www.fom.ru · поиск · · расширенный поиск ·      








07.02.2002, Опрос населения

ТВ и ТВ-6



1.Кто держит палец на кнопке?
2.Графики и открытые вопросы
3.Опрос экспертов
4.Приложение.Таблицы

 
1.Кто держит палец на кнопке?


Роли телевизионщика и телезрителя – различны. Если первый стремится в явном или неявном соперничестве с коллегами отвоевать себе (своему телеканалу, программе, передаче) место в информационном поле, то второй воспринимает это поле целиком, и его восприятие, может быть, менее профессионально, но более целостно в своей 'жизненной связности'. Ведь телезритель оценивает не столько ту или иную программу или телеканал, сколько роль телевидения в своем 'жизненном пространстве' – очень личном и уникальном. Для зрителя существует некоторый 'предел насыщенности' информационного (в самом широком смысле этого слова) поля, и если человек говорит о недостатке, например, познавательных передач (равно как фильмов, новостей и т.д.), бессмысленно указывать на реально существующее их разнообразие. Это означает, что передачи того или иного рода не проникают в жизненное пространство, – из-за того, что не совпадает временной распорядок дня или недели, или же из-за того что восприятие человека 'заякорено' на других, более сильных доминантах – скандалы, катастрофы, криминал.

Объявление тендера на частоту вещания телеканала ТВ-6 предоставило хороший повод для разговора с нашими соотечественниками о сегодняшнем состоянии российского телевидения. Мы можем предполагать, что, с одной стороны, у людей уже вполне сформировались представления о достоинствах и недостатках телевещания, с другой стороны – присутствует ожидание, что на 'шестой кнопке' появится что-то новое, более отвечающее вкусам и интересам зрителей. В рассуждениях на тему, каким бы мог быть новый телеканал, мы можем прочесть пожелания россиян, может быть, не столько к потенциальным руководителям ТВ-6, сколько к телевидению в целом.

Первое, что обращает на себя внимание в данных опроса, – это безусловное лидерство телеканала ОРТ по уровню зрительских симпатий (37%). РТР и НТВ заметно проигрывают лидеру: 18% и 14% – соответственно; о симпатиях к ТВ-6 заявили только 4% участников опроса. С чем связан такой отрыв – вопрос отдельного исследования. Некоторые ранее полученные данные ( См.: Общероссийские телеканалы // Доминанты. Поле мнений. 2001. № 37 )(http://www.fom.ru/survey/dominant/290/721/2360.html). позволяют сформулировать гипотезу, согласно которой значительную роль здесь играет скорее привычка к первому телеканалу, нежели предпочтение, отдаваемое зрителями его работе и профессиональной концепции. Кроме того, если изучать материалы последнего опроса, можно обнаружить, что среди приверженцев ОРТ соотношение тех, кто видит больше достоинств у современного российского телевидения, и тех, кто видит больше недостатков, практически не отличается от пропорций среди приверженцев других общероссийских телеканалов 9Исключение в этом отношении составляют сторонники ТВ-6.).

Вопрос: 'У отечественного телевидения есть как достоинства, так и недостатки. Как Вы полагаете, в целом у нашего телевидения сегодня больше достоинств или недостатков?'


  Все Вопрос: 'Какой из телеканалов вам нравится больше всего?'
ОРТ РТР НТВ ТВ-6
Достоинств 45 49 46 43 61
Недостатков 34 31 38 36 36
Затрудняюсь ответить 21 20 15 21 3


Участникам массового опроса предложили в свободной форме высказаться о достоинствах и недостатках сегодняшнего телевидения; эту же тему обсуждали участники фокус-групп и региональные эксперты. Структуру ответов не стоит воспринимать как безусловный рейтинг 'плохих' и 'хороших' черт, корректнее рассматривать ее как систему категорий, в принципе используемых при вынесении оценки.

К несомненным достоинствам сегодняшнего телевидения россияне относят:
  • разнообразие, возможность выбора ('есть выбор, т.к. очень разнообразные программы', 'можно найти передачи для любого возраста и интереса' 'мультиканальность, разнообразие передач, качество программ выше – сказывается опыт многогодичный');


  • правдивость и объективность в подаче информационных и новостных материалов ('больше говорят о том, о чем раньше умалчивалось', 'все рассказывают по правде, все новости говорят');


  • возможность проведения досуга, многообразие развлекательных и познавательных передач, фильмов и т. п. ('много научно-познавательных программ интересных как детям, так и взрослым', 'много юмористических передач, концертов, фильмов', 'стало много интересных передач, игр, шоу');


  • оперативность в подаче новостей, профессионализм при подготовке информационных выпусков ('оперативность поступления информации, она стала более точной, большой выбор', 'оперативность, в некоторых программах высокое качество журналистов, терпимость к разным мнениям').
Для региональных экспертов важной оказывается не столько оперативность и достоверность информации, сколько аналитичность и самостоятельность суждений, стремление разобраться в событиях, тенденциях, услышать и показать разные точки зрения:
  • 'Интересные новостные программы, которые с удовольствием смотришь, особенно когда там присутствует не только официальная точка зрения, но и стремление как-то разобраться во всем, не боясь критики начальства. Интересны авторские программы, поиск каких-то интересных тем – не обязательно московских, но и региональных. Но это стремление – в идеале, не всегда оно получается так как есть, но, по крайней мере, тенденции прослеживаются. Того же Познера, Евгения Ревенко, если говорить про РТР. Не официоз в новостях, а какое-то человеческое восприятие и показ глазами человека через корреспондента, через каких-то других людей' (эксперт, Барнаул).


  • 'Абсолютной объективности быть не может. Мы знаем это даже не потому, что кто-то кем-то руководит, просто человек устроен не так, как прибор или телекамера. Важно, чтобы это понималось, чтобы было желание показывать разные точки зрения, сопоставлять их, разные интересы и представления о происходящем во всей стране. Чтобы не замыкалось все на традиционной горстке политиков и интеллектуалов' (эксперт, Ставрополь).
Среди недостатков главными участники опросов называли перенасыщенность телеэфира рекламой, а также обилие 'чернухи' – убийств, криминальных сводок, жестокости и 'разврата'. В качестве отдельной и очень важной темы респонденты называли недостаток отечественных фильмов и 'засилье' американского кино, в отношении которого сформировалось представление, что 'специально закупают плохое, потому что оно дешевое' (из ответов на открытый вопрос).
  • 'Я все ждал, что иссякнет этот запал – покупать дешевые американские фильмы, сериалы. Думал, иссякнет и само собой перестанет. То есть я думал, что быстро насытится наш российский рынок, я думал, что сами по себе начнут появляться спонсоры или меценаты, которые начнут какие-то новые программы делать. Но самое смешное то, что пошлая фантазия не иссякает, как наших этих шоу, и все равно покупают глупые сериалы и дерьмовые фильмы' (ДФГ, Санкт-Петербург).


