fom.ru · Поиск ·      








30.04.2003, Воронин П., Терехина В.

Особенности политических предпочтений пользователей Интернета.

Эмпирическая основа. Анализ политических предпочтений и избирательной активности проведен на основе четырех общероссийских опросов населения по проекту "Пента" в марте 2003 года. Общий размер выборки - 6000 респондентов. Из них пользователи сети Интернет (Пользователями Интернета считались лица, которые в последний раз пользовались Интернетом не позднее полугода назад.) составляют около 9%, то есть более 500 респондентов. Исследуемая совокупность - население России в возрасте от 18 лет и старше. Выборка случайная, стратифицированная (по крупным экономико-географическим регионам и городскому / сельскому населению), трехступенчатая (административные районы - избирательные участки - жилища). Опросы проводятся в режиме личного интервью по месту жительства респондентов.

Четыре опроса, проведенные в марте 2003 года, позволяют нарисовать картину политических пристрастий и потенциальной избирательной активности пользователей сети Интернет за первый весенний месяц. Результаты опросов выглядят следующим образом:

Приведенные графики демонстрируют существенные различия уровней поддержки ряда партий и отдельных политиков. В марте месяце КПРФ пользовалась значительно меньшей поддержкой у пользователей Интернета - по сравнению с жителями России в целом. Эта тенденция оказалась справедлива и в отношении лидера КПРФ. Среди пользователей Интернета уровень поддержки Г.Зюганова в несколько раз меньше, чем среди всех россиян (3% и 16%, соответственно).

Перейдя по политическому спектру от правых сил к левым, обнаружим обратную ситуацию. Так, среди интернет-пользователей, по сравнению с жителями страны в целом, заметно выше доля людей, поддерживающих "Яблоко". Популярность лидера этой партии, Г.Явлинского, также несколько выше у пользователей Сети (4% - против 2% в России в целом).

Аналогичная картина наблюдается и для СПС, уровень популярности которой среди интернет-пользователей заметно выше, чем среди всех жителей России. А вот доли людей, поддерживающих Б.Немцова, практически одинаковы.

ЛДПР, как и возглавляющий ее В.Жириновский, имеет практически идентичный уровень поддержки среди всех россиян и среди пользователей Интернета.

Анализируя ситуацию в середине политического спектра, следует отметить близкие уровни поддержки партии "Единая Россия" среди интернет-пользователей и жителей России в целом. Популярность лидеров "Единой России" среди интернет-пользователей, если и отличается от общероссийской, то незначительно. Так, за С.Шойгу готовы голосовать 3% Интернет-пользователей и 2% жителей России, за Ю.Лужкова - 3% и 1%, за Е.Примакова - 3% и 2%, соответственно.

Уровень поддержки президента нашей страны, В.Путина, среди пользователей Всемирной паутины оказался несколько выше, чем среди жителей нашей страны в целом - 61% и 52%, соответственно.

Если анализировать картину в целом, следует отметить общее смещение политических предпочтений пользователей сети Интернет слева направо по политическому спектру. Среди пользователей Сети наблюдается относительно высокий уровень поддержки правых партий и сравнительно меньший уровень популярности левых сил при отсутствии значимых различий в поддержке политического центра.

Еще один вопрос поведения в политической сфере - избирательная активность. В этом отношении пользователи Интернета практически ничем не отличаются от населения страны в целом.

Примерно одинаковы доли участников опросов, которые собираются принимать участие в выборах депутатов Государственной думы в декабре этого года, - 66% от числа всех жителей России и 65% от числа Интернет-пользователей.




База данных ФОМ > СМИ и Интернет > Интернет > Особенности политических предпочтений пользователей Интернета.