Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/sci_sci/sotsiologiya/dd014135




"Цивилизованный мир"

01.11.2001 [отчет] [ Опрос населения ]






1.'Цивилизованный мир'
2.Графики и открытые вопросы
3.Приложение.Таблицы

 
1.'Цивилизованный мир'


В последнее время российский политический и политологический дискурс довольно часто обращается к 'цивилизационной' тематике. При этом мобилизуется множество идеологем, построенных на понятиях 'цивилизованность', 'цивилизованный мир' и т.д. После недавних событий в Америке и начала военных действий в Афганистане и аналитики, и рядовые граждане стали говорить об опасности 'цивилизационного раскола', когда 'западная', или 'христианская' цивилизация войдет в жесткое противостояние с 'мусульманской', а также о том, что всеми силами нужно стремиться не допустить такого размежевания. Однако вне зависимости от того, насколько массовой будет поддержка этой идеи, уже самим фактом подобных публичных размышлений и предостережений легитимизируется принцип дихотомичного описания современной общемировой ситуации: 'цивилизованный – нецивилизованный', 'западный – азиатский' (арабский, мусульманский, 'третьемирский'), 'цивилизация-гегемон – цивилизации-претенденты' (по формуле С. Хантингтона). На уровне обыденных умозаключений такая аномалия принимает вид примерно такого рассуждения:
  • 'Нельзя разжигать рознь между христианами и мусульманами, допустить, чтобы война шла с терроризмом превратилась в религиозную, войну цивилизаций. Но, боюсь, это все равно произойдет, потому что это уже начинается. Раскол по трем мировоззрениям существует давно, не вчера. Мусульманское, христианское и восточное мировоззрения всегда были непримиримыми, даже если внешне это было мирное сосуществование' (эксперт, Нижний Новгород).
Данные массового опроса свидетельствуют о том, что россияне в принципе принимают дихотомичный принцип рассуждений: примерно половина опрошенных (49%) склонна согласиться с теми, кто делит мир на 'цивилизованный' и 'нецивилизованный'; не согласились с таким подходом 17% респондентов. Вместе с тем, около 57% участников опроса, отвечая на открытый вопрос о том, какие страны являются нецивилизованными, не назвали ни одной (Среди тех, кто согласен с указанным противопоставлением, 12% не смогли конкретизировать свой ответ о 'нецивилизованных' странах (в перерасчете от числа всех опрошенных - это 7%). То есть, доля от-ветивших на вопрос о 'нецивилизованных' странах составила 42%.). Кроме того, в качестве 'нецивилизованной страны' наши сограждане часто называют Россию (14%). По частоте упоминаний она идет сразу же после Афганистана (15%) и перед 'странами Африки' (13%).

В этих данных нет 'живого голоса людей', и мы не будем домысливать те интерпретативные схемы и мотивы, которые скрываются за зафиксированными в цифрах позициями. Главное – была зафиксирована аномалия, познавательное затруднение: согласие с дихотомией 'цивилизованный – нецивилизованный' отнюдь не означает однозначности ее понимания, видимо, оно происходит по нескольким, не сводимым друг к другу основаниям.

Забегая вперед, мы можем сформулировать следующее утверждение: на уровне обыденного сознания идея противопоставления 'цивилизованного мира' 'нецивилизованному' у значительной части россиян лишена определенности. При описании этих понятий мышление зачастую мобилизует не конфликтно-конфронтационную тематику (поляризация мира, теракты, война в Афганистане, в Чечне, война с мусульманами или террористами), а совершенно иное измерение, связанное с характеристикой образа жизни – всем то, что описывается категорией 'цивилизованность'.

Для региональных экспертов, чья профессиональная деятельность связана с обобщением информации, работой с теоретическими конструкциями и созданием их, 'конфликтная' составляющая цивилизационной тематики более очевидна. Вместе с тем, и материалы интервью, и дискуссии на фокус-группах, и ответы участников массового опроса показывают, что более значимым оказывается подход, который условно можно назвать 'гуманитарным'. В нем выделяются три составляющие. Во-первых, цивилизация – это благополучие и социальная защищенность людей. Во-вторых, это разумные и прогрессивные принципы общественного устройства и общежития, позволяющие без насилия решать спорные вопросы и возникающие проблемы. И в третьих, цивилизация – это культура или культуры, не сопоставимые по критерию 'более или менее цивилизованные' в силу своей уникальности.

Рассмотрим три выделенных аспекта подробнее.

Материалы опроса показали, что наиболее распространенной интерпретацией понятия 'цивилизованный мир' является указание на стабильность, экономическое благополучие и социальную защищенность людей – главные элементы 'цивилизованного' образа жизни. В итоговом распределении ответов на вопрос о понимании людьми выражения 'цивилизованный мир', категории этого типа набирают в общей сложности около 30% ('процветающее общество', 'высокий уровень экономического развития', 'стабильность'). О том же говорили участники фокус-групп и многие из региональных экспертов.
  • 'Когда работают законы, когда человек себя чувствует защищенным от всякого произвола. Защищенным от всего – от любых ситуаций форс-мажорных. До цивилизованного мира нам еще очень далеко. О какой цивилизации может идти речь, когда у нас бомжи, коммуналки в каких-то условиях непонятных, беспризорники, нищета среди стариков тех же! Тут ни о какой цивилизации речи быть не может' (ДФГ, Москва).


  • 'Развитие промышленности, сельского хозяйства. Это и есть цивилизация – чтобы человеку жилось хорошо. Есть у нас страны цивилизованные, есть страны 'третьего мира', как их раньше называли. Вот мы сейчас фактически находимся в странах 'третьего мира' – развивающиеся страны, где люди бедствуют на грани, которым до цивилизации еще далеко' (ДФГ, Новосибирск).
  • 'Цивилизованный мир – это защищенность каждого человека, безопасность, уверенность в будущем дне. Работа, учеба, достойная зарплата, пенсия. Надежность, доверие к представителям власти – милиция, чиновники' (ДФГ, Самара).


  • 'В понятие 'цивилизованный мир' входит определенный жизненный уровень человека. Если у нас много людей на грани или за гранью нищеты, то нашу страну, к большому сожалению, нельзя назвать цивилизованной. У людей – у тех, кто работает, – должны быть нормальные доходы. Нормальные доходы должны быть и у пенсионеров, которые отработали уже, у людей, которые не могут работать: инвалиды, многодетные матери. Об этом в первую очередь должно беспокоиться государство. Тогда мы получим главную составляющую цивилизованного общества' (эксперт, Казань).
Особенностью описаний такого рода является то, что понятие 'цивилизованного мира' получает содержание из оценки и типизаций людьми условий собственной жизни. То есть, 'знание' о 'цивилизованности' выстраивается из сравнения идеального и реального, должного и сущего. При этом работа с понятиями и 'цивилизованности', и 'нецивилизованности' принимает вид самоописаний, описаний себя, для которых знания о других и их оценка в целом не актуальны: более важными основании сравнения оказываются, с одной стороны, 'мои впечатления от жизни', а с другой – представления о том, 'какой я хотел бы ее видеть'. А по результатам этой операции делается вывод о степени 'цивилизованности' страны, в которой живу 'я и похожие на меня люди':
  • 'В Чечне воюем. Народ забыт. Коррупция колоссальная. Деньги вывозим: работаем на экономику другой страны, а свою забросили. Здравоохранение не работает. С учебой трудно. Кто богатый, тот правый. Нет, это – не цивилизация' (ДФГ, Самара).
Второй тренд в рассуждениях о 'цивилизованном мире' связан с представлением, что цивилизованность определяется некоторыми 'структурными' компонентами общества и принципами общественного устройства и зависит от них. От того, какими правилами и нормами руководствуются люди при совместном проживании, социальном управлении, решении возникающих проблем, зависит конфликтность или конструктивность общественных взаимоотношений, а также особенности социальной интеграции. При ответе на открытый вопрос о понятии 'цивилизованный мир' категории этого типа набирают в общей сложности около 29% от всех ответов. Итоговая сумма рассчитывалась по категориям: 'законность и порядок', 'демократические основы, соблюдение прав человека', 'рациональный общественный порядок', 'высокоразвитые страны и государства'; а также часть ответов (в целом около 5%) из категорий: 'общество без военных конфликтов' и 'высокий уровень экономического развития'.
  • 'Исполнение законодательства во всех сферах' (открытый вопрос).


  • 'Жизнь по законам – независимо от ранга и чина' (открытый вопрос).


  • 'Присутствуют институты прав и свобод человека' (открытый вопрос).


  • 'Там, где соблюдаются права и свободы человека, приоритет Конституции' (открытый вопрос).


  • 'Сбил на машине или сделал ДТП какой-нибудь солидный зам- вице- какого-нибудь банка. Деньги – и все, у нас вопрос замят. Я, мастер ПТУ, сбил человека – давай по закону отвечай. Никакой цивилизации. А дочку или там племянницу Буша поймали – она пиво выпила, – проверили на дозу: милая, штрафик, и ходи на курсы, условно дали срок. Это всем известный факт. Вот это я считаю цивилизованным миром. Никакого компромисса, только закон – и обязательно для всех' (ДФГ, Москва).
  • 'Пока страна будет жить за счет сырьевых своих богатств, она не будет цивилизованной. Нормальной экономики, законной не будет. Вспомните Чубайса – увы, эта приватизация была совершена, никто не спрашивал. Сделали из нормальных людей бедняков. А остальные институты цивилизации у нас есть – демократии достаточно, свобода печати...' (ДФГ, Новосибирск).


  • 'Цивилизованный мир – это представление из западной традиции о разумно устроенном обществе. Разумно с точки зрения того, что функционирование общества не приводит к социальным катаклизмам, т.е. это не равенство – это гармония. Это не всеобщий рай на земле, а просто это некое, может быть, динамическое равновесие, управляемые конфликты, которые не решаются насилием, будь то в экономике или межнациональные проблемы. Это такие принципы, которые дают способность сосуществовать с отличающимися от тебя индивидами' (эксперт, Нижний Новгород).
  • 'Россия, Украина, Белоруссия, Грузия – это нецивилизованный мир, точно. Провозглашенное правовое государство практически кроме деклараций ничем не обеспечено: ни полицейским, ни фискальным аппаратом, ни какой-то системой правосудия. И совершенно понятно, почему Совет Европы и семь стран нынешней 'Большой восьмерки' всегда – и теперь еще – настороженно относятся к России' (эксперт, Ставрополь).
Особенность высказываний такого типа заключается в том, что в размышлениях о принципах общественного устройства явно или неявно присутствует образ другого, и сравнение, таким образом, становится более конкретным и прагматичным. 'Другой' в этом случае выступает в качестве негативного или позитивного образца, по сходству или различию с которым люди и делают свои выводы. Вот, например, несколько фрагментов из дискуссий на фокус-группах и из интервью с экспертами.
  • 'Западные страны, когда предъявляют к нам претензии, говорят, что мы нецивилизованны в каком плане: что, предположим, приезжает сюда бизнесмен вести бизнес какой-то, и тут начинаются твориться невообразимые вещи, которые они не могут понять, у них этого нет. Т.е. недействие закона – не то что отсутствие законов. [Как бы] нет тех, которые [на самом деле] существуют у нас: уголовных, экономических. Вот в чем нецивилизация. Сегодня у нас закон, завтра – указ, послезавтра – новая налоговая ставка, плюс гарантий исполнения уже существующих никаких нет. В Америке высший закон – Конституция, а у нас...' (ДФГ, Москва).