  • 'Как развлекательный ящик он отнимает время, позволяет убить время. Свою функцию он выполняет. Но после остается чувство досады и раздражение' (ДФГ, Санкт-Петербург).
Региональные эксперты и некоторые участники фокус-групп важной тенденцией в работе сегодняшнего телевидения называли однообразие новостных выпусков и аналитических комментариев, и связывали они это с изменением политической ситуации в стране, с изменением принципов взаимоотношений власти (не только федеральной, но и региональной) и средств массовой информации. Об этом же говорили 5 – 6% участников массового опроса, но именно для региональных экспертов эта тема оказалась наиболее болезненной.
  • 'Новости раньше можно было посмотреть на НТВ, что-то новое. А сейчас восхвалили одного человека. Как раньше песни пели: 'Дорогой товарищ Сталин!', а сейчас будем петь: 'Дорогой товарищ Путин!'. Ничего нет сейчас, все давят. Сейчас можно не переключать с канала на канал новостные передачи. Единственное, что они могут сделать – это новостные блоки поменять местами, а так – одно и то же' (ДФГ, Воронеж).
  • 'Лариса: Государство все больше берет под контроль СМИ.
Борис: Да. Особенно на периферии – там зажимают здорово средства массовой информации. Они все находятся под колпаком, по идее.

Лариса: История с НТВ сначала, потом с ТВ-6 – их же выгоняют.

Наталья: С РТР последовательно, с ТВЦ. То есть последовательно эта волна переходит с канала на канал' (ДФГ, Воронеж).
  • 'Что касается явных недостатков, то это ангажированность и заказанность некоторых местных частных каналов – таких как 'Волга', ТНТ. Политическая ангажированность надоела, она раздражает. Все, что касается каких-то общественных движений и происходящих событий, то я предпочитаю как газетчик брать информацию из печатных изданий. Та тенденция, которую мы видим на общероссийских каналах – однообразие новостей, – все то же происходит и в регионах' (эксперт, Нижний Новгород).
  • 'Было несколько информационно-аналитических программ на РТР, на НТВ, но сейчас меня они не устраивают по качеству. Практически телевидение обсуждает все те темы, которые, как бы, на слуху. Но не удовлетворяет то, как они излагают. Парадокс: вот РТР и ТВ-6 – особенно фундаментальная разница во взгляде, но если не обращать внимания на какие-то личностные качества и личностные переживания команды Киселева, то особой разницы вот я, например, не замечаю в трактовке событий и, скажем, в глубине анализа. Мне кажется, что исчезает желание у журналистов быть самостоятельными. Наверное, это связано с потерей чувства защищенности в своей профессиональной деятельности. Если не политически, то экономически тебя задавят. А владельцы телеканалов заинтересованы не в информировании общества, а в использовании телевидения в своих целях. Этим многое определяется в нашей работе и в профессиональной этике, к сожалению' (эксперт, Санкт-Петербург).
Разговор о содержании нового телеканала определялся двумя базовыми факторами. Во-первых, это рефлексия относительно общих недостатков российского телевидения, на основании чего респондентами формулировались 'пожелания о недостающем'. Во-вторых, это размышления о перипетиях с 'шестой кнопкой' и соображения о возможном будущем этого канала.

Структура тематических и содержательных пожеланий приблизительно следующая.

1. Больше отечественных фильмов, а если зарубежных, то хороших.
  • 'Больше российских фильмов – старых и новых' (открытый вопрос).
  • 'Экран заполонили фильмы не самого высокого качества производства США. По мне – так лучше покупать их меньше и дороже, но лучше. Не верю, что на Западе нет хороших и умных, даже не умных – просто психически нормальных фильмов' (ДФГ, Воронеж).
2. Больше познавательных передач в духе канала 'Дискавери', развивающих культурных и интеллектуальных телепроектов.
  • 'О нашей науки достижениях. Ну, такие вещи, которые просто бы возбуждали интерес к нашему прошлому' (ДФГ, Москва).
  • 'У нас очень много писателей, я их считаю в своем деле монстрами, но они пишут в основном художественную литературу – как Семенова, Бушков, Григорьева. Они все современные люди, вот предложить им создать совместную передачу' (ДФГ, Воронеж).
3. Больше качественных детских передач - несмотря на их коммерческую невыгодность (представление об этом содержится не только в интервью экспертов, но и в высказываниях некоторых участников фокус-групп).
  • 'Специализированный детский канал, и чтобы классика там со всего мира была и самые-самые лучшие передачи, самые- самые лучшие' (ДФГ, Москва).


  • 'Исчезли 'Спокойной ночи, малыши'. Конечно, в прайм-тайм низкорейтинговую программу не хочется ставить, но это симптом общего положения с детскими программами. 'Телепузики' – это глупость. Хорошо, что 'Ералаш' еще держится, но он погоды не делает. А итог-то печальный: на нашем телевидении детского нет, дети – уж никуда не деться от телевизора в семье – смотрят лабуду для взрослых, а это не их мир ' (эксперт, Новосибирск).
4. Изменить стилистику развлекающих программ, игр, викторин, шоу.
  • 'Понятие о человеке, о личности... чтобы не было таких унизительных раздражающих трактовок о человеке, что это вообще, ну, извините, сейчас как будто хуже животного: задави последнего, выкинь слабого товарища, возьми деньги' (ДФГ, Москва).


