Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/ros_pol/fedorov_s/dd022927




Минздрав и образ врача

25.07.2002 [отчет] [ Опрос населения ]






1.Рядовые и маршалы российского здравоохранения
2.Графики и открытые вопросы
3.Опрос экспертов
4.Приложение.Таблицы

 
1.Рядовые и маршалы российского здравоохранения


Минздрав известен, пожалуй, всем без исключения россиянам - хотя бы благодаря своему знаменитому предупреждению на пачке сигарет. Однако представления о том, чем именно должно заниматься это ведомство, что входит в его сферу компетенции, у многих граждан весьма расплывчаты:
  • 'Модератор: Знаете, что такое Министерство здравоохранения?
Участник 1: Я не знаю. Я знаю, что есть такое Министерство.

Модератор: А Вы знаете о деятельности этого Министерства?

Участник 2: Я не знаю.

Модератор: Какие обязанности у Министерства здравоохранения?

Участница 3: Это очень многофункциональное - Министерство здравоохранения.

Участница 4: У него очень много обязанностей' (ДФГ, Москва).

Неудивительно поэтому, что чуть менее половины россиян (43%) затруднились оценить работу Министерства здравоохранения.

Однако более половины опрошенных (57%) выразили свое отношение к этому ведомству, причем негативные оценки преобладали над позитивными в соотношении 3 : 1 (соответственно 43% и 14%). Чаще всего о плохой работе Минздрава говорят респонденты с высшим образованием (54%), жители мегаполисов (48%), жители Северо-Западного (58%) и Сибирского федеральных округов (49%).

Вероятно, респонденты, оценивая деятельность Министерства здравоохранения, не столько исходят из своих знаний о функциях этого ведомства, сколько руководствуются отношением к существующей системе здравоохранения или же личным опытом общения с врачами. Так, отвечая на открытый вопрос о том, почему они негативно оценили работу Минздрава, большинство респондентов (86% ответивших на вопрос, или 31% по выборке в целом) говорили именно о недостатках и проблемах существующей ныне системы здравоохранения и о ситуации с предоставлением медицинских услуг:
  • о низкой зарплате врачей и других медработников - 'врачи мало получают'; 'в государственных больницах врачи зарабатывают копейки'; 'не обеспечивают зарплату врачам'; 'врачи получают маленькую зарплату по вине Министерства здравоохранения'; 'денег мало платят своим сотрудникам'; (открытый вопрос, 7%);
  • о плохом лекарственном обеспечении - 'лекарства все дороже и дороже'; 'лекарства дорожают, народ не может купить их'; 'даже лекарства нет, которое выписали'; 'в больницах нет лекарств'; 'отсутствие необходимых лекарств в стационарах'; 'нет льготных лекарств' (открытый вопрос, 6%);
  • о платном медобслуживании - 'очень много платных услуг'; 'в поликлиниках за все надо платить'; 'бесплатной медицины нет'; 'платное медобслуживание не по карману простому труженику'; 'все стало платным' (открытый вопрос, 5%);
  • о плохом оснащении оборудованием - 'нет нового оборудования в нашей больнице уже лет пятнадцать'; 'нет нужного оснащения'; 'поликлиника старая, нет современного оборудования' (открытый вопрос, 4%);
  • о недостаточном финансировании здравоохранения - 'медицина бедная, нет средств'; 'недостаточное финансирование здравоохранения'; 'не отстаивает финансирование на лечение больных'; 'недостаточно средств для развития здравоохранения'; 'распределяет неправильно финансовые средства' (открытый вопрос, 5%);
  • об отсутствии контроля над работой на местах - 'контроль потерян'; 'на местах не проверяют'; 'не проверяют на местах работу врачей'; 'не контролируют работу медучреждений'; 'не контролирует работу в регионах' (открытый вопрос, 4%).
Впрочем, некоторую часть опрошенных (весьма небольшую - на открытый вопрос о том, почему они дали позитивную оценку работе Минздрава, ответили только 9% россиян) сегодняшняя система здравоохранения более или менее устраивает: оценивая деятельность Минздрава, они ставят в заслугу этому ведомству обеспечение населения лекарствами, в том числе и бесплатными ('умудряются обеспечивать лекарствами больницы и дома престарелых'), обеспечение больниц и поликлиник современным оборудованием ('появилась современная медтехника в государственных поликлиниках и больницах'), существование бесплатной медицины ('еще хоть что-то выделяют бесплатно в больницах'), повышение зарплаты медицинским работникам ('повысили зарплату медикам').

Стоит отметить, что граждане позитивно отзываются о работе Минздрава не только потому, что в каких-то регионах или районах ситуация с медицинскими услугами действительно улучшилась, но и потому, что критерий оценки деятельности этого ведомства у части опрошенных изначально весьма занижен: респонденты рассуждают в духе 'хоть как-то работают - и на том спасибо':
  • 'При такой зарплате - еще и работают'; 'да, все развалилось в стране, а больницы работают'; 'работают в тяжелых условиях'; 'пока лечат'; 'они пытаются что-то сделать'; 'народ пока лечат'; 'лечат все-таки' (открытый вопрос).
Часть опрошенных судит о деятельность Минздрава по работе рядовых врачей на местах:

Так, отвечая на открытый вопрос о том, почему они дали негативную оценку работе Минздрава, часть опрошенных (31% ответивших, или 11% по выборке в целом) руководствовались именно такими аргументами:
  • 'Утрата профессионализма медиков'; 'неквалифицированные врачи - одно лечат, другое калечат'; 'они все погрязли в вымогательстве'; 'в медицине появилось взяточничество', 'обращают недостаточно внимания на больных'; 'наплевательское отношение ко всему' (открытый вопрос, 7%);
  • 'Если нас так плохо обслуживают в поликлинике, значит, Министерство работает плохо'; 'раз врачи не очень хорошо работают, значит, и Министерство - рыба гниет с головы'; 'как руководят, так и работают под их руководством' (открытый вопрос, 2%);
  • 'У нас в городе врачи работают плохо'; 'скорая помощь' не вовремя приезжает к больному'; 'меня плохо лечат'; 'по работе участковых врачей, где один врач на пять участков'; 'медиков не хватает'; 'нехватка врачей' (открытый вопрос, 1%);


