Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/polit/o844920




ГОЛОСОВАНИЕ ЗА БЛОК ИЛИ ПАРТИЮ: КРИТЕРИИ ВЫБОРА

16.12.1998 [отчет] [ Петрова А.С. ]






ИСТОЧНИК ДАННЫХ


Общероссийский опрос населения по репрезентативной выборке в 56 населенных пунктах 29 областей, краев и республик всех экономико-географических зон России. Интервью по месту жительства. Объем выборки – 1500 респондентов. Опрос проводился 5-6 декабря 1998 года.

Респонденты отвечали на два вопроса - закрытый (предполагающий стандартные варианты ответа):

"Для одних при голосовании на выборах главное – программа политического блока (партии), для других главное – политик, возглавляющий партию, ее лидер. А для Вас лично что важнее при голосовании – программа партии или ее лидер?"

и открытый (предполагающий ответ в свободной форме):

"Что, помимо личности лидера и содержания программы, Вы учитываете, когда принимаете решение, за какой политический блок (партию) голосовать на выборах?"

Результаты приведены в процентах от общего числа опрошенных.

РЕЗУЛЬТАТЫ


Первый вопрос


Около половины всех опрошенных (48%) утверждают, что на их личный политический выбор в большей мере влияют партийные программы.

Треть респондентов (33%) заявили, что их решение, за какую партию или блок голосовать, определяет прежде всего личность лидера.

Чуть менее пятой части всех опрошенных (19%) затруднились с ответом.

Второй вопрос


Практически половина респондентов (49%) отказалась или затруднилась назвать дополнительные критерии, влияющие на решение при голосовании за блок (партию) на выборах.

Чуть меньше пятой части опрошенных (19%) ответили не на тему – они не назвали дополнительных критериев, а еще раз подчеркнули исключительную важность основных – личности лидера и программы партии.

Содержательные ответы на тему вопроса дали 32% респондентов.

Из этих ответов можно выделить десять дополнительных критериев, на которые ориентируются избиратели при голосовании за политический блок (партию) на выборах.

Так, помимо личности лидера и программы, многих (11%) интересуют при выборе конкретные, практические дела партии, предшествующий опыт ее работы. Респонденты этой группы судят о блоке, партии по делам, а не по словам ее представителей: "смотрю, в чем она себя реально проявила"; "выполненная ими работа"; "действенные результаты"; "дела партии для народа"; "результаты деятельности этой партии"; "что эта партия сделала хорошего для народа"; "их дела, поступки, выполнение предыдущей программы"; "конкретные действия в политической и экономической жизни"; "конкретные дела до выборов"; "методы работы"; "смотрю на выполнение программы, а не на разговоры"; "насколько блок, партия верны своим обещаниям"; "поведение в Госдуме"; "партия должна себя зарекомендовать"; "политический опыт, конкретные действия"; "практические предыдущие действия и результаты"; "предыдущая деятельность блока"; "прошлые заслуги или промахи"; "работа, проделанная этой партией"; "соответствие слов и дел в работе"; "партия, у которой нет пустых обещаний, делала раньше что-то для людей"; "что они сделали в Думе"; "чтобы было видно дело".

Для части респондентов (7%) важна и обязательна вера в то, что они голосуют за народных заступников, которые улучшат жизнь простых людей: "голосую за блок, который стремится к улучшению жизни народа"; "чтобы выступали за народ"; "за обещания хорошей жизни"; "чтобы жить получше, получать зарплату"; "знать, что предлагают строй, при котором люди смогут жить, а не выживать"; "забота о России, о ее развитии"; "за нынешних правителей стыдно"; "как будут давать пенсию"; "как относятся к народу, государству"; "как относятся к сельскому хозяйству"; "которая за народ, против развала страны"; "которая стремится вывести страну из кризиса"; "кто ближе с народом общается, ценит народ, прислушивается к народу"; "любовь к России, людям"; "мне все равно, лишь бы деньги давали, чтобы можно было работать и жить по-человечески"; "надеемся на улучшение жизни"; "какие будут обещания народу"; "ожидание от партии улучшения жизни населения"; "патриотизм, улучшение жизненных условий"; "поддерживает ли она людей, обещает ли поднять сельское хозяйство"; "справедливости жду"; "стабильности жду, порядка, чтоб законы действовали"; "хорошее отношение к рабочему классу, простым людям"; "человечность к людям"; "чтобы говорили правду, была цель"; "чтобы дети и внуки хорошо жили"; "чтобы моей семье было лучше жить"; "чтобы не было безработицы, нужны бесплатное образование и медицина"; "чтобы обращали внимание на нужды избирателей").

Для некоторых респондентов (3%) важно, кто является членом данной партии, блока, какие люди входят в состав руководства, какие силы ее поддерживают, спонсируют, короче говоря, важен коллективный портрет" партии и репутация ее вдохновителей: "внешность тех, кто входит в партию, их манера общения с людьми"; "возраст людей в партии"; "окружение лидера"; "известность членов партии"; "интеллигентность членов партии"; "команда лидера"; "какие силы его (лидера) поддерживают"; "кто еще состоит в партии, чем они отличились"; "кто финансирует выборную кампанию и партию в целом"; "люди какого образования и взглядов входят в этот блок"; "мировоззрение людей"; "состав партии – кто там есть"; "состав и возраст членов партии"; "соратники лидера"; "наличие хорошей независимой некоррумпированной команды"; "человеческие качества членов блока".

Для 2% респондентов важно общественное мнение и мнение референтной группы о той или иной партии. На этой основе они принимают и свое собственное решение: "за кого голосует большинство"; "за кого голосует молодежь"; "за кого голосует соседка, за того и я, т.к. я малограмотная; иногда сватья посоветует"; "мнение моих друзей"; "как люди, так и я"; "мнение родителей, прессы"; "мнение уважаемых мною людей"; "мнение моих близких родственников"; "общественное мнение, информацию в прессе учитываю"; "поддержка трудящихся"; "рейтинг, общественное мнение"; "солидарна со своими знакомыми".

Такая же доля опрошенных (2%) ориентируется исключительно на свою интуицию, наитие, "внутренний голос", настроение: "да кто понравится, за того и проголосуем, наверное"; "внутренний голос"; "личные симпатии"; "мое настроение"; "обаяние лидера и моя интуиция"; "решаю в последний момент"; "учитываю свои жизненные наблюдения"; "своя интуиция: нравится ли он мне, его дела"; "чисто визуально: нравится – не нравится"; "я принимаю решение интуитивно".

Чуть более 1% респондентов ориентируется на свою определенную установку (например, одни голосуют только за компартию, другие – только за демократов, третьи – за русских, четвертым важно, чтобы лидером был А.Лебедь), а все остальное для них не имеет значения: "чтобы больше депутатов было женщин"; "голосую только за Лебедя"; "для меня важно искреннее желание партии сотрудничать со всем спектром демократических сил"; "за левый блок"; "лишь бы только не за коммунистов"; "чтобы блок не был ультраправым"; "отсутствие антисемитизма, интернациональность"; "так как женщин за людей не считают, поэтому за партию женщин решил голосовать"; "за те партии, которые могут навести порядок"; "я за коммунистов, и все"; "я консерватор, доверяю компартии"; "я не очень в этом во всем разбираюсь, я голосую за ту партию, в которой Лебедь".

Практически для такого же количества респондентов (чуть более 1%) основным критерием является честность партии, не связанность ее с криминалом, некоррумпированность членов партии: "чтобы партия была порядочная, честная"; "главное, чтобы тащили поменьше"; "должен быть честный по отношению к людям план действий"; "забота об остальных, а не о себе"; "учитываю, сколько дач имеют"; "некоррумпированность"; "чтобы не были связаны с мафией"; "нет ли компромата за ними"; "связи в преступном мире – есть или нет"; "за счет каких денег существует партия, порядочность"; "чтобы не было скандалов, связей с мафией".

Еще 1% респондентов учитывает силу партии: ее общественный авторитет, влияние, известность, массовость: "величие партии"; "влияние среди народа"; "известность"; "имидж"; "информация в СМИ о партии"; "какой вес имеет партия, что она может сделать для молодых, какие у нее возможности"; "количество членов партии"; "многочисленность"; "признание, популярность"; "репутация"; "хорошо ли организована, связь с массами".

Такое же количество опрошенных (1%) выделяет идеологию партии: "не будет ли мне от этой партии хуже"; "политическая направленность партии"; "важно, чьи интересы защищают".

Некоторые респонденты (менее 1%) учитывают сегодняшнее положение в стране, обстановку, политическую ситуацию. Свой выбор они делают, исходя из собственных представлений о балансе политических сил: "учитываю обстановку, сложившуюся в данный момент"; "сегодняшняя жизнь"; "ситуация в стране"; "состояние в стране, политическая и экономическая ситуация"; "сохранение ситуации, положения равновесия в обществе"; "что может принести этот блок для страны".