Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/sci_sci/sotsiologiya/do0009181




Дж. Гэллап: вехи личной и творческой биографии (к 100-летию со дня рождения)

18.09.2000 [отчет] [ Докторов Б.З. ]




В ноябре 2001 г. исполнится 100 лет со дня рождения Джорджа Горацио Гэллапа (George Horace Gallup), имя которого сегодня известно сотням миллионов людей, но вклад которого в современную культуру, политику и науку недостаточно оценен, а многим и просто неизвестен. На Американском континенте, во многих странах Европы (в том числе и в России), Азии и Африки действуют различные службы изучения общественного мнения, образующие всемирную сеть, носящую имя ее создателя Дж. Гэллапа. И ежедневно огромное число журналистов комментирует результаты опросов, сообщая каждому человеку, в какой мере его личное отношение к важнейшим политическим, социальным и экономическим проблемам разделяется или, напротив, отвергается другими людьми.

Летом 1932 г. Дж. Гэллап с женой Офелией Смит Миллер (Ophelia Smith Miller , 1898 – 1988) и двумя сыновьями – Алеком и Джорджем переехал в Нью-Йорк и возглавил первый исследовательский отдел в рекламной компании "Young & Rubicam", в настоящее время очень известной в Америке и во многих странах мира. Основанием для приглашения послужила статья Дж. Гэллапа о выборочных методах изучения читательских интересов "Guesswork Eliminated in New Method For Determining Reader Interest," опубликованная в начале 1930 г. в журнале "Editor & Publisher". Гэллап чрезвычайно высоко оценивал интеллектуальные и организационные качества главы фирмы Рэймонда Рубикама (Raymond Rubicam) и продолжал сотрудничество с его организацией до 1947 года.

В 1932 г. Гэллап успешно предсказал победу своей тещи Олы Бэбкок Миллер (Ola Babcock Miller) в борьбе на выборах в администрацию штата Айова – миссис Миллер стала первой женщиной-секретарем штата. По мнению экспертов, опрос, проведенный Дж. Гэллапом, явился одним из первых в истории собственно научных политических исследований.

В 1935 г. Дж. Гэллап и его коллега предприниматель Гарольд Андерсон (Harold Anderson), рискнув собственным капиталом, основали в Принстоне (штат Нью-Джерси) Американский Институт Общественного Мнения (the American Institute of Public Opinion). Успешное предсказание переизбрания Франклина Рузвельта в президентской избирательной кампании 1936 г. принесло Гэллапу общенациональную известность.

Несколько позже (в 1939 г.) Дж. Гэллап открыл в Принстоне Институт Изучения Аудитории (the Audience Research Institute), и уже перед войной в ряде стран были созданы исследовательские структуры по анализу общественного мнения, качества жизни, коммуникационного и экономического поведения населения. Официально международная исследовательская структура Gallup International была образована в мае 1947 г., и Гэллап стал ее первым президентом. В настоящее время Gallup International зарегистрирована в Цюрихе и объединяет 55 исследовательских организаций, расположенных во всех частях мира, в том числе и в России.

В 1948 г. Дж. Гэллап и Клод Робинсон (Claude Robinson) создали в Принстоне фирму "Gallup & Robinson, Inc.", заявившую о себе революционным подходом к изучению эффективности рекламы.

Скончался Дж. Гэллап 26 июля 1984 г. в небольшой деревне Цингел на Танском озере недалеко от Берна (Швейцария) и похоронен в Принстоне.

* * *

Пропустим самые первые страницы американской истории анализа общественного мнения и первые опыты прогнозирования итогов президентских выборов в США. Это были скорее обобщения журналистских наблюдений, чем исследования.

Целенаправленное изучение американского электората началось в 1916 г., когда сотрудники журнала "Литерари Дайжест" ("Literary Digest") приступили к проведению предвыборных исследований с помощью почтовых опросов. Хотя предсказания и не были точными, они верно называли имена победителей выборов, и потому применявшийся метод изучения мнений избирателей был признан успешным.

В 1936 г. накануне президентских выборов сотрудники "Литерари Дайжест" направили 10 миллионов почтовых карточек владельцам телефонов и автомобилей. По двум миллионам полученных ответов они предсказали победу республиканца Альфреда Лэндона (Alfred Landon) над демократом Франклином Рузвельтом со счетом 57:43.

Дж. Гэллап привлек к себе повышенное внимание прессы и избирателей тем, что 12 июня 1936 г. – через месяц после выдвижения А. Лэндона кандидатом в президенты от Республиканской партии и более чем за шесть недель до начала опроса "Литерари Дайджест" – опубликовал сообщение о том, что этот журнал предскажет победу Лэндона с 56% голосов избирателей и, соответственно, поражение Рузвельта. И далее Гэллап – этот мало кому известный аналитик – заявил, что прогноз журнала будет ошибочным в силу неверности используемой процедуры отбора респондентов и что победу одержит Ф. Рузвельт с 56% голосов (против 44% у А. Лэндона).

Основой утверждений Дж. Гэллапа стал результат его собственного пилотажного опроса. По адресам, аналогичным тем, которые использовались редакцией, он разослал 3000 почтовых карточек и был уверен, что его небольшая по объему выборка репрезентирует результат многомиллионной редакционной рассылки.

В количественном отношении прогноз Гэллапа о результатах выборов нельзя признать точным. В действительности победитель набрал 62,5% голосов от числа избирателей, проголосовавших исключительно за двух главных кандидатов (или 60,8% от числа всех граждан, принявших участие в голосовании, – 2,7% голосов было отдано другим кандидатам). Но, во-первых, исследователю удалось главное – он верно назвал имя нового президента, а, во-вторых, он ошибся лишь на 6,8%, тогда как известные до того времени правильностью своих прогнозов журналисты "Литерари Дайжест" – почти на 20%.

Этот успех и вся фабула событий, происходящих вокруг выборов, сделали Дж. Гэллапа фигурой общенационального масштаба. Его фамилия стала известной в каждом доме. Более того, успешное прогнозирование результата президентских выборов, доказало преимущество нового научного подхода к изучению электората. И это, в свою очередь, стало отправной точкой для кардинального пересмотра существовавшей в ту пору практики проведения социологических опросов населения.

В ходе последующих 16 президентских выборов Дж. Гэллап и его ученики 15 раз верно называли имя победителя (исключение составили выборы 1948 г.). В количественном отношении прогнозы, как правило, незначительно отличались от результатов голосований: величина средней погрешности в предсказаниях результатов общенациональных выборов, проходивших с 1936 г. по 1952 г., была 3,8%.

* * *

Классическая гэллаповская процедура планирования и организации сбора данных неоднократно излагалась в отечественных публикациях. В основе этой системы лежала многошаговая стратифицированная случайная выборка.

В самом начале свой деятельности Дж. Гэллап пришел к простому выводу: равные шансы быть опрошенными могут быть предоставлены всем только в том случае, если опрос осуществляется по месту жительства. В начале 70-х гг. С. Садмэн так описывал гэллаповскую схему отбора респондентов: "На основе метода случайных чисел строится выборка каждого опроса, включающая в себя 1500 взрослых человек из 320 населенных пунктов. В каждом из них интервьюеру вручается карта с начальной точкой его движения и требуется точное следование выделенному маршруту".

Трудно сказать, в силу каких обстоятельств, но Дж. Гэллап первым из социологов поверил в математические законы выборочного анализа, в логическую оправданность ограниченных по численности выборок. Даже в наши дни применение выборок объемом в 1000-2000 человек при опросах общественного мнения населения страны или крупного города кажется многим абсурдным и порождает недоверие к получаемым результатам. А в начале 30-х годов, когда Арчибальд Кроссли (Archibald Crossley), еще один из отцов-основателей современной практики изучения общественного мнения, и Дж. Гэллап начинали использовать подобные выборки, их деятельность явно выглядела еретической. Однако сделанное ими повлекло за собой изменение самих принципов теоретико-эмпирического изучения общества.

Справедливо утверждать, что Дж. Гэллап как статистик своим долголетним и успешным использованием выборок в 1000-2000 человек внес определенность в практику проведения общенациональных опросов общественного мнения и ввел некий эталон качества социологической информации.

Элементарные математические формулы показывают, какое количество респондентов следует опросить при использовании простой случайной выборки, чтобы гарантировать достижение априори выбранного уровня точности. Но математика не способна указать, какая же точность измерений действительно необходима обществу (это не ее функция). Это может осознать только само общество, однако оно не обладает возможностью непосредственно манифестировать характер подобного социального императива и тем более не способно придать ему количественное выражение.

На наш взгляд, начав проведение регулярных опросов общественного мнения и наладив систему распространения получаемых результатов через радио и прессу, Дж. Гэллап практически впервые в мировой истории обратил внимание больших групп населения, политиков и журналистов на необходимость осознания и обсуждения комплекса сложнейших социальных и научных вопросов, отражающих существование проблемы качества необходимой обществу социальной информации. Более того, в своей многолетней практике ему удалось найти решение одной из наиболее трудных и актуальных задач. Этот исследователь фактически доказал, что точность, достигаемая при проведении электоральных опросов общественного мнения на базе корректных выборок численностью в 1000-1500 человек, является достаточной для прогнозирования такого важнейшего общественно-политического события, как выборы президента.

Роль Дж. Гэллапа определяется двумя важнейшими обстоятельствами. Во-первых, он успел сделать очень много за свою жизнь. Во-вторых, все сделанное им оказалось востребованным следующими поколениями. Он рассматривал себя в качестве апостола демократии и дал людям надежный инструмент для измерения ее пульса.

Когда Дж. Гэллап начинал свои научные изыскания, социальные исследователи применяли эмпирические методы робко и относились к ним как к некоторому второстепенному, вспомогательному элементу познания (в значительной степени это было обусловлено слабостью, неразработанностью методов сбора и анализа социальной информации). В конце жизни этот исследователь мог наблюдать принципиально иное, во многом более активное использование самых разных схем, процедур, приемов изучения социальной реальности. В 30-40-е гг. Америка была одной из немногих стран, где общественное мнение было объектом регулярного изучения и публичного обсуждения. В первую очередь благодаря Гэллапу, к концу ХХ столетия сеть служб изучения общественного мнения – многие из которых носят его имя – стала всемирной.

Большую часть своей жизни Дж. Гэллап задавал людям вопросы и изучал их ответы. Уважение к тому, что говорил каждый человек, сделали его одним из самых внимательных в мире слушателей общественных настроений и мнений. Его опросы и статьи помогали миллионам людей делать выбор в сложных обстоятельствах и формировали ценнейшую демократическую установку – брать на себя ответственность за принимаемые решения. При этом сам Гэллап говорил, что с 1936 г. он не участвовал в президентских выборах. Свою роль он видел в том, чтобы находить факты и хранить общественные оценки событий. Ему была близка роль спортивного судьи, не имеющего права подыгрывать ни одной их команд. Той же позиции придерживался и Уолтер Липпман – человек, по сути дела, привнесший в сознание американцев такое понятие, как общественное мнение.

Герб на надгробии Дж. Гэллапа и его жены венчает девиз "Будь смелым, будь мудрым". И оба эти качества точно описывают организаторскую и исследовательскую активность Гэллапа. Сделанное им в 1936 г. есть ярчайшее свидетельство сплава этих прекрасных личностных качеств.

Но что же в личности Дж. Гэллапа располагалось еще глубже, что генерировало его радикализм, независимость, смелость и мудрость? Представляется, что ответить на этот вопрос можно одним словом. Это оптимизм. Источником его радикализма, мудрости и смелости был оптимизм во взглядах на развитие общества, на человека. Оптимизм звучал и в его оценках роли опросов общественного мнения. Без них он не мыслил демократии.

* * *

Представленная Вашему вниманию статья написана Б. Докторовым в рамках его работы по изучению основных событий жизни и научного наследия Джорджа Гэллапа (в ноябре 2001 года исполняется 100 лет со дня рождения этого классика изучения общественного мнения).

Положения данной статьи развиваются и конкретизируются в других статьях:

Докторов Б. Дж. Гэллап – наш современник: К 100-летию со дня рождения // "Телескоп": наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев. 2000. №2.

(http://www.romir.ru/gallup.htm;

http://www.isn.ru/gellap/index.htm;

http://www.isras.rssi.ru/R_Gallup100.htm).

Докторов Б. Джордж Гэллап: это имя будут знать и в ХХI веке (http://www.romir.ru/gallup2.htm).

Докторов Б. Дж. Гэллап: имя и человек // SPb Business Omnibus. 2000. №3, 10 июля (http://www.gallup.spb.ru/journal/j3r12s1_p.htm).

(На финском языке – Boris Doktorov. George Gallup: nimi ja mies).