  • 'Незаметно по нашим больницам, что оно работает'; 'не видно их работы'; 'не шевелятся, ничего нет'; 'не видно изменений'; 'не видно их деятельности' (открытый вопрос, 1%).
Кстати, подобная тенденция - оценивать работу Минздрава, всей системы, исходя из своих представлений о работе врачей на местах, - гораздо отчетливей проявляется в ответах тех респондентов, кто считает эту работу неудовлетворительной, а также тех, кто сам остался недоволен оказанными услугами:

Вопрос: 'Работой российских врачей руководит Министерство здравоохранения. Как, по Вашей оценке, сегодня работает это министерство - хорошо или плохо?'



 

Все опрошенные

Оценка работы врачей

Обращением к врачам

отлично и хорошо удовлетворительно плохо и очень плохо Доволен (-льна) не доволен (-льна)

Хорошо

14

35

10

3

20

5

Плохо

43

29

42

66

38

57

Затр. ответить

43

36

48

31

41

38



Респонденты, которые позитивно оценивают работу врачей на местах, а также те, кто остался доволен полученными медицинскими услугами, значительно чаще, чем прочие, дают позитивную оценку деятельности Минздрава - вероятно, руководствуясь той же самой логикой:

  • 'Потому что врачи на местах работают хорошо'; 'обращение к нам хорошее, заботливое, особенно врач-хирург Поляков в Шадринске - очень внимательный, заботливый человек'; 'по отношению врачей хорошо, но я о своем враче говорю'; 'в нашей деревне - хорошо' (открытый вопрос).
Однако далеко не все представители этих групп респондентов склонны ставить знак равенства между отдельным врачом и всей системой здравоохранения - среди тех, кто положительно отзывается о работе врачей, более четверти опрошенных дают отрицательную оценку работе Министерства здравоохранения; а среди тех, кто остался доволен свои обращением к врачам, более трети говорят о плохой работе этого ведомства.

Вообще же, следует отметить, что отношение к врачам в массовом сознании гораздо более позитивное, нежели к Министерству здравоохранения. Так, 41% россиян считают, что сегодня врачи удовлетворительно справляются со своими обязанностями. При этом если о плохой работе ведомства говорят почти половина опрошенных (43%), то о плохой работе врачей - вдвое меньше, 23%. Если о хорошей работе Минздрава говорят всего 14%, то о хорошей работе врачей - почти вдвое больше опрошенных, или 26%.

Если же говорить об образе типичного современного российского врача, то, судя по ответам респондентов на открытый вопрос и репликам участников фокус-групп, в массовом сознании сложилось несколько взаимоисключающих представлений о нем. Так, с одной стороны, многие респонденты рисуют современного врача весьма непривлекательным (42% от ответивших на открытый вопрос, или 30% по выборке в целом). По их мнению, это непрофессиональный и безответственный работник, безличный, злой и равнодушный человек, меркантильный и не брезгующий брать взятки:
  • 'Малоквалифицированные'; 'безграмотные'; 'врачи липовые, дипломы, купленные за деньги'; 'мало у них квалификации'; 'не отвечает за свои действия'; 'халатность'; 'безответственный, безалаберный' (открытый вопрос, 8%);
  • 'Отношение к больным наплевательское, равнодушное'; 'безразличный, равнодушный к больным'; 'бездушный'; 'не уделяют достаточного внимания пациенту'; 'злой'; 'нету добрых' (открытый вопрос, 10%);


  • 'Человек, который ждет от пациентов подношений'; 'тянут деньги'; 'не врач, а рвач'; 'чрезмерно меркантильные'; 'это те, которые без денег не будут лечить' (открытый вопрос, 8%);


  • 'Одни взяточники'; 'врач-это взяточник'; 'все берут взятки'; 'в основной массе взяточники'; 'взятки много берет' (открытый вопрос, 5%).
В то же время в массовом сознании существует и прямо противоположный, весьма благоприятный образ врача (его рисуют 42% от ответивших на открытый вопрос, или 30% по выборке в целом). Респонденты видят нынешних докторов умными и грамотными, добросовестными специалистами, добрыми и внимательными к пациентам, честными, культурными и вежливыми людьми:
  • 'Грамотный специалист'; 'знающими свое дело'; 'компетентный в своем деле'; 'наши доктора - действительно настоящие профессионалы'; 'эрудированный специалист'; 'высококвалифицированный, знающий в своей области'; 'толковый'; 'умный'; 'добросовестный'; 'старательный' (открытый вопрос, 15%);


  • 'Отзывчивые, внимательные'; 'внимательный, всегда удовлетворяет просьбы, беспокоится, звонит'; 'сердечный, душевный, переживает чужую боль как свою'; 'чуткие, внимательные, заботливые'; 'отзывчивый, душевный', 'гуманный, доброе отношение к больным' (открытый вопрос, 17%);


  • 'Честные'; 'порядочные' (открытый вопрос, 2%);


  • 'Вежливые'; 'культурный'; 'российская интеллигенция'; 'интеллигент' (открытый вопрос, 2%).
Кстати, стоит отметить, что гораздо чаще позитивные характеристики современным врачам дают те респонденты, кто остался доволен полученным в последние полгода медицинским обслуживанием (51% среди этой группы респондентов против 30% по выборке в целом), а негативные - те, кто остался недоволен контактами с медицинскими работниками (64% по этой группе против 30% по выборке).

Участники фокус-групп приводили немало примеров своего общения и с 'хорошими', и с 'плохими' врачами. Респонденты сходятся во мнении, что современные российские врачи - очень разные, и среди них есть как люди весьма достойные, так и далеко не лучшие представители профессионального сообщества:
  • 'Нет, они разные, поэтому я и хотела заострить внимание такое, что врачи разные на разных категориях' (ДФГ, Москва).


  • 'Я работаю среди врачей. Как ни странно, действительно, одинаковых врачей нет. Они все разные' (ДФГ, Москва).


  • 'Как обобщить? Врачи бывают разные, как все люди. И некоторые сохраняют еще зерно, которое они несут из института, когда они открыты, душа нараспашку, помочь всем хочется. Некоторые хотя бы частично это сохраняют. А некоторые в быту это все теряют. Постоянно встречаясь с болью чужой, они теряют это окончательно и становятся равнодушными, и думают только о материальной стороне, которая, кстати, очень тоже...' (ДФГ, Новосибирск).
Любопытно отметить, что в массовом сознании существует еще несколько измерений образа врача. Так, часть респондентов, ответивших на открытый вопрос о том, каким им видится современный российский врач, а также многие участники фокус-групп описывали нынешних медицинских работников не через профессиональные или личностные и морально-этические категории, а через социальные характеристики, причем чаще респонденты оценивали нынешнее социальное положение врачей как весьма неблагоприятное, даже плачевное:
  • 'Врачи как всегда были, так и остались в нищете, обидно за них'; 'типичный бюджетник без зарплаты'; 'бедный, с низкой зарплатой'; 'нищий, зарплата ниже прожиточного уровня'; 'нуждающийся'; 'обделенный'; 'несчастные и униженные'; 'беспомощный он сегодня'; 'врача не считают за человека, ноги об него вытирают' (открытый вопрос, 8%).


  • 'Это измотанный человек, работающий за маленькую зарплату, который, в общем-то, старается' (ДФГ, Новосибирск).


  • 'Замученный, с малой, низенькой зарплатой, бегающий по участку' (ДФГ, Самара).
Кстати, для некоторых участников групповых дискуссий именно это бедственное социальное положение служит оправданием негативных профессиональных и личностных характеристик врачей:
  • 'Конечно, все упирается в материальное обеспечение нашей медицины и наших же врачей. Они же тоже, действительно, должны кормить свою семью. Чтобы прокормить семью, она должна брать не один участок, а два. А если она берет два участка, она, естественно, всех не помнит, она ко всем не может внимательно отнестись - ей бы быстрее чтобы этот поток прошел' (ДФГ, Новосибирск).


  • 'Те врачи пожилые, которые остались, очерствели душой, потому что мало платят, постоянная нехватка материальная дома, муж пилит, жена пилит...' (ДФГ, Новосибирск).


  • 'Я думаю, первое желание - это чтобы его труд оплачивался соответствующим образом. Т.е. чтобы не приходилось ему оказываться в тех ситуациях, когда ему приходится поддерживать материальный уровень себе, с людей принимать деньги или подарки' (ДФГ, Москва).
Впрочем, часть респондентов не разделяет это мнение:
  • 'Участница 1: В 60-70-е годы это было не то чтобы модным, но это было в норме - быть интеллигентным и отзывчивым. Было стыдно быть грубым и бесцеремонным среди врачей. А сейчас как раз все наоборот. Сейчас как раз очень модно быть грубым, бесцеремонным и взяточником, вот просто не стыдно.
Участник 2: А вы посмотрите, какая у врачей зарплата, как они живут.

Участница 1: При чем тут зарплата? Дело не в зарплате. При советской власти такая же была зарплата маленькая. Никогда в жизни доктор не смел так, как сказала Наташа, посмотреть так, что у тебя все опускается. А у нас не постесняются в поликлинике даже и сказать так, что припечатают вас на месте. И вообще не захотите больше идти в поликлинику. И не стыдно, и знают, что на них управы нет' (ДФГ, Москва).

Стоит отметить, что далеко не все участники фокус-групп рассматривают профессию современного врача как низкостатусную. Часть респондентов, наоборот, говорит о престижности этой профессии, причем ее престиж, по их мнению, определяется доходностью:
  • 'Анатолий: Престижно, конечно.
Модератор: Почему?

Анатолий: Потому что денежно. Потому что там сейчас можно зарабатывать большие деньги ... Я имею в виду платные эти все медицинские желания' (ДФГ, Самара).
  • 'Например, в стоматологи большой конкурс, они знают, что это престижно и денежно, - протезирование. Да и в хирургическое отделение менее 15 человек на место не бывает. Так что профессия престижная' (ДФГ, Новосибирск).
  • 'Престижная, наверное. ...Там, где наибольший приток денежных масс, где можно в принципе и нужно быть специалистом, чтоб зарабатывать, - это престижно, а вот, наверное, именно как бы врачом рядовым - никакого престижа нет' (ДФГ, Самара).
Образ врача в массовом сознании имеет и гендерное измерение. Врач-женщина и врач-мужчина существенно различаются в представлениях респондентов. Если мужчина - это скорее врач-специалист, заведующий отделением или, во всяком случае, специалист высшей категории, то врач-женщина - участковый терапевт, менее квалифицированный работник:
  • 'Врач высокой квалификации - скорей мужчина' (ДФГ, Самара).


  • 'Врач средней квалификации - скорее всего женщина' (ДФГ, Самара).


  • 'Мужчины, как правило, работают в стационарах - это венерологи, зав-отделениями. Они в участковой поликлинике не работают' (ДФГ, Самара).


  • 'Особенно в хирурги берут только мужчин' (ДФГ, Москва).


  • 'Женщины, конечно. Либо после института, которые не нашли себе хорошего места в клинике, не приобрели опыт. Как наш новый невропатолог - она смотрит на тебя огромными безумными глазами и абсолютно равнодушна. Она отсиживает свое время' (ДФГ, Новосибирск).
Кстати, участники ДФГ довольно четко дифференцируют врачей - на обычных, работающих в городских или районных поликлиниках, и врачей из исследовательских институтов, центров; причем последние явно выглядят в глазах респондентов более квалифицированными:
  • 'Потому что если взять обычную поликлинику и обычных участковых врачей - там им до интеллигентности, до большого ума далеко' (ДФГ, Самара).


  • 'Если это касается поликлиники, ...то этот человек, поликлинический врач - недалекий, неинтересный. Его роль сводится в поликлинике только к тому, чтобы выписать рецепты... Если речь идет о науке - там я уже тоже 28 лет, - то там, конечно, люди значительно интересней, люди, которые думают, которые интересуются' (ДФГ, Москва).


  • 'Терапевты средние поликлинические, мне тоже приходилось с эти сталкиваться, в большинстве, по моему мнению, случаев это люди, не сумевшие сделать себе карьеру. И в этом есть какая-то их ущербность' (ДФГ, Москва).
Кроме того, в массовом сознании различаются врачи-бюджетники и врачи, работающие в частных структурах, причем последние - явно более успешные, иногда более квалифицированные:
  • 'Троечники там, на мой взгляд, в районных поликлиниках остались. Только троечники, и женщины в основном. Потому что мужчины, которые более менее соображали, они все открыли свои частные <предприятия>, и женщины тоже, которые умненькие, они открыли частные поликлиники, частные кабинеты, и всё. А троечники - они остались, они нас так на тройки, на двойки и лечат' (ДФГ, Самара)


  • 'Потому если кто по призванию - да, они уходят в частные клиники, чтобы они за свой труд получали хорошие деньги. А есть такие, которые в поликлиниках этих же районных, но они свой труд не делают, а деньги хотят иметь' (ДФГ, Москва).
Хотя далеко не все респонденты уверены в том, что платные врачи обладают более высокой квалификацией:
  • 'Даже за деньги - вы придете, никогда в жизни вы не знаете, что попадете к хорошему врачу' (ДФГ, Москва).
Наконец, часть респондентов дают современному врачу нейтральные характеристики (8%) - описывают его внешность ('весь - в аппаратах, компьютеризированный'; 'в очках, с портфелем, зимой в туфлях'; 'женщина 35 - 40 лет в очках'; 'белый халат, очки'), сравнивают с литературными персонажами или конкретными людьми ('как наша детский врач'; 'как Чехов'; 'герой романа Юрия Германа 'Дорогой мой человек''; 'как Федоров').

Наконец, несколько слов об образе 'самого главного' врача страны, или об имидже министра здравоохранения Ю. Шевченко. Подавляющему большинству россиян этот человек неизвестен - всего только 5% россиян знают, кто сегодня возглавляет Министерство здравоохранения.
  • 'Модератор: А хоть кто-нибудь у нас один помнит, как его зовут, как его фамилия?
Борис: Не знаю.

Вера: Министра нынешнего? Нет, конечно. Вот Чазова - правильно, все помним его... Неважно, сколько он был, мы все его помним, все его знаем. А этого - даже...' (ДФГ, Самара).
  • 'Я тоже министра не знаю' (ДФГ, Новосибирск).
Неудивительно, что при столь низком уровне известности министра здравоохранения более половины опрошенных (59%) затруднились дать оценку его деятельности. Мнения остальных респондентов разделились - 24% считают, что нынешний министр плохо справляется со своими обязанностями, 17% - что хорошо.

На фокус-группах в адрес нынешнего министра звучало больше негативных, нежели позитивных реплик:
  • 'Модератор: Человек на своем месте?
Участница: Мне кажется, что нет. Министр - ужасный' (ДФГ, Москва).
  • 'Я его так лично не знаю. Но мне кажется, он такой же, как все, гребет под себя, и все' (ДФГ, Новосибирск).
Многие респонденты просто не видят никаких конкретных результатов деятельности министра здравоохранения - ни на уровне изменений во всей системе здравоохранения, ни на уровне решения конкретных проблем:
  • 'Сейчас министр поменялся, по-моему, он другой. Но работы его не ощущаю. Если бы он был добросовестным и относился к своей работе добросовестно, у нас медицина была бы хорошей. Это зависит от нашего министра медицины' (ДФГ, Новосибирск).
  • 'Вы знаете, мне удивительно, почему мы его сейчас не видим, когда у нас в Краснодарском крае такие проблемы жуткие, когда там инфекция сплошная, чума началась. Его должны слышать сейчас. Что там делается? Там же скотомогильники размыло, кладбища. И почему мы его не видим? Почему министр сейчас не выступает и не говорит нам конкретно, что там делается? ...Почему президент об этом говорит, а не министр здравоохранения?' (ДФГ, Новосибирск)
Как и в ситуации с Минздравом, респондентам довольно сложно давать оценку деятельности министра - и вследствие того, что им просто не известен конкретный круг обязанностей этого чиновника, и вследствие того, что у граждан практически нет никакой информации о его конкретных делах:
  • 'Как они там работают? Хотя бы какие-то передачи устроили, отчитывались бы как-нибудь' (ДФГ, Самара)
Кстати, предпринимаемые нынешним министром усилия по информированию населения о своей работе не всегда успешны. Так, недавнее интервью Ю. Шевченко В. Познеру отнюдь не прибавило первому 'очков' в глазах респондентов. Более того - многие участники ДФГ, видевшие это интервью, весьма негативно оценили выступление министра:
  • 'Мы посмотрели программу 'Времена' с Познером, и все стало понятно. Там министр здравоохранения выступал, называл цифры, факты. А потом шли факты корреспондентов, которые рассказывали, что перестали диабетикам давать бесплатные лекарства и они умирают, а деньги огромные были на это выделены - и куда они делись, куда растворились? А министр здравоохранения сидит и говорит совсем обратное' (ДФГ, Новосибирск)
  • 'Вот вы говорите: специалист, министр - специалист... Какой он может быть <специалист>? Вот он, наш теперешний министр, вот он сидит два часа, дает интервью - ну одно и то же, совершенно неправильно, пошло!' (ДФГ, Москва).
Рассуждая о том, каким должен быть министр здравоохранения, респонденты часто говорили о том, что на этом посту нужен человек с хорошими организаторскими способностями, менеджер:
  • 'В этой отрасли, на мой взгляд, должен во главе стоять очень хороший менеджер, прежде всего' (ДФГ, Москва).


  • 'Он должен очень хорошими организационными качествами обладать' (ДФГ, Самара).
При этом, по мнению участников групповых дискуссий, министр должен обладать и знаниями в области медицины:
  • 'Нет, медицину обязательно должен знать. ... Что к чему хотя бы' (ДФГ, Самара).
Кроме того, желательно, чтобы потенциальный министр прошел все ступеньки системы здравоохранения, для того чтобы знать эту систему 'изнутри':
  • 'Поработать определенное время... И врачом поработать, и так далее... Знать, как что там происходит, и влиять на это' (ДФГ, Самара)


  • 'Вот когда он всю эту лестницу от начала до конца пройдет, помучается, а не просто чей-то племянник или чей-то родственник, которого поставили туда, вот тогда у нас, может быть, что-то будет' (ДФГ, Москва)
Наконец, министр здравоохранения должен обладать, по мнению респондентов, определенными личностными качествами, а именно - честностью, порядочностью, волей, решительностью:
  • 'У него должна быть совесть' (ДФГ, Москва).


  • 'Я считаю, в первую очередь он должен быть порядочным человеком, чтоб те финансы, которые поступают, чтоб не ему на дачу пускались, а именно на медицину' (ДФГ, Самара).


  • 'Он должен быть волевой, и я ещё добавлю, что он должен быть жёстким. Потому что Россия большая - кто-то сразу подчиняется, кто-то нет. Если он решил какую-то свою политику проводить, которая, он считает, что она правильная, она должна быть жёсткой, а не как была у наших правителей - то вправо, то влево. Начал какую-то реформу - доводи ее до конца' (ДФГ, Самара).
Имидж нынешнего министра, судя по приведенным данным, не отвечает этим критериям. Причем 'против' Ю. Шевченко работают не только явно негативные оценки, нередко звучащие из уст респондентов, но также и то, что ни сам министр, ни его функции, ни функции возглавляемого им ведомства неизвестны респондентам.

Если в суждениях респондентов о Минздраве и его главе преобладают скорее отрицательные оценки, то отношение к рядовым врачам у россиян более позитивное, в их адрес звучит несколько меньше негативных оценок, чем в адрес системы в целом. Тем не менее обычные, рядовые врачи, обслуживающие граждан, вызывают у населения весьма различные чувства и эмоции - от негодования по поводу низкого качества обслуживания и жалости по поводу бедственного положения врачей до восхищения их профессионализмом и благодарности за труд медиков в весьма нелегких условиях.

В целом же, в массовом сознании не существует единого образа рядового современного российского врача. Современный российский врач - это и женщина-участковый из районной поликлиники, вынужденная перебиваться от зарплаты до зарплаты, и вполне обеспеченный специалист из частной клиники, и равнодушный и некомпетентный врач-взяточник из больницы, и энтузиаст-бессребреник из научно-исследовательского центра, института. До некоторой степени этот сложный и комплексный образ врача в массовом сознании выглядит как проекция всего нынешнего российского общества - с его проблемами, пороками и достоинствами, провалами и успехами.


 
2.Графики и открытые вопросы

КАК, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, РАБОТАЮТ СЕГОДНЯ ВРАЧИ, КАК ОНИ СПРАВЛЯЮТСЯ СО СВОИМИ ОБЯЗАННОСТЯМИ - ОТЛИЧНО, ХОРОШО, УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО, ПЛОХО ИЛИ ОЧЕНЬ ПЛОХО?

РАБОТОЙ РОССИЙСКИХ ВРАЧЕЙ РУКОВОДИТ МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ. КАК, ПО ВАШЕЙ ОЦЕНКЕ, СЕГОДНЯ РАБОТАЕТ ЭТО МИНИСТЕРСТВО - ХОРОШО ИЛИ ПЛОХО?

ПРИПОМНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, КТО СЕГОДНЯ ВОЗГЛАВЛЯЕТ МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ.

КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, НЫНЕШНИЙ МИНИСТР ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЮРИЙ ШЕВЧЕНКО СПРАВЛЯЕТСЯ ИЛИ НЕ СПРАВЛЯЕТСЯ СО СВОЕЙ РАБОТОЙ?

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ОПИШИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ВРАЧА. КАКОЙ ОБРАЗ ВРАЧА СЛОЖИЛСЯ В ВАШЕМ ПРЕДСТАВЛЕНИИ?

Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Негативные личностные и профессиональные характеристики

30

Отрицательные нравственные качества

22

Меркантильный, корыстный, вымогатель

13

  • 'Большинство из них корыстные'; 'человек, который ждет от пациентов подношений'; 'тянут деньги, ушлые'; 'у него копейки в глазах: ждет, что деньги предложишь'; 'не врач, а рвач'; 'более алчный, чем раньше'; 'лечат за деньги'; 'продажный, думает только о деньгах'; 'чрезмерно меркантильные'; 'это те, которые без денег не будут лечить'; 'человек жаждет денег'; 'не хочется обижать, но все взяточники'; 'все берут взятки'; 'в основной массе взяточники'.

Безразличный, равнодушный

9

  • 'Невнимательный'; 'невнимательный, безучастный'; 'бездушный'; 'ему наплевать на все'; 'с наплевательским отношением'; 'отношение к больным наплевательское, равнодушное - с душой надо подходить к работе'; 'эти люди не обращают на больного внимания'; 'безразличный, равнодушный к больным'; 'не уделяют достаточного внимания пациенту'; 'врач, которого проблемы больного не волнуют'; 'пофигист'.

Злой

1

  • 'Обозленные'; 'злой'; 'нету добрых'.

Отрицательные деловые качества

8

Малообразованный, не профессионал

6

  • 'Безграмотный'; 'мало у них квалификации'; 'малоквалифицированные'; 'в основной массе не имеющие высшего образования, не профессионалы в своей отрасли'; 'врачи липовые, дипломы куплены за деньги'; 'больше некомпетентны'; 'мало знаний стало у наших врачей'.

Безответственный

1

  • 'Не отвечает за свои действия'; 'халатность'; 'малоответственные'; 'ужасный - врачи безалаберно относятся к своей профессии'; 'безответственный, безалаберный'.

Общая отрицательная оценка

3

  • 'Относимся негативно'; 'негативный образ'; 'негативный - я в них разуверилась'; 'плохой облик'; 'негативный - этим все сказано'; 'не очень хороший'; 'самое негативное, нехорошее'.

Позитивные личностные и профессиональные характеристики

30

Положительные нравственные качества

18

Внимательный

11

  • 'Отзывчивые, внимательные'; 'внимательный, всегда удовлетворяет просьбы, беспокоится, звонит'; 'сердечный, душевный, переживает чужую боль, как свою'; 'чуткие, внимательные, заботливые'.

Добрый

6

  • 'Добросовестно относится к людям'; 'гуманный, доброе отношение к больным'.

Честный

2

  • 'Честные'; 'порядочные'.

Вежливый

1

  • 'Вежливые'.

Культурный, интеллигентный

1

  • 'Культурный'; 'российская интеллигенция'; 'средний интеллигент'.

Положительные деловые качества

15

Образованный, грамотный

11

  • 'Грамотный специалист'; 'умеющая'; 'знающие свое дело'; 'это специалист широкого профиля'; 'компетентный в своем деле'; 'врач должен быть очень грамотным, и наши доктора - действительно настоящие профессионалы'; 'эрудированный, специалист'; 'высококвалифицированная подготовка'; 'высококвалифицированная, знающая в своей области'; 'толковый'; 'знающая'; 'квалифицированный специалист'; 'знающий, умеющий, эрудированный'.

Умный

3

  • 'Интеллектуально развитые люди'; 'умный'.

Добросовестный

3

  • 'Добросовестный'; 'старательный'.

Общая положительная оценка

2

  • 'Нормальные хорошие врачи'; 'замечательные люди'; 'хорошие люди'; 'отличный образ'.

Нейтральные характеристики

8

Описание внешности

5

  • 'Женщина в очках, с портфелем, зимой в туфлях'; 'женщина 35-40 лет в очках'; 'белый халат, очки'; 'в белом'; 'в очках, среднего роста, худощавого телосложения'; 'здоровые, красивые люди'; 'весь в аппаратах, компьютеризированный'.

Общая нейтральная оценка

2

  • 'Обычные люди'; 'обыкновенный человек'; 'такие же, как и мы, люди'; 'человек, как и мы'; 'врач как врач'; 'человек как человек, ничего особенного в нем'.

Сравнение с конкретными личностями

1

  • 'Как наша детский врач'; 'как Чехов'; 'герой романа Ю. Германа 'Дорогой мой человек''; 'как Федоров'; 'как Шумаков, Федоров'; 'как Малышева - врач, которая ведет передачу 'Здоровье' на телевидении'.

Оценка социального положения

8

Маленькая зарплата

7

  • 'Врачи как всегда были, так и остались в нищете - обидно за них'; 'типичный бюджетник без зарплаты'; 'неудовлетворенный в финансовом отношении'; 'человек, уставший от безденежья'; 'малообеспечиваемая должность'; 'бедный, с низкой зарплатой'; 'нищий - зарплата ниже прожиточного уровня'; 'зарплату не платят регулярно, нищий он у нас'; 'нуждающийся'; 'живет от получки до получки'; 'безденежье'; 'это низкооплачиваемая категория людей'; 'бедный в доходах'; 'мало получающий'.

Социальная незащищенность

2

  • 'Обделенный'; 'несчастные и униженные'; 'беспомощный он сегодня'; 'врача не считают за человека, ноги об него вытирают'; 'бесправный человек'.

Другое

1

  • 'Новый русский'; 'должны помощь оказывать, а они в первую очередь спрашивают полис'; 'много говорит, назначает дорогие лекарства'; 'человек, который хочет уехать за границу'; 'сельский фельдшер ставит диагноз и лечит, не имея аппаратуры'.

Нет ответа, ответ не на тему

28

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РАБОТАЕТ ХОРОШО?

Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Профессиональная деятельность медицинских работников

3

  • 'Люди сутками работают - когда нужна человеку помощь, идут на все'; 'все развалилось в стране, а больницы работают'; 'работают в тяжелых условиях'; 'по мере возможностей спасают людей'; 'нормально работают - пока лечат'; 'люди работают порой в плохих условиях'; 'стараются хорошо работать'; 'лечат все-таки'; 'делают свое дело'; 'делают свое дело достойно'; нет отказа в медицинской помощи'; 'народ пока лечат'; 'при такой зарплате еще и работают'; 'потому что врачи на местах работают хорошо'.

Положительные личностные характеристики врачей

2

  • 'Обращение к нам хорошее, заботливое; особенно врач-хирург Д.П. Поляков в Шадринске - очень внимательный, заботливый человек'; 'врачи работают на полном энтузиазме'; 'отношение врачей хорошее, но я о своем враче говорю'; 'внимательные, никому не отказывают'; 'врачи многие внимательны и неравнодушны'.

Лекарственное обеспечение

1

  • 'Медикаменты для пенсионеров'; 'умудряются обеспечивать лекарствами больницы и дома престарелых'; 'лекарства в аптеках есть'; 'получаю лекарства бесплатно'; 'в больнице стали лечить бесплатно - лекарства не покупаем'; 'лекарство, в принципе, любое можно достать'; 'в продаже есть практически любые лекарства'; 'постоянно появляются новые хорошие лекарства'; 'врачи помогли достать хорошее лекарство, министерство проверяет, чтобы лекарство было не просрочено'.

Обновление медицинского оборудования

1

  • 'Появилась современная медтехника в государственных поликлиниках и больницах'; 'сейчас в любой поликлинике есть хорошие диагностические приборы'; 'открывают новые больницы, оснащают их'; 'если оснащение есть, то все нормально'; 'обновление оборудования'; 'медицинское оборудование поставляют в больницы, стараются'; 'обновляется оборудование медицинское'.

Общие положительные оценки

1

  • 'Мне все нравится'; 'в нашей деревне все хорошо'; 'медицина продвигается вперед'; 'лучше, чем раньше, стало'.

Другое

1

  • 'Борьба с болезнями на высоте'; 'детям прививки бесплатно, обслуживают бесплатно'; 'пока бесплатное обслуживание'; 'еще хоть что-то выделяют бесплатно в больницах'; 'хоть лечение и платное, но все же есть доступ к нему'; 'в платных все есть'; 'повысили зарплату медикам'; 'подняли зарплату врачам, а то одно время выдавали зарплату водкой и даже кирпичами'.

Нет ответа, ответ не на тему

91

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РАБОТАЕТ ПЛОХО?

Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Низкая зарплата медицинских работников

7

  • 'Из-за малооплачиваемости'; 'врачи мало получают'; 'им плохо платят'; 'в государственных больницах врачи зарабатывают копейки'; 'потому что не уделяет внимание зарплате медперсонала'; 'надо повышать зарплату медикам - работают за копейки'; 'зарплата ужасная у врачей'; 'зарплата низкая у врача'; 'маленькая зарплата медработников'; 'не обеспечивают зарплату врачам'; 'врачи получают маленькую зарплату по вине Министерства здравоохранения'; 'денег мало платят своим сотрудникам'; 'надо заботиться о повышении зарплаты врачам'; 'работа должна достойно оплачиваться'.

Негативные характеристики медицинских работников

7

Взяточничество

2

  • 'Взяточничество врачей'; 'кругом много взяток'; 'ждут, пока дадут на лапу'; 'они все погрязли в вымогательстве'; 'в медицине появилось взяточничество'.

Недобросовестная работа

2

  • 'У нас в городе врачи работают плохо'; 'не могут оказать полную помощь, по отношению к человеку проявляют безалаберность, халатность'; ''Скорая помощь' не вовремя приезжает к больному'; 'плохо лечат'; 'врач не выполняет своих обязанностей'.

Невнимательность к пациентам

2

  • 'Растеряли внимание к людям'; 'нет индивидуального подхода у врачей к пациенту'; 'отношение к людям плохое'; 'никому нет дела до больных'; 'невнимательны к пациентам'; 'обращают недостаточно внимания на больных'; 'наплевательское отношение ко всему'.

Непрофессионализм

1

  • 'Слабые знания'; 'утрата профессионализма медиков'; 'плохая квалификация'; 'допускает на работу врачей без знаний'; 'неквалифицированные врачи - одно лечат, другое калечат'; 'врачи плохо работают'; 'низкая квалификация врачей'; 'врачи плохо справляются со своими обязанностями'; 'неквалифицированные врачи в больнице'; 'нет квалифицированных людей'.

Плохое лекарственное обеспечение

6

Дорогие лекарства

4

  • 'Лекарства все дороже и дороже'; 'высокая стоимость лекарств'; 'слишком дорогие лекарства'; 'лекарства дорожают, народ не может купить их'; 'все дорого, лекарства не по карману'; 'лекарства бессовестно дорогие'; 'цены на лекарства повысили'.

Отсутствие лекарств

3

  • 'Нет медикаментов'; 'даже лекарства нет, которое выписали'; 'в больницах нет лекарств'; 'в больницах нет необходимых медикаментов, вызвали неотложку ночью к соседке, а они приехали без лекарств вообще, не могли даже укол сердечный вколоть'; 'отсутствие необходимых лекарств в стационарах'; 'нет льготных лекарств'; 'лекарства не дают'.

Платное медобслуживание

5

  • 'Вводят много платных услуг'; 'в поликлиниках за все надо платить, если хочешь, чтобы сделали минимальное что-то'; 'бесплатной медицины нет'; 'бесплатных услуг практически не осталось'; 'все услуги платные'; 'без денег не лечат'; 'платное медобслуживание не по карману простому труженику'; 'все очень дорого'; 'все сделали за плату'; 'появилась платная медицина'.

Недостаточное финансирование здравоохранения

5

  • 'Медицина бедная, нет средств'; 'никакого финансирования, денег мало'; 'не отстаивает финансирование на лечение больных'; 'недостаточно средств для развития здравоохранения'; 'плохое финансирование отрасли'; 'нет денег на здравоохранение'; 'распределяет неправильно финансовые средства'; 'средства, отпущенные медикам, не доходят до назначения'; 'мало средств выделяется на здравоохранение'; 'нет денег на развитие медицины'; 'надо выделять больше денег на оздоровление нации'.

Плохое оснащение оборудованием

4

  • 'Нет нужного оснащения'; 'нет достаточного оснащения'; 'в поликлинике ничего нет, врачам тяжело работать, не хватает аппаратуры'; 'нет нового оборудования в нашей больнице уже лет 15'; 'поликлиника старая, нет современного оборудования'.

Отсутствие контроля за работой на местах

4

  • 'Контроль потерян'; 'не контролируют работу медучреждений'; 'не занимаются с врачами, нет комиссий, не следят, как работают с людьми'; 'не следит за подчиненными'; 'не проверяют на местах работу врачей'; 'не контролируют или плохо контролируют'; 'нет строгого контроля за работой врачей'; 'не контролирует работу в регионах'; 'никакой ответственности и контроля за работой'.