  • 'И еще – это принципы решения, конечно, политических, проблем. Та же война в Чечне. Те говорят: 'Мы не пяди земли не уступим'. Путин говорит: 'Я вас всех уничтожу'. Должно быть цивилизованное решение. Не говорю уж как в Канаде – там референдум был об отделении... С обеих сторон. Тогда две стороны придут к какому-то общему решению – пусть долгое, как в Ирландии, но рано или поздно' (ДФГ, Москва).


  • 'Цивилизованные страны – не только Швецию, а все скандинавские страны я бы отнесла, потому что отношение к войнам у них определенное. Экономика очень высокоразвитая, даже по той информации, которая до нас доходит. К той же экологии: у себя леса стараются не вырубать, они лучше купят. Ну, пусть они только на своей территории – начни с себя. Отношение к коррупции и соблюдение законов. Коррупция – это нарушение установленных законов. Если там политик в чем-то уличен, он подает в отставку. Потом будет суд, потом он оправдается. Но сейчас он уходит' (ДФГ, Самара).
  • 'Многие, кто уезжает, стремятся попасть в Канаду, и это показатель цивилизованности канадского общества – не в США, где производство на душу населения более высокое, а в Канаду стремятся попасть люди, потому что там решаются более успешно многие вопросы, связанные с жизнеобеспечением, с развитием человеческой личности, самоуправлением. Возможности саморазвития создаются гражданским обществом, государством, законами, которые позволяют всем независимо от социального положения, возраста занимать в обществе любую ступеньку. В этом я понимаю суть цивилизованного мира: в обществе заложены равные возможности для роста в зависимости от своих способностей' (эксперт, Барнаул).
К третьей группе наиболее типичных описаний и определений 'цивилизации', 'цивилизованного мира' мы решили отнести все то, что связано с культурой (воспитание, образование, культурное наследие) или с представлениями о национальных культурах, оригинальных, уникальных – и ценных именно своей уникальностью. Объединенные вместе, категории этого типа ('развитая культура', 'высокий образовательный уровень', 'культура быта, образа жизни') набирают примерно 13% всех ответов.

Выделение группы высказываний о культуре и культурах довольно-таки эклектичное, произвольное, но изучение того, как связаны 'культура' и 'цивилизация' – самостоятельная и объемная исследовательская задача. Мы же изучаем представления, ассоциативные связи, которые проявляются в качестве реакций на тот или иной символ, символический стимул.

В самом общем виде 'культурная' составляющая темы 'цивилизованного мира' распадается на два блока. Во-первых, цивилизованность, с точки рения россиян, неразрывно связана с образованностью, воспитанием, культурным опытом как отдельного человека, так и некоторой общности людей. С одной стороны, этими высказываниями обосновывается ценность и большой цивилизационный потенциал нашей страны и нашего общества. С другой стороны, в них утверждается этическое и моральное основание 'цивилизованности'.
  • 'Россия, в общем, – страна с огромным интеллектуальным потенциалом, с великолепным образованием, а в большинстве своем – это очень большой признак цивилизованности. Просто люди оказались в такой ситуации, когда страна моментально переметнулась из одной крайности в другую, от одной культуры к другой. Мы жили все время в одном измерении, потом в другом, нам еще очень сложно перестроиться. Мы стали другие, мы меняемся. Мы дойдем до этого... И нас уже по-другому воспринимают везде, и вообще понятия меняются' (ДФГ, Москва).


  • 'Цивилизация – это развитие культуры, своей национальной культуры. Это развитие всех институтов власти, развитие демократии – но на основе своей национальной культуры. А можно понимать: цивилизация – это живешь ли ты хорошо, тот цивильно живет, а тот неприлично живет. Это нравственная культура, духовное развитие человека должно быть в цивилизованном мире. Образование должно быть на первом месте и следом, естественно, экономика будет подниматься и все остальное' (ДФГ, Новосибирск).


  • 'Где граница между цивилизованным и нецивилизованным миром? Она внутри нас. Важно для нас ощущать себя в цивилизованной стране – или нет. Вот это и есть ответ – живем мы в цивилизованной стране или нет. Большинство из нас сказало, что мы живем в нецивилизованной стране, поэтому мы в такой и живем, а другие считают, что у них, в их в душе, цивилизованный мир. Каждый из нас, если он считает, что цивилизованный человек, он в подъезде не будет сорить. Он цветочек повесит в подъезде. А если он считает, что эта страна нецивилизованная и мне на нее плевать, то он действительно плюнет. Слово напишет, испоганит' (ДФГ, Самара).
  • 'У меня понимание другое – самобытность страны, культуры, возможность развиваться, не общие пресловутые материальные ценности, а ценности, определенные в данной стране культурой, ее историей, традициями и т. д. Цивилизованно или нецивилизованно, но, понимаете, страна, которая на данном этапе может быть бедной, – у нее богатейшая культура, у нее богатейшая история. В этом смысле Россия, обладая бедным экономическим потенциалом, имея такую огромную культуру, историю, традицию, такую религию как христианство, она просто не может не быть цивилизованна в силу этих причин. Но еще вопрос нравственный. Вот и в Библии можно найти призывы к мечу, и в Коране существуют. В Коране есть законы, которые препятствуют убийству – и в Библии есть это. Важно, что и как это читать, какие этические выводы делать. Каждый читает все по-разному. Все зависит от нравственной позиции людей' (эксперт, Рязань).
Во-вторых, существует представление о том, что любая национальная культура уникальна, и мерить степень цивилизованности здесь затруднительно. Тем более что все народы развиваются, и каким окажется будущее той или иной культуры – неизвестно. Несколько раз участники фокус-групп, определяя вначале мусульманские или арабские страны как нецивилизованные, в ходе дискуссии приходили к выводу, что у этих народов особая культура, особые традиции и законы, и сравнивать по каким-то определенным критериям эти страны с Россией или же со странами Запада будет неправильно. Самое главное, по мнению и обычных россиян, и региональных экспертов, – это научиться жить без войн, без разделения на 'своих' и чужих'.
  • '1-й респондент: Цивилизация – когда человек не должен нарушать законы, но он при этом должен быть свободный.
Модератор: В Арабских Эмиратах есть свобода слова?

