www.fom.ru · поиск · · расширенный поиск ·      








03.11.1999, Климов И.А.

О СОБЫТИЯХ РЕГИОНАЛЬНОГО МАСШТАБА



ИСТОЧНИК ДАННЫХ

Стандартизованные телефонные интервью, проведенные с 15 по 25 сентября 1999 г. в 9 регионах Европейской части РФ. В опросе приняли участие 90 экспертов - руководителей и ведущих аналитиков из региональных СМИ.

Эксперты в свободной форме отвечали на следующие вопросы:
  1. Назовите нескольких представителей исполнительной власти Вашего региона (кроме губернатора, мэра города, председателя Законодательного собрания города и региона). Какие их выступления и высказывания запомнились Вам в первую очередь?

    Почему Вы назвали именно этих людей?

  2. Назовите нескольких журналистов, известных своими выступлениями в СМИ Вашего региона. Какие их высказывания, выступления запомнились Вам в первую очередь (по какой проблеме, теме)?

    Почему Вы назвали именно этих людей?

  3. Среди предпринимателей, финансовых или промышленных руководителей Вашего региона назовите тех, чьи выступления вызывают резонанс, к чьему мнению прислушиваются люди. Какие из их высказываний и выступлений запомнились Вам в первую очередь (по какой проблеме, теме)?

    Почему Вы назвали именно этих людей?

  4. Назовите нескольких политологов или аналитиков, занимающихся экспертно-консультационной работой (социологи, политологи, работники по связям с общественностью, юристы, экономисты), чьи мнения и размышления периодически публикуются в СМИ Вашего региона. Какие их высказывания, выступления запомнились Вам в первую очередь (по какой проблеме, теме)?

    Почему Вы назвали именно этих людей?

  5. Назовите нескольких представителей общественных движений и организаций (политических, экологических, профсоюзных, женских) Вашего региона, заметных своими публичными выступлениями и действиями. Какие их высказывания, выступления запомнились Вам в первую очередь (по какой проблеме, теме)?

    Почему Вы назвали именно этих людей?

ПРИНЦИПЫ АНАЛИЗА

В качестве исходного элемента наблюдения взято высказывание - ответ одного эксперта на один вопрос исследования. За единицу тематического анализа было принято суждение - часть высказывания, логически завершенная и самостоятельная по мысли.

В соответствии с пятью вопросами выделены пять ролевых групп.

Частотный анализ проводился в два этапа:
    при позиционном анализе по каждой ролевой группе выявлялись персонажи - публичные региональные герои, которые затем группировались по гендерному признаку и частоте упоминаний;

    при тематическом анализе сопоставлялся весь спектр высказываний на основании смыслового сходства содержащихся в них суждений.
Результаты приведены в процентах от общего числа суждений - соответственно позиционных или тематических. Для одиночных суждений проценты не приводятся.

РЕЗУЛЬТАТЫ ПОЗИЦИОННОГО АНАЛИЗА

Характерно, что практически все эксперты назвали по крайней мере одного героя в каждой ролевой группе. По всем группам, за исключением четвертой (аналитики, политологи), доля ответов "таких нет" составляет 1%. По четвертой группе доля подобных суждений составляет 9%. Далее герои анализируются по частоте упоминаний их имен и по частоте повторяемости одной и той же фамилии в разных ролевых группах (управленцы, журналисты, предприниматели, аналитики, общественные деятели).

а) При анализе ответов на каждый вопрос выделено определенное количество фамилий:
  1. по первому вопросу - 115 представителей исполнительной власти, из них 13 женщин (11%);

  2. по второму вопросу - 135 журналистов, из них 38 женщин (28%);

  3. по третьему вопросу - 98 предпринимателей, из них 5 женщин (4%);

  4. по четвертому вопросу - 86 аналитиков, из них 11 женщин (13%);

  5. по пятому вопросу - 113 общественных деятелей, из них 19 женщин (17%).
Таким образом, реже всего женщина становится публичным героем в группе предпринимателей, а чаще всего - в группах журналистов и представителей общественных организаций. Характерно, что женщины встречаются гораздо чаще среди представителей исполнительной власти и предпринимателей в "красных" регионах (Брянск, Калуга, Рязань), чем в других.

В целом по пяти ролевым группам было названо 547 фамилий публичных героев, из которых 21% - представители власти, 25% - журналисты, 18% - предприниматели, 16% - аналитики и 20% - общественные деятели.

В каждом регионе есть персонажи, чье имя встречается в каждом втором суждении или чаще: их следует признать главными героями. Количество главных героев составило 8% от общего числа упоминаний.

б) сразу в нескольких группах встречается 4% фамилий, т.е. эти герои исполняют две публичные роли и более.

РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

В этом разделе приводятся результаты тематического анализа с целью выявления качеств, которые выдвигают персонажей в разряд героев.

1. КАЧЕСТВА, ПРИСУЩИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Для тематического анализа по первому вопросу выделено 157 суждений.

Они делятся на три группы:
  1. политическая позиция (кредо) - 36%;

  2. должностные обязанности (темы выступлений) - 35%;

  3. личные и профессиональные качества - 29%.
По политической позиции (кредо) отмечены:
  • частые выступления в СМИ - 17%;

  • оппозиция по отношению к местной власти - 6%;

  • откровенные коммунистические взгляды; популистская позиция; организация пикетов против местной власти - по 3%.

    Одиночные суждения: глава крупнейшей партии в регионе; противник принятия закона о частной собственности на землю; имеет политический опыт; политический лидер; денежный мешок; метит в губернаторы.
Среди должностных обязанностей (темы выступлений) выделены следующие:
  • курирование вопросов экономики, выступления на экономические темы - 9%;

  • выступления на тему местного бюджета - 4%;

  • решение вопросов местного самоуправления, финансовых вопросов - по 3%;

  • выступления с предложениями о мерах обеспечения безопасности региона; организация комитета по борьбе с коррупцией; заключение ряда выгодных для региона сделок - по 1%.

    Одиночные суждения: общественная деятельность, разъяснение политики местной администрации, самый активный в регионе депутат Госдумы; влияние на губернатора, "протаскивает свои решения", решение вопросов межнациональных отношений в городе с приоритетом для русских; "выбивает деньги в Москве", знание ситуации в области; упорядочил отношения с муниципальной собственностью; последовательно ведет борьбу с алкогольной мафией; активно занимается вопросами здравоохранения, медицинского страхования, выступает в защиту учителей, защищает интересы простых людей; разработка юридических вопросов.
В группе личных и профессиональных качеств названы следующие:
  • представитель директорского корпуса - 6%;

  • хороший хозяйственник - 4%;

  • смелый, авторитетный, пользующийся уважением; толковый; молодой; придерживается прогрессивных взглядов - по 3%;

  • управленческий опыт - 1%.

    Одиночные суждения: работает без лишней шумихи, эффективно; хитрый; имеет широкие связи в среде промышленников и предпринимателей.
Членство представителей исполнительной власти в тех или иных партиях экспертами не отмечалось. В регионах герои известны прежде всего частыми выступлениями в СМИ и перед аудиторией, а также оппозиционным отношением к местной власти. По мнению ведущих работников региональных СМИ, наибольшее внимание привлекают те представители исполнительной власти, которые курируют экономические вопросы, местный бюджет, финансы и органы местного самоуправления. В этой группе особенно много директоров предприятий, представителей городской и областной администрации, имеющих репутацию хороших хозяйственников. Можно говорить о значительном количестве директоров в органах местной исполнительной власти, через которые они хотят непосредственно влиять на местную политику. Особенно это характерно для регионов, где сосредоточена тяжелая промышленность, крупные металлургические комбинаты (например, Вологодского).

2. КАЧЕСТВА, ПРИСУЩИЕ ЖУРНАЛИСТАМ
При анализе ответов на второй вопрос выделено 207 суждений:
  1. темы выступлений - 72%;

  2. профессиональные и личные качества - 28%.
По группе темы выступлений выделены следующие суждения.

