Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/reg_ros/reg_suv/dd002132




Проблема Курильских островов

13.09.2000 [отчет] [ Опрос населения ]






1.Проблема Курильских островов
2.Графики
3.Электронная фокус-группа
4.Опрос экспертов
5.Приложение.Таблицы

 
1.Проблема Курильских островов


Российские граждане сегодня еще тверже, чем в недавнем прошлом, уверены в том, что претензии Японии на четыре острова Курильской гряды должны быть отклонены.

Вопрос: Как Вы думаете, на каких условиях должна настаивать Россия в связи с проблемой Курильских островов?


  13.03.99 25.09.99 09.09.00
Спорные Курильские острова должны принадлежать России (в 1999 г. – 'должны остаться в России'), а Япония должна отказаться от претензий на них 47 52 59
Япония может выкупить спорные Курильские острова у России за очень большие деньги 8 5 6
Спорные Курильские острова должны перейти в совместное управление Россией и Японией на длительный срок 18 18 15
Решение вопроса о спорных Курильских островах должно быть отложено на далекое будущее 9 7 8
Затр. ответить 13 12 11


Следует оговориться: тенденция к ужесточению позиций респондентов в действительности развивается не столь динамично, как может показаться. Дело в том, что в опросах 1999 г. данный вопрос анкеты включал в себя преамбулу и звучал так: 'Если Вы считаете, что России следует заключить мирный договор с Японией, то на каких условиях должна настаивать Россия в связи с проблемой Курильских островов?' 5%опрошенных – как в марте, так и в сентябре – заявляли, что такой договор заключать не следует, т.е. демонстрировали еще большую непримиримость, чем большинство, высказывавшееся за его заключение при сохранении статус-кво в территориальном вопросе. Однако даже сучетом этого обстоятельства очевидно, что доля противников уступок восточному соседу постепенно возрастает. При этом снижается доля опрошенных, полагающих, что Россия должна предложить Японии осуществлять совместное управление островами.

Высказываясь против передачи островов, участники фокус-групп использовали, главным образом, три аргумента – в самых различных вариациях и сочетаниях.

Во-первых, они утверждали, что контроль над Южными Курилами важен в военно-стратегическом отношении:
  • 'Там достаточно плотная гряда. И просто, если мы отдадим, то все подводные, надводные средства смогут свободно проходить... Япония не одна, и Америка с ней имеет достаточно дружеские отношения. И тут же сразу разведка электронная, подводная, надводная – все это пойдет в эту сторону... Если они начнут проводить разведку, естественно, мы будет терять часть защитных средств'.


  • 'Не забывайте, что там стоят наши ракеты, которые взлетают с берега'.
Во-вторых, участники дискуссий говорили о значении экономического потенциала этого региона и, прежде всего, его рыбных ресурсах:
  • 'Там, как известно, рыбные промыслы очень большие. Там проходят большие косяки рыб промыслового значения'.


  • 'Крабы там'.


  • 'Если мы отдадим острова – мы останемся без рыбы'.


  • 'Если там будут владеть японцы, то... у нас не будет свободного выхода в Мировой океан... За это с нас будут брать пошлины'.
Наконец, в-третьих, неоднократно звучала мысль о том, что уступка территориальным претензиям Японии создала бы опасный прецедент, спровоцировав выдвижение аналогичных претензий со стороны ряда иных стран, и, в целом, ухудшила бы международное положение России:
  • 'Отдав хоть один остров Японии, самый завалящий, мы создаем прецедент международный для пересмотра всего послевоенного обустройства мира, т.е. надо пересматривать и все другие договора. Сегодня мы отдадим Японии, а завтра господа из объединенной Германии...'
Процитированный респондент, кстати, склонен считать, что предпосылки такого развития событий целенаправленно создаются подрывными силами, действующими в интересах потенциальных претендентов на российские территории:
  • 'А Вы не задумывались о том, что это проводилась целевая политика? Обесточить Дальний Восток, Камчатку и т.д. Создать таким образом общественное мнение, что у нас ни на что денег нет...'
Логика этой концепции вполне понятна: кому же не известно, кто именно коварно обесточивает Дальний Восток...

