Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/rel_rel/religion/dd011431




Власть и религия

19.04.2001 [отчет] [ Опрос населения ]







 


ВЛАСТЬ И РЕЛИГИЯ (Данные общероссийского опроса городского и сельского населения. ФОМ. 7-8 апреля 2001 года.)

Несмотря на десятилетия официального атеизма в России, сегодня называют себя верующими две трети наших сограждан. Более половины россиян (53%) – православные (Отметим, что в данном случае речь идет только о самоидентификации респондентов, а не об их воцерковленности и строгом исполнении обрядов.), на долю других религий приходится 8% (5% – ислам, 2% – буддизм). Не считают себя верующими 32% россиян. Больше всего атеистов среди жителей Дальнего Востока (65%). Велико число неверующих среди сторонников Г. Зюганова и жителей мегаполисов. Отметим: мужчины заявляют, что не верят в Бога, вдвое чаще, чем женщины (43% и 22% соответственно). Православными считают себя 65% россиянок.

Не должно ли православие, столь распространенное в нашей стране, стать, как некогда, государственной религией? Большинство опрошенных (53%) отвечают, что не должно; особенно часто дают такой ответ люди с высшим образованием (71%) и неверующие (62%). Противоположного мнения придерживаются 29% россиян, особенно часто – православные (36%). Интересно, что 20% неверующих и 26% россиян неправославного вероисповедания выступают за то, чтобы православие стало государственной религией.

Вопрос: 'Как Вы считаете, православие должно стать государственной религией, или церковь должна быть по-прежнему отделена от государства?'


  Все Вопрос: 'Считаете ли вы себя верующим человеком? Если да, то к какой религии Вы себя относите?'
верующим себя не считаю православие другая религия затрудняюсь ответить
Должно стать государственной религией

29

20

36

26

26

Церковь должна быть отделена от государства

53

62

46

52

64

Затрудняюсь ответить

18

19

18

21

10



По мнению большинства участников экспертного опроса, церковь должна быть отделена от государства. Эксперты объясняют это тем, что придание православию статуса государственной религии ограничит свободу совести и даст новое основание для конфронтации в обществе.
  • 'Если кто-то попытается это сделать, это будет катастрофическая ошибка... Как только православие станет государственным, оно задавит свободу совести' (эксперт, Иваново).


  • 'Зачем нам православие у руля государства? Не надо ломать демократические принципы. Мы многонациональное, многоконфессиональное государство' (эксперт, Рязань).


  • 'Если, не дай Бог, православие станет государственной религией, то это будет обозначать просто конец России. Потому что непонятно тогда, что делать с татарами, башкирами, северокавказскими народами, с мусульманами, с иудеями, с буддистами... Известная уваровская триада 'православие, самодержавие, народность' сейчас не годится' (эксперт, Санкт-Петербург).
Хотя православие не является государственной религией, присутствие российских политиков на церковных службах во время больших праздников стало традицией. Большинство респондентов считает такое поведение демонстративным и объясняет его политическим расчетом (74%). В искреннее религиозное чувство политиков, присутствующих на праздничных службах, верят только 14% опрошенных. Причем православные россияне верят в искренность политиков реже, чем представители других религий. Чаще всего считают, что государственными деятелями движут чувства, а не расчет, те православные верующие, по мнению которых оно должно стать государственной религией. Таким образом, маловероятно, что присутствие на службах может сильно повысить рейтинг политического деятеля.

Вопрос: 'Присутствие российских политиков на церковных службах стало определенной традицией. По Вашему мнению, чего больше в таких действиях – настоящего религиозного чувства или политического расчета?'


  Все Вопрос: 'Как Вы считаете, православие должно стать государственной религией, или церковь должна быть по-прежнему отделена от государства?'
должно стать государственной религией церковь должна быть отделена от государства затрудняюсь ответить
Религиозного чувства

