www.fom.ru · поиск · · расширенный поиск ·      








18.07.2002, Опрос населения

Молодежь: кто это и какая она?



1.Поколение-next: две стороны свободы
2.Графики и открытые вопросы
3.Опрос экспертов
4.Приложение.Таблицы

 
1.Поколение-next: две стороны свободы
Существует устойчивое представление, согласно которому от молодежи, от ее 'совокупного' характера, качеств и умений зависит будущее всего общества. И это общество хочет, чтобы подрастающая смена усваивала и воспроизводила те нормы и правила, по которым оно живет сегодня. Вместе с тем, задача, стоящая перед 'поколением-next', заключается не только в том, чтобы вписаться в существующий контекст, пройти необходимые и предписанные – с большей или меньшей степенью строгости – этапы социализации, но также и в поиске собственной идентичности. Ответ на вопрос 'кто я?' для молодого человека отнюдь не очевиден: принимать на себя какую-то из существующих идентичностей, сформированных и поддерживаемых старшим поколением, мешает естественная потребность в самоопределении, нежелание повторять чужой путь, стремление искать себе подобных среди сверстников, а не среди отцов и дедов. 'Вы – это вы, а я – это я'.

Сказанное означает, что 'общество взрослых' обречено с опаской вглядываться в контуры 'общества молодых' ('Что за дети наши, право!') и выбирать меру воспитательных усилий, направляемых на 'окультуривание бурьяна'. Здесь встает одна из главных проблем в извечной дискуссии о преемственности поколений – проблема свободы. До какой степени нужно предоставлять свободу молодым в том, что касается возможности самостоятельно определять свою судьбу? Не будет ли воспитание чересчур навязчивым, и не обернется ли забота о социальной смене принуждением жить по правилам 'времен очаковских и покоренья Крыма'? Да и так ли в действительности нужно 'обществу взрослых' клонированное по собственной матрице 'общество молодых'?

Сегодняшняя молодежь, говорят одни участники массового опроса, 'более наглая, неуважительная', 'мы родителей почитали, а они никого не уважают'. 'Она более свободная', 'сейчас она самостоятельно принимает решения, более свободно живет', 'более уверенная и независимая', – возражают другие. У нынешних молодых 'отсутствует любовь к своей стране, к потребностям народа, своя рубаха ближе к телу', – продолжают спор первые; они 'более разумны, рациональны, прагматичней', – не сдаются вторые. Их прагматизм означает 'безответственность и эгоизм', 'сейчас молодежь не думает о последствиях своих действий', – выносят свое суждение первые. Да нет, не соглашаются оппоненты, у них 'хорошие мозги и интеллект свежий', поэтому они 'более деловые и решительные', это 'ищущая, инициативная молодежь, эмансипированная свободой'.

Судя по материалам массового опроса, по ответам на открытые вопросы, 'критическая' позиция в отношении молодежи – более распространена. Ее сторонники высказываются в полтора-два раза активнее, чем респонденты, настроенные нейтрально или доброжелательно. Так, ответы на вопрос об отличиях молодежи от старших поколений распределились в следующей пропорции: 42%, 26%, 19% (соответственно упоминанию); говоря об отличиях сегодняшней молодежи отсоветской, 50% опрошенных давали негативные характеристики, и 30% – позитивные.

Приведенный выше диалог – заочный, он смоделирован из ответов людей наоткрытые вопросы. Но аналогичные суждения встречаются и в материалах фокус-групп, и очень часто эти сюжеты выстраивались вокруг разнообразных оценок и интерпретаций понятия 'свобода'. На наш взгляд, это один из наиболее важных параметров, влияющий на представления о молодости как в социальном, так и в культурном плане.

Что такое молодежь, как определить ее возрастные границы? Оказалось, что впредставлениях людей эти границы определяются не столько количеством лет, сколько знаковыми событиями: армия, создание семьи, рождение ребенка и т.д. Но любое 'событие' – это маркер социальной позиции человека, это содержание его жизни, проинтерпретированное как типичное с социальной (роль, статус) и культурной (опыт, компетентность) точек зрения. Другими словами, любая возрастная отметка в принципе может иметь свой социо-культурный коннотат, как это и было сравнительно недавно 16 лет – получение паспорта, 18 – окончание школы, 28 – окончание комсомольского возраста, 55 – пенсия и т.д. Если социальное пространство устойчиво нормировано, тогда и возрастные границы, и 'содержание' того или иного возрастного периода – определенны и отчетливы. Но это означает, что система индикаторов, идентификаторов 'социального возраста' поколенчески предопределена, а значит, и оценки, которые выставляют разные поколения друг другу, тоже культурно-поколенчески определены. Это наиболее заметно в ситуации интенсивных и разноуровневых социальных преобразований: мы сталкиваемся с рассогласованностью индикаторов границ возраста – и, соответственно, содержания того или иного периода жизни. Это очень хорошо заметно, когда в рассуждения о возрасте и взрослости вводятся 'событийные' характеристики, и уж тем более – когда возникают разногласия при обозначении индикаторов возраста.

Именно потому мы говорим о свободе как о ситуации неопределенности, когда значимыми параметрами управления социальной жизнью оказываются не нормативные, а индивидуальные и локально-групповые стандарты, а также психологическая готовность действовать в предложенных обстоятельствах и стараться влиять на них – делать их оптимальными для себя.

В разговорах о молодежи тема свободы звучит всегда, это едва ли не самая важная часть культурной идентификации данного слоя – обществом:
  • 'Молодость – это время свободы от обязанностей и обязательств' (открытый вопрос).
Сегодня и взрослые поколения оказались перед необходимостью примерить насебя ситуацию свободы – но в несколько ином качестве. Перефразируя приведенный здесь ответ респондента, можно сказать, что это ситуация свободы взрослого человека от обязанностей и обязательств, но в отношении него самого. Сказывается ли это обстоятельство на конфигурации 'теории о молодежи'? Материалы дискуссионных фокус-групп позволяют в общих чертах определить, какие вопросы обсуждаются, что общего и в чем различия представлений о том, кого мы причисляем к молодежи.

Во-первых, нет единого мнения по вопросу: свобода применительно к проблеме воспитания – это хорошо или плохо? С одной стороны, 'полная свобода' ведет кнормативной неопределенности, к сниженному влиянию норм как регуляторов взаимоотношений между людьми:
  • 'Молодежь стала наглая', '... разболтанная, невыдержанная, ведет себя неприлично, не уважают старших' (открытый вопрос).
  • 'Дали свободу, но не объяснили, что это такое. И контроля над свободой никакого нет... Нет государственной философии для молодежи. Что не все что хочу, то и творю, потому что когда сейчас встречаюсь с молодежью – он идет с сигаретой. В советский период его можно было принудить, а сейчас ударить я его не могу, потому что мне могут дать статью – ударил малолетнего. А он может в мою сторону – все что хочет, и если нет свидетелей, то трудно управляемый. Теория вседозволенности. Это приводит к тому, что мы имеем с молодежью в настоящий момент' (ДФГ, Санкт-Петербург).
  • 'Тогда молодежь была более целеустремленной. Были какие-то цели, поставленные окончанием института, или что-то другое, какая-то цель поставлена, а сейчас более беззаботная, как я говорю, молодежь. Ну, простите меня, очень много из городской молодежи – маменькины сынки и дочки, они живут так, безответственно. ...Не поймешь, чего хотят – чего нет, и не подступись. В советские времена верили во что-то – там, партия, Ленин, боялись, что за какую-то провинность или проступок тебя из комсомола <выгонят>, или что не примут в октябрята, или в пионеры. Хорошо или плохо – это другой вопрос. А сейчас такой молодежи – единицы просто' (ДФГ, Москва).
С другой стороны, свобода понимается как возможность самостоятельного, свободного самоопределения в вопросе о том, чего ты хочешь от жизни, как гарантия от 'навязанного выбора', когда собственные интересы подменяются интересами чужими.
  • 'Каждый человек на себе заботу государства никогда, ни при каком режиме не ощутит. ...К несчастью, нас то ли избаловали опекой, то ли отбили способность самому инициативу проявлять. Нужно быть независимым, нужно, чтобы мы сами, а не государство... Каждый человек – он с руками, с ногами, с головой. Если у него есть ум, он может применить свою голову и сам о себе позаботиться. И не надо ждать, что тебе кто-то принесет на блюдечке и подаст то, чего ты и не хочешь на самом деле. Хочешь ты заниматься спортом – иди, занимайся. Оттаскивать не будут. Хочешь учиться – иди и поступай. Ты же учишься, и я учусь, и она учится. И я сделал это сам. Ну, и нормально все' (ДФГ, Новосибирск).
Во-вторых, ситуация 'свободы' в социальном измерении: она вынужденная, навязанная нынешнему поколению – или она естественна для молодежи? Отответа на этот вопрос в немалой степени зависят результаты сравнения социальных и нравственных качеств 'прошлой' и 'нынешней' молодежи.

Описательная модель 'не-в-пользу-нынешней-молодежи' строится на дихотомиях: эгоизм и тунеядство – против полезности и общественной нужности, равнодушие и бездуховность – против осмысленности жизни и наличия ясных целей, разобщенность и асоциальность – против патриотизма и коллективизма, распространенность вредных привычек как следствие бездуховности – против нравственности и духовных ценностей.
  • 'Более организованна молодежь была в свое время. Обязательная учеба, обязательное образование, потом пионерские организации и много-много всего, а сейчас все необязательно становится. Была какая-то идеология, по теперешним понятиям, может быть, и неправильная, но она начиналась с идеи, сэнтузиазма, с комсомола. Когда есть какая-то организация, она организовывает человека' (ДФГ, Санкт-Петербург).
  • 'Если раньше молодежь могла принести свои интересы в жертву интересам общественным – мы же ездили во все эти стройотряды практически за копейки, в жутких условиях, но просто мы были все вместе, и мы работали, – то сейчас, если весь коллектив идет отдыхать, а у одного кого-то есть возможность заработать много денег, он плюнет на свой коллектив – пойдет деньги зарабатывать. Каждый стал бороться только за себя. Потому что только деньги сейчас и нужны' (ДФГ, Санкт-Петербург).
Противоположная модель –'в-пользу-нынешней-молодежи' – исходит из иных постулатов: свобода заставляет человека мобилизоваться ради самореализации. Сегодня молодежи требуются такие качества, как способность адаптироваться, настрой на изменения и отсутствие страха перед переменами, целеустремленность, энергичность и работоспособность, мышление, не замутненное давлением идеологии, желание получать новые знания и развивать интеллект.
  • 'В то время молодежь была более под присмотром общественности – это очень давило на нее и в плане образования, и работы, и общественной жизни. Сейчас у молодых людей больше выбора. Я не скажу, что очень хорошо, что мало молодежных организаций, спортивных школ. Но я не скажу, что плохо, что молодой человек после школы может выбрать любую профессию – либо работать, либо идти учиться, либо уезжать заграницу, либо еще что-то делать. Больше выбора, возможности реализоваться. Но такая открытость в действиях – она, конечно, влияет. Свобода без ума – она всегда пагубно влияет, то есть свобода лениться – значит, тебе проще будет копаться в подъезде, нежели идти работать и зарабатывать деньги. Когда затебя ничего не решают, волей-неволей он становится более самостоятельным, более ответственным' (ДФГ, Санкт-Петербург).


  • 'Для меня государство много делает хотя бы тем, что оно не имеет постоянно меня в виду, более-менее оставило меня в покое, самому себе. Если я сейчас не работаю, то ко мне по этому поводу никто не пойдет, и не постучит, и не заставит работать. Мне не указывают, как жить, кого любить, где работать. Поэтому я нисколько не жалею, что я не в благостное советское время живу... Хорошо, что сейчас нет той же статьи за тунеядство. Потому что человек иногда зарабатывает деньги в таких профессиях как свободный художник' (ДФГ, Новосибирск).
И, в-третьих, тема 'свободы' может интерпретироваться и как ситуация 'широких возможностей', и как ситуация неопределенности перспектив, закрытости каналов социальной мобильности всилу отсутствия общих и устойчивых 'правил игры', а также ресурсов, необходимых для участия в этой 'игре'. По-видимому, важным параметром, определяющим ту или иную позицию, оказывается если не реальная степень адаптированности, то субъективная оценка своей способности справиться, совладать с жизненными трудностями.
  • 'Возможностей у них гораздо больше появилось, чем у нас было. То есть если человек целенаправленный, то может достичь таких высот, о которых мы раньше и не мечтали. Хоть и с отличием заканчивали институт, но у нас были рамки, и все. Сейчас можно и без поддержки государства молодежи самореализоваться, и главное – что та излишняя опека и запрограммированность ушла... Вот чем сегодня работающая молодежь отличается – они небоятся сменить место работы. Долго на работе они не задерживаются. Если раньше нам нужен был непрерывный стаж, то сейчас они приходят, изучили что-то, стаж наработали... Они постоянно свое резюме куда-то рассылают. Растут, своего добиваются' (ДФГ, Самара).


  • 'Я знаю много людей, которым тяжелые жизненные условия не позволили учиться, – они сразу пошли работать. Но тем не менее по прошествии лет они пытаются учиться заочно или сами для себя, они просто читают, ходят на какие-то курсы... Всегда так было, что тот, кто хочет, своего достигнет. Тогда были одни трудности, в принудительном обществе, сейчас другие. Я склонна думать, что всегда есть возможности, сейчас их, наверное, больше, они интереснее, просто нужно иметь желание и делать хоть что-то для этого' (ДФГ, Воронеж).
  • 'Сейчас образование вновь престижно. Но вот зачем его получать? Перспектив дальше нет. Государство старается образование в глазах молодежи повысить. Но вот дальше пути нет, по идее. Получил ты это образование – и сиди с ним дома, положи его на полочку, иди в киоск. Тут противоречие, потому что государство хочет, чтобы молодые шли на наши заводы, фабрики, но стимула не дает, оно только мечтает. Государство хочет того, государство хочет другого, но что от него хотят... Вот я жду от государства единственно, чтобы оно заботилось, где я буду жить, и дало мне возможность взять ссуду' (ДФГ, Москва).
  • 'Раньше была государственная идеология, какая-то идея, в которую верили. Сейчас идеи старые пропали, новые не появились. Деньги всего не заменят. Сейчас просто человек не чувствует защиты, т.е. каждая семья предоставлена сама себе, на выживание. Например пособие по безработице в случае потери работы никого не спасет даже просто от голода, не говоря о нормальной жизни. Большинство студентов как раз и хотят получить образование и смотаться куда-нибудь за границу, им не нужна карьера здесь, потому что как к тебе государство относится, так и ты к нему относишься, уже такой стереотип образуется у тебя. И дело не только, что здесь найти работу очень тяжело. Просто за границей ты знаешь, что за тобой там государство. Даже если приехал туда, оно будет заботиться о тебе, они будут платить тебе, если ты не будешь работать. А тут никто ничего не будет делать, ты не нужен никому' (ДФГ, Воронеж).


 
2.Графики и открытые вопросы

ЕСТЬ ТРАДИЦИОННОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ЛЮДЕЙ НА ПОКОЛЕНИЯ - МОЛОДЕЖЬ, СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ И СТАРШИЙ ВОЗРАСТ. С КАКОГО ВОЗРАСТА, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ЧЕЛОВЕКА МОЖНО ПРИЧИСЛИТЬ К МОЛОДЕЖИ?

КОГДА, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, МОЛОДЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ КОНЧАЕТСЯ И НАСТУПАЕТ СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ?

А КОГДА, НА ВАШ ВЗГЛЯД, ЗАКАНЧИВАЕТСЯ СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ И ЧЕЛОВЕКА МОЖНО ОТНЕСТИ К СТАРШЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ?

К КАКОЙ ГРУППЕ ВЫ СЕБЯ ОТНОСИТЕ - К МОЛОДЕЖИ, К ЛЮДЯМ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА ИЛИ К ЛЮДЯМ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА?

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, С КАКОГО ВОЗРАСТА ОБЫЧНО МОЖНО СЧИТАТЬ ЧЕЛОВЕКА ВЗРОСЛЫМ?

ОДНИ ГОВОРЯТ, ЧТО СРЕДИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ БОЛЬШЕ ХОРОШИХ ЛЮДЕЙ. ДРУГИЕ ГОВОРЯТ, ЧТО СРЕДИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ БОЛЬШЕ ПЛОХИХ ЛЮДЕЙ. КАКАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ ВАМ БЛИЖЕ - ПЕРВАЯ ИЛИ ВТОРАЯ?

ВЫ ПОНИМАЕТЕ ИЛИ НЕ ПОНИМАЕТЕ СОВРЕМЕННУЮ МОЛОДЕЖЬ? ОНА ВАМ НРАВИТСЯ ИЛИ НЕ НРАВИТСЯ?

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ЧТО, КРОМЕ ВОЗРАСТА, ОТЛИЧАЕТ В НАШЕ ВРЕМЯ МОЛОДЕЖЬ ОТ ЛЮДЕЙ СТАРШИХ ПОКОЛЕНИЙ?



Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Отрицательные характеристики

42

Наглость, невоспитанность, самоуверенность

17

  • 'Молодежь стала наглая'; 'наглые – как танки'; 'невоспитанность, распущенность'; 'более развязные'; 'хамье, нет уважения к старшим'; 'неуважительное отношение к людям любого возраста, невоспитанность'; 'нет уважения к старикам'; 'неуважение к пожилым людям'; 'молодежь сейчас немного разболтанная, невыдержанная, ведет себя неприлично, не уважают старших'; 'бескультурье'; 'слишком наглые'; 'беспардонность'; 'они плохо воспитанные'; 'больше грубости'; 'молодежь нехорошо воспитана'; 'большое самомнение'; 'нахальная самоуверенность'.

Безответственность, легкомыслие

8

  • 'Безалаберность молодежи'; 'нет чувства ответственности'; 'легкомысленность, житье одним днем'; 'безрассудность, легкомыслие'; 'безответственность за свои действия, легкомыслие'; 'меньше думают о проблемах, недумают о серьезном, ветрены'; 'нет ответственности у молодых'; 'безалаберность, безответственность'; 'чувство ответственности – у современной молодежи его нет'.

Лень

7

  • 'Современная молодежь работать не хочет'; 'ленивые, не хотят работать'; 'нежелание работать'; 'безделье их разъедает'; 'бездельники, нежелают работать на заводах'; 'много лени, не хотят работать'; 'бездельников много'.

Вредные привычки

4

  • 'Занимаются наркотиками'; 'больше пьют, наркоманы'; 'наркоманов полно'; 'пьянка'; 'курение, наркотики'; 'сплошные алкоголики, наркоманы'; 'наркотики – половина колются'; 'больше водку пьют'; 'больше пьянствуют'.

Тяжелые условия жизни, отсутствие перспектив

3

  • 'Безработица'; 'неуверенность в будущем, беззащитность'; 'плохо живут, бомжуют'; 'безнадежность'; 'неустроенность в жизни'.

Безнравственность

2

  • 'Развратная'; 'не боятся ни Бога, ни людей'; 'падение нравственности у молодых'; 'развращенность чрезмерная'; 'бесстыжие'; 'разгульный образ жизни'.

Агрессивность, злость

2

  • 'Озлобленность'; 'жестокая сейчас молодежь'; 'агрессия, злость'; 'молодежь более злая'; 'большая агрессивность'.

Глупость

2

  • 'Глупость'; 'ничего нет в голове, не читают'; 'безмозглость, не думают ни очем, мало читают'; 'незнание всего, в том числе искусства, культуры'; 'бездарные, тупые, не соображают'; 'отсутствие мозгов'.

Отсутствие цели в жизни

1

  • 'Бесцельность'; 'у них нет цели в жизни'; 'не знает цели в жизни'; 'нет цели, стремления'; 'отсутствие целей'.

Меркантильность

1

  • 'Им только деньги нужны'; 'погоней за деньгами: все интересы строятся на деньгах'; 'более меркантильные'; 'стремление к бизнесу и богатству'; 'стремление к деньгам'; 'деньги и алчность'; 'корыстные цели'.

Отсутствие патриотизма

1

  • 'Патриотизма нет у молодежи'; 'меньше патриотизма у молодежи'; 'старшее поколение были более патриоты'; 'нет патриотизма'.
Нейтральные характеристики

26

Иной менталитет

14

  • 'Другой менталитет'; 'мировоззрение другое'; 'взгляды на жизнь, отношение к жизни'; 'думают по-другому'; 'другие понятия, взгляд на жизнь'; 'образ мышления другой'; 'другое мировоззрение'; 'другие взгляды на жизнь'; 'жизненное восприятие'; 'мировосприятие – разные взгляды'.

Поведение, образ жизни

6

  • 'Поведением'; 'разговоры, жесты'; 'поступками'; 'образ жизни'; 'образ жизни другой – мирное время'.

Отсутствие опыта

3

  • 'Неопытность в жизни'; 'недостаток жизненного опыта'; 'опыта меньше вжизни'; 'мало жизненного опыта – он приходит с годами'; 'с годами человек приобретает знания, опыт'; 'менее опытны'.

Интересы

2

  • 'Интересы разные'; 'интересы различные'; 'разные жизненные интересы'; 'интересы, увлечения'.

Внешний облик

2

  • 'Одежда'; 'манера одеваться'; 'форма одежды'.

Здоровье

1

  • 'Здоровье'; 'здоровьем'.
Положительные характеристики

19

Самостоятельность, раскованность

7

  • 'Свободой во всем'; 'более свободны, открыты'; 'свободные'; 'большая независимость, самостоятельность'; 'эмансипированные, самостоятельные'; 'они раскованны'; 'более раскомплексованные'; 'раскрепощение, меньше комплексов'.

Активность, целеустремленность, вера в свои силы

7

  • 'Целеустремленнее'; 'инициативность'; 'более деловые и решительные'; 'энергичность, целеустремленность'; 'ищущая, инициативная молодежь'; 'активность'; 'уверенность в себе'; 'вера в себя'.

Ум, знания

5

  • 'Немного умнее'; 'багаж знаний'; 'больше знают'; 'интеллект, образование'; 'сила ума'; 'ум в лучшую сторону'; 'мозги, интеллект свежий'; 'более умные'.

Приспособленность к жизни

2

  • 'Умение приспособиться к переменам'; 'способность приспосабливаться клюбым условиям'; 'ориентируются в жизни'; 'лучше находят себя в жизни'; 'лучшая адаптивность'; 'практичность, лучшее понимание и адаптация к сегодняшней жизни'.
Другое

1

  • 'Старшие живут дружнее, чем молодежь'; 'молодежь разобщена, менее сознательная'; 'они очень чувствительные, ранимые какие-то'; 'семейными обязанностями'; 'молодежь интереснее людей других поколений'; 'у старшего поколения много обязанностей'.
Нет ответа, ответ не на тему

19

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: НА ВАШ ВЗГЛЯД, КАКИЕ КАЧЕСТВА СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ НАИБОЛЕЕ СИЛЬНО ОТЛИЧАЮТ ЕЕ ОТ МОЛОДЕЖИ ВРЕМЕН СОВЕТСКОГО СОЮЗА?

Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Отрицательные характеристики

50

Наглость, невоспитанность

20

  • 'Более наглая, неуважительная'; 'мы были уважительные'; 'больше наглости'; 'раньше все были намного культурнее, умели здороваться'; 'мало воспитанности, грубость так и прет'; 'мы родителей почитали, а они никого неуважают'; 'более разнузданная'; 'больше бескультурья, нет уважения кстаршим, к женщинам'; 'бескультурье, никакого почета старикам'; 'менее воспитанные'; 'культура низкая'; 'более грубая, наглая'.

Меркантильность

5

  • 'Деньги на первом месте сейчас'; 'одна нажива, одно обогащение – раньше этого ничего не было'; 'страсть к деньгам'; 'алчность'; 'жажда разбогатеть любыми средствами'; 'преобладание материальных ценностей'; 'деньги любят'; 'все время думают о деньгах'; 'жажда заработка больше'; 'меркантильность, расчетливость'; 'стремление к наживе'; 'все хотят денег'; 'стремление приобретения материального блага'; 'большое внимание к материальной стороне жизни'; 'ставят перед собой корыстные цели'; 'считает, что деньги – цель жизни'; 'преданность деньгам'.

Лень

5

  • 'Лентяи они'; 'не хотят ни работать, ни учиться'; 'не трудолюбивы'; 'бездельники все'; 'ленивые – не хотят учиться, работать'.

Безответственность

4

  • 'Нет чувства ответственности'; 'безответственность, разгильдяйство'; 'тогда более ответственные были'; 'безответственность за свои поступки'; 'безответственностью к своим делам'; 'безответственность современной молодежи'; 'сейчас молодежь не думает о последствиях своих действий'; 'менее ответственная'.

Вредные привычки

3

  • 'Больше наркоманов'; 'пьянство'; 'много курят сейчас и пьют'; 'нынешняя молодежь больше увлекается алкоголем и наркотиками'; 'раньше молодежь мало пила, а теперь пьют до потери сознания'; 'вредные привычки'; 'пива пьют много, секс рано'; 'пить больше стали'; 'пьют много, курят'; 'наркота, алкоголь'.

Отсутствие патриотизма

3

  • 'Раньше были патриотичней'; 'раньше было больше любви к Родине'; 'нет любви к Родине – лишь бы ему было хорошо'; 'менее патриотичны'; 'раньше был патриотизм, любовь к Родине'; 'нет сейчас патриотизма'; 'мало патриотизма'; 'отсутствие любви к своей стране, к потребностям народа, своя рубаха ближе к телу'; 'сейчас нет патриотов'.

Отсутствие сплоченности, коллективизма

3

  • 'Нет сплоченности'; 'дезорганизованность'; 'сейчас молодые люди стали каждый сам за себя, индивидуалисты, общественности среди молодежи больше нет'; 'раньше молодежь была дружнее, сплоченнее'; 'теперь каждый за себя, раньше было товарищество'; 'нет общности среди молодых'; 'не коллективные – одинокие волки'; 'разобщенность'; 'сейчас молодежь неорганизованная'.

Отсутствие цели в жизни

3

  • 'Была почти у всех цель, а сейчас нет'; 'бесцельные'; 'они без цели в жизни, пустые'; 'нет у современной молодежи цели'; 'цели не ставят в жизни'; 'раньше была цель в жизни, теперь нет'; 'нет определенной цели'.

Прагматизм, отсутствие идеалов

2

  • 'В Советском Союзе молодежь была более честной, патриотичной, романтичной, сейчас больше прагматизма'; 'практицизм'; 'более прагматичны ирациональны'; 'рациональный прагматизм без идеалов'.

Тяжелые условия жизни, отсутствие перспектив

2

  • 'Ощущение ненужности никому'; 'раньше после вуза молодежь имела работу, а теперь нет'; 'работы им не найти – выучатся, а работы нет'; 'живут они в более жестких условиях'; 'больше проблем &45

Агрессивность, злость

2

  • 'Сейчас злоба, ожесточенность'; 'жестокость'; 'злые сейчас'; 'жестокость, бесчеловечность'.

Бездуховность

2

  • 'Бездуховность нынешней молодежи'; 'отсутствие идеалов, бездуховность'; 'отсутствие духовности'; 'нет духовности'.

Инфантилизм, несамостоятельность

1

  • 'Иждивенческая позиция'; 'живут за счет родителей'; 'они аморфны, пассивны в поступках'; 'несамостоятельность, зависимость от родителей'; 'несамостоятельные'; 'больше полагаются на помощь родителей'.

Равнодушие

1

  • 'Наплевательское отношение к жизни'; 'им все равно'; 'им все до фени'; 'безразличие, равнодушие'; 'пофигизм'.
Положительные характеристики

30

Свобода, независимость

11

  • 'Она более свободная'; 'свобода мыслей и действий'; 'сейчас она самостоятельно принимает решения, более свободно живет'; 'ощущение себя свободным'; 'более свободны, чем во времена Советского Союза'; 'стремление к независимости от всех, свободе во всем'; 'более самостоятельно строят свою жизнь'; 'большая свобода'; 'рано принимают решения самостоятельные'; 'больше свободы слова'; 'независимые стали'.

Ум, знания

8

  • 'Более развитые, чем раньше'; 'более образованные'; 'более развитые, умные'; 'более умная, эрудированная'; 'более умная, образованная'; 'знания, кругозор шире'; 'умом – они умные, схватывают быстро то, что им нужно'; 'более обширные знания'; 'раньше молодежь туповатенькая была, сейчас больше учатся'; 'молодежь более образованная и более развитая'.

Раскованность

8

  • 'Они более раскрепощены, коммуникабельны'; 'без комплексов'; 'раскованность, отсутствие комплексов'; 'более раскованна, меньше огорчений'; 'нетакие закомплексованные'; 'более раскрепощенные'.

Активность, целеустремленность

6

  • 'Деловая, целеустремленная'; 'целеустремленность &45
Нейтральные характеристики

1

Иной менталитет

1

  • 'Взглядами на жизнь'; 'интересы, взгляды'; 'сознание другое'; 'понятие ожизни вообще'.
Другое

1

  • 'Не было зависти друг к другу, были более открытые'; 'одеваются хорошо ипитаются хорошо'; 'глупость'; 'больше соблазнов'; 'тогда посильней молодежь была'.
Нет ответа, ответ не на тему

22

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: КАКИЕ ОНИ – ХОРОШИЕ МОЛОДЫЕ ЛЮДИ? ОПИШИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, КАК ВЫ ИХ СЕБЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ.

Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Активная жизненная позиция

51

Работящие, трудолюбивые

24

  • 'Умеют работать'; 'хотят трудиться'; 'ведут непаразитический образ жизни, учатся, работают'; 'трудяги'; 'работоспособность'; 'заняты работой'; 'вкалывают'; 'судовольствием учатся, работают'; 'труженики'; 'трудоголики'; 'любят работать'.

Образованные, стремящиеся к знаниям

24

  • 'Стараются получить высшее образование'; 'которые учатся, стараются дальше учиться'; 'хотят получить хорошее образование'; 'жажда знаний'; 'грамотные, эрудированные'; 'учебой интересуются'.

Целеустремленные

19

  • 'Стремящиеся, добивающиеся'; 'знающие, что хотят от жизни'; 'есть цель в жизни, добиваются ее осуществления, не наступая ни на кого'; 'настойчивые в достижении цели'; 'те, кто ставит перед собой цель и претворяет ее вжизнь'; 'добиваться всего в жизни своими делами, трудом'; 'есть цель истремление к ней'; 'знает, что хочет'; 'которые целеустремленные, добиваются успеха'; 'с четко поставленной целью'; 'имеющие цель вжизни истремящиеся к ее осуществлению'; 'живет с целью'.

Самостоятельные

3

  • 'Не плывущие по течению, независимые'; 'надеются на себя'; 'люди самостоятельные в полном смысле этого слова'; 'не стараются ехать на чужих плечах'.

Энергичные, деловые

2

  • 'Деятельные'; 'энергичные'; 'деловые, за что ни возьмутся &45

Культура общения

32

Вежливые, воспитанные

20

  • 'Воспитанные во всех отношениях'; 'высококультурные'; 'вежливые, культурные'; 'их отличает воспитанность, культура общения'; 'вежливые, нематерятся, не хамят, не толкаются в транспорте'; 'нормально воспитанные'; 'интеллигентные, не наглые'; 'умеют себя вести'; 'вежливые, тактичные'.

Уважают старших

9

  • 'Уважительно относятся к старшему поколению'; 'уважают старших, чтут отца и мать'; 'обращаются по-человечески со старшими'; 'помогают пожилым'; 'с уважением относятся к старшему поколению'; 'слушаются родителей'; 'те, кто имеет уважение к пожилым'; 'прислушиваются к мнению старших'; 'терпимые к старшим'; 'внимательные к старшим'; 'прислушиваются к старшим'; 'хорошо относятся к старым'.

Уважают окружающих

4

  • 'Относятся хорошо к людям'; 'уважение ко всем'; 'те, которые относятся так к людям, как к себе хотят относиться'; 'имеют уважение ко всем'; 'которые не мешают жить окружающим'; 'с уважением и любовью относятся кдругим'.

Открытые, коммуникабельные

2

  • 'Компанейские'; 'коммуникабельные, доброжелательные'; 'общительные'; 'умеют общаться'.

Положительные моральные качества

24

Отзывчивые, добрые

13

  • 'Способные к состраданию'; 'внимательная, добрая молодежь'; 'доброжелательные'; 'чуткие'; 'отзывчивые, понимающие, помогающие'; 'человечные'; 'готовые прийти на помощь'; 'добродушные'; 'умение сопереживать, помочь'; 'доброй души'.

Порядочные, честные

11

  • 'Просто порядочные'; 'верные друзья'; 'правдивые'; 'надежные, непродажные'; 'те, кто честно живет'; 'держат слово'; 'совесть, честь'.

Ответственные

2

  • 'Не забывают о своих обязанностях'; 'положиться можно на таких, ответственные'; 'дисциплинированные'; 'чувство ответственности'; 'дисциплинированные, ответственные'.

Ум

8

  • 'Умные'; 'голова есть на плечах'; 'умненькие'.

Отсутствие вредных привычек

7

  • 'Не увлекаются наркотиками, пьянством'; 'спортсмен, не пьет'; 'не колются и не пьянствуют в свободное время'; 'трезвенники'; 'не пьют, не курят'; 'непьющие'; 'без наркотиков'; 'без дурных привычек'; 'ведущие здоровый образ жизни'.

Серьезное отношение к семье

3

  • 'Серьезно относятся к браку'; 'любят свою семью'; 'стремятся создать нормальную семью'; 'помогают родителям'; 'занимаются воспитанием детей'; 'заводят семьи'; 'порядочны в семье'; 'стремление к семье'.

Патриотизм, участие в жизни страны

2

  • 'Преданные своей Родине'; 'патриотичные'; 'уважение к своей стране'; 'любящие Россию'; 'патриоты'; 'выполнение обязательств перед обществом'; 'приносят пользу стране'; 'те, кто в меру своих сил, желаний хочет помочь возрождению страны'; 'поднимающие свою страну'; 'трудятся для Родины'.

Внешний облик

1

  • 'Следят за своей внешностью'; 'красивые'; 'аккуратно одетые'; 'прилично одеты'; 'нормально одетые, без цепей'; 'одеты красиво'; 'нормально одет, прилично выглядит'; 'опрятно одетый'.

Законопослушность

1

  • 'Не убийцы, не воры'; 'законопослушные граждане'; 'не воруют, не хулиганят'; 'не нарушают законы'; 'не преступают закон'.

Другие личностные качества

2

Спокойные, уравновешенные

1

  • 'Спокойные, неагрессивные'; 'уравновешенные'; 'выдержанные'.

Уверенные в своих силах

1

  • 'Верят в себя'; 'незакомплексованные'; 'без комплексов'.

Оптимисты

1

  • 'Веселые'; 'жизнерадостные'.

Другое

1

  • 'Такие, как я'; 'кого посылают на войну – хорошие'; 'молодые все хорошие'; 'в хорошем человеке должно быть только хорошее'; 'они прогрессивны'; 'они просто нормальные люди'; 'они очень разные'; 'все хорошие, только испорчены условиями'.

Нет ответа, ответ не на тему

15

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ОПИШИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ТЕХ, КОГО ВЫ СЧИТАЕТЕ ПЛОХИМИ ЛЮДЬМИ СРЕДИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ.

Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Наркомания, алкоголизм

41

  • 'Наркоманы, алкаши'; 'их косит пьянка'; 'наркомания и пьянство'; 'курят, пьют, дышат бензином, клеем'; 'алкоголики инаркоманы'; 'наркоманы, токсикоманы'.

Лень, тунеядство

20

  • 'Бездельники'; 'лодыри'; 'ленивые – не хотят работать или учиться'; 'тунеядцы, лоботрясы'.

Грубость, хамство, бескультурье

14

  • 'Грубый, хам'; 'грубые, огрызаются со старшими'; 'грубияны'; 'хамоватые'; 'бескультурные'; 'невоспитанные'; 'нецензурно выражаются'.

Бандитизм, воровство, хулиганство

13

  • 'Воры, убийцы'; 'кто ворует, избивает'; 'бандиты'; 'воры, хулиганы'; 'лохотронщики, живут за счет обмана, жульничества'; 'занимаются бандитизмом, воровством'; 'буяны, хулиганы'.

Агрессивность, жестокость, злость

4

  • 'Злые, жестокие'; 'агрессивные, раздражительные'; 'агрессивные, жестокие'; 'злые, ожесточенные'.

Аморальность, безнравственность

4

  • 'Безнравственные'; 'у которых ничего святого'; 'развратные'; 'аморальность'; 'без морали'.

Слабохарактерность

4

  • 'Люди без стержня'; 'слабохарактерные, не способные к борьбе'; 'безвольные'; 'которые плывут по течению'.

Отсутствие цели в жизни

3

  • 'Без цели в жизни'; 'у него нет цели'; 'ни к чему не стремятся, ничем не интересуются, не увлекаются'; 'отсутствие цели'; 'ни к чему не стремятся, нет цели в жизни, не хотят создавать будущее'; 'которым ничего не надо, нет цели'; 'живущие без цели'.

Иждивенчество

3

'Сидят на шее у родителей'; 'живущие за счет других'; 'иждивенцы'; 'любители жить за чужой счет'; 'любители сидеть на чужой шее'.

Эгоизм

2

  • 'Глубоко эгоистичны'; 'сумасшедшие эгоисты'; 'думающие о себе, эгоистичные'; 'эгоцентризм'.

Глупость, необразованность

2

  • 'Необразованные'; 'глупые';

Беспризорность

2

  • 'Бродяги'; 'бомжи'; 'беспризорничают по улицам'; 'беспризорники'.

Общие отрицательные оценки

2

  • 'Нелюди'; 'гопники'; 'отморозки'; 'оболтусы'; 'с рогами и копытами'.

Скинхеды

1

  • 'Скинхеды'; 'бритоголовые'; 'фашисты-скинхеды'.

Другое

1

  • 'Зэки'; 'учатся плохо'; 'плохие у нас в зоне'.

Нет ответа, ответ не на тему

17

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 13-14 июля 2002 г. 1500 респондентов.


 
3.Опрос экспертов

ВОПРОС: С КАКОГО ВОЗРАСТА, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ЧЕЛОВЕКА МОЖНО ПРИЧИСЛИТЬ КМОЛОДЕЖИ?

ВОПРОС: КОГДА, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, МОЛОДЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ КОНЧАЕТСЯ И НАСТУПАЕТ СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ?

ВОПРОС: А КОГДА, НА ВАШ ВЗГЛЯД, ЗАКАНЧИВАЕТСЯ СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ И ЧЕЛОВЕКА МОЖНО ОТНЕСТИ К СТАРШЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ?

ВОПРОС: ОДНИ ГОВОРЯТ, ЧТО СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЕЖЬ БОЛЕЕ РАЗВИТАЯ, ОБРАЗОВАННАЯ, УМНАЯ. ДРУГИЕ УТВЕРЖДАЮТ, ЧТО РАНЬШЕ МОЛОДЕЖЬ БЫЛА БОЛЕЕ РАЗВИТАЯ, УМНАЯ, ОБРАЗОВАННАЯ, ЧЕМ НЫНЕШНЯЯ. КАКАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ ВАМ БЛИЖЕ – ПЕРВАЯ ИЛИ ВТОРАЯ?

Телефонные интервью с представителями региональных властных, интеллектуальных и медиаэлит 9-11 июля 2002 г. 130 экспертов.


 
4.Приложение.Таблицы

ЕСТЬ ТРАДИЦИОННОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ЛЮДЕЙ НА ПОКОЛЕНИЯ - МОЛОДЕЖЬ, СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ И СТАРШИЙ ВОЗРАСТ. С КАКОГО ВОЗРАСТА, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ЧЕЛОВЕКА МОЖНО ПРИЧИСЛИТЬ К МОЛОДЕЖИ?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы большие города малые города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)100511329313846543130392133331227363013183725269152491431004852333038
до 14 лет 12134181081212171278111512121212201310101212912151211121311151110
14 - 15 лет 3332333529343332373329233336413131362635363040293329313132343039323933
16 лет 2223271922252321192521202618222520212414222621261426251824202417201920
17 - 19 лет 2324212125222025211927272024192126202226212417193224172624211923231723
20 лет и старше108157121111106101521106610111071011118121391212811121091410


КОГДА, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, МОЛОДЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ КОНЧАЕТСЯ И НАСТУПАЕТ СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы большие города малые города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)100511329313846543130392133331227363013183725269152491431004852333038
до 25 лет 141691313141611151412916169141413101114161612813131712161813161416
25 - 29 лет 3029253328303129323227213232332927353335292633243330252549333332383327
30 - 34 года2928362631282730273327303125302629282633272921303332283221282432233428
35 - 39 лет 13141414121413141511141610131816131312916141118131222121711121115810
40 лет и старше1313151316111115109192110121114161018101315161313131113198117813


А КОГДА, НА ВАШ ВЗГЛЯД, ЗАКАНЧИВАЕТСЯ СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ И ЧЕЛОВЕКА МОЖНО ОТНЕСТИ К СТАРШЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы большие города малые города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)100511329313846543130392133331227363013183725269152491431004852333038
до 40 лет 1213718991310171096141310111015101611101181312614301111101887
40 - 49 лет 2828283228273027303323262729333025302334263131203229322233313130343723
50 - 54 года2726292626292727273025243026272726272723292824332824362720232421222323
55 - 64 года2727302131282430222434352626242831233421272825312431213313272331202634
65 лет и старше 554365453288346365455375344347776510


К КАКОЙ ГРУППЕ ВЫ СЕБЯ ОТНОСИТЕ - К МОЛОДЕЖИ, К ЛЮДЯМ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА ИЛИ К ЛЮДЯМ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы большие города малые города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)100511329313846543130392133331227363013183725269152491431004852333038
к молодежи24287451416262268811032223025182528252421262424232322252426226591
к людям среднего возраста3635303734373735307115143850324329373537353831404136374029353833306516
к людям старшего возраста39366418514735432218477302637325236363740424235354139384540364442582
затрудняюсь ответить11001010110001100101101000111111011


КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, С КАКОГО ВОЗРАСТА ОБЫЧНО МОЖНО СЧИТАТЬ ЧЕЛОВЕКА ВЗРОСЛЫМ?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы большие города малые города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)100511329313846543130392133331227363013183725269152491431004852333038
до 18 лет 1011410128911119111012891191114991061061511121212111271413
18 - 19 лет 2224212221232024252021262120231923222223222322211924211843151019141615
20 - 24 года3230323131323132313331313034313533283121363326293329434116283126332528
25 - 29 лет 1919231620202019181721161823191418232127161724202414171324212319212220
30 лет и старше14131917111417111216131416121117131211151216141615178115131214131114
затрудняюсь ответить43144343443343733425418331040111310121210


ОДНИ ГОВОРЯТ, ЧТО СРЕДИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ БОЛЬШЕ ХОРОШИХ ЛЮДЕЙ. ДРУГИЕ ГОВОРЯТ, ЧТО СРЕДИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ БОЛЬШЕ ПЛОХИХ ЛЮДЕЙ. КАКАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ ВАМ БЛИЖЕ - ПЕРВАЯ ИЛИ ВТОРАЯ?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы большие города малые города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)100511329313846543130392133331227363013183725269152491431004852333038
первая 4852415745444749564942404750584645544764464251405348494443454049435141
вторая 2724382029312628212831342626213028242521263523342727252939212220232021
затрудняюсь ответить2423202125242622222327262622212327202816262326261824262718343731352937


ВЫ ПОНИМАЕТЕ ИЛИ НЕ ПОНИМАЕТЕ СОВРЕМЕННУЮ МОЛОДЕЖЬ? ОНА ВАМ НРАВИТСЯ ИЛИ НЕ НРАВИТСЯ?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы большие города малые города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)100511329313846543130392133331227363013183725269152491431004852333038
понимаю и нравится 3136154527253132492920213232453025383433312834332827393136423845455926
понимаю, но не нравится 2020202320182318232415152123182319192023201917272722101425161417181316
не понимаю, но нравится 10101541212910511131310958128131171166131016915769868
не понимаю и не нравится 252038152332232613233534242220262819172526282523202426311916181514924
затрудняюсь ответить1413121217131414111417171414121315151681613171011189145192414161326


Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 13-14 июля 2002. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов.





База данных ФОМ > Работа и отдых > Молодежь: кто это и какая она?