fom.ru · Поиск ·      








14.02.2002, Опрос населения

ТВ-новости



1.Новости завтрашнего дня: неноминированный запрос общества
2.Графики и открытые вопросы
3.Опрос экспертов
4.Приложение.Таблицы

 
1.Новости завтрашнего дня: неноминированный запрос общества


Телевизионные новости являются самоочевидной реальностью нашей жизни: то ежедневно новое, что сообщают мне СМИ, это и есть новости. Вместе с тем, именно из-за этой очевидности и эмпирической понятности новостей очень непросто изучать мнения и впечатления людей, особенно если задаться целью узнать, что хорошо – что плохо, что нравится – что не нравится, чего слишком много – а чего хотелось бы побольше.

Оценки и рассуждения зачастую касаются разных сторон того, что новости представляют собой для общества, какое место в нем занимают и какую роль призваны играть. Во-первых, новости – это социальный институт, своего рода производственная организация, связанная своими функциями с другими организациями, структурами, субъектами социального действия. Во-вторых, это речевой акт, регулярно повторяющееся речевое действие. Л. Витгенштейн писал, что действия, производимые с использованием языка, предпринимаются для самых разных целей: они призваны не только информировать и отражать реальность, но также убеждать, приказывать, приветствовать, и, кроме всего прочего – создавать факты реальности, прежде не существовавшие (Например, после прозвучавших слов 'Объявляю вас мужем и женой' появляется семья, а после 'Объ-являю заседание открытым' дается официальный старт мероприятию.). В-третьих, новости – еще одна форма знания, существующая в обществе, стоящая в одном ряду с образованием, наукой, явлениями культуры и т.д., определенным способом препарирующая и презентирующая действительность. И наконец, новости – это значимый элемент частной повседневной жизни практически каждого человека; элемент той 'сети смыслов', которой опутан человек и которую он же сам и сплетает.

В разговоре о новостях, о том, что в них устраивает или не устраивает и что хотелось бы изменить, человек непроизвольно исходит из разных аспектов темы, как правило, не обособляя их друг от друга специальным образом. Мы не предполагаем типологизировать высказывания участников опроса, посвященного такому социальному феномену, как новости, в соответствии с обозначенными выше четырьмя 'модальностями' – это задача специального исследования. Мы лишь хотим подчеркнуть, что при работе с уже имеющимися материалами не следует редуцировать их сложность до параметров какого-либо одного аспекта темы. Одни и те же эмпирические факты имеют самые разные основания.

Таких фактов, о которых мы можем с достаточной степенью уверенности говорить (по материалам последних двух опросов), три.

I.
Новости, информационные передачи составляют собой ядро, сюжетный центр в коммуникативной связке 'человек – телевизор'.

Согласно данным предпоследнего опроса, проведенного 2-3 февраля 2002 г. (ТВ и ТВ-6 // Доминанты. Поле мнений. 2002. №5, 7 февр.)(http://www.fom.ru/survey/dominant/354/876/2885.html)., примерно две трети россиян (64%) заявили, что для них представляют наибольший интерес из всего многообразия передач именно новости, информация о последних событиях. Даже если предположить, что некоторая часть респондентов стремилась 'подыграть' интервьюеру, дать 'правильный ответ', такое желание показывает распространенность совершенно определенной нормы, согласно которой просмотр новостей представляется важным и социально одобряемым действием. Вместе с тем, есть ряд косвенных данных, позволяющих не принимать в расчет погрешность такого рода. Так, в ходе опроса 9-10 февраля 2002 г., 69% респондентов ответили, что смотрят новости каждый день. О том же, что смотреть их интересно, сказали 82% респондентов. От опроса к опросу воспроизводятся и значимые отличия разных социально-демографических групп по отношению к просмотру новостных программ. Чаще, чем в среднем по выборке, к новостям обращаются сторонники Г. Зюганова, люди старше 50 лет, те, кто имеет высшее образование, и респонденты с доходом на одного человека в семье от 700 до 1500 рублей; реже – социально адаптированные 'оптимисты', а также молодежь (от 18 до 35 лет). Правда, следует отметить, что обе названные последними категории чаще, чем в среднем по выборке, указывали частоту просмотра 3-4 раза в неделю.

  Все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл. семьи
Путина Зюганова оптимисты пессимисты пессимисты мужчины женщины 18 – 35 лет 36 – 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 700 руб. 700 – 1500 руб. более 1500 руб.

Вопрос: 'Если говорить о Вас лично, то в среднем как часто Вы смотрите телевизор, слушаете радио, читаете газеты, чтобы узнать новости политической и экономической жизни России? (Опрос 9-10 февраля 2002 г.)

Каждый день 69 66 82 62 72 71 70 68 58 69 78 67 70 66 77 68 73 64
3-4 раза в неделю 16 18 10 22 13 13 16 15 22 15 10 14 15 17 15 15 14 18

Вопрос: 'Какие из перечисленных видов телепередач вызывают у Вас наибольший интерес?' (Опрос 2-3 февраля 2002 г.)

