www.fom.ru · поиск · · расширенный поиск ·      








01.12.2005, Обзор

Объединение регионов. Пермский прецедент

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 26-27 ноября 2005 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

В России недавно начался процесс сокращения числа регионов за счет объединения некоторых из них. В 2002 году, когда такого опыта еще не было, 31% опрошенных полагали, что для России в целом будет лучше, если число регионов сократится. Теперь доля уверенных в пользе такой реорганизации несколько уменьшилась и составляет 26%. Доля тех, кто считает, что укрупнение регионов ничего не принесет стране, что "ничего не изменится", осталась на прежнем уровне (в 2002 году так думали 36%, сейчас – 34%), неизменной осталась и доля полагающих, что оно чревато негативными переменами (17% и 14% соответственно). Однако заметно увеличилась доля россиян, затрудняющихся оценить его последствия (с 16% в 2002 году до 26% в 2005).

Россияне, считающие объединение регионов позитивным для страны процессом, объясняя свою позицию, говорят о том, что в результате сократится "бюрократический аппарат", "меньше будет начальства, меньше расход на управленческий персонал", соответственно "меньше будут воровать". С меньшим количеством регионов, полагают респонденты, будет легче управляться федеральному центру, а сами регионы, объединив свои ресурсы, станут сильнее, особенно "если богатые и бедные регионы объединятся, то более крепкие экономические регионы подтянут экономику слабых". Соответственно повысится уровень жизни населения, больше будет порядка и стабильности.

Респонденты, полагающие, что для России в целом укрупнение регионов принесет вред, в подкрепление своего мнения приводят следующие аргументы: крупными территориальными образованиями сложнее управлять, уровень жизни населения богатых регионов, объединяющихся с бедными, снизится, меньше внимания будет уделяться дотационным регионам, заботу о них федеральный центр переложит на плечи богатых соседей, с которыми их объединят. Отмечается, что любая реорганизация требует новых финансовых затрат. Внутри новых административных образований, полагают некоторые, будет "больше беспорядка", так как нарушатся устои, сложившиеся в каждом субъекте РФ, и все, что уже "устаканилось", вновь "взбаламутится".

При оценке гипотетических результатов слияния регионов преобладает, как уже отмечено, точка зрения, что для России в целом это скорее полезно (26%), чем вредно (14%). Однако перспектива объединения своей области (края, республики) с соседними областями не вдохновляет россиян: почти половина опрошенных не хотели бы этого (48%). Причем за последние три года доля противников объединения своего региона с соседними не изменилась (47% – в 2002 году); соответственно осталась стабильной и доля сторонников объединения – 29% и 28%.

А если все же объединение состоится, то кто от него больше выиграет? Каждый третий респондент отказывался делать прогнозы (32%), и почти пятая часть опрошенных (18%) предполагают, что никто – ни их регион, ни объединяющиеся с ним – никаких выгод не получит. Вместе с тем, половина респондентов (50%) предвидят, что по крайней мере кому-нибудь из участников объединения повезет, кто-то получит свой выигрыш: 25% полагают, что от объединения с их регионом больше выиграют "соседи", 15% – что больше преимуществ получит именно их регион, а 10% – что все участники объединения в равной мере ощутят положительные последствия слияния.

Следует отметить, что, оценивая уровень жизни людей в своем регионе, россияне чаще полагают, что он либо ниже (34%), либо такой же (34%), как и в соседних регионах, и реже – что в их области (крае, республике) люди живут богаче (20%).

Анна Петрова




База данных ФОМ > Регионы России > Положение дел в регионах > Объединение регионов. Пермский прецедент