www.fom.ru · поиск · · расширенный поиск ·      








29.08.2002, Петрова А.С.

Военное образование: иметь или не иметь?

Как показал опрос, россияне довольно высоко котируют высшее военное образование: 54% считают его престижным (31% - непрестижным); 47% полагают, что у военного высшего образования по сравнению с гражданским больше достоинств (20% считают, что больше недостатков). Однако 50% уверены, что человеку с военным образованием трудно найти работу в гражданской жизни, и только 35% придерживаются противоположного мнения.

Говоря о достоинствах высшего военного образования, опрошенные прежде всего отмечают его положительное влияние на личность обучающегося (25%): у человека вырабатываются такие черты характера, как дисциплинированность, ответственность, умение себя держать, сила воли, "честь, доблесть", "благородство". Кроме того, слушатели военных вузов получают отличную спортивную подготовку, развиваются и крепнут физически.

Высокое качество обучения, дающее широкий спектр знаний и профессиональных навыков, считают преимуществом военного образования 14% респондентов ("образование более глубокое", "многопрофильная подготовка"; "разнообразнее, шире, расширенная тематика предметов", "получают еще и гражданскую специальность", "обучение нескольким профессиям").

Другие аргументы в пользу тезиса о превосходстве военного образования над гражданским сводятся к чисто житейским соображениям (11%): образование бесплатное, а будущее - "сытое", перспективное в карьерном плане. Кроме того, "не нужно служить рядовым" и вообще "не обязательно идти на срочную военную службу".

Респонденты, полагающие, что у высшего военного образования по сравнению с гражданским больше недостатков, выдвигают свои аргументы. Они считают, что военные вузы дают "узкопрофильное образование", которое "не приспособлено к гражданской жизни", в программе "много устаревшего", дается "меньший объем знаний" (11%). Части наших сограждан (7%) не нравятся особенности военного образа жизни и требований, накладываемых на слушателей военных вузов: жесткие дисциплинарные рамки, "жестокость порядков", "подчинение беспрекословное". В итоге все это, по мнению данных респондентов, "формирует стереотипное мышление", "консервативность", ожесточает людей, делает их агрессивными.

Кроме того, у обладателя военного диплома, как полагают 3% респондентов, невеселые житейские перспективы: "нищета после окончания военного института", "бытовая неустроенность", "жизнь в казарме", опасность попасть "на войну", "погибнуть или стать инвалидом".

Фонд "Общественное мнение". Всероссийский опрос городского и сельского населения. 24 августа 2002 года. 1500 респондентов.




База данных ФОМ > Власть и закон > Армия > Военное образование: иметь или не иметь?