14

22

10

15

Политического расчета

74

69

82

62

Затрудняюсь ответить

11

10

8

24



Политики, присутствующие на церковных службах, как правило, вызывают негативное отношение и получили в народе прозвище 'подсвечники'. Россияне, как правило, не верят в то, что государственные деятели старой закалки, бывшие члены коммунистической партии уверовали в Бога. В их поведении людям видится фальшь, желание следовать моде и повысить собственную популярность, сыграв на религиозных чувствах народа.
  • '– Слишком резко они начали ходить в церковь. Не ходили, не ходили, а тут пошли.
– Так мы отменили моральный облик строителя коммунизма и всех сразу обратили в веру' (ДФГ, Воронеж).
  • '– Позорно, конечно, – дешевый популизм.
– Не надо выставлять это' (ДФГ, Санкт-Петербург).
  • 'Спекулировать на народной духовности – это низко. Это они, наоборот, подрывают свой авторитет. Дай Бог, чтобы человек шел по убеждению. Но поверить в то, что политик искренне верит, и он не в состоянии иметь столько грехов, чтобы прийти в церковь... Я думаю, не каждый сможет в это поверить' (ДФГ, Воронеж).


  • '– Присутствие политиков в церкви на службах – действительно, чисто показное. Они приходят просто отметиться. Сейчас вера – это модно.
– Тусовка политическая.

– Они показывают, что находятся на острие моды. Я только к этому отношусь отрицательно'
(ДФГ, Воронеж).

Особенное раздражение у россиян вызывало присутствие в церкви бывшего Президента Б. Ельцина, который, по мнению участников ДФГ, не стал искренне верующим человеком.
  • '– Некоторые каким-то образом сразу стали верующими. Были коммунистами ярыми, включая того же Ельцина, – был кандидат в члены ЦК, и вдруг верующий. Для меня это непонятно совершенно.
– Очередное вранье. Вот он стоит со свечкой, ну ты же не веришь в Бога, я уверен, значит, показуха, как и во всем' (ДФГ, Москва).
  • 'Ельцина особенно тошно смотреть было, неприятно. После Екатеринбурга, после того, как он был коммунистом столько лет, и, сдав партийный билет, он вдруг идет в церковь. Ну просто перевертыш' (ДФГ, Санкт-Петербург).
В представлении россиян политика является 'грязным делом', и моральный облик большинства политиков оставляет желать лучшего. Таким образом, духовность и политическая деятельность часто представляются несовместимыми.
  • 'Профессия политика обязывает ни во что никому никогда не верить. Иначе он не состоится как профессионал' (ДФГ, Санкт-Петербург).


  • 'Я думаю, что искренне верующих людей в правительстве нет, и не будет никогда. Потому, что искренняя вера заставляет идти по другому пути, а они выбрали путь показухи, лжи, грязное дело' (ДФГ, Москва).
У верующих россиян вызывает отрицательные эмоции неумение политиков вести себя в церкви, незнание обрядов. Все это свидетельствует о том, что эти люди приходят в храм только по праздникам, когда там присутствуют журналисты.
  • '– Из всех наших политиков я только Примакова видела, который достойно общался с патриархом. Он, как нормальный прихожанин, подошел к духовному лицу и поцеловал руку. Остальные кидаются обниматься.
– Лобызаться.

– Я человек верующий, но когда смотрю на это безобразие... То есть люди не знают элементарных правил поведения, а потом они идут в церковь и, как правильно сказал Задорнов, служат там 'подсвечниками'. Я думаю, это просто безобразие'
(ДФГ, Воронеж).

К присутствию В. Путина на церковных службах у россиян особое отношение. Хотя его нельзя охарактеризовать как однозначно положительное, оно не является и столь отрицательным, как в случае с другими политиками, особенно с Б. Ельциным.

Примерно половина россиян (52%) уверены в том, что приходить или не приходить на церковные праздники – частное дело В. Путина. В то же время достаточно большая часть населения (39%) считает присутствие на праздничных службах государственной обязанностью президента России. Если президент все-таки посетил церковь, то россияне обычно не имеют ничего против того, чтобы его показывали по телевидению (47%). Чаще всего такие телевизионные репортажи встречают одобрение у тех, кто считает посещение церкви государственной обязанностью президента, и у тех, кто хотел бы видеть православие государственной религией. Однако немало россиян возражают против таких телевизионных трансляций (39%). Среди тех, кто полагает, что церковь должна быть отделена от государства, эту точку зрения разделяют 44%.

Вопрос: 'Как Вы думаете, следует или не следует показывать по телевидению президента, присутствующего на церковной службе?'