Другие, не столь бдительные участники дискуссий также полагают, что передача островов Японии имела бы для России неблагоприятные внешнеполитические последствия.
  • 'Афганистан, казалось, был очень далеко от нас.... Сейчас все к нам приблизилось. Мы отдаем территории, и опасность к нам приближается... Я не считаю /Японию/ дружественной страной. Иприближать ее к себе я бы не стала... Отдавать недружественной стране наши территории я бы не стала, даже если бы они ничего не значили'.


  • 'Мне кажется, что это не метод – получать друзей, отдавая им свои территории... Наоборот, это метод получения врагов'.
Но, пожалуй, категорическое несогласие большинства участников фокус-групп допустить саму возможность передачи островов Японии зиждется не столько на этих аргументах геополитического, военно-стратегического и экономического характера, сколько на не требующем рациональных доводов ощущении, что такой шаг свидетельствовал бы о слабости нашей страны и означал бы ее поражение – как минимум, моральное.

'Не отдавать. Уже Аляску отдали. Сколько можно отдавать?'
– эта эмоциональная реплика одного из респондентов достаточно адекватно отражает господствующее настроение и, с незначительными вариациями, воспроизводится многими.

Половина опрошенных экспертов утверждает, что острова важны для России вэкономическом отношении, почти столько же – что их экономическая ценность невелика. Когда же речь заходит о военно-стратегической ценности островов, перевес признающих их важными для страны над теми, кто придерживается противоположной точки зрения, становится двукратным.

Однако похоже, что ни военно-стратегические, ни, тем более, экономические аспекты территориального спора не представляются большинству экспертов решающими. Когда в ходе интервью экспертов просили ответить на вопрос о том, 'по каким соображениям российская сторона отказывается рассматривать вопрос об уступке спорных территорий', ни один из них не заявил о приоритетности экономических мотивов, и лишь двое – поставили на первое место мотивы военно-стратегические. Некоторые, правда, затруднялись ранжировать факторы, определяющие российскую позицию, и говорили о том, что все они так или иначе оказывают влияние на курс российских властей.

Но гораздо чаще высказывались – и, как правило, четче артикулировались – иные точки зрения: об опасности создания прецедента и о неизбежности крайне критической реакции российского общественного мнения в случае передачи спорных территорий.
  • 'Прежде всего – это прецедент... Если мы их сдадим, нам немедленно предъявят, по крайней мере, несколько стран нечто подобное, и с Германией и Финляндией мы не развяжемся... Мне представляется, что это главное. Обэтом, может, и не говорится, но это всегда имеется в виду'.


  • 'Это просто вопрос существования государства, его чести и достоинства. Ну, сегодня отдадим Курилы японцам – завтра Китай скажет: 'Это тоже наша территория'. Послезавтра Эстония скажет: 'А Псковская область – наша'... Так разве ж можно так вести? Это происходит только потому, что о Россию уже ноги вытирают. Ослаблена она. 70 лет японцы не смели заикаться о Курилах'.


  • 'Соображение одно: то, что Россия не должна торговать теми землями – ни Путин, никто не вправе... Мы большая страна; да, у нас большие территории, но... это не повод для того, чтобы торговать землей и раздавать ее налево и направо'.


  • 'Мы создаем прецедент. Да, мы расширились, мы безбрежную империю создали, но так исторически сложилось. Но если по кусочку будем отдавать, то..., как кусочек сахара, будет таять тогда держава...Так и шведы вспомнят, что у них Иван Грозный и Петр Первый отвоевывали».


  • 'Я позицию разделяю – не уступать, потому что так можно все отдать, как и отдали Порт-Артур'.


  • 'Прежде всего, боятся создать прецедент, потому что всегда ведь есть спорные территории. Ведь отдай Курильские острова японцам, там еще у кого-то возникнут. Может, кто-то больше потребует'.
  • 'Если во время правления Путина Россия начнет отдавать куски своей земли на каких бы то ни было спорных условиях – это же позор в глазах народа. Республики отходят, Кавказ... И еще один кусочек – это будет еще один удар по престижу власти'.


