www.fom.ru · поиск · · расширенный поиск ·      








15.09.2003, Интернет в России / Россия в Интернете

Политические предпочтения пользователей интернет в июле-августе 2003 г



Эмпирическая основа.


Анализ политических предпочтений и избирательной активности проведен на основе общероссийских опросов населения по проекту "Пента" в июле и августе 2003 года. Общий ежемесячный размер выборки - 6000 респондентов. Доля пользователей сети Интернет летом составила 11%, т.е. около 660 респондентов ежемесячно. Исследуемая совокупность - население России в возрасте от 18 лет и старше. Выборка случайная, стратифицированная (по крупным экономико-географическим регионам и городскому / сельскому населению), трехступенчатая (административные районы - избирательные участки - жилища). Опросы проводятся в режиме личного интервью по месту жительства респондентов.

Серии опросов, проведенные в июле и августе, позволили проанализировать особенности политических предпочтений и потенциальной избирательной активности пользователей сети Интернет в летнюю декаду и сравнить полученные данные с результатами предыдущих исследований.

Распределение политических предпочтений интернет-пользователей по партиям выглядит следующим образом:

Вопрос: "Если вы примете участие в выборах в Госдуму в декабре этого года, то за какую из перечисленных партий вы скорее всего проголосуете?". Приведены данные по пяти ведущим партиям.





Проведенные опросы показали, что с мая месяца и практически в течение всего лета уровень поддержки КПРФ пользователями сети держался на уровне 6%. Единственным исключением стал июль, когда рейтинг этой партии временно вырос до 8%. При этом на приведенных графиках видно, что уровень поддержки КПРФ российскими пользователями Интернета значительно ниже общероссийского уровня. В частности, в августе рейтинг равнялся 6% среди пользователей Сети и 20% для страны в целом.

Партия "Единая Россия" стабильно сохраняет свой рейтинг в 21% среди пользователей Интернета. При этом популярность "Единой России" среди интернет-пользователей равна общероссийской.

С правой стороны политического спектра уровни поддержки партий отечественными пользователями Интернета превышают общероссийские. За партию "Яблоко" в августе собирались голосовать 10% пользователей Сети, а общероссийский рейтинг этой партии - 5%. Следует отметить, что уровень поддержки "Яблока" пользователями Интернета подвержен незначительным колебаниям. Самая высокая отметка за последние полгода - 11%, самая низкая - 8%.

Другая партия правого фланга политического спектра - СПС - более популярна среди интернет-пользователей, чем "Яблоко". В августе уровень поддержки этой партии отечественными пользователями Сети составил 15%. Для сравнения - общероссийские рейтинги обеих партий в течение всего лета были практически равными и составляли 5-6%. Рассматривая динамику уровня поддержки СПС пользователями Сети, следует отметить временное падение рейтинга до отметки в 9% в июле и последующий рост до 15% в августе.

Уровень популярности ЛДПР среди российских пользователей Сети летом стабильно приближался к общероссийскому. В августе рейтинг ЛДПР среди интернет-пользователей и среди всех жителей России практически сравнялись (9% и 8% соответственно), тогда как в мае разница была более заметной (12% против 7%). Заметим, что это сближение произошло именно из-за падения уровня поддержки партии пользователями Сети, тогда как общероссийский рейтинг все лето был стабилен.

Из предыдущего анализа видно, что КПРФ, являющаяся партией политического левого фланга, менее популярна среди пользователей Интернета, чем по стране в целом, тогда как "правофланговые" СПС и "Яблоко" напротив, относительно более популярны. И это при идентичном рейтинге "Единой России" среди пользователей Сети и жителей страны в целом. Посмотрим, справедлив ли тезис о смещении политических предпочтений интернет-пользователей слева направо по политическому спектру, когда речь идет о политиках, а не о партиях. Для этого от анализа партий перейдем к рассмотрению ситуации с политиками (анализ проведен на основе ответов на вопрос: " Представьте себе, что в ближайшее воскресенье состоятся президентские выборы с участием перечисленных политиков. За кого из этих политиков вы бы проголосовали?". Данные в графическом формате приводятся для тех политиков, которые имеют значимую разницу уровней популярности среди пользователей Интернета и жителей страны в целом.

Уровень поддержки лидера КПРФ Г.Зюганова среди пользователей Интернета в несколько раз ниже, чем среди всех россиян. Ситуация аналогична более низкой по сравнению с населением популярности у пользователей сети самой КПРФ.

В августе за Г.Зюганова проголосовали бы 13% россиян и только 4% интернет-пользователей. При этом популярность Г.Зюганова среди пользователей Сети с апреля практически не изменяется, стабилизировавшись на уровне 4%.

Уровень поддержки лидеров "Единой России" среди пользователей Интернета, практически не отличается от общероссийской. Так, за С.Шойгу в августе готовы были голосовать 2% пользователей сети и столько же россиян. Аналогичны уровни поддержки Е.Примакова. За Ю.Лужкова - 2% пользователей Интернета и 1% россиян.

Уровень популярности лидера ЛДПР В.Жириновского среди пользователей Интернета остался на уровне 7%, что лишь немного выше его общероссийского рейтинга.

Что касается лидеров "правых" партий, то за Г.Явлинского в августе отдали бы свои голоса 5% интернет-пользователей, за Б.Немцова - 2%. Для сравнения - общероссийские рейтинги этих политиков в августе находились на уровне 2% для Г.Явлинского и 1% для Б.Немцова. Эти цифры достаточно стабильны во времени и мало отличаются от общероссийских.

Результаты проведенных опросов позволяют отметить, что относительно высокая популярность "Яблока" и СПС среди пользователей Сети по сравнению со всеми жителями страны не сопровождается аналогичным повышенным рейтингом лидеров этих партий.

Уровень поддержки пользователями Интернета действующего президента страны В. Путина значительно выше, чем у любого другого политика.

Из графика видно, что рейтинг В.Путина среди Российских пользователей Интернета не просто значительно выше рейтингов всех других политиков, он превышает и общероссийский рейтинг В.Путина. Среди пользователей Интернета доля людей, готовых проголосовать за В. Путина, заметно выше, чем среди жителей страны в целом. Разница рейтингов устойчиво держится на уровне 10%-12% (исключением является только май). Этот факт вместе с относительно более низким по сравнению с общероссийским рейтингом Г.Зюганова и практически равными общероссийским рейтингами лидеров партий правого фланга и центра позволяет предположить, что В.Путин воспринимается пользователями Интернета как политическая фигура правого фланга политического спектра.

В отношении избирательной активности значительных отличий пользователей Интернета от населения страны в целом нет.

Доля пользователей Интернета, намеренных принять участие в выборах депутатов Государственной Думы в декабре этого года, медленно, но устойчиво растет. В августе она составила 72%, незначительно отличаясь от общероссийской (которая в августе равнялась 74%).




База данных ФОМ > Партии и политики > Интерес к политике > Политические предпочтения пользователей интернет в июле-августе 2003 г