  • 'Засилье этих игр типа 'Алчность', 'Сто к одному' – то есть денежные игры, в результате которых люди получают какой-то корыстный интерес. Короче, у них корыстный интерес к этому' (ДФГ, Санкт-Петербург).
  • 'А вы обратили внимание, как изменилась программа 'Что? Где? Когда?'. Пока ставка была – книги, игра носила определенный оттенок, как только легли на стол деньги, даже изменились лица играющих. Если не будет приза в 3 миллиона, тогда будут цели другие у людей. Эта ставка – большие деньги, и соревнования какие-то становятся гнусные' (ДФГ, Санкт-Петербург).
  • Программы, ориентированные на общественные проблемы. Кроме того, на общероссийском телевидении должны присутствовать региональная тематика, региональные проблемы, чтобы формировалось 'единое содержательное пространство' – по выражению одного из опрошенных экспертов.
  • ''Забытый полк' – это сильная передача, сильные ведущие, и я считаю, что это, возможно, одна или вообще, может быть, единственная на телевидении <передача>, которая призывает к милосердию, пробуждает, что ли, лучшие чувства. Этих передач нет сейчас на телевидении, это очень плохо' (ДФГ, Москва).


  • 'Нужны такие передачи, которые были в помощь людям, которые живут на земле или думают, что бы можно сделать для России, как решать разные проблемы, – как в собственной жизни, так и в обществе' (ДФГ, Санкт-Петербург).


  • 'Не хватает России, нынешней России. Россия – это не только Москва. 'Провинциальные истории' – чудесная передача, сама музыка располагала к какому-то созерцанию и восприятию чего-то родного. Нужно показать Россию не только с супермаркетом и не с курсом доллара, а с тем, что вымирает деревня, под нож идет крупный рогатый скот. Может, молодежи это неинтересно, что закрывается предприятие, на котором держался тот маленький городок. Может, стоит поговорить о сельских школах, которые заколочены, и дети вынуждены идти за десятки километров, чтобы получить элементарное образование' (ДФГ, Воронеж).
  • 'Страна большая, а сведений неполитических практически нет. Что происходит на Дальнем Востоке, кроме того, что там отключили тепло? Сейчас регионы очень сильно развиваются, у всех проблемы, у всех – много нового. Но мы замкнуты только на себя, редко – на проблемы соседей. А по телевизору – пробки на улицах Москвы, кого-то убили, кто-то выступил с заявлением. Конечно, из этого что-то важно, но экспансия московских проблем, Садового кольца в информационном поле не дает сложиться единому содержательному пространству в стране у нас и в отдельных регионах' (эксперт, Екатеринбург).
Что касается темы 'судьба ТВ-6', которая подробно обсуждалась региональными экспертами и некоторыми участниками фокус-групп, то здесь пересекаются три самостоятельные линии рассуждений. Во-первых, это 'политическая тема' – конфликт с властью. Во-вторых, это предположение, а иногда и убежденность, что будущее 'шестой кнопки' уже определено, и что планируемый конкурс окажется не более чем видимостью. И в-третьих, в свете отмечаемого респондентами роста похожести общероссийских телеканалов, роста однообразия новостных и аналитических программ, участники опросов высказывались за появление еще одного общественно-политического канала, на котором работали бы журналисты, способные к самостоятельному анализу ситуации в стране и неординарному освещению событий.
  • 'Когда пришли НТВ-шники на него, первое время после их скандала мне их не хотелось смотреть, у них было очень нервное настроение – у всей команды. Но потом они все успокоились, и опять стало очень интересно. Как они на НТВ работали, так и здесь, – примерно в том же плане. 'Шестая кнопка' действительно стала интересней, и думаю, что нужно в этом же роде дальше' (ДФГ, Воронеж).


  • 'Здесь все решают деньги; и суть политики, и всего остального. НТВ закрыли – то же сейчас с ТВ-6. Это не конкретно с журналистами воюют, а делят деньги, вот и все. И сейчас от нас ничего не зависит, что мы думаем по этому поводу, – как они решат, так и будет. Если уже не решили... В начале перестройки был замечательный анекдот, когда эта гласность началась, говорят: как у вас там ситуация? Как у собаки: цепь удлинили, а миску отодвинули, а лаять можешь, сколько хочешь. А сейчас начинают мисочку пододвигать, цепь укорачивать – ничего это не решает' (ДФГ, Москва).
  • 'Для меня главное пожелание – независимость по отношению к государственной политике. Должен быть сильный канал, а сила – это поиск постоянно новых каких-то программ, проектов и их быстрая смена. А для этого должна быть творческая и профессиональная свобода и, конечно, профессионализм. Если ничего не изобретается, то в этом смысле они становятся просто скучными' (эксперт, Красноярск).


  • 'Проблема в том, что телеканалы сегодня становятся на одно лицо. Если Вы включите там первый, второй, НТВ – они очень все похожи, у них передачи все похожие по своей постановке, подходу к темам, новости там один в один. Вы посмотрите – новости идут один в один. Даже просто набор сюжетов и текстовка, как комментируется, подается – они очень сильно похожи. Поэтому пожелание к новому каналу у меня может быть только одно: быть другим, занимаясь теми же общественными и политическими проблемами' (эксперт, Нижний Новгород).
  • 'Я так думаю, выбирать будут несколько людей, для которых, скажем так, будут играть несколько аргументов: первое: позиция президента и его администрации; второе: количество денег, стимулирующих то или иное решение и третье: жадность господ типа Лесина. А все остальное, как бы, оно мало кого интересует и мало на что влияет' (эксперт, Нижний Новгород).
  • 'Я бы хотел видеть новый телеканал в старом его виде, потому что он был негосударственный, насколько это было возможно. А уж потом он бы мог и совершенствоваться. Но он должен изначально выйти из того, что это независимый канал. Ну а в свете высказываний сегодняшних президента, когда на Госсовет он собирает и говорит, что хотелось бы иметь спортивный канал, то я так и понимаю, что именно это и будет спортивный канал или что-то в этом роде. Ну я не против, пусть будет спортивный канал, но не за счет ТВ-6' (эксперт, Барнаул).
Материал подготовлен автором в рамках проекта Фонда 'Общественное мнение': 'Национальные СМИ в контексте развития гражданских свобод в России: локальные события в свете общероссийских тенденций'. Работа выполнена при поддержке Фонда Дж. и К. Макартуров, грант № 01-68444-000.


 
2.Графики и открытые вопросы

КАКОЙ ИЗ ТЕЛЕКАНАЛОВ ВАМ НРАВИТСЯ БОЛЬШЕ ВСЕГО? (Карточка, один ответ.)