2-й респондент: Да, особенно для женщин.

1-й респондент: Там свобода женщин нарушается, конечно.

3-й респондент: Это с нашей точки зрения они нарушаются.

2-й респондент: Там у женщин есть своя свобода. Она живет по своим законам.

3-й респондент: Нет, ну просто это совершенно другой мир, это другая нация.

2-й респондент: Другой менталитет.

3-й респондент: Они по-другому совершенно смотрят на какие-то вещи, воспринимают, это нельзя сравнивать.

2-й респондент: Восток – дело тонкое. Нельзя их под общую гребенку, потому что там это совершенно отличная нация, у них совершенно другие представления о жизни' (ДФГ, Москва).
  • 'Говорить о том, что эта страна цивилизованная, а эта нет, – бессмысленность. В моем представлении Россия не менее цивилизованная, чем США, только у них своя цивилизация, у нас своя. Не дай Бог, чтобы мы 'во главу угла' поставили американские ценности и рвались к ним не 'глядя по сторонам'. У нас есть более глубокие культурные ценности и корни, нам нужно беречь свое... Каждый этнос проходит пути развития определенные. И Европа 500 лет назад в крестовых походах участвовала, инквизиция была, а сейчас Папа просил прощения. У них свой период – у нас другой. Через 300, 400 лет те страны, которые сейчас благоденствуют, может, их вообще не будет... Я хочу сказать, что цивилизованный мир и нецивилизованный мир взаимосвязаны, это только определенный этап развития и субъективная точка зрения, основанная на какой-то культуре' (ДФГ, Самара).
  • 'Есть исторически сложившиеся группы стран, которые себя сами называют цивилизованным миром. На сегодняшний день это достаточно мощные страны. Но я не уверен, что через 50 лет их не потеснит Китай. Это группообразующее название, себя назвали так, критерий: наши друзья – цивилизованные, наши враги – не цивилизованные. То же самое, что эллины и варвары. Такая субъективная оценка – это исторически сложившийся фактор. В мире давным-давно произошел раскол, причем не на две цивилизации, гораздо на большее количество. У нас своя цивилизация в России, и нужно не скидывать со счетов ни Индию, ни Китай, ни Японию. Деление будет долгое время сохраняться, и нужно научиться понимать ценность каждой культуры и уйти от субъективно-цивилизационного подхода. Здесь во многом заложено непонимание одних другими. Мусульмане не могут понять представителей цивилизованного мира, так же и западники не могут до конца понять образ жизни мусульманского мира. Мне кажется, что непонимание приводит к нетерпимости' (эксперт, Кемерово).
Важной особенностью высказываний о культурных основаниях понятия 'цивилизованности' является, на наш взгляд, следующая. Образ другого, о чем мы уже говорили выше, в рассуждениях такого типа заявлен очень четко, причем 'другой', как правило, интерпретируется как иной, непохожий, несопоставимый, непонятный. Выводы из осознания непохожести могут быть сделаны самые разные: от необходимости межцивилизационной толерантности до опасений и враждебности, от утверждения уникальности и равноценности всех национальных культур в рамках мировой цивилизации до обоснований неизбежности их столкновения в борьбе за свое жизненное пространство.

Описывая три аспекта 'гуманитарной' составляющей тем, мы стремились отделить те смыслы концепта 'цивилизованный мир', которые появились в связи с темой терактов в Америке, 'исламского фундаментализма' и 'международного терроризма'. Приблизительно в четверти всех ответов на вопрос о странах 'нецивилизованного мира' можно различить указание на такую связь, например, когда люди называли Афганистан, Пакистан, арабские или мусульманские страны или Чечню. Прежде уже говорилось о том, что в массовом сознании для той или иной модальности описания 'цивилизованности' свойственно особое представление о другом, с кем производится сравнение. Конфликтно-конфронтационный подход к теме 'цивилизованного мира' предполагает интерпретацию 'другого' в качестве чужого, которого следует опасаться, или даже в качестве врага.

В последнем опросе, материалы которого мы используем, чаще всего к проблеме 'цивилизационного раскола' обращались региональные эксперты. Участники интервью сходились во мнении, что события в Америке, на Ближнем и среднем Востоке вносят очень существенные коррективы в представления о том, что такое 'цивилизованный мир'. Из всего спектра высказываний выделяются два типа рассуждений, показывающие наиболее существенные, на наш взгляд, направления реинтерпретации 'цивилизационной' тематики.

Первый тип высказываний сводится к утверждению, что США своими действиями провоцируют раскол мусульманской и христианской цивилизации. Именно Америка сейчас определяет тот набор стран и государств, которые позже будут причислены к 'цивилизованному миру', и после того как это произойдет, станет еще меньше возможностей для диалога и взаимного понимания. Отчасти это применимо и к тому, что делает Россия в Чечне.
  • 'Сценарий, которого пытался добиться Усама бен Ладен, когда проводил террористические акты в Америке, – чтобы объединить мусульманские страны против Европы и Америки. Это был бы самый худший сценарий. Такое впечатление, что сейчас Америка готова реализовать этот сценарий своими действиями в Афганистане. Хотя на уровне политических заявлений ведется борьба с международным терроризмом, а не с мусульманскими странами. Очень большие опасения, что Америка не удержится на этой очень узкой черте. Она заставит своими действиями поделиться страны на 'своих' и 'чужих' (эксперт, Казань).


