fom.ru · Поиск ·      








21.12.1995, Светлана Мигдисова, Елена Петренко, Татьяна Захарова, Анна Воронцо-ва, Дмитрий Чубуков

Предвыборные ориентации российской прессы

Фонд "Общественное мнение" совместно с Национальной службой новостей продолжил работу над проектом "Предвыборные ориентации российской прессы".

Цель исследования, как и на первом этапе, результаты которого были опубликованы в двух предыдущих выпусках ФОМ-Инфо, – определение позиций российских газет в период с 20 ноября по 16 декабря, а также степени их включенности в предвыборный процесс.

Исследование проводилось по публикациям девяти российских ежедневных газет, занимающих в российских СМИ определенную нишу, имеющих свой статус и популярных в разных социальных слоях общества. Это – "Российская газета" (РГ), "Известия" (ИЗ), "Сегодня" (СГ), "Московский комсомолец" (МК), "Правда" (ПР), ''Коммерсант-дейли" (КД), "Труд" (Т), "Независимая газета" (НГ) и "Комсомольская правда" (КП).

Анализировались только те публикации, в которых упоминалось хотя бы одно избирательное объединение (партия, движение, блок) из одиннадцати, чаще всего попадающих в столбцы предвыборных социологических рейтингов, а именно: "Наш дом – Россия" (НДР), "Демократический выбор России – Объединенные демократы" (ДВР-ОД), "Яблоко", Коммунистическая партия РФ (КПРФ), Либерально-демократическая партия России (ЛДПР), "Конгресс русских общин" (КРО), "Женщины России", "Держава", Аграрная партия России (АПР), "Блок Ивана Рыбкина" (ВИР), "Вперед, Россия!".

Сегодня мы предлагаем вашему вниманию сводные результаты второго (с 21 по 25 ноября) и третьего (с 28 ноября по 3 декабря) этапов исследования. Мы объединили результаты двух этапов, поскольку, во-первых, число публикаций по теме выборов за одну неделю в "Российской газете" было очень мало и, во-вторых, разница в позициях каждой газеты на третьем и втором этапах оказалась незначительной.


"Российская газета" и "Правда"

Есть несколько причин, по которым мы решили объединить в одном выпуске результаты исследования публикаций "Российской газеты" и "Правды". Обе газеты в разное время являлись органами как власть предержащих, так и оппозиции, причем они никогда не были по одну сторону. В период избирательной кампании 1995 года только эти два издания из всей центральной прессы выступили как органы определенных партий и блоков.

Наверное, не нужно никого убеждать в том, что "Правда" является органом КПРФ, а "Российская газета" – органом правительства (а значит, – НДР). Представляют интерес позиции обеих газет не по отношению к своим "фаворитам", а по отношению ко вторым по числу упоминаний на их страницах партиям. Они, кстати сказать, чаще других упоминались в текстах как противники. Так, в "правдинских" текстах о КПРФ основным противником назывался НДР, а в текстах "Российской газеты" об НДР, напротив, – КПРФ.

Ниже приведены доли упоминаний о партии (блоке, движении) в издании (в % от числа публикаций в издании по теме исследования) на I и II – III этапах исследования:

 "Российская газета""Правда"
 III–IIIIII–III
НДР33262317
ДВР-ОД131298
"Яблоко"7543
"КПРФ17124349
ЛДПР101235
КРО31054
"Женщины России''3402
"Держава"10322
АПР35118
БИР91
"Вперед, Россия!"21

Как и в течение первого этапа исследования (26 сентября - 7 октября), в эти дни "Российская газета" в первую очередь упоминала в своих публикациях о НДР, а "Правда" – о КПРФ. Второе место в каждом издании занимали соответственно КПРФ и НДР. Однако если в ноябре - декабре "Правда" выделяет из ряда партий НДР, то "Российская газета" в то время не склонна уделять внимание какой-то одной команде – в результате его делят сразу трое: КПРФ, ДВР и ЛДПР.

"Правда" открыто заявляет о том, что ей чужды взгляды НДР (или правительства); критике политики правительства и президента России и позиций конкурентов отводится значительная доля текстов, где слово предоставляется лидерам КПРФ. В выступлениях лидеров НДР в "Российской газете" мы не найдем подобного открытого неприятия взглядов других партий, в частности, КПРФ.

"Российская газета" отводит место на первой полосе публикациям о НДР значительно чаще, чем другим партиям. Это может быть связано и с государственной деятельностью лидера блока, и с тем, что газета таким образом пытается привлечь внимание читателя к этому объединению.

"Правда" идет другим путем: первая полоса достается публикациям о КПРФ значительно реже, чем о НДР (соответственно 16% и 33%). Можно предположить, что такой подход имеет целью обратить внимание читателя "Правды" на программы НДР (или правительства).

Однако если "Правда" и помещает сведения об НДР на первой полосе чаще, чем о КПРФ, то это не значит, что она старается дать читателю подробный портрет этого блока. Как раз наоборот, "Правда" посвящает целиком текст информации об НДР значительно реже, чем о КПРФ (соответственно 17% и 39%). Зеркально симметрично распределяется площадь полос в "Российской газете", предоставляющей больше места НДР, нежели КПРФ (соответственно 15% и 7%).

Есть некоторое сходство и в подходе обоих изданий к созданию образа противника.

Применяются достаточно старые приемы, помогающие читателю представить "соперника" в невыгодном свете; "соперник" чаще, чем "фаворит", появляется в публикации в связи с каким-либо скандалом, происшествием, не влияющим на общие установки партии (блока). Если текст о "фаворите" чаще, чем о других партиях, публикуется в жанре информации, то текст о "сопернике" представляется как аналитическая публикация с набором аргументов и комментариев.

Оба издания не пренебрегают и эпистолярным жанром, печатая письма читателей, где говорится как о "фаворите", так и о "сопернике". Надо, однако, отметить, что есть и некоторое различие в портретах "соперников": если "Правда" дает информацию о "сопернике" в подчеркнуто негативном виде, то "Российская газета" свои чувства "микширует".

Итак, "Правда" и "Российская газета" представляли в предвыборную кампанию интересы диаметрально противоположных лагерей, причем, как правило, использовали одни и те же приемы для того, чтобы обелить "своего" и очернить противника. На страницах обоих изданий больше всего внимания уделялось КПРФ и НДР, другие избирательные объединения остались на втором плане.




База данных ФОМ > Печать > Предвыборные ориентации российской прессы