КАКИЕ ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ВИДОВ ТЕЛЕПЕРЕДАЧ ВЫЗЫВАЮТ У ВАС НАИБОЛЬШИЙ ИНТЕРЕС? (Карточка, не более трех ответов.)

У ОТЕЧЕСТВЕННОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ ЕСТЬ КАК ДОСТОИНСТВА, ТАК И НЕДОСТАТКИ. КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, В ЦЕЛОМ У НАШЕГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ СЕГОДНЯ БОЛЬШЕ ДОСТОИНСТВ ИЛИ НЕДОСТАТКОВ?

НА ШЕСТОМ КАНАЛЕ В РАЗНЫЕ ГОДЫ ШЛИ ПЕРЕДАЧИ РАЗНЫХ ТЕЛЕКОМПАНИЙ. СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, КОГДА ПЕРЕДАЧИ ТВ-6 ВАМ НРАВИЛИСЬ БОЛЬШЕ ВСЕГО? (Карточка, один ответ.) (В % от числа заявивших, что их телевизор принимает ТВ-6)

СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ВЫ БЫ ХОТЕЛИ ИЛИ НЕ ХОТЕЛИ, ЧТОБЫ ТВ-6 ОСТАЛСЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫМ СПОРТИВНЫМ ТЕЛЕКАНАЛОМ? (В % от числа заявивших, что их телевизор принимает ТВ-6)

КАКИЕ ТЕЛЕКАНАЛЫ ПРИНИМАЕТ ВАШ ТЕЛЕВИЗОР? (Карточка, любое число ответов.)

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: ЧЕМ ПРИВЛЕКАЕТ ВАС НАЗВАННЫЙ ТЕЛЕКАНАЛ*, ПОЧЕМУ ОН ВАМ НРАВИТСЯ?





* Предыдущий вопрос анкеты: 'Какой из телеканалов Вам нравится больше всего?'.

Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Качественная информация

26

Нравятся новостные программы

14

  • 'Новости сообщают'; 'новости узнаем'; 'из-за новостей'; 'больше новостей'; 'новости лучше'; 'больше информационных передач'; 'новостными программами'; 'просто отдаю ему предпочтение, здесь полнее информационные программы'; 'нравятся новости'; 'информационно-новостные передачи'; 'новости хорошо дают они'; 'из-за более насыщенных новостей'; 'информационные программы хорошие'.

Достоверность, объективность

12

  • 'Больше правды'; 'больше говорится правды'; 'достоверность информации'; 'более честный канал'; 'правдиво'; 'более объективный'; 'более достоверная информация'; 'оперативно и достоверно излагаются последние известия'; 'справедливости больше на нем'; 'более правдоподобная и объективная информация'; 'актуальностью'; 'более говорят правду'; 'больше справедливости'; 'правда в новостях'; 'они говорили правду'; 'были правдоподобные показы, справедливые репортажи'; 'более справедливая информация дается'; 'много достоверной информации'; 'они более правдивую информацию дают'; 'наиболее объективно, более подробные сведения'; 'объективная информация, корректно подается'.

Хорошие фильмы

14

  • 'Кинофильмы показывают'; 'можно отдохнуть с хорошими фильмами'; 'больше фильмов'; 'мне нравятся фильмы'; 'идут хорошие фильмы'; 'подбором фильмов'; 'там хорошие фильмы в 21.00'.

Интересный

14

  • 'Более занимательные передачи'; 'интересный канал'; 'всех интересней'; 'более интересно'; 'интересная программа'; 'на канале интересные передачи'; 'не скучный'; 'более интересен'; 'много интересного'; 'программы более интересны'; 'интересные передачи для моего кругозора'; 'нахожу больше интересных передач'; 'больше всего интересного'; 'вечером интересно'; 'интересные вещи'.

Большой выбор передач

8

  • 'Очень разнообразная программа'; 'разнообразие передач'; 'большой ассортимент'; 'разносторонний – можно найти все, на любой вкус'; 'многообразие'; 'лучше и разнообразнее'; 'много разнообразия'; 'своим разнообразием: там и новости, и фильмы, и игры'; 'разные передачи'.

Любимые передачи

5

  • 'Передачей 'Поле чудес'; 'Большую стирку' люблю'; 'идет передача 'Сегоднячко''; 'За стеклом'; 'программа 'Время''; 'Моя семья'; 'там показывают 'Городок''; 'по этому каналу идет любимая передача 'Большая стирка'; '120 минут'; 'передачами 'Парламентский час' и 'Федерация''; 'Время' и 'Жди меня'; 'Итоги', 'Новости'; 'там идет 'Времечко'; 'передача 'Вокруг света'; 'Времена' с Познером'; 'MTV – там много современной музыки'; 'Русский дом', 'Момент истины', 'Постскриптум'; 'есть что посмотреть: 'Катастрофы недели', 'Дорожный патруль''.

Много сериалов

4

  • 'Побольше сериалов'; 'идут русские сериалы'; 'нравятся отечественные сериалы'; 'идут на нем хорошие сериалы, которые успокаивают душу'.

Просто нравится

3

  • 'Нравится больше'; 'все нравится'; 'просто нравится, и все'; 'более симпатичен'; 'просто нравится'.

Познавательный

3

  • 'Передачи научно-познавательные'; 'больше познавательных программ'; 'все можно узнать'; 'общеобразовательные передачи'; 'дает познавательное'.

Развлекательные передачи

3

  • 'Развлекательных передач много'; 'развлекательный канал'; 'хорошие развлекательные передачи'; 'различными развлекательно-познавательными программами'.

Мало рекламы

2

  • 'Реклама стала поспокойнее'; 'реклама не такая назойливая'; 'меньше рекламы'; 'поменьше, чем на РТР, рекламы'; 'нет рекламы'; 'мало рекламы'; 'рекламы меньше'.

Качество приема

2

  • 'Хорошее качество приема'; 'лучше показывает телевизор'; 'лучше качество изображения'; 'у него лучше показ'; 'он лучше всех показывает, четче всех работает, без помех'; 'показывает без сбоев'.

Независимый

1

  • 'Много независимых передач'; 'более независимый, общественный канал'; 'он независим от политики'; 'независимостью от государства'; 'независимостью'.