  • 'Россия и Япония не конкуренты вот в этих далеко идущих проблемах государственной безопасности, не это. Я думаю, прежде всего, – субъективный фактор, связанный с тем, что любой руководитель не должен разбазаривать территорию страны, если у него не три жизни'.


  • 'Есть мировая практика о нерушимости границ. Зачем отдавать просто так? Любой, кто отдаст, будет политический труп, в любом случае... Хотя, с точки зрения общечеловеческой, надо было бы отдать. Но ее никто не берет во внимание никогда'.


  • 'Здесь исторический фактор, конечно, работает прежде всего. Затем -понимание того, что... среднего россиянина это заденет до бесконечности. Это настолько будет удручающий фактор, что любой из правителей наших, кто рискнет это сделать, сразу потеряет любой рейтинг, какой бы ни был высокий. И третий фактор – это, конечно, Русско-японская война 1904 года... Это мы, по существу, поднимем руки, как, в свое время, тогда царское Правительство. Вот этот исторический фактор довлеет над нами. Хотя, по-человечески, конечно, сто лет нам не нужны...'.


  • 'Единственная причина, я думаю, – политическая. Общественное мнение не воспринимает, так сказать, какие бы то ни было территориальные уступки, вернее – воспринимает крайне негативно. В российском сознании есть такое, что если один метр отдал, то вся страна разваливается...Это, так сказать,– традиции имперского сознания: когда территория должна расширяться, ане уменьшаться, независимо от того, чья это территория, чья земля'.


  • 'Речь идет, по-моему, только об одном. Я бы отдал. Но если бы отдал тихонечко, где-то в углу – это одно. А то перед всем миром я беру свое – если это мое – и говорю: 'Ладно, вы дожали. Я вам отдаю'. Поэтому наши стараются, это же очень сильно уронит авторитет правительства в мире и в стране... Это действительно четыре камня. Там они поросли лесом или чем-то, большой роли ни в экономике, ни в стратегическом назначении они не играют... Но сам факт, сам принцип: вот японцы давили, давили и додавили. И какой-то из Президентов уйдет в историю нашу с вот такой записью в личное дело: отдал Курильские острова'.


  • 'Давление общественного мнения. Т.е. можно было бы даже продать их и получить под это дело какие-то очень выгодные кредиты, но это будет однозначно расценено как торговля Родиной. На 90% здесь идет учет соображений именно общественного мнения'.


  • 'Президенты – и Ельцин, и Путин – стараются демонстрировать некую такую, как бы, государственность свою. А раз так, то они считают, что не вправе, по крайней мере, разбазаривать то, что было приобретено предками нашими'.
Нетрудно заметить, что эксперты, говоря о недопустимости передачи Японии спорных островов как о своеобразном категорическом императиве российской политики, рассуждая об опасности возникновения прецедента и о неизбежном неприятии подобного шага российским общественным мнением, к конкретной ситуации, сложившейся вокруг Южных Курил, относятся по-разному. Многие считают жесткое неприятие территориальных претензий восточного соседа не только единственно возможной, но и единственно справедливой позицией. Другие явно сожалеют о том, что соображения политической целесообразности не позволяют пойти навстречу японской стороне и отдать острова, которые 'сто лет нам не нужны'. Однако их объединяет уверенность в том, что политик, который сейчас пошел бы на такой шаг, совершил бы чрезвычайно неразумный и политически опасный поступок.

Не случайно эксперты в целом весьма высоко оценивают линию поведения российского руководства в вопросе о спорных территориях: семь из десяти опрошенных считают, что Россия 'занимает взвешенную позицию' по этому вопросу, и лишь один из четырех считает ее либо слишком жесткой, либо (чуть реже) слишком мягкой. Но при этом довольно значительная часть опрошенных – примерно две пятых – полагает, что 'при определенных обстоятельствах' Россия может передать острова Японии, тогда как примерно три пятых – убеждены, что она не должна этого делать 'ни при каких обстоятельствах'.