Новости, информация о последних событиях

64 65 74 57 68 67 68 60 49 66 76 69 57 66 70 57 70 64


О регулярном просмотре новостных телепередач как о чем-то само собой разумеющемся говорили участники фокус-групп.
  • 'Я раза 4 смотрю в день, ежедневно. Потому что 'Панораму' смотрю – наши новости, и плюс еще общероссийские' (ДФГ, Новосибирск).


  • 'Ежедневно. Мне нравится, и пока погоду не скажут, не переключаю. Получается несколько раз в день – то по 10-му каналу, то по 1-му. В течение дня несколько раз' (ДФГ, Новосибирск).


  • 'Интересно посмотреть, как по РТР говорят, как по ОРТ, и какое-нибудь НТВ просто сравнить. Так как я не работаю, телевизор у меня работает целый день. С утра, как встаёшь, там передача 'Доброе утро', там тоже новости и начинается: в девять, в двенадцать, в три и так далее до вечера' (ДФГ, Самара).


  • 'На дню по несколько раз, когда получается. Когда не получается (просто уезжаю в институт в девять, а приезжаю к одиннадцати) – просто выматываешься... Но если я приезжаю домой рано, то я смотрю в 6 часов и в 10, и немножко по 'Скату'. Каждый день обязательно или отрывок, или передачу одну обязательно' (ДФГ, Самара).


  • 'В учебное время не очень часто получается – два-три раза в неделю. Учеба, работа... Сейчас каникулы, сейчас каждый день получается. Отдыхаешь, телевизор смотришь. Новостные программы даже когда неохота смотреть, так получается, что по другим каналам тоже новости, хочешь – не хочешь, а посмотришь' (ДФГ, Самара).
II. Одним из главных оснований оценки новостей являются представления об объективности и полноте подаваемой информации.

Среди российских граждан нет однозначного мнения о том, насколько объективно и полно сегодняшние новостные телепередачи отражают происходящее, однако важность этих параметров, их выделенность в структуре восприятия теленовостей представляется несомненной: примерно треть опрошенных, чей интерес к новостным программам, судя по их словам, вырос, обосновывают свои ответы именно ростом объективности (16%) и полноты (15%) освещения событий в стране.
  • 'Больше гласности стало, обо всем сообщают, раньше что-то утаивали' (открытый вопрос).


  • 'Более честно стали говорить, актуальнее, правдивее' (открытый вопрос).


  • 'Больше рассказывают о положении в стране, новости стали насыщеннее, затрагивают все темы' (открытый вопрос).


  • 'Если сравнить с 70-м годом, как при Брежневе, при коммунистах заведут свой съезд часа на три и хлопают, хлопают... А сейчас все новости действительно показывают, что происходит в стране. А то, что там криминала много, катастроф, так что же делать, если на самом деле так. Раньше все это скрывалось, теперь показывают. По крайней мере, знаешь, что творится в нашей стране и на белом свете' (ДФГ, Новосибирск).
Что считают люди 'объективным', из каких критериев они исходят при вынесении суждения или оценки на этот счет – это особая исследовательская задача. Имеющиеся данные позволяют говорить о том, что у людей сформировался достаточно четкий запрос на повышение достоверности и полноты новостных программ телевидения: при ответе на открытый вопрос о том, чего не хватает новостным передачам, 23% россиян говорили об объективности, достоверности, правдивости, честности, и 16% указывали на недостаточную полноту, недостаток подробностей и конкретики, нехватку сюжетов по тем или иным темам.

Проведя совместный анализ двух вопросов (на основе данных массового опроса) об объективности / необъективности и о полноте / неполноте новостных программ мы выделили четыре типологические группы. В материалах фокус-групп удалось найти высказывания участников, попадающих по характеру своих суждений в ту или иную категорию. Итак...

1. Объективными и достаточно полными считают информационные, новостные передачи 24% опрошенных.
  • ' У меня доверия больше к ОРТ – они не могут от себя что-то прибавить. А эти на НТВ – они могут потом просто извиниться, эти более свободны: хочу – скажу, хочу – нет. Но ОРТ не так, эти – нет. Мне кажется, они более правдивые, хотя казалось бы, наоборот, про правительство они что-то скрывают, а мне кажется, нет: они просто лишнего не говорят' (ДФГ, Самара).