Привычка

1

  • 'Больше привыкли его смотреть'; 'с детства смотрю этот канал'; 'всегда смотрю'; 'привыкли доверять этому каналу'; 'в силу привычки'; 'больше к нему привычная, он идет хорошо'; 'привычка смотреть этот канал'; 'дело привычки – все хорошо дозировано'.

Спортивные передачи

1

  • 'Есть передачи о спорте'; 'спорт'; 'много спорта'; 'больше передач о спорте'; 'больше спорта, чем на других телеканалах'; 'там шли соревнования по фигурному катанию – чемпионат Европы'; 'это спортивный канал'; 'в течение года было очень много спортивных передач'; 'стало много спорта'.

Хорошие ведущие

1

  • 'Нравятся телеведущие'; 'нормальные ведущие'; 'ведущие'; 'там есть Оля Ковалева, необыкновенно хорошо ведет передачи'.

Другое

1

  • 'Много душевных передач'; 'молодежный'; 'устраивают программы и время передач'; 'на татарском языке'; 'духовность'.

Нет ответа, ответ не на тему

23

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: КАКИЕ ДОСТОИНСТВА ОТЕЧЕСТВЕННОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ ВЫ МОЖЕТЕ НАЗВАТЬ?



Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Большой выбор передач

11

  • 'Выбрать можно, что-то разнообразное есть'; 'передачи на любой вкус, возраст'; 'большое разнообразие передач'; 'можно найти передачи для любого возраста и интереса'; 'есть передачи на любой вкус'; 'большой выбор каналов'; 'большой выбор программ'; 'больше программ'; 'выбора много для просмотра'; 'большой выбор, разнообразие'; 'на различные вкусы много передач'; 'оно разное'; 'достаточно широк диапазон телепередач на всякий вкус, охват новостей'; 'программ больше, можно выбрать'.

Правдивое, объективное

10

  • 'Начали говорить правду'; 'больше правды стали говорить'; 'достоверная информация'; 'честнее стала, выносится все напрямую'; 'информация стала более объективной'; 'более объективные новости'; 'справедливо показывают'; 'более открытая информация'; 'правдивые, искренние передачи'; 'правдоподобная и объективная информация'; 'больше говорят о том, о чем раньше умалчивалось'; 'говорят правду и говорят обо всем'; 'много открытой информации о политике'; 'все рассказывают, что есть'; 'правдивое отражение событий'; 'передают честно новости'; 'все рассказывают по правде, все новости говорят'.

Выбор художественных фильмов

10

  • 'Русские фильмы'; 'старинные фильмы'; 'отечественные фильмы'; 'больше фильмов'; 'много фильмов на житейские темы'; 'хорошие фильмы показывают'; 'сериалы, фильмы хорошие стали больше показывать'; 'много хороших художественных фильмов'; 'часто художественные фильмы'; 'много хороших фильмов'; 'фильмы хорошие'; 'стало больше художественных фильмов'.

Познавательное, много информации

10

  • 'Познавательные программы'; 'познание мира'; 'более познавательные передачи'; 'больше познавательных программ'; 'много поучительного'; 'больше информации'; 'широкий спектр информации'; 'дает большой объем информации'; 'хорошее освещение событий'; 'много научно-познавательных программ, интересных как детям, так и взрослым'; 'знакомство с миром'; 'идут поучительные передачи, много для детей'; 'есть поучающие, познавательные передачи'; 'культуру несут'; 'много образовательных передач'; 'окно в мир для людей, которые живут в деревнях'; 'обогащают знаниями'; 'больше информативная нагрузка'.

Интересное

6

  • 'Много интересного на телевидении'; 'много интересного сообщают'; 'занимательные передачи'; 'не скучное – интересные передачи'.

Много развлекательных передач

6

  • 'Много развлекательных передач: 'Слабое звено', 'Кто хочет стать миллионером''; 'игровые программы'; 'стало много интересных передач: игр, шоу'; 'много шоу разных'; 'хорошие телеигры'; 'хорошие программы развлекательные'; 'ток-шоу на житейские темы'; ''Последний герой' – реал-шоу'.

Наличие информационных передач

4

  • 'Очень много новостей'; 'новости и информационные передачи'; 'информационная служба'.

Ближе к жизни

2

  • 'Доходчивость'; 'ориентируется на людей'; 'доступность для понимания обычного человека'; 'жизненность'; 'все ясно и понятно'; 'доступность сопереживания, нераздражительность, желание смотреть, сопереживать на экране'; 'к жизни приближена'.

Оперативность в подаче информации

2

  • 'Своевременная информация'; 'быстрое информирование о новостях'; 'быстрота осведомления о каких-либо известиях'; 'быстро и оперативно информируют о произошедших событиях'; 'быстро реагируют на события'; 'гибкость реагирования'; 'быстрая передача информации'; 'быстрая реакция на происходящее в мире'.

Качество, профессионализм

1

  • 'Профессионализм'; 'грамотные телеведущие'; 'высокопрофессиональными в техническом плане'; 'высокое качество программ'; 'хорошие журналисты'; 'качественные стали передачи, новости составлены более грамотно'; 'хорошо работают ведущие'.

Таких достоинств нет

1

  • 'Нет'; 'никакие'; 'достоинств не вижу'; 'их нет'.

Другое

2

  • 'Бесплатное телевидение'; 'говорят на русском языке'; 'бывает хорошая музыка'; 'встречи с интересными людьми'; 'меньше жестокости, разврата, чем на Западе'.

Нет ответа, ответ не на тему

42

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: КАКИЕ НЕДОСТАТКИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ ВЫ МОЖЕТЕ НАЗВАТЬ?



Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Много рекламы

49

  • 'Много рекламы, которую слишком часто показывают'; 'много рекламы, ее надо убрать вообще'; 'много рекламы, терпеть ее нельзя'; 'мучает реклама'; 'много очень рекламы бестолковой'; 'перенасыщенность рекламой'; 'много рекламы, одна и та же реклама взывает отвращение'; 'реклама задолбала'; 'много рекламы: подгузники и т.д.'; 'мешает реклама'; 'может, стоило бы уменьшить рекламу'; 'много рекламы, нет умных реклам'; 'изобилие раздражающей рекламы'; 'много продолжительной рекламы'; 'много повторяющейся рекламы'; 'глупая реклама'.

Показ насилия, жестокости и разврата

19

  • 'Насилие показывают'; 'боевики, порнография, эротика'; 'боевики, насилие, эротика'; 'выходят на экран очень интимные вещи'; 'вольные, откровенные фильмы'; 'без всякого стеснения показывают то, что не должны показывать'; 'много намеков на секс, порнографию'; 'засилье агрессивных фильмов'; 'боевики, резня – меньше надо жестокости показывать'; 'голые женщины, убийства'; 'боевики с элементами жестокости'.

Подражание Западу, засилье иностранного кино

7

  • 'Сейчас много передач на западный манер'; 'мало отечественных фильмов'; 'засилье иностранной кинопродукции'; 'ориентация больше на Запад, чем на нашу страну'; 'мало российских фильмов'; 'все копируется с Запада, мало своих идей'; 'слишком много иностранной ерунды'; 'все сдрючивают у Запада, ничего своего нет'; 'фильмы США'; 'много иностранщины'; 'много американских фильмов'; 'отупелые передачи: подражают Западу, а мы другие немножко'; 'засилье иностранных фильмов и музыки'.

Мало правдивой информации, объективности

5

  • 'Мало правды говорится'; 'искажение фактов'; 'считаю, что очень много лжи'; 'мало правдивой информации'; 'не всю правду говорят о Чечне'; 'не говорят полной правды'; 'ложь по ТВ'; 'из мухи делают слона, необъективная информация'; 'неправдивая информация'; 'искажение информации'; 'мало правдивости, много лишних комментариев нам навешивают'; 'много лжи'; 'много говорят неправду'; 'не всегда говорят правду, иногда освещают события однообразно'; 'необъективная информация'; 'много неправдивой, непроверенной информации'; 'врут всякие политики'; 'мало достоверной информации'; 'нет разнообразия, нет объективности'; 'постоянно идет лживая информация'; 'в новостях врут, бульварщина'; 'наше правительство врет по ТВ'.

Много сериалов

3

  • 'Очень много сериалов – бессмысленных и пустых'; 'латиноамериканские сериалы'; 'показывают телесериалы'; 'мыльные оперы'; 'сериалы для умственно отсталых'; 'сериалы для тупиц, плаксивые'; 'дурацкие сериалы'; 'сериалы надоели'; 'много мыльных опер'; 'не переношу сериалы'; 'сериалы импортные'; 'сериалы импортные – особенно бразильские'.

Мало интересных передач

2

  • 'Мало интересных передач'; 'по субботним вечерам пустая программа'; 'мало хороших программ'; 'много показывают ненужных передач'.

Политизированость каналов

1

  • 'Политические интриги'; 'сильный политический уклон передач'; 'некоторые каналы политизированы'; 'слишком политизирована борьба каналов между собой, полное нежелание профессионально сделать шоу'.

Много развлекательных передач

1

  • 'Слишком много шоу, развлекательных передач'; 'современные игры на деньги'; 'много различных игр'; 'много ненужных игр'; 'не нравятся игры'; 'засилье игр'; 'передача типа 'Слабое звено'.

Отсутствие детских передач

1

  • 'Мало детских передач'; 'отменили передачу 'Спокойной ночи, малыши''; 'нет передач 'В гостях у сказки', 'Спокойной ночи, малыши''; 'детям смотреть нечего'; 'детских и познавательных передач мало'.

Зависимость телевидения

1

  • 'Вещают то, что власти надо, не имеют собственного мнения'; 'работа на частных лиц'; 'зависимость канала'; 'зависимость от правительства'; 'финансовая зависимость от тех, кто дает деньги на финансирование телевидения'; 'подстраиваются под власти'; 'информационные передачи находятся под давлением государственных органов'; 'информация подается с подсказки'; 'проходят заказные, черные PR'; '1-й и 2-й – президентские каналы'; 'не независимы'.

Низкое качество передач

1

  • 'Пошлые, низкопробные передачи'; 'много низкосортных проектов'; 'плохая игра актеров в мыльных сериалах отечественных'.

Другое

1

  • 'Специальных эффектов мало'; 'чаще бы показывали жизнь обычных людей'; 'мало каналов'; 'сейчас мало спектаклей'; 'в ночное время часто нечего смотреть, нет новостей'; 'много молодежных песен – ни к селу ни к городу, на непонятном языке'; 'редко показывают фильмы о войне'.

Нет ответа, ответ не на тему

24

ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС: СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ЧТО БЫ ВЫ ХОТЕЛИ В ДАЛЬНЕЙШЕМ ВИДЕТЬ НА КАНАЛЕ ТВ-6?*





* Ответы на данный вопрос давали респонденты, заявившие о том, что их телевизор принимает ТВ-6, и не желающие, чтобы ТВ-6 оставался специализированным спортивным каналом. Суждения респондентов

(в % от числа опрошенных по России)

Кино

6

Кинофильмы вообще

4

  • 'Побольше фильмов'; 'серьезные, интересные фильмы'; 'фильмы, но не телесериалы'; 'телефильмов'; 'кинофильмы хорошие'.

Отечественные фильмы

2

  • 'Хорошие старые русские фильмы'; 'меньше всяких ужасов – больше наших фильмов'; 'отечественные фильмы'; 'хороших, добрых отечественных фильмов'; 'советские фильмы'; 'хорошие веселые картины, наши старые российские фильмы'; 'больше российских фильмов старых и новых'; 'наше кино'; 'фильмы о войне, про колхозы'.

Передачи команды НТВ на ТВ-6

5

  • 'Все, что было с командой Киселева'; 'все устраивало, когда пришли журналисты с НТВ'; 'как раньше, перед отключением'; 'как было до января 2002 года, после прихода журналистов с НТВ'; 'как было с НТВ'; 'возврат команды журналистов ТВ-6, работавших до отключения, т.е. НТВ'; 'так же, как были до закрытия'; 'возврат команды Киселева'; 'чтобы Киселев со своими передачами и командой остались'.

Информационные, новостные передачи

2

  • 'Информация'; 'новости'.

Развлекательные передачи

2

  • 'Лучше развлекательный канал'; 'развлекательные программы'; 'игры'.

