Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/power/pow_dum/o906412




ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ.

08.09.1999 [отчет] [ Климов И.А. ]






ИСТОЧНИК ДАННЫХ

Стандартизованные телефонные интервью, проведенные с 15 по 30 августа 1999 г. в 9 регионах Европейской части РФ. В опросе приняли участие 90 экспертов - руководители и ведущие аналитики региональных СМИ.

Данные августовского опроса приведены в сопоставлении с результатами, полученными в ходе опросов экспертов в августе 1998 г. - июле 1999 г.

БАЛАНС ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ

Экспертов просили оценить по 10-балльной шкале деятельность органов государственной власти - Президента, Правительства и Государственной Думы.

Для анализа использован баланс экспертных оценок. Этот показатель основан на соотношении положительных и отрицательных экспертных оценок для каждого института государственной власти. При показателе, равном 1, количество положительных и отрицательных оценок одинаково; если показатель больше 1, доминируют положительные оценки; если меньше 1 - отрицательные.

Баланс экспертных оценок


Орган властиМесяцы 1998 - 1999 гг.
8910111212345678
Президент0,030,050,010,040,130,060,060,070,110,160,160,090,05
Правительство0,160,050,220,160,210,230,260,110,160,190,150,240,18
Госдума00,290,110,050,050,090,080,070,040,070,030,080,03


ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕЗИДЕНТА

Показатель баланса положительных и отрицательных оценок деятельности Президента в августе 1999 г. изменился в худшую сторону по сравнению с предыдущим месяцем (-0,04) и составил 0,05 пункта.

Среди обоснований положительных оценок более или менее отчетливо выделяется только один мотив:

Решение о смене Правительства было правильным. Слишком интеллигентного С.Степашина надо было заменить более жестким человеком (4 ответа).

Одиночные суждения: Президент контролирует ситуацию в стране; он ездил в Бишкек; Президент добивается своих целей.

Отрицательные оценки деятельности Президента сводятся к нескольким четко определенным причинам:
  1. Президент отправил Правительство в отставку. Эти действия совершенно немотивированны, Президент не дал никаких объяснений своим действиям (32 ответа).

  2. Президент вредит стране, дестабилизирует общество и экономику, ведет Россию к гибели (19 ответов).

  3. Президент ставит личные интересы выше государственных, его не интересует ничего, кроме желания досидеть до конца срока и обезопасить свое будущее (15 ответов).

  4. Президент недееспособен, он не адекватен своей должности, не в состоянии исполнять свои конституционные обязанности (14 ответов).

  5. Чрезвычайно обострилась обстановка в Дагестане (11 ответов).

  6. Президент не самостоятелен в своих решениях и действиях; он стал объектом манипуляций со стороны семьи и близкого круга доверенных лиц (9 ответов).
Одиночные суждения: Президент занимается дворцовыми интригами; он решил, что всем политическим партиям нужен отставной премьер; экономическая ситуация не улучшается.

ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА

В августе 1999 г. по сравнению с июлем баланс положительных и отрицательных оценок деятельности Правительства изменился в худшую сторону (-0,06) и составил 0,18 пункта.

Положительные оценки работы Правительства касались следующих аспектов его деятельности:
  1. Правительство проявляет настойчивость и волю в делах, в подготовке решений, активно и динамично работает, оперативно реагирует на события (17 ответов).

  2. Правительство предпринимает осмысленные действия, и, вроде бы, ему удалось добиться некоторых результатов (13 ответов).

  3. Ведутся решительные действия в Дагестане (6 ответов).
Одиночные суждения: Правительство Степашина продолжило взвешенную линию Примакова; сокращаются долги по зарплатам, пенсиям; Правительство Степашина начало вести яркую региональную политику.

Мотивация отрицательных оценок деятельности Правительства следующая:
  1. Деятельность Правительства чересчур зависит от прихотей Президента. Регулярные отставки дезорганизуют деятельность Правительства; неизвестно, сколько продержится Путин (19 ответов).

  2. Пока не видно результатов деятельности Правительства (С.Степашина), заявления об улучшениях не подтверждаются видимым образом (12 ответов).

  3. Произошел резкий рост цен на бензин, многие регионы оказались на грани бензинового кризиса (8 ответов).

  4. Вызывает серьезное беспокойство ситуация в Чечне, Дагестане, Ставрополье (8 ответов).
Одиночные суждения: Правительство не занимается улучшением жизненного уровня населения; отсутствует программа по преодолению кризиса; никто из Правительства не смог внятно объясниться с народом относительно отставки Степашина; скандал с Банком Нью-Йорка; Правительство зря дублирует функции Центризбиркома.

ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

В августе 1999 г. баланс отрицательных и положительных оценок деятельности Государственной Думы по сравнению с предыдущим месяцем изменился в худшую сторону (-0,05) и составил 0,03 пункта.

Оценки экспертами позитивных сторон деятельности Государственной Думы касались в основном только одного аспекта:

Дума утвердила нового премьера и не пошла на конфронтацию в очень сложный для страны момент (17 ответов).

Одиночные суждения: Дума определила позицию по Дагестану; Дума занимается необходимой работой.

Мотивы отрицательных оценок работы Государственной Думы следующие:
  1. Депутаты готовятся к выборам, им нет дела до других проблем. Дума стала ареной предвыборной борьбы (35 ответов).

  2. Депутаты безответственно подходят к исполнению своих прямых обязанностей, бездействуют, не занимаются стратегическими задачами, не принимают необходимых законов (20 ответов).

  3. Депутаты на каникулах; трудно сказать, насколько продуктивно они работают в регионах (8 ответов).
Одиночные суждения: Депутаты приняли закон о собственных льготах и материальном обеспечении; на народ им откровенно наплевать; Дума не провела импичмент - теперь имеем Президента, которого не можем привлечь к ответственности.

РЕЗЮМЕ

  1. Суждения экспертов относительно деятельности Президента за прошедший месяц определялись центральной темой августа: решением Б.Ельцина об отставке правительства С.Степашина в период, когда премьер-министр едва вошел в курс дел и провел очень эффективные поездки по России и по Америке. Эксперты обескуражены не только очередным правительственным кризисом, но и тем, что Президент не объяснил мотивов своего решения. Из июльского опроса в августовский перешли темы о несоответствии Б.Ельцина занимаемой должности, о неспособности главы государства принимать продуманные и дальновидные решения, четко исполнять свои конституционные обязанности. В ответах экспертов отчетливо читается мотив: Президент и его окружение с большим опасением ожидают президентских выборов.

  2. Большая часть ответов экспертов в августовском опросе касалась работы правительства С.Степашина.

    Еще июльский опрос показал, что журналисты более или менее определились в своем отношении к правительству С.Степашина. Среди позитивных высказываний выделялась тема ожиданий позитивных перемен от деятельности правительства, которое демонстрировало хорошие деловые качества, проявляло настойчивость в делах и оперативность в принятии решений. С.Степашин воспринимался как хороший руководитель и как политик, вполне адекватный ситуации.

    В структуре отрицательных суждений в августе лидирующей оказалась тема, присутствовавшая прежде среди одиночных суждений: деятельность Правительства чересчур зависит от Президента, решения которого совершенно непредсказуемы. Эта тема несколько потеснила традиционно присутствующий в высказываниях экспертов мотив отсутствия наглядных позитивных результатов в работе кабинета министров.

    Начало боевых действий в Дагестане вызывает беспокойство у многих экспертов. В этой теме присутствуют два мотива: ожидание событий катастрофического характера и одобрение решительных действий российских войск.

  3. Баланс оценок деятельности Государственной Думы в августе изменился в худшую сторону. В последнем опросе положительные суждения были обусловлены лишь одной причиной: Дума не пошла на конфронтацию с Президентом и с первого раза утвердила нового премьер-министра.

    Мотивы отрицательных суждений экспертов остаются одними и теми же на протяжении последнего полугодия. Однако и здесь произошла смена приоритетов. В августе фактором, определяющим поведение депутатов и мешающим конструктивной работе Думы, эксперты называли приближающиеся парламентские выборы. Журналисты полагают, что депутаты безответственно относятся к исполнению своих обязанностей, открыто используют иерархический статус для улучшения собственного материального положения или для реализации партийных амбиций и интересов.