  • 'Каждое событие по-разному освещается. Недоговаривают много, но не больше, чем говорят. Процентов двадцать, может, не договаривают. Но недоговаривают не те, кто работают на ТВ, а те, у кого они эту информацию берут. Это надо различать. Вот вертолет высших начальников расстреляли в Чечне. Передавали-передавали, а сейчас все, замолчали. Это что, дозированная информация? Про него уже ничего не говорят. Или нашли, о чем уже нельзя говорить' (ДФГ, Самара).
2. Объективными, но не достаточно полными считают информационные, новостные передачи 18% опрошенных.
  • 'Из всего просмотренного складывается впечатление, что говорят только про наркоманов, убийства, где электричество отключили, где поезд разбился, куда президент поехал, что он делает, что в Думе, какое решение принято. И все. И складывается впечатление, что страна вообще не работает. Ее нет с ее проблемами. Труд как таковой, созидательный труд исключили из новостей. Какими делами занимаются разные города и регионы? Вот и все темы, которые практически каждый день муссируются по этому телевидению' (ДФГ, Самара).


  • 'Есть такое выражение – 'новости Садового кольца'. Слишком много этих новостей, из Кремля, из Думы, кто с кем встретился – как будто дел и событий других нет. Я так считаю, что новость можно хорошо преподнести как новость любую. Главное – корреспондентам по стране ездить, а то одна только Москва в телевизоре ' (ДФГ, Москва).
3. Необъективными, но достаточно полными считают информационные, новостные передачи 5% опрошенных.
  • 'Чем весомей событие, чем оно значимей, тем меньше информации нам дают об этом событии. А какие-то мелкие события: сгорел дом или какая-то авария произошла – ну вот, смотрите, 100%-ная информация, пожалуйста' (ДФГ, Новосибирск).
4. Необъективными и неполными считают информационные, новостные передачи 33% опрошенных.
  • 'По поводу того, верить или не верить: действительно, по телевизору говорили, вот, допустим, в Чечне произошла стычка между бандформированиями и федералами, погибло два человека. А у меня есть информация – друзья приезжали, которые там служили, говорят, там сотнями валят. А нам не говорят этого. Не говорят всех событий, а значит – обманывают' (ДФГ, Новосибирск).
III. В качестве одного из оснований оценки новостей в структуре восприятия людей присутствует тема власти в одном или двух аспектах: 1) отношение телеканала к власти на уровне подачи информации и комментариев и 2) взаимоотношения с властью как таковые, поскольку после событий вокруг НТВ и ТВ-6 эта тема перестала быть кулуарной и стала достоянием широкой публики.

Тема власти не является 'темой первого уровня', она не лежит 'на поверхности' подобно проблемам обилия жестокости и насилия на телеэкране или же переполненности эфира рекламой. Вместе с тем, размышления о степени объективности и полноты новостей неизбежно выводят разговор на обсуждение проблемы самостоятельности / несамостоятельности, зависимости / независимости журналистов. На фокус-группах и в интервью с региональными экспертами (а для них тема власти и СМИ является наиболее актуализированной!) разговор о том, что такое ложь, сенсация, умолчание или 'информационная завеса', цензура и самоцензура, неизбежно выводил на проблемы взаимоотношений СМИ и власти.

Материалы опросов позволяют сформулировать несколько гипотез о тенденциях сегодняшнего дня, которые увязывают в сознании россиян тему СМИ и тему власти.

Первая из них следующая: понемногу развивается представление о том, что новостное разнообразие снижается: снижается разнообразие высказываемых точек зрения, появляются определенные 'зоны умолчания'. Все это с большей или меньшей степенью уверенности связывается с изменением позиции власти по отношению к СМИ.
  • 'Мне кажется, что цензура уж существует, уже начинается. Команда с НТВ ушла на ТВ-6 – ну почему их за долги раньше не дергали? Т.е. команда пришла, им дали немножко поработать и отключили. А почему РТР не закроют или ОРТ? А эти каналы – одно и то же: похвальба, лизание, ни одной критической в адрес правительства, ни одного слова' (ДФГ, Москва).


  • 'Журналисты стали ручные – что велено, то и говорят. А на каком канале ручные? На государственном. Были, наверно, на ТВ-6 неручные, так их быстро вырубили' (ДФГ, Москва).


  • 'Телевидение сейчас практически все государственное, и там власти фактически говорят: 'Ты должна это вот зачитать'. Она не свое мнение говорит. И Сорокину убрали, потому что очень много ей сверху говорило начальства, что она говорит не то, что нужно говорить. И таких журналистов и ведущих убирают' (ДФГ, Новосибирск).


  • 'Мы сейчас говорим и сравниваем, потому что имеем возможность смотреть разное и сравнивать. А если смотреть один канал, нам не с чем было бы сравнивать. Когда смотришь по нескольким каналам, информация интереснее и полнее доходит, делаешь свои выводы. А сейчас закрыли два канала – тоже были эти причины: может, не подчинялись они этой власти, поэтому их закрыли – и сейчас, считай, просто один и тот же канал просто по разным кнопкам выходит' (ДФГ, Самара).
И второе предположение: становится распространенным представление, что независимых СМИ, независимых телеканалов не существует. Есть разные группы, обладающие финансовыми или же властными ресурсами, для которых телеканалы – средство борьбы между собой. 'Информационные войны', память о которых отложилась в сознании россиян, являются публичным проявлением той борьбы, которую ведут между собой элиты. Власть – региональная или же федеральная – лишь одна из этих групп, и она напрямую заинтересована в том, чтобы если не контролировать, то при необходимости влиять на темы и их подачу в теленовостях.
  • 'Факт как факт зафиксированный фактом и остается. Другое дело – комментарий журналистов. Это уже каждый, исходя, на кого он работает... Этим и объясняется достоверность и недостоверность. Если журналист, скажем, работает на Березовского, он, естественно, борется с Лужковым и показывает, что вот он такой-сякой. Так и надо воспринимать, что это просто идет борьба, и все' (ДФГ, Новосибирск).