  • 'События в России, связанные с чеченской войной, и то, что было в Америке, то есть и российская политика, и нынче американская, демонстрируют то, что мы, в принципе, не пытаемся понять противоположную точку зрения, а выстраиваем ответ по принципу возмездия. Таким образом мы возводим ненависть не только у них, которая, увы, есть, но и в своих собственных душах, в своем собственном восприятии. Вместо того чтобы найти какие-то пути взаимодействия, мы начинаем у себя воспитывать то же чувство ненависти к ним, перерубая возможности общения и диалога. Мы, на мой взгляд, настолько запутались в чеченских событиях, что без потерь – и человеческих, и нравственных, и культурных – Россия здесь не выберется. Просто не выберется. Это, на мой взгляд, демонстрирует и чеченская война, и к тому же идут американские события' (эксперт, Ставрополь).
Вторая тема в рассуждениях экспертов затрагивает проблему определения роли России в системе нового миропорядка. Эксперты сходятся во мнении, что нашей стране не следует безоговорочно поддерживать США в их 'антитеррористической деятельности'. Во-первых, Россия может столкнуться с серьезными внутренними проблемами в случае, если 'цивилизационноное размежевание' зайдет слишком далеко. Во-вторых, Россия может занять роль посредника между Западом и мусульманским Востоком и на этом строить свои международные связи. И в-третьих, эксперты высказывают сомнения в том, что Америка не будет с очень уж большим желанием идти навстречу интересам России, если последняя не будет иметь достаточно ресурсов самостоятельно их отстаивать.
  • 'Если каким-то образом будут втянуты в этот конфликт другие страны, то это может привести к особо плохим последствиям, прежде всего – для нашей страны. Мы своеобразный буфер, и у нас много мусульман. В истории России все религии соседствовали между собой более-менее мирно, а в настоящее время существует такая опасность. Если американцы будут решать все новые проблемы вооруженным путем, будут втянуты и другие страны, то это может плохо закончиться для России. Мы должны с особой осторожностью относиться к проблеме на Северном Кавказе, а мы волей или неволей, наверное, обижаем чувства мусульман, которые у нас в России, и они – наши россияне' (эксперт, Барнаул).


  • 'Пока американцы проводят политику двойных стандартов: по-прежнему – разделяй и властвуй, и нас на словах относят к союзникам, но защищают свои интересы. Нам тоже это нужно делать. Нужно выстраивать взаимоотношения, через вступление в ВТО, через Европейское Сообщество.
Мы должны не как индивидуалисты выступать ни в Европе, ни и в Азии, а совместно с европейскими партнерами. К тому же у нас неплохие отношения со множеством арабских стран, и нельзя от этого отказываться ради бесперспективной дружбы с Америкой. Когда мы будем звучать и в Европе, и американцы нас будут уважать. Мы живем в Европе и в Азии, и здесь нам нужно укреплять сотрудничество с Китаем, Индией, со странами юго-восточной Азии и с Европой. Это будет нашим ресурсом. Тогда у нас будут и нормальные отношения с американцами' (эксперт, Нижний Новгород).
  • 'В силу нашего геополитического положения и истории нам нужно пытаться договариваться и с той, и с другой стороной, то есть яро выражать поддержку Западу или объявлять войну Востоку нам не следует. Я считаю, что с Западной Европой у нас отношения более стабильные и более ровные, чем с другими странами, в смысле – с США. С Востоком у нас сейчас налаживаются отношения, у нас стала вырабатываться своя доктрина по отношению к странам Востока и Средней Азии' (эксперт, Калуга).
Мы описали четыре модальности цивилизационной тематики, присутствующие на сегодняшний день в сознании россиян. Вряд ли удалось полностью осветить тему и проанализировать все нюансы отношения к идеологеме 'цивилизованный мир', но вместе с тем, мы можем сделать некоторые предположения и выводы.
  1. Для стиля размышлений значительного числа россиян конфликтно-конфронтационное восприятие дихотомии 'цивилизованный – нецивилизованный' не является особо актуальным и достаточно определенным.


  2. Наиболее значимыми и часто встречающимися оказываются оценочные интерпретации, касающиеся проблем качества жизни и принципов общественного устройства. Как правило, такие интерпретации имеют вид типизированных самоописаний, в которых генерализуется повседневный опыт, представления о надлежащем, а также некоторые знания об 'образцовом положении дел'.


  3. По-видимому, идеологема 'присоединения к цивилизованному миру' сама по себе не имеет значительного мобилизационного потенциала. В значительной степени ее действенность будет определяться образами тех стран, с которыми Россия будет стремиться выстроить совместные взаимоотношения, а также знаниями и представлениями об определяющих качествах и характеристиках этих стран и их жителей.


  4. В структуре темы существенное место занимает 'культурная' проблематика. Во-первых, это размышления о собственном культурном, а, следовательно – и цивилизационном потенциале и о значимости собственного культурного и исторического опыта. Во-вторых, это утверждения о множественности и непохожести культурных и соответствующих им ценностно-нормативных образований, а также признание их равной ценности. В-третьих, это апелляции к некоторым этическим установлениям, с помощью которых можно преодолеть национальные различия культур и которые могут стать принципами цивилизационного общежития.
  • 'Я думаю, сам этот термин – 'цивилизованный мир' надо употреблять в двух значениях. Во-первых, в значении такой глобальной цивилизации. Для меня современная глобальная цивилизация означает наличие в мире неких универсальных законов, которыми должны руководствоваться все, независимо от уровня культуры, от этнической культуры и от уровня развития, если они хотят существовать в современном мире без угрозы самоуничтожения и уничтожения других. Скажем, в сфере современных технологий, принципов взаимодействия с природой, наличие правого государства. Принципы, организации современного мира, не позволяющие ему разрушиться... А есть еще такое понятие как локальные цивилизации. Мы говорим 'мусульманская цивилизация', 'западная', 'восточная', 'китайская', 'православная'. Это другое понимание. Мы вступили в такой неприятный период, когда в мире общая нестабильность настолько высока, что нужно быть очень аккуратным для того, чтобы бы не оказаться втянутым вот в эту межцивилизационный разборку. Любой локальной культуре, цивилизации нужно быть очень аккуратной, терпимой к другим и критичной к себе' (эксперт, Владимир).


 
2.Графики и открытые вопросы

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, СЛЫШАЛИ ИЛИ СЛЫШИТЕ ВПЕРВЫЕ ВЫРАЖЕНИЕ 'ЦИВИЛИЗОВАННЫЙ МИР?

ЧАСТО МОЖНО УСЛЫШАТЬ, КАК 'ЦИВИЛИЗОВАННЫЙ МИР' ПРОТИВОПОСТАВЛЯЮТ 'НЕЦИВИЛИЗОВАННОМУ МИРУ'. ВЫ СОГЛАСНЫ ИЛИ НЕ СОГЛАСНЫ С ТЕМ, ЧТО МИР ДЕЛЯТ НА 'ЦИВИЛИЗОВАННЫЙ' И 'НЕЦИВИЛИЗОВАННЫЙ'? (Ответы заявивших, что им известно выражение 'цивилизованный мир')

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ СМЫСЛ ВЫРАЖЕНИЯ 'ЦИВИЛИЗОВАННЫЙ МИР', ЧТО ОНО, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, СЕГОДНЯ ОЗНАЧАЕТ?

Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Процветающее общество

25

Высокий уровень жизни населения

20

  • 'Государство, в котором люди живут, а не существуют'; 'где люди живут богато, у них есть большие дома, дорогие машины'; 'нет бедных'; 'все обеспечены и могут нормально жить и существовать'; 'люди в достатке живут'; 'достойная жизнь, а не существование'; 'все благоустроенные в жизни'; 'большая часть людей сыта, обеспечена'.
Богатые страны

3

  • 'Благосостояние страны'; 'более обеспеченные страны'; 'богатая страна'.
Социальная защищённость граждан

3

  • 'Государство заботится о людях'; 'где народ социально защищен'; 'бесплатные образование, медицина'; 'социальные гарантии'; 'чтобы человек был уверен в защите государства'; 'в цивилизованном обществе человек чувствует себя защищенным'; 'общество заботится о своих людях'; 'люди живут защищенные от бед'.
Культура, духовность, образование

13

Развитая культура

7

  • 'Мир, имеющий свою культуру'; 'где высоко развита культура'; 'богатые традиции'; 'культура, связанная с культурами других стран'; 'страна высокой культуры'; 'цивилизация – это культура'.

Высокий образовательный уровень

5

  • 'Образованный мир'; 'где достаточное количество образованных людей'; 'всеобщее образование'; 'уровень образования высокий'; 'высшее образование всех людей'; 'высокий интеллектуальный уровень'.

Взаимоуважение как норма

4

  • 'Вежливые отношения между людьми'; 'культура быта, взаимоотношений'; 'культура общения'; 'воспитание на высшем уровне'; 'мир, в котором люди друг к другу относятся хорошо'; 'не плевать, не сорить, к старикам и детям относиться уважительно'.

Высокая духовность, мораль

1

  • 'Высокий духовный уровень'; 'духовное и нравственное развитие страны'; 'понятие нравственности на высоте'; 'высокая духовность'; 'приоритет общечеловеческих ценностей'; 'высокая нравственность'.

Законность и порядок

8

  • 'Государство, где действуют законы'; 'исполнение законодательства во всех сферах'; 'где правят закон и порядок'; 'жизнь по законам – независимо от ранга и чина'; 'где закон – это норма жизни'; 'мир, в котором работают законы'; 'порядок, нормальная работа судов, полиции'; 'где порядок, нет криминала'; 'порядок, законы действуют'; 'уважение к закону'; 'где все законно'; 'мир, в котором есть законы и они соблюдаются'; 'где действует законодательство и законы работают'; 'без бандитизма, уголовщины, беспредела'.

Высокоразвитые страны и государства

7

  • 'Очень развитые страны'; 'более высокий уровень развития общества в целом'; 'всестороннее развитие общества'; 'все развитые страны'; 'высокое развитие страны по всем направлениям'; 'высокий уровень развития общества'; 'более развитые'.
Демократические нормы, соблюдение прав человека

7

  • 'Демократическое устройство'; 'свобода слова';' где есть демократические институты'; 'государства, где у людей есть права'; 'государства с развитой демократией'; 'страны, где права человека прежде всего'; 'присутствуют институты прав и свобод человека'; 'правовое государство'; 'демократия и свобода'; 'там, где соблюдаются права и свободы человека, приоритет Конституции'; 'не нарушаются права человека'; 'демократия как режим правления'; 'где больше прав человека'.

Сообщество стран без военных конфликтов

6

  • 'По моему мнению, цивилизованный мир – это мир, в котором нет войн, есть взаимное уважение между странами'; 'это мир, в котором нет войн и все конфликтные ситуации, которые возникают между странами, решаются дипломатическим путем'; 'без войны'; 'мир – главный критерий оценки цивилизованности'; 'мир на земле'; 'где проблемы решаются истинным путём, а не стрельбой, – там цивилизация'; 'все вопросы решаются с помощью переговоров, а не войн'; 'это значит мир без оружия'; 'жизнь без войн'; 'все страны, где нет сейчас войны'; 'где мир и согласие, где нет войны'; 'войн не ведут'; 'когда можно договориться без оружия'; 'все вопросы решаются мирным путем'.
Высокий уровень развития науки и техники

4

  • 'Жить по последним достижениям науки и техники'; 'прогресс науки и техники'; 'везде компьютеризация'; 'высокий уровень развития науки'; 'развитая наука, высокие технологии'; 'компьютеры, все механизировано'; 'хорошо развиты передовые технологии'; 'все автоматизировано, компьютеризировано'; 'мир компьютеров'; 'техника на уровне мировых стандартов'; 'это технический прогресс'; 'лидируют в сфере НТР'; 'страны с развитой наукой'; 'общество пользуется передовыми технологиями'.
Высокий уровень экономического развития

3

  • 'Индустриальные и постиндустриальные страны'; 'так называют страны с богатой экономикой'; 'где высоко развита промышленность'; 'страны с высоким уровнем развития производства'; 'индустриализация'; 'государство с сильной экономикой'; 'это развитая промышленность и сельское хозяйство'; 'где хорошо налажена экономика'.

Социальная стабильность

2

  • 'Страны, в которых можно что-то прогнозировать'; 'нормальная спокойная жизнь в стране'; 'когда живут в своей стране уверенно'; 'мир, где живут не только богато, но и спокойно'; 'стабильность в стране'; 'нет страха за завтрашний день'; 'спокойный мир без потрясений'.

Общая положительная оценка

2

  • 'Лучший мир'; 'это более усовершенствованный мир'; 'хороший мир для людей'; 'во всем пример'; 'там, где хорошо'; 'то, к чему стоит стремиться'.

Указание на конкретные регионы и страны

1

Запад в целом

1

  • 'Это имеется в виду Запад, западные страны'; 'мир Запада'; 'Западная Европа '; 'на Западе так живут'.

Конкретные страны

<1

  • 'Англия и Франция'; 'Япония'; 'как в Америке'; 'это Швеция с ее нейтралитетом'; 'Америка и 'Большая семерка''.
Общая отрицательная оценка

1

  • 'Это буржуйский мир, зажравшийся мир'; 'где цивилизация, там разврат', 'это позор человечества'; 'засилье евреев, грабеж простого народа'.

Рациональный общественный порядок

1

  • 'Разумное отношение к жизни'; 'разумное общество'; 'когда решения в государстве принимаются головой, а не сердцем'.

Другое

2

  • 'Где не было социализма'; 'к России это выражение не относится'; 'цивилизованный мир – это утопия'; 'его нет'.

Нет ответа, ответ не на тему

38

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, КАКИЕ СТРАНЫ МОЖНО ОТНЕСТИ К 'ЦИВИЛИЗОВАННОМУ МИРУ'?

Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных)

Россия Москва
США, Америка 33 33
Германия 21 22
Франция 16 20
Япония 15 10
Великобритания 14 18
Страны Европы, страны Запада в целом 9 15
Швейцария 7 11
Россия 6 8
Швеция 5 8
Канада 3 4
Финляндия 3 2
Италия 3 3
Китай 2 4
Скандинавские страны в целом 2 2
Развитые капиталистические страны в целом 1 0
Австралия 1 3
Австрия 1 3
Дания 1 2
Голландия 1 3
Испания 1 3
Бельгия 1 2
Израиль 1 1
Другие страны 1 2
Нет таких 2 2
Нет ответа, ответ не на тему 34 26

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ 'ЦИВИЛИЗОВАННЫЙ МИР' ОТ 'НЕЦИВИЛИЗОВАННОГО МИРА'?



Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Уровень жизни населения

18

  • 'Богатством, уровнем жизни'; 'качеством жизни'; 'нецивилизованный – отсталый, бедный, неразвитый'; 'в нецивилизованном мире значительно ниже у людей жизненный уровень'; 'в цивилизованном мире выше жизненный уровень населения, они более в социальном плане защищены'; 'благосостоянием одних и нищетой других'; 'в цивилизованном все живут хорошо, богато, в нецивилизованном – бедность, плохая неустроенная жизнь'; 'в цивилизованном – прогресс, достаток. в нецивилизованном – нищета, убожество'; 'бедные – нецивилизованные, богатые – цивилизованные'; 'бедность – богатство'; 'потребление на душу населения'.
Уровень культуры, образования

10

  • 'Низкая культура в нецивилизованном мире'; 'полагаю, что цивилизованный мир отличается высокой культурой, нравственностью'; 'в нецивилизованных странах неграмотный народ'; 'в цивилизованном мире выделяется культура'; 'просвещенностью, образованностью'; 'резко отличается уровень образования, культуры'; 'отличаются, как грамотный от безграмотного'; 'неграмотностью нецивилизованных стран'; 'уровнем грамотности, образования'; 'недостаток образования и культурного развития у нецивилизованных стран'; 'вкладом в мировую культуру'; 'интеллектом'.
Соблюдение/ несоблюдение демократических норм, прав человека

4

  • 'В цивилизованном мире правит демократия, а в нецивилизованном – диктатура: военная или религиозная'; 'в нецивилизованном попираются права человека, а в цивилизованном – нет'; 'тем, какие возможности и права имеют граждане'; 'в нецивилизованном мире есть ущемление прав человека'; 'наличием демократии'; 'соблюдением прав человека'; 'отсутствием или наличием равноправия'; 'демократичностью'.
Уровень общественного развития в целом

4

  • 'В нецивилизованном мире нет сложных социальных и политических отношений'; 'более отстающие и наиболее развитые'; 'развитый и слаборазвитый'; 'в нецивилизованном мире нет позитивного развития вперед'; 'цивилизованный мир – развитые страны, Африке до Америки далеко'; 'разное развитие во всем'; 'прогрессом'; 'цивилизованный мир более развитый'.
Соблюдение/ несоблюдение законности

4

  • 'В цивилизованном мире все продумано, и жизнь идет по закону, а в нецивилизованном – воровство, мафия и так далее'; 'в цивилизованном соблюдают законы, в нецивилизованном – нет'; 'в цивилизованном мире люди живут по справедливым законам, а в нецивилизованном – нет'; 'в нецивилизованном мире не соблюдаются законы'; 'цивилизованный – порядок в стране, законопослушные граждане'; 'цивилизованный мир живет по закону, нецивилизованный – нет'; 'выполнением законов'; 'в цивилизованном мире жить легче – там все придерживаются законов'; 'наличием разумных законов и их соблюдением'.
Уровень экономического развития

3

  • 'Нецивилизованные – плохая промышленность, они сырьевые придатки'; 'прежде всего цивилизованный мир – это высокий уровень промышленного производства'; 'развитием промышленности'; 'нецивилизованный мир – экономически отсталые страны'; 'цивилизованный мир более развит экономически, чем нецивилизованный'; 'по многим показателям, основной – ВВП'; 'в цивилизованном мире сильная экономика'; 'в цивилизованном хорошо развита экономика, все налажено; в нецивилизованном – полный развал всего'; 'степенью развития экономики'.
Уровень научно-технического прогресса

2

  • 'Развитием науки, технического прогресса'; 'в цивилизованных – развита наука'; 'прогрессом технологий'; 'передовыми технологиями'; 'техническим прогрессом'; 'у них высокая техника, а там, где цивилизации нет, техника плохая'; 'развитие науки, медицины и так далее'; 'технологиями'; 'своими техническими достижениями'.
Образ жизни

2

  • 'Воспитанием'; 'уклад жизни'; 'культурой быта'; 'образом жизни людей'; 'бытом людей'.
Социальная стабильность

2

  • 'В нецивилизованном мире больше хаоса, неразберихи'; 'нецивилизованный – нельзя планировать будущее, все в тумане'; 'нет уверенности в завтрашнем дне в нецивилизованном мире'; 'в нецивилизованном мире полный бардак, как у нас в стране'; 'стабильностью в государстве'.
Отсутствие/ наличие военных конфликтов

2

  • 'В нецивилизованном мире действует сила оружия, а в цивилизованном – сила закона'; 'цивилизованный мир – это когда нет войны'; 'в нецивилизованном мире – войны'; 'мир, справедливость – признак цивилизованного мира, а война – нецивилизованного'; 'в цивилизованном мире нет войны'; 'отличие: там – мир, там – война'; 'поступки в цивилизованном мире решаются цивилизованно, а не боевыми действиями между собой'.
Другое

1

  • 'В первую очередь вероисповеданием'; 'один мир устроен в соответствии с желаниями людей, а другой – наоборот'; 'один мир удобный, другой – нет'; 'цивилизованный мир сознательно делает ошибки, а нецивилизованный по незнанию их совершает'; 'в цивилизованном мире все хорошо, все прекрасно, а в нецивилизованном мире только к этому стремятся'.
Нет ответа, ответ не на тему

58

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, КАКИЕ СТРАНЫ МОЖНО ОТНЕСТИ К 'НЕЦИВИЛИЗОВАННОМУ МИРУ'?



Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Россия Москва
Афганистан 15 19
Россия 14 11
Страны Африки в целом 13 18
Пакистан 4 4
Страны Азии в целом 3 6
Страны СНГ в целом 3 3
Восток, страны Ближнего Востока в целом 2 3
Ирак 2 4
Иран 2 3
Страны Америки в целом 2 3
Китай 2 1
Индия 1 2
Арабские страны в целом 1 2
Мусульманские страны в целом 1 2
Страны 'третьего мира' в целом 1 1
Страны Европы в целом 1 0
Чечня 1 2
Украина 1 1
Бедные, неразвитые страны в целом 1 0
Вьетнам 1 1
Монголия 1 0
США 1 2
Корея 1 1
Таджикистан 1 1
Другие страны 2 3
Нет ответа, ответ не на тему 57 50
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 27-28 октября 2001 г. 1500 респондентов.


 
3.Приложение.Таблицы

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, СЛЫШАЛИ ИЛИ СЛЫШИТЕ ВПЕРВЫЕ ВЫРАЖЕНИЕ 'ЦИВИЛИЗОВАННЫЙ МИР?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 700 руб. 700 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы большие города малые города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)100511529303946543231372236301132342712173926259152291551004654323038
знаю 2930223330263226313423122634602427374430252235431829222527485542495443
слышал(-а)4647474647464845494842395051354846444546464944404453484738393344423639
слышу впервые 1715211315201419131423351610419191291718211613221025201998106713
затрудняюсь ответить88109887985121596198727119531685716454336


ЧАСТО МОЖНО УСЛЫШАТЬ, КАК 'ЦИВИЛИЗОВАННЫЙ МИР' ПРОТИВОПОСТАВЛЯЮТ 'НЕЦИВИЛИЗОВАННОМУ МИРУ'. ВЫ СОГЛАСНЫ ИЛИ НЕ СОГЛАСНЫ С ТЕМ, ЧТО МИР ДЕЛЯТ НА 'ЦИВИЛИЗОВАННЫЙ' И 'НЕЦИВИЛИЗОВАННЫЙ'? (Ответы заявивших, что им известно выражение 'цивилизованный мир')

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 700 руб. 700 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы большие города малые города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)100511529303946543231372236301132342712173926259152291551004654323038
согласен(-на)4951425351475247525939284662674649535448514558544055503735555654605551
не согласен(-на)1717152016152014191715131716261713212018141714201716102424232422242620
затрудняюсь ответить9912510108109612912728117151169811511911698108910


Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 27-28 октября 2001. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов.