fom.ru · Поиск ·      








28.07.1998, Петренко К.В.

МЕСТО МОСКОВСКИХ ТЕЛЕКОМПАНИЙ В РЕГИОНАЛЬНОМ ЭФИРЕ



ИСТОЧНИК ДАННЫХ

Телефонные интервью с экспертами – ведущими аналитиками и руководителями региональных СМИ, проведенные в 9 регионах Европейской части РФ (Брянск, Волгоград, Вологда, Калининград, Калуга, Ростов-на-Дону, Рязань, Ставрополь, Ульяновск). Опрошено 90 человек. Опрос был проведен в июле 1998 года.

В ходе опроса экспертам были заданы следующие вопросы:

"Можно ли сегодня говорить об экспансии, активном проникновении в телеэфир Вашего региона московских телекомпаний, создавших собственные телесети ~ "ТВ Центр", "ТВ 6 МОСКВА", "СТС", "31 канал", "ТНТ", "REN TV", "МУЗ ТВ"?

"Каковы , на Ваш взгляд , последствия такой экспансии московских телекомпаний в региональном телеэфире? Как складывается в таких случаях конкурентная борьба за зрителя между московскими и местными телекомпаниями в Вашем регионе? Кто из них оказывается победителем в этой борьбе?".


МЕТОДЫ АНАЛИЗА

За единицу анализа было принято отдельное суждение - логически завершенная и тематически самостоятельная часть высказывания одного эксперта при ответе на один вопрос.

Частотный анализ проводился на основании тематического и смыслового сходства суждений всех экспертов. Результаты приведены в процентах от общего числа суждений, сформулированных экспертами. Для одиночных суждений проценты не приводятся.

РЕЗУЛЬТАТЫ

I. Для анализа экспертных ответов на первый вопрос было отобрано 220 суждений. Мнения экспертов об экспансии московских телекомпаний в региональном телеэфире разделились следующим образом:
  1. Экспансия налицо: московские коммерческие каналы скоро вытеснят местные и московские государственные каналы (10% суждений).

  2. Экспансии московских коммерческих телекомпаний в региональном телеэфире нет: ни одна из них не пользуется популярностью у регионального зрителя; московские каналы вещают ограниченно – лишь на города, в то время как на селе про них не знают; в будущем экспансия возможна (10% суждений).

  3. Наиболее активен в региональном телеэфире канал "ТВ 6 Москва" (8% суждений); каналы "СТС", "ТВ-Центр", "REN TV", "ТНТ" активны в равной степени (от 3% до 2% суждений).

  4. Местные телеканалы не занимаются созданием собственных программ, а ретранслируют центральные, что позволяет им заполнить сетку вещания. У местных телеканалов не хватает средств, чтобы выпускать программы и заполнить весь предоставленный им объем вещания (5% суждений).
Одиночные мнения: московские коммерческие каналы принимаются лишь на импортных телевизорах, а у большинства населения региона ~ старые советские, которые транслируют лишь 3 канала; ситуация в региональном эфире постоянно меняется; любая экспансия разбивается о право зрителя выбирать тот или иной канал.

II. Для анализа ответа на второй вопрос отобрано 110 суждений. Их можно объединить в следующие группы:
  1. Конкуренция между московскими и местными каналами практически отсутствует, они существуют в разных нишах, сегодня можно говорить о симбиотическом сосуществовании московских и местных каналов: московскими каналами интересуются больше, но местным больше доверяют. Если сейчас и можно говорить о какой-либо конкуренции, то скорее о конкуренции московских каналов между собой (21% суждений).

  2. Московские каналы превосходят местные по уровню профессионализма; местное телевидение зависит от региональной власти; кроме того, нередко у местного телевидения нет своего канала (13% суждений).

  3. Местные новости зритель смотрит по местному телевидению – это единственный источник информации о событиях в регионе (11% суждений).

  4. Появление московских коммерческих каналов позитивно влияет на региональный телеэфир, так как способствует конкуренции, заставляет местные каналы подтягиваться до уровня московских. Кроме того, по московским каналам зрители чаще смотрят фильмы и развлекательные программы (9% суждений).

  5. Местные каналы, в частности местные государственные, превосходят московские (9% суждений).

  6. Появление московских каналов ведет к негативным последствиям: во-первых, к потере местными компаниями рекламодателей (местная реклама передается бегущей строкой в программах центральных каналов); во-вторых, у сотрудников местных телеканалов пропадает стимул работать, а сами телеканалы не развиваются творчески и технически; в-третьих, московские каналы пропагандируют американский образ жизни, нивелируют культурные ценности (4% суждений).

  7. От появления в телеэфире новых каналов в конечном итоге выигрывает зритель: расширяется его кругозор, он получает возможность иметь более объективную информацию о событиях в стране (4% суждений).

  8. Появление московских коммерческих каналов не вносит существенных изменений и не приведет к каким-либо последствиям (2% суждений).
Одиночные мнения: московские каналы дают более полное представление о проблемах столичной элиты; субъективизм и ангажированность московских каналов резко контрастируют с жизнью провинции; сейчас можно говорить не о конкурентной борьбе за зрителя, а о полном пренебрежении его интересами; оставляет желать лучшего качество сигнала.

ВЫВОДЫ

  1. По мнению элиты региональных СМИ, едва ли сегодня можно говорить об экспансии московских коммерческих компаний, создавших собственные телесети в региональном телеэфире. Правильнее было бы отметить, что данные компании начали проникать в региональный эфир, а их экспансия ожидается в ближайшем будущем. Московские каналы вещают в основном в городах, на селе их не принимают. Наиболее активен канал "ТВ 6 Москва".

  2. Конкуренции между московскими и местными каналами практически нет как из-за разницы в профессиональном и техническом уровне, так и вследствие различной "специализации": московские каналы привлекают зрителя не столько информационными программами, сколько фильмами, развлекательными передачами, а местные - региональными новостями.

  3. В конкурентной борьбе за зрителя выигрывают московские коммерческие компании.



База данных ФОМ > Центр, провинция, периферия... > МЕСТО МОСКОВСКИХ ТЕЛЕКОМПАНИЙ В РЕГИОНАЛЬНОМ ЭФИРЕ