fom.ru · Поиск ·      








03.04.2003, Электронная фокус-группа

Реорганизация силовых структур




 


Эпизод

Содержание эпизода

Интерес, оценка / сила колебаний

Согласие, оценка / сила колебаний

Доверие, оценка / сила колебаний

Средняя оценка

2 (1387)

В. Путин о реорганизации силовых структур

2,30/срд

3,07/срд

2,44/слн

2,60

1 (1386)

ОРТ о совещании у президента

0,70/срд

1,58/срд

1,19/слн

1,16

12 (1397)

Л. Радзиховский о реорганизации силовых структур

0,84/срд

0,89/слн

1,10/слн

0,94

11 (1396)

И. Хакамада о реорганизации силовых структур

1,10/срд

1,08/слн

0,64/слн

0,94

6 (1391)

Г. Селезнев о реорганизации силовых структур

1,02/срд

1,50/слн

0,27/слн

0,93

7 (1392)

Л. Слиска о реорганизации силовых структур

0,36/срд

1,12/срд

0,86/слн

0,78

8 (1393)

В. Жириновский о реорганизации силовых структур

1,11/срд

0,86/слн

0,17/слн

0,71

4 (1389)

С. Миронов об объединении сил и средств

0,66/срд

1,23/срд

0,22/слн

0,70

9 (1394)

Г. Явлинский о реорганизации силовых структур

0,87/слн

1,05/слн

0,00/слн

0,64

10 (1395)

В. Володин о реорганизации силовых структур

0,26/срд

1,30/слн

0,32/слн

0,63

3 (1388)

Н. Ковалев о решении президента

0,27/срд

0,81/срд

0,24/срд

0,44

5 (1390)

Г. Бурбулис об укреплении ФСБ

-0,35/срд

-1,33/слн

-1,44/слн

-1,04





Эпизод №1 (1386). ОРТ, 'Новости', 11.03.03, 18:00. С. Семенов (корреспондент):
На традиционном совещании с ключевыми министрами президент России сообщил о масштабной структурной перестройке органов силового блока. По словам Владимира Путина, борьба с незаконным оборотом наркотиков и психотропных веществ идет недостаточно эффективно, хотя это одна из важнейших задач государства. Анализ ситуации показал, что необходимо более четко координировать работу в этом направлении. И сегодня президент России подписал соответствующие указы.

Эпизод № 2 (1387)
. ОРТ, 'Новости', 11.03.03, 18:00. В. Путин (Президент РФ.): Создать самостоятельный федеральный орган – Государственный комитет Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ. Упразднить Федеральную службу налоговой полиции Российской Федерации с передачей ее материально-технической базы и штатной численности во вновь создаваемый орган по борьбе с наркотиками и психотропными веществами. А функции по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений передать в МВД России. Передать Пограничную службу Российской Федерации в ведение ФСБ Российской Федерации. Упразднить Федеральное агентство правительственной связи и информации при президенте Российской Федерации и распределить его функции между ФСБ и Минобороны России. Образовать при Министерстве обороны Российской Федерации Государственный комитет России по государственному оборонному заказу, возложив на него функции единого заказчика по обычным вооружениям. Мы об этом много раз говорили и на правительстве, и на Совете Безопасности. Решение – взвешенное, и поддерживается всеми силовыми ведомствами.

Эпизод № 3 (1388)
. ОРТ, 'Время', 11.03.03, 21:00. Н. Ковалев (депутат Госдумы РФ, генерал армии): Это логичное совершенно решение президента, просто все мы понимаем, и поняли за последнее время особенно четко, насколько страна нуждается в сильных спецслужбах.

Эпизод № 4 (1389)
. ТВС, 'Новости', 11.03.03, 19:00. С. Миронов (председатель Совета Федерации РФ): Сейчас (в том числе, когда Россия встречается с такими вызовами, как угроза международного терроризма – непростые вопросы, с которыми сталкивается Россия на международной арене), наверное, имеет смысл, чтобы как можно меньше было распыления средств и сил, как можно меньше было необходимости согласования между различными ведомствами в тех или иных вопросах, как можно больше единого управления из единого центра.

Эпизод № 5 (1390). ТВС, 'Новости', 11.03.03, 19:00. Г. Бурбулис (представитель администрации Новгородской области в Совете Федерации):
Настораживает укрепление ФСБ: опасение, что снова появится такой вот монстр многоголовый с полномочиями необузданными. Но будем надеяться, что этого не произойдет.

Эпизод № 6 (1391)
. ОРТ, 'Время', 11.03.03, 21:00. Г. Селезнев (председатель Госдумы РФ): То, что сливаются наши пограничники и ФСБ, – это как бы возвращение к нашей истории. У нас так и было. Я сам в свое время учился в Московском высшем пограничном командном училище КГБ при Совете министров СССР – тогда эта служба так называлась. Но сейчас эта служба будет не при Совете министров, а она будет при президенте. Поэтому я думаю, что только на пользу дела: уберутся дублирующие структуры, будут заниматься общим делом – внутренняя контрразведка, граница, оперативная информация. Конечно, это поможет более эффективно осуществлять и погранслужбу, и службам ФСБ взаимодействовать с ними.

Эпизод № 7 (1392). ОРТ, 'Время', 11.03.03, 21:00. Л. Слиска (первый заместитель председателя Госдумы РФ):
Я давно говорила, что у нас слишком много контролирующих органов. У нас есть Налоговая полиция, есть налоговая инспекция. Я полагаю, что лучше беречь деньги, лучше дать полномочия одному органу и увеличить заработную плату там.

Эпизод № 8 (1393). ТВС, 'Новости', 11.03.03, 19:00. В. Жириновский (лидер ЛДПР):
Это то, о чем мы говорили в КГБ. Я с этим законом выступал два раза в Госдуме. Восстановить Комитет государственной безопасности и ФАПСИ туда вернуть, и вот Налоговая полиция пришла туда сейчас, и позднее пограничников туда вернем, и службу внешней разведки. То есть идет тот процесс, о котором говорила ЛДПР.

Эпизод № 9 (1394)
. ТВС, 'Новости', 11.03.03, 19:00. Г. Явлинский (руководитель фракции 'Яблоко' в Госдуме РФ): Прежде всего, хотелось бы при этих кадровых новых назначениях понимать, как, скажем, президент оценивает работу ФАПСИ, работу пограничной службы, работу других ведомств, которые он расформировывает. А до сих пор это выглядит как перемена мест, или перемена должностей, или перемена людей, изменение фамилий. Важно было бы знать, в чем проблема этих ведомств, что не удовлетворяло, какие были трудности, в чем они не дорабатывали. Мы ничего об этом не знаем. Чисто с формальной точки зрения, возвращение к прежним схемам, очевидно, более удобно. Меньше дублирования, и приведет ли это к изменениям, свойственным тотальным структурам, – таким, как были структуры КГБ, – будет зависеть от того, какие решения будут приняты в Думе. С точки зрения функций этих новых ведомств, соответствующие документы в Думу внесены, они еще там не рассматривались, и, видимо, там будет приниматься это решение.

Эпизод № 10 (1395). ТВС, 'Новости', 11.03.03, 19:00. В. Володин (руководитель фракции ОВР в Госдуме РФ):
Многие из этих ведомств просто дублировали друг друга, мешали друг другу, ни у кого не вызывало сомнения. Поэтому, знаете, меньше будет сейчас чиновников, те, кто останется, будут заниматься более конкретными вопросами.

Эпизод № 11 (1396)
. РТР, 'Вести', 11.03.03, 20:00. И. Хакамада (заместитель председателя Госдумы РФ, фракция СПС): Объединение пограничной службы и, самое главное, Налоговой полиции в рамках федеральной службы – ФСБ – я считаю нормальным управленческим решением, потому что сигналов из общества было очень много, что правоохранительных силовых ведомств слишком много, они не курируются из одного центра, они мешают предприятиям и людям своими излишними проверками.

Эпизод № 12 (1397). РТР, 'Вести плюс', 11.03.03, 22:50. Л. Радзиховский (политический обозреватель):
Ну, генералы – люди мужественные, им не привыкать к ударам. Это ж боевые люди. Вот. Вообще-то я думаю, что два раза реорганизовать – что один раз погореть, это точно. Действительно, есть время разрушать КГБ, есть время собирать ФСБ. ФСБ не является политической организацией, это факт, тут уж никуда не денешься. Это, действительно, профессиональная организация. Как профессиональные организации совершенно нормально их слить. А опасность создать опять политического монстра и тайную полицию – ну, это, извините, зависит не от структуры ФСБ, а от общеполитической ситуации в стране. Если, не дай бог, изменится эта политическая ситуация, опять возникнет опасность диктатуры или чего-то такого, тогда да, встанет опасность тайной политической полиции. Сегодня такой проблемы не существует. Профессиональная организация. Правильно делают, что ее собирают.

В. Путин (президент РФ.):
Создать самостоятельный федеральный орган – Государственный комитет Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ. Упразднить Федеральную службу налоговой полиции Российской Федерации с передачей ее материально-технической базы и штатной численности во вновь создаваемый орган по борьбе с наркотиками и психотропными веществами. А функции по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений передать в МВД России. Передать Пограничную службу Российской Федерации в ведение ФСБ Российской Федерации. Упразднить Федеральное агентство правительственной связи и информации при президенте Российской Федерации и распределить его функции между ФСБ и Минобороны России. Образовать при Министерстве обороны Российской Федерации Государственный комитет России по государственному оборонному заказу, возложив на него функции единого заказчика по обычным вооружениям. Мы об этом много раз говорили и на правительстве, и на Совете Безопасности. Решение – взвешенное, и поддерживается всеми силовыми ведомствами.

Г. Бурбулис (представитель администрации Новгородской области в Совете Федерации):
Настораживает укрепление ФСБ: опасение, что снова появится такой вот монстр многоголовый с полномочиями необузданными. Но будем надеяться, что этого не произойдет.

Г. Явлинский (руководитель фракции 'Яблоко' в Госдуме РФ):
Прежде всего, хотелось бы при этих кадровых новых назначениях понимать, как, скажем, президент оценивает работу ФАПСИ, работу пограничной службы, работу других ведомств, которые он расформировывает. А до сих пор это выглядит как перемена мест, или перемена должностей, или перемена людей, изменение фамилий. Важно было бы знать, в чем проблема этих ведомств, что не удовлетворяло, какие были трудности, в чем они не дорабатывали. Мы ничего об этом не знаем. Чисто с формальной точки зрения, возвращение к прежним схемам, очевидно, более удобно. Меньше дублирования, и приведет ли это к изменениям, свойственным тотальным структурам, – таким, как были структуры КГБ, – будет зависеть от того, какие решения будут приняты в Думе. С точки зрения функций этих новых ведомств, соответствующие документы в Думу внесены, они еще там не рассматривались, и, видимо, там будет приниматься это решение.

Л. Радзиховский (политический обозреватель):
Ну, генералы – люди мужественные, им не привыкать к ударам. Это ж боевые люди. Вот. Вообще-то я думаю, что два раза реорганизовать – что один раз погореть, это точно. Действительно, есть время разрушать КГБ, есть время собирать ФСБ. ФСБ не является политической организацией, это факт, тут уж никуда не денешься. Это, действительно, профессиональная организация. Как профессиональные организации совершенно нормально их слить. А опасность создать опять политического монстра и тайную полицию – ну, это, извините, зависит не от структуры ФСБ, а от общеполитической ситуации в стране. Если, не дай бог, изменится эта политическая ситуация, опять возникнет опасность диктатуры или чего-то такого, тогда да, встанет опасность тайной политической полиции. Сегодня такой проблемы не существует. Профессиональная организация. Правильно делают, что ее собирают.

Комментарий


На этой неделе к тестированию предлагались сюжеты, посвященные реорганизации силовых структур. Нельзя сказать, что эта тема сильно заинтересовала респондентов, но, тем не менее, средние оценки по критерию интереса оказались выше нуля. Ниже нулевой отметки эти оценки опустились только в одном эпизоде – с участием Г. Бурбулиса (эпизод № 5). Аналогичная ситуация и с двумя другими критериями – согласием и доверием.

Эпизод № 2 (1387)


Первое место в нашем рейтинге занял сюжет с В. Путиным (эпизод № 2). Интересно, что результаты электронного тестирования данного эпизода (по всем параметрам) в два-три раза превышают оценки всех остальных сюжетов. Тем не менее, во время дискуссии люди говорили о некоей неудовлетворенности увиденным. По их мнению, президент выглядел неуверенным и чересчур сдержанным. Некоторые участники группы объясняли подобную сдержанность 'характером работы' и 'привычкой разведчика'. Другие строили предположения, что виной неуверенности В. Путина было 'зачитывание по бумажке', в то время как президент куда более органичен в 'свободном плавании'. В качестве еще одного довода в 'оправдание' В. Путина, высказывались замечания о 'рискованности такого решения' и о том, что в связи с указом о реорганизации силовых структур он нажил себе множество врагов.
  • 'Как-то слабовато начал, потому что, в общем, не чувствовалось уверенности. В конце концов, на него камеры наставлены, там что-то говорит. Комментаторы гораздо лучше говорили, проникновеннее чувства, чем он, как бы, озвучил все'.


  • 'Резкости нет такой в голосе, не хватает'.


  • 'Тема вроде такая эмоциональная – достала всех уже эта наркомания. А он так спокойно говорит'.


  • 'Вот без бумаги лучше говорит. А это – по бумажке. Мне нравится, когда он без бумажки, – тогда его слова западают в человека, понимаете?'


  • 'Еще надо отдать должное, конечно, Путину, что, так сказать, практически он врагов себе сейчас нажил'.
Эпизод № 12 (1397)

Если во время электронного тестирования предпочтение было отдано предыдущему сюжету, то участники последовавшей за ЭФГ дискуссии особо отмечали эпизод с участием Л. Радзиховского. Интересно также, что только в этом сюжете оценка по критерию доверие немного перешагнула согласие. Все респонденты отмечали, что Радзиховский безусловно вызывает симпатию и доверие. Во-первых, он произвел впечатление человека 'шибко грамотного' и 'интеллигентного до мозга костей'. Во-вторых, респондентам понравилась 'приятная внешность' обозревателя. Плюс ко всему, отсутствие 'наглости' и 'цинизма' в выступлении Радзиховского, по мнению респондентов, выгодно отличает его от коллег.
  • 'Этот сюжет – лучше всех'.


  • 'Очень положительное. На него вообще приятно просто смотреть, и приятно вообще... Очень красиво, и все улыбающийся... Голос красивый'.


  • 'Шибко грамотный. Хорошо подкован. Это очень нравится'.


  • 'И антураж тоже хороший. Вот всех показывают – очень внимательно его слушают. Глаза, там с открытыми ртами даже политики и академики сидели – и то слушали, как будто первый раз услышали'.


  • 'Очень начитан, очень интеллигентный, до мозга костей, в седьмом колене'.


  • 'Уверен в том, что он говорит – разбирается досконально. Знает все, как бы, эту жизнь. И это чувствуется'.