Стоит отметить, что представления экспертов о мотивах, которыми руководствуется японская сторона, добиваясь передачи островов, значительно отличаются от их представлений о 'подтексте' российской позиции. Для восточного соседа, по их мнению, примерно в равной мере значимы и военно-стратегические, и экономические соображения, и установки общества, ожидающего от политиков активных шагов по 'возвращению северных территорий'. Причем большинство опрошенных экспертов полагает, что Япония 'имеет правовые или исторические основания претендовать на острова Курильской гряды': сторонники этой точки зрения превосходят ее противников в соотношении 3:2. Иначе говоря, претензии японцев представляются большинству экспертов не совсем беспочвенными.

Кстати, и в интервью, данных экспертами, и в высказываниях участников фокус-групп вопрос о том, кому, собственно, должны принадлежать спорные острова по праву, по букве межгосударственных соглашений или по критериям исторической справедливости, всплывает крайне редко. Ясно, что подавляющее большинство граждан, в том числе и высокообразованных, в этом сложном вопросе абсолютно некомпетентно. Но если лишь очень немногие респонденты вообще отдают себе отчет в том, что данная проблема имеет, наряду с политическим, экономическим, военно-стратегическим, еще и правовое измерение (а дело, похоже, именно так и обстоит), то это выразительно характеризует уровень развития правового сознания в нашей стране.

Как эксперты, так и участники групповых дискуссий в подавляющем большинстве своем полагают, что территориальный спор не является непреодолимым препятствием для развития экономического сотрудничества между Россией и Японией. Эксперты впятеро чаще утверждают, что это сотрудничество может успешно развиваться и без решения данного спора, чем занимают противоположную точку зрения.

Неудивительно, поэтому, что многие высказываются за активное привлечение японского капитала на спорные острова, полагая, к тому же, что расширение экономического сотрудничества в этом регионе будет способствовать ослаблению политической напряженности вокруг территориальной проблемы.

Процитируем некоторых участников фокус-групп:
  • 'В настоящий момент надо начать с взаимной выгоды, хотя бы с этого'.


  • 'Раз мы не можем экономически развивать ту территорию, надо создать такую законодательную базу, чтобы японцы на взаимовыгодной основе вкладывали туда деньги, развивали нашу экономику... Они нам развивают – получают какие-то проценты на этом... А землю свою отдавать нельзя'.


  • 'Это хорошее дело – совместное использование островов'.


  • 'Дать возможность на этой территории построить свои предприятия внаших интересах на свои деньги. Делить прибыль. Они будут получать свою соответствующую часть, будут развивать свою индустрию, свои технологии, мы будем это использовать в своей экономике. Так тоже можно сделать. Можно электроэнергией с ними рассчитываться'.
Эксперты также, в подавляющем большинстве своем, высказываются за создание на спорных островах благоприятных условий для японского капитала и нередко выражают надежду на то, что плодотворное экономическое сотрудничество снимет остроту разногласий по территориальному вопросу.

Следует отметить, что если в высказываниях экспертов иногда (нечасто) и слышится конфронтационная интонация, установка на то, чтобы вообще не подпускать японцев к спорным островам на пушечный выстрел, то на фокус-группах подобные мотивы отсутствовали начисто. Напротив, участники дискуссий неоднократно говорили о необходимости решения не только экономических, но и гуманитарных проблем, связанных с островами, высказывались за улучшение климата отношений с восточным соседом:
  • 'Я думаю, что надо просто японцев пускать на эти острова... Они же даже сейчас не могут могилы родственников посетить. Для них это очень важно'.


  • 'С соседями надо жить дружно'.
В целом данные исследования определенно свидетельствуют о том, что российские граждане готовы приветствовать любые инициативы, направленные на развитие российско-японского сотрудничества (прежде всего – экономического), при условии сохранения статус-кво в территориальном вопросе. При этом как участники фокус-групп, так и эксперты практически единодушно выражают более или менее твердую уверенность в том, что В.Путин не пойдет на уступки вэтом принципиальном для них вопросе. А в период президентства Б.Ельцина такие уступки, как явствует из многих высказываний, представлялись им вполне вероятными. Именно поэтому любые российско-японские контакты на высшем уровне в недавнем прошлом вызывали у граждан определенное беспокойство. Сейчас это беспокойство, похоже, сходит на нет.


