www.fom.ru · поиск · · расширенный поиск ·      








15.09.1999, Климов И.А.

О КОНФЛИКТАХ МЕСТНОГО МАСШТАБА (БРЯНСК И БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ)



ОБЩИЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ ПРОБЛЕМЫ

Выборы всегда порождают столкновение интересов разных социальных групп, при этом противостояние оппонентов оказывается тем сильнее, чем острее конфликтность их взаимоотношений в предвыборный период. С этой точки зрения грядущие парламентские и президентские выборы являются катализатором существующих социальных, политических и экономических противоречий в стране и в составляющих ее регионах.

Степень эскалации социальной напряженности в том или ином регионе во время предвыборной гонки зависит от целого ряда факторов: существа и длительности конфликтов; преобладания агрессивных или конструктивных установок конфликтующих сторон в отношении друг друга и путей разрешения актуальных проблем; наличия или отсутствия социальных субъектов, способных выполнять контролирующие или регулирующие функции. В любом случае особенно пристального внимания к себе требуют те конфликты и кризисные ситуации, которые в своем развитии выходят за рамки конкретной проблемы, их породившей, и приобретают явно политическую окраску.

Фондом "Общественное мнение" предпринята попытка на примере девяти регионов РФ, где в августе 1999 г. проводился экспертный опрос лидеров региональных СМИ, раскрыть основные, по мнению журналистов-экспертов, конфликтные линии и причины конфликтных ситуаций на местах, по возможности классифицировать и оценить вероятность их эскалации и перехода в политическое измерение.

Открываемая серия сообщений предполагает следующую общую стратегию изложения материала:

I.Действующие лица внутривластных конфликтов в регионе: общая схема.

II.Краткое описание каждой из выявленных конфликтных линий.

III.Характеристика внутрирегиональных конфликтов, в которых хотя бы одна из сторон не является непосредственным элементом властной структуры (промышленники, банки, СМИ и др.)

IV.Анализ состояния и перспективы.

ИСТОЧНИК ДАННЫХ

Стандартизованные телефонные интервью, проведенные с 15 по 25 августа 1999 г. в 9 регионах Европейской части РФ. В опросе приняли участие 90 экспертов - руководители и ведущие аналитики региональных СМИ.

Экспертам прелагалось в свободной форме ответить на следующие вопросы:
  1. Во многих субъектах федерации власти регионального уровня конфликтуют с властями городскими или местными. Наиболее яркий пример такого противостояния - борьба В.Черепкова и Е.Наздратенко в Приморье. Известно ли Вам о конфликтах такого рода в вашем регионе, происходящих сейчас или происходивших в недавнем прошлом?

  2. Администрации каких городов, районов конфликтуют с региональными властями? Какова природа этих конфликтов? С чем они связаны в каждом конкретном случае?

  3. Каковы цели и позиции конфликтующих сторон, что делает их оппонентами друг другу?

  4. Как Вы полагаете, выльются ли какие-нибудь из названных конфликтов в политическое противостояние во время парламентских выборов?

  5. Как Вы думаете, возможно ли разрешение конфликтов или более вероятна их эскалация? Должны ли федеральные власти вмешаться в ход того или иного конфликта?

  6. Освещаются ли конфликтные отношения властей в СМИ вашего региона?

  7. Кроме указанных властных конфликтов, конфликты между какими группами (Экспертам был предложен список, в котором в самом общем виде перечислялись возможные конфликтующие стороны. Журналистов просили отметить наиболее подходящие варианты или дополнить список. ) происходят сейчас или происходили недавно в вашем регионе? Поясните Ваш ответ.
В данном сообщении анализируются ответы экспертов из Брянска и Брянской области.

РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА

Внутривластные конфликты в Брянской области: общая схема


Внутривластные конфликты: краткое описание линий противостояния
  1. Один из первых конфликтов, связанный с именем действующего губернатора Ю.Лодкина, вылился во внутрипартийные разборки в рядах КПРФ в период, когда Лодкин только баллотировался на свою нынешнюю должность. Тогдашний первый секретарь Брянского обкома КПРФ и координатор фракции КПРФ в Госдуме О.Шенкарев активно выступал против выдвижения кандидатуры Ю.Лодкина, но, не получив поддержки соратников, был исключен из партии и думской фракции. Таким образом, конфликт был исчерпан, и повторения такого рода событий эксперты не ожидают: по их мнению, больше никто не хочет противостоять партийной дисциплине. В СМИ конфликт, известный журналистам в силу их профессиональных занятий, практически не освещался.

  2. В основе конфликта губернатора с главами двух районов г. Брянска (Володарского и Фокинского), обвиненных им в должностном несоответствии и смещенных с постов, лежит, по мнению журналистов, разный взгляд на соотношение городского и районного бюджетов и излишняя самостоятельность глав районов в вопросах распределения бюджетных денег. Характерно, что при назначении на свои посты эти префекты были единомышленниками губернатора и поддерживали его социальные и экономические начинания. Однако тактика Ю.Лодкина, направленная на усиление исполнительной вертикали, привела к обвинениям его в чрезмерной "левизне" и коррупции.

    Население заняло в конфликте сторону префектов: собирало подписи в защиту, считая, что руководители работали нормально (в отличие от других районов города здесь вовремя выплачивались деньги бюджетникам, учителям).

    Конфликт не завершен (глава только одного района восстановлен в должности через суд), более того, он приобретает характер политического противостояния и наверняка даст о себе знать во время выборов: глава Володарского района А.Чернявский баллотируется в Госдуму от НДР.

    Конфликт освещался в СМИ очень коротко, сообщения носили чисто информационный характер, при этом большинство региональных газет, ориентированных прокоммунистически, явно сочувствовали губернатору.

  3. Конфликты Ю.Лодкина с главами администраций нескольких сельских районов области развивались по схожему сценарию. Правда, главы сельских районов были избраны до того, как губернатор провозгласил принципом их назначения укрепление исполнительной вертикали.

    Особенно показателен конфликт Ю.Лодкина с главой Погарского района К.Ибрагимовым, который (как полагают журналисты, не без помощи губернатора) не оправдал надежд своих избирателей ("не сделал ничего особенного"), в результате чего его сменил ставленник губернатора. Эксперты отмечают, что бывшему главе района не давали работать, постоянно урезая выделяемые району средства из областного бюджета.

    В итоге хозяйственный конфликт вылился в идеологическое противостояние (Ибрагимов резко критиковал областную администрацию, в районе было проведено несколько митингов в его поддержку), что отразится на предвыборной борьбе.

  4. В основе конфликта губернатора с главой города Трубчевска лежит, по мнению журналистов, различие в политических ориентациях: прокоммунистическая областная администрация не может терпеть на первой должности в городе демократически настроенного человека. В СМИ ситуация освещалась: резко и откровенно - в либеральной газете "Брянское время", сдержанно - в умеренных "Брянских известиях".

  5. Противостояние губернатора и Горсовета г. Брянска из-за строительства международного аэропорта является звеном в череде конфликтов, в которых основной агент - горсовет. Совет не хотел давать областной администрации дополнительные деньги из городского бюджета на строительство этого объекта. Однако губернатор не без помощи СМИ в итоге заставил Совет принять нужное администрации решение.

  6. Городской Совет меняет уже третьего главу администрации г. Брянска.

    Природа конфликтов с участием Брянского горсовета видится экспертам двоякой. Противостояние обусловлено, с одной стороны, несовершенством законодательства о местном самоуправлении (нереализуемость прав муниципальных образований из-за дотационного финансирования, опасность подрыва управленческих механизмов в исполнительной власти), с другой - борьбой партий и направлений за влияние в самом горсовете (прокоммунистическое крыло, родственное губернатору, и демократическое).

    Конфликты, связанные с работой горсовета, возникали и возникают эпизодически, но их эскалации до последнего времени не происходило. На политической сфере они не отражаются, так как и губернатор, и горсовет в подавляющем большинстве сходятся в идеологических предпочтениях. Кроме этого, информация о подобных конфликтах не афишируется. Тем не менее, наиболее громкие эпизоды противостояния горсовета и губернатора, горсовета и главы города СМИ освещали, а лояльные губернатору масс-медиа агрессивно помогают ему оказывать влияние на горсовет.

  7. Один из наиболее заметных сегодняшних конфликтов в Брянске, как считают эксперты, вспыхнул между губернатором и его заместителем по работе правоохранительных органов В.Малашенко. Последний критикует администрацию за то, что она способствует усиленному развитию коррупции в регионе. В.Малашенко поддержала О.Денисова, председатель комитета областной Думы по социальной политике: в знак протеста против коррумпированности администрации она провела трехдневную голодовку. Конфликт продолжается и, безусловно, будет усиливаться, тем более что В.Малашенко собирается баллотироваться в Госдуму по одному из округов Брянской области. Он обещает обнародовать документы о связи администрации с криминалитетом. Эксперты считают, что в этот конфликт должны вмешаться федеральные власти и взять его под контроль - в дотационном регионе с очень высоким уровнем безработицы (в сравнении с соседними областями) жизненно важно разобраться в том, как расходуются бюджетные деньги.

    Конфликт подробно освещается в областных газетах "Брянское время" и "Брянские факты", что вызывает крайне болезненную реакцию властей: они пытаются оказывать давление на СМИ (местной типографии был дан запрет проводить работы для "строптивых" изданий, несколько раз наблюдались задержки с выходом этих газет).
Другие внутрирегиональные конфликты
Обозначенные экспертами примеры внутрирегиональных конфликтов, в которых хотя бы одна из сторон не является непосредственным элементом властной структуры, можно классифицировать следующим образом:
  • власти - предприниматели;

  • власти - промышленные предприятия;

  • банки - промышленные предприятия;

  • власти - СМИ.
Власти - предприниматели
Конфликты такого рода возникают в регионе часто. По мнению экспертов, в их основе две причины:
  • стремление властей сделать предпринимателей управляемыми, не допустить политических амбиций и критики в свой адрес;

  • протест предпринимателей (пикеты, митинги) против проводимой налоговой политики: произвола налоговиков, введения новых налогов, кассовых аппаратов и т.п.
Наиболее яркие примеры связаны с именами С.Симутина и А.Коломийцева, первый из которых, представляя "Брянскресурсы", заявляет о своих претензиях на губернаторский пост, а второй активно работает в региональной организации движения "Правое дело". Способы борьбы власти с этими оппонентами - проверочные комиссии (пожарная, налоговая, пр.), возбуждение уголовных дел, "накат" через СМИ.

Показателен также конфликт с фермером Ожерельевым, чье хозяйство оказалось на грани разорения по вине (как предполагает ряд журналистов) областной власти. При этом причина конфликта точно не называется. Выдвигаются две версии: 1) Ожерельев пострадал из-за политических убеждений (он сторонник местных демократов), 2) фермер не справился с работой и объективные обстоятельства неудачи интерпретирует как умысел властей.

Иногда, как отмечают эксперты, в конфликтах с предпринимателями власти идут на уступки.

Власти - промышленные предприятия
Суть многочисленных конфликтов между властями и предприятиями - требование отчисления денег в так называемые "внебюджетные фонды", полностью подконтрольные властям. Конфликты не являются громкими и редко освещаются в СМИ, однако журналисты говорят о "сомнительных целях" фондов. Два наиболее заметных конфликта этого рода связаны с Автозаводом и концерном "Мелькрукк".

Автозавод - оборонное предприятие, которое не смогло своевременно и успешно провести конверсию. Руководство просило денег у областной администрации, но получило отказ. На сегодняшний день конфликт не получил продолжения.

Коллектив концерна "Мелькрукк" не поддержал губернаторского протеже на должность генерального директора. Конфликт властей с концерном и его нынешним главой, полагают эксперты, будет развиваться. Так, реклама и информация о "Мелькрукке" исчезает со страниц региональных СМИ.

Банки - промышленные предприятия
Один из крупных конфликтов в Брянске возник между банком "СБС-Агро" и АО "Снежка" (пищевая промышленность). "Снежка" является крупнейшим предприятием, снабжающих Брянск и близлежащие города. Год назад она получила ссуду от Минсельхозпрода из фонда льготного кредитования. Банк "СБС-Агро" потребовал возврата ссуды раньше, чем деньги совершили коммерческий оборот, через несколько месяцев и с годовыми процентами. Арбитражный суд проигнорировал то обстоятельство, что сроки не истекли, и принял решение в пользу банка. Конфликт продолжается. Журналисты интерпретируют его как желание банка при попустительстве властей разорить предприятие.

Эксперты приводят примеры еще двух конфликтах подобного рода - между неназванным банком и одной из фабрик области, а также между банком "Российский кредит" и "Стальзаводом". Банки требуют возврата кредитов раньше срока и выплаты годовых процентов за четырехмесячный кредит.

Власти - СМИ
Сегодня это наиболее распространенный тип конфликтов. Эксперты привели ряд ярких примеров.
  • ГТРК "Брянск". Власти сменили председателя Гостелерадио Брянска на своего ставленника. Идут суды в Брянске и в Москве.

  • Радиостанции "Серебряный дождь", "Европа плюс - Брянск", освещая события в регионе, конфликты во власти (с главами Володарского и Фокинского районов), проявляют недостаточную лояльность к губернатору.

  • Газеты "Брянское время", "Брянские факты", "Брянские известия". Администрация хочет закрыть эти газеты, взять перед выборами под контроль информационное пространство. Редакцию одной газеты ("БВ") пытались задушить налогами, вынудили уйти из своего помещения; другой ("БФ") создают преграды в печати тиража; с третьей ("БИ") администрация судится.

  • Газета "Сельская жизнь". Власти сняли ее главного редактора П.Обыночного "за неподчинение". На этом конфликт исчерпан.

  • Газета "Маяк" оказалась втянутой в конфликт и с областной администрацией, и с областной Думой. Власти пытались снять главного редактора, поставить под свой контроль издание. Редакция практически в полном составе организовала новую газету - "Вечерний Новозыбков".
Анализ состояния и перспективы
  1. По мнению экспертов, противостояние между разными властными субъектами Брянского региона во время парламентских выборов не будет обостренным прежде всего в силу высокой политической однородности этих структур ("У нас все главы районов поменяли ориентацию, даже те, кто не был левым, были случаи, что и вступали в партию"), а также из-за неравенства ресурсов у властей разного уровня. Однако само состояние конфликтности, как считают эксперты, сохранится на долгое время.

    Перспективы развития трех основных типов конфликтов во власти журналисты оценивают по-разному. Конфликты губернатора с главами районов области и некоторых районов Брянска они относят к затяжным и считают, что велика вероятность их перехода в политическую плоскость, прежде всего потому, что осуществление принципа вертикального подчинения всех структур исполнительной власти требует единства идеологических установок субъектов власти. Перспективы развития конфликтов с первым заместителем губернатора и председателем комитета по социальной политике областной Думы пока не ясны. Третий тип конфликтов (с Горсоветом Брянска), порожденный несовершенством законодательства, по мнению экспертов, вряд ли выльется в политическое противостояние.

    Позицию СМИ в освещении неоднозначных региональных властных конфликтов эксперты не считают объективной. СМИ, по их мнению, выставляют одних правыми, других - виноватыми, и это заставляет сомневаться в адекватности отражения ситуации.

    Региональные властные конфликты требуют вмешательства федеральных властей в случае, когда речь идет о коррупции и криминализации структур местной власти, т.к. на уровне региона такие дела расследовать невозможно. Но в любом случае федеральные власти должны влиять на конфликтные ситуации законными мерами, усиливая эффективность правовых средств.

  2. Конфликты с различными хозяйственными субъектами укладываются в общую и актуальную сегодня для России тему: перераспределение собственности на уровне регионов с помощью банкротства, сомнительного по своей процедуре. Власти и коммерческие банки стремятся контролировать производство и финансовые потоки предприятий. Конфликты такого рода, как правило, оказываются затяжными и заканчиваются проигрышем предприятий. Дело не только в недостатке ресурсов (властных, финансовых, слабости законодательства), но и в том, что работники, пройдя через период протестной мобилизации в защиту своих предприятий, устают от дрязг, компромата, хронических невыплат денег и просто увольняются.

    Конфликты с мелкими и средними предпринимателями приобретают хронический характер. Предприниматели не требуют поддержки со стороны властей, они протестуют против жестких условий, которыми ограничивается их деятельность. В Брянске эта группа не только сплачивается для совместного протеста, но и наиболее радикальные ее представители уходят в политическое противостояние региональной власти.

  3. Конфликты власти со средствами массовой информации в преддверии парламентских выборов не ослабевают и даже усиливаются. Региональные власти пытаются поставить под свой контроль нелояльные к ним организации с тем, чтобы оказывать влияние на характер информационного потока. Если властям не удается полностью подчинить себе издание или радиостанцию, они способны помешать их нормальной работе.

  4. Открытых межнациональных и межконфессиональных конфликтов в Брянском регионе нет.



База данных ФОМ > Регионы России > Положение дел в регионах > О КОНФЛИКТАХ МЕСТНОГО МАСШТАБА (БРЯНСК И БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ)