различия во многом определяются национальным составом населения того или иного округа. Но есть и значимые отличия по социальным группам, которые можно объяснить ценностным выбором. Так, чаще идентифицируют себя со славянами люди старших возрастных групп (старше 50 лет – 73%), образованные (со средним специальным образованием – 73%, с высшим – 78%), сравнительно состоятельные (с доходом выше 1000 руб. на человека в месяц – 75%). Затрудняются ответить на этот вопрос чаще люди малообразованные (с образованием ниже среднего – 19%).
Можно предположить, что славянская идентичность более актуальна для людей, достигших некоторого 'положения в обществе' и размышляющих о своих корнях – семейных или этнических (известно, что историей своего рода, семьи люди тоже начинают интересоваться в зрелом возрасте).
Ценностная составляющая славянской идентичности четко проявилась в обсуждении этой темы на фокус-группах.
Некоторые участники дискуссий не считают тему славянства актуальной.
- 'Славяне – это потомки племен, живших на определенной территории в исторический период времени и имеющие общий этнос. С ходом истории происходило смешение с другими этническими группами. В настоящее время больше миф, чем реальность'
(ДФГ, Воронеж).
Для большинства же славяне – во-первых, вполне современное обозначение группы народов, населяющих прежде всего Россию, Украину и Белоруссию:
- 'Нет определенной нации – славяне, но, по-моему, это все население России, Украины, Белоруссии. Существует даже определенный тип лица – славянский'
(ДФГ, Санкт-Петербург).
Во-вторых, это нации, объединенные общей исторической судьбой и религией. Иногда в принадлежности к 'семье славянских народов' отказывают католикам:
- 'Не только Россию, но и Украину, и Белоруссию обязательно сюда надо включать. Мы – восточные славяне. Это три народа: русские, белорусы и украинцы. И еще что сближает, это, конечно, православная религия. Общность судеб, связь именно этих трех народов очень тесная. Ну и болгары, сербы, черногорцы. Хорваты – тоже славяне, хотя католики. Чехи, поляки – они уже как бы в стороне, потому что католическая религия совершенно чуждая'
(ДФГ, Санкт-Петербург).
Уверены, что славяне отличаются от других европейских народов, 54% россиян, причем чаще это люди с высшим образованием (67%). В том, что славянские народы не отличаются от других европейцев, убеждена существенно меньшая доля опрошенных – 29%. Большинство экспертов (примерно две трети) также полагают, что славяне отличаются от большинства европейских народов.
Представители региональных элит видят в факте поиска общих черт славянских народов нечто настораживающее.
- 'На мой взгляд, разговоры о том, что есть славяне, – это надуманное. Это просто политическая махинация, чтобы достичь каких-то политических целей, не имеющих отношения к славянским объединениям'
(эксперт, Нижний Новгород).
- 'Какая-то общность историческая есть. Я полагаю, что та территория, которую заселяли от Болгарии до финно-угорских народов, она была как общая, и память о ней может объединять. Но особо большого отличия я не вижу. Они же не с тремя глазами'
(эксперт, Краснодар).
В высказываниях экспертов встречается мысль, что нынешним славянским народам свойственно неумение ответить на вызовы времени.
- 'Думаю, что у славян нет характерных черт, которые бы их отличали от европейцев. Но исторически, культурно народы группируются в свои этно-
- 'Славяне отличаются своим неумением в области государственного строительства. В плане создания своей собственной исторической судьбы славяне неталантливые. Отсюда и трагические коллизии. Распад современной Югославии, в свое время – Польши, которая развалилась на части в восемнадцатом веке. Чехи не смогли удержать государство, которое они получили по наследству после империи в 18-ом году и проворонили накануне Второй мировой войны'
(эксперт, Пенза).
Отличительные черты славян называют и участники фокус-групп. Но это более поверхностные, бытовые характеристики. Одни респонденты называют этнографические и историко-культурные отличия:
- 'Тип лица'; 'привычки, манера, традиции'; 'территория, быт, нравы, вера'
(ДФГ, Воронеж).
Вторые говорят о психологических и нравственных особенностях славян. Как правило, это положительные качества.
- 'Славяне – трудолюбивые, дружные, верные, сильные духом, патриотичные'
(ДФГ, Воронеж).
- 'Это россияне, белорусы, украинцы, молдаване, которые жили вместе в Советском Союзе и работали друг на друга, вместе защищали Родину, вместе переживали друг за друга'
(ДФГ, Воронеж).
- 'Хлеборобы, доброжелатели, ратники. Душевные. Богобоязненные'
(ДФГ, Воронеж).
- 'Славяне – это древний европейский народ, несущий в себе генетически прогрессивный, духовно чистый и творческий код'
(ДФГ, Москва).
- 'Славяне – душевный народ. Водки больше употребляют'
(ДФГ, Воронеж).
- 'Доброжелательность, взаимовыручка, бескорыстие'
(ДФГ, Воронеж).
- 'Открытость'
(ДФГ, Воронеж).
- 'Приоритет духовного над материальным у славян'
(ДФГ, Санкт-Петербург).
Респонденты называли отрицательные качества славянских народов. Говоря о том, что им не нравится в славянах, участники дискуссий естественным образом перешли на обсуждение особенностей русского характера. Особенно горячие возражения звучали по поводу 'доброжелательности и отзывчивости', сплоченности русских. В этих высказываниях отмечен бытовой уровень интерпретации проблемы социальной интеграции:
- 'Это одна из самых равнодушных наций. Если кто-то лучше, то надо его утопить'
(ДФГ, Воронеж).
- 'Если человек на улице упадет, никто не остановится'
(ДФГ, Воронеж).
- 'Никакого братства просто нет. Когда я служил в армии, было модно всех с юга отправлять на север. Там были узбеки, таджики – все. Они друг за друга стояли, а наши – нет. Азер за азера заступится, узбек за узбека – их землячества видно. Наши – никогда'
(ДФГ, Воронеж).
- 'Взять русских: у нас взаимовыручка намного хуже, чем у тех же кавказцев. Т.е. она на нуле вообще'
(ДФГ, Москва).
Отвечая на вопрос: 'Вы лично испытываете или не испытываете братские чувства к каким-нибудь славянским народам?', – 60% участников массового опроса сказали, что испытывают такие чувства, и 25% – что нет. Однако есть основания предполагать, что в этих 'братских чувствах' – значительная доля ностальгии по Советскому Союзу и нормативного давления – не испытывать таких чувств неприлично. Резоны для такого предположения мы находим в материалах фокус-групп.
С тем, что между славянскими народами существует особая общность, особые отношения – 'славянское братство', – согласны далеко не все участники дискуссий. Более того, высказывается подозрение, что это словосочетание придумано политиками:
- ''Славянское братство' – это термин искусственный, современный. Непонятно, для чего он выдуман'
(ДФГ, Воронеж).
Еще более скептически настроены по отношению к идее 'славянского братства' региональные эксперты. Ответы представителей региональных элит на вопрос 'Как Вы думаете, сегодня между славянскими народами существует или не существует славянское братство, чувство единения?' распределились примерно поровну между теми, кто считает, что такое братство существует, и теми, кто придерживается противоположной точки зрения. В материалах экспертных интервью мы находим комментарии к обеим позициям.
Некоторые из тех, кто придерживается мнения, что идея славянского братства распространена слабо и не имеет перспектив, полагают, что нынешняя внешнеполитическая ситуация такова, что южные и западные славяне ориентируются прежде всего на Запад. Поэтому России следует не замахиваться на глобальную интеграцию всех славян, а добиваться такой интеграции в первую очередь с ближайшими соседями и действительно родственными народами – украинцами и белорусами. Другие считают идею 'славянского братства' вообще надуманной – они утверждают, что отношения с другими странами должны строиться на прагматичных основаниях, а не на чувствах.
- 'Идея 'Давайте, мы, славяне других оттолкнем, и сами будем все создавать' не имеет перспектив. Как сейчас идентифицировать, точно он славянин или нет? Он каким по цвету должен быть: блондином или, как я, рыжим? Эта идея слабо распространена нынче. Она второстепенна сейчас. На первый план я выставил бы идею объединения хотя бы нескольких республик, входивших ранее в состав СССР, – на качественно новой основе, по другому уже принципу. А уже потом размышлять, нужен ли славянский союз или нет как таковой. В Белоруссии пока есть настроения к интеграции с Россией. На Украине, если там здравые силы какие-то возьмут верх, тоже, может быть. Югославии Запад не даст'
(эксперт, Краснодар).
- ''Братья-славяне' – это какой-то стереотип, просто пустая тема. 'Братские чувства' – не та основа, на которой надо сближаться. Сближаться надо на экономической, культурной, технологической, научной основе. Здесь все равны. Эта идея близка только крайним националистам. А так, чтобы это народ воспринимал, впитывал и об этом думал, – нет. В других славянских странах – тем более. Они все-таки больше проникнуты прозападными стандартами, идеями'
(эксперт, Рязань).
Даже те, кто уверен, что будущее у идеи 'славянского братства' есть, относят ее реализацию на неопределенное будущее – когда славянские страны поймут выгоды интеграции или когда всем славянским народам будет грозить общая опасность.
- 'Я думаю, в нашей стране есть будущее у идеи славянского братства. Уменьшается численность славянского населения, и в перспективе потребность в объединении будет большей. В других славянских странах – тоже. Я недавно был на Украине, кода были дни Волгоградской области. Там эта идея сидит в головах не только людей старшего поколения, но популярна и в экономических, и в финансовых кругах'
(эксперт, Волгоград).
- 'Эта идея могла бы возродиться, скажем, против какого-нибудь одного врага – что-нибудь вроде Гитлера если бы был, не дай Бог!'
(эксперт, Краснодар).
Однако одно дело – 'братство' как эмоционально-ценностные отношения, за которыми нет материального расчета, а другое дело – взаимовыгодная интеграция, основанная на географической и культурной близости. Идее более тесного сотрудничества со славянскими странами на межгосударственном уровне и эксперты, и рядовые россияне высказывают почти единодушное одобрение.
В ходе массового опроса респондентам был задан вопрос: 'По Вашему мнению, России следует или не следует иметь со славянскими странами особые, более тесные отношения?'. Абсолютное большинство опрошенных (78%) сказали, что следует, и только 7% – что не следует.
Как мы и предполагали, идентификационный выбор в значительной степени предопределил политическую установку: опрошенные, считающие себя славянами, значимо чаще, чем в среднем по опросу, выступают за более тесные отношения со славянскими странами (Не исключено, что часть респондентов, заявляющих о том, что они не считают себя славянами, прин-ципиально не согласны с фактом этнических приоритетов в отношениях с другими странами). 'Славяне' также существенно чаще заявляют о своих братских чувствах к другим славянским народам:
Вопрос: 'Вы лично считаете или не считаете себя славянином?'
|
Все |
'России следует иметь со славянскими странами особые, более тесные отношения?' |
'Вы лично испытываете братские чувства к каким-нибудь славянским народам?' |
следует |
не следует |
затр. ответить |
испытываю |
не испытываю |
затр. ответить |
Доли групп (%) |
100 |
78 |
7 |
15 |
60 |
25 |
15 |
Считаю |
68 |
75 |
60 |
35 |
80 |
54 |
41 |
Не считаю |
22 |
19 |
31 |
36 |
14 |
36 |
34 |
Затр. ответить |
10 |
7 |
8 |
29 |
6 |
10 |
25 |
|
Участники фокус-групп часто говорили о том, что особые отношения со славянскими странами необходимы.
- 'Общность культуры, вероисповедание. Болгары, сербы – это что-то духовно близкое, это очень важное. И чем быстрее будет сближение происходить, тем лучше'
(ДФГ, Санкт-Петербург).
Иногда высказывается мнение, что такие особые отношения могут основываться на понятности – не столько языка, сколько обычаев и мотивов поступков других славянских народов:
- 'У других другая культура – я ее не понимаю, а всех славянских я понимаю. Во взаимоотношения спокойно влезаю и понимаю, что они делают'
(ДФГ, Санкт-Петербург).
- ''Загадочная русская душа' можно расширить до 'загадочная славянская душа', которая непонятна Западу'
(ДФГ, Санкт-Петербург).