  • Выступления на темы, связанные с политикой, - 38% суждений, в том числе:

    • освещает вопросы политики - 15%;

    • критикует местную власть - 9%;

    • поднимает вопросы коррупции; публикует информационные статьи - по 2%.


    Одиночные суждения: статья про злоупотребления местной администрации; обзоры центральных и местных СМИ; комментирует работу местного Законодательного собрания, рассказывает об общественных движениях в регионе и политических силах, стоящих за ними; ярко выраженная антикоммунистическая тематика; проблемы, связанные с конфликтом в Чечне; патриотическая окраска материалов; статьи об ответственности властей за принимаемые решения; интриги вокруг регионального Законодательного собрания, тема приграничья; ведет программу, посвященную людям власти; пишет на темы власти и справедливости, власти и законности.

  • Выступления на темы, связанные с экономикой, - 12% суждений, в том числе:

    • освещает общие вопросы экономики - 7%.


    Одиночные суждения: статьи об операциях с недвижимостью; статьи об алкогольной мафии; материалы о бензиновом кризисе; материалы по Газпрому; проблемы малого и среднего бизнеса; проблемы машиностроения; разоблачение аферы с сахарным заводом; статьи о финансовом состоянии предприятий России; потребитель и торговля.

  • Выступления на темы, связанные с гуманитарными проблемами (социальными, правовыми, экологией, культурой и др.), - 22% суждений, в том числе:

    • освещает проблемы социальной жизни общества; дает анализ по итогам статистических отчетов, анализ событий в области - по 3%;

    • пишет на темы взаимоотношения церкви и общества, на религиозные темы - 2%;

    • освещает социальную жизнь села; ставит проблемы здравоохранения, образования - по 1%.


    Одиночные суждения: отвечает на письма читателей; житейские истории, ток-шоу; пишет на темы экологии, связанные с Ростовской АЭС; освещает вопросы морали; публикует материалы по истории, традициям; ставит проблемы молодежи, проблемы службы в армии; проводит интервью на различные темы; дает материалы на тему "личность и общество в постперестроечный период", на философско-жизненные темы; публикует статьи, посвященные национальной проблеме, проблеме роста преступности в регионе; выступает на темы налогообложения (от имени налогоплательщиков, в созданной самим журналистом рубрике); освещает работу правоохранительных органов; разъясняет местные законодательные акты; в статьях затрагивает правовые темы. По группе профессиональных и личных качеств выбраны следующие суждения:

    • публикует скандальные, но интересные материалы - 4%;

    • его выступления заметны; реакционный по характеру, защищает местную власть; заказная критика оппонентов местной власти - по 3%;

    • молодой; имеет свое мнение; умный; неангажированный - по 2%;

    • пишущий редактор - 1%.

      Одиночные суждения: "облегченная пресса"; одиозный; зацикленный; отличный публицист, пишет хорошие критические статьи; серьезные деловые выступления, хороший профессионал; спокойный; способен оказывать прямое давление на власть; зависит от местной власти; язвительный; свежие мысли, талантливый, грамотные статьи; радикальный демократ, антикоммунист.


    Таким образом, по мнению экспертов, из журналистской среды в разряд публичных героев попадают журналисты, пишущие на политические темы и критикующие местную власть. На втором месте по значимости стоят экономические проблемы. Пристальное внимание привлекают разного рода скандалы, особенно если в них замешаны представители властей.

    Среди профессиональных качеств региональных журналистов отмечается также интерес к "облегченной" журналистике, "желтой" прессе ("пишет скандальные, но интересные статьи").

    Журналисты довольно четко разделяются на тех, кто кормится от властей и защищает их, и тех, кто, наоборот, критикует власть. Особо выделяются редакторы газет и журналов, которые сами пишут материалы для своих изданий.


    3. КАЧЕСТВА, ПРИСУЩИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ, ДИРЕКТОРАМ ПРЕДПРИЯТИЙ, ФИНАНСИСТАМ


    Для анализа ответов на этот вопрос выделено 373 суждения, которые делятся на пять групп:

    1. должность и отрасль - 29%;

    2. профессиональные качества - 26%;

    3. политические позиции директоров - 20%;

    4. личные качества - 16%.

    5. членство в партиях и депутатство - 9%;


    В группе должность и отрасль названы следующие герои:

    • директора крупных предприятий (как правило, тяжелая промышленность, машиностроение, бумажная промышленность) - 11%;

    • директора частных предприятий, предприниматели - 7%;

    • финансисты - 4%;

    • директора предприятий топливно-энергетической отрасли - 6%,

    • директора транспортных предприятий, ликеро-водочных, пивных заводов, глава онкологического центра - 3%.


    В группе профессиональные качества выделены такие суждения:

    • на руководимом предпринимателем (директором) предприятии хорошо идут дела - 6%;

    • предприниматели (директора) предлагают что-то реальное в развитии экономики области - 3%;

    • предприниматели (директора) выступают за снижение налогов; продукция предприятия идет на экспорт; в руках предпринимателя (директора) сосредоточены большие денежные потоки; предприниматель (директор) является великолепным менеджером; сторонником рыночной экономики; компетентен; предприятие делает большие денежные отчисления в казну; предприниматель (директор) в своих выступлениях затрагивает проблемы села; является самостоятельно мыслящим руководителем; выдвигает серьезные, продуманные предложения; зарекомендовал себя как хороший хозяйственник, производственник - по 1%.

      Одиночные суждения: организовал местное производство, соответствующее мировым стандартам; действует в масштабах региона; имеет мощные финансовые рычаги давления на местную власть и экономических партнеров; борется с монополизмом в торговле; на предприятии вовремя выплачивается зарплата, зарплата высокая; выступает за проведение реформ на селе; обеспечивает население новыми рабочими местами (они создаются за счет расширения производства); известен как хороший экономист; умело воспользовался ситуацией на мировом рынке; предприятие не загрязняет окружающую среду, на нем проводятся мероприятия по охране экологии; предприниматель развернул новый для региона бизнес; выступает на темы взаимоотношений власти и бизнеса, создал в городе бизнес-центр; создал медиацентр; банк задерживает выплату пенсий; предприниматель ведет дела бестолково.


    В группе политические позиции особо отмечены герои, которые:

    • часто выступают в СМИ - 6%;

    • занимаются политикой - 4%;

    • являются председателями думских комитетов по бюджету, финансам, экономике и т. д., а также различных предпринимательских объединений - 3%;

    • критикуют власть; оказывают влияние на местную власть - по 2%;

    • имеют опыт политической работы; занимаются общественной деятельностью - по 1%.

      Одиночные суждения: разъясняет позицию блока "Отечество - Вся Россия"; выступает как противник КПРФ; в выступлениях уходит от прямых столкновений с властями; затрагивает тему наплевательского отношения властей к сельскохозяйственным предпринимателям; придерживается промакашовских взглядов.


    Среди личных качеств предпринимателей отмечены следующие суждения:

    • пользуется авторитетом, к его мнению прислушиваются - 5%;

    • известен благотворительными акциями - 2%;

    • известен в регионе; считается хорошим аналитиком; довольно молод; умный, толковый; напористый; осторожный - по 1%.

      Одиночные суждения: придерживается современных взглядов; популярен; энергичен; яркая фигура; скандальный; амбициозный; образованный; солидный.


    В группе членство в партиях и депутатство названы следующие герои:

    • предприниматель, являющийся депутатом областной или городской Думы, - 4%;

    • предприниматель, являющийся депутатом Законодательного собрания; предприниматель, собирающийся баллотироваться в губернаторы, - по 1%;

    • два суждения о предпринимателе, ранее занимавшем пост мэра города.


    Таким образом, депутатами Думы различных уровней являются более 1/10 перечисленных экспертами предпринимателей.

    Кроме того, 2% суждений посвящены предпринимателям, состоящим членами различных партий, блоков и движений: "Отечество - Вся Россия", НДР, "Яблоко", "Правое дело", КПРФ, ЛДПР.

    Это означает, что по политическим симпатиям предприниматели тяготеют к центристам и правоцентристам.

    Таким образом, среди представителей директорского корпуса, предпринимателей и финансистов, названных экспертами, преобладают директора крупных предприятий металлургической, обрабатывающей и машиностроительной промышленности. Кроме того, выделяются те, кто часто выступает в СМИ, занимается политикой, является председателем различных думских комитетов, а также союзов предпринимателей, выступает с критикой представителей местной власти или благодаря связям либо деньгам оказывает на нее влияние.

    Значительная часть предпринимателей становится депутатами местных органов исполнительной власти, собирается участвовать в ближайших выборах и даже баллотироваться на пост губернатора.

    Директора стремятся усилить контроль над экономической и политической ситуацией в регионе.

    Можно говорить о тенденции сращивания директорского корпуса с органами исполнительной власти и местного самоуправления. Наиболее известны те директора, которые сумели сохранить и расширить производство, кто делает что-то реальное для развития экономики области и чьи предприятия работают стабильно.

    Ряд предпринимателей и директоров регулярно проводят благотворительные акции (покупка книг для местных библиотек, участие в восстановлении храмов, жертвование церквям коллекции книг).


    4. ХАРАКТЕРИСТИКА ВЕДУЩИХ РЕГИОНАЛЬНЫХ АНАЛИТИКОВ И ПОЛИТОЛОГОВ


    Для анализа ответов на четвертый вопрос выделено 239 суждений, которые можно разделить на три группы:

    1. род занятий, профессия - 42%;

    2. личные качества - 38%;

    3. темы выступлений - 20%.


    По роду занятий названы следующие герои:

    • политолог - 9%;

    • преподаватель - 6%;

    • журналист; социолог; аналитик - по 5%;

    • член городской администрации, депутат местной Думы (вице-мэр, заместитель полномочного представителя Президента в регионе, бывший губернатор, работник областной администрации, депутат Думы, руководитель круглого стола Законодательного собрания) - 3%;

    • кандидат, доктор наук; экономист; адвокат; публицист; философ - по 1%.

      Одиночные суждения: эколог; юрист; глава местного филиала Российской Академии наук; представитель женского движения; консультант политических движений; исполнительный директор агентства.


    Среди личных качеств отмечены такие суждения:

    • регулярные выступления в СМИ - 4%;

    • порядочность; известность; авторитетность; компетентность; поддерживает местную власть - по 2%;

    • взвешенная позиция по ряду вопросов - 1%.

      Одиночные суждения: автор книги об аспектах политической жизни в регионах; по политическим убеждениям является центристом; собирается участвовать в ближайших выборах; умный; пишет компиляции на темы, освещенные в центральных СМИ; молодой; социологические прогнозы данного эксперта сбываются; "серый кардинал" при местных органах власти; находится в оппозиции к местной власти; убежден в важности демократических преобразований.


    По группе темы выступлений выделены следующие суждения:

    • в выступлениях затрагиваются общеполитические темы - 2%;

    • проводит мониторинги политических движений в регионе; комментирует предстоящие выборы (предвыборный прогноз); оценивает шансы кандидатов;

    • публикует рейтинги местных политиков; публикует результаты социологических опросов, проведенных в регионе; затрагивает вопросы национальной политики; комментирует события в регионе; выступает на юридические, правовые темы; публикует статьи на тему экономики - по 1%.

