Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/pow_rei/estim_power/o937911




ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ.

14.07.1998 [отчет] [ Климов И.А. ]






ИСТОЧНИК ДАННЫХ

Формализованные телефонные интервью, проведенные в июне 1998 г. в 9 регионах Европейской части РФ. В опросе принимали участие руководители и ведущие аналитики региональных СМИ – всего 90 экспертов.

Данные июньского опроса приведены в сопоставлении с результатами, полученными в ходе опроса деятелей региональных СМИ в августе 1997 – мае 1998 гг.

БАЛАНС ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ

Экспертов просили оценить по 10-балльной шкале деятельность органов государственной власти – Президента, Правительства и Государственной Думы.

Для анализа использован баланс экспертных оценок. Этот показатель основан на соотношении положительных и отрицательных экспертных оценок для каждого института государственной власти. Если показатель больше 1, доминируют положительные оценки; если показатель меньше 1, доминируют отрицательные оценки; при показателе, равном 1, число положительных и отрицательных оценок равно.

Баланс экспертных оценок


Орган власти Месяц 1997г. Месяц 1998г. 
8 9 10 11 12 1 2 3 4 5 6 
Президент0,620,881,221,250,750,330,370,250,630,640,27
Правительство0,430,650,70,350,320,350,220,210,160,250,44
Госдума0,020,040,140,170,140,080,060,040,140,090,06


СУЖДЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕЗИДЕНТА

С начала 1998 г. соотношение положительных и отрицательных оценок деятельности Президента остается неблагоприятным.

В марте баланс экспертных оценок опустился на самую низкую за 1997-98 гг. отметку. В мае этот показатель вырос на 0,39 пункта, но в июне вновь изменился в худшую сторону, практически вернувшись к уровню марта.

Мотивы положительных экспертных оценок можно сгруппировать следующим образом:
  1. Президент был активен и энергичен, в кризисных ситуациях он принимал продуктивные решения (14 ответов).

  2. Президент в тесном сотрудничестве с Правительством проводил грамотную политику по преодолению финансового кризиса (9 ответов).

  3. Президент контролирует политическую ситуацию и действительно выполняет роль гаранта стабильности (8 ответов).

  4. Одиночные суждения: активная внешнеполитическая деятельность; поддержка Правительства; вполне адекватные действия во время шахтерского кризиса.
Отрицательные суждения экспертов о деятельности Президента можно разбить на четыре группы:
  1. Активность Президента была недостаточной, принятие решений неоправданно затягивается (25 ответов).

  2. Президент не справляется с кризисными ситуациями в экономике, принимает спонтанные, непродуманные решения, в которых не видно четкой стратегии (24 ответа).

  3. Неудачные действия и неадекватные заявления Президента во время зарубежных поездок (12 ответов).

  4. Президенту следовало уделить больше внимания разъяснению своей позиции во время шахтерских выступлений (5 ответов).

СУЖДЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА

Соотношение положительных и отрицательных оценок деятельности Правительства исправляется в лучшую сторону (+0,19).

Положительные суждения о работе Правительства можно сгруппировать следующим образом:
  1. Усилия Правительства по преодолению финансового кризиса свидетельствуют о профессионализме и уверенности, а также о четкой стратегии поведения (32 ответа).

  2. Правительство предпринимало грамотные и продуманные шаги по преодолению шахтерского кризиса (20 ответов).

  3. За прошедший месяц Правительство было "локомотивом событий", а не шло на поводу у кризисных ситуаций (17 ответов).

  4. Нравится Кириенко, руководитель Правительства таким и должен быть – грамотным, четким, оперативным, спокойным (9 ответов).

  5. Появились реальные действия по исправлению ситуации в налоговой сфере, по борьбе с коррупцией (6 ответов).
Мотивы отрицательных оценок деятельности Правительства следующие:
  1. Пока не видно каких-либо положительных результатов деятельности Правительства (14 ответов).

  2. Правительство само виновато в массовых шахтерских выступлениях, оно реально могло их предотвратить, прислушавшись к съезду угольщиков в Москве (13 ответов).

  3. В финансовой политике Правительства не видно продуманной стратегии: новые кредиты, монетаристская политика, переговоры с МВФ (10 ответов).

  4. Правительство еще недостаточно овладело ситуацией в стране, чтобы проводить структурные преобразования в промышленности (8 ответов).

СУЖДЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

Баланс отрицательных и положительных оценок деятельности Государственной Думы остается крайне неблагоприятным.

Среди положительных высказываний можно выделить две основные темы:
  1. Дума готовится к каникулам и не мешает Правительству работать, не осложняет и без того нелегкую ситуацию (7 ответов).

  2. Депутаты начали работать со своими регионами (5 ответов).

  3. Одиночные суждения: единственная польза от импичмента – запущена не апробированная пока конституционная процедура; нормальная работа над законопроектами; положительная роль Думы в шахтерском кризисе.
Отрицательные суждения экспертов о работе Государственной Думы продиктованы следующими мотивами:
  1. Дума не предпринимает серьезных шагов для выхода из кризиса, депутаты ждут каникул или уже отдыхают (39 ответов).

  2. Дума занимается политиканством: ситуативное обострение политической обстановки ради достижения собственных политических целей (20 ответов).

  3. Интриги фракций вокруг назначения Кириенко показали беспринципность депутатов, внутренний разлад в Думе (15 ответов).

  4. Отрицательное отношение к решению Думы о начале процедуры импичмента (12 ответов).

  5. Депутаты заняли недопустимую позицию по отношению к ратификации договора СНВ-2 (6 ответов).

  6. Одиночные суждения: на депутатах лежит ответственность за эскалацию шахтерского кризиса; у Думы нет реальной власти; здоровое ядро в Думе – против импичмента.

РЕЗЮМЕ

  1. Деятельность всех институтов государственной власти по-прежнему не удовлетворяет лидеров региональной информационной элиты. Позитивная тенденция отмечается только в оценках деятельности Правительства.

  2. Эксперты одобрили деятельность Президента, активно поддерживавшего Правительство во время кризисных ситуаций. Вместе с тем значительное число опрошенных считают, что эффективность действий Президента заметно снижается из-за медлительности в принятии решений и их непродуманности. По мнению экспертов, это свидетельствует об отсутствии у исполнительной власти разработанной концепции социально-экономического развития страны.

  3. Эксперты высоко оценивают профессионализм и оперативность Правительства, проявленные во время финансового кризиса и акций протеста шахтеров. По мнению экспертов, Правительство активно контролировало кризисные процессы. Вместе с тем позитивных сдвигов в экономике пока не видно, стратегия реализации антикризисной программы Правительства пока не ясна.

  4. Характер положительных суждений о деятельности Государственной Думы изменился. Эксперты оценили неучастие Думы в текущих событиях (из-за парламентских каникул) как позитивный момент (не мешаетПравительству работать).

  5. Основной упрек экспертов в адрес депутатов вызван тем, что близость парламентских каникул отрицательно повлияла на активность парламентариев. По мнению опрошенных, единственная сфера приложения усилий депутатов – политические игры ради достижения собственных целей.