Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/pow_rei/duma_confidence/o905112




ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ.

09.06.1999 [отчет] [ Климов И.А. ]






ИСТОЧНИК ДАННЫХ

Стандартизованные телефонные интервью, проведенные с 15 по 25 мая 1999 г. в 9 регионах Европейской части РФ. В опросе приняли участие 90 экспертов - руководители и ведущие аналитики региональных СМИ.

Данные майского опроса приведены в сопоставлении с результатами, полученными в ходе опроса экспертов в августе 1998 г. - апреле 1999 г.

БАЛАНС ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ

Экспертов просили оценить по 10-балльной шкале деятельность органов государственной власти - Президента, Правительства и Государственной Думы.

Для анализа использован баланс экспертных оценок. Этот показатель основан на соотношении положительных и отрицательных экспертных оценок для каждого института государственной власти. Если показатель больше 1, доминируют положительные оценки; если меньше 1 - отрицательные; при показателе, равном 1, количество положительных и отрицательных оценок одинаково.

Орган властиМесяцы 1998 - 1999 гг.
8910111212345
Президент0,030,050,010,040,130,060,060,070,110,16
Правительство0,160,050,220,160,210,230,260,110,160,19
Госдума00,290,110,050,050,090,080,070,040,07


ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕЗИДЕНТА

Баланс положительных и отрицательных оценок деятельности Президента в мае 1999 г. оказался наилучшим за последние девять месяцев. Он изменился в лучшую сторону (+0,05) и составил 0,16 пункта.

Среди обоснований положительных оценок отчетливо выделяются четыре мотива:
  1. Президент сделал решительный и своевременный ход - отправил Правительство Е.Примакова в отставку (18 ответов).

  2. Президент активно работает, наводит порядок в делах государства (9 ответов).

  3. Президент проявил выдержку и политическую волю во время обсуждения импичмента в парламенте (7 ответов).

  4. Президент четко выдерживает позицию России по отношению к войне в Югославии (7 ответов).
Одиночные оценки: Президент привлек к работе В.Черномырдина.

Отрицательные оценки деятельности Президента сводятся к следующему:
  1. Президент спровоцировал новый правительственный кризис; отставка Правительства Е.Примакова не была столь необходимой (25 ответов).

  2. Президент доживает последние дни в политике, утрачивая роль главы государства, гаранта конституции и стабильности, он использует свои права, совершенно не разбираясь в ситуации (23 ответа).

  3. Президент, как всегда, принимает непродуманные, бессистемные, недальновидные решения (11 ответов).

  4. Президент мало работает, он лишь имитирует активную деятельность (6 ответов).
Одиночные оценки: Президент не приложил усилий к тому, чтобы добиться согласованной со всеми ветвями власти позиции в отношении балканского конфликта; поручил В.Черномырдину - явному непрофессионалу - важную внешнеполитическую миссию; назначил С.Степашина премьер-министром; нелепо вел себя во время награждения А.Пугачевой.

ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА

В марте 1999 г. баланс положительных и отрицательных оценок деятельности Правительства резко упал (в 2,4 раза) и составил 0,11 пункта. К маю этот показатель увеличился до 0,19 пункта.

Положительные оценки работы Правительства касались следующих аспектов его деятельности:
  1. Правительству удалось удержать стабильность в политике, экономике и в социальной сфере после кризиса 17 августа (26 ответов).

  2. Правительство активно работало и не допускало крупных ошибок (19 ответов).

  3. Правительство контролирует инфляцию, ведет успешные переговоры с МВФ (13 ответов).
Одиночные оценки: Правительство ведет грамотную работу по проблеме войны в Югославии; поведение Е.Примакова после отставки было достойным.

Мотивация отрицательных оценок деятельности Правительства следующая:
  1. Правительство больше занималось политикой, нежели экономикой. Реформы практически прекратились, позитивных результатов в экономике не видно, продолжается обнищание людей (34 ответа).

  2. Правительство Е.Примакова не оправдало возлагавшихся на него надежд. Эффективность работы оказалась крайне низкой (24 ответа).

  3. Правительство оказалось в сильной зависимости от МВФ (6 ответов).
Одиночные оценки: обострилась ситуация на Северном Кавказе; в Правительстве не налажена работа с регионами.

ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

В мае 1999 г. баланс отрицательных и положительных оценок деятельности Государственной Думы по сравнению с предыдущим месяцем несколько изменился в лучшую сторону (+0,03 пункта).

Оценки экспертами позитивных сторон деятельности Государственной Думы касались двух аспектов:
  1. Дума впервые в истории страны возбудила дело об отстранении от власти высшего руководителя государства (12 ответов).

  2. Дума активно работает, занимается своими прямыми обязанностями (5 ответов).
Одиночные оценки: Дума работает по проблеме урегулирования югославского конфликта; для развития страны крайне важно сохранение Думы как политического института.

Мотивация отрицательных оценок работы Государственной Думы следующая:
  1. Дума чрезмерно политизирована, политические амбиции депутатов крайне неконструктивны и лишают депутатов способности работать сообща (25 ответов).

  2. Депутаты безответственно подходят к исполнению своих прямых обязанностей: затягивают рассмотрение ряда важных законопроектов; принимают непроработанные законы (19 ответов).

  3. Дума стала ареной предвыборной борьбы: депутатам не до проблем страны (18 ответов).

  4. Депутаты занимаются бессмысленной процедурой - импичментом, который ни к чему хорошему не приведет (18 ответов).
Одиночные оценки: Дума мешает работать Правительству; депутаты спекулируют темой Югославии, разжигают ненужный ажиотаж.

РЕЗЮМЕ

  1. На протяжении двух последних месяцев баланс экспертных оценок деятельности Президента понемногу изменяется в лучшую сторону. В апреле эта тенденция была обусловлена четкими заявлениями Президента по поводу конфликта на Балканах (не допустить втягивания России в войну). В мае основным мотивом положительных оценок стало представление ряда экспертов о принципиальной правильности решения об отставке правительства Е.Примакова при всей его сложности и противоречивости. Отрицательные оценки эксперты в целом обосновывают мнением о неспособности главы государства принимать продуманные, дальновидные решения. Президент спровоцировал новый правительственный кризис, совершенно необоснованно отправив в отставку действующий кабинет министров. В активности Президента эксперты видят больше вреда, чем пользы и полагают, что он утрачивает свою роль главы государства и гаранта стабильности.

  2. Баланс положительных и отрицательных оценок деятельности Правительства по сравнению с мартом также изменился к лучшему. Однако он не достиг стартового уровня, характеризовавшего первый период работы кабинета министров Е.Примакова. В качестве заслуги ушедшего Правительства эксперты называли достижение политической, финансовой и (отчасти) экономической стабильности. Были предприняты своевременные меры по нормализации экономической ситуации в стране после августовского кризиса, отстаивались интересы России на переговорах с МВФ и западными кредиторами.

    Отрицательные оценки деятельности Правительства эксперты объясняют прежде всего отсутствием очевидных результатов развития экономики. Реформы практически остановились, не было и нет программы действий, в своей деятельности Правительство все больше подчинялось требованиям МВФ. По мнению ряда экспертов, Правительство не оправдало ожиданий людей.

  3. Баланс оценок деятельности Государственной Думы кардинально не меняется за последние полгода, за исключением небольшого "провала" в апреле (отметка 0,04 пункта). Приближающиеся парламентские выборы позволяют говорить, что Дума как политический институт состоялась. Существенных изменений в ее характере уже не произойдет. Мотивы отрицательных суждений экспертов одинаковы на протяжении последнего полугодия. Основной из них - Дума излишне политизирована. И это не только мешает депутатам заниматься надлежащими делами, но и служит дополнительным дестабилизирующим фактором: законодательный орган не может оперативно и согласованно работать, принимать решения, адекватные текущей ситуации.

    Вместе с тем некоторые эксперты положительно оценили инициирование Думой обвинений в адрес Б.Ельцина: ("впервые в истории страны выдвигаются обвинения против высшего руководителя государства в то время, пока еще он находится у власти").