На главный сайтПервая страница базы данныхНовые поступленияСтруктурный каталог / А-ЯТематический каталог / А-Я |
14.03.2004 Последний прогноз перед президентскими выборами Александр Ослон, президент Фонда "Общественное мнение" 12 марта 2004 (см. также Последний публичный прогноз от 8 марта http://bd.fom.ru/report/map/o040802) Этот текст по Закону нельзя публиковать до выборов, но он произведен 12 марта 2004 г. и размещен в Интернете 14 марта в 21 час. по московскому времени. Прогноз подготовлен на основе последнего предвыборного репрезентативного опроса населения России, проведенного Фондом "Общественное мнение" 10-11 марта (200 городских и сельских населенных пунктов в 63 субъектах РФ, объем выборки 3000 респондентов, интервью по месту жительства). В основе схемы опроса (и, соответственно, прогнозных расчетов) - вопросы, которые имеют смысл только непосредственно перед выборами. Ключевой из них - "Вы решили или не решили, за кого будете голосовать на президентских выборах 14 марта?" - в пересечении с вопросом "Вы пойдете или не пойдете на выборы 14 марта?" - дает типологические группы, представленные в шапке Таблицы 1:
Можно полагать, что за 3-4 дня до выборов ответы на вопрос о том, принято или не принято электоральное решение, причем без указания, каково это решение, отражают реальное состояние избирателей. Поэтому именно на анализе указанных групп основаны последние предвыборные расчеты. В Таблице 1 приведены ответы на вопрос "За кого Вы будете голосовать 14 марта?", по группам А и Б. Очевидно, что группам В и Г этот вопрос задавать нельзя, но вместо него имеет смысл вопрос "За кого Вы принципе допускаете для себя возможность голосовать 14 марта?", в котором допускается любое число ответов ("мягкий рейтинг"). Данные по этому вопросу по группам В и Г также приведены в Таблице 1. Таблица 1
В последнем столбце Таблицы 1 приведен прогноз выборов, основанный на вычислениях со следующими предположениями. Во-первых, несмотря на то, что все типологические группы утверждают о своем намерении идти на выборы, приняты разные "коэффициенты доверия" к данным об их участии в выборах. Исходной информацией для этих коэффициентов были ответы на вопросы "Вы сказали, что пойдете (не пойдете) на выборы. Это Ваше решение окончательное или Вы еще можете передумать?" и "Вы участвовали или не участвовали в выборах Думу 7 декабря 2003 г.?". С учетом этих коэффициентов прогноз явки составляет 61% Во-вторых, оказалось, что в группах А и Б (это люди, сказавшие, что они решили, за кого будут голосовать) есть около 9% респондентов, отказывающихся назвать "своего" кандидата. Эта категория была распределена по ответам на вопрос "За кого допускаете голосовать?" В-третьих, в группах В и Г около четверти респондентов затруднились с ответом. Так как об электоральных предпочтениях этих людей ничего неизвестно, то они были проигнорированы, что равносильно предположению об их голосовании в среднем как эти группы. Как видно из Таблицы 1, в группах В и Г обнаружился относительно бо-лее высокий "мягкий рейтинг" Н.Харитонова. Можно предположить, что это проявление феномена "социальной скрытности" части той категории населения, которая всегда голосовала за "левых". На нынешних выборах эти люди оказались в сложной ситуации: с одной стороны, сегодня только ответ "Путин" пользуется социальным одобрением, с другой стороны, голосовать не за представителя "левых" - равносильно измене своим принципам. Из сказанного следует, что результат Н.Харитонова может оказаться на несколько п.п. выше вычисленного и составит, вероятно, около 13% Кроме того, явное доминирование в общественном мнении предположения о победе В.Путина, скорее всего, вызывает в ходе опроса "эффект присоединения" к большинству и, как следствие, приводит к некоторому завышению прогноза по числу голосов за В.Путина. Поэтому результат В.Путина может оказаться на несколько п.п. ниже прогноза и составит, скорее всего, около 73%.
|
|