  Все Вопрос: 'Как Вы считаете, православие должно стать государственной религией, или церковь должна быть по-прежнему отделена от государства?'
должно стать государственной религией церковь должна быть отделена от государства затрудняюсь ответить
Следует

47

61

42

39

Не следует

39

32

44

36

Затрудняюсь ответить

14

7

13

25



Более лояльное (по сравнению с другими политиками) отношение к присутствию В. Путина на церковных службах определяется двумя факторами: симпатией к нему и его президентским статусом. Многие участники ДФГ считают, что для президента России присутствие на церковных праздниках если и не является государственным долгом, то, по крайней мере, стало неким неписаным правилом, нарушить которое было бы по меньшей мере бестактностью.
  • '– Мне кажется, он уже не сможет не присутствовать. Он уже не владеет ситуацией.
– Сам себе не принадлежит' (ДФГ, Воронеж).
  • 'Это традиция русского народа. А раз во главе государства, значит, ты обязательно должен присутствовать при этих церемониях' (ДФГ, Москва).


  • 'Может, это не очень хорошо смотрится, но, с другой стороны, если Путина не будет, то на следующий день народ может сказать: 'Как же так, Путина не было на Пасхе'' (ДФГ. Санкт- Петербург).


  • 'В последние годы политики на все важные церковные праздники являются в церковь. И вдруг во время Пасхи президента не будет. С одной стороны, это его личное дело. С другой стороны, это будет всеми замечено, это будет обсуждаться, это может быть истолковано как неуважение к верующим людям' (ДФГ. Санкт- Петербург).
Россияне, симпатизирующие В. Путину, говорят о том, что в церкви он выглядит естественно, и поэтому не вызывает неприятных эмоций.
  • '– В отличие от многих наших политиков он там органично выглядит, он не выглядит там чужаком.
– Он выглядит вообще органично.

– Он вообще хорошо вписался везде. Поэтому хочу за него голосовать'
(ДФГ, Воронеж).

По данным массового опроса, проведенного ФОМ в феврале 2000 года (Данные общероссийского опроса городского и сельского населения. ФОМ. 16-17 февраля 2000 года.), верующим В. Путина считали 38% россиян, а противоположного мнения придерживались 34%. При этом сторонники президента значительно чаще считали его верующим человеком, чем атеистом (46% против 28%). Мы не располагаем данными по этому вопросу на сегодняшний день, однако участники ДФГ чаще склонны видеть в В. Путине человека неверующего. Это связано, в первую очередь, с прошлым президента – его работой в спецслужбах. Кроме того, В. Путина считают слишком рациональным и материалистичным.
  • 'Человек, который прошел школу КГБ, никогда в жизни не может быть верующим... Слишком большой материалист, реалист. Он знает, что из чего. Он слишком много знает, чтобы верить' (ДФГ, Воронеж).


  • 'Чужая душа – потемки, но, судя по тому, сколько лет он был в КГБ, то вряд ли' (ДФГ, Москва).


  • 'Я думаю, раз он пришел из такой системы, ну как он может быть глубоко верующим? Это высший эшелон, чтобы туда пробиться, нужно иметь вначале КПСС, а это уже против веры все сделано' (ДФГ, Санкт- Петербург).
Те, кто считает В. Путина верующим, основываются не столько на его грамотном поведении в церкви, сколько на собственных эмоциях, приписывая понравившемуся политику положительные качества, которые бы хотели в нем видеть, но о которых доподлинно ничего не известно. Последнее относится, прежде всего, к людям религиозным.
  • 'Я верю, что он верит, потому что сама служба так торжественно сделана и сама церковь, когда я туда захожу, я во все верю' (ДФГ, Воронеж).
Участники ДФГ в различных городах высказывали одну и ту же мысль: было бы хорошо, если бы президент без излишней помпезности посетил во время праздника не главный российский собор, а небольшую церковь. Это могло бы послужить хорошим доказательством искренности его религиозных чувств.
  • 'Мне кажется, было бы честнее, если бы где-то на следующий день прошло в новостях, без всяких картинок, что наш президент на Пасху посетил какой-то небольшой храм. Он был с народом, был скромен и был там не для нас, а для себя' (ДФГ, Воронеж).


  • 'Тогда уже же не для показухи, а какую-нибудь маленькую церковь, может, вместе с женой, чтобы не обязательно при этом присутствовали фотографы и телевидение' (ДФГ, Москва).