Познавательные передачи

1

  • 'Больше познавательных передач'; 'научно-познавательные'; 'познавательные передачи о природе, животных'; 'Сто чудес света' и фильмы про животных'.

Передачи ТВ-6 до прихода команды НТВ

1

  • 'Все, что было до прихода журналистов с НТВ'; 'чтобы работали журналисты с бывшего, до пришествия Киселева, ТВ-6'; 'вернуться к передачам до 2001 года'; 'старая команда – до Киселева'; 'каким он был до января 2001 года'; 'как было до НТВ'; 'вернуть тот ТВ-6 – то, что было до 2001 года'; 'ТВ-6, которое было до прихода Киселева'; 'вернуть команду, которая была до прихода Киселева – они были со своими интересными версиями, не похожи на другие каналы'; 'то же самое, что было до того, как приняли с НТВ'; 'пусть так же работает, как до прихода журналистов с НТВ'.

Конкретные передачи

1

  • 'Итоги' Киселева, 'Итого' Шендеровича'; 'проект 'За стеклом''; 'Независимые расследования'; 'Куклы', 'Глас народа'.

Спортивные передачи

1

  • 'Спорт'; 'спортивные передачи'.

Музыка

1

  • 'Музыку'; 'музыку хорошую'.

Разнообразные передачи

1

  • 'Разнообразие'; 'чтобы передачи были на разные темы'; 'самые разные передачи'; 'более интересный, многоплановый'.

Детские передачи

1

  • 'Детские программы'; 'передачи для детей'; 'мультики'.

Независимые, правдивые передачи

1

  • 'Сделать частный канал без госучастия - 100%'; 'больше реальных новостей и информации'; 'хорошие, правдивые, нужные передачи'; 'правдивую информацию о жизни, событиях'; 'более честная и подробная информация о жизни наших людей, какие меры предпринимаются для улучшения жизни людей, хотелось бы знать, когда кончится беспредел с ценами'.

Другое

1

  • 'Вижу религиозным'; 'интернет-передачи'; 'передачи для женщин'; 'спокойные передачи шли'; 'побольше русского духа'; 'работали профессиональные журналисты – даже если они будут навязывать свое мнение, это лучше будет'; 'был без Киселева'.

Нет ответа, ответ не на тему

82

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 2-3 февраля 2002 г. 1500 респондентов.


 
3.Опрос экспертов

ВОПРОС: КАКИЕ ТЕЛЕКАНАЛЫ ПРИНИМАЕТ ВАШ ТЕЛЕВИЗОР?

ВОПРОС: КАКОЙ ИЗ ТЕЛЕКАНАЛОВ ВАМ НРАВИТСЯ БОЛЬШЕ ВСЕГО?

ВОПРОС: ИНФОРМАЦИОННЫМ И АНАЛИТИЧЕСКИМ ПЕРЕДАЧАМ КАКОГО ИЗ ТЕЛЕКАНАЛОВ ВЫ ДОВЕРЯЕТЕ БОЛЬШЕ ВСЕГО?

ВОПРОС: НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ ПРЕКРАТИЛ СВОЕ ВЕЩАНИЕ КАНАЛ ТВ-6. СЕЙЧАС АКТУАЛЕН ВОПРОС, КАКИМ БУДЕТ НОВЫЙ КАНАЛ, ВЕЩАЮЩИЙ НА ЭТОЙ ЧАСТОТЕ. В ПРИНЦИПЕ ВОЗМОЖНЫ ТРИ ВАРИАНТА КОНЦЕПЦИИ НОВОГО ТЕЛЕКАНАЛА:

  • ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ КАНАЛ ОБЩЕГО ПРОФИЛЯ, ПОХОЖИЙ НА ДРУГИЕ УЖЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ ТЕЛЕКАНАЛЫ;
  • СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ КАНАЛ ТОЛЬКО ОДНОГО ПЛАНА (НАПРИМЕР, ТОЛЬКО СПОРТИВНЫЙ, ТОЛЬКО ДЕТСКИЙ, ТОЛЬКО НОВОСТНОЙ И Т.Д.);
  • ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КАНАЛ, НА КОТОРОМ ВЕЩАЛА БЫ КАКАЯ-НИБУДЬ РЕГИОНАЛЬНАЯ ТЕЛЕКОМПАНИЯ.
  • КАКОЙ ИЗ ЭТИХ ВАРИАНТОВ КАЖЕТСЯ ВАМ НАИБОЛЕЕ ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЫМ?

ВОПРОС: НА ШЕСТОМ КАНАЛЕ В РАЗНЫЕ ГОДЫ ШЛИ ПЕРЕДАЧИ РАЗНЫХ ТЕЛЕКОМПАНИЙ. СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, КОГДА ПЕРЕДАЧИ ТВ-6 ВАМ НРАВИЛИСЬ БОЛЬШЕ ВСЕГО: ДО ПРИХОДА НА КАНАЛ ЖУРНАЛИСТОВ С НТВ, ПОСЛЕ ПРИХОДА НА КАНАЛ ЖУРНАЛИСТОВ С НТВ ИЛИ СЕЙЧАС, КОГДА НА КАНАЛЕ НАЧАЛАСЬ ТРАНСЛЯЦИЯ ТОЛЬКО СПОРТИВНЫХ ПЕРЕДАЧ?

Телефонные интервью с представителями региональных властных, интеллектуальных и медиаэлит 30-31 января 2002 г. 130 экспертов.


 
4.Приложение.Таблицы

КАКИЕ ТЕЛЕКАНАЛЫ ПРИНИМАЕТ ВАШ ТЕЛЕВИЗОР? (Карточка, любое число ответов.)

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 700 руб. 700 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы большие города малые города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1005215282940485231313822333213233833121738272511142261751004753313435
ОРТ 9596939796939694979593909597989295969896939496899595959795989898989998
РТР 9293919592909490959588859296968793959495928895889592829196999999989998
НТВ 6968667768657167767359547072835864799172685372798170626130999999999997
местные телеканалы 4443464642454741504737364346533143516240404036713649164549586354626647
ТВ-6 4341375045384343474836294348573337566953382253394340225116979697969797
'Культура'383734454033393742443022394450233154644530216046433514205969696989992
ТВ-Центр 3432304533293930414025193539472627474343301961252931431510929391959587
ТНТ 333226433128362942382116343843262544643926174033363622263636660657251
Ren-TV 3231294230273628423521173039442126454639271741283426113136808377818771
СТС 3129234329253627413619173134462025425933251737343420163923768072818462
М1 8871110698101153991635152110230002611667360707950
другие 43455353652344622710632212151600333432
затрудняюсь ответить32412424134630163123342433514111111


КАКОЙ ИЗ ТЕЛЕКАНАЛОВ ВАМ НРАВИТСЯ БОЛЬШЕ ВСЕГО? (Карточка, один ответ.)

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 700 руб. 700 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы большие города малые города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1005215282940485231313822333213233833121738272511142261751004753313435
ОРТ 3742383437393143313245453734324541293238364329244440434343171419121820
РТР 1819151422161718152017161720161420201022181819251121121613161319171218
НТВ 1414151813131811191510917151412121820131313182220101284192217232014
ТВ-6 423642525521535425633242331631012710117
'Культура'3342332314313362334222541302273115611
местные телеканалы 22411423223431222221330305252000000
СТС 21141241620223420481201342231555870
Ren-TV 11141021400012211321201031115212410
ТВ-Центр 11221121121112221201113011200444337
ТНТ 11111111210021111002111011300000100
М1 00101000010010000000011000000232331
другой 11022021211112101213102201002130202
затрудняюсь ответить1513161115191615111519191415141516131412161616151213211426171915131820


КАКИЕ ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ВИДОВ ТЕЛЕПЕРЕДАЧ ВЫЗЫВАЮТ У ВАС НАИБОЛЬШИЙ ИНТЕРЕС? (Карточка, не более трех ответов.)

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 700 руб. 700 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы большие города малые города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1005215282940485231313822333213233833121738272511142261751004753313435
новости, информация о последних событиях6465745768676860496676695766705770646266636661676464656669636760506573
телеигры, развлекательные викторины, юмористические передачи2831233130252630372723213131303325283032272825253432302624272825333117
мелодраматические телесериалы, лиричные, душевные кинофильмы252724173027113818193642192413243319202327292419292622233717726141719
серьезные кинофильмы2120211823232320172422202123191922232021202126271916181826293128242934
передачи с обсуждением проблем, дискуссии 1717231516181617131819141417291416201421171514261613261812222024142626
обучающие, познавательные, развивающие интеллект передачи 161810201514141820171141520281315191223141419181715111310232125272518
передачи о криминальных делах, скандалах161614181415191320218132016101716131612161817131717131416141314191211
ток-шоу на житейские темы14151915131572114151415141691415141614141513111214111533821410124
остросюжетные кинофильмы (боевики, детективы, триллеры и т.п.) 1110415910185181347161071681114139111212139139913171021136
соревнования по 'опасным' видам спорта (бокс, хоккей, автогонки, горные лыжи и т.п.) 101071398182131368129101181011121079114121311121529320179
традиционная эстрадная музыка 886107861010966109611787998851071594759578
передачи с показом ужасов, катастроф и трагических происшествий 7541066951344686675889762869137145551230
соревнования по 'спокойным' видам спорта (фигурное катание, художественная гимнастика, теннис и т.п.) 7711787776687671066827861196644312121312817
передачи о культуре и искусстве, серьезная музыка 66357638387257134581064488455741562371522
музыка с жестким ритмом (рок, диско, рэп и т.п.) 554833631122373343684454664833462931
передачи о товарах, услугах, рекламные передачи, полезные советы 23132223421132332231322234112232242
другое 10210111011111001111101101020221230
затрудняюсь ответить22321422123321342132231032341111102


У ОТЕЧЕСТВЕННОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ ЕСТЬ КАК ДОСТОИНСТВА, ТАК И НЕДОСТАТКИ. КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, В ЦЕЛОМ У НАШЕГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ СЕГОДНЯ БОЛЬШЕ ДОСТОИНСТВ ИЛИ НЕДОСТАТКОВ?

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 700 руб. 700 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы большие города малые города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1005215282940485231313822333213233833121738272511142261751004753313435
достоинств4549434944424247504441404745464846423643464843424150464739444147544832
недостатков 3431383535333830313436303236402834364238332734433433223135414239373649
затрудняюсь ответить2120191620262022182124302119142419212220212423142518322126151614101619


НА ШЕСТОМ КАНАЛЕ В РАЗНЫЕ ГОДЫ ШЛИ ПЕРЕДАЧИ РАЗНЫХ ТЕЛЕКОМПАНИЙ. СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, КОГДА ПЕРЕДАЧИ ТВ-6 ВАМ НРАВИЛИСЬ БОЛЬШЕ ВСЕГО? (Карточка, один ответ.) (В % от числа заявивших, что их телевизор принимает ТВ-6)

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 700 руб. 700 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы большие города малые города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1005215282940485231313822333213233833121738272511142261751004753313435
до 2001 года, до прихода на канал журналистов с НТВ 2829262630282530282925282628282425322324312435362418192626363339413631
после прихода на канал журналистов с НТВ2727303423253025332622172927323128252925292422183635232810272529222929
когда на канале началась трансляция только спортивных передач 12111614101017613101281112146101491410111567156110182710241615
затрудняюсь ответить3232252437342737253339433231263734283935303627323431523564191523131825


СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ВЫ БЫ ХОТЕЛИ ИЛИ НЕ ХОТЕЛИ, ЧТОБЫ ТВ-6 ОСТАЛСЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫМ СПОРТИВНЫМ ТЕЛЕКАНАЛОМ? (В % от числа заявивших, что их телевизор принимает ТВ-6)

 Россия, все Голосовали бы за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на чл.семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Путина ...Зюганова оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 700 руб. 700 - 1500 руб. более 1500 руб. мегаполисы большие города малые города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 50 лет старше 50 лет
Доли групп (%)1005215282940485231313822333213233833121738272511142261751004753313435
хотел(-а) бы 3738393834374628363837313837394336341846404141262734264725384531403538
не хотел(-а) бы 4543464647444049494540374844483844486432413844505447163865514557535348
затрудняюсь ответить171812141817132114162227131814171817182017161515191658151011101261214


Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 2-3 февраля 2002. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов.





База данных ФОМ > СМИ и Интернет > Журналистика и журналисты > ТВ и ТВ-6