fom.ru · Поиск ·      








18.11.1998, Климов И.А.

НЕОТЛОЖНЫЕ ЗАДАЧИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В ОБЛАСТИ ФЕДЕРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ



ИСТОЧНИК ДАННЫХ

Стандартизованные телефонные интервью, проведенные с 15 по 25 октября 1998 г. в 9 регионах Европейской части РФ.

В опросе принимали участие руководители и ведущие аналитики региональных СМИ – 90 экспертов.

Эксперты в свободной форме отвечали на два вопроса:
  • На решение каких вопросов, проблем взаимоотношений федерального центра и регионов, по Вашему мнению, должен направить свои усилия Президент в ближайший месяц?

  • На решение каких вопросов, проблем взаимоотношений федерального центра и регионов, по Вашему мнению, должно направить свои усилия Правительство в ближайший месяц?

ПРИНЦИПЫ АНАЛИЗА

В качестве исходного элемента наблюдения было взято высказывание – ответ одного эксперта на один вопрос исследования.

За единицу анализа было принято суждение – часть высказывания, логически завершенная и тематически самостоятельная.

Частотный анализ проводился на основании тематического и смыслового сходства суждений, содержащихся в высказываниях всех экспертов.

Результаты приведены в процентах от общего числа суждений по вопросу. Для одиночных суждений проценты не приводятся.

РЕЗУЛЬТАТЫ

I. Для анализа ответов на первый вопрос были отобраны 145 суждений.

По мнению опрошенных, приоритетными для Президента должны быть перечисленные ниже задачи.
  • Построение вертикали исполнительной власти, контроль исполнения решений на всех уровнях (19%).

  • Законодательное оформление принципов организации власти, общих принципов взаимоотношений, требовательность в вопросах соблюдения российской конституции и законов на региональном уровне (11%).

  • Создание механизмов влияния на губернаторов, ограничение их независимости и произвола (10%).

  • Решение проблемы своевременного перечисления трансфертов в регионы, ликвидация задолженностей бюджетникам (10%).

  • Погашение центробежных тенденций, принуждение региональных элит к подчинению (6%).

  • Реализация принципов равноправия регионов, отмена сепаратных договоров, предоставляющих индивидуальные льготы (6%).

  • Организация топливной и продовольственной помощи северным регионам (4%)

  • Решение проблем сбора и распределения налогов, межбюджетных (центр – регионы) отношений (4%).

  • Разрешение проблем Северного Кавказа (4%).

  • Восстановление банковской системы (4%).

  • Контроль за деятельностью Правительства (4%).

  • Предоставление большей экономической свободы регионам (4%).

  • Одиночные суждения: борьба с коррупцией; отмена выборности губернаторов; подготовка президентских и парламентских выборов; "Президент ничего не может сделать"; привлечение инвестиций; развитие местного самоуправления; уход в отставку без негативных последствий для страны; укрепление авторитета в регионах; усиление роли Совета Федерации в построении взаимоотношений с регионами.
II.Для анализа ответов на второй вопрос были отобраны 133 суждения.

По мнению опрошенных, приоритетными для Правительства должны быть перечисленные ниже задачи.
  • Решение проблемы своевременного перечисления трансфертов в регионы (16%).

  • Разрешение проблемы межбюджетных отношений: определение того, какая часть региональных налогов должна идти в федеральный бюджет(12%).

  • Построение вертикали исполнительной власти, контроль исполнения решений на всех уровнях (11%).

  • Разработка и реализация антикризисных мер экономического характера: поддержка отечественной промышленности, привлечение инвестиций и т.д. (11%).

  • Разработка стратегии федеративных отношений на основе паритета интересов: разграничение сфер ответственности, определение прав и обязанностей, разработка системы мер и санкций (9%).

  • Восстановление финансовой системы в России, контроль за четкостью ее функционирования (8%).

  • Контроль за сбором налогов в регионах, пресечение уклонения от уплаты (6%).

  • Разработка дифференцированной системы поддержки кризисных регионов (5%).

  • Изменения в налоговом законодательстве: снижение налогового бремени, упрощение законодательства, поддержка отечественных товаропроизводителей (5%).

  • Консультации с губернаторами, привлечение их к работе в Правительстве, к разработке экономических и социальных программ (5%).

  • Подавление экономического сепаратизма, отказ от предоставления льгот в угоду политической конъюнктуре (5%).

  • Одиночные суждения: борьба с коррупцией; отмена выборности губернаторов; проведение жилищно-коммунальной реформы; стимулирование межрегиональных связей.

РЕЗЮМЕ

  1. Проблема нормализации взаимоотношений федерального центра и регионов требует комплексного подхода. Весь спектр задач, на которые, по мнению региональной элиты СМИ, должен направить свои усилия Президент, можно систематизировать следующим образом.

    – Обеспечить единство структуры исполнительной власти, добиться исполнения решений на региональном и местном уровнях.

    – Обеспечить единство законодательного пространства и обязательность исполнения общероссийских законов. Контролировать законотворческие инициативы регионов, не допускать законодательных противоречий.

    – Разработать концепцию межбюджетных отношений "центр – регионы". В рамках разработки нового налогового кодекса предлагается провести консультации с главами регионов относительно доли налогов, отчисляемых регионами в федеральный бюджет.

    – Разработать механизмы влияния на региональные и местные власти. В этом вопросе мнения экспертов расходятся: одни полагают, что добиться подчинения можно жесткими санкциями, другие – законодательными мерами. Есть и радикальное одиночное суждение с призывом устранить выборность губернаторов.

    – Разработать систему экономических мер, на которых должно базироваться федеративное устройство государства.

  2. Задачи, поставленные экспертами перед Правительством в области нормализации отношений между регионами и федеральным центром, в значительной мере совпадают со списком задач, адресованных Президенту. Правительство должно сосредоточиться на ряде конкретных проблем:

    – Оптимизация финансовых отношений центра и регионов, восстановление банковской системы в стране, обеспечение оперативного и четкого ее функционирования.

    – Разработка концепции межбюджетных отношений "центр – регионы", обеспечение выполнения обязательств всех сторон: сбор и перечисление налогов, своевременное получение трансфертов, целевое их использование и т.д.

    – Разработка и реализация антикризисных мер по подъему экономики.

    – Разработка стратегии федеративных отношений на основе паритета интересов: разграничение сфер ответственности, определение прав и обязанностей, разработка системы мер и санкций.



База данных ФОМ > Центр, провинция, периферия... > НЕОТЛОЖНЫЕ ЗАДАЧИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В ОБЛАСТИ ФЕДЕРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