Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/reg_ros/reg_fed/dd000644




Реформа Совета Федерации

31.05.2000 [отчет] [ Опрос населения ]






1.Реформа Совета Федерации
2.Графики
3.Электронная фокус-группа

1.Реформа Совета Федерации


Абсолютное большинство респондентов (55%) поддерживает предложение о замене губернаторов в Совете Федерации представителями президента в регионах, и только 12% возражают против этого. Стоит отметить, что опрошенные эксперты не столь решительно одобряют эту идею: за нее высказываются 48% из них, против – 23%.

По-видимому, главная причина, побуждающая 'рядовых' граждан приветствовать эту новацию, заключается отнюдь не в том, что она изменит баланс сил между ветвями власти на федеральном уровне в пользу президента, и тем более – не в несоответствии сегодняшнего порядка вещей принципу разделения властей. Основной мотив, ярко звучащий на фокус-группах, состоит в том, что реформа, как полагают участники дискуссий, вынудит руководителей регионов полностью сосредоточиться на исполнении своих губернаторских полномочий. 'Пусть живет у себя, работает, занимается экономикой, вкалывает. Нечего ездить в Москву'; 'каждый пусть занимается своим делом, каждый в своем месте. Зачем всем быть в Москве?'; 'если он губернатор, так пусть сидит в своей губернии и смотрит, чтобы там было все хорошо'; 'высылка губернаторов в свои губернии у меня вызывает положительные чувства', – говорят участники московской фокус-группы.

Эту позицию разделяют и участники самарской дискуссии, хотя несколько пренебрежительная нота, отчетливо звучащая в высказываниях москвичей, здесь отсутствует: 'Они должны своим делом заниматься'; 'Если Титов умница, то чем больше времени он будет проводить здесь, тем лучше'; 'Может быть, его замы проводят не ту политику, которую проводил бы он'; 'В Совете Федерации они занимались законотворчеством. Теперь они будут исполнять обязанности губернаторов'. 'Сельское хозяйство восстанавливать, заводы, фабрики, думать о детях'.

Причем вояжи губернаторов в Москву оцениваются участниками дискуссий не столько как 'государственная' деятельность, связанная с их прямыми обязанностями, сколько как деятельность 'политическая', сопряженная едва ли не исключительно с их личными амбициями и никоим образом не отвечающая интересам региона. 'Пусть политики занимаются политикой, а губернаторы должны заниматься развитием области', – четко формулирует эту точку зрения участница самарской дискуссии. И преимущественно негативное, по крайней мере, настороженное отношение к публичной политике, весьма характерное для большинства российских граждан, оказывается, по-видимому, в данном контексте достаточно мощным фактором, побуждающим их приветствовать устранение губернаторов из Совета Федерации. 'Тот же Титов, Аяцков – сколько времени они проводят в Москве? Весь год перед выборами они занимались своей политикой. Они создавали партии, готовились к выборам, участвовали в выборах. Для чего все это? Они какую-то свою цель преследовали, хотя все понимали, что на выборах никто из них не победит, а своими регионами они не занимались', – рассуждает участник фокус-группы.

Тема 'разделения обязанностей' получает и иное преломление. 'Раньше Совет Федерации представлял собой группу хозяйственников, которые законов не знали никаких, и толку от них как от законодателей было очень мало. Теперь, я надеюсь, дела больше будет... Там без юридического образования делать нечего', – говорит участница дискуссии. И все ее поддерживают, выражая надежду на улучшение законодательства.

В то же время мысль о том, что главная цель реформы – 'прижать губернаторов', вызывает у участников фокус-групп неоднозначную реакцию. Одни считают ее ошибочной, поскольку полагают, что Совет Федерации и так не представляет никакой опасности для исполнительной власти. Другие признают, что потаенной целью В.Путина может быть стремление ослабить позиции Совета Федерации (один участник дискуссии произнес в этой связи загадочную фразу: 'Он не против губернаторов, но он хочет сломить их'), и это устраивает далеко не всех. 'Если это так, то это пугает почему-то', – говорит одна участница. 'Пугает, пугает', – вторит ей другой респондент.

Но вместе с тем и перспектива назначения представителей региона губернаторами не слишком вдохновляет российских граждан. На фокус-группах звучало мнение о том, что такие представители будут 'ручными', полностью подконтрольными губернаторам. 'Если губернатор будет назначать, то считайте, что он сидит там, в Совете Федерации. Вот это плохо'.