      Одиночные суждения: освещает юридические вопросы, связанные с Чечней; участвует в правовой политике; изучает различные аспекты избирательного права; рассказывает о налогах, выступает на тему "бизнес и власть"; защищает интересы предпринимателей, указывает на то, что в области идет процесс "покраснения районных администраций", то есть во главе районов становятся бывшие первые секретари райкомов; занимает жесткую позицию по отношению к экстремистским организациям, анализирует деятельность исполнительной власти; комментирует ситуацию в стране, политические и исторические события; освещает проблемы, связанные с областным бюджетом; затрагивает вопросы социальной психологии; затрагивает проблемы, связанные с размерами пособий и задержкой их выплат; публикует материалы, посвященные банковскому делу, проблеме выхода из экономического кризиса; рассказывает о конфликтах на производстве; освещает проблемы социальной политики, комментирует повышение цен; затрагивает морально-этические проблемы, публикует рейтинги ведущих региональных СМИ; выступает на темы, связанные с Ростовской АЭС; выступает на темы культуры, археологических раскопок.


    По мнению ведущих представителей региональной журналистики, в качестве политологов и аналитиков наиболее известны те, кто по роду занятий занимается изучением проблем общества и политики, - журналисты, социологи, политологи. Многие из них не только выступают в печати с аналитическими или публицистическими материалами, но и преподают в вузах, проводят мониторинги и опросы общественного мнения, консультируют политиков регионального уровня.

    Наиболее популярны комментарии к политическим событиям в регионе, а также публикации результатов социологических исследований с прогнозами предстоящих выборов (мониторинги, рейтинги политиков, оценка шансов кандидатов). Как правило, эксперты, аналитики и политологи регулярно публикуются в СМИ, их мнение достаточно авторитетно.


    5. ЭКСПЕРТЫ О ПРЕДСТАВИТЕЛЯХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДВИЖЕНИЙ


    При анализе ответов на пятый вопрос выделено 210 суждений, из них:

    1. личные качества - 35%;

    2. принадлежность к политической партии - 32%;

    3. темы выступлений - 19%;

    4. принадлежность к общественному движению - 14%.


    По принадлежности к политическим партиям отмечены герои-члены партий:

    • КПРФ - 7%;

    • "Демократический выбор России" и "Правое дело"; "Отечество - Вся Россия" - по 5%;

    • "Яблоко" - 4%;

    • ЛДПР - 3%;

    • "Наш дом - Россия"; "Женщины России" - по 2%;

    • "Русское национальное единство"; Народно-республиканская партия - движение "Честь и Родина" (А. Лебедь); Аграрная партия России - по 1%.

    • По принадлежности к общественным движениям названы следующие группы:

    • экологи - 6%;

    • профсоюзные организации; женские организации (кроме местных отделений движения "Женщины России"), в том числе Союз солдатских матерей и Ассоциация многодетных семей - по 2%;

    • офицерские движения; правозащитные организации - по 1%.

      Одиночные суждения: возглавляет молодежную ассоциацию; руководит клубом избирателей; является главой Совета ветеранов, членом Аграрного союза.


    По темам выступлений выделены следующие категории:

    • В основном названы темы, связанные с политикой (12% суждений), в том числе:

      • общеполитические - 6%;

      • критика власти - 3%.


      Одиночные суждения: привлечение внимания общественности к сделкам, заключенным городской администрацией; выступления за легитимность выборов, обсуждение проблемы безопасности границ; пропаганда объединительной идеи; вопросы коррупции местной власти.

    • На втором месте по частоте упоминаний стоит социальная тематика - 4% суждений, в том числе проблема социальной защиты граждан; проблема взаимоотношений администрации и трудовых коллективов - по 1%.

      Одиночные суждения: выбивает квартиры для военнослужащих и членов их семей; защищает интересы учителей; поднимает проблему вынужденных переселенцев; отстаивает интересы военнослужащих.

    • На третьем месте - темы, связанные с экономикой (2% суждений), в том числе общеэкономические, проблемы бизнеса, защиты прав потребителя, местного бюджета.

    • На четвертом месте - экологические темы (1% суждений): проблемы, связанные с последствиями чернобыльской катастрофы, проблема уничтожения арсенала химического оружия.

    • На пятом месте - проблема охраны памятников истории и культуры (одиночное суждение).


    В группу личных качеств включены:

    • частые выступления в СМИ и перед аудиторией - 6%;

    • активность - 4%;

    • использование политических методов (стачки, демонстрации) при отстаивании своих требований - 3%;

    • аналитичность; авторитетность; известность; критика президентского курса - по 1%.

      Одиночные суждения: выступления оказывают влияние на жизнь региона; общественный деятель; народный трибун; постоянно ездит по области, занимается пропагандой; ясно и хорошо излагает программу; плетет политические интриги; вошел в краевую избирательную комиссию, собирается участвовать в выборах; рвется в мэры; откровенно красный; занимает прогубернаторскую позицию; политолог; социолог; адвокат из бывших милиционеров; предприниматель; при советской власти отсидел шесть лет по политической статье; члены организации влияют на принятие законов, защищающих интересы военнослужащих; занимается благотворительностью; спорная личность; скупил время на телевидении; молодой, обладает недюжинными организаторскими способностями; культурный, образованный, толковый; умный, эмоциональный; амбициозный; не имеет политического веса в регионе.


    По мнению ведущих представителей региональных СМИ, наиболее активны:

    • среди партийных движений - представители (как правило, главы региональных отделений) КПРФ, "Демократического выбора России" и блока "Отечество - Вся Россия";

    • среди общественных движений - экологи, профсоюзные деятели и представители женских организаций.


    Чаще всего известные в регионе люди, представляющие общественные движения, выступают на политические темы, так или иначе затрагивающие регион, или критикуют местную власть, на втором по значимости месте - социальные темы и лишь затем идут экономика и экология, несмотря на значительную долю экологов в этой группе. Прежде всего внимание экспертов привлекли те общественные деятели, которые часто выступают в СМИ и перед аудиторией, действуют активно, напористо, для отстаивания своих требований проводят митинги, организуют стачки, демонстрации.


    РЕЗЮМЕ

    1. Эксперты назвали довольно много представителей исполнительной власти, журналистов, директоров, аналитиков и лидеров общественных движений.

      Нередки случаи, когда один и тот же человек известен в нескольких амплуа (к примеру, как предприниматель и депутат областной Думы), т.е региональный герой приобретает популярность, выступая в разных ролях.

      Кроме того, во всех регионах как минимум один из представителей пяти вышеперечисленных ролевых групп назывался более чем в половине суждений экспертов из данного региона, т.е. уже сформировалась когорта общепризнанных публичных авторитетов, формирующих позиции и нормы для оценки внутри политических событий.

    2. Во всех пяти ролевых группах преобладают мужчины. Женщины чаще встречаются среди журналистов и лидеров общественных движений, и меньше - среди предпринимателей.

    3. Директора предприятий и предприниматели приобретают популярность, войдя во власть. Уже сейчас десятая часть всех названных экспертами лиц из этой группы - депутаты Думы (городской или областной), некоторые входят в состав Законодательного собрания, ряд директоров собирается баллотироваться на пост губернатора и т. д.

    4. Многие предпринимателей приобретают известность, проявляя благотворительность, в частности, жертвуя на восстановление храмов.

    5. Наиболее известны те представители элиты, регулярно выступающие в СМИ и публично, особенно с критикой власти - как правило, местного уровня.

    6. Вместе с тем ряд названных журналистов и политологов "кормится" от местной администрации и в своих статьях и выступлениях отстаивает позицию местных властей, т.е. ангажированность в той или иной степени способствует популярности.

    7. Наибольший резонанс вызывают политические выступления журналистов, директоров предприятий, аналитиков и представителей общественных движений. Внимание экспертов привлекают и заявления представителей исполнительной власти, журналистов и директоров, связанные с экономическими проблемами. Социальные проблемы нашли отражение в выступлениях журналистов и лидеров общественных движений.



База данных ФОМ > Регионы России > Положение дел в регионах > О СОБЫТИЯХ РЕГИОНАЛЬНОГО МАСШТАБА