www.fom.ru · поиск · · расширенный поиск ·      








14.07.2005

Революция: информированность и отношение

Еще недавно слово "революция" имело совершенно отчетливый шлейф значений: героика, прогресс, старое и новое, воля масс и т.д. Социалистическая революция 1917 года и сегодня является главным источником образов и представлений людей о таком социальном феномене (в ответ на просьбу назвать наиболее известные революции 68% вспомнили события октября 1917 года, 24% – Великую французскую революцию, 6% назвали кубинскую революцию, 5% – революцию 1905 года). Вместе с тем, можно предполагать, что в представлениях россиян происходят существенные изменения: помимо процессов реинтерпретации истории советского времени, протекающих с разной степенью интенсивности на протяжении последних 20 лет, история общественных переворотов пополнилась опытом "цветных революций" на пространстве бывшего СССР (в сумме о них вспомнили 4% опрошенных).

Ответы россиян на открытый вопрос-просьбу объяснить значение понятия "революция" показывают, что чаще всего его трактуют как захват власти и смену политического строя (43%): "вооруженный захват власти, смена курса"; "насильственное свержение существующего строя"; "государственный переворот группой лиц"; "когда к власти приходит другой класс общества"; "когда происходит резкая смена общественного строя путем насилия". Второй по распространенности тип трактовок – объяснение революции как "своеобразного волеизъявления народа" в форме народного восстания и коллективного насилия, бунта (14%): "восстал народ, взялся за оружие"; "народ поднялся против власти"; "борьба народа за свои права"; "взрыв недовольства народных масс"; "народ выступает за хорошую жизнь"; "это когда бьются за справедливость".

И третья группа суждений – представления о революции как о радикальных изменениях в обществе, в истории, в жизни людей, в экономике, культуре и т.д. (11%): "глобальные изменения в обществе"; "изменение в ходе истории"; "изменение ситуации посредством радикальных действий"; "масштабное изменение, внезапное и сильное"; "насильственное изменение уклада жизни"; "скачок вперед, перелом в жизни".

Отдельно следует отметить высказывания с отчетливыми негативными характеристиками, интерпретирующими революцию как анархию, кровопролитие, гражданскую войну и в целом – социальную катастрофу (в сумме – 10%): "кровавая бойня"; "кровопролитие в угоду сильным"; "много крови – и ничего, только страдают простые люди"; "это братоубийство"; "это страшно, это кровь молодых, результаты ее непредсказуемы"; "анархия"; "беззаконие"; "террор, грабеж, разорение государства"; "люди разбиваются на два лагеря и воюют друг с другом"; "как великий грех перед народом".

Любопытно, что только треть респондентов (32%) соглашаются с мнением, что революции, как правило, помогают развитию общества, тогда как 40% сочли более правильной противоположную точку зрения: что они мешают его развитию. Кроме того, треть россиян (33%) полагают, что революции происходят только тогда, когда народ этого хочет, но 50% уверены, что она может происходить даже тогда, когда люди этого не хотят. Показательно, что суждения наших сограждан на эти темы образуют вполне отчетливые интерпретативные схемы. Среди тех, кто уверен в прогрессивной роли революций, существенно больше считающих именно "народ" их главным "автором" (51% от величины этой группы). И наоборот: среди тех, кто воспринимает революцию как помеху общественному развитию, более половины уверены, что она все-таки может совершиться, даже вопреки воли народа (67% от величины группы).

ВсеРеволюции развитию общества ...
помогаютмешаютзатр. ответить
Доли групп, %100324028
Вопрос: "Одни считают, что революции происходят только тогда, когда народ этого хочет. Другие полагают, что революции могут происходить даже тогда, когда народ этого не хочет. С каким мнением – с первым или вторым – Вы согласны?"
С первым33512526
Со вторым50386739
Затр. ответить1712835

В качестве причин, вызывающих революции, россияне чаще всего называют противостояние власти и народа: когда первая демонстрирует слабость и неспособность к социальному диалогу, а второй – решимость бороться против несправедливости (такая тема звучала в высказываниях 38% опрошенных). Почти так же широко распространено представление, что революцию провоцируют социальные проблемы и объективные обстоятельства (в целом об этом говорили 34%). Вдвое реже встречается точка зрения, согласно которой причины революций кроются внутри самой власти, борьбы различных группировок и элит, действующих исходя из собственной выгоды (в сумме об этом говорили 16% опрошенных).

Было бы логично предполагать, что восприятие революции как прогрессивного или контр-прогрессивного явления связано с оценками людьми сегодняшних тенденций в развитии нашей страны. Между тем, такой связи по материалам опроса не выявляется. Так, среди уверенных в том, что страна "развивается в неправильном направлении" (44%), способствующей прогрессу называют революцию 33% респондентов, мешающей прогрессу – 41%. Но те же самые пропорции обнаруживаются и в ответах тех, кто считает направление развития нашей страны верным, правильным (таковых 29%): 36% против 44%. Это позволяет сформулировать осторожное предположение о том, что несмотря на существование определенного протестного потенциала, социального беспокойства, – собственно революционных настроений, индикатором которых является повышение субъективной ценности революционного действия, в российском обществе сегодня не наблюдается.

Иван Климов

Фонд "Общественное мнение". Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. Метод опроса - интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. 9 июня 2005 года. 1500 респондентов.




База данных ФОМ > Партии и политики > Цветные революции > Революция: информированность и отношение