Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/ros_pol/luzhkov_u_m_/o842401 Ю.ЛУЖКОВ: ФАЛЬСТАРТ ИЛИ СВОЕВРЕМЕННЫЙ ВЫХОД НА ДИСТАНЦИЮ? 01.11.1998 [отчет] [ Кертман Г.Л. ] Подавляющее большинство российских граждан – 82% – убеждено, что Ю.Лужков выставит свою кандидатуру на президентских выборах; противоположного мнения придерживаются лишь 6%. Более того, свыше половины опрошенных полагают, что де-факто его избирательная кампания уже началась. Сторонники московского мэра значительно реже, чем другие респонденты, склонны объяснять его возросшую активность этим обстоятельством, и чаще – утверждать, что она обусловлена его должностными обязанностями. Вопрос: Иногда высказывается мнение, что многочисленные поездки и выступления Ю. Лужкова за последнее время – это начало его президентской избирательной кампании. А иногда говорят, что они связаны с положением дел в стране, с обязанностями мэра. С каким из этих мнений – с первым или со вторым – Вы согласны?
Между тем, именно для электората Ю.Лужкова предвыборные мотивы последних шагов столичного мэра должны быть особенно очевидны. Во-первых, его приверженцы более твердо, чем остальные, убеждены, что баллотироваться мэр непременно будет: среди электората с этим согласны 92% опрошенных. Во-вторых, сторонники Ю.Лужкова (как, впрочем, и любого иного претендента на высший пост в государстве) с особым вниманием следят за поведением "своего" кандидата. Так, если на последней неделе в целом 7% опрошенных назвали Ю.Лужкова политиком, чьи высказывания и действия запомнились им, то среди его приверженцев таких оказалось почти втрое больше – 19%. Наконец, в третьих, в электорате Ю.Лужкова сверхпредставлены, как известно, избиратели с высшим образованием и особенно – жители Москвы и Петербурга, а в этих социально-демографических группах чаще, чем в прочих, связывают активизацию московского мэра с его президентскими амбициями: 65% высокообразованных респондентов и 60% обитателей столиц сочли, что его поездки и высказывания последнего времени обусловлены именно вступлением в избирательную кампанию. Если, несмотря ни на что, приверженцы Ю.Лужкова реже, чем другие респонденты, трактуют его поведение как участие в предвыборной гонке, то это означает лишь одно: многие из них не хотят признавать очевидного. Почему? Видимо, потому, что стремление к власти само по себе воспринимается ими как предосудительное, и, желая видеть Ю.Лужкова президентом, они, вместе с тем, предпочитают считать, что сам он пока всецело поглощен своими обязанностями градоначальника. Отсюда следует, что слишком раннее вступление в предвыборную кампанию может негативно сказаться на перспективах кандидата: ведь подобные предрассудки характерны не только для тех, кто уже твердо решил голосовать за Ю.Лужкова. Однако сегодня показатели динамики отношения респондентов к московскому мэру не дают оснований утверждать, что начало его предвыборной кампании оттолкнуло потенциальных избирателей. Напротив, за последние недели отношение к нему несколько улучшилось. Вопрос: Ваше отношение к Ю.Лужкову за последние недели улучшилось, не изменилось или ухудшилось?
В значительной мере это объясняется ростом симпатий к Ю.Лужкову со стороны коммунистического электората. Причем не следует полагать, что ухудшение отношений с руководством КПРФ неизбежно скажется на репутации московского мэра в этой среде: для коммунистического электората, очевидно, более важно то обстоятельство, что мэр явно дистанцировался от президента и уже достаточно четко обозначил свое намерение выступать на президентских выборах не в качестве наследника, а в качестве кандидата, в той или иной мере оппонирующего "партии власти" слева. Некоторое же ухудшение отношения к Ю.Лужкову со стороны приверженцев Г.Явлинского обусловлено, несомненно, его "флиртом" с коммунистами. Не случайно в столицах, где последние наименее популярны, отношение к московскому мэру улучшилось лишь у 7%, а ухудшилось – у 11% опрошенных. Но гораздо более значимым следствием реального включения Ю.Лужкова в избирательную кампанию представляется то, что сегодня его шансы на успех оцениваются респондентами значительно выше, чем месяц назад.
Принципиальные различия в постановке вопроса и, что еще существеннее, в самой логике обсуждения электоральных перспектив кандидатов лишают смысла сопоставление абсолютных показателей, представленных выше. Очевидно одно: месяц назад Ю.Лужков и А.Лебедь воспринимались избирателями как кандидаты, имеющие примерно равные шансы на победу – большие, чем у любого иного претендента, за исключением лидера КПРФ. Сегодня же московский мэр считается наиболее перспективным некоммунистическим кандидатом. Такой статус и сам по себе достаточно выгоден для участника избирательной кампании (сторонники аутсайдеров часто в последний момент переходят, как известно, на сторону наиболее приемлемого из фаворитов), а в ситуации, когда есть веские основания ожидать радикализации позиций компартии – особенно. Если КПРФ действительно резко "полевеет" или у избирателей сложится впечатление, что в случае успеха на выборах коммунисты могут решиться на тотальную ревизию результатов преобразований последних лет (а к этому, похоже, и идет дело), то положение Ю.Лужкова как кандидата, имеющего, по общему мнению, наибольшие шансы остановить их, окажется выгодным вдвойне. Наиболее сильными предвыборными козырями Ю.Лужкова являются, как известно, его успехи в роли градоначальника. Подавляющее большинство респондентов – 77% – согласны с тем, что жизнь в Москве – значительно лучше, чем в других городах и регионах России, и только 14% – отказываются признавать это. Вместе с тем, относительное большинство российских граждан соглашается с оппонентами московского мэра, утверждающими, что его успехи обусловлены, прежде всего, концентрацией финансовых ресурсов в столице. Вопрос: Иногда высказывается мнение, что жизнь в Москве лучше благодаря мэру Ю.Лужкову. А иногда говорят, что жизнь в Москве лучше из-за того, что в столице сосредоточены большие деньги. С каким из двух приведенных мнений – с первым или со вторым – Вы согласны?
Но из этого следует, собственно говоря, только то, что безоглядная реклама хозяйственных достижений мэра еще не гарантирует ему успеха на президентских выборах. Впрочем, это и так очевидно. Однако стоит обратить внимание на два обстоятельства. Во-первых, доля респондентов, приписывающих основные заслуги в создании московского благоденствия именно Ю.Лужкову, существенно превышает долю тех, кто намерен отдать ему свои голоса (13%). Следовательно, пропагандистский потенциал, обеспечиваемый хозяйственными достижениями мэра, на сегодня реализован отнюдь не в полной мере: как потенциальные сторонники мэра могут рассматриваться и те 22% респондентов, которые признают, что усилия Ю.Лужкова играют в обеспечении благоденствия Москвы такую же роль, как и столичные привилегии. А во-вторых, весьма показательно, что каждый третий сторонник Ю.Лужкова соглашается с тем, что именно эти привилегии, а не личные заслуги мэра обеспечивают сравнительно высокое качество жизни москвичей. Значит, определенная "диверсификация" предвыборных аргументов Ю.Лужкова уже произошла, и многие респонденты, помимо качеств эффективного "хозяина" мегаполиса, признают за ним иные достоинства. Принято считать, что шансы Ю.Лужкова во многом снижаются из-за замешанной на зависти неприязни жителей провинции к Москве. Однако данные опроса, похоже, заставляют пересмотреть это представление. Вопрос: Предположим, что Ю.Лужков будет участвовать в президентских выборах. Как Вы думаете, то обстоятельство, что он москвич, увеличит, не изменит или уменьшит число его избирателей?
Респонденты гораздо чаще считают, что московское "происхождение" Ю.Лужкова усилит его позиции на выборах, чем ослабит их. Причем любопытно, что точка зрения на неприязнь провинции к московскому кандидату значительно более популярна в столицах, чем в российской "глубинке". Можно, правда, предположить, что некоторые из респондентов, утверждающих, что позиции Ю.Лужкова усилит "то обстоятельство, что он москвич", имеют в виду не столько симпатии своих земляков к столице, сколько нечто совершенно иное, например, то, что на стороне кандидата-москвича окажутся особенно мощные информационные и финансовые ресурсы. Во всяком случае, подобную интерпретацию ответа исключать нельзя. И тем не менее, похоже, можно говорить о том, что "ахиллесова пята" Ю.Лужкова на поверку оказывается не столь очевидной. Что же касается планов московского мэра в области партийного строительства, то российские граждане весьма слабо о них осведомлены: лишь 12% респондентов знали о том, что он намерен возглавить движение политического центризма, еще 22% "что-то слышали" об этом, а 58% впервые узнали о подобных планах в ходе опроса. Более того, впервые услышали о них 49% из числа сторонников Ю.Лужкова. Вопрос: Независимо от того, было ли Вам раньше знакомо понятие "политический центризм", эти слова вызывают у Вас положительное или отрицательное отношение?
Идеологический ярлык, выбранный московским мэром для своей политической организации, не вызывает у большинства респондентов (как видно из приведенных выше данных) ни особого энтузиазма, ни резкой неприязни. Несколько повышенная склонность коммунистического электората к негативному восприятию выражения "политический центризм" обусловлена, очевидно, тем, что в этом словосочетании явно присутствует некая "компромиссная", антирадикальная интенция. Позитивное же отношение к этому понятию сторонников самого Ю.Лужкова свидетельствует, по-видимому, не о том, что он "прочувство-вал" умонастроения своего электората, а всего лишь о склонности последнего доверять своему избраннику в этом вопросе. Маловероятно, чтобы идеологическая составляющая партийного строительства, предпринимаемого Ю.Лужковым, могла существенно повлиять на настроения электората. Скорее всего, этот кандидат будет восприниматься по преимуществу как прагматик, и идентификация его воззрений с таким понятием, как "политический центризм", едва ли привлечет к нему дополнительных сторонников, но и прежних, очевидно, не отпугнет.
|