fom.ru · Поиск ·      








17.11.1999, Климов И.А.

ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ.



ИСТОЧНИК ДАННЫХ

Стандартизованные телефонные интервью, проведенные с 15 по 25 октября 1999 г. в 9 регионах Европейской части РФ. В опросе приняли участие 90 экспертов - руководители и ведущие аналитики региональных СМИ.

Данные опроса приведены в сопоставлении с результатами, полученными ранее в ходе опросов экспертов в октябре 1998 г. - сентябре 1999 г.

БАЛАНС ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ

Экспертов просили оценить по 10-балльной шкале деятельность высших органов государственной власти - Президента, Правительства и Государственной Думы.

Для анализа использован баланс экспертных оценок - показатель, основанный на соотношении положительных и отрицательных оценок, которые эксперты дали каждому из рассматриваемых институтов государственной власти. Если показатель больше 1, доминируют положительные оценки; если меньше 1 - отрицательные; при показателе, равном 1, количество положительных и отрицательных оценок одинаково.

Баланс экспертных оценок


Орган властиМесяцы 1998 - 1999 гг.
10111212345678910
Президент0,010,040,130,060,060,070,110,160,160,090,050,030,06
Правительство0,220,160,210,230,260,110,160,190,150,240,180,190,27
Госдума0,110,050,050,090,080,070,040,070,030,080,030,030,06


ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕЗИДЕНТА

Показатель баланса положительных и отрицательных оценок деятельности Президента в сентябре 1999 г. изменился в худшую сторону по сравнению с предыдущим месяцем (-0,02) и составил 0,03 пункта. В целом можно говорить о сложившейся с июня по сентябрь 1999 г. тенденции последовательного снижения этого показателя.

Среди обоснований положительных оценок деятельности Президента отчетливо прослеживается лишь один мотив:
  • Президент вполне контролирует ситуацию: он тверд, деятелен, активен, адекватен, дееспособен, занимает четкую позицию, влияет на события в стране (18 ответов).
Аргументы отрицательной оценки деятельности Президента более разнообразны.

Наиболее значимыми событиями, которые, по мнению экспертов, определяют характеристики деятельности Президента, являются теракты в российских городах, война на Северном Кавказе и скандалы в зарубежной прессе, связанные с обвинениями в адрес ближайшего окружения Президента. Семью и ближайшее окружение эксперты упоминают только в негативном контексте.
  • Президент бездеятелен, пассивен; не влияет на события: «бездействует полностью», «фигура формальная, ничем особо не проявляется», «ничего не сделал, чтобы предотвратить теракты, хотя ему докладывали два месяца назад»; «отошел от дел» (32 ответа).

  • Президент неадекватен ситуации и неконструктивен: «до последнего момента не выступил ни с какими заявлениями и также поздно отреагировал на теракты в Москве», «слабая реакция на события в Дагестане»; «скандалы со всеми», «обо всем в стране узнает последним», «человек другой формации, который оказался абсолютно неадекватным тем условиям, в которых он должен работать» (13 ответов).

  • Президент не занимает четкой позиции: «не четко определил отношение к скандалам вокруг финансовых потоков и так называемых олигархов», «вялое воздействие на политическую ситуацию, чувствуется, что нет волевых каких-то действий» (9 ответов).

  • Президент болен, недееспособен (6 ответов).

  • Президент закрыт от общества (5 ответов).

  • Президент непоследователен и непредсказуем (3 ответа).

  • Президент не соответствует занимаемой должности (3 ответа).
Одиночные суждения: Президент не проявил сочувствия и сострадания к жертвам терактов.

ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА

Показатель баланса положительных и отрицательных оценок деятельности Правительства в сентябре 1999 г. изменился в лучшую сторону по сравнению с предыдущим месяцем (+0,01) и составил 0,19 пункта.

Из трех рассматриваемых институтов власти деятельность Правительства в сентябре эксперты оценивают наиболее благосклонно.

Аргументация положительных оценок Правительства следующая.
  • Правительство активное, деятельное: «взяло с места в карьер и показало лучшие качества», «нестандартными шагами работает и спокойно», «набирает обороты», «в сложной ситуации в войне не растерялись, действия принимают», «активно ведет себя правительство, а со знаком плюс или минус - не важно» (20 ответов).

  • Правительство занимает жесткую, твердую позицию, проявляет решительность, волю: «четко, без всяких двусмысленностей, проводит свою линию. Воля и желание покончить с боевиками», «твердость проявлена по Дагестану» (12 ответов).

  • Правительство успешное, результативное: «успешно провели операцию на Кавказе», «пенсионный вопрос улучшен», «самая действенная управленческая вертикаль» (8 ответов).

  • Правительство профессиональное, компетентное, умелое, оно «держит ситуацию», «последовательно продолжает линию предыдущих правительств, и это вызывает симпатию», «действует умело и грамотно» (6 ответов).

  • Положительный имидж Правительства тесно связан с образом премьера В.Путина: «человек достаточно влиятельный, способный сделать решительные шаги», «показывает себя достаточно умело и хорошо», в нем есть «уверенность, некоторая смелость, самоотверженность», «заявление об индексации пенсий: видно - человек думает о людях» (6 ответов).

  • Правительство готово к сотрудничеству с Государственной Думой (3 ответа).
Эксперты, оценившие деятельность Правительства негативно, обосновали свою позицию следующими аргументами:
  • Правительство бездействует, прежде всего в экономическом аспекте: «ничего не делает, не видно их работы», «в экономическом плане ничего не происходит» (11 ответов).

  • Правительство непрофессионально, некомпетентно: «слабое реагирование, не могут меня защитить», «растерянность и непрофессионализм в кавказских делах», «победа дается большими потерями из-за несогласованности военных ведомств, в чем во многом виновато Правительство» (10 ответов).

  • Правительство нерезультативно, безуспешно: «еще мало работает, о результатах говорить рано», «многообещающие высказывания пока еще ничем не подкрепленные», «действия хороши, если бы имели какую-то логическую завершенность» (7 ответов).

  • Правительство не занимает жесткую, твердую позицию, не проявляет решительность, волю: «какие-то телодвижения делались Путиным, попытки жесткости, о которой мечтали, но это достаточно уныло и невзрачно» (3 ответа).

ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

Показатель баланса положительных и отрицательных оценок деятельности Государственной Думы в сентябре 1999 г. по сравнению с предыдущим месяцем не изменился и составил 0,03 пункта.

Положительные оценки экспертов сводятся к одиночным суждениям:
  • Государственная Дума профессиональна и компетентна, конструктивна в решении общественных проблем, успешна, результативна, она занимается законодательством, обладает твердостью, политической волей и сумела построить эффективные отношения с другими органами государственной власти (9 ответов).
Аргументация отрицательных оценок у экспертов такова:
  • Государственная Дума занимается не законотворчеством, а политикой, подготовкой к выборам: «политический треск, который выражается в постановлениях, ни к чему не обязывающих», «предвыборная чехарда и партийные разборки», «вчерашние поправки к Конституции - это добывание очков; они думают не о том, что делать, а том, как переизбираться» (18 ответов).

  • Государственная Дума недеятельна, пассивна, политически безвольна, нерезультативна, неуспешна: «откликнулась на события в Дагестане - приняла бумажку, не использовала те возможности, которые были у нее, не создала законодательного поля для тех или иных действий исполнительной власти», «бездеятельность» (16 ответов).

  • Дума занимает неконструктивную позицию, скандальна (7 ответов).

  • Дума избегает ответственности, цинична и беспринципна (7 ответов).

  • Дума руководствуется в своей работе не общественными, а личными интересами (5 ответов).

РЕЗЮМЕ

  1. В сентябре нашла продолжение тенденция снижения баланса экспертных оценок деятельности Президента. Положительные оценки не очень конкретны; устойчив лишь мотив твердости в решениях. Наиболее значимыми событиями, отразившимися на отрицательных оценках деятельности Президента, по мнению экспертов, являются теракты в российских городах, война на Северном Кавказе и скандалы в зарубежной прессе, связанные с обвинениями против ближайшего окружения и семьи Президента. Из опроса в опрос переходят темы о несамостоятельности Б.Ельцина в решениях, несоответствии его занимаемой должности, медленной реакции на события в стране, а также о неспособности главы государства принимать продуманные и дальновидные решения, четко исполнять свои конституционные обязанности.

  2. Из трех институтов государственной власти (Президент, Правительство и Государственная Дума) эксперты дают наиболее высокие оценки Правительству. Эксперты одобряют его деятельность за активность, нестандартность решений, твердость, результативность, готовность к сотрудничеству с Государственной Думой и за заботу о людях. Формированию положительного мнения о Правительстве способствует и положительное мнение о премьере В.Путине. Отрицательные черты деятельности Правительства, по мнению экспертов, это бездействие, непрофессионализм, нерезультативность, отсутствие твердой позиции.

  3. Преобладающее большинство экспертов оценивают деятельность Государственной Думы отрицательно. В последнем опросе положительные суждения, при всем их разнообразии, свелись к одиночным. Мотивы отрицательных суждений экспертов остаются одними и теми же на протяжении ряда опросов. Фактором, определяющим излишне политизированное поведение депутатов, журналисты называли приближающиеся парламентские выборы. Представители региональной элиты СМИ критикуют Думу за скандальность, политическое безволие, нерезультативность, цинизм, беспринципность и безответственность, а также за то, что она руководствуется в своей деятельности личными интересами и не может построить эффективных отношений с Правительством.



База данных ФОМ > Рейтинги доверия/недоверия институтам власти и общества > Доверие к Думе > ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ.