fom.ru · Поиск ·      








12.05.1999, Климов И.А.

ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ.



ИСТОЧНИК ДАННЫХ

Стандартизованные телефонные интервью, проведенные с 15 по 25 апреля 1999 г. в 9 регионах Европейской части РФ. В опросе приняли участие 90 экспертов - руководители и ведущие аналитики региональных СМИ.

Данные апрельского опроса приведены в сопоставлении с результатами, полученными в ходе опроса экспертов в августе 1998 г. - марте 1999 г.

БАЛАНС ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ

Экспертов просили оценить по 10-балльной шкале деятельность органов государственной власти - Президента, Правительства и Государственной Думы.

Для анализа использован баланс экспертных оценок. Этот показатель основан на соотношении положительных и отрицательных экспертных оценок для каждого института государственной власти. Если показатель больше 1, доминируют положительные оценки; если меньше 1 - отрицательные; при показателе, равном 1, количество положительных и отрицательных оценок одинаково.

 Месяцы 1998 - 1999 гг.
Орган власти891011121234
Президент0,030,050,010,040,130,060,060,070,11
Прави-тельст-во0,160,050,220,160,210,230,260,110,16
Госдума00,290,110,050,050,090,080,070,04


ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕЗИДЕНТА

В апреле 1999 г. соотношение положительных и отрицательных оценок деятельности Президента изменилось в лучшую сторону (+0,04 пункта).

В положительных экспертных оценках можно выделить два аспекта:
  1. Президент оправился после болезни, активно работает, продолжает выполнять свои обязанности (23 ответа).

  2. Президент четко обозначил позицию России по отношению к войне в Югославии: не допустить втягивания России в военные действия (21 ответ).

  3. Одиночные оценки: Президент удачно выступил с посланием Федеральному собранию; провел встречу с региональными лидерами.
Отрицательные оценки деятельности Президента сводятся к следующему:
  1. Президент бессистемно решает кадровые вопросы и обостряет отношения с Правительством: кадровые перестановки, скандалы в ближайшем окружении и т.д.(24 ответа).

  2. Активность Президента приносит вред, дестабилизирует политическую ситуацию: Президент доживает последние дни в политике, утрачивая роль главы государства, гаранта конституции и стабильности (15 ответов).

  3. Нет уверенности, что Президент принимает продуманные, дальновидные решения по югославскому конфликту (14 ответов).

  4. Президент мало работает, он лишь имитирует активную деятельность (13 ответов).

  5. Одиночные оценки: Президент не ездит по стране; нет позитивных сдвигов в экономике; уровень жизни населения снижается; Президент не приложил усилий к тому, чтобы добиться согласованной со всеми ветвями власти позиции в отношении балканского конфликта.

ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА

В марте 1999 г. по сравнению с предыдущим месяцем произошло падение баланса положительных и отрицательных оценок деятельности Правительства в 2,4 раза - с 0,26 до 0,11. В апреле показатель увеличился до 0,16 пункта (+0,05).

Положительные оценки работы Правительства касались следующих аспектов деятельности:
  1. Правительство предпринимает активные попытки урегулирования югославского конфликта. Оно заняло взвешенную позицию, старается найти мирное решение и не допустить втягивания России в войну (24 ответа).

  2. Правительство активно работает (16 ответов).

  3. Правительство контролирует экономическую ситуацию в стране (16 ответов).

  4. Правительство отстаивает интересы страны на переговорах с МВФ и зарубежными банками (13 ответов).

  5. Одиночные оценки: Правительство ведет борьбу с коррупцией; старается выдержать сроки выплаты пенсий, пособий, зарплат бюджетникам; пытается достичь политической стабильности.
Мотивация отрицательных оценок деятельности Правительства следующая:
  1. Нет программы; невозможно оценить результаты деятельности в сфере развития отечественной экономики (21 ответ).

  2. Эффективность работы крайне низка: складывается впечатление, что Правительство может потерять контроль над ситуацией в стране (17 ответов).

  3. Заявления Правительства по проблеме балканской войны заставляют опасаться втягивания России в боевые действия (8 ответов).

  4. Правительство не оправдывает возлагавшихся на него надежд, ресурс доверия неуклонно снижается (8 ответов).

  5. Одиночные оценки: не налажена работа с регионами; обострилась ситуация на Северном Кавказе; Правительство излишне политизируется; непонятны результаты переговоров с МВФ, условия выделения денег.

ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

В апреле 1999 г. баланс отрицательных и положительных оценок деятельности Государственной Думы по сравнению с предыдущим месяцем изменился в худшую сторону (-0,03 пункта).

Оценки экспертами позитивных сторон деятельности Государственной Думы касались трех аспектов:
  1. Дума приняла правильное и своевременное заявление в связи с ситуацией в Югославии (8 ответов).

  2. Дума активно работает, занимается своими прямыми обязанностями (6 ответов).

  3. Дума не конфликтует с Правительством, существует конструктивный альянс двух ветвей власти (4 ответа).

  4. Одиночные оценки: Дума заняла верную позицию в отношении Генерального прокурора Ю.Скуратова; целенаправленно работает по импичменту Президента.
Мотивация отрицательных оценок работы Государственной Думы следующая:
  1. Дума стала ареной предвыборной борьбы: с приближением выборов способность депутатов работать сообща резко снизилась (28 ответов).

  2. Дума чрезмерно увлеклась политическими делами (Югославия, скандал вокруг Ю.Скуратова, импичмент), забыв об остальных проблемах страны (25 ответов).

  3. Депутаты безответственно подходят к исполнению своих прямых обязанностей: затягивают рассмотрение ряда важных законопроектов; нет целенаправленной работы по актуальным проблемам; принимаются непроработанные законы (14 ответов).

  4. Заявление Думы в связи с ситуацией в Югославии и экстремистские действия отдельных депутатов дискредитируют и Думу, и страну. Кроме того, создается опасность втягивания России в боевые действия на Балканах (14 ответов).

  5. Дума оказалась в политическом тупике по вопросу об импичменте Президента (9 ответов).

  6. Одиночные оценки: Дума мешает работать Правительству; депутаты проголосовали за принятие льгот для самих себя.

РЕЗЮМЕ

  1. Баланс экспертных оценок деятельности органов государственной власти самый высокий - у Правительства, самый низкий - у Государственной Думы.

  2. Баланс экспертных оценок деятельности Президента по сравнению с мартом изменился в лучшую сторону. Прирост связан в основном с действиями и заявлениями Президента по поводу конфликта на Балканах (не допустить втягивания России в войну).

    Отрицательные оценки эксперты в целом сводят к мысли о неспособности главы государства принимать продуманные, дальновидные решения. В его активности они видят больше вреда, чем пользы (череда кадровых перестановок в администрации, перипетии истории с Генеральным прокурором, наметившийся разлад в отношениях с Правительством).

  3. Баланс положительных и отрицательных оценок деятельности Правительства по сравнению с мартом также изменился к лучшему. Правительство ведет активную работу по урегулированию югославского конфликта, много делает для улучшения экономической ситуации в стране, отстаивает интересы России на переговорах с МВФ.

    Отрицательные оценки деятельности Правительства эксперты объясняют прежде всего отсутствием очевидных результатов развития экономики и к возможности потерять контроль над ситуацией в стране.

  4. Баланс оценок деятельности Государственной Думы по сравнению с мартом ухудшился. Приближающиеся парламентские выборы становятся катализатором конфликтов как в самой Думе, так и в более широком политическом пространстве. По мнению экспертов, депутаты отдают предпочтение не действительно необходимым для страны делам, а тому, что наиболее эффектно с точки зрения завоевания электората. Позиция Думы по проблеме югославского конфликта не нашла широкой поддержки среди лидеров региональных СМИ как чреватая опасностью втягивания России в боевые действия на Балканах.



База данных ФОМ > Рейтинги доверия/недоверия институтам власти и общества > Оценки деятельности органов власти > ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ.