Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/power/pow_gov/government_Stepashin/o905101




НА ЧТО СПОСОБНО ПРАВИТЕЛЬСТВО?

09.06.1999 [отчет] [ Кертман Г.Л. ]






Респонденты довольно высоко оценивают шансы нового правительства на взаимопонимание как с Охотным рядом, так и, в особенности, с Кремлем.

 ВсеСреди электоратовОбразование
ЗюгановаЛебедяЛужковаПримаковаЯвлинскоговысшее
Как Вы считаете, правительство С.Степашина сумеет или не сумеет найти общий язык с Госдумой, провести необходимые правительству законы?
сумеет46445257435356
не сумеет22252724252221
затр. ответить32312120322523
Как Вы считаете, правительство С.Степашина сумеет или не сумеет найти общий язык с президентом и его администрацией?
сумеет58606270576665
не сумеет17182214212118
затр. ответить25221717231417


Наиболее оптимистичны в этом отношении граждане с высшим образованием, а также сторонники Ю.Лужкова и Г.Явлинского, которые, впрочем, и обычно меньше, чем другие, склонны ожидать политических катаклизмов.

Причем заслуживает внимания такой факт: уверенность в том, что кабинет сможет достичь взаимопонимания с президентом и его администрацией, гораздо чаще демонстрируют те респонденты, которые считают, что правительство сумеет договориться с депутатским корпусом, чем те, кто не верит в это.

Вопрос: «Как Вы считаете, правительство С.Степашина сумеет или не сумеет найти общий язык с президентом и его администрацией?"

 ВсеКак Вы считаете, правительство С.Степашина сумеет или не сумеет найти общий язык с Госдумой, провести необходимые правительству законы?
сумеетне сумеетзатр. ответить
сумеет58765733
не сумеет1714378
затр. ответить2510660


Таким образом, "человек с улицы" не склонен, в отличие от российского политического класса, экспертов и политических обозревателей СМИ, рассматривать взаимоотношения правительства с Кремлем и Охотным рядом как "игру с нулевой суммой", т.е. исходить из того, что добрые отношения кабинета с Думой автоматически навлекают на него недовольство команды президента, а лояльность по отношению к этой команде - враждебность Думы.

Вопреки опыту всех предыдущих российских правительств, свидетельствующему в пользу именно такого подхода, опрошенные относительно редко полагают, что кабинет С.Степашина сможет установить взаимопонимание с одной из сторон, только испортив при этом отношения с другой. Несложные расчеты показывают: лишь 13% респондентов ожидают, что правительство найдет общий язык с Кремлем, но не сумеет договориться с Думой, и 6% - что оно, напротив, наладит контакт с депутатами, но не преуспеет в диалоге с президентом и его администрацией. Вместе с тем 35% опрошенных верят, что правительству удастся решить обе задачи, и 8% полагают, что оно потерпит неудачу в обоих случаях.

Если перспективы налаживания конструктивных отношений между правительством и двумя другими центрами власти представляются респондентам более или менее благоприятными, то надежды на то, что кабинету удастся добиться позитивных сдвигов в экономике либо укрепить внешнеполитические позиции страны, питает лишь каждый пятый опрошенный, тогда как двое из пяти на такие сдвиги не рассчитывают. Причем высокообразованные граждане, которые, как мы видели, оптимистичнее других в оценке шансов на взаимопонимание между кабинетом, с одной стороны, и Думой и командой президента - с другой, настроены в этом отношении еще более мрачно, чем остальные: 55% респондентов с высшим образованием убеждены, что правительство не сумеет добиться перемен к лучшему ни в экономике, ни во внешнеполитической области.

 ВсеКак Вы считаете, правительство С.Степашина сумеет или не сумеет найти общий язык с Госдумой, провести необходимые правительству законы?
сумеетне сумеетзатр. ответить
Как Вы считаете, правительство С.Степашина сумеет или не сумеет улучшить положение в экономике, в промышленности?
сумеет203686
не сумеет43388124
затр. ответить36261070
Как Вы считаете, правительство С.Степашина сумеет или не сумеет добиться усиления роли России в мире?
сумеет21341110
не сумеет43437522
затр. ответить36231468


Показательно: подобный пессимизм характерен для подавляющего большинства опрошенных, не надеющихся на то, что кабинет и Дума могут найти общий язык. Между тем, респонденты, полагающие, что правительство будет действовать в согласии с депутатским корпусом, настроены гораздо оптимистичнее: они почти так же часто заявляют, что оно добьется позитивных изменений в экономической области, как и отвергают это мнение. Да и усиление внешнеполитических позиций России они предсказывают втрое чаще, чем те, кто не рассчитывает на взаимопонимание между правительством и Думой. Кроме того, среди них гораздо больше сомневающихся, то есть не исключающих успехов правительства и в той, и в другой сфере.

Таким образом, не будет большим преувеличением сказать, что взаимопонимание правительства с Думой рассматривается респондентами как необходимое, хотя и недостаточное условие эффективной деятельности кабинета. Едва ли это свидетельствует о высоком престиже самой Думы - опросы содержат множество данных, опровергающих подобное предположение. И вряд ли большинство опрошенных исходит из того, что адекватная законодательная база необходима для проведения разумной и действенной политики: реальное, а не декларативное отношение к закону, преобладающее в России, остается не столь почтительным.

Скорее, дело в том, что отсутствие взаимопонимания между правительством и Думой, конфронтация этих институтов власти интерпретируются "человеком с улицы" как доказательство их безразличия к национальным интересам. Наши соотечественники, как правило, склонны трактовать соперничество властных институтов не столько как принципиальный спор о путях развития страны, столкновение концепций и стратегических установок, сколько как борьбу частных интересов и амбиций. Борьбу, "отвлекающую" власть от исполнения ее обязанностей перед обществом и свидетельствующую о ее несостоятельности.

Способность найти взаимопонимание с Думой воспринимается, соответственно, как своеобразный тест, позволяющий оценить меру ответственности правительства и его ориентированности на решение актуальных, прежде всего - экономических, проблем, стоящих перед страной. Возможно, беспрецедентная популярность ушедшего кабинета Е.Примакова была в немалой степени обусловлена именно тем, что экс-премьер успешнее, чем его предшественники, справлялся с этим тестом. Приведенные данные свидетельствуют о том, что российские граждане, не слишком оптимистично оценивая экономические и внешнеполитические перспективы страны при новом правительстве, все же склонны верить, что в этом отношении ему удастся сохранить преемственность.
Данные общероссийских опросов населения по репрезентативной выборке в 56 населенных пунктах 29 областей, краев и республик всех экономико-географических зон России 29-30 мая 1999 г. Интервью по месту жительства. Объем выборки - 1500 респондентов.