fom.ru · Поиск ·      








30.12.1999, Анна Петрова, Анатолий Черняков, Светлана Климова, Екатерина Ядова

Кто влияет на избирателя?

Респондентам, принявшим участие в парламентских выборах (63% от всех опрошенных), был задан вопрос о том, учитывали ли они при голосовании советы и мнения других людей. "Учитывающих" оказалось вдвое меньше, чем "не учитывающих" (процентное соотношение тех и других – 33:64).

К кому же в своем окружении избиратели прислушивались прежде всего? Чтобы выяснить это, тем, кто принял участие в голосовании, был задан соответствующий вопрос и предложено 11 вариантов ответа, из которых можно было выбрать не более трех. Как выяснилось, в первую очередь избиратели учитывали при голосовании мнение членов своей семьи и родственников (20% из числа голосовавших), во вторую – точку зрения друзей и приятелей (10%). Каждая из остальных позиций (например, коллеги, товарищи по работе, соседи по дому, даче и др.) была упомянута не более чем в 5% ответов.

Кроме того, участникам голосования задавался вопрос о том, как повлияли на их электоральное поведение средства массовой информации. Отвечавшие могли выбрать до трех ответов из предлагавшихся пяти. Были получены следующие результаты (данные в % от числа респондентов, участвовавших в выборах):

Телевидение, радио, газеты...

...привлекали внимание к предстоящим выборам30
...проясняли предвыборную ситуацию 29
...не оказали никакого влияния на решение об участии в выборах и голосовании25
...определили решение относительно участия в предстоящих выборах и/или намерения голосовать за ту или иную политическую партию19
...запутывали, мешали принять определенное решение12

Таким образом, более чем для половины проголосовавших избирателей (59%) СМИ оказались средством приобщения к ситуации выборов, а почти для одной пятой (19%) – определили электоральное решение. Резко негативную позицию по отношению к деятельности СМИ в предвыборный период заняли лишь 12% из числа пришедших к избирательным урнам.

Всероссийский опрос городского и сельского населения. 20 декабря 1999 года. 2000 респондентов.



База данных ФОМ > СМИ и Интернет > Политика и СМИ > Предвыборные передачи > Кто влияет на избирателя?