Абсолютное большинство российских граждан предпочитает иной принцип формирования Совета Федерации – выборы его членов в регионах. Едва ли, впрочем, недоверие к губернаторам является тут главной причиной.

Вопрос: Одни считают, что представителей регионов в Совет Федерации должны назначать губернаторы и главы республик. По мнению других, представители регионов в Совет Федерации должны избираться населением этих регионов. Какая точка зрения Вам ближе – первая или вторая?


26–27 мая

Проголосовали бы за...

Путина

Зюганова

других

Первая

22

22

28

24

Вторая

53

59

48

53

Затр. ответить

24

19

23

22





Прямые выборы законодательных органов и высших должностных лиц как на федеральном, так и на региональном уровне чрезвычайно важны, по мнению россиян – в отличие от некоторых других демократических новаций последнего десятилетия. Не случайно ни идея назначения губернаторов президентом, ни идея о продлении срока президентских полномочий не пользуются, как показали недавние опросы ФОМ, сколько-нибудь значительной популярностью. Показательно, что охотнее других соглашаются доверить назначение членов Совета Федерации губернаторам сторонники Г.Зюганова – скорее всего, не в силу особого доверия к руководителям регионов, а из-за несколько менее трепетного отношения к демократическим нормам.

Фактически большинство российских граждан высказывается за возвращение к тому принципу формирования Совета Федерации, который был реализован в 1993 г. И надо полагать, соответствующая корректировка предложений президента обеспечила бы им еще более мощную поддержку.





2.Графики

В.ПУТИН ПРЕДЛОЖИЛ, ЧТОБЫ СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ СОСТОЯЛ ОТНЫНЕ НЕ ИЗ ГУБЕРНАТОРОВ И ГЛАВ РЕСПУБЛИК, А ИЗ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РЕГИОНОВ. КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ЭТОМУ ПРЕДЛОЖЕНИЮ - ОДОБРЯЕТЕ ИЛИ НЕ ОДОБРЯЕТЕ?

ОДНИ СЧИТАЮТ, ЧТО ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РЕГИОНОВ В СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ДОЛЖНЫ НАЗНАЧАТЬ ГУБЕРНАТОРЫ И ГЛАВЫ РЕСПУБЛИК. ПО МНЕНИЮ ДРУГИХ, ОНИ ДОЛЖНЫ ИЗБИРАТЬСЯ В СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ НАСЕЛЕНИЕМ ЭТИХ РЕГИОНОВ. КАКАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ ВАМ БЛИЖЕ - ПЕРВАЯ ИЛИ ВТОРАЯ?



3.Электронная фокус-группа


Эпизод Тема

оценка / сила колебаний

оценка / сила колебаний

колебаний

оценка

31

Губернаторы должны заниматься проблемами своих территорий 2/срд 3/срд 1/слб 2,0

30

Изменение принципа формирования СФ 1/слб 2/срд 1/срд 1,3

33

Противоречия в системе организации российской власти 1/слб 1/срд 0/срд 0,7

32

Президенту будет сложнее работать с профессиональным СФ 1/слб 1/слн 0/срд 0,7




Эпизод 31. В.Путин:
Я считаю, что лидеры регионов должны сосредоточить силы на конкретных проблемах своих территорий. Для этого они, собственно, и избираются населением. А их представители пусть занимаются законотворчеством, но уже на постоянной и профессиональной основе, а не как сейчас – раз в месяц.

Эпизод 30. В.Путин:
В чем суть этих законопроектов? Строго говоря, все сводится к трем основным элементам. Первое: предлагается изменить принципы формирования Совета Федерации, Верхней палаты парламента. В Конституции России записано, что Дума избирается, а Совет Федерации формируется из представителей исполнительной и законодательной ветвей власти, но в Конституции не сказано, что это должны быть обязательно первые лица территории: губернаторы, президенты республик, руководители региональных парламентов. Сегодня это именно так.

Эпизод 33. В.Путин:
Кроме того, мы устраним очевидное противоречие в самой организации власти в России. Сегодня губернаторы и руководители республик сами являются институтами исполнительной власти, а будучи членами Совета Федерации, одновременно и парламентариями, т.е. соавторами законов, которые сами же и должны исполнять. Это, как у нас говорится, сапоги всмятку – фактически нарушение принципа разделения властей.

Эпизод 32. В.Путин:
Да, президенту России сложнее будет работать с профессиональной Верхней палатой парламента. Сложнее, но этого требуют интересы дела. И уверен, что качество законов, без всяких сомнений, улучшится.