Документ опубликован на сайте www.fom.ru
http://bd.fom.ru/report/cat/smi_rei/o903002




О ДОВЕРИИ К СМИ

21.02.1999 [отчет] [ Кертман Г.Л. ]






Как показал опрос (Источник данных: общероссийский опрос населения по репрезентативной выборке в 56 населенных пунктах 29 областей, краев и республик всех экономико-географических зон России. Интервью по месту жительства. Объем выборки – 1500 респондентов. 13-14 февраля 1999 года.), 31% респондентов заявляют, что они доверяют средствам массовой информации, 37% - в равной мере доверяют и не доверяют, 27% - не доверяют. Однако когда перед ними ставится несколько более конкретный вопрос - о том, доверяют ли они информационным передачам ведущих телеканалов, картина меняется весьма существенно:

 ВсеВ какой мере лично Вы доверяете сегодня средствам массовой информации?
доверяюв равной мере доверяю и не доверяюне доверяю
Если вы смотрите информационные передачи телеканала ОРТ, то как вы относитесь к этим передачам - доверяете или не доверяете?
Не смотрю6 656
доверяю65 847041
не доверяю22 71747
Если вы смотрите информационные передачи телеканала РТР, то как вы относитесь к этим передачам - доверяете или не доверяете?
Не смотрю10 101010
доверяю64 806944
не доверяю18 51339
Если вы смотрите информационные передачи телеканала НТВ, то как вы относитесь к этим передачам - доверяете или не доверяете?
Не смотрю32 382825
доверяю50 535644
не доверяю11 3725


Как видно из представленных данных, зрители каждого из каналов в подавляющем большинстве воспринимают поставляемую ими информацию с доверием, причем даже среди тех, кто определенно заявляет о недоверии к СМИ в целом, примерно половина (а в случае с НТВ - солидное большинство) демонстрирует доверчивость в отношении новостных программ. А известно, что именно новостные программы ТВ являются главным и в большинстве случаев практически единственным источником информации для наших сограждан.

В чем тут дело? Очевидно, заявляя о недоверии к СМИ как к социальному институту, респонденты часто считают своим долгом продемонстрировать согласие с тезисом об их тотальной ангажированности, подчеркнуть, что видят в них инструмент пропаганды, используемый властями или олигархами. Но в действительности уровень доверия к СМИ остается чрезвычайно высоким - более высоким, чем к любому политическому или социальному институту в России.