 
2.Графики

МЕЖДУ РОССИЕЙ И ЯПОНИЕЙ СУЩЕСТВУЕТ СПОР О ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ЧЕТЫРЕХ ОСТРОВОВ КУРИЛЬСКОЙ ГРЯДЫ. ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО-ТО СЛЫШАЛИ ИЛИ СЛЫШИТЕ СЕЙЧАС ВПЕРВЫЕ ОБ ЭТОЙ ПРОБЛЕМЕ?

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, НА КАКИХ УСЛОВИЯХ ДОЛЖНА НАСТАИВАТЬ РОССИЯ В СВЯЗИ С ПРОБЛЕМОЙ КУРИЛЬСКИХ ОСТРОВОВ?

Опрос населения в 56 населенных пунктах 29 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 9-10 сентября 2000 г. 1500 респондентов.


 
3.Электронная фокус-группа


Эпизод Содержание эпизода Интерес, оценка / сила колебаний Согласие, оценка / сила колебаний Доверие, оценка / сила колебаний Средняя оценка

259(3)

РТР о факторах, препятствующих российско-японскому сотрудничеству 2/слн 2/срд 1/слб

2,0

258(2)

Е.Киселев о российско-японских отношениях 2/срд 1/слн 2/срд

2,0

257(1)

Н.Сванидзе о поездке В.Путина в Японию 0/срд 0/слн 0/слн

0,0



Эпизод 257
(1-й по порядку демонстрации) РТР, 'Зеркало', 03.09, 20:00. Н.Сванидзе (автор и ведущий программы): Президент России Владимир Путин прибыл сегодня с официальным визитом в Японию.

Эпизод 258
(2-й по порядку демонстрации) НТВ, 'Итоги', 03.09, 19:00. Е.Киселев (автор и ведущий программы): Напомню, что отношения России с Японией, пожалуй, наиболее сложные в сравнении с отношениями нашей страны с другими ведущими мировыми державами. Известно, что до сих пор не заключен (некоторые об этом не знают, но, как ни парадоксально, это так)... до сих пор, со времени окончания Второй мировой войны, не заключен мирный договор между Россией и Японией. Не разрешен спор о принадлежности четырех островов в южной части Курильской гряды, которые Токио называет своими северными территориями. Накануне поездки Путина в Японию в дипломатических кругах в Москве и Токио в неофициальной форме высказывались предположения, что на встрече, на этой встрече российского президента и японского премьера, может произойти если не прорыв, то во всяком случае, достигнут быть может существенный прогресс в урегулировании существующих проблем. Посмотрим, как будет на самом деле.

Эпизод 259
(3-й по порядку демонстрации) РТР, 'Зеркало', 03.09, 20:00. В. Виноградов (корреспондент): По мнению российской стороны, расширение сотрудничества в области экономики приведет к дальнейшему укреплению отношений, позволит решить самую больную территориальную проблему, но Россия и Япония, похоже, уже смирились с тем, что договор о мире к концу 2000 года подписать не удастся. Главное препятствие к этому – четыре Южно-Курильских острова, которые оспаривает Япония. Позиции двух стран до сих пор диаметрально противоположны. Поэтому, как сообщает японский дипломатический источник, в ближайшие два дня речь обязательно пойдет о спорных территориях. Но неожиданных сюрпризов в виде продажи островов ожидать, однако, не стоит. Еще на Сахалине Владимир Путин заявил, что отдавать их никто не собирается и что переговоры еще идут. Для японцев эти слова сродни холодному душу.

* * *

Эпизоды, посвященные визиту В.Путина в Японию, были очевидно интересны участникам тестирования. Следует особо отметить: большинство респондентов не знали, что между Россией и Японией до сих пор не заключен мирный договор, и эта информация, прозвучавшая в программе 'Итоги' Е.Киселева, произвела на участников тестирования сильное впечатление. Электронные фокус-группы в Москве. 44 респондента. 7 сентября 2000 г.