Плохое руководство

2

  • 'Не выполняет своих обязанностей'; 'не справляются с обязанностями'; 'рыба гниет с головы - отсюда плохая работа врачей на местах'; 'раз врачи не очень хорошо работают, значит и министерство, как рыба, гниет с головы'; 'если врач работает плохо, значит, руководят им плохо'; 'если нас так плохо обслуживают в поликлинике, значит, министерство работает плохо'; 'как руководят, так и работают под их руководством'; 'неразумные административные решения'; 'они не умеют руководить'; 'если страдают специалисты, значит, плохо работает министерство'; 'раз врачи работают неважно, значит, и министерство тоже'.

Общая отрицательная характеристика

1

  • 'Все поразвалилось'; 'у нас все плохо работает'; 'нет порядка в этой сфере'; 'бардак, порядка нет'.

Отсутствие результатов деятельности

1

  • 'Не заметно по нашим больницам, что оно работает'; 'не видно их работы'; 'не шевелятся, ничего нет'; 'не видно изменений'; 'не видно их деятельности'.

Нехватка медперсонала

1

  • 'По работе участковых врачей - один врач на пять участков'; 'не дает медицинского персонала'; 'огромный штат, а врачей - раз-два и обчелся'; 'нехватка врачей'; 'с врачами плохо вообще'; 'беспредел - специалистов не хватает'.

Другое

1

  • 'Они перегибы делают не в ту сторону - медицинское страхование'; 'все болезни - ОРЗ, а страховка ничего не дает'; 'одни привилегии'; 'кругом наркоманы и больные'; 'из разговоров людей, которые лежали в больницах'; 'чиновники-бюрократы'.

Нет ответа, ответ не на тему

64

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 20-21 июля 2002 г. 1500 респондентов.


 
3.Опрос экспертов

ВОПРОС: КАК, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, РАБОТАЮТ СЕГОДНЯ ВРАЧИ, КАК ОНИ СПРАВЛЯЮТСЯ СО СВОИМИ ОБЯЗАННОСТЯМИ - ОТЛИЧНО, ХОРОШО, УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО, ПЛОХО ИЛИ ОЧЕНЬ ПЛОХО?

ВОПРОС: НА ВАШ ВЗГЛЯД, КАКАЯ ЧАСТЬ РОССИЯН СЧИТАЕТ, ЧТО ВРАЧИ СПРАВЛЯЮТСЯ СО СВОИМИ ОБЯЗАННОСТЯМИ ОТЛИЧНО ИЛИ ХОРОШО. ПОПРОБУЙТЕ ОЦЕНИТЬ ЭТУ ДОЛЮ В ПРОЦЕНТАХ.

ВОПРОС: РАБОТОЙ РОССИЙСКИХ ВРАЧЕЙ РУКОВОДИТ МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ. КАК, ПО ВАШЕЙ ОЦЕНКЕ, СЕГОДНЯ РАБОТАЕТ ЭТО МИНИСТЕРСТВО - ХОРОШО ИЛИ ПЛОХО?

ВОПРОС: ПРИПОМНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, КТО СЕГОДНЯ ВОЗГЛАВЛЯЕТ МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ.

ВОПРОС: КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, НЫНЕШНИЙ МИНИСТР ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЮРИЙ ШЕВЧЕНКО СПРАВЛЯЕТСЯ ИЛИ НЕ СПРАВЛЯЕТСЯ СО СВОЕЙ РАБОТОЙ?

Телефонные интервью с представителями региональных властных, интеллектуальных и медиаэлит 16-18 июля 2002 г. 130 экспертов.


 
4.Приложение.Таблицы

КАК, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, РАБОТАЮТ СЕГОДНЯ ВРАЧИ, КАК ОНИ СПРАВЛЯЮТСЯ СО СВОИМИ ОБЯЗАННОСТЯМИ - ОТЛИЧНО, ХОРОШО, УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО, ПЛОХО ИЛИ ОЧЕНЬ ПЛОХО?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)100521130293848523230382031351326382812164125279132361851004753303536
отлично 22122222222322122322222222522333314
хорошо 2324312923202423242026272721172624221826222721211528342627192017251715
удовлетворительно 4141364243394141444436344143463940434044414041464639283950404238423741
плохо181816171621171918181815152122151820221419162313251781413211426192319
очень плохо 55536545545545575473544584461666296
затрудняюсь ответить1111971013111071013161189111191110111010125112113812141091215


РАБОТОЙ РОССИЙСКИХ ВРАЧЕЙ РУКОВОДИТ МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ. КАК, ПО ВАШЕЙ ОЦЕНКЕ, СЕГОДНЯ РАБОТАЕТ ЭТО МИНИСТЕРСТВО - ХОРОШО ИЛИ ПЛОХО?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)100521130293848523230382031351326382812164125279132361851004753303536
хорошо 141416211691514161513151515111514151121131511101517211620131413211010
плохо4342434343424540454439334046543843444841433941583742264932515052525644
затрудняюсь ответить4344413641494145394148524539354743404139444648324841543648363636263446


ПРИПОМНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, КТО СЕГОДНЯ ВОЗГЛАВЛЯЕТ МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ.

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)100521130293848523230382031351326382812164125279132361851004753303536
не знаю 7070697172657069757164667271657167727267667463715776578178757278837569
правильный ответ (Ю.Шевченко)56556455456425124563104494335297864511
неправильный ответ 33323333124123424215312423143342134
затрудняюсь ответить232123211928222421212629242019232520231826222722371737139151614121716


КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, НЫНЕШНИЙ МИНИСТР ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЮРИЙ ШЕВЧЕНКО СПРАВЛЯЕТСЯ ИЛИ НЕ СПРАВЛЯЕТСЯ СО СВОЕЙ РАБОТОЙ?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы бол.города мал.города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)100521130293848523230382031351326382812164125279132361851004753303536
справляется 1716172218121815171616161618151316211824141514131317111937161814191315
не справляется 2422312225242423252124212225282124252223242226272319182724292929323025
затрудняюсь ответить5961525557645761576259636256566559545953616259606462715439555357495759


Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 20-21 июля 2002. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов.