Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/pow_gov/government_kirienko/o938111




О ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ ЗАДАЧАХ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ.

14.07.1998 [отчет] [ Климов И.А. ]






ИСТОЧНИК ДАННЫХ

Формализованные телефонные интервью, проведенные c 15 по 25 июня 1998 г. в 9 регионах Европейской части РФ. В опросе принимали участие руководители и ведущие аналитики региональных СМИ – 90 экспертов.

Эксперты в свободной форме отвечали на два вопроса:
  • На решение каких вопросов, проблем, по Вашему мнению, должен направить свои усилия Президент в ближайший месяц?

  • На решение каких вопросов, проблем, по Вашему мнению, должно направить свои усилия Правительство в ближайший месяц?
Был проведен комплексный анализ суждений экспертов по двум указанным вопросам. С этой целью были привлечены результаты данного экспертного опроса, представленные в Сообщениях №379 и №380.

ПРИНЦИПЫ АНАЛИЗА

В качестве исходного элемента наблюдения было взято высказывание – ответ одного эксперта на один вопрос исследования.

За единицу анализа было принято суждение – часть высказывания, логически завершенная и тематически самостоятельная.

Частотный анализ проводился на основании тематического и смыслового сходства суждений, содержащихся в высказываниях всех экспертов.

Результаты приведены в процентах от общего числа суждений по вопросу. Для одиночных суждений проценты не приводятся.

РЕЗУЛЬТАТЫ

I. Для анализа ответов на первый вопрос были отобраны 226 суждений.

По мнению опрошенных, приоритетными для Президента должны быть перечисленные ниже задачи.
  • Решение проблем с выплатой зарплат, пенсий, пособий (12%).

  • Подъем экономики и рыночные реформы, создание условий для привлечения инвестиций (11%).

  • Разработка жизнеспособной системы федеральной власти, четкое разграничение полномочий Центра и регионов, контроль единого правового пространства и ряд других шагов против развала страны (11%).

  • Налаживание скоординированного взаимодействия с Правительством, окончание реорганизации исполнительной власти, создание работоспособной команды (8%.)

  • Снижение социальной напряженности, решение проблем безработицы, реализация социальных программ (8%.)

  • Борьба с теневой экономикой, коррупцией (7%).

  • Разработка антикризисной программы, принятие совместно с Думой всех необходимых законов для ее реализации (7%).

  • Контроль за собираемостью налогов, изменение налогового законодательства (5%).

  • Преодоление финансового кризиса, стабилизация фондового рынка (5%).

  • Урегулирование обстановки на Северном Кавказе (5%).

  • Укрепление СНГ (4%).

  • Поддержка предприятий малого и среднего бизнеса (4%).

  • Сохранение политической стабильности, демократизация политической системы (2%).

  • Одиночные суждения: контроль за силовыми структурами; военная реформа; бюджет на 1999 г.; ратификация договора СНВ-2; выборы в Думу 1999 г.; проблема внешнего долга; достойный уход; контроль региональных выборов; защита русскоязычного населения в странах ближнего зарубежья; сохранение естественных монополий; принятие земельного кодекса, обеспечение уборки урожая.
II. Для анализа ответов на второй вопрос были отобраны 232 суждения.

По мнению опрошенных, приоритетными для Правительства должны быть перечисленные ниже задачи.
  • Создание эффективной налоговой системы: сбор налогов, разработка и скорейшее принятие нового налогового кодекса, учитывающего реалии сегодняшней экономики и поддерживающего отечественных товаропроизводителей (17%).

  • Решение проблемы с выплатой зарплат, пенсий, пособий и т.д.(16%).

  • Разработка стратегии развития финансовой системы страны, преодоление последствий финансового кризиса, уменьшение государственного долга, стабилизация фондового рынка (12%).

  • Стимулирование подъема промышленности, получение реальных инвестиций в промышленность и контроль за их использованием (11%).

  • Разработка и реализация антикризисной программы, разработка концепции реформ (8%).

  • Взаимоотношения с регионами: контроль финансовой и законодательной деятельности, сохранение единого правового, экономического и финансового пространства; стимулирование хозяйственной деятельности, распределение сфер хозяйственной ответственности, погашение центростремительных тенденций (8%).

  • Снижение социальной напряженности в стране, разработка программ социальной защиты населения (5%).

  • Поддержка сельского хозяйства, фермерства, финансирование уборки и закупок продовольствия (4%).

  • Борьба с коррупцией, преступностью (4%).

  • Разработка программы реформирования угольной отрасли (4%).

  • Решение проблемы неплатежей: Центра – регионам, предприятий – государству (3%).

  • Поддержка предпринимательства, проведение "честной приватизации" (2%).

  • Сокращение государственных расходов (2%).

  • Одиночные суждения: проведение жилищно-коммунальной реформы; работа над бюджетом 1999 г.; противостояние монополиям; решение проблем на Северном Кавказе; проведение политических реформ; контроль за торговлей оружием; обретение большей самостоятельности в принятии решений.

ВЫВОДЫ

(по результатам экспертных опросов,
представленным в Сообщениях №379, №380 и №381)


Июньский опрос экспертов региональных СМИ был посвящен комплексной оценке деятельности основных институтов исполнительной власти. Президент и Правительство оценивались по трем позициям:
  1. оценки деятельности за прошедший месяц (первый блок вопросов – см. Сообщение №379);

  2. общая оценка деятельности за весь период пребывания на своей должности (второй блок вопросов – см. Сообщение №380);

  3. первоочередные задачи органов исполнительной власти (третий блок вопросов – см. данное Сообщение).
Сравнение ответов на эти три блока вопросов позволяет точнее понять установки респондентов по отношению к Президенту и Правительству.

1. Эксперты о Президенте


Доминирующими темами позитивных суждений экспертов по первому блоку вопросов были: Президент эффективно работал во время серии кризисов; было организовано конструктивное взаимодействие между Президентом и Правительством; Президент – гарант стабильности в стране.

Негативные суждения экспертов были посвящены следующим темам: Президент недостаточно активно участвует в принятии решений в кризисных ситуациях; недостаточно полно контролирует текущие события. (См. Сообщение №379).

Основными темами позитивных суждений экспертов по второму блоку вопросов были: Президент – гарант политической стабильности в стране; Президент более-менее справляется с решением текущих проблем.

Негативные суждения базировались на следующих положениях: нет удовлетворительных результатов деятельности за продолжительный период руководства страной; реформаторский потенциал Президента все менее отвечает задачам развития страны и реальному состоянию экономической и социальной сфер. (См. Сообщение №380).

Первоочередные задачи, проблемы, которые, по мнению экспертов, должен решать Президент, взаимосвязаны, и среди них трудно выделить какую-то одну наиболее приоритетную (или блок очень близких). Это позволяет говорить о несфокусированности ожиданий опрошенных. Первые пять позиций этого списка объединяет не тематическая, а функциональная общность: все перечисленные проблемы доступны для контроля со стороны Президента и составляют круг его ответственности как гаранта стабильности в государстве.

2. Эксперты о Правительстве


Лидирующие темы позитивных суждений экспертов по первому блоку вопросов можно сформулировать следующим образом: Правительство проявило профессионализм и способность быстро и адекватно реагировать на кризисные ситуации; Правительство выступило в качестве "локомотива событий", активно воздействовало на кризисные тенденции.

Негативные суждения заключались в следующем: Правительство не добилось пока заметных положительных результатов (См. Сообщение №379).

Главные темы позитивных суждений экспертов по второму блоку вопросов: личные и профессиональные качества С.Кириенко позволяют говорить о нем как о новом типе руководителя; умение быстро ориентироваться в ситуации, профессионализм, проявленные во время серии кризисов, позволяют надеяться на эффективность работы Правительства.

Негативные суждения мотивировались следующими положениями: Правительство недостаточно полно контролирует социально-экономическую ситуацию в стране, слабо работает на опережение кризисных тенденций. (См. Сообщение №380).

Первые шесть первоочередных задач Правительства можно разделить на две типологические группы, выделенные на основании тематической близости: первая – наведение порядка в финансовой системе страны, повышение ее эффективности; вторая – стимулирование экономического развития и хозяйственной активности на основании государственной стратегической программы.

3. Резюме


Результаты анализа суждений экспертов по трем блокам вопросов позволяют сформулировать следующий вывод.

Ожидания экспертов в отношении Президента и Правительства распределены по принципу дополнительности: Президент недостаточно эффективен и энергичен для проведения реформ, но выполняет важную функцию гаранта стабильности общественно-политической системы – Правительство энергично, оно обладает ресурсами и возможностями для проведения преобразований, но недостаточно опытно и не в полной мере контролирует ситуацию.

Представления о дальнейшей стратегии деятельности исполнительной власти связаны с моделью: активная, четко сфокусированная деятельность Правительства при покровительстве и контроле со стороны Президента.