  • 'Я считаю, что от власти напрямую зависит показ по телевидению. Там что-то есть определенное дозволенное и что-то недозволенное. Причем это даже не цензура, а что стоит выпускать и что совсем необязательно. Властям, конечно же, надо учитывать, что идет, о чем показывать' (ДФГ, Самара).


  • 'Влияние власти и разных там групп очень большое. То есть, это дозированная информация, во-первых. Во вторых, действительно, можно разграничить события или давать их в определенном порядке. И еще – чтобы у человека складывалось определенное мнение на то или иное событие. Вот эта информация, она дозируется сверху, естественно. Но, в основном, конечно, теми людьми, кто платит деньги. А в правительстве сейчас завязаны все. Те газеты или телевидение, что были независимы от правительства, сейчас последнюю точку на этом ставят' (ДФГ, Новосибирск).


  • 'Если бы они были независимыми, то кто бы журналистам зарплату платил? Независимых нет, все под кем-то ходят, у кого-то работают. А если какой-то Гусинский или Березовский держит канал, неужели он себя будет грязью обливать? Да что смеяться, – нет, конечно, никогда. Если какая-то провокация, тогда он мелочь выпустит, скажет: вот, блин, враги как меня!.. А так – это же их инструмент делать общественное мнение, как на выборах, вспомните. А Президент, власть – это такой же хозяин, как и те олигархи' (ДФГ, Москва).

* * *

Приведенные выше материалы показывают, что дать ответ на вопрос 'Что такое новости?' довольно непросто, особенно если есть желание уйти от тавтологии. Изучение этой проблемы, понимание того, какую роль играют новости в современном российском обществе, какое место они занимают в жизни российских граждан, смыкается с изучением целого комплекса тем, как то: отношение к власти, процессы формирования социокультурных образцов, структура и особенности восприятия, место новостей в 'субъективной картине мира' человека и т.д. Но самое важное, над чем стоит задуматься всерьез – это как изучать неноминированный и невысказанный спрос в отношении такого очевидного, кажущегося понятным социального феномена, как новости? Материал подготовлен автором в рамках проекта Фонда 'Общественное мнение': 'Национальные СМИ в контексте развития гражданских свобод в России: локальные события в свете общероссийских тенденций'. Работа выполнена при поддержке Фонда Дж. и К. Макартуров, грант № 01-68444-000.


 
2.Графики и открытые вопросы

ЕСЛИ ГОВОРИТЬ О ВАС ЛИЧНО, ТО В СРЕДНЕМ КАК ЧАСТО ВЫ СМОТРИТЕ ТЕЛЕВИЗОР, СЛУШАЕТЕ РАДИО, ЧИТАЕТЕ ГАЗЕТЫ, ЧТОБЫ УЗНАТЬ НОВОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ РОССИИ?

ЕСЛИ ГОВОРИТЬ В ЦЕЛОМ, ИНФОРМАЦИОННЫЕ, НОВОСТНЫЕ ТЕЛЕПЕРЕДАЧИ ЛИЧНО ВАМ ИНТЕРЕСНЫ ИЛИ НЕИНТЕРЕСНЫ?

СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ИНФОРМАЦИОННЫЕ, НОВОСТНЫЕ ТЕЛЕПЕРЕДАЧИ СЕГОДНЯ ВАМ ИНТЕРЕСНЫ БОЛЬШЕ, МЕНЬШЕ ИЛИ ТАК ЖЕ, КАК НЕСКОЛЬКО ЛЕТ НАЗАД?

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ИНФОРМАЦИОННЫЕ, НОВОСТНЫЕ ТЕЛЕПЕРЕДАЧИ В ЦЕЛОМ ДАЮТ ОБЪЕКТИВНУЮ ИЛИ НЕОБЪЕКТИВНУЮ ИНФОРМАЦИЮ?

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ИНФОРМАЦИОННЫЕ, НОВОСТНЫЕ ТЕЛЕПЕРЕДАЧИ ОСВЕЩАЮТ СОБЫТИЯ В СТРАНЕ В ЦЕЛОМ ДОСТАТОЧНО ПОЛНО ИЛИ НЕДОСТАТОЧНО ПОЛНО?

КАКИЕ НОВОСТИ ЛИЧНО ВАМ КАЖУТСЯ ИНТЕРЕСНЕЕ - ОБЩЕРОССИЙСКИЕ ИЛИ МЕСТНЫЕ?

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: НАЗОВИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, НЕСКОЛЬКО ИНФОРМАЦИОННЫХ, НОВОСТНЫХ ТЕЛЕПЕРЕДАЧ, К КОТОРЫМ ВЫ ЛИЧНО ОТНОСИТЕСЬ ПОЛОЖИТЕЛЬНО, С ДОВЕРИЕМ.



Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных)

Россия Москва
'Вести' 36 34
'Время' 36 24
'Новости' 14 10
'Сегодня' 12 23
'Времена' 4 5
'Однако' 3 <1
'Итоги' 3 5
'Человек и закон' 3 1
'Зеркало' 2 1
'Времечко' 1 3
Развлекательно-информационные передачи 1 1
'Намедни' 1 3
'Сегоднячко' 1 1
'Доброе утро' 1 <1
'Свобода слова' 1 <1
'Пульс' 1 <1
'Независимое расследование' 1 <1
'Герой дня' 1 1
'Криминал' <1 1
'Совершенно секретно' <1 1
Новости ТВ-6 <1 3
'Глас народа' <1 1
'24 часа' <1 1
'Момент истины' <1 1
'События' <1 1
'Euronews' <1 2

Другое 1 3

Нет таких 2 4

Нет ответа, ответ не на тему 17 18

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: НАЗОВИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, НЕСКОЛЬКО ИНФОРМАЦИОННЫХ, НОВОСТНЫХ ТЕЛЕПЕРЕДАЧ, К КОТОРЫМ ВЫ ЛИЧНО ОТНОСИТЕСЬ ОТРИЦАТЕЛЬНО, С НЕДОВЕРИЕМ.



Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Россия Москва
'Зеркало' 3 3
Развлекательно-информационные передачи 3 1
'Итоги' 2 9
'Однако' 2 1
'Сегодня' 2 4
'Вести' 2 3
'Время' 2 3
'Времена' 2 <1
'Новости' 2 3
Реклама 1 1
Новости ТВ-6 <1 3
'Глас народа' <1 1

Другое 3 4

Нет таких 7 6

Нет ответа, ответ не на тему 72 65

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ СЕГОДНЯ НОВОСТНЫЕ, ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕЛЕПЕРЕДАЧИ ВАМ БОЛЕЕ ИНТЕРЕСНЫ, ЧЕМ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ НАЗАД?



Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Возросла правдивость, объективность

16

  • 'Стало больше объективной информации'; 'объективнее стали'; 'достаточно объективны'; 'больше гласности стало, обо всем сообщают, раньше что-то утаивали'; 'открытости больше'; 'больше говорят правды, не скрывают'; 'более открыто все говорится'; 'актуальнее, правдивее'; 'больше откровенной информации'; 'более честно стали говорить'; 'больше правды, без лакировки'; 'более правдоподобные'.

Увеличилась информативность

15

  • 'Более объемная информация'; 'разнообразные события, более подробно показывают происшествия'; 'более обширная информация'; 'больше стали передавать информации'; 'больше стало информации о положении в стране'; 'стали насыщеннее, затрагивают все темы'; 'объем информации больше'; 'больше разнообразной информации'; 'обширная информация'; 'более подробная информация'; 'большая информация'; 'больше насыщенности'; 'больше информации, и она разная'; 'более информативны стали'; 'более насыщенные'; 'больше можно узнать, чем раньше'; 'информационное разнообразие'; 'более полная информация'.

Личные причины

5

  • 'Стала взрослой'; 'я расту, и новости меня стали больше интересовать'; 'взрослее я стал'; 'вырос – для повышения интеллекта'; 'я стала взрослее, стала больше думать о серьезных проблемах'; 'я повзрослела, поняла важность этих передач'; 'взрослее стала, серьезнее'; 'стала старше, и интересы изменились'; 'у меня просто больше возможности смотреть телевизор сейчас'; 'больше времени на пенсии'; 'времени свободного много'.

Информация стала интереснее

3

  • 'Интересно знать, что происходит в мире'; 'интереснее, нет цензуры'; 'больше интересного'; 'более содержательные, увлекательные'; 'поднимаются интересные темы'; 'много изменений в стране – интересно знать'.

Привлекают конкретные темы, аналитика

1

  • 'Подробно показываются мнения политиков'; 'сейчас более остро выступают политики, обширная тематика'; 'больше аналитических программ стало'; 'международные новости'; 'больше говорят новостей мира'; 'много криминального в новостях'; 'больше показывают криминальные событий'.

Другое

1

  • 'Сейчас меньше плохого показывают'; 'стали делать более профессионально'; 'все остальное смотреть неинтересно, кроме новостей – лишь там остались профессионалы'; 'врут по-умному'; 'из-за присутствия рекламы'; 'бесплатный цирк'.

Нет ответа, ответ не на тему

59

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ СЕГОДНЯ НОВОСТНЫЕ, ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕЛЕПЕРЕДАЧИ ВАМ МЕНЕЕ ИНТЕРЕСНЫ, ЧЕМ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ НАЗАД?



Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Необъективность, искажение информации

3

  • 'Больше правды раньше было'; 'в них нет правды'; 'меньше говорят правды'; 'искажают факты'; 'не дают правдивой информации'; 'многое недоговаривают'; 'все в искаженном виде'; 'много лжи – раньше хоть держали все в секрете'; 'много вранья'; 'объективности меньше'.

Избыток негативной информации

2

  • 'Много неприятных событий'; 'менее кровожадные раньше были'; 'бойня на экране'; 'нет энтузиазма – одни убийства'; 'одно расстройство'; 'в новостях только плохое'; 'больше негативного'; 'много гадостей: послушаешь – и жить не хочется'; 'просто жалею свою психику, много отрицательного: террор, стихийные бедствия – мало положительного'; 'идет постоянный криминал'; 'надоел поток негативных новостей'; 'хороших новостей нет'; 'засилье отрицательных эмоций'.

Однообразие, неинтересная информация

1

  • 'Все одно и то же'; 'повторяют одно и то же по двадцать раз'; 'менее интересны'; 'однообразны, безлики, нет жизни страны'; 'нечего там смотреть, неинтересно'; 'стали менее острые'; 'более монотонными стали'; 'не так интересно'; 'стали более однообразные – одно и то же по всем каналам'; 'одну новость замусоливают'.

Другое

1

  • 'Это шоу'; 'на НТВ: ушла Сорокина – нет изюминки'; 'нет углубленности в познании человека'; 'деградация общества'; 'из-за рекламы телевизор стал просто раздражать'; 'все стало претенциознее'.

Нет ответа, ответ не на тему

93

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ЧЕГО, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, НЕ ХВАТАЕТ В ИНФОРМАЦИОННЫХ, НОВОСТНЫХ ТЕЛЕПЕРЕДАЧАХ, ЧТОБЫ ОНИ СТАЛИ ИНТЕРЕСНЕЕ, ПОЛЕЗНЕЕ ДЛЯ ЗРИТЕЛЕЙ?



Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Объективность, достоверность, правдивость

23

  • 'Нужно больше объективности'; 'правильности и объективности'; 'говорить больше правды'; 'не хватает объективности'; 'достоверности'; 'нет объективности и много лжи'; 'больше правды и объективности'; 'истины и правды'; 'правду надо показывать'; 'более достоверной информации'.

Полнота информации

16

Конкретика, насыщенность подробностями

6

  • 'Нужно полнее освещать новости политики'; 'более подробно освещать события'; 'конкретности, правильного изложения фактов'; 'более полнее, подробнее'; 'более полной информации'; 'больше фактов, конкретных событий – меньше комментариев'; 'больше фактических материалов'.

Информация о жизни людей

5

  • 'Больше рассказывать о жизни регионов'; 'о жизни в селе'; 'больше событий о стране, о селе'; 'больше говорить о России, о регионах, о народном хозяйстве'; 'не хватает репортажей из глубинки – нашей провинции'; 'нужно освещать жизнь глубинки, всей страны'; 'жизнь простых людей: фермеров, людей, занятых малым бизнесом, честно трудящихся'; 'больше говорить о жизни России, провинции'; 'более подробной информации о жизни в регионах России – где какие зарплаты, какие цены'.

Информация о науке, культуре

1

  • 'Больше новостей культуры'; 'больше о культуре, о науке'; 'больше говорить о достижениях в науке, культуре страны'; 'больше культурных новостей'.

Информация о спорте

1

  • 'Мало спортивных новостей'; 'спорта больше'; 'спортивных достижений нужно больше показывать'; 'больше информации о спорте'.

Другая конкретная информация

3

  • 'О новых законах, льготах'; 'больше информации о правах граждан'; 'больше освещать законодательство'; 'больше патриотических передач о прошлом нашей страны'; 'более подробная информация об экстренных событиях'.

Умеренность, сдержанность

3

Меньше негативной информации

2

  • 'Меньше насилия показывать'; 'меньше надо говорить об авариях самолетов'; 'надо меньше говорить о насилии'; 'меньше надо про убийства'; 'были бы новости без криминальных картинок: убийств, взрывов'.

Меньше рекламы

1

  • 'Убрать рекламу'; 'поменьше рекламы'.

Позитивная информация

3

  • 'Чтобы больше положительных событий освещали'; 'больше положительной информации в эфир – успокоить людей, а не тревожить, чтобы они верили в себя'; 'хороших новостей побольше'; 'надо, чтобы было как-то веселее, больше о хороших вещах рассказывать'; 'больше информации о наших успехах, достижениях'; 'добрые новости'; 'больше рассказывать о положительных событиях, хочется слушать больше различных мнений'; 'давать больше позитивной информации'.

Профессионализм корреспондентов, ведущих

1

  • 'Квалификации журналистов'; 'профессионализма не хватает, если что-то не получается'; 'мало профессиональных корреспондентов'; 'побольше профессионализма ведущих'.

Молодёжные передачи

1

  • 'Больше молодежных программ'; 'нужны молодежные программы'.

Интервью с простыми людьми

1

  • 'Людей чаще показывать, встречи один на один с разными взглядами'; 'беседы с простым народом'; 'мнение простого народа'.

Другое

1

  • 'Нет выступлений коммунистов'; 'больше съемок скрытой камерой'; 'чтобы телеканалы стали государственными'; 'вернуть канал ТВ-6'; 'больше сурдоперевода'.

Всего достаточно

3

  • 'Все хватает'; 'все в норме'; 'меня все устраивает'.

Нет ответа, ответ не на тему

48

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 9-10 февраля 2002 г. 1500 респондентов.


 
3.Опрос экспертов

ВОПРОС: ЕСЛИ ГОВОРИТЬ О ВАС ЛИЧНО, ТО В СРЕДНЕМ КАК ЧАСТО ВЫ СМОТРИТЕ ТЕЛЕВИЗОР, СЛУШАЕТЕ РАДИО, ЧИТАЕТЕ ГАЗЕТЫ, ЧТОБЫ УЗНАТЬ НОВОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ РОССИИ?

ВОПРОС: ЕСЛИ ГОВОРИТЬ В ЦЕЛОМ, ИНФОРМАЦИОННЫЕ, НОВОСТНЫЕ ТЕЛЕПЕРЕДАЧИ ЛИЧНО ВАМ ИНТЕРЕСНЫ ИЛИ НЕИНТЕРЕСНЫ?

ВОПРОС: СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ИНФОРМАЦИОННЫЕ, НОВОСТНЫЕ ТЕЛЕПЕРЕДАЧИ СЕГОДНЯ ВАМ ИНТЕРЕСНЫ БОЛЬШЕ, МЕНЬШЕ ИЛИ ТАК ЖЕ, КАК НЕСКОЛЬКО ЛЕТ НАЗАД?

ВОПРОС: КАКАЯ ДОЛЯ РОССИЯН, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ОТВЕТИТ, ЧТО ИМ ИНТЕРЕСНЫ ИНФОРМАЦИОННЫЕ, НОВОСТНЫЕ ТЕЛЕПЕРЕДАЧИ? ПОПРОБУЙТЕ ОЦЕНИТЬ ЭТУ ДОЛЮ В ПРОЦЕНТАХ.

ВОПРОС: КАКАЯ ДОЛЯ РОССИЯН, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ОТВЕТИТ, ЧТО ИНФОРМАЦИОННЫЕ, НОВОСТНЫЕ ТЕЛЕПЕРЕДАЧИ ИМ НЕ ИНТЕРЕСНЫ? ПОПРОБУЙТЕ ОЦЕНИТЬ ЭТУ ДОЛЮ В ПРОЦЕНТАХ.

ВОПРОС: КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ИНФОРМАЦИОННЫЕ, НОВОСТНЫЕ ТЕЛЕПЕРЕДАЧИ В ЦЕЛОМ ДАЮТ ОБЪЕКТИВНУЮ ИЛИ НЕОБЪЕКТИВНУЮ ИНФОРМАЦИЮ?

ВОПРОС: КАКАЯ ДОЛЯ РОССИЯН, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ОТВЕТИТ, ЧТО ИНФОРМАЦИОННЫЕ, НОВОСТНЫЕ ТЕЛЕПЕРЕДАЧИ В ЦЕЛОМ ДАЮТ ОБЪЕКТИВНУЮ ИНФОРМАЦИЮ? ПОПРОБУЙТЕ ОЦЕНИТЬ ЭТУ ДОЛЮ В ПРОЦЕНТАХ.

ВОПРОС: КАКАЯ ДОЛЯ РОССИЯН, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ОТВЕТИТ, ЧТО ИНФОРМАЦИОННЫЕ, НОВОСТНЫЕ ТЕЛЕПЕРЕДАЧИ В ЦЕЛОМ ДАЮТ НЕОБЪЕКТИВНУЮ ИНФОРМАЦИЮ? ПОПРОБУЙТЕ ОЦЕНИТЬ ЭТУ ДОЛЮ В ПРОЦЕНТАХ.

ВОПРОС: КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ИНФОРМАЦИОННЫЕ, НОВОСТНЫЕ ТЕЛЕПЕРЕДАЧИ ОСВЕЩАЮТ СОБЫТИЯ В СТРАНЕ В ЦЕЛОМ ДОСТАТОЧНО ПОЛНО ИЛИ НЕДОСТАТОЧНО ПОЛНО?

ВОПРОС: КАКИЕ НОВОСТИ ЛИЧНО ВАМ КАЖУТСЯ ИНТЕРЕСНЕЕ – ОБЩЕРОССИЙСКИЕ ИЛИ МЕСТНЫЕ?

Телефонные интервью с представителями региональных властных, интеллектуальных и медиаэлит 6-7 февраля 2002 г. 130 экспертов.


 
4.Приложение.Таблицы

ЕСЛИ ГОВОРИТЬ О ВАС ЛИЧНО, ТО В СРЕДНЕМ КАК ЧАСТО ВЫ СМОТРИТЕ ТЕЛЕВИЗОР, СЛУШАЕТЕ РАДИО, ЧИТАЕТЕ ГАЗЕТЫ, ЧТОБЫ УЗНАТЬ НОВОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ РОССИИ?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 700 руб. 700 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы большие города малые города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)100511428313847533131392033331428392612193627279152291361004357333136
каждый день 6966826272717068586978677066776873646170726674706668646376747672617386
3-4 раза в неделю 161810221313161522151014151715151418201614161316171515191814151322128
1-2 раза в неделю 8928777812758795761199686499912376911102
реже, чем раз в неделю 44353344543435152433444562342314521
вообще не интересуюсь новостями 32224434334543134252343535612212123
затрудняюсь ответить11010111111210011111111001310010010


ЕСЛИ ГОВОРИТЬ В ЦЕЛОМ, ИНФОРМАЦИОННЫЕ, НОВОСТНЫЕ ТЕЛЕПЕРЕДАЧИ ЛИЧНО ВАМ ИНТЕРЕСНЫ ИЛИ НЕИНТЕРЕСНЫ?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 700 руб. 700 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы большие города малые города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)100511428313847533131392033331428392612193627279152291361004357333136
интересны 8285858285808282788385808182888385788483818385798384758282838384798586
неинтересны 131213141015141215131112141491111181114141212171210191411141514161313
затрудняюсь ответить53335645644844264453563556647323521


СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ИНФОРМАЦИОННЫЕ, НОВОСТНЫЕ ТЕЛЕПЕРЕДАЧИ СЕГОДНЯ ВАМ ИНТЕРЕСНЫ БОЛЬШЕ, МЕНЬШЕ ИЛИ ТАК ЖЕ, КАК НЕСКОЛЬКО ЛЕТ НАЗАД?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 700 руб. 700 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы большие города малые города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)100511428313847533131392033331428392612193627279152291361004357333136
больше 4448455041424345484839384545484744394645454346413351405133383639463235
так же, как несколько лет назад3533323335363634333536363435343635353632343732424330343144353833363733
меньше 11816911121111712149911171010141491271512781786202020112325
затрудняюсь ответить10118813101011126121711827111251381375171091018768787


КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ИНФОРМАЦИОННЫЕ, НОВОСТНЫЕ ТЕЛЕПЕРЕДАЧИ В ЦЕЛОМ ДАЮТ ОБЪЕКТИВНУЮ ИЛИ НЕОБЪЕКТИВНУЮ ИНФОРМАЦИЮ?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 700 руб. 700 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы большие города малые города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)100511428313847533131392033331428392612193627279152291361004357333136
объективную 4350344747384344484638424445414445423942444734404453444454373935393437
необъективную 3934494133434236394237293842494236424237403745443933413631454644484641
затрудняюсь ответить1715171220181519131125281813101419161921151621161614151915181521132022


КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ИНФОРМАЦИОННЫЕ, НОВОСТНЫЕ ТЕЛЕПЕРЕДАЧИ ОСВЕЩАЮТ СОБЫТИЯ В СТРАНЕ В ЦЕЛОМ ДОСТАТОЧНО ПОЛНО ИЛИ НЕДОСТАТОЧНО ПОЛНО?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 700 руб. 700 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы большие города малые города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)100511428313847533131392033331428392612193627279152291361004357333136
достаточно полно 3236203534263231333230343133272932332833293724273135393440222024162427
недостаточно полно 5652695753596052615950425658705956576155585062635652465747687563776860
затрудняюсь ответить1211108131481668202412931212101112131314813131481395126813


КАКИЕ НОВОСТИ ЛИЧНО ВАМ КАЖУТСЯ ИНТЕРЕСНЕЕ - ОБЩЕРОССИЙСКИЕ ИЛИ МЕСТНЫЕ?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 700 руб. 700 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы большие города малые города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)100511428313847533131392033331428392612193627279152291361004357333136
общероссийские 6973767365697266707364666868787369675366727471597672595976666766656470
местные 2017181920201821211721192319151721203321171714321520203013191720231815
затрудняюсь ответить111068141191391014141013811101414121191598821109151615121815


Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 9-10 февраля 2002. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов.





База данных ФОМ > СМИ и Интернет > ТВ-новости