Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/smi_pol/el_med/dd041227




Информационное поле президентских выборов-2004

25.03.2004 [отчет] [ Опрос населения ]






1. Опрос населения
2. Опрос экспертов
3. Приложение. Таблицы

 


Накануне президентских выборов все кандидаты на пост главы государства оказывались в поле зрения избирателей довольно регулярно. Об этом свидетельствуют ответы участников опроса на вопрос 'Кого из перечисленных политиков Вы видели, слышали в теле- и радиопередачах, о ком читали в газетах в последнюю неделю перед выборами?'. Присутствие И. Хакамады в СМИ заметили 54% опрошенных; В. Путина видели или слышали примерно столько же – 52%; выступления Н. Харитонова в ходе предвыборной кампании заметили 50% избирателей, С. Глазьева – 46%, О. Малышкина – 44% и С. Миронова – 41%. Вообще не следили за сообщениями в СМИ о предвыборных кампаниях кандидатов 23% опрошенных.

Какой-либо корреляции между частотой упоминания кандидатов, с одной стороны, и числом голосов, полученных ими в результате прошедших выборов, либо количеством использованного ими (по подсчетам политологов и журналистов) эфирного времени, – с другой, явно не наблюдается. Похоже, что люди, интересующиеся политикой и включенные в политическую жизнь, замечали выступления всех претендентов на президентский пост в печати и на телевидении. Те же, кто не участвовал в выборах, существенно реже обращали внимание на предвыборные выступления всех без исключения политиков (37% в этой группе – на 14% больше, чем в среднем по выборке – сообщили, что вообще не следили за сообщениями о предвыборной кампании).

Чаще других обращали внимание на выступления кандидатов в президенты люди с высшим образованием, представители старших возрастных групп и жители больших городов. Самыми заинтересованными оказались приверженцы КПРФ и 'Родины': они чаще, чем россияне в среднем, утверждают, что следили за выступлениями всех без исключения кандидатов. Результаты опроса позволяют утверждать, что избиратели обращали внимание не только на речи 'своего' кандидата, но и на выступления его соперников. Иначе говоря, интерес определялся не столько политическими пристрастиями, сколько заинтересованностью в политической жизни в целом. Участники фокус-групп говорили, что из предвыборных выступлений кандидатов в президенты люди получили достаточное представление о них как о личностях, но вот о программах кандидатов информации было, по мнению ряда респондентов, недостаточно.
  • 'Модератор: А вообще, как Вы считаете, достаточно Вам было информации о кандидатах перед выборами?
С другой стороны, распределение ответов на вопрос: 'Кто из кандидатов в президенты в передачах, сообщениях (в СМИ) в последнюю неделю произвел на Вас благоприятное впечатление?' показывает явное влияние политических симпатий на оценку выступлений кандидатов в президенты. На первом месте, естественно, В. Путин: его выступления в ходе предвыборной кампании понравились 28% опрошенных избирателей. Существенно чаще о благоприятном впечатлении, которое произвели на них выступления президента, говорят приверженцы 'Единой России' (41%) и те, кто голосовал за Путина (40%). Участникам фокус-групп понравились телемосты, в ходе которых В. Путин отвечал на вопросы избирателей.
  • 'А вот приемлемая форма дебатов – это, на мой взгляд, открытая линия президента. Ему задавали вопросы из разных регионов, и он в телеэфире на них отвечал, общался со всей страной' (ДФГ, Санкт-Петербург).
Высказывалось мнение, что было бы хорошо, если бы и другие кандидаты общались с избирателями таким же образом.

На втором месте – Н. Харитонов. Он произвел благоприятное впечатление на 17% опрошенных. Чаще других одобрительно говорят о его выступлениях, естественно, сторонники КПРФ (54%) и 'Родины' (36%). Особенно понравился Н. Харитонов людям старше 55 лет (29%) и тем, у кого нет среднего образования (24%). Участники фокус-групп обратили внимание на содержание предвыборных выступлений Н. Харитонова: некоторым, в частности, понравились обещания бесплатного образования (другие, впрочем, восприняли их с некоторым сомнением).
  • '1-й участник: Он сказал – молодежь будет учиться бесплатно, у меня внуки – очень тяжело, потому что все платное.
2-й участник: Харитонов – да, мы за то, чтобы бесплатно. А как это бесплатно-то будет?' (ДФГ, Москва).

И. Хакамада
– на третьем месте по числу одобрительных оценок. Ее выступления понравились 9% избирателей. Больше всего они импонировали сторонникам СПС и 'Яблока' (35%), а также людям с высшим образованием (17%).

На четвертом месте – С. Глазьев. Его предвыборные выступления понравились 7% избирателей. Сторонники блока 'Родина' в четыре раза чаще, чем россияне в среднем (28%), говорят о том, что выступления этого кандидата произвели на них благоприятное впечатление. Участники фокус-групп, отмечавшие выступления С. Глазьева, говорили о том, что он был сдержаннее других, не старался опорочить соперников.
  • 'Модератор: А они выливали друг на друга грязь?
Предвыборные выступления О. Малышкина и С. Миронова произвели позитивное впечатление на 3% опрошенных. Но между этими кандидатами есть существенная разница: выступления О. Малышкина чаще одобряют сторонники ЛДПР (20%), а С. Миронов не пользуется особыми симпатиями ни в одной группе избирателей.

Ответы на симметричный предыдущему вопрос: 'А кто из кандидатов в президенты в этих передачах, сообщениях в последнюю неделю Вам не понравился?' распределились следующим образом. Предвыборные выступления И. Хакамады не понравились 21% опрошенных. Чаще это – сторонники ЛДПР (35%), 'Родины' (29%) и КПРФ (26%). Реже говорят о том, что ее выступления не произвели на них впечатления, сторонники СПС и 'Яблока' (14%). Судя по высказываниям участников фокус-групп по поводу предвыборных выступлений И. Хакамады, некоторым избирателям ее предвыборная программа и позиция по отношению к собственной партии показались не слишком внятными.
  • '1-й участник: Хакамада тоже такое, расплывчатое и туманное,– равенство, счастье и братство. Но как? Какова модель-то будет экономического развития здесь?
Выступления О. Малышкина не понравились 18% респондентов. Чаще это сторонники СПС и 'Яблока' (32%), а также приверженцы КПРФ (23%). Среди сторонников ЛДПР оказалось 11% тех, кто не одобрил предвыборные выступления кандидата от этой партии. О. Миронов не произвел впечатления на 10% опрошенных. Это чаще всего сторонники СПС и 'Яблока' (20%), 'Родины' (19%) и КПРФ (17%). Сочли неудачными предвыборные выступления С. Глазьева 8% опрошенных. Больше всего тех, кому не понравились выступления этого кандидата, оказалось среди сторонников СПС и 'Яблока' (16%). Выступления Н. Харитонова отрицательно оценили 7% опрошенных, и только 2% россиян негативно восприняли предвыборные выступления В. Путина.


 
1. Опрос населения
КОГО ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ПОЛИТИКОВ ВЫ ВИДЕЛИ, СЛЫШАЛИ В ТЕЛЕ- И РАДИОПЕРЕДАЧАХ, О КОМ ЧИТАЛИ В ГАЗЕТАХ В ПОСЛЕДНЮЮ НЕДЕЛЮ ПЕРЕД ВЫБОРАМИ? (Карточка, любое число ответов.)
КТО ИЗ ПОЛИТИКОВ В ЭТИХ ПЕРЕДАЧАХ, СООБЩЕНИЯХ В ПОСЛЕДНЮЮ НЕДЕЛЮ ПРОИЗВЕЛ НА ВАС БЛАГОПРИЯТНОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ? (Ответы следивших за сообщениями о предвыборной кампании. Карточка, любое число ответов.)
А КТО ИЗ ПОЛИТИКОВ В ЭТИХ ПЕРЕДАЧАХ, СООБЩЕНИЯХ В ПОСЛЕДНЮЮ НЕДЕЛЮ ВАМ НЕ ПОНРАВИЛСЯ? (Ответы следивших за сообщениями о предвыборной кампании. Карточка, любое число ответов.)
Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 20-21 марта 2004 г.. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов, 100 из которых входят и в общероссийскую выборку. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.


 
2. Опрос экспертов
ВОПРОС: КОГО ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ПОЛИТИКОВ ВЫ ВИДЕЛИ, СЛЫШАЛИ В ТЕЛЕ- И РАДИОПЕРЕДАЧАХ, О КОМ ЧИТАЛИ В ГАЗЕТАХ В ПОСЛЕДНЮЮ НЕДЕЛЮ ПЕРЕД ВЫБОРАМИ? (СПИСОК ФАМИЛИЙ, ЛЮБОЕ ЧИСЛО ОТВЕТОВ.)
ВОПРОС: КТО ИЗ КАНДИДАТОВ В ПРЕЗИДЕНТЫ В ПЕРЕДАЧАХ, СООБЩЕНИЯХ В ПОСЛЕДНЮЮ НЕДЕЛЮ ПРОИЗВЕЛ НА ВАС БЛАГОПРИЯТНОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ? (СПИСОК ФАМИЛИЙ, ЛЮБОЕ ЧИСЛО ОТВЕТОВ.)
ВОПРОС: А КТО ИЗ КАНДИДАТОВ В ПРЕЗИДЕНТЫ В ЭТИХ ПЕРЕДАЧАХ, СООБЩЕНИЯХ В ПОСЛЕДНЮЮ НЕДЕЛЮ ВАМ НЕ ПОНРАВИЛСЯ? (СПИСОК ФАМИЛИЙ, ЛЮБОЕ ЧИСЛО ОТВЕТОВ.)
Телефонные интервью с представителями региональных властных, интеллектуальных и медиаэлит 16-17 марта 2004 г. 130 экспертов.


 
3. Приложение. Таблицы

КОГО ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ПОЛИТИКОВ ВЫ ВИДЕЛИ, СЛЫШАЛИ В ТЕЛЕ- И РАДИОПЕРЕДАЧАХ, О КОМ ЧИТАЛИ В ГАЗЕТАХ В ПОСЛЕДНЮЮ НЕДЕЛЮ ПЕРЕД ВЫБОРАМИ? (Карточка, любое число ответов.)

 Россия, все Проголосовали за партию... Проголосовали за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на члена семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Единая Россия ...КПРФ ...ЛДПР ...Родина ...СПС и Яблоко ...не участвовали ...Путина ...другого политика ...не участвовали оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. мегаполисы бол.города малые города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше
Доли групп (%)10021953343471733273237465433392819333512273328131736262610152191451004554323829
И.Хакамада545762576866495869426253525454535455475255665055625062534862534751515748696472647072
В.Путин525660536558465759435753505252495157515251575056564258544860445449435737605762585864
Н.Харитонов505671576748395471344950535049414961524650544853544054514953484748435453515251375168
С.Глазьев465157476951385062334748474845404654464247573952524252464353424541404846545553405568
О.Малышкин444855576045374760334546444642384451444144524147493250464248384541394641495247395060
С.Миронов414553396342344556294442414340354149403843483745443349433647343939354633454743304956
никого из перечисленных442938444555353553445534653632935548444353
не следил(-а) за сообщениями о предвыборной кампании231715141214331893718222723242724192627221626221528182229242131281815181114916117
затрудняюсь ответить55534856553655546784637645458474212104444246



КТО ИЗ ПОЛИТИКОВ В ЭТИХ ПЕРЕДАЧАХ, СООБЩЕНИЯХ В ПОСЛЕДНЮЮ НЕДЕЛЮ ПРОИЗВЕЛ НА ВАС БЛАГОПРИЯТНОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ? (Ответы следивших за сообщениями о предвыборной кампании. Карточка, любое число ответов.)

 Россия, все Проголосовали за партию... Проголосовали за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на члена семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Единая Россия ...КПРФ ...ЛДПР ...Родина ...СПС и Яблоко ...не участвовали ...Путина ...другого политика ...не участвовали оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. мегаполисы бол.города малые города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше
Доли групп (%)10021953343471733273237465433392819333512273328131736262610152191451004554323829
В.Путин284117332025244013213029272631292532292829242832292132292832242922273332312932352730
Н.Харитонов171454133681015397121919171791429241415161919161417161918151519819181211144827
И.Хакамада98106935881371010761181076791767131011931110751294181323181918
С.Глазьев71071128748123687785796681057118107566104114268882715
О.Малышкин3322031236242352433343243324342224549241232
С.Миронов352373243163143244124624375213613325453147
ни один из перечисленных107451051371014148101291410541011198913121510511761212129151912151712
затрудняюсь ответить7910484689678768877697686767787109846297111486



А КТО ИЗ ПОЛИТИКОВ В ЭТИХ ПЕРЕДАЧАХ, СООБЩЕНИЯХ В ПОСЛЕДНЮЮ НЕДЕЛЮ ВАМ НЕ ПОНРАВИЛСЯ? (Ответы следивших за сообщениями о предвыборной кампании. Карточка, любое число ответов.)

 Россия, все Проголосовали за партию... Проголосовали за... Адаптация Пол Возраст Образование Доход на члена семьи Тип населенного пункта Федеральные округа Москва, все Пол Возраст
...Единая Россия ...КПРФ ...ЛДПР ...Родина ...СПС и Яблоко ...не участвовали ...Путина ...другого политика ...не участвовали оптимисты адаптированные пессимисты неадаптированные пессимисты мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше ниже среднего среднее общее среднее специальное высшее до 1000 руб. 1000 - 2000 руб. более 2000 руб. мегаполисы бол.города малые города села Центральный Северо-Западный Южный Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный мужчины женщины 18 - 35 лет 36 - 54 лет 55 лет и старше
Доли групп (%)10021953343471733273237465433392819333512273328131736262610152191451004554323829
И.Хакамада212226352914162228142318212418202219162023232219241726182223212216162226242722182332
О.Малышкин182323111832131925121919171719141821131321271720181320211320192514111710222024182128
С.Миронов1010171219207101861010121191010128812151112104111210127137912912121261515
С.Глазьев88121381668126118810761186791371010511971091058105121213101414
Н.Харитонов71001231167668678678546910687410678711448399910116
В.Путин214335207322331241123523303323030443323340
все перечисленные понравились333383342343324234333423595212225435223133
затрудняюсь ответить242326172318262526232424252326262127292721212525262223252523232027292823272530332721


Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 20-21 марта 2004 г. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.