Понятность – это возможность прогнозировать поведение другого человека в каких-то солидарных действиях. Поэтому естественным образом дискуссия подошла к обсуждению общих для славянских народов целей. Здесь обозначился 'общий враг'. Иногда в качестве 'врага' подразумевается Запад:
- 'Рушат славянское братство тысячелетия. Разрезают, из Европы выживают. Из России русских выживают. Разваливают'
(ДФГ, Москва).
Иногда (более определенно) – мусульмане вообще и исламские страны в частности:
- 'Нужно стремиться, чтобы обратно сплотиться. В Москве стало гораздо больше мусульман, чем когда-либо. Славян вытесняют с их исконных территорий – и не только здесь'
(ДФГ, Москва).
Однако когда речь заходит об общих интересах, в 'славянское братство' участники дискуссий готовы принимать 'всех хороших людей', не только славян:
- ' – Хотят, пускай будут ближе. Ну, я хочу американца видеть и поляков, другие – хохлов.
– Для меня тоже нет такой разницы. Лишь бы человек был хороший.
– Польшу и финнов.
– Да, финны тоже были раньше славяне. Сейчас получилось отчуждение какое-то временное' (ДФГ, Москва).
- 'Я занимаюсь инвестиционной программой – хочу, чтобы западные армяне деньги в Россию принесли. Потому что наши люди – рабочие, не коммерсанты'
(ДФГ, Москва).
- 'Нам с Ираном нужно обязательно налаживать отношения – он же у нас рядышком. Мы можем туда своих специалистов, людей посылать. А от них – зачем нам свою нефть качать, если можно ее качать сюда?'
(ДФГ, Санкт-Петербург).
Более того, в вопросе о том, стоит ли принимать в 'братство' ближайших 'братьев' – белорусов и украинцев, – часто высказывались сомнения:
- 'Украина – какие они сейчас нам братья? Сала не дадут кусок.
– Да они готовы русскому, особенно если из Москвы, горло перегрызть.
– Москаля убьют сразу' (ДФГ, Москва).
- 'Лично у меня нет никакого стремления объединяться с Белоруссией только потому, что они славяне. Если у вас есть, что принести в этот союз... У нас есть, что принести – это совсем другое дело'
(ДФГ, Москва).
Примечательно, что в общности, основанной на этническом признаке, некоторые участники дискуссии усмотрели идеи расизма и национализма:
- 'Это братство нехорошо. Зачем оно? Вот, пожалуйста, у негров есть это братство. Оно для них хорошо, а для окружающих плохо. Зачем это нужно? У нас в Воронеже есть тоже братство, которое борется против темнокожих – тоже это ни к чему хорошему не приводит'
(ДФГ, Воронеж).
В ходе массового опроса большинство респондентов чаще всего высказывались за то, чтобы Россия имела особые, более тесные отношения прежде всего с Белоруссией и Украиной. Респондентам был задан вопрос: 'С какими славянскими странами России следует иметь особые отношения?'. Ответы на него распределились следующим образом:
(в % от числа опрошенных)
Белоруссия | 38 |
Украина | 33 |
Болгария | 12 |
Югославия (Сербия и Черногория) | 10 |
Польша | 7 |
Чехия | 5 |
Словакия | 4 |
Босния и Герцеговина | 2 |
Словения | 2 |
Македония | 1 |
Хорватия | 1 |
Со всеми | 22 |
Не знаю, затрудняюсь ответить | 9 |
Нет ответа | 22 |
|
Эксперты расставили славянские страны практически в том же порядке – они лишь более последовательны, чем участники фокус-групп, в своих установках на сближение в первую очередь с Украиной и Белоруссией.
Спектр обоснований приоритетного сближения с Белоруссией и Украиной в интервью экспертов не слишком широк. Представители региональных элит указывают прежде всего на интегрированность экономик этих стран, на культурные и родственные связи между народами, на конфессиональную близость.
- 'В первую очередь – с Украиной и Белоруссией. Население этих трех стран перемешано. Русские живут и в Белоруссии, и на Украине, так же, как у нас украинцы и белорусы. Затем – интеграция промышленного производства. Когда эти связи развалились, то, допустим, у нас колеса делают на Украине, а кузова делают в Белоруссии, а моторы делают в России, а в результате, как говорится, машины единой не получается. Опять-таки – православная церковь тоже должна способствовать объединению. Если бы вот с Украиной и с Белоруссией у нас получилось мощное взаимодействие в экономике, то к нам могли бы потянуться и другие страны'
(эксперт, Калининград).
- 'Сближаться надо в первую очередь с Белоруссией, Украиной. Двадцатый век тесно соединил экономику наших стран. И такие узы семейные между русскими и белорусами, украинцами, что, разорвав их, мы многое потеряли. И объединение на этой основе было бы полезнее. А Болгария подальше, но она тоже в свое время просилась в состав СССР. Ведь там тоже могут быть общие интересы. И часть Югославии, по крайней мере, Сербия. Могла бы быть Молдавия, и ничего страшного. Сближение необходимо и с политической, и с экономической, и с нравственной, и с человеческой точки зрения. У моей матери сестра двоюродная в Запорожье померла, а родственники мои троюродные остались. Я их теперь никогда не увижу: поехать в гости они не могут – накладно. Это неестественно. Это против шерсти, как у нас в деревне говорят'
(эксперт, Краснодар).
Эксперты-противники 'особых отношений' с Белоруссией и Украиной тоже имеют свои аргументы:
- 'История наша показала, что какие ты тесные отношения не имей со славянскими странами, в кризисных ситуациях эта страна оказывается по другую сторону баррикад. Я вот напомню два факта в истории. Наша братская страна Болгария и в Первую мировую войну, и во Вторую мировую войну воевала против нас. Поэтому строить очень дружественные, с какими-то уступками отношения – в расчете, что эта страна будет твоим долговременным союзником, – не очень дальновидно. Часто эти союзники изменяют, и часто Россия оказывается если не в одиночестве, то с какими-то политическими и экономическими потерями'
(эксперт, Рязань).
- 'Я думаю, что российскому Правительству следует иметь тесные, ровные отношения с большинством славянских стран, не выделяя какие-либо приоритеты. Любой перекос в любую сторону чреват ухудшением отношений с другими странами, а это нежелательно'
(эксперт, Ульяновск).
Если судить по материалам фокус-групп, то рядовые граждане тоже склонны считать, что сближение должно быть основано не столько на идеях и чувствах 'славянского братства', сколько на общих интересах и выгоде для России:
- 'Нормальные должны быть отношения с Украиной. Дружескими я бы их не назвала, но деловые отношения. Чтобы Россия думала только о себе. 'Ты мне – я тебе' на государственном уровне. Не надо никаких подкормышей. Нет у них нефти, газа. Дарим мы им. А за счет кого? За счет того же крестьянина, который последние штаны снял'
(ДФГ, Санкт-Петербург).
- '– С Украиной надо иметь особые отношения – к маме ездить тяжело.
– Там Ялта, там курорты.
– Нам поставляли с Украины и с Белоруссии комплектующие для телевизоров, для чего-то еще.
– С Хорватией. Там хорошо отдыхать' (ДФГ, Воронеж).
Идеологические обоснования 'особых отношений' высказываются участниками фокус-групп крайне редко и не встречают особой поддержки.
Установка на сближение со славянскими народами, популярная среди большинства рядовых россиян, проявилась и в следующем факте: тех, кто считает, что среди славянских стран есть такие, с которыми России не стоит поддерживать особые, более тесные отношения, оказалось очень мало (16%). Почти половина опрошенных (47%) считают, что таких стран нет, и 38% затруднились ответить на этот вопрос.
Тем, кто полагает, что есть такие славянские страны, с которыми России не стоит поддерживать особые отношения, был задан вопрос: 'Назовите, пожалуйста, славянские страны, с которыми, по Вашему мнению, России не следует поддерживать особые, более тесные отношения'. На первом месте здесь оказалась Украина – ее назвал каждый пятый среди ответивших на вопрос.
Большинство участников массового опроса (61%) полагают, что сейчас российское правительство устанавливает особые, более тесные отношения со славянскими странами. Уверены в противоположном – лишь 13%, а 25% россиян затруднились с ответом.
Судя по высказываниям участников фокус-групп, такая политика в целом одобряется, но с весьма существенными оговорками. Во-первых, почти все респонденты считают, что этот процесс нельзя форсировать. 'Братья-славяне' сами должны прийти к пониманию того, что объединение с Россией им необходимо. Во-вторых, более тесное сотрудничество, интеграция возможны только на взаимовыгодных основах.
- '– Если экономический процесс будет складываться так, что Украине будет лучше с нами в Союзе, то она придет. И даже политики, которые нам сейчас очень сильно противопоставляют, вряд ли что-то смогут сделать. Экономика должна работать.
– Может, пройдет несколько десятков лет, и мы объединимся с нашими братьями-славянами – с Украиной, Белоруссией и с прочими европейскими народами – пусть и не славянскими – в одно государство. Было бы замечательно.
– Пока они не созрели до этого. Им нужно еще годика три, украинцам, чтобы дозреть. Когда они дозреют, они четко придут к нам, они придут, потому что народ-то весь понимает, что надо с Россией нормально' (ДФГ, Воронеж).
Впрочем, некоторые участники дискуссий предлагают несколько опережать 'естественный ход событий':
- '– Мы должны поддерживать партии прорусской ориентации, которые ориентированы на Россию, и поддерживать не только морально, но и материально.
– Нужно натурой брать: отдайте вот этот завод, он у вас все равно не работает, но он нам нужен, потому что выпускает самолеты. И вот таким макаром, вроде бы завод стоит на Украине, но как бы российский, и потом, в конце концов, они сами поймут, что почему бы не работать обратно всем вместе' (ДФГ, Санкт-Петербург).
Мнения тех, кто считает, что Россия устанавливает более тесные отношения со славянскими странами, и тех, кто полагает, что правительство этим не занимается, разделились примерно 1 : 1. В интервью экспертов мы можем увидеть комментарии к подобным оценкам политики российского правительства по отношению к славянским странам. Большинство одобряет политику интеграции:
- 'Я думаю, что политика российского правительства правильная. Я поддерживаю, потому что надо интегрироваться – и в первую очередь на основе экономики. У нас нет союзника сейчас ближе, чем Белоруссия. И в военном плане'
(эксперт, Краснодар).
Меньшая часть считает ориентацию на сближение со славянскими странами неправильной, потому что это 'страны-изгои', с которыми 'не дружит' мировое сообщество.
- 'Я думаю – скорее неправильная, потому что Россия выбирает те страны, которые являются изгоями в мировом сообществе. Это касается Белоруссии при Лукашенко и Югославии при Милошевиче'
(эксперт, Казань).
Но большинство экспертов считают желательной большую активность российского правительства в деле интеграции России, Белоруссии и Украины. Некоторые оценивают политику российского правительства в этом направлении как недостаточно активную. Другие полагают, что процесс интеграции тормозят элиты Украины и Белоруссии, а также объективные обстоятельства.
- 'С Белоруссией устанавливаются такие отношения, а других я не вижу. С Украиной не получается, хотя надо бы. Потому что там встречное движение. Вот я был в прошлом году на Украине. Нигде официально, с трибуны, не было высказано желания соединиться хоть на каком-то уровне. А за рюмкой – все в один голос. Потому что политика правящего режима там такая. Она сильно подвержена влиянию НАТО. А на простом, обыденном, житейском уровне люди подходили и говорили: 'Пора бы, пора'. Но с трибуны никто не сказал'
(эксперт, Краснодар).
- 'Почему-то они с Болгарией не хотят никаких вообще отношений устанавливать. Если проследить последнюю прессу, кто из наших лидеров России за последнее время побывал в Болгарии? Никто. Мне кажется, что наши политики здесь проигрывают. Либо у нас МИД слабоват, или просто наши руководители еще недопонимают, какую пользу может принести для России честный союз со славянскими государствами'
(эксперт, Краснодар).
- 'Ну, конечно, у нас связывают тысячелетние нити, и то, что сейчас эти нити порушены, это не только наша беда, но и беда украинцев и русских, которые проживают там. А всему виной – амбиции политиков, прежде всего украинских'
(эксперт, Рязань).
|