  • 'Манера говорить, да, да, как он это говорит, преподносит. В спокойной манере, в спокойной, интеллигентной манере говорить – она подкупает'.


  • 'Да, аккуратный. А между прочим, это тоже много значит. И вот эта вот аккуратная борода, бородка такая, все это такое аккуратненькое'.
Эпизод № 9 (1394)

Г. Явлинский – герой следующего сюжета – снискал себе славу 'вечно сомневающегося оппозиционера'. Причем оппозиционера, не столько отстаивающего свою точку зрения, сколько критикующего чужую. При этом участники дискуссии отмечали, что собственное мнение Г. Явлинский 'тщательно скрывает' и 'старается не показывать'. Были, однако, и те, кто видел 'конструктивную сторону' звучавшей из его уст критики.

Значительное место в дискуссии заняло обсуждение внешности лидера 'Яблока'. Причем один из участников дискуссии предположил, что авторы сюжета сознательно пытались представить его в невыгодном свете.
  • 'Ну это характерно Явлинскому – вот эта речь его. Сам всегда в стороне'.


  • 'У него имидж оппозиционера. Он всегда так, в оппозиции'.


  • 'Он как комментатор новостей – и в то же время своей точки зрения не показывает'.


  • 'А потом перекошенное лицо, галстук несимметричен, то есть те, кто там снимали его, явно не заинтересованы были в том, чтобы подать его в выгодном свете. Мешки под глазами...'


  • 'Могли припудрить чего-нибудь. Кстати, на фоне Кремля – обратили внимание, да? – расхлябанный вид'.


  • 'Я думаю, что, наверное, не вызывает симпатий у тех, кто снимал, либо это заказанные новости: с одной стороны давайте покажем его. Показали больного человека, тяжело больного'.


  • 'Вы знаете, я Явлинского знаю. Он достаточно волевой и продолжительно борется на протяжении длительного времени. И он правильно поставил вопрос – прежде чем сделать что-то новое, нужно сначала правильно раскритиковать старое. У нас – не всегда правильно. Он – конструктивно'.


  • 'Лидер, он должен предложить какое-то решение, чтобы за ним пошли, а не просто, как бы, ставить на вид проблемы, это может сделать каждый из нас. А он уж точно не лидер'.
Эпизод № 5 (1390)

Последнее место в нашем рейтинге занял сюжет с участием Г. Бурбулиса. Это единственный эпизод с отрицательными оценками – причем сразу по всем трем параметрам. Участники дискуссии подметили, что в сюжете Г. Бурбулис выглядел 'неуверенным' и 'испуганным'. По мнению респондентов, виной тому, с одной стороны, послужила 'режиссерская находка' – направить камеру сверху вниз, дабы еще больше 'уменьшить' героя эпизода. С другой – участники дискуссии считали, что Г. Бурбулис 'оправдывается' за то, что именно под его руководством в свое время было 'развалено КГБ'.
  • 'Чего-то принизить хотели его. Его сделали ниже ростом, чем он есть, потому что как бы немножко сверху снималось. Принизить, естественно. Бывшее второе лицо в государстве. Ну он да, действительно был показан, как нашкодивший школьник, как будто он оправдывается, ну если так образно'.


  • 'Его принудительно, что ли, заставляют читать или что-то такое высказывать, понимаете? Он нехотя как-то говорит это все'.


  • 'Лицо неуверенного человека. С чем это связано? Это связано с тем, что под его руководством в свое время было разрушено КГБ'.


  • 'Он как бы оправдывается. Ну он же разрушил, поэтому он оправдывает себя, да, как-то надо ему...'


  • 'Во-первых, он явно чего-то боится – опущенные глаза, вот такая согбенная поза. Явно неуверенный голос был тоже, дрожащий'.
Электронные фокус-группы в Москве. 44 респондента. 27 марта 2003 г.





База данных ФОМ > Власть и закон > Министерства > Министерство внутренних дел > Реорганизация силовых структур