 
4.Опрос экспертов

ВОПРОС: ОДНИ СЧИТАЮТ, ЧТО РОССИЯ НИ ПРИ КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ НЕ ДОЛЖНА ПЕРЕДАВАТЬ ЯПОНИИ ЧЕТЫРЕ ОСТРОВА КУРИЛЬСКОЙ ГРЯДЫ. ДРУГИЕ СЧИТАЮТ, ЧТО ПРИ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ РОССИЯ МОЖЕТ ПЕРЕДАТЬ ЯПОНИИ ЧЕТЫРЕ ОСТРОВА КУРИЛЬСКОЙ ГРЯДЫ. КАКАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ ВАМ БЛИЖЕ – ПЕРВАЯ ИЛИ ВТОРАЯ?

ВОПРОС: КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЯПОНИЯ ИМЕЕТ ИЛИ НЕ ИМЕЕТ ПРАВОВЫЕ ИЛИ ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРЕТЕНДОВАТЬ НА ОСТРОВА КУРИЛЬСКОЙ ГРЯДЫ?

ВОПРОС: ОДНИ СЧИТАЮТ, ЧТО СПОРНЫЕ ОСТРОВА ВАЖНЫ ДЛЯ РОССИИ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ОТНОШЕНИИ. ДРУГИЕ СЧИТАЮТ, ЧТО ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ ОСТРОВОВ ДЛЯ РОССИИ НЕВЕЛИКА. С КАКОЙ ТОЧКОЙ ЗРЕНИЯ ВЫ СКОРЕЕ СОГЛАСИТЕСЬ – С ПЕРВОЙ ИЛИ ВТОРОЙ?

ВОПРОС: ОДНИ СЧИТАЮТ, ЧТО СПОРНЫЕ ОСТРОВА ВАЖНЫ ДЛЯ РОССИИ ПО ВОЕННО-СТРАТЕГИЧЕСКИМ СООБРАЖЕНИЯМ. ДРУГИЕ СЧИТАЮТ, ЧТО ВОЕННО-СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ ОСТРОВОВ ДЛЯ РОССИИ НЕВЕЛИКА. С КАКОЙ ТОЧКОЙ ЗРЕНИЯ ВЫ СКОРЕЕ СОГЛАСИТЕСЬ – С ПЕРВОЙ ИЛИ ВТОРОЙ?

ВОПРОС: ОДНИ СЧИТАЮТ, ЧТО РОССИЯ ЗАНИМАЕТ ВЗВЕШЕННУЮ ПОЗИЦИЮ ПО ВОПРОСУ О СПОРНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ, ДРУГИЕ – ЧТО ОНА ЗАНИМАЕТ СЛИШКОМ ЖЕСТКУЮ ПОЗИЦИЮ, ТРЕТЬИ – ЧТО ОНА ЗАНИМАЕТ СЛИШКОМ МЯГКУЮ ПОЗИЦИЮ. КАК БЫ ВЫ ОЦЕНИЛИ ПОЗИЦИЮ РОССИИ ПО ЭТОМУ ВОПРОСУ?

ВОПРОС: ОДНИ СЧИТАЮТ, ЧТО РОССИЯ МОГЛА БЫ ПРОДАТЬ ЯПОНИИ СПОРНЫЕ ОСТРОВА ЗА ОЧЕНЬ БОЛЬШИЕ ДЕНЬГИ. ДРУГИЕ СЧИТАЮТ, ЧТО ПРОДАВАТЬ ЯПОНИИ ОСТРОВА ДАЖЕ ЗА ОЧЕНЬ БОЛЬШИЕ ДЕНЬГИ НЕ СЛЕДУЕТ. КАКАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ ВАМ БЛИЖЕ – ПЕРВАЯ ИЛИ ВТОРАЯ?

ВОПРОС: ОДНИ СЧИТАЮТ, ЧТО РОССИЯ МОГЛА БЫ СОГЛАСИТЬСЯ НА ТО, ЧТОБЫ УПРАВЛЯТЬ СПОРНЫМИ ОСТРОВАМИ СОВМЕСТНО С ЯПОНИЕЙ. ДРУГИЕ СЧИТАЮТ, ЧТО РОССИИ НЕ СЛЕДУЕТ СОГЛАШАТЬСЯ НА СОВМЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОСТРОВАМИ. КАКАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ ВАМ БЛИЖЕ – ПЕРВАЯ ИЛИ ВТОРАЯ?

ВОПРОС: ОДНИ СЧИТАЮТ, ЧТО ПОЛНОЦЕННОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И ЯПОНИИ НЕВОЗМОЖНО БЕЗ РЕШЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО СПОРА. ДРУГИЕ СЧИТАЮТ, ЧТО ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И ЯПОНИИ МОЖЕТ УСПЕШНО РАЗВИВАТЬСЯ И БЕЗ РЕШЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО СПОРА. С КАКОЙ ТОЧКОЙ ЗРЕНИЯ ВЫ БЫ СКОРЕЕ СОГЛАСИЛИСЬ – С ПЕРВОЙ ИЛИ СО ВТОРОЙ?

ВОПРОС: ОДНИ СЧИТАЮТ, ЧТО ПЕРЕДАЧА ЯПОНИИ СПОРНЫХ ОСТРОВОВ ОТРИЦАТЕЛЬНО СКАЗАЛАСЬ БЫ НА МЕЖДУНАРОДНОМ ПРЕСТИЖЕ РОССИИ. ДРУГИЕ СЧИТАЮТ, ЧТО ПЕРЕДАЧА ЯПОНИИ СПОРНЫХ ОСТРОВОВ ПОЛОЖИТЕЛЬНО СКАЗАЛАСЬ БЫ НА МЕЖДУНАРОДНОМ ПРЕСТИЖЕ РОССИИ. КАКАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ ВАМ БЛИЖЕ – ПЕРВАЯ ИЛИ ВТОРАЯ?

Телефонные интервью с представителями региональных властных, интеллектуальных и медиаэлит 5-7 сентября 2000 г. 130 экспертов.


 
5.Приложение.Таблицы

МЕЖДУ РОССИЕЙ И ЯПОНИЕЙ СУЩЕСТВУЕТ СПОР О ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ЧЕТЫРЕХ ОСТРОВОВ КУРИЛЬСКОЙ ГРЯДЫ. ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО-ТО СЛЫШАЛИ ИЛИ СЛЫШИТЕ СЕЙЧАС ВПЕРВЫЕ ОБ ЭТОЙ ПРОБЛЕМЕ?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип места жительства Федеральные округа Москва
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 500 руб. 500 - 800 руб. более 800 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Северо-Кавказский Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный Москва,все мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1004315263041475333293820313812283332131737272691522101451004753333037
да, знаю 5761526258526648555956405659765355626152575461636046565079717964707370
что-то слышал(-а) 2826292528292431292727342729182729282636272626232238282819231926232223
слышу сейчас впервые 10913991261413810181173141171199131281481292518744
затрудняюсь ответить 43424535246643355323641448540111101


КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, НА КАКИХ УСЛОВИЯХ ДОЛЖНА НАСТАИВАТЬ РОССИЯ В СВЯЗИ С ПРОБЛЕМОЙ КУРИЛЬСКИХ ОСТРОВОВ?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип места жительства Федеральные округа Москва
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 500 руб. 500 - 800 руб. более 800 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Северо-Кавказский Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный Москва,все мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1004315263041475333293820313812283332131737272691522101451004753333037
спорные Курильские острова должны принадлежать России, а Япония должна отказаться от претензий на них5957745956626455566260645761516065535457596658556752616565494750484751
спорные Курильские острова должны перейти в совместное управление Россией и Японией на длительный срок 1519618191012172014116161524141119181814916181416101118272529293222
решение вопроса о спорных Курильских островах должно быть отложено на далекое будущее 88697897987410712761110697910771241311158111310
Япония может выкупить спорные Курильские острова у России за очень большие деньги65356574765556755767566448664444515
другое 11112121111021110241113101110351314
затрудняюсь ответить 1110989146167101520109513137911121291391711120658478


Опрос населения в 56 населенных пунктах 29 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 9-10 сентября 2000 г. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов.