Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/pol_par/fashizm/dd021831




Российские неофашисты: методы неприемлемы. А цели?

09.05.2002 [отчет] [ Опрос населения ]







 
При упоминании о фашизме у наших соотечественников сразу же возникают исторические ассоциации с гитлеровской Германией и Второй Мировой войной. В этом контексте 'фашист' – всегда 'враг'. Вместе с тем, на сегодняшний день в самой России существуют приверженцы фашистской идеологии. Отечественные последователи немецких национал-социалистов выступают в роли 'защитников русской нации' от всевозможных инородцев, а мысль о необходимости такой защиты находит отклик у многих россиян. Отсюда – двойственность в суждениях наших соотечественников по данной проблеме.

Отметим: само слово 'фашизм' несет столь прочно укоренившуюся негативную коннотацию, что даже те, кто вполне разделяет идеи радикальных националистов, как правило, не идентифицируют свои взгляды как фашистские. Тем не менее, 12% респондентов заявили, что в фашизме как в системе взглядов есть некоторые положительные моменты. Такую точку зрения чаще, чем в среднем по опросу, высказывают люди с высшим образованием и молодежь. Однако данный факт вовсе не означает, что среди этих слоев реально больше людей, разделяющих фашистские взгляды. Очевидно, для людей образованных и молодых само понятие 'фашизм' является менее табуированным – и поэтому они способны отделить фашизм как идеологическое построение от явления, имеющего конкретную историческую наполненность.

Вопрос: 'Одни считают, что в фашизме как в системе взглядов есть некоторые положительные идеи. Другие считают, что в фашизме нет ничего положительного. С каким мнением – с первым или вторым – Вы согласны?'


 

Все

Образование

ниже среднего среднее общее среднее спец. высшее

С первым

12

4

13

14

17

Со вторым

77

79

76

77

77

Затр. ответить

10

16

11

9

5



Респондентов считающих, что в фашистской идеологии есть положительные идеи, попросили назвать их. Оказалось, что поддержку части россиян находят два аспекта.

Во-первых, это национальная идея, часто трактуемая как патриотизм (3%).
  • 'Национальный дух, патриотизм, сохранение самобытности', 'воспитание гордости за свою нацию', 'сохранение национальной целостности' (открытый вопрос).
Неудивительно, что в обществе, страдающем от разобщенности и национальной ущемленности, слова о возрождении нации и сохранении ее целостности находят отклик. Однако встречаются и сторонники более радикальной идеи 'чистой расы' (1%).

Во-вторых, фашизм нередко ассоциируется с дисциплиной и порядком (3%):
  • 'Высокая дисциплина, почитание старших, выполнение приказов', 'у них дисциплина – нам такой и не снилось', 'быстрое наведение порядка' (открытый вопрос).
Таким образом, фашистская идеология резонирует с двумя очень значимыми потребностями российского общества – в единстве и в порядке.

По мнению 77% участников опроса, в фашизме нет ничего положительного. За последний год у этой точки зрения немного прибавилось сторонников, а число ее противников сократилось.

Вопрос: 'Одни считают, что в фашизме как в системе взглядов есть некоторые положительные идеи. Другие считают, что в фашизме нет ничего положительного. С каким мнением – с первым или вторым – Вы согласны?'


 

29-30 апреля 2001

27-28 апреля 2002

С первым

16

12

Со вторым

75

77

Затр. ответить

9

10



Наблюдающийся спад позитивного отношения к идеям фашизма происходит на фоне растущей осведомленности о деятельности профашистских организаций в России. Действия этих организаций и их заявления вызывают отрицательную реакцию у большинства россиян. О факте существования в стране движений фашистской направленности осведомлены 79% респондентов, а об их деятельности в своих регионах – 33%. Год назад эти цифры были несколько ниже.

 

29-30 апреля 2001

27-28 апреля 2002

Вопрос: 'Как Вы полагаете, сегодня в России существуют или не существуют организации, которые придерживаются фашистских взглядов?'

Существуют

76

79

Не существуют

6

6

Затр. ответить

17

15

Вопрос: 'Скажите, Вам приходилось или не приходилось слышать о том, что в вашем регионе, области есть сторонники фашистских взглядов?'

Приходилось

29

33

Не приходилось

56

57

Затр. ответить

15

10



Наибольшую осведомленность в данном вопросе проявляют люди с высоким уровнем образования, молодежь и жители мегаполисов. Это неудивительно, так как именно в мегаполисах деятельность профашистских организаций наиболее заметна. Наблюдаются существенные различия по регионам. Так, в Центральном и Северо-Западном округах о местных сторонниках фашистской идеологии известно почти половине респондентов – и это существенно больше, чем в других регионах.

Вопрос: 'Скажите, Вам приходилось или не приходилось слышать о том, что в вашем регионе, области есть сторонники фашистских взглядов?'


 

Все

Федеральные округа

Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный

Приходилось

33

47

48

26

23

38

29

11

Не приходилось

57

43

40

64

67

52

62

79

Затр. ответить

10

11

13

10

10

10

9

9



Две трети россиян (68%) полагают, что сторонники фашистских взглядов представляют реальную опасность для общества. Не считают их опасными 21% респондентов. Отметим, что страх оказался наиболее выражен в регионах, где о деятельности профашистских организаций мало кто слышал. А вот в Центральном и Северо-Западном округах, где деятельность таких объединений наиболее заметна населению, велика доля респондентов, считающих, что они не представляют угрозу для общества.

По мнению 76% респондентов, закон о запрете общественных объединений, придерживающихся фашистских взглядов, необходим. С этим не согласны только 13% опрошенных, что на 6 п.п. меньше, чем год назад. Данный факт еще раз подтверждает, что активизация деятельности профашистских организаций не принесла им новых сторонников.
  • 'Власть должна запрещать эти фашистские, скинхедовские выходки. Ни в коем случае нельзя. Если фашизм у нас пойдет, то он пойдет по полной программе. Люди обозлены, накалены, войны будут неслабые – всякий триллер позавидует' (ДФГ, Воронеж).
Среди тех, кто высказывается против запрета фашистских организаций, не только сторонники этих движений, но и те, кто просто не считает их опасными до тех пор, пока они не нарушают общественный порядок.
  • 'На самом деле это, конечно, плохо. Но процент какой-то все равно есть националистический: так же, как традиционная и нетрадиционная сексуальная ориентация, – есть аномалии. Нельзя контролировать их. Они существуют. Лишь бы это не нарушало общественный порядок' (ДФГ, Москва).
Только четверть респондентов (24%) считают, что власти действительно борются с фашистскими организациями. По мнению 51% опрошенных, власти предпочитают закрывать глаза на их деятельность. Однако не следует забывать, что ответы на этот вопрос говорят не только об отношении к практическим мерам властей в данной области, но и об общем уровне доверия к власти. Участники ДФГ высказывают мнение, что действия организаций фашистского толка даже выгодны властям.
  • 'Власти это выгодно, я думаю. Принцип 'разделяй и властвуй' у нас не работает что ли?' (ДФГ, Воронеж).
По каким признакам россияне определяют организации фашистского толка? Для того чтобы разобраться в этом, респондентам был задан соответствующий открытый вопрос. Как выяснилось, главным признаком фашистской организации в массовом сознании является атрибутика (31%), к которой относят фашистскую символику (22%) и специфический внешний вид (9%).
  • 'Они одеты в черное, у них кресты, свастика'; 'выкрикивают 'хайль Гитлер''; 'форма, свастика, обувь'; 'внешне они устрашающе выглядят: наколки, головы бреют' (открытый вопрос).
Чуть реже респонденты говорили об идеологических установках сторонников фашизма (24%). Здесь главное – крайний национализм и расизм (20%).
  • 'Возвышение одной нации над другой'; 'расизм, антисемитизм'; 'выступают за чистоту расы'; 'геноцид, упор на определенные избранные нации по цвету глаз, волос' (открытый вопрос).
Помимо этого к фашистским относят те организации, которые сами так себя называют (4%):
  • 'Проповедуют идеологию Гитлера'; 'заявляют сами открыто об идеалах фашизма' (открытый вопрос).
Кроме атрибутики и идеологии респонденты считают характерным для фашистов определенный тип поведения (21%). Прежде всего речь идет о жестокости и агрессивности (14%):
  • 'Человеконенавистничество'; 'жестокость, злоба людей'; 'агрессивность, враждебность этих организаций' (открытый вопрос).
Нередко упоминается и о конкретных проявлениях агрессии, нападениях на людей и актах вандализма (7%):
  • 'Глумление над памятниками истории и культуры'; 'вандализм на кладбищах'; 'мордобитие на рынках'; 'убивают представителей других наций'; 'устраивают массовые беспорядки' (открытый вопрос).
Таким образом, ответы на этот вопрос свидетельствуют о том, что в обществе преобладает поверхностное представление о фашизме. Наши сограждане воспринимают фашизм преимущественно через его внешние проявления: до тех пор, пока люди не возьмут в руки знамя со свастикой и не пойдут устраивать погромы, мало кому в России придет в голову называть их фашистами. Впрочем, в ответах участников общероссийского и московского опросов наблюдается существенное расхождение. Если среди первых об идеологических установках профашистских организаций вспомнили только 24%, то среди вторых их упоминают 38%. Надо отметить, что, называя признаки фашистских организаций, москвичи говорили об идеологии даже чаще, чем о внешних атрибутах и символах.

Говоря о российских неофашистах, нельзя обойти вниманием скинхедов. Это слово знакомо примерно половине опрошенных (25% – 'знают', 24% – 'что-то слышали'). Респондентам был задан открытый вопрос: 'Как Вы считаете, кто такие скинхеды, чем они занимаются, чего добиваются?'. Надо отметить, что почти у всех ответивших на этот вопрос респондентов существует вполне адекватное представление о предмете разговора.

Чаще всего о скинхедах говорят как о фашистской организации (13%), состоящей преимущественно из молодежи:
  • 'Молодежное движение со своей атрибутикой и расистской идеологией'; 'молодежь, придерживающаяся фашистских взглядов'; 'это фашистская организация, которая добивается власти' (открытый вопрос).
О националистической и расистской направленности скинхедов говорится в 11% ответов:
  • 'Молодежные группировки, которые борются с кавказцами и неграми'; 'занимаются этнической чисткой'; 'их девиз: бей негров, долой иностранцев'; 'перебивают всех, кто нерусские' (открытый вопрос).
Во многих ответах отмечается явная агрессивность и хулиганское поведение скинхедов (9%):
  • 'Они хулиганы, учиняют погромы'; 'всё бьют, ломают, пугают старых и молодых, наводят беспорядок'; 'избивают и убивают мирных жителей'; 'хулиганствующие отморозки' (открытый вопрос).
Участники опроса обращают внимание и на внешний вид скинхедов (5%):
  • 'Бритоголовые, со свастикой молодежь', 'бритые головы, кожаные куртки' (открытый вопрос).
К портрету скинхедов можно добавить 'глупость и дурь' (2%) а также безделье (2%): 'молодежь, которая не хочет работать'.

Проскальзывает мысль о том, что эти люди – лишь марионетки в чьих-то руках, попавшие под дурное влияние 'заблудшие овцы' (1%):
  • 'малолетки, руководимые какой-то сволочью', 'кто руководит, под ту дудку они и пляшут' (открытый вопрос).


  • 'Я могу сказать, что они обрабатывают молодежь. И что из этого выйдет, непонятно. Но они так это целенаправленно делают: они связываются с фанатами спартаковскими... То есть там все взаимосвязано, какие-то там подводные течения, но на них повесили ярлык как бы в СМИ, что они бьют азербайджанцев на рынках и около метро, и все' (ДФГ, Москва).
Большинство респондентов, знающих, о том, кто такие скинхеды, считают их фашистами (29%) (Здесь и далее приводятся проценты от общего числа опрошенных. Вопросы задавались только тем, кто ответил, что знает или что-то слышал о скинхедах (49%).), противоположной позиции придерживаются 9% наших сограждан. Положительная оценка действий скинхедов встречается крайне редко (1%), чаще всего их оценивают негативно (37%). Видят в деятельности этого движения как положительные, так и отрицательные стороны 5% опрошенных.

Двойственное отношение к скинхедам хорошо проявляют высказывания участников ДФГ. С одной стороны, скинхедов осуждают за жестокость, боятся, что в слепой ярости им будет все равно, кого бить – 'своих' или 'чужих'. С другой стороны, осуждая методы, которыми действуют скинхеды, участники дискуссии часто сочувствуют их целям и видят в самом факте существования таких организаций определенную пользу. Страх стать самому жертвой скинхедов часто сочетается с полным равнодушием к судьбе тех, на кого направлена их агрессия. Неслучайно возникает аналогия с хищниками, 'санитарами леса': их боятся, но признают их необходимость для поддержания баланса сил.
  • 'Модератор: Как вы относитесь к деятельности этих организаций – скинхеды, РНЕ, которые мы с трудом различаем.
Юля: Отрицательно, если они жестокие.

Катя: Конечно, жестокие.

Игорь: А может быть, они, наоборот, не жестокие.

Галя: А может, санитары леса – очищают они нас.

Игорь: Пусть они эти рынки очищают. Кроме них никто не может противостоять. Мы мало знаем.

Юля: Кроме них еще есть казаки, казаки тоже.

Игорь: Это надо знать конкретно, кого они бомбили, что бомбили. Они русских не трогали ни одного. Именно только кавказской национальности.

Катя: Почему? Русских тоже бьют у метро эти же скинхеды.

Игорь: А это уже не они.

Катя: Откуда вы знаете?

Игорь: У нас стоят такие же. Вон все, наверно, знаете на горке магазин. Пойдите вечером. Там стоят... И сумки отнимут, и что хочешь.

Катя: Это бандиты. Какие они борцы за национальные права?! Это бандиты просто' (ДФГ, Москва).
  • 'Модератор: У вас к ним (к профашистским организациям) какое отношение?
Алексей: Мне они ничего плохого не делают.

Модератор: Ну да, они делают другим национальностям.

Вадим: Это нас не касается.

Алексей: Вы знаете, если честно, я сам сторонник очищения этого. Я не говорю, что я сам поддерживаю или сам я фанат такой же, но я не против.

Вадим: Ну, дадут по сопатке. И что? Великая беда' (ДФГ, Воронеж).
  • 'У них свои определенные идеи. В принципе, может быть, они и правы. В чем они неправы? Только в своей жестокости. В том, что они избивают. А идеи-то у них верные. Мы же все говорим о выселении других национальностей. Уже этим мы поддерживаем национальные единства. Поэтому нужно провести какую-то грань. У нас нет закона определенного, ограничивающего какую-то деятельность. Если мы идем, значит, мы топчем совершенно. А можно подойти, сказать каким-то образом, что люди развернутся и уйдут сами' (ДФГ, Воронеж).
Если еще раз обратить внимание на цифры, то мы увидим, что большинство россиян (77%) с осуждением относятся к идеям фашизма. Однако реальная картина не столь оптимистична. Иммунитет населения против фашизма основан скорее на страхе перед действиями фашистов, чем на отрицании их ценностей.